ПАТРИСТИКА. 2 часть

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА
(3 курс)

Курс "ПАТРИСТИКА" (часть 2) имеет целью дать общую картину развития христианской письменности, философии и теологии в Никейский период на историческом фоне христианизации Римской империи в IV в. Учения, выработанные деятелями церкви в этот период, стали основополагающими для христианского религиозного мировоззрения и стали классикой христианской мысли. Патристика этого периода внесла огромный вклад в формирование мировоззрения, философии, этики и эстетики позднеантичного и средневекового общества и оказала сильное влияние на последующую историю человечества. Основное внимание в этой части курса уделяется жизни, деятельности и учению отцов Церкви IV в.

Изучение дисциплины направлено на решение следующих задач:

  • овладение базовыми знаниями по истории христианской письменности и вероучения в эпоху античного христианства, в том числе: знаний о жизни, литературном наследии и особенностях богословского учения христианских авторов в эпоху тринитарных, христологических и иконоборческих споров, а также об основных богословских направлениях, школах и группах церковных писателей, таких, как антиохийская и александрийская школа, западные богословы, аскетические писатели, полемисты с монофизитством (халкидониты и неохалкидониты), моноэнергизмом, монофелитством и иконоборчеством и др.;
  • изучение церковно-исторического контекста изучаемого периода, повлиявшего на развитие христианской письменности и вероучения;
  • введение в основную богословскую проблематику христианской церковной традиции, представленную в систематическом ключе (богопознание, триадология, космология, христология, антропология, экклезиология, эсхатология, мистика и аскетика);
  • знакомство с основными типами богословского творчества (проповедь, катехизация, богословская полемика, систематизация вероучения, миссионерство, аскетическая практика);
  • освоение основной богословской терминологии, сложившейся в ходе догматических споров и соборного творчества отцов Церкви;
  • сравнение восточной и западной богословской традиции;
  • знакомство с достижениями отечественной и западной патрологической науки.

В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:

  • ОК-10 - способность использовать основы теологических знаний в процессе духовно-нравственного развития;
  • ОПК-2- способность использовать базовые знания в области теологии при решении профессиональных задач;
  • ПСК-2 – готовность и способность к осмысленному и благоговейному отношению к Православной традиции во всем ее многообразии.

Изучение данного курса предполагает знание православной догматики, истории древней Церкви, истории философии, общих тенденций развития всемирной истории, владение методикой работы с источниками и научной литературой, понимание основных философских и богословских категорий. Следует заметить, что значительная часть материала, излагаемого в этом курсе, требует от студентов знаний ранее изученных в семинарии курсов.

Усвоение предлагаемого для изучения материала может быть достаточно эффективным лишь при сочетании лекций и самостоятельной проработки рекомендованной литературы (главные учебники перечислены в списке Основной литературы). Кроме того, в лекциях будет приводиться собственная точка зрения автора на те или иные проблемы, связанные с патристикой.

Учебным планом предусматривается 36 часов лекций и 36 часов семинарских занятий в течение учебного года, кроме того, 70 часов отводится на самостоятельную работу студентов. При этом углубленное изучение материала будет предполагать обсуждение целого ряда вопросов не только на семинарских, но и на лекционных занятиях.

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

Система контроля знаний предполагает учет заслуг студентов на протяжении всего семестра с помощью "накопления" баллов, полученных на семинарских занятиях. Сумма этих баллов может составить 40-60% итоговой оценки в зависимости от активности студента. По окончании учебного года предусмотрен зачет по пройденному материалу, который будет включать два вопроса:

  1. Жизнь и деятельность или творчество отца или учителя церкви
  2. Характеристика определенных направлений богословской мысли в творческом наследии того или иного автора - отца или учителя Церкви
Hosted by uCoz