Казаков М.М.
(Смоленский гуманитарный университет)

 

 

ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: 

ВОЗМОЖНОСТИ, ТРУДНОСТИ, ПЕРСПЕКТИВЫ

 

 

         «Доступ к информации и знаниям, - говорится в Программе ЮНЕСКО «Информация для всех», - является общечеловеческим благом, без которого невозможно развивать образование, науку, культуру и коммуникацию, открывать новые возможности, способствовать культурному разнообразию и поощрять открытость управления».[1] Информация в различных формах является главным критерием любой цивилизации с древнейших времен до наших дней, а обеспечение доступа к ней можно считать главным показателем цивилизованности общества. Дозирование информации, ее тенденциозность и искаженность служат мощным средством политики закрытых обществ и тоталитарных систем, и, напротив, открытость информации, ее доступность и объективность – это свойство либеральных обществ и демократических политических систем.

Доступ к информации является и главным содержанием образования в любом обществе. От полноты, объективности, содержательности, доступности информации прямо зависит качество образования и эффективность обучения.

В эпоху бурного развития информационно-коммуникационных технологий образовательная информация становится самой востребованной частью мировых информационных ресурсов. С другой стороны, традиционные методы обучения дополняются и обогащаются с помощью информационных технологий, и сам образовательный процесс выходит на качественно новый уровень.

Учебные заведения сейчас находятся в стадии постоянного изменения. Под влиянием информационных технологий меняются потребности и уровень требований потребителей образовательных продуктов (учащихся, студентов, работодателей), что диктует необходимость постоянного совершенствования образовательного процесса и для успешной работы на образовательном рынке, и для удовлетворения потребности рынка труда. Освоение информационных технологий не только позволяет учебным заведениям идти в ногу со временем, но и предоставлять студентам новые возможности, новую гибкость в обучении и качественно новое образование.

Термин «электронное обучение» (e-learning) получил широкое распространение в последние годы. Чаще всего под ним понимаются  различные формы использования информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности, а также дистанционное обучение с помощью компьютера и каналов связи. Несмотря на негативное отношение к электронному обучению значительной части нашего общества, вызванного в первую очередь низким уровнем информационной культуры, хотелось бы остановиться на новых возможностях, которые оно открывает в сфере образования.

Во-первых, реализация этих возможностей означает переход к открытой модели образования. Придание системе образования качеств открытой системы влечет кардинальное изменение ее свойств в направлении большей свободы при планировании обучения, выборе места, времени и темпа, в переходе от принципа "образование на всю жизнь" к принципу "образование через всю жизнь", в переходе от движения обучающегося к знаниям к обратному процессу - знания доставляются человеку.

Открытое образование - система, в которой индивидуумом осуществляется достижение и подтверждение образовательного ценза. Современные условия не позволяют ориентироваться на раз и навсегда выданный диплом. Образовательный статус необходимо подтверждать и совершенствовать в течение всей жизни, и электронное обучение лучше всего удовлетворяет потребности в этом.

Основу образовательного процесса в открытом образовании составляет целенаправленная, контролируемая, интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем.

Во-вторых, электронное обучение позволяет охватить все категории населения (возрастные, социальные, национальные, региональные и т.п.) и приводит, таким образом, к появлению новых рынков образовательных услуг.

В-третьих, электронное обучение позволяет составлять индивидуальную траекторию обучения в соответствии с индивидуальными особенностями, знаниями, наличием времени для обучения, материальными возможностями и т. д., что способствует развитию индивидуальных образовательных продуктов.

В-четвертых, электронное обучение способствует появлению новых концепций обучения и моделей преподавания. Основу этих новых подходов составляет индивидуально-ориентированное обучение, в котором главный фокус сосредоточен на обучаемом, на его индивидуальных особенностях. При этом обучение становится активным, ориентированным на практическую деятельность.

В-пятых, развитие электронного обучения означает доступность технологий, возможностей, ресурсов и резервов. Через Интернет информация может передаваться почти мгновенно. Электронные ресурсы и информационные технологии позволяют подавать обучаемому информацию в любом удобном для него виде (текстовом, мультимедийном, анимированным и т.п.) и в любых объемах, совершенно несопоставимых с бумажными носителями.

В-шестых, электронное обучение имеет следствием повышение эффективности и качества учебного процесса. Оно позволяет снизить очень значительную часть традиционных расходов учебных заведений, оптимизировать и улучшить управление и существенно повысить оплату труда преподавателей. С другой стороны, внедряя информационные технологии, учебные заведения стараются повысить качество курсов и программ. Качество может быть повышено с точки зрения представления учебных материалов, академической и административной поддержки студентов или с точки зрения возможных вариантов общения между преподавателем и студентом. Также качество может быть улучшено за счёт количества вариации в представлении учебного материала.

В-седьмых, внедрение электронного обучения у нас в стране будет способствовать вхождению в мировое образовательное пространство. Переход к электронному обучению открывает новые перспективы для международной интеграции и участия в совместных образовательных проектах, как в рамках Болонского процесса, так и в других мировых интеграционных процессах.

Однако внедрение электронного обучения в образовательный процесс сопряжено с целым рядом проблем, препятствий и трудностей. К ним можно отнести:

·        Консерватизм значительной части общества в отношении образования и приверженность традиционным методам, концепциям, системам.

·        Низкую информационную культуру, как значительной части населения, так и преподавательского корпуса и руководящего звена системы образования.

·        Относительную дороговизну информационно-коммуникационных технологий и их внедрения.

·        Неготовность, а часто и нежелание преподавателей заниматься новациями, как в части содержания учебных курсов и программ, так и в части методик и технологий преподавания.

·        Определенную хаотичность, несистематизированность и ненадежность Интернет-ресурсов.

·        Закон об авторском праве и защиту информации.

·        Языковые проблемы в части интеграции в мировое образовательное пространство.

Вместе с тем, альтернативы широкому внедрению электронного обучения в современный образовательный процесс нет. Отвергать сейчас электронные средства обучение равносильно отказу от книгопечатания в средние века. При этом, любопытно, что у нас в стране сложилась ситуация, когда высшее руководство в целом осознает необходимость, полезность и перспективность развития электронного обучения, но на уровне среднем (руководство учебных заведений, за исключением некоторых, в основном центральных, вузов) и низшем (преподавательский состав, за исключением отдельных энтузиастов) в целом еще существует негативное отношение к нему. Это же в значительной степени касается и потребителей образовательных услуг, за исключением ряда передовых (и успешных!) фирм.

Ближайшие перспективы – на 5-7 лет - развития электронного обучения видятся в следующем:

·        Рост и упорядочение электронных ресурсов, часть из которых по-прежнему будет оставаться доступной и бесплатной.

·        Увеличение числа учебных заведений в той или иной форме использующих электронное обучение, причем их конкурентоспособность неизбежно окажется выше традиционных учебных заведений.

·        Повышение информационной культуры населения, и, как следствие, рост доверия к электронному обучению.

·        Увеличение числа преподавателей, сочетающих традиционные формы с электронными, в основном за счет нового поколения.

·        Изменение образовательной парадигмы в сторону акцента на обучаемого и его активизации и, соответственно, приближения образования к практике.

·        Приближение отечественного образования к мировым образовательным стандартам.

В качестве вывода хотелось бы ответить на вопрос о том, пострадает ли качество образования? Ответом на этот вопрос может быть утверждение, что качество образования станет иным, в большей степени ориентированным на потребности общества и экономики, более гибким, но менее фундаментальным. Изменятся стимулы к обучению, изменятся формы образовательного процесса, изменится его содержание. Главным результатом изменений в сфере образования станет новое качество жизни граждан в обществе. Несомненным представляется и то, что учить и учиться в XXI веке предстоит совершенно иначе, чем это делали наши предки в веке XIX и даже XX веке.



[1] Программа «Информация для всех» в России. – М., 2004. – С.3.

Hosted by uCoz