ВВЕДЕНИЕ

 

IV век был интереснейшим временем в римской истории. Он начался последними годами правления императора Диоклетиана, который ценой неимоверных усилий сумел вытащить Римскую империю из тяжелейшего кризиса и отсрочить окончательное падение античного мира почти на два столетия. А за 5 лет до конца IV в., после смерти последнего великого римского императора Феодосия, Великая Империя была разделена па Западную и Восточную и уже никогда больше не возродилась как единое целое.

Агония Империи была долгой и мучительной, и 476 г. считается лишь условной датой ее гибели, когда вождь германского племени скиров Одоакр низложил последнего императора Западной Римской империи Ромула Августула (по злой иронии судьбы он носил имя основателя и первого царя Рима и уничижительное прозвище "августишка", образованное от титула первого римского императора) и отослал знаки императорского достоинства в Константинополь. Но перед тем как Империю охватила смертельная болезнь, она произвела па свет чудесное дитя, которому суждено было пережить не только гибель античного Мира, но и все последующие эпохи. Это творение, возникшее из руин античности и постепенно завоевавшее весь мир, и сегодня объединяет почти третью часть всего населения земного шара вокруг веры в Христа.

IV век по значимости для судеб христианства и его дальнейшей истории можно поставить на второе место после времени самого Христа и века Апостолов. Это - время легализации христианской религии, распространения ее вширь и вглубь и окончательного торжества Церкви над всеми остальными религиями. Это - время оформления христианского вероучения и окончательного состава всех частей Нового Завета. Это - время формирования института христианской церкви со всеми ее атрибутами и превращения ее в важнейшую экономическую, идеологическую и политическую силу общества. Наконец, это - время бурной деятельности выдающихся христианских лидеров - отцов церкви, чей авторитет для всех христиан может сравниться разве что с авторитетом самого Священного Писания и чьи произведения стали классикой христианской литературы.

Среди отцов церкви IV века, украсивших церковное здание своими великими делами, праведными трудами и мудрыми писаниями, стоит имя Амвросия Медиоланского. Значение этой выдающейся личности не исчерпывается лишь историей христианства, хотя Амвросий был прежде всего, епископом, а после смерти его причислили к лику святых. Его многогранная деятельность неотделима от политической истории IV в., насыщенной драматическими и яркими событиями, которые придавали жизни служителя церкви особый "мирской" колорит. В личности Амвросия, жившего на закате античности, можно увидеть черты, свойственные как "лучшим из римлян" - наследникам героического прошлого вечного города и созданной им державы, так и "святым отцам" средневекового Запада. Значение Амвросия выходит далеко за рамки IV века, а его популярность в Италии и особенно в Милане столь велика, что профиль епископа чеканился на монетах, именем его названы базилика, библиотека, галерея и даже банк; мало того, его имя стало нарицательным, и в современном итальянском языке словом ambrosiano называют миланцев.

История роста и становления христианской церкви в IV в., ее борьба с ересями и язычеством, формирование отношений церкви и государства, деятельность и творчество отца церкви Амвросия Медиоланского были предметом самого пристального внимания исследователей и тщательно изучались как в церковной, так и в светской историографии. В 1981 г. в Милане был издан библиографический указатель книг и статей, посвященных Амвросию, а также общих трудов, в которых так или иначе затрагиваются проблемы с ним связанные [1]. Этот указатель охватывает издания последних ста лет и включает названия около 2350 исследований 1425 авторов! Однако из всего обилия этих работ особо выделяются 4 труда, являющиеся бесспорными лидерами в зарубежном амвросиеведении, авторами которых являются Г. Кампенхаузен [2], Ж- Р. Паланк [3], Ф. X. Даддеп [4] и А. Пареди [5]. Эти труды охватывают практически все источники, имеющие отношение к Амвросию, излагают все события, связанные с ним, дают широкий исторический фон, на котором проходила жизнь епископа, и представляют собой своеобразные энциклопедии национальных историографий по Амвросию, чаще всего цитируемые в литературе [6].

В отечественной литературе Амвросий совершенно незаслуженно оказался обойденным вниманием исследователей, и на русскоязычные названия в названном миланском библиографическом указателе приходится менее 1%. Лишь два русских исследователя основательно занимались изучением Амвросия в начале XX в. - Г. В. Прохоров [7] и И. И. Адамов [8]. С тех пор значительных работ по Амвросию на русском языке не публиковалось, и его имя остается почти неизвестным современному читателю. Целью настоящей книги является восполнить этот досадный и несправедливый пробел.


[1] Cento anni di bibliografia ambrosiano (1874-1974)./ A cura di P.F.Beatrice (et al.) - Milano, 1981.

[2] Campenhausen, H. von. Ambrosius von Mailand als Kirhenpolitiker. - Berlin & Leipzig, 1929.

[3] Palanque J.-R. Saint Ambroise et l'empire romain. - Paris, 1933.

[4] Dudden F. H. The Life and Times of Saint Ambrose.- Oxford, 1935.

[5] Paredi A. Sant'Ambrogio e la sua eta. - Milano, 1941. Недавно появился сокращенный перевод этой книги на русский язык, изданный за рубежом.

[6] Прохоров Г. В. Нравственное учение св. Амвросии Медиоланского. - СПб., 1912. Этому же автору принадлежит перевод на русский язык одного из самых значительных творений Амвросия "Об обязанностях священнослужителей".- Казань, 1908. (Репринт: Москва - Рига: "Благовест", 1995}.

[7] Адамов И. И. Св. Амвросий Медиоланский. - Сергиев Посад, 1915. Основная часть этого обширного труда посвящена исследованию догматических воззрений Амвросия.

[8] Пока настоящая книга готовилась к печати, в США вышла интереснейшая монография выпускника Оксфордского университета Нейла МакЛинна. "Амвросий Медиоланский. Церковь и двор в христианской столице" (издательство университета Калифорнии, 1994). О ней см. в Эпилоге.

Hosted by uCoz