© Казаков М.М.

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА
В ПРОЦЕССЕ ХРИСТИАНИЗАЦИИ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ В IV В.
(на основании Patroligia Latina Database)

Изучение территориального распространения христианства в IV в. представляется весьма важным для понимания темпов христианизации Римской империи и ее масштабов. Вместе с тем, изучение этого аспекта представляет и наибольшую трудность как из-за отсутствия какой бы то ни было статистики, так и из-за разбросанности сведений о территориальном распространении христианства в источниках. В связи с этим в историографии можно было встретить самые различные мнения на этот счет. Некоторые историки верят высказываниям христианских апологетов II – III вв.[1] и утверждают, что к началу IV в. христианство было широко распространено по всему римскому миру и даже за его пределами; другие, напротив, критично относятся к сведениям христианских авторов и приходят к выводу о крайне слабом распространении христианства на том основании, что христиане практически не упоминаются языческими писателями от Плиния Младшего и Тацита вплоть до Аммиана Марцеллина. В историографии были нередкими и попытки подсчета количества христиан среди населения Римской империи[2] и даже определялась степень распространения христианства в различных регионах римского мира[3]. Однако методика таких подсчетов была крайне несовершенной и ненадежной, и они строились большей частью на анализе отрывочных данных различных источников, либо вообще носили гипотетический характер.

Хотя античные источники не содержат всеобъемлющего цифрового материала, составить определенное, более или менее точное представление о территориальном распространении христианства и о проникновении его в различные социальные прослойки все же возможно, причем эта возможность появилась в самое последнее время. Ниже мы попытаемся представить новый подход к изучению одного из аспектов христианизации - распространения христианства в регионах и провинциях Римской империи и близлежащих территориях в IV в.

В последние годы исторической науке открылась великолепная возможность максимально приблизиться к достаточно объективному разрешению этой проблемы и получить данные, близкие по своему характеру к статистике. Такую возможность дает компьютерная обработка самого, пожалуй, популярного свода текстов христианских авторов – Латинской Патрологии Ж.Миня, опубликованного издательством Чэдвик–Хили в электронном виде для использования в компьютере[4]. Латинская Патрология не утратила своего значения по сей день ввиду того, что она содержит практически все дошедшие до нас христианские и даже некоторые нехристианские латинские тексты, проливающие свет на историю христианства. Составители электронного издания проделали грандиозную работу не только по сканированию и редактированию текстов, но и по составлению электронного Тезауруса, позволяющего находить все встречающиеся в базе данных формы латинских слов. Кроме того, пользование текстами стало более удобным ввиду применения специальной компьютерной программы в оболочке Windows. Patrologia Latina Database выводит изучение текстов на принципиально новый уровень, сокращает поиск нужных отрывков из всего огромного свода до считанных минут и даже секунд, позволяет проводить совершенно немыслимые ранее исследования, основанные на обработке огромного текстового материала.

Это уникальное компьютерное издание было приобретено более чем сотней различных учреждений в мире и можно надеяться на появление в ближайшее время множества новых интереснейших работ и новых методик изучения проблем истории христианства. Одним из таких учреждений является Католический университет Америки, где автору довелось осуществить исследование, о котором речь пойдет ниже[5].

Отправной точкой нашего подхода к изучению проблемы территориального распространения христианства в IV в. явилось предположение, что христианские авторы упоминали некоторые провинции и территории Римской империи и её периферии чаще, чем другие, либо в силу их большего значения для христианской церкви, либо из-за определенных событий, связан­ных с историей христианства в этот период. Как и сейчас, к примеру, в свете происходящего мы гораздо чаще говорим об Афганистане или Чечне, чем о Норвегии или Австрии. Учитывая, что в Латинской патрологии содержится подавляющее большинство сохранившихся текстов христианских авторов, писавших на латинском языке, а также переводы на латынь с других языков, можно подсчитать с помощью компьютера и Patrologia Latina Database общее количество упоминаний ими той или иной территории, а затем выделить из общего количества те названия, которые звучат в христианском контексте и, таким образом, получить данные, близкие по своему значению к статистике. Эти данные дадут основания более объективно судить о степени распространения христианства в Римской империи.

Однако с самого начала эта простая, на первый взгляд, задача потребовала выработки рациональных путей её решения, так как даже компьютерная обработка такого огромного свода источников, как Латинская Патрология, может занять многие месяцы. Поэтому на предварительном этапе необходимо было сделать следующее:

I. Отобрать источники из всей базы данных. Известно, что одни источники являются спорными с точки зрения датировки и авторства, а другие могут вообще не содержать информации, относящейся к IV в. Например, в экзегетических произведениях десятки раз могут встретиться названия «Египет» или «Иудея», но они будут использованы в контексте Ветхого или Нового Завета, и затраты времени на изучение этого контекста окажутся несоразмерны полученным результатам. Поэтому в целях сокращения времени были выбраны шесть авторов, которые, как представляется, могли бы дать довольно объективную картину, – Лактанций, Константин, Евсевий, Иларий, Амвросий и Феодосий I. В тех случаях, когда то или иное название провинции или территории не встречалось у этих авторов ни разу или встречалось единичное количество раз, оно проверялось во всей базе данных с 6 по 21 том Латинской Патрологии[6].

II. Отобрать слова и термины, которые должны вводиться в компьютер. Был выделен центр римского мира – Рим и Италия, включены термины «восток» и «запад», и далее определены несколько регионов: западные, дунайско-балканские, восточные и африканские провинции Римской империи, восточные страны за ее пределами, Кавказ, варварские племена и острова Средиземного моря[7]. В итоге было отобрано 73 термина, которые, на наш взгляд, дают весьма полную географическую картину мира, известного христианским авторам IV в.[8] Следует учесть, что хотя границы отдельных территорий и провинций в течение столетия неоднократно подвергались изменениям, географические представления, ассоциируемые с тем или иным названием, на протяжении долгого времени оставались неизменными.

III. Отобрать формы слов, которые должны быть подвергнуты компьютерной обработке. Исходя из специфики латинского языка, для удобства работы исследователей издателями PLD был подготовлен Тезаурус, позволяющий быстро находить и определять формы слов, их окончания и грамматические особенности. Некоторые названия провинций встречаются у различных авторов в разном написании (например, Реция: Raetia, Rhaetia, Rhetia и Retia); а некоторые географические названия совпа­дают с широко употребляемыми словами и дают огромное количество вари­антов (например, India* имеет только 8 вариантов, а Indi* - более тысячи). Поэтому каждый вводимый в компьютер термин имеет разное коли­чество форм и вариантов – от 8 до 378, соответственно, каждый встречается во всей базе данных неодинаковое количество раз – от 54 (COLCH*is) до 62252 (ROMA*).

После предварительного этапа начался основной - работа с базой данных: поиск количества терминов, встречающихся у перечисленных авторов, и рассмотрение их в контексте. Работа с контекстом проводилась методом исключения: отбрасывались неправильные слова, такие, как имена людей, совпадающие с названиями провинций (например, Македония – Македоний), имена несобственные, совпадающие с названиями провинций (например, Germania – germanus); исключались названия, встречавшиеся в заголовках и кратком содержании глав произведений, а также цитаты из Священного Писания. Оставшиеся слова анализировались в контексте: подсчитывалось их общее количество, затем количество названий, употребляемых в контексте IV в. и среди них те, которые употреблялись в христианском или каком-либо другом религиозном контексте (чаще всего, языческом).

В результате были получены данные, которые могут быть представлены в виде следующей таблицы:

Территории, провинции
Всего форм в PLD
Встре-чаются во всей PLD

Встре-чаются в тт. 6- 21

Встречаются у выбранных авторов
Отно-сятся к IV в.
Христиан-ский кон-текст
Язычес-кий кон-текст
% христиан-ского контекста
1
ROMA*
17
62252
-
364(6)
196
70
19
36%
2
ITAL*ia
68
8803
-
68(5)
57
26
-
46%
Рим и Италия
253
96
19
38%
1
ORIEN*s
54
11074
-
176(6)
125
96
1
77%
2
OCCIDEN*s
48
5677
-
50(5)
28
22
-
79%
ПРОВИНЦИИ
1
GALL*ia
378
19714
-
49(5)
46
23
2
50%
2
AQUITAN*ia
44
1624
13
-
13
11
-
85%
3
NARBON*ensis
25
1432
10
-
10
10
-
100%
4
BRIT(T)AN*ia
85
2706
42
-
24
9
-
38%
5
LUGDUN*ensis
27
3220
9
-
9
6
-
67%
6
HISPAN*ia
79
5976
-
17(5)
16
5
-
31%
7
BELG*ica
59
1011
6
-
6
4
-
67%
8
GERMAN*ia
131
7505
-
3(1)
3
3
-
100%
9
TAR(R)ACON*a
22
420
4
-
4
3
-
75%
10
LUSITAN*ia
22
280
2
-
2
1
-
50%
11
B(A)ETIC*a
15
189
2
-
2
1
-
50%
Западные провинции
135
76
2
56%
1
ACHA*ia
117
1985
-
19(4)
19
19
-
100%
2
MACEDON*ia
56
2154
-
20(5)
16
14
-
88%
3
THRAC*ia
42
759
-
19(6)
16
11
-
69%
4
PANNON*ia
32
621
-
7(3)
7
6
-
86%
5
EPIR*us
15
195
9
-
9
6
-
67%
6
ILLYR*ia
54
1450
-
14(5)
13
7
-
54%
7
DAC*ia
113
1710
-
9(4)
9
4
-
44%
8
MOE(Y)S*ia
93
1349
-
5(4)
5
4
-
80%
9
GRAEC*ia
115
23301
-
181(5)
8
2
4
25%
10
DALMAT*ia
46
911
-
1(1)
1
1
-
100%
11
R(H)(A)ET*ia
122
2190
-
3(1)
3
-
-
-
12
NORIC*
20
186
0
-
-
-
-
-
Дунайско-Балканские провинции
106
74
4
70%
1
ASIA*
43
1618
-
23(4)
18
15
-
83%
2
PAL(A)ESTIN*a
31
1668
-
33(4)
12
12
-
100%
3
GALAT*ia
47
2367
-
9(2)
9
9
-
100%
4
BITHY(I)N*ia
20
480
-
18(5)
17
9
-
53%
5
PHOENIC*ia
34
540
-
14(3)
9
7
2
78%
6
SYR*ia
209
4534
-
50(5)
9
6
-
67%
7
CILIC*ia
46
1489
-
7(3)
7
6
1
86%
8
CAPPADOC*ia
24
696
-
8(4)
7
5
-
71%
9
PONTI*/O*/U*
10
1529
-
6(4)
4
4
-
100%
10
LAODIC*ea
38
783
-
4(1)
4
4
-
100%
11
PAMPHI(Y)L*ia
25
527
-
4(3)
4
4
-
100%
12
JUDAE*a
32
34197
-
499(4)
85
3
57
4%
13
PHRYG*ia
35
583
-
9(4)
5
2
3
40%
14
LI(Y)D*ia
101
469
7
-
3
2
-
66%
15
PAPHLAGON*ia
10
37
2
-
2
2
-
100%
16
LICIA*/LYC*
135
767
5
-
3
-
-
-
Восточные провинции
198
90
63
45%
1
MESOPOTAM*ia
12
590
-
12(4)
6
5
-
83%
2
PERSI*s
108
2852
-
10(4)
4
4
-
100%
3
BABYLON*ia
44
5127
-
40(4)
1
-
1
-
4
ASSYR*ia
23
2029
-
12(4)
1
-
1
-
5
INDIA*
8
515
-
3(2)
2
-
-
-
6
PARTH*ia
94
954
-
1(1)
-
-
-
-
7
HY(I)RCAN*ia
35
415
-
-
-
-
-
-
Средний восток
14
9
2
64%
1
AEGYPT*us
54
14269
-
190(5)
42
29
10
69%
2
AFRIC*a
47
8240
-
73(5)
68
26
1
38%
3
THEBAID*a
12
357
30
-
22
21
-
95%
4
ARAB*ia
88
2256
-
14(4)
8
7
-
88%
5
LY(I)BY*a
65
525
-
8(2)
6
6
-
100%
6
NUMID*ia
32
1020
-
6(1)
6
5
-
83%
7
MAURITAN*ia
33
811
-
5(2)
5
5
-
100%
8
CYRENAIC*a
42
291
25
-
2
1
-
50%
9
TRIPOLITAN*a
10
166
1
-
1
1
-
100%
10
AETHIOP*ia
41
1620
-
13(2)
2
-
-
-
Африканские провинции
162
101
11
62%
1
ARMEN*ia
83
1633
34
-
24
16
2
67%
2
IBER*ia
34
251
3
-
1
1
-
100%
3
CAUCAS*us
17
108
5
-
1
-
-
-
4
COLCH*is
14
54
2
-
1
-
-
-
Кавказ
44
-
27
17
2
63%
1
SICIL*ia
33
1494
-
8(4)
4
3
-
75%
2
SARDIN*ia
21
595
-
5(2)
5
2
-
40%
3
CORSIC*a
18
198
2
-
2
-
-
-
4
RHOD*os
81
501
-
1(1)
1
-
1
-
5
CRET*us
51
613
-
8(2)
-
-
-
-
6
CYPR*us
79
4997
-
2(1)
-
-
-
-
Острова
12
5
1
42%
1
SCYTH*ia
74
1230
-
11(4)
9
3
-
33%
2
GOTH*i
126
6395
-
14(3)
13
1
2
8%
3
SARMAT*ia
38
245
-
4(2)
4
-
-
-
Варвары
26
4
2
15%

Полученные в результате проведенного исследования данные позволяют сделать следующие выводы:

1. Центр римского мира – Рим и Италия – привлекали, пожалуй, самое большое внимание у авторов, произведения которых были подвергнуты анализу. Рим упоминается в контексте IV в. 196 раз, из них 70 раз в христианском контексте. Но при этом Рим 19 раз упоминается в языческом контексте – больше, чем любое другое из 73 анализируемых названий. На наш взгляд, эти данные убедительно подтверждают мнение о том, что борьба с язычеством в IV в. была сконцентрирована в древней столице, которая вплоть до конца столетия оставалась оплотом древней религии. Италия представляется довольно христианизированной: пятью выбранными авторами (за исключением Феодосия) она упоминается 57 раз в контексте IV в. и почти половина из этих упоминаний связана с христианством.

2. Восток в истории христианства IV в. играл большую роль, чем Запад. Хотя основная часть текстов написана западными авторами, Bосток применительно к IV в. упоминается почти в 5 раз чаще, чем Запад, а в христианском контексте – почти в 4,5 раза. Однако, справедливости ради надо заметить, что три четверти этих упоминаний приходится на произведения Илария, а Запад вообще не встречается у Феодосия. Процент христианского контекста по отношению к общему количеству высказываний, относящихся к IV в. для Востока и Запада почти одинаков, что позволяет думать о примерно одинаковой степени христианизации двух частей Римской империи.

3. Распространение христианства в различных частях Римской империи иллюстрируют следующие цифры: 11 западных провинций упомянуты в христианском контексте 76 раз (56%); 12 дунайско-балканских провинций – 74 (70%); 16 восточных провинций – 90 (45%); 10 африканских провинций – 101 (62%). Эти цифры, с одной стороны, показывают большую роль для христианства восточных и африканских провинций, а с другой – более высокую степень христианизации африканских и дунайско-балканских провинций по сравнению с западными и восточными.

4. Из западных провинций чаще всего в христианском контексте упоминается Галлия – 23 раза плюс 11 раз Аквитания, 10 раз Нарбонская и 6 раз Лугдунская Галлия; реже всего упомянуты (по одному разу каждая во всех текстах с 6 по 21 том) и, следовательно, по нашему мнению, были наименее христианизированными Лузитания и Бетика.

Из дунайско-балканских провинций наиболее часто в христианском контексте встречаются: Ахайя – 19 раз, Македония – 14 и Фракия – 11. При этом, во всех текстах с 6 по 21 том ни разу не упомянуто название Норик; из шести анализируемых авторов только Амвросий упоминает Рецию, да и то не в христианском контексте, а Далмация упомянута лишь Иларием и всего один раз. Любопытно, что Греция была единственной территорией во всем этом регионе, которая только дважды упомянута в христианском контексте, но зато 4 раза в контексте языческом. Это может свидетельствовать о том, что древняя Эллада оставалось оплотом язычества для всего региона.

Из восточных провинций лидирующей в христианизации представляется Азия – она упомянута в христианском контексте 15 раз, за ней следуют Палестина (12 раз), а также Вифиния и Галатия (по 9 раз каждая). В то же время, Ликия не была упомянута в христианском контексте ни разу с 6 по 21 том, а Лидия и Пафлагония упоминались только по 2 раза каждая. Хотя Иудея была упомянута четырьмя авторами (кроме Евсевия и Феодосия) применительно к IV в. из всех восточных провинций наибольшее количество раз – 85, только трижды это случалось в христианском контексте, но зато 57 раз контекст был иудаистским, что свидетельствует о большой значимости иудаизма в IV в. Кроме того, следует отметить, что это наиболее часто встречавшийся нехристианский контекст из всего анализируемого материала.

Из африканских провинций наибольшее число раз в христианском контексте упомянут Египет – 29 (больше, чем любая другая территория Римской империи); за ним следует провинция Африка – 26 раз (столько же, сколько Италия). С другой стороны, Эфиопия упомянута только Иларием и Амвросием, но ни разу в христианском контексте, а Киренаика и Триполитания – по одному разу каждая в христианском контексте IV в. во всех текстах с 6 по 21 том.

5. Относительно других территорий, подвергнутых анализу, можно сказать следующее. Из шести островов Средиземного моря, которые являлись провинциями Римской империи, только Сицилия и Сардиния были упомянуты 3 и 2 раза соответственно в христианском контексте; другие (Кипр, Крит, Родос и Корсика), вероятно, были христианизированы в очень малой степени и не имели существенного значения для христианской церкви в то время, так как не были упомянуты в христианском контексте анализируемыми авторами вообще. Из территорий Среднего Востока только Персия и Месопотамия упоминались в христианском контексте 4 и 5 раз соответственно, а остальные (Вавилония, Ассирия, Парфия, Гиркания и Индия) не встретились в христианском контексте ни разу. Из территорий Кавказа одна Армения играла в христианизации существенную роль – она 16 раз упоминается в христианском контексте применительно к IV в. во всех текстах с 6 по 21 том, а Колхида и собственно Кавказ не упоминаются вовсе. Анализ трех варварских названий свидетельствует лишь об определенной христианизации Скифии и готов, а сарматы в христианском контексте не упоминаются шестью авторами ни разу.

Таким образом, компьютерный анализ базы данных «Латинская патрология» дает определенные результаты, которые позволяют теперь более точно и обоснованно судить о степени распространения христианства в Римской империи в IV в. Этот анализ может быть завершен путем сопоставления всей совокупности текстов с 6 по 21 том по тем позициям, где использовались данные только 6 авторов, и он может быть расширен за счет включения текстов Августина и Иеронима. Возможно получение сведений по темпам христианизации отдельных территорий, если отобрать одинаковое количество текстов и авторов из первой половины IV в. и его второй половины и сравнить показатели по каждому региону. Наконец, данная методика может быть использована для изучения социальной стороны христианизации, если отобрать соответствующие отдельным социальным прослойкам профессии и характерные для них термины.

Несомненно, что в ближайшее время появятся новые компьютерные базы данных (например, Греческая Патрология) и более удобные и совершенные программы их обработки. Это позволит вывести исторические исследования на качественно новый уровень, сделать их более объективными и беспристрастными. Остается пожелать, чтобы российские библиотеки и научные учреждения получили в свое распоряжение электронные базы данных, которые позволят отечественным исследователям работать с ними, не выезжая в зарубежные страны.


[1]Так, Тертуллиан в Апологетике (XXXVII) приводит длинный список народов, территорий и социальных слоев, в которых есть христиане, и после этого отмечает, что христиан нет разве что в языческих храмах.

[2] Например, Дж. Брауэр, исходя из того, что в Риме в середине III в. проживало около 1 млн  человек, определяет количество христиан в нем в 50 тыс. (Brauer G. The Age of the Soldier Emperors. New Jersey, 1975.  P. 28). Самая распространенная в историографии точка зрения состоит в том, что к началу IV в. христиане составляли не более 10% всего населения Римской империи (Goodenough E.R. TheChurch in the Roman Empire. New York, 1931. P. 41; Keller J. Katolicyzm starozytny jako forma rozwoju pierwotnego chrzescijanstwa.  Warszawa, 1969. P.167; Федосик В. А. Церковь и государство: критика богословских концепций/ Под ред. Е.М.Бабосова. Минск, 1988. С.14; и др.).

[3] Поснов М.Э. История христианской церкви (до разделения церквей - 1054 г.). Киев,1991. С.80–81.

[4] PLD СD-ROM: Patrologia Latina Database. - Alexandria, Cambridge, Paris, Madrid: Chadwyck-Healey Inc., 1992-1995. Первое издание состояло из четырех компакт-дисков, а второе, с которым автору удалось познакомиться в 1997 г., – из двух.

[5] Автор выражает особую признательность Библиотеке Маллена, Программе исследования раннего христианства и Греко-Латинской кафедре Католического университета Америки, и особенно профессорам Сиднею Гриффитсу и Вильяму Клинширну за помощь и поддержку в осуществлении настоящего исследования.

[6] В томах PL с 6 по 21 содержатся основные источники по истории христианства в IV в., кроме Иеронима и Августина, изучение которых может стать предметом самостоятельного исследования в силу огромного количества их работ. Так, труды Иеронима занимают с 22 по 30 том, а Августина – с 32 по 47, т.е. произведения только этих двух авторов по объему почти в 1,6 раза превосходят все остальные IV в. Недавно проведенная обработка произведений Августина имела результатом потрясающую цифру: до нас дошло 5 миллионов его слов.  

[7] Основой для выделения означенных регионов явился вузовский учебник по истории Древнего Рима под редакцией В. И. Кузищина (М., 1993), а также различные карты и атласы,  как  отечественные, так и зарубежные.

[8] После того, как нам встретился так называемый Веронский лист и списки римских провинций,  опубликованные Т. Барнсом (Barnes T. D. The new empire of Diocletian and Constantine. Cambridge, Mass., 1982. P.141–147,205–208,260–261), было проведено уточнение списка и корректировка некоторых названий.

Hosted by uCoz