М. Казаков Христианизация Римской империи в IV в

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главным итогом христианизации IV века стал тот факт, что с окончанием правления Феодосия Римская империя вступила в новый этап своего развития. Этот этап с точки зрения религиозной характеризовался следующими основными чертами, из которых, по нашему мнению, складывается христианская Римская империя:

- наличие единственной официальной государственной религии — христианства, основанного на никейско-константинопольском символе веры;

- наличие мощной и разветвленной организации, обеспечивающей действие этой религии в государстве, благодаря хорошо построенной территориальной и иерархической структуре;

- наличие комплекса действующих законов, обеспечивающих функционирование официальной религии в государстве, а также формирование основ новой отрасли права — канонического, разрабатываемого в соответствии с изменениями, происходящими во всех сферах жизни общества;

-  определенный характер отношений между двумя общественными институтами — церковью и государством (цезарепапизм на востоке и папизм на западе).

Победа христианства над язычеством была достигнута в ожесточенной борьбе, важными эпизодами которой были спор об алтаре Победы, явившийся столкновением двух враждебных идеологических и социатьных концепций и вылившийся в борьбу за политическое преобладание между двумя религиями, и попытка реставрации язычества во время узурпации Евгения, поражение которого в войне с Феодосием привело к политической победе христианства, после чего язычество уже оставляет претензии на роль государственной религии Римской империи.

В процессе христианизации не оставалось неизменным само христианство, которое постепенно вырабатывало догматическую систему, частью которой было освящение существующих политических и общественных порядков, и в IV в. служители новой религии империи превратились в одну из прослоек господствующих классов. Стремясь обеспечить широкую популярность в самых различных слоях римского общества, христианство впитывает некоторые элементы язычества, а церковь берет на себя роль надклассовой организации, выступая кажущимся посредником между императорской властью и населением Римской империи.

Внугрицерковная борьба и борьба ортодоксальной церкви с ересями являлись результатом роста богатств и влияния церкви. Формирование иерархии и становление церковной организации были причиной складывания церковно-политических группировок, соперничающих между собой за распространение власти на новые территории. Уже в IV в. стала очевидной невозможность создания единого церковного организма в рамках раскалывающейся Римской империи. Борьба церковных группировок, объективно определяемая материальными и политическими интересами, как правило, сопровождалась обвинениями противников в ересях. Иногда ереси были знаменем народных движений, но в IV в. догматическая борьба чаще выступала прикрытием борьбы политических группировок господствующих классов, причем в орбиту религиозных споров вовлекались императоры и их администрация. В конечном итоге победа ортодоксов над еретиками была обеспечена поддержкой императорской власти, осознавшей пагубность церковных распрей и их опасность для единства империи. Это оказалось одним из важнейших достижений христианизации.

В IV в. проходил процесс формирования отношений между церковью и государством, который вылился в столкновение двух тенденций - папизма и цезарепапизма. Хотя обе тенденции возникли практически одновременно, осуществление принципов папизма на практике стало возможным только в конце IV в. и только на западе, когда церковь стала обладать достаточным экономическим и политическим могуществом, чтобы открыто противопоставить себя императорской власти, и когда в западной части Римской империи в силу роста и укрепления магнатского землевладения позиции центральной императорской власти оказались сильно ослабленными. Императоры были вынуждены мириться с растущим могуществом церкви и идти ей на уступки, ибо начинали видеть в ней последнюю опору в условиях надвигавшегося краха. Религиозная политика императоров в целом отвечала объективным потребностям эпохи, но в конкретных условиях в зависимости от религиозно-политической ситуации в империи императорская власть прибегала к лавированию и оказывала поддержку тем течениям, сотрудничество с которыми сулило ей определенные политические выгоды.

Исторические условия IV века способствовали тому, что отказ от язычества в качестве государственной религии Римской империи и переход этой роли к христианству означали не окончательный разрыв с прошлым, но сохранение основных светских традиций и трансформацию их применительно к новой обстановке. Отцы христианской церкви не помышляли о социальных изменениях и коренном переустройстве общества. Церковь лишь стремилась занять достойное место в сложившейся системе общественных отношений. До 80-х годов IV в. христианство практически не вмешивалось в политическую жизнь империи1. Невелико было влияние новой религии на традиционную мораль, в частности, на патриотический дух: патриотизм по-прежнему ассоциировался со старыми богами, олицетворявшими великие победы римлян. Христианство не привело ни к каким изменениям в рабстве, не отменило гладиаторских боев, не смягчило судебных наказаний, не прекратило коррупции и других общественных и людских пороков (Мае Mullen, 1986. Р. 322-343).

Вместе с тем, христианизация способствовала подрыву и разрушению многих античных ценностей и традиций, "а которые опиралось и римское государство, и вся античная цивилизация в целом (Grant M. P. 223). Но вряд ли справедливо вслед за Э. Гиббоном обвинять христианизацию в развале Римской империи и ее крушении. Необратимые перемены в недрах античного мира происходили независимо от религий, исповедуемых в этом мире. История меняла свое направление, а христианизация могла лишь ускорить этот процесс перехода к новой формации и новой цивилизации2.

Определяя христианизацию как своеобразный катализатор падения античной цивилизации, следует отметить, что этот процесс имел и вполне самостоятельное историческое значение, которое определялось, прежде всего, тем, что в переходную историческую эпоху закладывалось основание нового витка развития человечества. С этой точки зрения христианизация, несомненно, несла на себе огромную историческую нагрузку, играя роль моста между прошлым и будущим, моста, который обеспечил преемственность исторического развития, несмотря на войны, социальные движения, экономический упадок и все то, чем сопровождалось падение Римской империи.

Примечания и комментарии

1 Р.Мак Мадлен справедливо отрицает, по крайней мере до 360-х гг., монополию в назначении на высшие должности в империи единоверцев каждого нового императора, выборы единоверца-императора военными и использование ясной религиозной символики в отношениях императора с армией и при праздновании побед (Mac Mullen R., 1984, р.48).
2 Cf. Grant M., p.223. Аналогичную точку зрения можно встретить и у других современных западных историков.

Назад   Вперед