ИСТОРИЯ РЕЛИГИЙ: ЗОРОАСТРИЗМ

1. Л.С. Васильев. Религии древних иранцев

2. Зороастризм (парсизм)

3. В. Орлов. Зороастризм и новые раскопки в Маргиане

4. Священные тексты зороастризма

 

Васильев Л.С. Религии древних иранцев

Религиозная система древних иранцев складывалась в стороне от главных центров ближневосточной цивилизации и по характеру заметно отличалась от религиозных представлений Древнего Египта или Месопотамии, насыщенных мифологией и наполненных приключениями богов и героев. Это и неудивительно: генетически древнеиранские религии восходят к древнейшим верованиям индоевропейских народов, принадлежавших к иной языковой семье и культурной традиции. Гипотетическая прародина индоевропейцев до сих пор не вполне ясна и вызывает ожесточенные споры специалистов. В самом общем виде ее можно локализовать районами Причерноморья, включая Анатолию, и Прикаспием. Именно отсюда различные ветви индоевропейцев, преимущественно скотоводов, стали на рубеже III-II тысячелетий до н.э. энергично мигрировать на восток, юг и запад, что со временем привело к возникновению нескольких древних цивилизаций (греческой, иранской, индийской) и оказало немалое воздействие на развитие других очагов мировой культуры, вплоть до Китая.

Ранние верования индоевропейских народов достаточно хорошо запечатлены в древнеиндийских ведах и религиозных представлениях греков, германцев и славян. Сложившиеся в среде пастушеских племен еще на их прародине в III тысячелетии до н.э., если не раньше, они и после расселения сохранили между собой немало общего, что легко фиксируется в ходе их сравнительного изучения. В целом эти верования вполне соответствовали стандартам раннерелигиозного комплекса. Однако на протяжении долгих веков в процессе расселения и после него в каждом из новых регионов ойкумены, освоенных осевшими там индоевропейцами, развитие религиозных представлений шло хотя и на единой общей основе, но своим путем. При этом важную роль играла общность исторических судеб или географическая близость тех или иных племен, первоначально перемещавшихся, скажем, в одном направлении, а позже отделившихся друг от друга.

Такую близость, в частности, легко увидеть на примере индоиранской общности, мигрировавшей к востоку и юго-востоку от прародины. Не вполне ясно, как и при каких обстоятельствах эта общность, объединенная самоназванием “арии”, разделилась на части, одна из которых осела в восточной части Ирана, а вторая продолжала кочевать в сторону долины Ганга. Но близость обеих частей вполне очевидна, как достаточно заметна и их все возраставшая со временем взаимная враждебность. Можно полагать, что взаимное отчуждение было обусловлено усиливавшимся противостоянием оседло-земледельческой части общности продолжавшим кочевать скотоводам, хотя не исключено, что поляризации частей ее способствовал и раскол разросшегося коллектива на дуально-родовые группы. Однако сам факт раскола очевиден и четко фиксируется при изучении религиозных представлений и мифологии соответственно древних иранцев и индоариев. Оба комплекса представлений были знакомы с двумя противостоявшими друг другу классами божественных сил: у иранцев это были ахура и дэвы, у индоариев - дева и асуры. При этом весьма показательно, что первая группа божеств считалась благой, а вторая вредоносной. Главой группы дэвов (дева) был один и тот же Индра, но у индоариев он был великим и почитаемым богом, а у иранцев - злокозненным демоном.

Отчетливое противопоставление благих сил (дева) и демонов - асуров в древней Индии не оказалось (как это будет видно из последующего изложения) фундаментом религиозных представлений индоариев, где на передний план вышли иные мироустроительные и космические концепции. Зато в древнем Иране именно это жесткое противостояние стало основой основ всех генеральных религиозных конструкций. Мифологическая картина мира здесь строилась на фоне противопоставления сил Добра и Света, воплощенных в этическом законе Арта и олицетворенных великим Ахура-Маздой (греч. — Ормузд), и сил Тьмы и Зла, воплощенных во лжи и олицетворенных Ангро-Майнью (Ариманом). Этот ритуально-этический дуализм стал фундаментом всех доисламских религий Ирана.

Зороастризм и маздеизм

Религиозный дуализм древних иранцев чаще всего связывается с зороастризмом, т.е. с учением великого пророка Зороастра (Зарагуштры), которое зафиксировано в древнейшей священной книге Авесте. Письменный текст Авесты - достаточно позднего происхождения (видимо, не ранее III в. до н.э.), тем более это относится к ее многочисленным комментариям. Наиболее же древние части священной книги, ее песнопения и гимны Гаты и Ясны, в том числе приписываемые самому Зороастру, датируются примерно ХII-Х вв. до н.э., т.е. по времени близки к ранним древнеиндийским ведам. Вся сложность проблемы состоит здесь в том, чтобы определить, что именно написал и предложил сам Зороастр и что существовало ранее и было лишь использовано пророком при проведении им своего рода религиозной реформы. А решение этой проблемы в свою очередь зависит от того, каким временем датировать годы жизни Зороастра.

Зороастр - личность легендарная, хотя многие исследователи признают его реально существовавшим деятелем. О нем нет практически никаких достоверных сведений, а время его жизни в разных древних источниках варьируется от ХIII до VI в. до н.э. Более поздние легенды повествуют о преследованиях, которым он подвергался, изображают его культурным героем, великим пророком, спасителем человечества и т.п. Но в наиболее ранних персидских текстах (ахеменидских надписях) о нем не упоминается, хотя в этих текстах есть немало связываемых с его именем идей, в частности в связи с прославлением Ахура-Мазды. Неудивительно, что специалисты оказываются в затруднении. Одни вообще ставят под сомнение реальное существование пророка, другие считают, что он в свое время впал в немилость и был сознательно предан забвению, а третьи склонны видеть в религиозной системе персов времен Ахеменидов лишь предтечу зороастризма-маздеизм, т.е. первоначальную доктрину, которую впоследствии реформировал Зороастр.

Это последнее соображение заслуживает внимания, хотя оно тоже не отвечает на вопросы, когда жил Зороастр, что именно он изменил в раннем маздеизме и каким образом обновленный им маздеизм стал восприниматься в качестве зороастризма. Оставив все эти вопросы в стороне, обратимся к первоначальной основе древнеиранской религии. Будем условно именовать ее маздеизмом - по имени Ахура-Мазды.

Верховным божеством и творцом всего сущего считался Ахура-Мазда, причем его первой и основной функцией вначале было, видимо, моделирование космических элементов Вселенной. Своего рода правой рукой и земным помощником его был Митра, в функцию которого первоначально входили социальная организация людей и посредничество между миром божественного и человечеством. Позже он превратился в божество договора, согласия, а также стал богом солнца и покровителем воинов. Третьей в верховной первоначальной триаде древнеиранских богов была Ардвисура Анахита, богиня воды и плодородия, воспринимавшаяся в качестве дочери Ахура-Мазды. Параллельно с этой троицей существовал грозный бог времени Зерван (Зурван). Хотя его подчас считают не имеющим прямого отношения к маздеизму и тем более зороастризму, более поздние мифы приписывают именно ему рождение Ахура-Мазды.

Глава мира дэвов Ангро-Майнью был вначале, видимо, сравнительно мало значившей фигурой маздеистского пантеона - тем более, что с миром дэвов, как упоминалось, ассоциировалась индоарийская ветвь ариев, уже оторвавшаяся от иранцев. Но противопоставление двух ветвей, двух групп божеств и, как следствие, двух их глав (Ахура-Мазды и Ангро-Майнью) существовало. И не только существовало, но и вследствие каких-то неясных пока причин нарастало. Не исключено, что эти причины как раз и были связаны с именем и деятельностью пророка Зороастра, годы жизни которого приходятся, скорее всего, на VIII-VII вв. до н.э. Во всяком случае, первые ахеменидские цари уже должны были быть знакомы с этим учением. И если они по какой-то причине его не приняли, то виной тому возможно, был консерватизм касты жрецов-магов, предпочитавших новому зороастризму древний маздеизм.

Реформы Зороастра, как они запечатлены в Авесте, были достаточно радикальными и уже по одной этой причине могли быть восприняты далеко не всеми и не сразу, особенно если учесть факт существования касты магов, ревниво оберегавших основы маздеизма. Суть нововведений сводилась как к резкому возвеличению Ахура-Мазды за счет всех остальных почитаемых богов и столь же резкому противопоставлению ему злобного Ангро Майнью, так и к приданию всем древним божественным силам явственного этического акцента, к превращению их в некую абстракцию, символизирующую тот или иной аспект великого блага, абсолютного Добра (или соответственно Зла). Высшая божественная семерка в трактовке Зороастра выглядела не просто как семеро бессмертных святых (Амеша Спента), но как аллегории благих достоинств Ахура-Мазды, его шесть эманаций - благая мысль, истина, власть (божия), благочестие, целостность (благосостояние) и бессмертие, соответственно связанные с шестью основными первосубстанциями -скот, огонь, металл, земля, вода, растения. Сам Ахура-Мазда возглавлял божественную семерку в качестве святого духа.

Перенос акцента из сферы религии в сферу этики сопровождался настоятельной апелляцией пророка к человеку, стремлением не просто выдвинуть на передний план социальную проблему добра и зла, но соединить этику с космологией и придать упомянутой проблеме божественный, поистине космический смысл. В трактовке Зороастра сама этика была превращена в религию. Мир осмыслялся сквозь призму кардинальных этических категорий, за которыми явственно проглядывала личность самого пророка - человека, мощного духом, признанного вероучителя, одного из первых в истории харизматических лидеров. В этом смысле зороастризм как доктрина принадлежит к принципиально новому типу религий - к религиям основателя, пророка.

Суть зороастризма в самом общем виде, как уже говорилось, сводится к тому, что все сущее делится на два полярно противоположных лагеря - мир света и добра и царство тьмы и зла, между которыми идет непримиримая борьба, составляющая основу мирового процесса как на земле, так и вне ее, в мире богов. Ахура-Мазде помогают в этой борьбе духи света и чистоты, истины и добра, Ангро-Майнью -силы зла. И далеко не случайно древние маздеистские божества в зороастризме стали олицетворяться высокими понятиями справедливости, благочестия, благомыслия: Зороастр как бы обращался к Человеку с призывами помочь благородным небесным силам в их непримиримой борьбе, став с этой целью лучше, честнее, чище и, сосредоточив все свои старания и чаяния на том, чтобы одолеть мир зла, покончить со всякой нечистью. Далеко не случайно в гимнах Авесты люди призывались быть доброжелательными, умеренными в помыслах и страстях, готовыми жить в мире и дружбе, помогать ближнему. Восхвалялись честность и верность, осуждались воровство, злословие, преступление. При этом едва ли не основной идеей этической доктрины зороастризма был тезис о том, что истина и добро, равно как страдание и зло, зависят от самих людей, которые могут и должны быть активными творцами собственной судьбы.

Мифология зороастризма

Мифология зороастризма не очень красочна и богата, но зато весьма интересна. В ранних текстах Авесты описывается четырехъярусная модель космоса: орбита звезд, соотносимая с благими мыслями; орбита луны (благие слова), орбита солнца (благие дела) и особая светоносная сфера, где обитают Ахура-Мазда и его окружение. Царство Ангро-Майнью - в преисподней. Ряд мифов подробно описывает историю противостояния и борьбы добра и зла. Согласно одним вариантам, эта история, начавшись с золотого века, вступает затем в период ожесточенного конфликта, завершающегося катастрофой, причем перед концом света наступает чудовищная зима, а мир гибнет в огне, после чего все начинается заново. Другие варианты более оптимистичны и предрекают победу силам добра; здесь в функции спасителя мира выступает сам обожествленный Зороастр. Среди более поздних мифов существует такой, который соединяет зерванизм с зороастризмом-маздеизмом: бог вечного времени Зерван собирается родить сына, который сотворит мир. Ахура-Мазда в чреве отца был готов к этому и даже поделился своим знанием с братом, Ангро-Майнью. Последний, разорвав чрево отца, вышел на свет раньше брата и стал претендовать на власть. Отец в ужасе содрогнулся и родил второго, желанного. Поэтому так получилось, что сначала в мире царило зло и лишь потом наступило царство Ахура-Мазды.

Подлинным творцом всего сущего, в частности земли, неба и людей, уже в ранних текстах Авесты считался Ахура-Мазда. Что касается людей, то первочеловеком в иранской мифологии вначале считался Йима (аналог индоарийского Ямы), который по велению Ахура-Мазды занимался земледелием и скотоводством, выращивал растения, животных, птиц и, главное, творил добро. Когда ему не хватало для всего этого земли, он взмахивал бичом - и она раздвигалась. Все было бы хорошо, да возгордился Йима, перестал слушаться Ахура-Мазду, начал употреблять в пищу мясо священных быков. В наказание Йиму изгнали из райских мест; а все люди лишились бессмертия. Именно после этого закончился золотой век идиллии и началась эпоха борьбы Добра и Зла. Тексты Авесты упоминают о том, что Йима стал на сторону лжи, т.е. совершил грехопадение. В них есть и эпизод, повествующий о том, как Ахура-Мазда как-то предупредил Йиму, что миру может вскоре грозить гибель от мороза и наводнений, вызванных таянием снегов, и что ему надлежит построить крепость, в которую следовало бы поместить и тем самым спасти от гибели по паре каждой породы всех животных и птиц, а также все виды растений.

Что касается последней мифологемы, то связь ее с ближневосточной идеей великого потопа очевидна. А вот понятие о рае и идея грехопадения, хорошо известные лишь из ветхозаветных преданий Библии, ставят специалистов перед нелегкой задачей определить, кто на кого повлиял. Не исключено, что концепция райской жизни, греха и наказания, равно как и разработка проблемы бессмертия души, - древнеиранского происхождения.

Идея слияния духовной субстанции человека с высшим божеством характерна именно для индоиранских верований, как это будет показано в главах об индийских религиях. Эти верования могли быть основой для возникновения идеи о бессмертии души, особенно если иметь в виду, что упомянутая идея была в древнеиранских религиях теснейшим образом связана с самой сутью доктрины. Ведь в зороастризме судьба человека после смерти ставилась в прямую зависимость от его активности в борьбе сил добра и зла, от его веры в истинность исповедуемого им учения. Если ты веришь, если ты активен в борьбе со злом, если ты предан силам добра и света, то можешь рассчитывать на райское блаженство; если же не веришь и не борешься, то неизбежно окажешься в мире зла, среди духов тьмы и всякой нечисти. Мифология зороастризма разработала эсхатологическое (пророческое и обращенное в будущее) учение о конце мира и своего рода “Страшном суде”, о делении всех людей на праведников и грешников: души праведников через три неба попадают в светоносную сферу, где пребывают рядом с Ахура-Маздой, а грешники оказываются в преисподней. При этом сам Заратустра помогает душам перейти через грань, отделяющую мир живых от мира мертвых, по волшебному мосту Чинват: для праведников мост широк, для грешников - узок, как лезвие бритвы.

Стоит оговориться, что некоторые детали эсхатологии зороастризма известны из текстов сравнительно позднего происхождения, что мешает делать уверенные выводы о происхождении той или иной идеи, в частности известной из Библии идеи о райском блаженстве и грехопадении, о мессианской функции пророка. Однако представления о приоритете зороастризма кажутся более предпочтительными, особенно на общем фоне истории этой религии после ее возникновения.

Зороастризм в древнем Иране

Специалисты полагают, что зороастризм распространял свое влияние сравнительно медленно: вначале его идеи разрабатывались лишь немногими общинами единоверцев и только постепенно, со временем, последователями нового учения становились адепты маздеизма из касты магов. Империя Ахеменидов в VI-V вв. до н.э. во многом способствовала успеху зороастризма: были резко расширены политические границы Ирана и обеспечены контакты зороастрийцев с представителями иных доктрин, как ближневосточных (Египет, Вавилон), так и особенно иудейской. Считается, что иудаизм как религия, разрабатывавшаяся особенно интенсивно именно в годы вавилонского плена иудеев, испытал сильное влияние зороастризма. И хотя сами Ахемениды явно покровительствовали древнему маздеизму, а не зороастризму, этический пафос учения Зороастра более соответствовал духу времени, причем именно он, видимо, повлиял на иудаизм.

Мало известно об успехах зороастризма в годы, последовавшие за крушением империи Ахеменидов и тем более в период эллинизма, когда влияние греческой культуры на всем Ближнем Востоке было весьма ощутимым. Но некоторые косвенные данные позволяют полагать, что зороастризм как доктрина на рубеже нашей эры не просто существовал, но даже процветал и расширял свое влияние, причем не только в собственно Иране, но и на соседних с ним землях. При этом следует иметь в виду, что речь идет уже о достаточно зрелом зороастризме, вобравшем в себя все уцелевшее наследие древнего маздеизма и разрабатывавшемся усилиями всех его жрецов, включая и потомков древних магов.

Так, считается, что зороастризм оказал немалое влияние на формирование доктрины некоторых ранних иудео-христианских сект, в частности ессеев с их упором на идею добра и справедливости. Вообще проблема происхождения христианства не может быть полностью решена без учета влияния со стороны иранских религий. Известно, например, что культ Митры, распространившийся в восточных провинциях Рима незадолго до начала нашей эры, оказал огромное воздействие на римских легионеров после восточных походов I в. до н.э. Воитель Митра, патрон воинов, отождествлялся в рамках митраизма то с Ахура-Маздой и божеством солнца, то с Юпитером, то с тем мессией-спасителем, который упоминался в эсхатологических пророчествах иудеев. В честь Митры устраивались мистерии, строились ритуальные сооружения - митрейоны, создавались изображения и скульптуры. Ежегодно в день 25 декабря (позже - день рождения Христа) отмечали день рождения Митры. Веровавшие в Митру имели обыкновение причащаться хлебом и вином, символизировавшими его тело и кровь.

Все эти детали, как и сам культ мессии-спасителя, не оставляют сомнений в том, что митраизм сильно повлиял на некоторые стороны формировавшегося на рубеже нашей эры христианства, а легкость, с которой это оказалось возможным, объясняется тем, что зороастризм влиял и на иудаизм, и на иудео-христианские секты еще задолго до того, как в Римской империи широко распространился и стал популярен митраизм.

Но зороастризм был активен не только на западной периферии Ирана. Не менее ярко проявилось воздействие его на религиозные доктрины и на востоке, в частности в пределах Кушанской империи, существовавшей на рубеже и в первые века нашей эры. Отголоском зороастрийского влияния следует считать некоторые элементы буддизма Махаяны, сформировавшегося в начале нашей эры. Специалисты считают, что кушаны внесли в буддизм Махаяны эсхатологию зороастризма, что своим этическим потенциалом буддизм Махаяны обязан именно зороастризму, а сам будда грядущего Майтрейя в системе Махаяны - это ипостась все того же Митры.

Выход на передний план в зороастризме культа Митры в качестве своего рода alter ego Ахура-Мазды сыграл немалую роль в том, что зороастризм уже на рубеже нашей эры был прежде всего связан с почитанием солнца и огня, с культом света и сияния. Храмы зороастрийцев были храмами огня, так что далеко не случайно их стали именовать огнепоклонниками.

Огонь для зороастрийцев был символом чистоты, очищения, освобождения от скверны. Надо сказать, что физической чистоте они придавали исключительно важное значение, ритуальный смысл: всякая нечисть - это элемент сил тьмы и зла. Поэтому необходимо было остерегаться нечистоты, в том числе и трупов. Чтобы тела покойников (символ нечистоты) не соприкасались с чистыми стихиями (вода, земля, огонь, растения, металл), существовал и специфический обряд захоронения: в открытые сверху большие ступенчатые каменные ямы-башни особые служители сносили умерших. Их тела склевывали хищные грифы, а кости сбрасывались затем на дно вырытого в башне и облицованного камнем колодца. Такие сооружения сохранились и по сей день у парсов, живущих в западной Индии и исповедующих зороастризм. Нечистыми считались также больные, только что родившие женщины и женщины в определенные периоды их жизненного цикла. Всем им необходимо было пройти через специальный обряд очищения.

В процессе очищения, как упоминалось, самую важную роль играл огонь. Огонь был обязательным при любых ритуальных церемониях, в том числе и при совершении ритуалов в честь Митры или Ахура-Мазды, которые обычно сопровождались пением, жертвенной трапезой и вином и нередко отправлялись не в храме, а на свежем воздухе. Кроме огня почитались и остальные чистые стихии. Особым почтением пользовались также и некоторые виды животных - бык, лошадь, собака, пожиравшие трупы грифы.

Распространение зороастризма среди иранцев существенно изменило отношение к нему со стороны власть имущих. Если Ахемениды в свое время его как бы не замечали, отдавая явное предпочтение древнему маздеизму, то парфянские цари на рубеже нашей эры уже выдвигали его на передний план в качестве противовеса эллинско-римскому культурному влиянию, а в сасанидском Иране зороастризм стал даже официальной государственной религией (верховный жрец зороастрийцев мобедан-мобед был в числе самых высших сановников государства). Мало того, он стал идейным знаменем всех иранцев и именно в этом своем качестве оказался основой ряда сектантско-религиозных движений.

Мани и манихейство

Наиболее известным и получившим широкое распространение едва ли не во всем мире, от Рима до Китая, было манихейство, учение Мани. Сын вавилонянина и знатной иранки, Мани (216-277) в молодости много путешествовал, посетил страны Средней Азии и Индию, где внимательно знакомился с местными религиями, включая христианство, брахманизм, буддизм, учение гностиков (распространенная в Месопотамии религиозно-философская доктрина - смесь христианства, восточной мистики и греческой философии, - провозглашавшая греховность материального мира и непричастность к нему верховного божества). Обосновавшись в Иране и взяв за основу своего учения зороастризм, Мани едва ли не впервые в истории попытался создать всеохватывающую-религиозную систему, которая вобрала бы в себя наиболее существенное из всех других.

Созданное Мани вероучение, характеризуемое в наши дни как система теософского синкретизма, оказалось достаточно жизнеспособным, просуществовав около тысячелетия и получив распространение во многих странах от Европы до Китая (в VIII в. оно стало даже официальной религией Уйгурского каганата). Суть синкретической системы Мани сводится к тому, что окружающий нас мир - арена жестокой борьбы двух начал, добра и зла, света и тьмы. Но манихейский дуализм отличен от зороастрийского в том, что мир света и добра ассоциируется с духовным началом, а мир зла и тьмы - с материальным. Отсюда явствует, что окружающий нас материальный мир - это мир зла. Цель же мирового процесса состоит в том, чтобы спасти частицы света, заключенные в человеке (точнее, в его душе), от власти материи-цель, характерная для многих индийских религий, включая буддизм. Соответственны и средства: истинные манихеи, “избранные”, обязаны были вести аскетический образ жизни, не иметь собственности, семьи, жилища, не потреблять вина и мяса, даже не рвать растений, идущих в пищу. Содержать их должны были -опять-таки по индийскому стандарту - миряне, которые могли иметь семью и имущество, нормально питаться и которым давался статус “избранных” лишь перед смертью, в качестве своеобразного причастия.

Мифология и эсхатология манихейства являет собой трансформированный вариант зороастризма с весьма существенной примесью иных доктрин - от древнеиранской идеи вечного времени с ее линейным развитием событий и воплощающим эту идею Зерваном до христианских библейских представлений. Первоначально существовало идеальное равновесие сил света, воплощенного Отцом величия, иногда соотнесенным с Зерваном (Зарвом), и сил зла, олицетворенного Владыкой тьмы, соотнесенным с Ангро-Майнью: свет наверху - как идеальное начало, тьма внизу - как символ всего материального. Равновесие нарушилось, когда Владыка тьмы был привлечен блеском царства света.

Опасаясь нападения. Отец света (Отец величия) вызывает к жизни несколько духовных начал - его эманаций. Поражение их в борьбе с силами тьмы приводит к смешению света и тьмы. Необходимость освободить светлые элементы от примеси побуждает Отца света создать видимый материальный мир из шкур и тел поверженных демонов. Вычленение из этого мира луны и солнца было началом высвобождения светлых элементов. Звезды, ветер, огонь, вода также были созданы из светлого начала, но все же с некоторой примесью элементов тьмы. Дабы закончить процесс высвобождения сил света, Отец величия вызывает к жизни еще ряд духовных начал (всего их семь - эта цифра у манихеев была сакральной), с помощью которых демоны зла оказываются поверженными окончательно. Но материальный мир продолжает оставаться смешанным, как и воплощающие людей Адам и Ева (в Адаме преобладают светоносные элементы, а в Еве - противоположные). Наконец, вызванный Отцом света светоносный Иисус помог Адаму, вкусившему от древа жизни, познать добро и зло, вследствие чего истина была открыта и спасение оказалось рядом. Но окончательно все стало на свои места лишь с появлением самого Мани, последнего посланника истины. Только теперь люди поняли и, главное, получили реальную возможность отделить элементы света в себе от элементов тьмы и освободить свой дух от тела. Окончание этого процесса в масштабе всего человечества завершится Страшным судом, после чего земля будет объята пламенем и станет гореть 1468 лет, пока, наконец, все элементы света уйдут на небо, а материя вместе с демонами исчезнет в необъятной бездонной пропасти.

Вероучение Мани, проповедовавшее пассивные методы борьбы за спасение человечества, вначале было даже поддержано властями. Однако вскоре ситуация изменилась. Манихейство было объявлено ересью, а сам Мани казнен. Манихейские общины в основном были изгнаны из Ирана и рассеялись по всему миру, оказав существенное воздействие на некоторые религиозно-философские концепции и сектантские движения средневековья как в Европе, так и в Азии. Часть такого рода движений со временем стала отличаться социальным радикализмом, как, например, движение маздакитов.

Основатель этого движения Маздак в конце V в. возглавил выступление против зороастризма в Иране и на время заручился даже поддержкой шаха Кавада. Суть социальных лозунгов Маздака сводилась к тому, что из учения манихеев о необходимости высвободить смешанные с тьмой частицы света выводилась идея создания уравнительно-справедливого общества (отнять у богатых - отдать бедным). Движение было жестоко подавлено Хосровом I в 529 г. Однако зороастризм в Иране в это время стоял накануне своего заката.

Исламизация Ирана положила конец зороастризму как широко распространенной и тем более официально господствующей религии. В мусульманском Иране огнепоклонники стали преследуемым меньшинством, причем значительная часть их, не выдержав преследований, стала мигрировать в Индию, где уже с VIII в. возникла, а затем в ходе последующих миграций все возрастала община парсов. В самом Иране в XVII в. насчитывалось 14 зороастрийских сект, в основном небольших общин. Впрочем, многое из идей зороастризма было воспринято исламом и особенно отдельными шиитскими сектами, как, например, исмаилитами.

Зороастризм как религиозная доктрина древнего мира занимает особое место в истории религий. Несмотря на отчетливо выраженный дуалистический характер доктрины, к которому сводится вся квинтэссенция древнеиранских религий, значение зороастризма состоит, во-первых, в выдвижении на передний план этического идеала и, во-вторых, в том, что в его дуалистической структуре на первом месте был резко отделившийся от всех остальных верховный Бог-творец Ахура-Мазда. Возвышение и возвеличение Бога-творца, высшего символа Света и Добра, было в общем контексте истории религий важным шагом на пути к монотеизму.

Все ранние религии и религиозные системы были политеистическими, а существование и почитание верховного божества, своего рода первого среди равных, не мешало господству политеизма как идейно-структурной основы религиозного мировоззрения, что хорошо видно на примере и ближневосточных, и индоевропейских верований. Правда, тенденция к структурным сдвигам в сторону монотеизма уже намечалась, причем совершенно логично, что прежде всего она ощущалась там, где существовали длительные традиции централизованного государства во главе с обожествленным правителем, свидетельством чему является неудавшаяся реформа фараона Эхнатона. По-своему эта тенденция проявилась и в древнем Иране, где дуалистическая структура, выросшая на фундаменте политеизма, была своего рода вариантом монотеизма и, во всяком случае, важным шагом в его сторону.

Резюмируя, следует заметить, что идея монотеизма в ближневосточной древности на определенном этапе развития этого региона уже в буквальном смысле слова носилась в воздухе. Рано или поздно, но она должна была как-то реализоваться. В этом смысле реформы Эхнатона и зороастризм можно считать вариантами общего поиска. Наиболее же удачная, оптимальная с точки зрения результатов модель монотеизма была разработана сравнительно небольшой и находившейся к тому же на невысоком уровне развития этнической общностью древних евреев, бывшей одним из ответвлений семитских пастушеских племен.

Л.С. Васильев История религий Востока. Учебное пособие для вузов. - 4-е изд. - М.: “Книжный дом “Университет”, 1999. - 432 с.


2. Зороастризм (парсизм)

- религия, возникшая на территории Древнего Ирана (Персии - отсюда парсизм) в 7-6 вв. до н.э., представляет собой маздеизм, реформированный пророком Заратуштрой (др.греч. Зороастр, ср.-иран. Зардушт), историчность которого в науке в настоящее время не подвергается сомнению. Ему приписывается авторство Гат - самой древней части святой книги З. и маздеизма - Авесты, или Зенд-Авесты (букв. - текст с комментариями).

Основная идея З. - зависимость миропорядка от борьбы добра и зла, света и тьмы, жизни и смерти. Олицетворением положительного начала Вселенной является Ахурамазда, отриц. - Анхра-Майнью. Оба они сыновья "Бесконечного времени" - бога Эрвана. Человек в этой борьбе не игрушка в руках высших сил, а личность, обладающая свободой выбора, способная своей активностью повлиять на торжество мировой справедливости. В Гатах прослеживается противостояние кочевнического и земледельческого образов жизни, первый осуждается и рассматривается как проявление мирового зла, второй поощряется как проявление добра, что отражает многовековые войны древнеиранских земледельцев с окружавшими их кочевыми племенами.

Эсхатология З. утверждает, что мировая история длится 12 тыс. лет, из них 3 тыс. лет - "золотой век" Ахурамазды, вслед за которым начались 3 тыс. лет господства Анхра-Майнью, однако зло не вечно. З. обещает посмертное блаженство сторонникам Ахурамазды, осуждение на страшном суде и всяческие муки его противникам. Для обрядовой практики зороастризма характерно почитание 4 элементов Вселенной - воды, огня, земли, воздуха.

Специфичен сохранившийся до наших дней погребальный обряд: трупы размещаются на нескольких ярусах "башни молчания" - дакмы, где их поедают птицы; очищенные от мяса кости ссыпаются в глубокий колодец в центре башни. Тем самым достигается то, что ни с одной из "чистых" стихий "нечистый" труп не приходит в соприкосновение. В храмах зороастризма горит вечный огонь. Идейные концепции зороастризма повлияли в своё время на формирование манихейства, масонства, митраизма, иудаизма, христианских ересей павликиан и катаров. В настоящее время З. существует в форме парсизма, в котором при сохранении прежних дуалистических идей развились представления о едином всемогущем боге.

http://gorod.crimea.edu/turnirs/krest/zoroastr3.htm


4. В. Орлов. Зороастризм и новые раскопки в Маргиане

Религия откровения - зороастризм, возникла в глубокой древности, около трёх с половиной тысяч лет назад. Будучи высочайшим для того времени достижением культурной, этической и религиозной мысли, он оказал значительное воздействие на развитие человечества. Представление об извечной борьбе добра и зла, сотворение мира в семь этапов, рае и аде, конечности времени, Страшном суде и многом другом формировались под влиянием священных текстов зороастрийцев. Зороастризм процветал более тысячи лет (VI век до н.э. - VII век н.э.).

Поддерживаемый правителями трёх Иранских империй (Ахеменидов, Селевкидов, Сасанидов) он распространил своё влияние на Ближнем и Среднем Востоке. Однако, арабская экспансия под знаменем ислама ознаменовала начало заката зороастрийского величия, его влияние стало резко уменьшаться. Мусульмане крайне негативно относились к приверженцам Ахура-Мазды - верховного бога зороастрийцев, считая их язычниками. Исповедующих древнюю религию насильственным путём заставляли принимать ислам. Центр зороастризма постепенно переместился в веротерпимую Индию.

Поклонение огню и воде

Изучение зороастризма имеет свои особенности. Из всех живых религий он наиболее труден для постижения. Это объясняется его древностью и теми злоключениями, которые ему пришлось испытать на своём пути. Гимны, мантры Заратуштры, последующие разработки священнослужителей, отдельные молитвы, возникнув в эпоху поздней бронзы (считают, что Заратуштра жил примерно в XII веке до Р.Х.), были записаны лишь на заключительных этапах в эпоху Сасанидов. В Авесте и Ригведе прослеживаются очень сложные и запутанные напластования различных форм языка, структуры. Кроме того, многие тексты были утеряны. К этим лингвистическим трудностям мы должны присовокупить тот факт, что уверенная идентификация археологической культуры с этносом, исповедовавшим зороастризм, может быть только с Ахеменидского времени, с появлением письменности и работ греческих историков. Выявление более ранних особенностей и протозороастрийского культа, практически целиком ложится на плечи археологии, лингвисты здесь дают лишь самые общие сведения.

Протоиндоиранцы поклонялись воде и огню. Реки и иные водоёмы обожествлялись, в их честь возносились молитвы и совершались возлияния. Считалось, что правильно совершённое ритуальное действие возвращает воде ту живительную силу, которую люди берут у неё для своих нужд. Обычно возлияние совершалось ближайшему водоёму самым старшим членом семьи. Оно называлось заотра и состояло из трёх элементов: молоко, сок и листья двух растений. Эти элементы символизируют царство животных и растений, вскормленных живительной влагой.

Высокая степень консерватизма культа заключается в том, что огонь и вода до сегодняшнего дня служат основными объектами поклонения у зороастрийцев. Как и воде, огню приносили в жертву три элемента из растительного и животного мира. Сухие чистые дрова, благовонные травы и животный жир, который считался специальным приношением заотра для огня.

Обрядовые действия выполняли старшие семей и священнослужители, именно этот ритуал составил основу ежедневного богослужения. Кровавые жертвоприношения огню, видимо, также носили регулярный характер. Индоиранцы предполагали наличие души у животных, и если они были убиты с освятительной молитвой, то душа поглощалась божеством Гэуш-Урван, которое благодаря этому могло заботиться о благополучии всех диких и домашних животных. Поклонение воде совершалось в конце богослужения. Очень интересен рецепт приготовления жидкости для возлияния, называемой по-авестийски хаома, по-древнеиндийски сома. Основой является эфедра, вернее её сок, полученный путём выжимания. Некоторые разновидности эфедры богаты алкалоидом эфедрина, который используется в качестве стимулятора. Иными словами, хаома - род наркотика. Древние считали, что употребление сока эфедры наполняет воинов боевым духом, поэтов вдохновением, а жрецов повышенной восприимчивостью к божественным повелениям и советам. Постепенно возникло представление о "зеленоглазом" боге Хаоме, с весьма широкими функциями - от защитника скота до подателя воину силы в битве. Как и всякое почитаемое божество, Хаома получил и свою долю жертвенного животного - язык и левую челюстную кость. Протоиндоевропейцы, равно как и все остальные язычники, имели в своём пантеоне множество божеств, каждому из которых требовался кусочек жертвенного мяса. Что же, народ не ел мяса? Ел! Рассуждая, что идеальным созданиям материальные предметы ни к чему. Протоиндоиранцы считали, что божества довольствуются ароматом жертвы и самим намерением посвятить им оную. После богослужения мясо делилось между священнослужителями и молящимися. Наиболее вероятно, что мясной рацион их и состоял из таких вот жертвенных животных.

Протоиндоиранские верования содержали богатую мифологию. К сожалению, не будет большим преувеличением сказать, что большая часть этого культурного богатства для нас безвозвратно потеряна. Отсутствие письменности в среде протоиндоиранцев сделало невозможным сохранение результатов устного творчества. Реконструкция мифов может вестись на более поздних материалах или на основе дошедших до нас сюжетных композиций, выполненных, как правило, на печатях и вотивных предметах.

Основой мировосприятия являлся анимизм - помещение самостоятельной активной силы маинйу во все окружающие предметы, качества, явления и т.д. Мир был наполнен сознательной силой, живущей независимо от нас. Человек мог лишь повлиять на неё деятельность молитвой или иным подобным способом. Маинйу были добрыми и злыми. Добрые почитались и некоторые, особенно любимые, постепенно становились богами, которых было великое множество. Протоиндоиранских богов можно разделить на культовые и природные. Культовые - это божества Огня, Воды, Хаомы и Гэуш-Урван (пристанище душ правильно убитых животных). Природные боги - суть Маинйу тех или иных явлений. Этих богов было очень много, часто с весьма незначительными различиями в функциях. Например, существовало два божества ветра - Вата и Вайу. Вата приносил дождевые тучи и считался божеством дующего ветра. Вайу рассматривался как дыхание самой жизни, мог быть милосердным и грозным.

У иранцев была разработана своя система мироздания на основании семи кругов, самый большой из которых занимает человек. Восход и заход солнца, смена времён года, любое явление в мире обусловлено выполнением закона рта, являющегося воплощением гармонии. Люди должны поддерживать существующий порядок посредством правильного и полного выполнения ритуалов. Закон носил универсальный характер, распространяясь и на этическую сферу. Добродетель поддерживала и укрепляла рта, зло его разрушало. Наиболее вопиющим нарушением порядка являлась ложь. Столь большое значение выполнения данного человеком обязательства вылилось в деление последнего на два вида. Торжественная клятва варуна - обязательство совершать или не совершать какой-либо поступок. Договор митра - соглашение двух сторон. В обоих случаях Маинйу таится в произнесённых клятвах, помогая честному и поражая лжеца. Маинйу клятвы находил своё реальное применение в ордалиях, очень сложных и опасных испытаниях, проверяющих честность давшего клятву. Решение о применении ордалий принималось верховными жрецами или вождями племени и только в исключительных случаях. Обвиняемых в нарушении обещания варуны подвергали испытанию водой. Известен пример такого рода процедуры. Обвиняемый погружался под воду и одновременно с этим выстреливали стрелой из лука за которой тотчас пускался самый быстрый бегун. Как только он возвращался, испытуемого вытаскивали. На этом суд заканчивался. Если обвиняемый оставался жив, значит он не виновен, если мёртв -- месть Маинйу клятвы совершилась и какие-либо действия со стороны людей были уже излишни. Митра, двусторонний договор, проверялся огнём (например, пробежать между двумя пылающими поленницами), с аналогичными выводами. В связи с употреблением данных судебных экспертиз, произошло обожествление Митры и Варуны. Варуна получил прозвище "сын вод", Митра стал богом огня, считалось, что он сопровождает солнце.

Верховным божеством являлся Ахура-Мазда. Он не связан с каким-либо явлением и был воплощением мудрости, которая управляет действиями всех богов.

С течением времени суть божеств изменялась, причём глубина и скорость изменений впрямую зависели от степени популярности. Так Митра, помимо изначального олицетворения верности договора, приобрёл ряд новых качеств. Его почитали как бога войны, сражавшегося на стороне праведного, как беспристрастного судью и как солнечное божество.

Помимо структуры мироздания, непрерывно развивающегося пантеона, выкристаллизовалась яркая картина сотворения мира, в основу которой лёг регулярно повторяющийся обряд почитания огня и воды. Сотворение мира богами было проведено в семь приёмов. Первыми созданы небеса из камня в виде яичной скорлупы. В её нижнюю часть помещена вода, на которой покоилась земля в виде большого плоского блюда. В центр земли боги поместили одно растение, одно животное и одного человека. Живительной, одушевляющей силой стал огонь, разожжённый богами. Получившийся мир оставался неподвижным, солнце постоянно находилось в одной точке. Необходимо было придать движение, запустить жизненный цикл. Для этого богами сделано тройное жертвоприношение. Растение истолкли, человека и животное убили и принесли всё это в жертву. Результатом стало появление многочисленных животных, растений и людей. Мир приведён в движение, с присущей ему чередой смерти-рождения. До тех пор пока люди поддерживали своими действиями истинный ход вещей, совершали ежедневные ритуалы и жертвоприношения, это движение было бесконечным.

Такая связь богов и людей, вновь и вновь возобновляла жизненный цикл. Насколько можно судить, изначально умершим душам отводилось место в подземном царстве мёртвых. Благополучие умерших целиком зависело от правильности и полноты жертвоприношений родственников, в основном эти обязанности ложились на наследника. Существование в подземном мире было безрадостным, лишь один раз в году, в последний день старого года, души могли выйти на землю и посетить родственников. Выход назывался "Празднество всех душ".

Постепенно формируется новое понятие о загробном мире, когда взамен вечного серого существования в царстве мёртвых, души лучших людей могут взлететь вверх и присоединиться к богам. Мало заметный в прошлом "мост-разлучитель" на пути в царство мёртвых приобрёл большое значение. Теперь это уже дорога в небо. Души праведников проходят его легко, недостойные срываются вниз, попадая в царство мёртвых. Из возможности достижения вечной жизни легко вывести новый тезис - возрождение во плоти, что и было сделано. Возможно именно с этим поверьем связано стремление как можно быстрей освободить покойника от старой плоти. Здесь пути иранцев и ариев окончательно разошлись. Арийцы стали практиковать кремацию, а иранцы, видимо больше почитавшие огонь, воспользовались другим способом избавления от старой плоти. Тело умершего, а это один из самых нечистых предметов, выносили в пустынную местность, где дикие звери и птицы быстро оставляли разрозненный скелет. После этого кости тщательно собирались и захоранивались. Получалось то, что мы сейчас называем фракционным захоронением.

Пророк Заратуштра

Во время жизни Заратуштры, а большинство исследователей склоняется к мнению, что эта личность исторична, языческие культы иранцев были доведены до совершенства, поражая своей изысканностью, сложностью и высокой степенью абстракции. Появление и успешная деятельность пророка всегда загадка. Почему он и почему именно в данный момент? Закономерности развития общества, причины, побуждающие людей прислушиваться и воспринимать новшества, затрагивающие самые сокровенные сферы, столь же интересны, сколь и объёмны. А вот познакомиться с личностью пророка и его нововведениями мы можем прямо сейчас.

О Заратуштре мы знаем в основном по Гатам - вдохновенным изречениям, многие из которых обращены непосредственно к Богу. Известно, что Заратуштра происходил из рода Спитама, его отца звали Поурушаспа. О себе пророк упоминает в Гатах как о заотаре - полноправном священнике. Постижение тайн жречества, обучение священству начиналось в семь лет. Иранские племена в то время (второе тысячелетие до н.э.) не знали письменности. Заратуштра заучивал наизусть основные обряды и положения веры, изречения мудрецов прошлого, а также учился искусству импровизации для создания молитв и обращений к божествам. С наступлением зрелости в пятнадцать лет, он стал священнослужителем и мантран - сочинителем мантр. Последующая жизнь пророка наполнена поисками истины. Он скитался по миру, был свидетелем многих войн и жестокостей. Видя несправедливости мира и чувствуя своё бессилие, Заратуштра преисполнился стремлением установить божественный порядок одинаковый для всех, как для сильных, так и для слабых. Однажды, во время одного из весенних праздников, когда Заратуштре было уже тридцать лет, он отправился за водой для приготовления хаомы. Будущий пророк, пребывая в состоянии ритуальной чистоты, вышел на середину протоки, чтобы зачерпнуть чистой воды. Возвратившись на берег он увидел сияющее существо Воху-Мана (благой промысел), которое привело его к Ахура-Мазде и пяти излучающим свет персонам. В их присутствии Заратуштра не отбрасывал тени. Именно в этот момент от семи главных божеств он и получил своё откровение.

Мы не можем сказать, что Заратуштра создал новую религию, которая дошла до нас в греческой транскрипции под названием зороастризм. Пророк лишь несколько трансформировал старые культы, ослабив одни стороны и подчеркнув другие. На передний план вышла идея общемировой борьбы добра и зла, где человек занимает ведущее место. От усилий каждой личности зависит время окончательной победы добра. Ахура-Мазда стал почитаться как единственный творец всего сущего. Все остальные боги тем или иным способом порождены его усилиями. Большое внимание уделялось проблеме появления и присутствия в мире зла. Источник всего худшего Ангра-Маинйу мыслился как несотворённый двойник Ахура-Мазды, но не вечный и не всеведущий. Он ворвался в мир на последней стадии творения, когда идеи обрели материальное воплощение и испортил их чем мог. Благодаря ему огонь получил дым, а люди - болезни. Важные изменения произошли в понимании времени, которое стало мыслиться конечным. Этот мир имеет начало, а значит должен быть и конец. Данное положение позволило Заратуштре внести в земную жизнь обещание справедливого возмездия во время последнего суда и Апокалипсиса (именно ему принадлежит первенство в этих идеях). Благодаря Заратуштре верования иранских племен обрели ярко выраженные цели борьбы со злом и стройную картину посмертного воздаяния.

Храмы Маргианы

Религиозная, равно как и всякая другая жизнь, находит своё воплощение в материальных памятниках культуры. Уверенная географическая локализация родины пророка продолжает оставаться предметом жарких дискуссий. Одна из гипотез помещает искомое место в юго-восточные Каракумы, в древнюю Маргиану.

В течение ряда лет в юго-восточных Каракумах (Туркменистан) проводятся широкомасштабные археологические раскопки в древней Маргиане, стране, отстоящей от нас почти на четыре тысячи лет. Высокая культура, сложная социальная организация, участие в этногенезе протоарийских племён, предварительная локализация там родины пророка первой мировой религии откровения зороастризма - Зороастра (Заратуштры), делают маргианские тайны одними из наиболее интригующих загадок современной археологии.

Первое упоминание о стране относится к ахеменидскому времени, точнее 516 год до н.э. В знаменитой Бехистунской надписи упомянуто восстание, в подвластной Дарию Маргуш, и последующее его подавление. Маргуш идентифицируется с авестийской Моуру и, наконец, в античности она известна как Маргиана. Убеждение в реальности её существования привело к активным поискам Маргианы на местности. Пионером на этом пути ещё в начале ХХ века стала американская археологическая экспедиция под руководством Пампелли. С перерывами и переменным успехом работа продолжалась и далее, но наиболее плодотворными оказались исследования последних двух десятков лет, проводимые в древней дельте реки Мургаб Маргианской археологической экспедицией под руководством профессора В.И. Сарианиди. В результате была открыта доселе практически неизвестная страна эпохи поздней бронзы (в основном её история укладывается во 2 тыс. до н.э.) с самобытной высокоразвитой культурой, явившейся синтезом местной южно-туркменской линии развития и племенами индоевропейцев, пришедших с запада, предположительно с территории Сирии и Анатолии.

В слепой дельте Мургаба (реки, которая протекала в древности по ныне безводным пескам юго-восточных Каракумов) располагались отдельные группы поселений - оазисы. В каждом из них присутствовало столичное поселение, состоящее из огромного дворца, храмового комплекса и ряда производственных и жилых кварталов, причём в отдельных случаях мы можем говорить уже о сложении полноценного раннегородского центра древневосточного типа. Вокруг столичного поселения, группировалось от одного-двух до нескольких десятков более мелких. В настоящее время мы не можем с точностью определить систему их взаимосвязей, однако известно, что среди окружения столичного холма имеются как мелкие деревушки (явно находящиеся в политической и экономической зависимости), так и крупные храмовые центры, обладавшие, по-видимому, изрядной долей самостоятельности.

Храмы древней Маргианы представляют собой огромные крепости (в чём-то сравнимые с современными нам монастырями) прямоугольной формы со строгой ориентацией по сторонам света. Наиболее значимая, сакральная часть в центре за высокими стенами. Именно в этих храмах, выросших на землях некогда плодородной Мургабской долины под жарким южным солнцем, и зародилась древнейшая мировая религия - зороастризм. Маргианские храмы являются самыми древними из ныне известных, где наиболее полно представлены фундаментальные принципы будущей религии. Центральным в зороастризме является идея общемировой и всех касающейся борьбы сил добра и зла. Очень сложно исходя из данных только археологии (а письменности в Маргиане не было) говорить о бытовавших в столь далёкое время мифах. Однако наиболее часто в сюжетных маргианских печатях повторяются сцены борьбы, как правило, чудовищ с антропоморфными и зооморфными персонажами, что наиболее вероятно отождествляется именно с борьбой доброго и злого начал.

Другим известным аспектом зороастризма является культ огня. У исторических и современных зороастрийцев существует подробно разработанный ритуал поклонения огню, истоки чему мы наблюдаем в храмах Маргианы. В настоящее время мы имеем достаточное количество конструкций, уверенно отождествляемых с алтарями огня, как правило, они спрятаны за небольшими стеночками, в боковых приделах, в глубине внутреннего двора, что берегло их от излишнего внимания посторонних глаз. Алтари представляют собой прямоугольные сооружения, частично закопанные в землю и лишь на одну треть своей высоты, поднимающиеся над поверхностью, что перекликается с зороастрийскими алтарями, возвышающимися лишь на уровень глаз сидящего человека. Гораздо более яркий пример трепетного отношения к огню нам демонстрируют камеры для хранения золы, своеобразные контейнеры, заполненные чистой белой золой из алтарей. Более того, когда жители в силу ряда причин покидали данное место обитания, камеры тщательно заделывались своеобразной пробкой из целых и битых кирпичей. Тем самым священная зола предохранялась от возможного небрежного отношения или надругательства со стороны иноверцев. Здесь нелишне будет отметить два факта из исторического зороастризма. Зола из алтарей делится на различные категории, соответственно с различными условиями хранения. И второе, для чего было призвано тщательное замуровывание камер с золой, не совсем приятное соседство с номадами, представителями иного жизненного уклада. Эта неприязнь заметна из превознесения Заратуштрой осёдлого образа жизни именно на порицании кочевнического. И наконец третья деталь, имеющая широкое распространение в храмах Маргианы и гораздо реже собственно в зороастризме. Это активное использование в религиозной практике наркотических веществ (мак, конопля, эфедра). В эпоху бронзы данный способ общения с богами был, надо полагать, одним из наиболее популярных. Специальная, помещённая в центр храма "белая комната" для приготовления напитка хаома, множество тёрок для первичной обработки сырья, костяные трубочки, на внутренней стороне которых после тщательных анализов выявлены споры мака. Всё это даёт представление о размахе религиозных празднеств, касавшихся, надо полагать, не только жречества, но и простого народа. Видимо подобные привычки настолько укоренилась в массах, что потребовались многие усилия со стороны Заратуштры, для возвращения культовых воззлияний в рамки преимущественно храмовой практики. В своё время пророк даже обозвал священный напиток "ослиной мочой", но потом всё же несколько смягчил определения.

Всё многообразие древних верований, привычек, представлений о мире не укладывается в рамки современного сознания. Отношение к древним, как к наивной ступеньке к веку просвещения и прогресса прошло. Великие цивилизации Древнего Востока уже привлекли к себе внимание, завоевали уважение понемногу открывающейся нам мудростью. Именно в этот ряд благодаря усилиям Маргианской археологической экспедиции становится древняя Маргуш, которая возможно явится ключом к разгадке интригующих проблем истории.

Источник: сайт "Археологическое братство".


5. Священные тексты зороастризма

Основной священной книгой зороастризма является Авеста. Считается, что древнейшая часть Авесты — Гаты (Песнопения) восходит к самому Заратустре. Другие значительные зороастрийские произведения, созданные большей частью в IX веке на языке пехлеви: Зенд (Толкование Авесты), Бундахишн (Первотворение), Денкарт (Деяние веры), Сборник жреца Затспрама, Датисан-и-Диник жреца Манушчехра, Шканд-Гуманик Вичар (Полное истребление всех сомнений), Намак (Книга), Датисан-и Менок-и Храт.

Авеста: Видевдат

1. Географическая поэма

1. Сказал Ахура-Мазда Спитаме-Заратуштре: "О Спитама-Заратуштра, я сделал места обитания дарующими покой, как бы мало радости [там] ни было. Если бы я, о Спитама-Заратуштра, не сделал места обитания дарующими покой, как бы мало радости [там] ни было, весь телесный мир устремился бы в Арианам-Вайджа.
2. Во-первых, наилучшую из стран и мест обитания я, Ахура-Мазда, сотворил: Арианам-Вайджа с [рекой] Вахви-Датией. Тогда этому в противовес состряпал Анхра-Манью многопагубный змея рыжеватого и зиму* дэвовское творение.

* Высказывалось предположение, что первоначально в этом мифе под "зимой" подразумевалась зима, обрушившаяся на мир в царствование Йимы ("Видевдат" 2.22—24), а под "змеем" — Ажи-Дахака, убийца Йимы и узурпатор престола. Однако даже если такое предположение верно, к моменту составления и письменной фиксации "Видевдата" этот первоначальный смысл всё равно был утрачен, и описание "контртворения" Анхра-Манью в Арианам-Вайджа воспринималось буквально — как описание неблагоприятных особенностей климата и природы этой страны.

3. Десять месяцев там зимние, два — летние*, и в эти [зимние месяцы] воды холодные, земли холодны, растения холодны там в середине зимы, там в сердцевине зимы; там зима [когда] идёт к концу, там большое половодье**.

* По некоторым рукописям — семь зимних месяцев и пять летних.
** Бесспорной аппеляцией к "Видевдат" 1.1—3 является следующий фрагмент "Меног-и Храт" (44.17—23): "Дэв зимы дольше [всего] правит в Эранвеже, и из Авесты известно, что в Эранвеже — десять месяцев зима, а два — лето. Но даже [в] те два летних месяца [там] холодная вода, холодная земля и холодные растения, и зима — их враг. В ней много змей, а других врагов — мало" (здесь и ниже перевод со среднеперс. О.М. Чунаковой). Далее (44.24—35) следует описание Эранвежа как "обетованной земли": "Известно, что Ормазд сотворил Эранвеж лучше, чем все остальные места и области, и достоинства [Эранвежа] в том, что жизнь людей [там] 300 лет, а коров и овец — 150 лет. Боли и болезней у них мало, они не лгут, не плачут и не стонут, и власть дэва Аз над ними мала. И если они вдесятером едят один хлеб, они насыщаются, и каждые 40 лет у мужчины и женщины рождается ребёнок. Закон их — Добро, а вера — главное учение маздаяснийское. И когда они умирают, они праведны..." — этот фрагмент сложился явно в результате отождествления Эранвежа с блаженной обителью Йимы внутри Вары (см. "Видевдат" 2.41) и с эпохой царствования Йимы вообще (см. "Ясна" 9.4—5), переосмысленными как "земной рай" — сравн. описание Вара в "Меног-и Храт" 62.15—19: "Убежище Йимкард построено в Эранвеже под землёй, и всякое семя каждого творения и создания господа Ормазда, людей, скота, овец, птиц, всё лучшее <...> отнесено туда. Каждые 40 лет от женщины и мужчины, что находятся там, рождается ребенок, и жизнь их [равна] 300 годам, а болезней и несчастий у них мало".

4. Во-вторых, наилучшую из стран и мест обитания я, Ахура-Мазда, сотворил: Гаву заселённую согдийцами. Тогда этому в противовес состряпал Анхра-Манью многопагубный "скаити"* <…> многопагубную.

* Значение неизвестно. Предположительные толкования: сорняки, комары, вредоносные мухи, укусы которых вызывают падёж скота; по мнению В.И. Абаева, слово образовано от названия среднеазиатских кочевых племён — "саки", и означает "скифщину" — набеги кочевников.

5. В-третьих, наилучшую из стран и мест обитания я, Ахура-Мазда, сотворил: Моуру сильную, причастную Арте. Тогда этому в противовес состряпал Анхра-Манью многопагубный "марыду" и "витушу"*.

* 3начение неизвестно. Предположительное толкование: греховные похоти.

6. В-четвёртых, наилучшую из стран и мест обитания я, Ахура-Мазда, сотворил: Бахди прекрасную, высоко [держащую] знамя*. Тогда этому в противовес состряпал Анхра-Манью многопагубный "бравару" и "усаду"**.

* Возможно, под "знаменами" подразумеваются боевые штандарты зороастрийцев Бактрии, отличавшихся воинственностью.
** 3начение неизвестно. Предположительное толкование: муравьи, пожирающие зерно.

7. В-пятых, наилучшую из стран и мест обитания я, Ахура-Мазда, сотворил: Нисайу, [расположенную] между Моуру и Бахди*. Тогда этому в противовес состряпал Анхра-Манью многопагубный шатание умов**.

* По другому прочтению: "между [которой и] Моуру [расположена] Бахди".
** Дурное неверие.

8. В-шестых, наилучшую из стран и мест обитания я, Ахура-Мазда, сотворил: Харойву с оставленными домами [?]*. Тогда этому в противовес состряпал Анхра-Манью многопагубный плач и стенания [?]**.

* Т. е., согласно пехлевийскому комментарию к этому фрагменту,— "где покидают дома в случае смерти жильца". По другим прочтениям: "разделяющую воды" (из Арианы, с возвышенности, реки растекаются в две стороны — на восток и на запад); "обильную селениями".
** Авест. "дривика". Под "плачем и стенаниями" могут пониматься некие, не названные в авестийском тексте, бедствия, вызывающие "плач и стенания" людей; возможно также, что имеется в виду чрезмерное — сверх предписанного обрядом срока траура и со слишком громким плачем и причитаниями (порицавшимися зороастризмом) — оплакивание умерших. Предлагалось и иное толкование термина: "москиты". Один из исследователей 1-го фрагарда А. Кристенсен выдвинул остроумную гипотезу о том, что под неясными терминами в строфах 4, 5, 6 и 8 (составляющих, по его мнению, древнейшую, метрическую часть этого фрагарда) скрываются этнические и религиозные группы, враждебные иранским зороастрийским племенам: скаити отождествляются с племенами саков, марыда — с племенами мардов, дривика — с племенами дербиков и т. д.— Примеч. И.М. 0ранского.

9. В-седьмых, наилучшую из стран и мест обитания я, Ахура-Мазда, сотворил: Вэкерту <.,.> Тогда этому в противовес состряпал Анхра-Манью многопагубный паирику Хнафаита, которая соблазнила Кэрсаспу.
10. В-восьмых, наилучшую из стран и мест обитания я, Ахура-Мазда, сотворил: Урву, обильную травами. Тогда этому в противовес состряпал Анхра-Манью многопагубный злых правителей*.

* Или: гордыню.

11. В-девятых, наилучшую из стран и мест обитания я, Ахура-Мазда, сотворил: Вэхркану, заселённую гирканцами. Тогда этому в противовес состряпал Анхра-Манью многопагубный мерзкий, неискупаемый грех педерастии.
12. В-десятых, наилучшую из стран и мест обитания я, Ахура-Мазда, сотворил: Харахвати прекрасную. Тогда этому в противовес состряпал Анхра-Манью многопагубный мерзкий, неискупаемый грех погребения трупов*.

* Авест. "насу-спайа" — "выбрасывание трупов", "бросание трупов", что может быть также истолковано как "оставление трупов без погребения" или "выбрасывание трупов на поверхность земли".

13. В-одиннадцатых, наилучшую из стран и мест обитания я, Ахура-Мазда, сотворил: Хаэтумант лучащийся, наделённый Хварно. Тогда этому в противовес состряпал Анхра-Манью многопагубный злых колдунов,
14. <...>
15. В-двенадцатых, наилучшую из стран и мест обитания я, Ахура-Мазда, сотворил: Рагу трёхплемённую*. Тогда этому в противовес состряпал Анхра-Манью многопагубный сверхшатание мысли**.

* Т. е. населённую тремя народами.
** Нестойкость в вере; по другому толкованию: неверие.

16. В-тринадцатых, наилучшую из стран и мест обитания я, Ахура-Мазда, сотворил: Чахру сильную, причастную Арте. Тогда этому в противовес состряпал Анхра-Манью многопагубный — мерзкий, неискупаемый грех предания трупов огню*.

* По др. толкованию: "варение трупов". Сравн. "Видевдат" 8.73—74.

17. В-четырнадцатых, наилучшую из стран и мест обитания я, Ахура-Мазда, сотворил: Варну четырёхугольную, где родился Трайтаона, убивший Змея-Дахаку. Тогда этому в противовес состряпал Анхра-Манью многопагубный неурочные регулы* и неарийских правителей страны.

* Нарушение менструального цикла у женщин: очевидно, подразумеваются вообще все гинекологические заболевания.

18. В-пятнадцатых, наилучшую из стран и мест обитания я, Ахура-Мазда, сотворил: Хапта-Хинду*. Тогда этому в противовес состряпал Анхра-Манью многопагубный неурочные регулы и неурочную жару.

* По другому прочтению (устаревшему): "Семиречье".

19. В-шестнадцатых, наилучшую из стран и мест обитания я, Ахура-Мазда, сотворил: [страну] у истоков Ранхи, которая управляется без правителей*. Тогда этому в противовес состряпал Анхра-Манью многопагубный зиму, дэвовское творение, и [чужеземных] правителей [из народа?] "таожья".

* Интерпретация переводчика. Букв.: "где проживают не имеющие главы [голов? царя?]". Сравн.: а) упоминание Плинием Старшим в "Естественной истории" (V.8 и VII.2) о "безголовых людях с глазами на плечах"; б) упоминание людей "с глазами на груди, с ушами на груди" в "Бундахишне" (15.31); в) фрагмент среднеперсидской поэмы (восходящей к утраченному парфянскому оригиналу III—IV в.) "Вавилонское дерево": "По горам я [коза] брожу <...> от границы Индии до озера Варкаш. Разные люди живут на этой земле: ростом в пядь [ок. 12 пальцев]; грудоглазые, у которых глаза на груди; головы которых напоминают собачьи, а брови — как у людей <...>" (перевод со среднеперс. О.М. Чунаковой).

20. Есть и другие страны и места обитания, и прекрасные, и замечательные и выдающиеся, и великолепные и ослепительные".

Источник: http://hoaxer.lantel.ru/religions/holy-scripts/zoroastrism/avesta/videvdat/01.html

Hosted by uCoz