ЛЕКЦИЯ 1. Введение. Догосударственные формы социальной организации и возникновение государства и права. Древневосточная деспотия
На главную

Следующая лекция

ЛЕКЦИЯ 1.
Введение.
Догосударственные формы социальной организации
и возникновение государства и права.
Древневосточная деспотия

  1. Основные требования и общий проспект курса.
  2. Предмет и задачи курса История государства и права зарубежных стран.
  3. Периодизация истории государства и права.
  4. Догосударственные формы социальной организации.
  5. Возникновение государства и права. Древневосточная деспотия.

1.Основные требования и общий проспект курса

Рекомендуемые учебники ко всему курсу:

  1. История государства и права зарубежных стран / Под ред. Батыра К.И. 5-е изд. М., 2011. - 576 c.
  2. История государства и права зарубежных стран / Под.ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой. М., 2013. Ч.I - 720 с. Ч.II - 816 с.
  3. Графский В.Г. Всеобщая история государства и права зарубежных стран. М., 2010. - 816 с.
  4. Исаев М.А. История государства и права зарубежных стран. М., 2018. - 960 с.
  5. Мухаев Р.Т. История государства и права зарубежных стран. М., 2019. - 1008 с.
  6. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: В 2-х тт. М., 2005-2007. Т. 1 - 592 с. Т.2 - 576 с.
  7. Прудников М.Н. История государства и права зарубежных стран. М., 2019. - 812 с.
  8. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Под общ. ред. К.И.Батыра, Е.В.Поликарповой. М., 2014. Т.1.- 392 с. Т.2.- 520 с.

2. Предмет и задачи курса История государства и права зарубежных стран

Политика, государство, право, законодательство являются объектами различных гуманитарных наук (философии, юриспруденции, социологии, политогогии и т.д.). И у каждой из них специфический подход.

История государства и права зарубежных стран – самостоятельная юридическая дисциплина, которая имеет свой предмет изучения – возникновение, развитие и функционирование государства и права стран, оказавших наибольшее влияние на историю государственности. Она анализирует содержание государственно-правовых процессов, развивающихся в определенном времени и пространстве, исследует присущие им причинно-следственные связи и раскрывает конкретно-исторические закономерности. В числе важнейших проблем ИГПЗС: возникновение и развитие прав человека и гражданина, правового государства, федерализма, разделения властей, парламентаризма, основных институтов частного и публичного права на примере истории конкретных стран.

Близкие дисциплины: теория государства и права, всеобщая история, история политических и правовых учений, политология.

Методы исследований: диалектический, исторический, системно-структурный, сравнительно-исторический, статистический.

3. Периодизация истории государства и права

В истории государства и права зарубежных стран обычно выделяют 4 периода:

I. История государства и права древнего мира: со второй половины IV тыс. до н.э. (образование первых государств в долине реки Нил) до V в. н.э. (падение Западной Римской империи)
+ Условный рубеж между античностью и средневековьем – 476 г.
II. История государства и права средних веков: с V в. до буржуазных революций XVII/XVIII вв.
+ Условный рубеж между средними веками и новым временем – Английская буржуазная революция, которая началась в 1640 г.
III. История государства и права нового времени: с буржуазных революций XVII/XVIII вв. до начала XX в.
+ Условный рубеж между новым и новейшим временем – первая мировая война 1914 г.
IV. История государства и права новейшего времени охватывает XX в. и начало XXI в.

Соответственно выделяют исторические типы государства: рабовладельческое; феодальное; буржуазное – для первых трех периодов и либеральное, социалистическое, тоталитарное, социальное и правовое – для новейшего времени.

4. Догосударственные формы социальной организации.

Эволюция

Первой формой социальной организации людей была родовая община, которая возникла вместе с человеком современного физического типа около 40-50 тыс. лет назад. Родовая община представляла собой коллектив кровных родственников по женской линии, объединенных отношениями общей собственности, взаимного наследования и взаимопощи. Первобытные людиПервобытная община управлялась собранием всех взрослых ее членов, каждый из которых обладал равными правами (“первобытная демократия”). Время от времени для проведения совместных мероприятий, например, загонной охоты, община избирала из своего состава вождя, который не имел особых властных полномочий и мог отличаться от остальных сородичей силой, ловкостью и опытом. Позиция вождя была временной и не давала ему никаких специальных преимуществ. Еще одним “органом” в родовой общине был совет старейшин, к которому обычно обращались как хранителю обычаев и традиций данного коллектива и для разрешения на их основе споров между отдельными общинниками. Ввиду отсутствия права роль регулятора общественных отношений играли обычаи, которые передавались из поколения в поколение. Для первобытной общины характерна коллективная собственность не только на средства производства, но и даже на предметы индивидуального обихода (“первобытный коммунизм”).

Постпенно, по мере увеличения количества людей на земле, из родовых общин стали выделяться дочерние роды, и первоначальная община, состоящая из нескольких родов стала называться фратрией. Несколько родов объединялись в племя, для решения важнейших вопросов в котором собирался совет вождей отдельных родовых общин, так как собрать всех членов племени обычно представлялось невозможным из-за большого числа его членов. Совет вождей для проведения отдельных мероприятий, например, разрешения конфликта с соседним племенем, избирал вождя племени. Наконец, на закате первобытности появились еще более высокие формы социальной организации – союзы племен, которые носили обычно временный характер и управлялись советами вождей отдельных племен. На базе племен и союзов племен возникали первые государства.

5.Возникновение государства и права.

Первобытная община прошла в своем развитии два этапа – присваивающего хозяйства, когда человек добывал средства к существованию из того, что давала ему природа (охота, собирательство, рыболовство), и производящего хозяйства (из охоты – скотоводство, из собирательства – земледелие). Переход к производящей общине земледельцекв и скотоводов начал осуществляться примерно 10 тыс. лет назад, и в это же время началось постепенное разложение родовых структур, конечной точкой которого стало формирование государства. 

Древнейшие орудия трудаРазложение первобытного строя связано с революционными изменениями в сфере производительной деятельности человечества, и, в первую очередь, в связи с открытием полезных свойств металлов. Эти изменения вызвали настолько значительные культурные и социальные сдвиги, что история человечества обрела совершенно новые формы, а их последствия резко ускорили ход истории, и, в конечном итоге, привели к возникновению цивилизации. Основным следствием применения металлических орудий труда вместо каменных, костяных и деревянных было резкое повышение производительности труда, что привело к возможности производить больше, чем человек мог потребить сам. В результате этого произошли следующие глобальные изменения в жизни всего человечества:

Во-первых, произошло второе общественное разделение труда – отделение ремесла от земледелия[1] (так как сочетать ремесленную деятельность с земледелием или скотоводством вследствии их усложнения становилось все труднее, и особенно высокой профессиональной квалификации требовала металлургия). Затем происходит и третье разделение труда – выделение в отдельную отрасль торговли, как специфического и постоянного вида деятельности, выросшего из примитивного обмена. Разделение труда способствовало еще большей его производительности.

Во-вторых, произошло выделение отдельных семей из родовых общин, так как теперь для выживания не требовался коллективный труд всей общины в целом. Это привело к появлению соседской общины, в которой часть земельного фонда (чаще всего пахотная земля) уже находилась во владении отдельных семей, а другая часть (обучно охотничьи, угодья, пастбища, пустоши) еще была в общем пользовании. Происходит и постепенный разрыв казавшихся ранее незыблемыми родовых связей.

В-третьих, способность людей производить больше, чем они сами могли потребить, привела к возможности присваивать прибавочный продукт. Это можно было делать либо путем насильственного захвата самого прибавочного продукта, либо путем принуждения к труду подневольных людей.

БитваСледствием последнего фактора стало повышение роли войн в жизни человечества. Если ранее столкновения между первобытными племенами были редким явлением и происходили, как правило, с целью расширения территории обитания – охотничьих угодий и областей для собирательства, то теперь войны ведутся с целью обогащения, т.е. насильственного захвата произведенного другими, более слабыми соседями прибавочного продукта, земли, которая сама становится богатством, а также пленников, которых прежде попросту убивали, а теперь начинают использовать в качестве рабов.

С повышением роли войны в жизни разлагавшихся родовых коллективов повышается и значение людей, связанных с военным делом. Положение вождя в зависимости от военных успехов становится все более прочным, его власть усиливается, а его авторитет повышается. Однако первобытная демократия не могла сразу уйти в прошлое, и она превращается в военную демократию. Родом или племенем руководит военный вождь, еще выборный, но уже имевший авторитет и власть, а также захватывающий в силу своего положения большую и лучшую часть добычи[2]; сохраняет свою роль высшего органа народное собрание, но в его состав теперь входят только воины; существует и совет старейшин, который играет роль консультативного органа при вожде, а также играет в родовом коллективе роль третейского суда, разбирая все более частые конфликты между отдельными общинниками.

Дальнейшее развитие ведет к все большему отделению вождя от родового коллектива, который и сам раскалывается на отдельные семьи, к выделению военной верхушки, которая является опорой вождя и одновременно имеет доступ к распределению военной добычи, к отделению все большей доли богатств вождя и этой верхушки от общей собственности, к появлению прослойки рабов, обслуживающих эту формирующуюся знать и работающую на нее[3].

Механизмы возникновения государства были различны в разных регионах мира, и они в значительной степени определялись природными и географическими условиями, зависимость человека от которых в древности была очень велика.

Основными причинами возникновения государства можно считать следующее:

  • организация хозяйственной деятельности;
  • охрана от внешних врагов и ограбление других народов;
  • регулирование отношений между различными социальными группами

Соответственно оформлялись и первые функции государства: экономическая, военная и социальная.

Время образования первых государств:

  • конец IV – начало III тыс. до н.э. – долина Нила и Междуречье;
  • вторая половина III тыс. до н. э. – долина Инда;
  • II тыс. до н.э. – Малая Азия, Закавказье, Сирия и Финикия, Китай, бассейн Эгейского моря.

Признаки государства:

  1. Территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства.
  2. Публичная власть, отделенная от большинства народа.
  3. Право, закрепляющее определенную систему норм, санкционированных государством.

Формы государства: монархия и республика.

В древнем мире существовали три специфических формы: древневосточная деспотия, античный полис и военно-административное объединение (империя). В той или иной мере позднейшие формы государств выросли из этих первоначальных.

6. Древневосточная деспотия.

Карта Древнего ВостокаНа Древнем Востоке вследствие целого ряда исторических и географических условий сформировалась специфическая форма государственной власти - восточная деспотия. Специфика ее состояла в том, что государство выступало как верховный организатор системы искусственного орошения, необходимой для нормальной хозяйственной жизни и самого существования людей в данном географическом ареале. Преимущественное значение экономической функции государства требовало его активного вмешательства в хозяйственную жизнь. Поэтому на первом плане в странах восточной деспотии находилось так назваемое “ведомство общественных работ”, которое требовало огромного штата чиновников. Главной обязанностью чиновников было следить за всеми работами, относящимися к главной отрасли производства – сельскому хазяйству. Вся многочисленная администрация государства была организована по бюрократическому принципу, что предполагало деление на ранги, строгую субординацию, зависимость общественного положения от места на служебной лестнице.

Так как государство выступало в качестве верховного организатора всей системы орошения, а, в конечном итоге, и всего земледелия, то вся орошенная земля находилась в государственной или царской собственности, ибо царь являлся олицетворением самого государства. Однако царская собственность не была полной – царь имел право распоряжения и контроля, а также получения налога с земли. Фактически земля находилась во владении многочисленных общин, а внутри них – во владении отдельных общинников. Часть земли отдавалась в распоряжение придворных, воинов и храмов. За пользование этими землями подданные были обязаны платить налог в пользу государства. При этом значительная часть земли находилась в непосредственном распоряжении деспота, который являлся крупнейшим земельным собственником.

Победа египетского царяКроме ведомства общественных работ в классических государствах восточной деспотии обязательно присутствовали еще два ведомства – “ведомство по ограблению чужих народов”, ответственное за ведение внешних войн – необходимого условия существования древних государств, нуждавшихся в постоянной подпитке извне, а также “ведомства по ограблению своего народа”, ответственного за сбор налогов – необходимого условия содержания многочисленной бюрократии.

Древневосточная деспотия как специфическая форма рабовладельческой монархии формировалась в течение длительного времени, постепенного преодоления многовековых традиций родоплеменной демократии. Конечным итогом преодоления этих традиций стало особое положение правителя-деспота не только как носителя всей полноты власти, но как сверхчеловека, ставленника богов, их потомка, или, в наивысшей форме, одного из богов. В разных странах существовала различная степень абсолютизации власти монарха – от наиболее полной в Египте до ограниченной у хеттов. Как исключение существовали и немонархические формы государства – кшатрийские республики в Индии или финикийские города-государства.

Истории известны государства восточной деспотии двух типов: централизованные восточные деспотии в странах речной культуры и военно-административные объединения, выросшие из военных монархий.

В долинах великих рек, где земледелие было невозможно без искусственного орошения, создание ирригационных систем было посильно только объединенному государству с сильной централизованной властью. Важнейшей функцией таких государств была забота о расширении и содержании в порядке оросительных систем. Такие государства возникали еще до появления классов и четко выраженной имущественной и социальной дифференциации. Власть царя в государствах этого типа была неограниченной и непременно носила атрибуты божественности. Для таких государств характерно наличие огромной бюрократии. Подданные царя считались рабами, хотя далеко не всегда в социальном смысле, ибо рабом царя в принципе считался и вельможа. Центральная власть оказывала огромное влияние на все стороны жизни и вмешивалась буквально во все ее сферы. Огромные материальные средства, накопленные в такого рода государствах, нередко расходовались на непроизводительные цели – строительство роскошных дворцов и храмов (самый яркий пример – египетские пирамиды).

Захват пленных (рельеф из дворца Синаххериба; VII в. до н.э.)Государства типа военных монархий обычно возникали в обществах, где естественные и исторические условия не благоприятствовали ни высокоурожайному земледелию, ни раннему развитию товарного производства и торговли и где большую роль играл военный грабеж в качестве средства накопления материальных богатств. В военных монархиях государственный аппарат приспосабливался к нуждам непрерывных войн. Царь являлся прежде всего верховным военачальником, и его отличали не столько божественные, сколько личные военные качества. Из хозяйственных функций царь старался взять в свои руки ремесло и торговлю, устанавливая на них свою монополию. Сельское хозяйство находилось в значительно меньшей зависимости от центральной власти, чем в странах речной культуры, находясь почти в полном ведении самих общин.

Из военных монархий, примерами которых могут служить Хеттское и Древнеассирийское царства II тыс. до н.э., обычно в результате успешных войн вырастали военно-административные объединения - империи. Наиболее характерными государствами этого типа в I тыс. до н.э. были: Новоассирийское царство, Персидская держава, империя Маурьев в Индии, империя Хань в Китае и другие. Такие государства создавались путем завоеваний, и их создание, как правило, было попыткой насильственного разрешения социально-экономических и политических проблем: объединить в один комплекс экономические ресурсы разных стран, обеспечить хозяйство сырьем и рабами, усилиться в военном отношении, подавив более слабых соседей.

Военно-административные объединения были государствами, которые объединяли завоеванные земли и имели общую систему управления в пределах всей державы. Для них характерно сочетание централизованного управления и местного самоуправления, что выражалось в использовании завоевателями государственного аппарата и чиновников завоеванных стран.

Насильственный путь объединения обычно вызывал протест у завоеванного населения. Это приводило к обострению внутренних противоречий, к восстаниям и возмущениям, что, в конечном итоге, имело следствием распад империи или покорение ее более сильным соседом. Как правило, экономического единства достигнуть не удавалось из-за натурального в своей основе хозяйства, свойственного всей древности. Многие области, несмотря на все усилия правителей, так и оставались замкнутыми. Для более развитых центров таких держав менее развитые являлись эксплуатируемой периферией, что лишь усиливало диспропорцию и являлось дополнительным фактором нестабильности и последующего распада.

Мировые державы обычно рушились тогда, когда исчерпывались возможности экономического и культурного развития в их рамках, и в то же время на историческую арену выдвигались новые, более сильные в военном отношении и перспективные в историческом отношении государства, претендующие на роль главы очередного подобного объединения.

Дополнительная литература по теме:

  1. Першиц А.И., Монгайт А.Л., Алексеев В.П. История первобытного общества. М., 1974.
  2. Неронова В.Д. Введение в историю древнего мира. Пермь, 1973.
  3. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1975.
  4. Скрипилев Е.А. История государства и права Древнего мира. М., 1992.


[1] Первым общественным разделением труда принято считать отделение скотоводства от земледелия (или наоборот). Иногда в качестве самого первого разделения труда приводят разделение по половому признаку – между мужчиной и женщиной.

[2] В западной литературе такое положение вождя привело к специфическому термину, обозначающему эту эпоху – chiefdom (вождество).

[3] Этот период формирования государства в отечественной литературе обычно обозначают термином «аристократическое правление». В зарубежной литературе иногда используют термин «сложное вождество».

На главную

Следующая лекция