ТЕЗИСЫ  ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ВТОРОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
“ИЕРАРХИЯ И ВЛАСТЬ В ИСТОРИИ ЦИВИЛИЗАЦИЙ” С ДОКЛАДОМ

ОЦЕРКВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ОГОСУДАРСТВЛЕНИЕ ЦЕРКВИ
В ПРОЦЕССЕ ХРИСТИАНИЗАЦИИ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ В IV ВЕКЕ

Секция: “Право, Власть и Корпоративизм в древнем и средневековом мире: мирское и сакральное”

IV век сыграл огромную роль в судьбах европейской цивилизации. Эта роль во многом определялась процессом христианизации Римской империи, которая составляла, пожалуй, главное содержание этой эпохи. В период от Константина до Феодосия происходит "обращение" Римской империи в христианство и "обращение" христианства в Римскую империю. Результатом этих взаимных обращений, или огосударствления церкви и оцерквления государства, было то, что к V веку Римская империя стала христианской империей. Изучение процесса взаимовлияния государства и церкви представляет огромный научный интерес и является чрезвычайно важным для понимания особенностей глобального исторического перехода человечества от античности к средневековью.

В христианизации IV в. особое место занимает формирование церкви как религиозного, идеологического и политического института позднеантичной цивилизации, которое происходило на фоне борьбы внутри самой церкви. Борьба эта в значительной степени определялась усилением влияния церковных групп на различные территории Римской империи и элементы государственного аппарата. В процессе христианизации церковь использовала богатейший опыт римского государственного строительства, и многие величайшие деятели этой эпохи были прекрасными администраторами и политиками (Василий Великий, Амвросий Медиоланский и др.). Формирование церковного аппарата не могло проходить в отрыве от государственных структур, приспосабливаясь к которым церковь сама превращалась в политический институт. Тот факт, что церковь, по выражению В.Болотова, “примкнула к данным государственного строя”, явился необходимым условием возвышения отдельных епископов в силу политического значения главных городов Римской империи. Становление церкви в качестве политического института происходило в неразрывной связи с формированием собственной церковной идеологии.

Другой стороной процесса христианизации было формирование отношений между церковью и государством, их взаимодействие и взаимовлияние. Показателем этих отношений являлись: религиозная политика римских императоров, отношение лидеров церкви к политическим проблемам, а также формирование двух доктрин – папизма и цезарепапизма. Изучение политического аспекта христианизации позволяет выявить действительную ее роль в судьбах Римской империи и позднеантичного мира.

Христианизация является в определенной степени универсальным явлением, встречающимся в самых различных уголках мира на протяжении последних двух тысячелетий истории человечества, что делает ее актуальной не только в академическом, но и в практическом плане.

 

Hosted by uCoz