ЛЕКЦИЯ 21.
Основное содержание истории государства и права в новейшее время. Эволюция государства и права в Германии в новейшее время
- Основное содержание истории государства и права в новейшее время.
- Ноябрьская революция в Германии.
- Веймарская конституция.
- Приход Гитлера к власти.
- Политический и государственный строй гитлеровской Германии.
- Послевоенное устройство Германии.
- Боннская конституция (1949).
- Восточная Германия.
- Объединение Германии.
1. Основное содержание истории государства и права в новейшее время.
XX век - начало эпохи Новейшего времени - стал поистине одним из наиболее противоречивых в истории человечества. Для большинства народов мира он явился переломной вехой в их развитии. Целые регионы были охвачены социальными и национально-освободительными революциями, в результате крушения колониальных империй возникли новые государства, шел трудный процесс смены социального и государственно-правового строя, в ряде стран возникла социалистическая государственность. Вместе с тем это был жестокий век, отмеченный многими гражданскими, локальными и двумя мировыми войнами. Между многими народами сохранялась отчужденность самого различного порядка (идеологического, религиозного, национального и т.д.), в значительной мере обусловленная неравномерностью их исторического и социально-экономического развития. Это особенно отчетливо проявилось во взаимоотношениях между странами социалистического и капиталистического лагеря. Создавались и частично сохраняются военные блоки, и ныне объективно дестабилизирующие международные отношения. Острые противоречия характеризуют взаимоотношения между странами экономически развитыми и бывшими колониальными и зависимыми, известными как страны "третьего мира".
И вместе с этим на региональном уровне началось сближение стран приблизительно одинакового экономико-политического уровня развития. Во второй половине XX в. институируются региональные сообщества государств, обладающие потенциалом дальнейшего объединения. Одним из наиболее ярких примеров интеграции на современном этапе является создание Европейского Союза.
Государство и право отдельных стран, оказывая на эти процессы существенное воздействие, в свою очередь, во многом под их влиянием претерпевали важные и вместе с тем далеко неоднозначные изменения. Государственно-правовая история многих стран была насыщена кризисами, "скачками" и "зигзагами".
Выделяют несколько основных направлений государственно-правового развития: эволюция государств "либеральной демократии", создание "социального государства"; временное установление авторитарных режимов, наиболее характерным из которых является фашистский ("национал-социалистский") режим в Германии; возникновение социалистической государственности, сущностно отличавшейся как от "либеральной демократии", так и от фашизма.
В конце XX в. стала очевидна неизбежность демократического пути государственно-правового развития во всемирном масштабе. Движение к демократии было настолько сильным, что его не останавливала даже ставшая к этому времени очевидной неспособность "либеральной демократии" исключительно в духе идей классического либерализма XIX в. решить многие социально-экономические и духовно-нравственные проблемы современности. В условиях значительного социального неравенства не преодолен в немалой степени формальный характер провозглашенных прав и свобод.
В конечном итоге многим странам удалось преодолеть чрезмерно элитарный характер "либеральной демократии": введено всеобщее, равное избирательное право: создано законодательство, защищающее некоторые трудовые и социальные права народа. Либерально-демократическое государство фактически все более утрачивает предназначенную ему роль "ночного сторожа", призванного охранять, но не вмешиваться в существующие экономические отношения. Ныне государство может, хотя и частично, вторгаться в отношения частной собственности, ограничивая их в пользу общенациональных интересов. Постепенно внедряются элементы общегосударственного планирования и регулирования рыночной экономики. Во многом в результате всего этого улучшилось материальное и правовое положение основных слоев населения.
В Новейшее время раскрылись подлинные реалии "либеральной демократии", ее позитивные и негативные стороны. Поэтому в современном движении к демократии крепнет убеждение в необходимости дифференцированного подхода к либерально-демократическим государственно-правовым институтам, недопустимости механического копирования иностранного опыта. Утверждается понимание необходимости глубокого и всестороннего осмысления и учета национальной истории, учета отечественных экономических и правовых установлений, отвечающих интересам народа. Подлинная демократизация государственного строя проявляется в конечном итоге в отношении к человеку, в обеспечении достойного качества жизни людей, в реальной защите их прав и свобод, т.е. во всем, что предполагает гармоничное развитие личности в условиях мира, безопасности и охраны природы.
Германия в новейшее время.
2. Ноябрьская революция в Германии.
К осени 1918 г. положение Германии на Западном фронте значительно ухудшилось. Поражение в первой мировой войне становилось все более очевидным. Ввиду назревающего кризиса в правительство были введены социал-демократы Шейдеман и Браун. Были проведены либеральные реформы: вводилась ответственность канцлера перед рейхстагом, ограничены права кайзера при назначении высшего командного состава армии, расширено избирательное право в Пруссии. Но поражение в войне и революция в России способствовали вызреванию революционной ситуации в Германии.
В
начале ноября 1918 г. произошло восстание моряков в Киле, и к ним присоединились
другие города. 9 ноября революционые события развернулись в Берлине: Шейдеман
на демонстрации объявил Германию республикой, а кайзер Вильгельм бежал
в Голландию. Власть оказалась в руках у социал-демократов, которые стремились
избежать революции и постепенно с помощью реформ добиться социального
государства всеобщего благополучия и социальной защищенности. Получив
признание Берлинского совета депутатов трудящихся, Временное социал-демократическое
правительство объявило о выборах в Учредительное собрание, чтобы как этим,
так и заверением о неприкосновенности частной собственности успокоить
буржуазию и землевладельцев (считая и крестьян, к революции не примкнувших),
сохранить социальный мир и, значит, возможность мирного политического
решения вопроса о будущем Германии. Но
при этом социал-демократы не остановились перед кровавыми расправами над
революционным народом: была разогнана берлинская демонстрация 15 января
1919 г. и подавлена Баварская советская республика в Мюнхене (март 1919
г.). Проводимая социал-демократией политика подтолкнула старые буржуазные
партии Германии к активизации деятельности. В сложившейся обстановке они
сменили свои старые наименования на новые: появились народная, демократическая,
христианско-демократическая партии и т.п.
На выборах в Учредительное собрание, состоявшихся в январе
1919 г., буржуазные партии получили около 16 млн. голосов, социал-демократические
(их было две) — 13,5 млн.
3. Веймарская конституция.
Учредительное собрание заседало в Веймаре. Временным президентом был избран Макс Эберт (с 1916 г. руководил партией социал-демократов в рейхстаге, а затем был назначен канцлером). Правительство было сформировано из коалиции трех партий: социал-демократической, демократической и Центра во главе с Шейдеманом. Правительство подписало Версальский мирный договор, подводивший итоги первой мировой войне, приняло бюджет и ввело в действие конституцию, разработанную и принятую Учредительным собранием (утверждена 31 июля: за - 262 голоса, против — 75).
По Конституции 1919 г. Германия – буржуазная парламентская республика с президентом во главе. Конституция вводила всеобщее избирательное право и пропорциональную систему выборов. Вся Германия была поделена на 35 избирательных округов. Партии шли на выборы со своим списком кандидатов. Депутатские места распределялись соответственно числу голосов за тот или иной список.
Высшим законодательным органом был парламент, состоящий из двух палат. Рейхстаг считался нижней палатой и избирался раз в 4 года на основе всеобщего избирательного права. Верхняя палата – рейхсрат (имперский совет) - состояла из представителей земель в количестве соответствующем размеру земли (Пруссия имела 26 голосов, Бавария – 10 и т.д.). При несогласии палат решение должен был принимать президент, который либо присоединялся к рейхсрату, либо должен был провести народный референдум.
Земли (15 республик и 3 вольных города) пользовались автономией, у каждой имелась своя конституция, законодательный орган (ландтаг) и правительство. Все важные вопросы (внешние сношения, армия и флот, монета, таможня, связь, транспорт, гражданство и т.д.) находились в компетенции империи. Право империи имело решающий перевес над правом земель.
Президент избирался на 7 лет всеобщим голосованием. Он мог распустить рейхстаг и назначать новые выборы. Ему поручалось командование вооруженными силами и назначение на высшие должности в государстве. В любой момент президент мог ввести чрезвычайное положение, за которым следовала приостановка гражданских свобод, декретированных конституцией. В компетенции президента было назначение правительства, которое оставалось ответственным перед рейхстагом. Конституция подчеркивала особое положение главы правительства – канцлера, которому поручалось «формулирование основных принципов политики» правительства. Президент мог противопоставить свою власть рейхстагу при назначении на должность канцлера. Декретировав существование выборных органов власти, конституция постановляла, что «чиновники назначаются пожизненно», если служат безупречно.
Конституция провозглашала свободы слова, печати, ассоциаций и т.д., отделяла школу от церкви, хотя и заботилась о религиозном воспитании детей, гарантировала неприкосновенность частной собственности. Последняя объявлялась социальной обязанностью и потому должны была обеспечиваться должной защитой. Принудительное отчуждение собственности могло производиться только «для блага общества, на законном основании и за соответствующее вознаграждение». Одна из статей (165) предписывала создание рабочих советов на предприятиях и в округах: «Рабочие и служащие, — говорилось в Конституции, — призваны на равных правах совместно с предпринимателями участвовать в установлении размеров заработной платы и условий труда, а также и в общем хозяйственном развитии... организации предпринимателей и рабочих и их соглашения пользуются признанием (закона)». Особое значение – тому, что каждый раз при внесении законопроектов хозяйственного и социального значения в рейхстаг, правительство должно было представлять их на заключение имперского экономического совета. Рабочим и экономическим советам в некоторых отраслях предоставлялись контрольные и административные полномочия.
Таким ообразом, Ноябрьская революция, как и Веймарская конституция носили буржуазно-демократический характер. Но были и социалистические элементы: право на труд и охрану труда, 8-часовой рабочий день, право на заключение коллективных договоров с предпринимателями, введение пособий по безработице, законодательное признание женского избирательного права.
4. Приход Гитлера к власти.
В 1923 г. в Германии вновь возникла
революционная ситуация, были созданы рабочие правительства в Саксонии
и Тюрингии, произошло восстание в Гамбурге. После временной стабилизации
в 1929 г. разразился мировой экономический кризис. В Германии он имел
очень тяжелые последствия: промышленное производство сократилось почти
вдвое, в стране было 9 млн. безработных, произошло резкое падение уровня
жизни населения, что вызвало резкое обострение социальных проблем. В этих
условиях правительство пошло по пути издания чрезвычайных декретов, еще
больше обостривших ситуацию. Произошло резкое снижение зарплаты и пособий,
что вызвало небывалый подъем стачечного движения (в 1931 г. в Германии
произошло около 500 стачек).
В этих условиях быстро росла популярность двух партий - коммунистической
партии и Национал-социалистской немецкой рабочей партии. Обе партии выступали
с позиций неприятия Веймарской демократической республики. Для одних она
была преградой социалистической революции, для других — помехой к установлению
нацистской тоталитарной диктатуры. Но крупная буржуазия и значительная
часть немцев возлагали надежды на национал-социалистов - фашистскую партию
Гитлера. Эта партия возникла в 1919 г. , а уже в 1923 г. в Мюнхене Гитлер
и его сторонники предприняли попытку государственного переворота. Марш
нацистов был разогнан полицией, были убиты 16 нацистов и трое полицейских.
Гитлер и часть его сторонников арестованы.
Но за 10 лет партия Гитлера приобрела множество сторонников.
Ее программа была рассчитана на недовольных, которым обещали решение всех
проблем: рабочим - ликвидацию безработицы, крестьянам - повышение цен
на сельскохозяйственную продукцию, мелким лавочникам – ликвидацию крупных
торговцев и т.д. Программа возвещала создание «нового немецкого рейха»,
искоренение марксизма и коммунизма, истребление евреев и т.п.
Компартия
предприняла попытку союза с социал-демократами, но те заявили, что не
окажут сопротивления Гитлеру, если он придет к власти легальным путем.
К тому же негативную позицию по отношению к союзу с социал-демократами
занимал Сталин и руководимый им Коминтерн. Отсутствие согласия левых сил
имело роковые последствия. Уже в 1930 г. в рейхстаг было избрано 107 фашистов
во главе с Герингом. А в 1932 г. по числу мандатов фашистская партия получает
больше мест, чем любая другая партия, представленная в рейхстаге.
Демократический фасад Веймарской республики не опирался на прочный фундамент демократических государственных институтов не только в силу сохранения старого государственного аппарата, но и изъянов самого конституционного порядка, придуманного в Веймаре без глубокого учета обстановки в стране. Так, широкие демократические права и свободы, в частности свобода печати, при отсутствии цензурных ограничений способствовали беспрецедентному росту шовинистической, милитаристской пропаганды. Отсутствие конституционного запрета на деятельность партий, сеющих рознь среди немецкого народа, разжигавших национальную вражду, антисемитизм, создавало условия не только для роста нацистских организаций, но и для легального вхождения НСНРП в веймарскую общественно-политическую и государственную систему. Дисбаланс веймарской государственной машины вел к ее полному разрушению и гибели, что и произошло в результате установления фашистской диктатуры в Германии в 1933 г.
В
январе 1932 г. было организовано собрание, на котором Гитлер изложил свою
программу для промышленников. Весной 1932 г. состоялись выборы президента,
которым стал Гинденбург, а правительство возглавил Папен. На выборах в
рейхстаг в июле 1932 г. гитлеровцам досталось 13 млн. голосов, а в ноябре
они потеряли 2 млн., а компартия получила 6 млн. Крупные монополисты в
этой ситуации решаются призвать к власти Гитлера. В начале 1933 г. был
осуществлен сговор при посредстве банкира Шредера между Гитлером и канцлером
Папеном. Папен подал в отставку, а президент Гинденбург под напором военных
и штатских высших лиц назначил Гитлера на пост рейхсканцлера 30 января
1933 г. Приход к власти фашистов не был обычной сменой кабинета. Он ознаменовал
начало планомерного разрушения всех институтов буржуазно-демократического
парламентского государства, всех демократических завоеваний немецкого
народа, создание "нового порядка" — террористического антинародного режима.
Установлению фашистской диктатуры в наибольшей степени способствовали три обстоятельства : 1) монополистическая буржуазия видела в фашизме выход из политической ситуации, которая возникла в связи с экономическим кризисом; 2) мелкая буржуазия и некоторые слои крестьянства приняли на веру демагогические обещания; 3) рабочий класс оказался расколотым и потому ослабленным.
5. Политический и государственный строй гитлеровской Германии.
Придя
к власти, фашисты начали с ликвидации буржуазно-демократических свобод.
Чрезвычайные декреты были изданы уже в первые месяцы гитлеровского правления.
В феврале 1933 г. появился декрет "В защиту народа и государства", который
отменял свободу личности, слова, печати, собраний; следующий декрет "В
защиту германского народа" наделял неограниченными правами полицию. На
выборы в рейхстаг фашисты получили 3 млрд.марок от банкиров, но, несмотря
на это, коммунистам удалось получить дополнительные места. Это было поводом
для репрессий против коммунистов: по закону от 23 марта 1933 г. депутаты
компартии в рейхстаге были лишены мандатов и арестованы, в том же месяце
компартия запрещена, а ее пресса закрыта. Предлогом для репрессий послужил
поджог рейхстага 26 февраля 1933. Хотя состоявшийся позднее Лейпцигский
процесс вынес оправдательный приговор, все равно травля коммунистов и
демократов продолжалась. После этого наступление на другие партии, в том
числе и буржуазные. Право на существование осталось только для национал-социалистов.
Были распущены профсоюзы их средства конфискованы, взамен были созданы
новые профсоюзы под контролем нацистов.
Вскоре нацистская партия, провозглашенная "носительницей идей германской государственности", становится частью государственного аппарата. Пребывание в рейхстаге или в правительстве связывалось с присягой на верность национал-социализму. Центральные и местные органы партии получали правительственные функции и практически решали все существенные вопросы управления. Решения съездов партии с момента принятия получали силу закона. У партии было особое устройство. Члены партии подчинялись местным "фюрерам", которые назначались сверху и только по этой линии несли ответственность. В непосредственном подчинении партийного центра находились штурмовые отряды (СА), охранные отряды (СС) и некоторые особые воинские части. Преступления членов партии рассматривались особыми судами, выделенными из общей судебной системы и по особому ритуалу (на тайных заседаниях). Особую роль играло гестапо - государственная тайная полиция. Ей были выделены огромные денежные средства и масса сотрудников, каждый из которых подвергался тщательной проверке.
Государственная
власть была сосредоточена в правительстве, а правительственная власть
- в особе фюрера. Закон от 24 марта 1933 г. "Об устранении бедственного
положения народа и государства" предоставлял правительству законодательные
права, в том числе и по вопросам бюджета. Этот закон разрешал имперскому
правительству, не испрашивая санкции парламента, издавать акты, которые
уклоняются от Конституции 1919 г., формально продолжавшей действовать.
В законе специально подчеркивалось, что договоры с иностранными государствами
и их исполнение не нуждаются в утверждении парламентом. Формально закон
был принят как временный до 1 апреля 1937 г., фактически он стал постоянно
действующим основным законом фашистского государства. Непосредственное
участие в подготовке всех имперских законов отныне принимала канцелярия
национал-социалистской партии, подчиненная Гитлеру. Закон, принятый в
августе 1934 г., ликвидировал должность президента республики (после смерти
Гинденбурга), а его правомочия передавались фюреру, который оставался
главой правительства. Фюрер ни перед кем не нес ответственности, занимал
свой пост пожизненно и имел право назначать преемника.
Рейхстаг сохранялся для парадных демонстраций, а также для проведения народных опросов. Но считалось, что всякий, кто воспользуется правом тайного голосования - "враг народа".
Деление государства на земли было ликвидировано в интересах централизации под предлогом "единства нации". Областями управляли чиновники из Берлина. Местное самоуправление было ликвидировано. Государственный аппарат в целом увеличился в 2 раза. Таким образом, от Веймарской конституции, формально не отмененной, не осталось и следа.
Для
нацистского тоталитарного государства было характерно вмешательство в
экономику. Законом от 27 февраля 1934 г. учреждались хозяйчтвенные палаты
- общеимперская и провинциальная. У них имелись полномочия в деле регулирования
экономической жизни и социальных отношений. Во главе находились банкиры
и промышленники. Закон "Об органическом построении германской экономики"
создавал 6 имперских хозяйственных групп, которым подчинялись отраслевые
и территориальные. Во главе каждой структуры находились "фюреры". Результаты
работы были следующими: увеличение рабочего дня, снижение зарплаты и увеличение
прибылей концернов и банков, а также поглощение мелких предприятий крупными.
Крестьяне не получили ни земли, ни отсрочки долгов, ни кредитов. Сельскому
населению было запрещено переселяться в города. Закон от 20 марта 1934
г. "О порядке национального труда" объявлял предпринимателя высшей инстанцией
для рабочих. В его компетенции были рабочий день, виды оплаты, штрафы
и т.п., а также право немедленного увольнения без предупреждения. В 1938
г. была введена всеобщая трудовая повинность: любого немца независимо
от профессии могли послать на любую работу в любой район страны.
Во
внешней политике фашистское государство взяло курса на агрессию. Обоснованием
послужила теория жизненного пространства. Германия в одностороннем порядке
аннулировала Версальский мирный договор, провела подготовку к войне, 1
сентября 1939 напала на Польшу и в 10 дней завоевала ее. Территория Польши
должна была послужить - и действительно послужила - главным плацдармом
для нападения на СССР. Затем Германия нанесла поражение Франции и ряду
других стран Европы. В 1941 г. немецко-фашистские войска вторглись на
территорию Советского Союза. Началась Великая Отечественная война, в ходе
которой агрессору было нанесено сокрушительное поражение. В 1945 г. Советский
Союз и его союзники, прежде всего. США и Великобритания, завершили военный
разгром фашистской Германии.
6. Послевоенное устройство Германии.
Вынудив
гитлеровскую армию к капитуляции и оккупировав территорию Германии, союзники
- СССР, США. Великобритания, Франция - выработали согласованную политику
в отношении Германии. Было решено, что войска стран-победительниц займут
каждая одну из четырех оккупационных зон; 5 нюня 1945 г. было принято
решение, что из четырех командующих образуют Союзный контрольный совет,
призванный решать текущие вопросы, имеющие значение для всей Германии.
Летом 1945 г. (17 июля - 2 августа) в Потсдаме состоялась
конференция глав правительств: СССР (И.В. Сталин), США (Г. Трумэн) и Великобритании
(У. Черчилль, с 27 июля К. Эттли). Союзники согласились установить в Германии
временный оккупационный режим, для чего территория страны была разделена
на четыре зоны: советскую на востоке, американскую, английскую и французскую
на западе. Было решено распустить немецкие вооруженные силы и ликвидировать
генеральный штаб германской армии; арестовать и предать суду военных преступников;
уничтожить монополистические союзы капиталистов - опору фашистского режима;
произвести чистку немецкого государственного аппарата от военных преступников,
ликвидировать военно-промышленный потенциал. Восстанавливалось
действие демократических институтов: местного самоуправления, свободы
собраний, слова, печати (политика 4 де-: денацификация, демонополизация,
демилитаризация, демократизация).
Управление оккупированной страной сосредоточилось в Союзном
контрольном совете, который управлял Германией до декабря 1946, когда
было создано сначала сепаратное управление двумя западными зонами (американской
и английской), а затем тремя. Логическое следствие - разделение Германии,
приведшее к возникновению двух германских государств - одного на западе
- будущая Федеративная Республика Германии и другого на востоке - будущая
Германская Демократическая Республика.
7. Боннская конституция (1949).
В 1949 г. с разрешения западных оккупационных властей 3 западные зоны соединились в единое государство под названием Федеративная Республика Германии. Новое государство получило утвержденную оккупационными властями новую конституцию, названную Боннской. Она восстановила демократические институты власти и управления и была похожа на Веймарскую конституцию.
Новое германское государство было построено на началах федерализма: оно состояло из 10 земель, самостоятельных в своем бюджете и независимых друг от друга. В каждой земле имелся свой ландтаг и свое правительство, которое назначало своих уполномоченных в верхнюю палату парламента – Союзный совет (бундесрат).
Нижняя палата (бундестаг) формировалась на демократической основе – путем избрания народом. Избирательная система соединяла мажоритарный и пропорциональный принципы голосования. Мажоритарный принцип предполагал относительное большинство голосов, поданных за того или иного кандидата. Пропорциональный принцип предполагал голосование по партийным спискам: в парламент проходило именно то число кандидатов, которое определялось числом голосов, поданных за данный список. Партия, набравшая менее 5% голосов лишалась представительства.
Главным законодательным органом являлся бундестаг, но его полномочия в определенной мере ограничивались бундесратом. По определенным вопросам (изменение конституции, передел территории, компетенция земельных властей и финансы) у бундесрата было право абсолютного вето; для других случаев – отлагательное вето. Этот принцип служил основой реального федерализма.
Главой
государства был Президент, избираемый на 5 лет. Президент предлагает на
утверждение бундестага главу правительства (канцлера), которым считается
лидер партии, победившей на выборах. У канцлера была реальная власть.
Правительство контролировало законодательство, являясь его главным инициатором,
и осуществляло всю исполнительную власть.
Важными функциями наделялся федеральный Конституционный суд. Он имел право толкования Конституции и проверкиа на законность принятых парламентом законов. Суд решал вопросы о пределах компетенции федерации в целом и каждой земли в отдельности, когда происходили споры между федерацией и землями. Судьи назначались пожизненно.
8. Восточная Германия.
Восточная Германия, занятая Советской Армией, по окончании войны первое время управлялась советской военной администрацией. Вскоре к правительственной деятельности была привлечена Социалистическая единая партия Германии (СЕПГ), образовавшаяся на Востоке в результате слияния коммунистических и социал-демократических партийных организаций. В 1946 г. были организованы выборы в органы местного самоуправления и в земельные парламенты — ландтаги. СЕПГ получила более 50% голосов на общинных выборах и 47% на выборах в ландтаги.Далее последовали реформы социалистического характера при поддержке СССР: было конфисковано имущество монополий, проведена аграрная реформа и т.д., взят курс на коллективизацию сельского хозяйства и социалистическое развитие промышленности.
В связи с этим западные зоны Германии поспешили самоопределиться. В ответ на это в 1948 г. в Восточной Германии был созван Народный Конгресс, который избрал Немецкий народный совет и поручил ему выработать Конституцию ГДР, о создании которой объявлено 7 октября 1949. Народный совет преобразовал себя во временную народную палату, а СССР передал правительству ГДР функции управления советской военной администрации. Первые выборы в законодательную палату прошли в 1949 г. Партии вышли на выборы с единой программой и единым списком кандидатов, причем квота на каждую партию была определена заранее. Таким далеко не лучшим образом начала свое существование восточно-германская коммунистическая демократия.
Германская Демократическая Республика пережила две важные вехи в развитии своего общественного и территориального устройства.
В первый период своего существования (1949—1968), когда была принята первая Конституция (1952 год), ГДР позиционировала себя как единственное немецкое государство, образованное в соответствии с решениями Потсдамской конференции. Так, с юридической точки зрения она была единственным «легальным» немецким государством. Поскольку надежды на единство Германии были ещё довольно сильными, государственное устройство характеризовалось следующими тезисами:
- ГДР — единое государство германской нации;
- ГДР — федеративное государство;
- ГДР — не социалистическое, а буржуазно-демократическое государство. В качестве формы правления избирается народная демократия.
В это время Германская Демократическая Республика обладает двухпалатным парламентом. Нижняя палата — Народная палата — избиралась путем всеобщего прямого тайного голосования, верхняя палата — Палата земель — формировалась через ландтаги. Глава государства — Президент. Первым президентом стал Вильгельм Пик .
Как только надежды на мирное объединение Германии провалились, в ГДР началась реформа государственного устройства. В 1952 году было отменено земельное деление, государство было разделено на округа. За ненадобностью в 1958 году была ликвидирована Палата земель. Парламент стал однопалатным, срок его полномочий составлял 4 года. Сто процентов мест занимал Национальный Фронт Демократической Германии, у руля которого стояла СЕПГ .
Вскоре после смерти Вильгельма Пика был упразднен пост Президента. Его функции перешли к коллективному органу — Государственному Совету . Во главе Государственного Совета встал генеральный секретарь СЕПГ Вальтер Ульбрихт .
Реформа государственного и территориального устройства была закреплена в новой, социалистической Конституции 1968 г. Основным органом власти становился однопалатный парламент — Народная палата — формировавшийся путем всенародного голосования. Народная Палата обладала очень широкими полномочиями, она же избирала центральный исполнительный орган — Государственный Совет.
В целом, можно сказать, что с принятием поправок к Конституции в 1974 году и до 1990 года Германская Демократическая республика была:
- унитарным государством;
- социалистической республикой;
- государством рабочих и крестьян (вместо «германской нации»)
В
1952 г. конференция СЕПГ приняла решение о строительстве социализма в
ГДР, а в 1968 г. новая конституция ГДР констатировала факт ликвидации
всех форм эксплуатации и победу социалистических производственных отношений.
Между тем Западная Германия все более и более обгоняла
Восточную по уровню промышленного развития, по уровню жизни, по демократическим
завоеваниям народа. Естественно, что с переменами во внутренней и внешней
политике СССР народ ГДР, особенно студенческая молодежь, поняли, что настало
время для воссоединения. В 1989 г. произошла бескровная революция, которая
в течение нескольких дней смела всю партийную и государственную номенклатуру.
После этого начался процесс объединения Германии.
9.Объединение Германии.
Мирное
объединение Германии могло быть проведено только договорным путем. Первым
крупным шагом на этом пути стал Договор об экономической, валютной и социальной
унии от 18 мая 1990 г., вступление в действие которого привело к денежной
реформе. В результате марки ГДР были заменены Дойч-марками, ставшими единым
платежным средством на территории еще параллельно существующих двух немецких
государств. Условия денежной реформы стали сокрушительным ударом по и
без того расшатанной экономике ГДР. В целях снижения накала оппозиционных
настроений в ГДР были повышены размеры пенсий, частично погашен дефицит
ее государственного бюджета, создан специальный фонд помощи экономики
ГДР и пр.
Следующим важным шагом на пути достижения германского единства стал договор между ГДР и ФРГ, подписанный в августе 1990 г., согласно которому в целях достижения правовой унификации создавалась "единая избирательная территория", на которой все выборы должны были проходить по избирательным законам и правилам, принятым в ФРГ.
Уже 23 августа 1990 г. Народная палата ГДР принимает решение о присоединении к ФРГ. 31 августа договор об объединении был подписан обеими сторонами. 13 сентября на одном из последних заседаний он был ратифицирован Народной палатой ГДР, а затем бундестагом и бундесратом ФРГ. Согласно этому политическому договору 5 воссозданных восточногерманских земель с 3 октября 1990 г. должны были быть включены в состав ФРГ.
В договоре были закреплены также признание земельной реформы, осуществленной еще в годы правления советской военной администрации, и предоставление жителям ГДР права пользоваться благами системы социального обеспечения ФРГ. При этом особо оговаривалось что вся собственность, конфискованная в период оккупации Советской Армии с мая 1945 г. по 1949 г., возврату не подлежит. Вместе с тем стороны соглашались с настоятельной необходимостью возвращения частной собственности прежним владельцам за счет "реорганизации общественного имущества". Остались, однако, нерешенными такие вопросы, как порядок оказания финансового и экономического содействия развитию новых земель. Вставали проблемы и с разгосударствлением "народных предприятий" ГДР, ибо не были выработаны соответствующие нормы, регулирующие деятельность ведомства по опеке над ними, о способах компенсации за национализированное в свое время имущество и пр.
При подписании и последующей ратификации Договора об объединении Германии от 31 августа 1990 г. вообще не вносились предложения о разработке новой конституции. Между тем дебаты по этому вопросу проходили. Речь шла о том, будут ли восточные и западные немцы равноценными гражданами нового государства, а основа их объединения равноправной. Создатели Основного закона ФРГ 1949 г. рассматривали себя в качестве представителей всего населения бывшей Германии, создавших его, как указано в преамбуле, в целях сохранения национального и государственного единства, и за тех немцев, "которым было отказано в сотрудничестве". Основной закон содержал призыв ко всему германскому народу "путем свободного самоопределения осуществлять до конца единство и свободу Германии". Статья 146 подчеркивала переходный характер Основного закона, предполагая прекращение его действия "в день, когда вступит в действие Конституция, принятая свободным волеизъявлением немецкого народа". Но в текст Основного закона была включена впоследствии ст. 23, предусматривающая вступление Основного закона в силу и "в остальных частях Германии... по их присоединении". После объединения была образована Конституционная комиссия, чтобы приспособить Основной закон к новым условиям единого государства путем поправок, которые должны были вноситься восточными землями до 1993 г. Вносились в основном поправки, реализация которых была или невозможной, или неприемлемой для ФРГ. Например, о гарантиях полной занятости, или права на жилье, о признании большего значения такой формы непосредственной демократии, как референдум, и пр.
Значительным
дополнением к Конституции стал итоговый документ СМИД четырех великих
держав, подписанный в Москве 12 сентября 1990 г. по формуле 2 плюс 4 (Восточная
и Западная Германии и 4 великих державы), призванный обеспечить внешние
условия германского единства. Статья 1 договора устанавливала незыблемость
границ Германии, в первую очередь ее западных границ с Польшей, ст. 2—3
посвящались запрету производства, владения и распоряжения ФРГ оружием
массового уничтожения. В соответствии с договором Германия должна была
сократить свои вооруженные силы до согласованного предела и строго придерживаться
требования, чтобы с ее земли "исходил только мир". В ст. 4—5 говорилось
о временном пребывании советских войск на территории ГДР — до 1994 г.
и о других военных аспектах в связи с признанием полного суверенитета
ФРГ во внутренних и внешних делах.
Трудности объединительного процесса выявились очень скоро, как и политические, экономические, социально-психологические различия Запада и Востока Германии, которые оказались более стойкими, чем предполагалось ранее. Восстановление хозяйственной жизни, которая десятилетиями формировалась в ГДР на основе затратной экономики, требовало колоссальных денежных вливаний, приведших к повышению подоходного налога в ФРГ на 5%, цен на нефтепродукты и пр., что не встретило понимания, особенно у западных немцев. Продукция предприятий ГДР была неконкурентоспособна. Производительности труда в ГДР составляла лишь 40% от Западной Германии. Губительно сказывалась и потеря такого емкого рынка, как СССР, развал СЭВ. ГДР не знала безработицы, а в объединенной Германии она стала повсеместным явлением, особенно больно ударившей по Востоку за счет сокращения штатов, ликвидации нерентабельных предприятий, из-за более слабой дисциплины труда и пр.
Задачи снижения уровня безработицы и повышения производительности труда, широкой модернизации восточных предприятий были поставлены на первом же объединенном заседании бундестага в октябре 1990 г. Безработицу удалось снизить только благодаря введению неполного рабочего дня, предоставлению права на более ранний уход на пенсию, путем создания новых рабочих мест, обществ занятости, привлечения финансовых средств федерации на переобучение, переквалификацию рабочих и пр. В ФРГ практиковались и другие, более жесткие меры: предоставление в безотказный наем рабочей силы, занятой на предприятиях восточных земель, западным фирмам, досрочное увольнение на пенсию, особенно женщин-матерей, пользующихся семейными пособиями, и пр.
Развитие среднего и мелкого бизнеса, ставшее главной заботой еще послевоенного правительства ФРГ, также принесло определенные результаты. К 1994 г. около 20% самодеятельного населения ФРГ трудилось на предприятиях, число работающих на которых не превышало 5 человек. Но они не были защищены законами от увольнения. Крайне остро перед объединенной Германией встала и проблема жилья.
Создание вместо планово-распределительной экономики рыночной стало почти неразрешимой задачей для многих восточных немцев, в том числе и управленческого аппарата, в силу незнания западногерманских законов и предписаний. Между тем к восточногерманским ведомствам предъявлялись те же правовые требования, что и к западногерманским, без каких-либо ограничений. Форсированное навязывание усложненного западногерманского права, по утверждению бывшего канцлера ФРГ Г. Шмидта, "многократно усиливало ощущение восточных немцев, что они подчинены чужому непонятному и непостижимому господству".
Общеизвестный германский правовой педантизм вкупе с бюрократизмом, непомерная масса указов, административных предписаний, по признанию Г. Коля, "грозили задушить экономику и общество", влекли за собой "фатальные последствия, особенно на Востоке, где большинство людей впервые в жизни сталкивалось с бесчисленными распоряжениями, которым нужно было следовать". Не исчезала и определенная социально-психологическая несовместимость восточных и западных немцев, которая уходит своими корнями не только в период 40-летнего господства социалистической идеологии в ГДР, но и в более отдаленную историю страны, с ее многовековой раздробленностью и непреодоленным разобщением немецкой нации общностями баварцев, саксов, швабов и др.
Дополнительная литература по теме:
- Мёллер Х. Веймарская республика. Опыт одной незавершенной демократии. М., 2010. 312 с.
- Безыменский Л. Разгаданные загадки Третьего Рейха. 1933-1941. - М., 1981.
- Галкин А.А. Германский фашизм. - М., 1989.
- Замковский В. Германский фашизм - одна из главных форм тоталитаризма. - М., 1994.
- Прокопьев В.П. История германской государственности. - Калининград, 1985.
- Фрай Н. Государство фюрера. Национал-социалисты у власти: Германия, 1933-1945: Перевод с немецкого. М., 2009. 255 с.
- Ширер У. Взлет и падение Третьего Рейха. В 2-х томах. - М., 2009.
|