ЛЕКЦИЯ 3. Античный полис как политико-правовая форма. Государство и право в Древней Греции.

Предыдущая лекция

На главную

Следующая лекция

ЛЕКЦИЯ 3.

Античный полис как политико-правовая форма.
Формирование полиса в Афинах и в Спарте.

  1. Предпосылки и условия формирования полисного строя
  2. Античные авторы о сущности полиса
  3. Основные черты полиса
  4. Типы полисов
  5. Формирование полиса в древних Афинах и Спарте

Полис был основной формой политической и социальной организации античного общества и неотъемлемой чертой всей античной жизни. Именно характером полиса объясняется неповторимое своеобразие греко-римской цивилизации, и сам полис выступает как основной элемент, формирующий всю структуру этой цивилизации.

1. Предпосылки и условия формирования полисного строя

Афина с конем (он. 470 до н.э.; Берлин, Музей античности)Процесс формирования полиса растянулся в общей сложности на полтысячелетия. Не менее длительным был и период распада этого организма. Таким образом, история полиса по сути и являет собой историю всей античности. И хотя полису предшествовали определенные старые общественные структуры, а его распад вызвал к жизни новые - все они так или иначе имели либо своим конечным результатом, либо исходной точкой все тот же полис.

Формирование полиса было результатом длительного развития греческой цивилизации, и истоки этого феномена следует искать в глубокой древности - еще в крито-микенской эпохе. Корни полисного строя исследователи находят в исходной социальной ячейке древности – сельской общине и в главном принципе ее развития на западе - взаимодействии общинного и частновладельческого начал. Рациональным импульсом последующего оформления этой общины была эпическая мудрость, а носителями этого импульса стали представители старинной знати, уходящей корнями в героическое микенское время.

Предполагаемый скульптурный портрет Гомера (копия, сер. V в. до н.э.; Мюнхен)Период становления полиса охватывает две исторические эпохи в истории Древней Греции - гомеровскую и архаическую, то есть время с XI до конца VI в. до н.э. При изучении процессов, происходивших в это время важно иметь в виду, что основы греческой цивилизации и полисного строя складывались не из разложения "чистых" родовых отношений, как в почти всех предшествовавших обществах, но на более сложной основе, которая включала в себя как богатое крито-микенское наследие, так и новые достижения гомеровской эпохи, а также тот факт, что развитие греческого общества происходило на более продвинутом этапе всей человеческой цивилизации.

Основными причинами, вызвавшими к жизни полис, и одновременно факторами его первоначального развития и становления были:

1. Железо. Его освоение и широкое распространение как раз приходится на обозначенный период становления полиса. Использование железа создавало предпосылки для появления более сложной экономики, динамичного товарного производства, которое задавало более быстрый темп хозяйственного и общественного развития, чем консервативное натуральное хозяйство. Железо буквально революционизировало весь экономический и социальный быт в сторону индивидуализации и демократии: в экономике - в сторону развития жизнеспособного хозяйства мелких и средних крестьян и ремесленников, а в социально-политической сфере - в сторону усиления военной мощи и политической роли ополчения вооруженных железным оружием земледельцев-гоплитов, которые пришли на смену аристократической коннице.

2. Внешний фактор. Развитие Греции в это время происходило без вмешательства извне: столкновения между древневосточными державами, которыми так изобилует первая половина I тыс. до н.э., отдалили на длительное время вмешательство восточной деспотии в греческие дела.

3. Природные условия. Ландшафт Греции и отсутствие на Балканском полуострове больших рек не требовали создания сильной центральной власти с большим аппаратом управления, руководящим всей хозяйственной жизнью. Микенские дворцы с их бюрократией остались лишь эпизодом и были сметены дорийским нашествием, поэтому общины в Греции развивались самостоятельно, без давления и вмешательства в их хозяйственную, социальную и общественную жизнь.

Батальная сцена — сюжет из поэмы Гомера Илиада (вазопись, VI в.4. Социальная мудрость древних греков, выразившаяся в своеобразии борьбы основной части общинников (демоса) с родовой знатью (аристократией). В этой борьбе в принципе не оказалось победителей и побежденных, но был достигнут уникальный социальный компромисс, по которому обе стороны согласились на новый общественный порядок, обеспечиваемый рабами-чужеземцами. Хотя демос сокрушил господство аристократии, он и сам пошел на уступки носителям начал знатности и богатства, благодаря чему в обществе утвердились принципы законности и согласия.

5. Великая греческая колонизация. Это своеобразное историческое явление было порождено развитием формирующегося полиса и стало одним из важнейших факторов распространения полиса по всему миру, а также одним из способов разрешения внутриполисных проблем. Благодаря колонизации грекам удавалось разряжать накаляющуюся социальную обстановку и обеспечивать баланс между количеством населения и размером территории, на которой это население могло существовать.

Переход греческого общества от родового строя к полисному происходил по трем основным линиям, которые находились в тесной взаимосвязи:

  1. от сельского общинного поселка к городу, как торгово-ремесленному, административному, культурному и религиозному центру;
  2. от разлагавшегося позднеродового общества к классовому обществу античного типа, в котором гражданский коллектив был четко отграничен от массы бесправных рабов и неполноправных чужеземцев;
  3. от власти местных царьков-басилевсов, опиравшихся на узкий слой родовой аристократии, к правильному демократическому государству, управляемому непосредственно суверенным народом - гражданами.

Механизм образования полисов, а точнее, формирования исходной структуры для их последующего развития осуществлялся чаще всего посредством синойкизма, то есть сселения или насильственного объединения всех или значительной части жителей данной области в одно большое, более укрепленное и более жизнеспособное поселение. Так, в Афинах примером синойкизма служит объединение проживавших в Аттике племен вокруг Акрополя. Это объединение античная традиция приписывала легендарному Тезею. Иногда на промежуточном этапе объединялись сельские общины, которые впоследствии так и не превратились в города. Такой пример являет Спарта, которая оставалась объединением 4-х поселков, так и не ставших городом на протяжении всей классической античности.

Другой путь формирования полиса был связан с колонизацией и завоеваниями, когда исходный полис по мере разрастания выводил ряд дочерних поселений-колоний, из которых впоследствии формировались самостоятельные полисы.

Карта Древней ГрецииВ течение VIII-VI вв. до н.э. на Балканском полуострове, в Эгейском бассейне, Причерноморье и Западном Средиземноморье возникло в общей сложности несколько сот полисов с более или менее сходной социально-экономической структурой, принципами политического управления и системой духовных ценностей. Каждый из полисов был уникален, имел свою историю и свои специфические черты, но все они имели и общие свойства, которые и позволяют говорить о полисе как о феномене античной истории.

2. Античные авторы о сущности полиса

Как трактовали полис сами древние? Прежде всего нужно заметить, что слово "полис" в древнегреческом языке означало одновременно и "город", и "государство", поэтому в исторической литературе синонимом полиса служит термин "город-государство", хотя это не совсем правильно, так как были полисы, в которых город отсутствовал (например, Спарта, остававшаяся на протяжении всей классической античности совокупностью нескольких деревень), да и вопрос о "государственности" полиса неоднократно был предметом дискуссий и споров.

Бронзовая статуэтка гоплита (ок. 500 до н.э.)Уже на заре греческой цивилизации в произведениях лирических поэтов архаической эпохи можно встретить первые попытки осмысления формировавшихся основ полисной жизни. Причем это осмысление полиса было связано с принципиально новой для древности оценкой личности и гражданского общества в целом. Так, лесбосский поэт Алкей писал:

“Ни грозящим кремлем не защититесь вы,
Ни стеной твердокаменной:
Башни, града оплот, - бранники храбрые”.

Таким образом, поэт подчеркивал значимость людей, ополчения граждан, а не городских укреплений. Аналогичные мысли еще более четко звучали в классической время, когда полис достиг своего расцвета. У Софокла в трагедии "Эдип-царь" с новой силой звучит ценностность гражданского коллектива:

“Коль ты и впредь желаешь краем править,
Так лучше людным, не пустынным правь.
Ведь крепостная башня иль корабль -
Ничто, когда защитники бежали.”

Самым убедительным подтверждением распространенности такого взгляда у греков явилось следование ему на практике во время похода 10 тысяч греков-наемников, участвовавших в попытке Кира Младшего свергнуть с персидского престола царя Артаксеркса. Во время этого похода, блестяще описанного Ксенофонтом в его "Анабазисе", греческие наемники конституировались как полис. Оставшись после гибели Кира и предательского захвата персами их военачальников одни в чужой стране и во враждебном окружении, наемники сумели организоваться и пробиться именно потому, что они ощущали и вели себя как самодеятельный коллектив, вполне способный к самостоятельному существованию даже при отсутствии обычных материальных оснований - земли и города.

В позднеклассический период понимание полиса получило теоретическое обоснование в трудах греческих философов, особенно у Аристотеля и Платона. Оба мыслителя подчеркивали возможность благой жизни для греков только в рамках полиса. Они тщательно обосновали идею становления и развития полиса из типологически более низких форм человеческого общежития - семьи и деревни. Основную задачу полиса философы видели в формировании гражданского коллектива в соответствии с потребностями граждан и законами полиса.

Подводя итог взглядам древних на полис, можно сказать, что в основе их понимания его сущности лежало следующее представление: полис - это прежде всего коллектив граждан с наличными материальными условиями, обеспечивающими его существование.

3. Основные черты полиса

В историографии нового и новейшего времени учеными высказывались самые различные взгляды на происхождение полиса, его природу и сущность. В XX в. тема полиса стала по существу ведущей в исследовании античности.

Основными чертами полиса как исторического феномена принято считать:

1. Двойственный, противоречивый характер собственности, когда в рамках одной структуры сосуществуют общественная (полисная) и частная (индивидуальная) собственность, причем, как замечал еще Аристотель, общественный принцип должен обладать относительным значением, а частный - безусловным. Полис, как коллектив граждан, будучи верховным собственником, тщательно наблюдал за перемещением земельной собственности: он мог устанавливать земельный максимум, осуществлять надзор за наследованием земли, ограничивать права собственников на распоряжение ею. Полис выступал не только как верховный собственник, имеющий право вмешиваться в отношения собственности, но и как гарант земельной собственности отдельных граждан вплоть до наделения землей безземельных граждан из общественного фонда.

2. Совпадение в принципе политического коллектива с коллективом земельных собственников, то есть взаимная обусловленность гражданского статуса и права собственности на землю. это означало, что только граждане полиса имели право на участок земли в пределах полисной территории. Таким образом, в античности наблюдается совпадение территории полиса с землей, принадлежащей гражданам. Утрата в силу тех или иных причин участка земли нередко приводила к утрате гражданских прав. Поэтому гражданин полиса был готов лишиться всего в случае нужды, но только не своего участка. К тому же владение участком земли являлось непременным условием социального престижа. Следует отметить, что в некоторых полисах существовала зависимость между размером земельного участка и объемом политических прав. Такую зависимость установил, например, Солон в Афинах, определяя степень полноправия гражданина размером дохода с его земельного участка.

3. Резкое противопоставление граждан полиса негражданам (чужеземцам) и рабам, которые формально находились за пределами полисного организма, но реально обеспечивали его существование и благосостояние. Политико-правовая черта между членами полиса и лицами, находящимися за его пределами, подкреплялась в некоторых полисах запрещением порабощать граждан.

4. Общая тенденция античных полисов в сторону демократии, которая определялась взаимной обусловленностью права собственности и гражданского статуса и совпадением в принципе социальной и политической структур. Это приводило к тому, что сограждане являлись (в идеале) абсолютно равными соучастниками политической жизни и суверенитет принадлежал народному собранию полноправных граждан (они же были и земельными собственниками с вытекающим отсюда чувством равного друг к другу отношения). Связь между гражданином и государством была непосредственной, и это вело либо к отсутствию бюрократического аппарата, либо к сведению бюрократических структур к минимуму.

5. Более или менее полное совпадение политической и военной организации. Гражданин-собственник являлся одновременно и воином, обеспечивающим неприкосновенность собственности полиса и, тем самым, своей собственности. Армия полиса в принципе являлась всенародным ополчением, служить в котором было долгом и привилегией гражданина.

6. Тенденция к простому воспроизводству полиса как в экономическом, так и в социальном плане, в силу чего полис был заинтересован в том, чтобы поддерживать хотя бы относительную однородность гражданского коллектива, в котором были нежелательны ни чрезмерное богатство, ни крайняя бедность. Стремясь к сохранению стабильности, полис ориентировался на "средний класс" и регулярно производил определенное перераспределение богатств внутри гражданского коллектива, облагая повинностями (литургиями) богатых и "подкармливая" путем раздач продовольствия и организации зрелищ и общественных мероприятий бедных.

7. Наличие особой полисной идеологии, в которой высшей ценностью является сам полис и которая имеет определенную традиционную и консервативную направленность.

8. Сравнительно небольшие размеры гражданского коллектива и территории. Так, Платон подсчитал, что в идеальном полисе должно быть 5040 граждан, а Аристотель отмечал, что как население, так и территория полиса должны быть "легко обозримы".

4. Типы полисов

Древние авторы чаще всего классифицировали полисы по политическому устройству и делили их на следующие категории: демократия (народовластие), олигархия (власть узкого круга богатых и знатных граждан) и тирания (власть одного).

В современной литературе при классификации полисов учитываются их основные признаки, в частности, античная форма собственности на землю. В зависимости от величины и плодородия обрабатываемой сельскохозяйственной территории полисов их делят на 3 группы:

  1. полисы с достаточно большой и плодородной землей, которая позволяла обеспечивать материальное существование граждан без нарушения полисной автономии. В таких полисах существовал преимущественно аграрный характер экономики и консервативное политическое устройство (чаще олигархическое). Примерами этого типа являются Спарта и полисы Крита.
  2. Полисы, величина и плодородие земли которых удовлетворяла потребности населения до конца архаического периода. Нарушение этого баланса вызвало необходимость выведения колоний, расширения ремесла и торговли. Характер экономики в таких полисах был многоотраслевым, социальная структура довольно пестрая, что обусловило острые формы социальной борьбы и наличие в полисах этого типа различных политических форм (тирании, олигархии и демократии). Однако демократическая тенденция в конечном итоге брала верх. К полисам этого типа относятся Афины, Мегары, Халкида и др.
  3. Полисы с небольшой сельскохозяйственной территорией, недостаточной для обеспечения населения жизненными ресурсами почти с самого начала архаического периода. Это определило исключительно торгово-ремесленный характер их экономики и слабость аристократии. Эти полисы раньше других включились в колонизацию. В них самыми быстрыми темпами развивались товарно-денежные отношения. Примерами таких полисов являются Коринф, Эгина и др.

5. Формирование полиса в древних Афинах и Спарте

Древние Афины

В конце Гомеровской эпохи (IX в. до н.э.) в Аттике, расположенной в средней части Балканского полуострова, проживало 4 племени (филы), которые делились на 12 фратрий (фратрия - это первоначальный род, из которого выделились дочерние роды, фратрия характеризовалась единым культом, общим владением и была боевой единицей в ополчении), которые состояли примерно из 30 родов каждая. Систему управления этого времени обычно характеризуют как военную демократию. Во главе племени стоял вождь - басилевс, высшим органом было собрание мужчин-воинов, определенное значение имел совет старейшин.

АфинаКак и в остальных областях Греции, в IX-VIII вв. до н.э. в Аттике происходит разложение родового строя, начинается социальная и имущественная дифференциация населения и появляются первые элементы государственности. Отправной точкой формирования Афинского полиса стал синойкизм - частью добровольное, частью насильственное объединение родовых общин вокруг одного центра - Афин. По преданию, это объединение осуществил афинский герой Тезей. На горе Акрополь была построена общая для всех крепость, был введен общеаттический культ богини Афины, в Афины были переселены многие знатные роды из других поселков. Тезей упразднил родовые органы управления в поселках Аттики и учредил центральное управление. Басилей - племенной вождь - утратил свое значение и был заменен коллегией девяти архонтов: архонт-эпоним считался старшим и руководил коллегией, архонт-полемарх ведал военным делом, архонт-басилей ведал религиозным культом и 6 архонтов-фесмофетов считались толкователями права. Совет старейшин был преобразован в высший орган власти - ареопаг (члены этого совета собирались на горе, посвященной богу войны - Аресу), который пополнялся из отслуживших свой срок (первоначально - 10 лет) архонтов. Ареопаг же производил выборы новых архонтов из среды родовой знати. Народное собрание, как орган власти, существовало лишь формально и практически не собиралось.

Тезею приписывают и разделение всего населения Аттики на три группы в соответствии с имущественной и профессиональной дифференциацией общества: эвпатридов - родовой знати, геоморов - земледельцев и демиургов - ремесленников и торговцев. Появляется в обществе и пока незначительная прослойка рабов.

Развитие товарно-денежных отношений отрицательно отразилось на положении греческого крестьянства. Аграрный кризис, являвшийся главной причиной Великой колонизации, стал еще больше углубляться. Происходило разорение крестьян, которые лишаются своих "отеческих наделов" и пополняют ряды батраков - фетов. Характеризуя обстановку, сложившуюся в Афинах на рубеже VII-VI вв. до н.э., Аристотель писал: "Надо иметь в виду, что вообще государственный строй был олигархическим, но главное было то, что бедные находились в порабощении не только сами, но также их дети и жены. Назывались они пелатами или шестидольниками, потому что на таких арендных условиях обрабатывали поля богачей. Вся же вообще земля была в руках немногих. При этом если эти бедняки не отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу и их самих, и детей. Да и ссуды у всех обеспечивались личной кабалой вплоть до времени Солона".

В VIII-VII вв. до н.э. в связи с развитием товарно-денежных отношений происходит рост и укрепление прослойки торговцев и ремесленников, которые выражали все большее недовольство тем, что их не допускали к органам управления. Серьезной проблемой являлось отсутствие писаных законов, что приводило к произволу со стороны эвпатридов по отношению и к геоморам, и к демиургам. Под давлением демоса (народа) эвпатриды согласились записать действующее в Афинах право.

Запись действующих правовых норм в 621 г. до н.э. произвел архонт Драконт, при этом он включил в законодательство не только право, восходящее к древним временам, но и включил в законодательство новые нормы, отражающие социально-экономическую ситуацию Афин второй половины VII в. Так, по законам Драконта отменялось древнее право кровной мести, вводились новые правила судопроизводства, устанавливались различия между предумышленными и непредумышленными убийствами. Законы оформляли право частной собственности и вставали на ее защиту.

Судя по сохранившимся отрывкам, законы Драконта были еще очень несовершенны и содержали в себе немало архаичных правовых норм и обычаев: в основе своей эти законы были записью уже существовавшего обычного права. Многие из этих законов уходят своими корнями в глубины первобытной эпохи, как, например, экзотический обычай привлечения к судебной ответственности "совершивших убийство" животных и неодушевленных предметов. Особенностью законов Драконта была и их крайняя суровость. За все преступления, будь то умышленное убийство или кража яблок из сада соседа, Драконт установил одно наказание - смертную казнь. Сам он объяснил это, когда его спросили о суровости законов, следующим образом: "мелкие преступления, по его мнению, заслуживают такого наказания, а для крупных он не нашел ничего большего" (Аристотель).

Вместе с тем сам факт записи права нельзя не оценить как положительный сдвиг, поскольку он свидетельствует о стремлении положить предел самоуправству влиятельных семей и родов и добиться подчинения рода судебному авторитету полиса. Запись, законов и введение правильного судопроизводства способствовали изживанию старинных обычаев и преодолению родовых отношений.

Афинский законодатель и реформатор Солон, причисленный к Семи мудрецамСоциальные противоречия в Аттике продолжали обостряться и грозили вылиться в кровавые столкновения. Однако в этот критический момент победила социальная мудрость греков. Эвпатриды согласились на компромисс и пошли на уступки демосу. В 594 г. до н.э. архонтом с особыми полномочиями для проведения реформ был избран Солон, величайший мудрец и политик Древней Греции, который в тот момент устраивал все противоборствующие группировки. Он разработал и осуществил широкую программу социально-экономических и политических преобразований, конечной целью которых было формирование основ демократии, борьба с пережитками родового строя и восстановление единства полисной общины, расколотой гражданскими междоусобицами. Реформы Солона затронули почти все стороны жизни афинского общества: экономические отношения, социальную структуру, военное дело, государственное управление.

Главной реформой Солона с точки зрения формирования Афинской демократии было восстановление полномочий и возобновление работы народного собрания. Все свои мероприятия Солон утверждал на народном собрании, получая тем самым не только всенародное одобрение, но и высшую санкцию на проведение этих мер.

В экономической области Солон стремился ограничить экономическое могущество эвпатридов и активизировать хозяйственную жизнь Афин. Его реформы были направлены на развитие интенсивных отраслей сельского хозяйства (виноградарства и оливководства), на поощрение занятий ремеслом, на создание благоприятных условий для торговли.

В социальной сфере Солоном было проведено в жизнь несколько законов, отражавших глубокие изменения в общественной структуре Афин. Наиболее важной из них была коренная реформа долгового права, вошедшая в историю под образным наименованием "стряхивание бремени" (сейсахтейя). Солон и в самом деле сбросил с плеч афинского народа ненавистное бремя долговой кабалы, объявив все долги и накопившиеся по ним проценты недействительными и запретив на будущее сделки самозаклада. Сейсахтейя спасла крестьянство Аттики от порабощения и тем самым сделала возможным дальнейшее развитые демократии в Афинах.

Принципиальное значение имело введенное Солоном разделение всех афинских граждан на четыре разряда в зависимости от величины получаемого дохода с земли (тимократическая реформа). Суть этой реформы состояла в том, что теперь не принадлежность к тому или иному роду, а размер частной собственности и способность ее увеличить определяла социальную значимость человека. К высшему разряду - пятисотмерникам (пентакосиомедимны) - были отнесены лица, получавшие свыше 500 медимнов (1 медимн составлял около 52 л) жидкого или сыпучего продукта в год. Второй разряд составляли всадники, получавшие свыше 300 медимнов дохода. Граждане третьего разряда именовались зевгитами, и их ценз составлял 200 медимнов. Самый низший разряд составляли феты, получавшие доход менее 200 мер. Принадлежность к тому или иному разряду была связана с определенными правами и обязанностями, и в соответствии с делением на эти разряды Солоном была осуществлена военная реформа и реформа государственного управления.

В военном деле принадлежность гражданина к тому или иному разряду определяла его положение в воинском строю: два высших разряда формировали конницу, зевгиты, в разряд которых попала большая часть афинского населения, формировали фалангу тяжеловооруженной пехоты - основу афинского войска, а феты составляли легковооруженную пехоту и вспомогательные части.

Конституция СолонаВ области государственного управления Солон не просто способствовал повышению роли народного собрания (экклессии), но и стремился сделать его главным органом власти. На народном собрании стали обсуждать важнейшие государственные дела и принимать законы. Причем в работе народного собрания имели право участвовать все четыре разряда афинских граждан, включая малоимущих. Для упорядочения и лучшей организации работы народного собрания Солон учредил специальный орган - буле (или Совет 400, так как его члены избирались ежегодно по 100 человек от каждой филы из двух высших имущественных разрядов). Буле готовил дела для обсуждения на народном собрании и решал текущие вопросы управления в перерывах между собраниями. Повышение роли народного собрания и учреждение Совета 400 привели к ограничению функций аристократического ареопага и понижению его роли, хотя она еще оставалась довольно значительной.

Солон учредил еще один важный демократический орган в Афинах. Им стала многочисленная по своему составу и избиравшаяся из состава всех граждан судебная коллегия - гелиэя. Гелиэя должна была вести судебные разбирательства различных конфликтов между гражданами, проверять отчеты должностных лиц, в том числе и финансовые.

Для руководства усложнившейся деятельностью афинского полиса Солон учредил новые должности: полетов (ведали арендой государственного имущества), коллакретов (следили за обеспечением религиозных общественных обрядов), коллегию одиннадцати (осуществляли полицейские функции).

Реформаторская деятельность Солона заложила основы полисной демократии, которая привела Афины к блестящему расцвету в классический период греческой истории.

Линию Солона на формирование Афинской демократии продолжил Клисфен, который проводил реформы после свержения тирании с 509 по 500 г. до н.э. Если реформы Солона подорвали экономическое могущество знати, то Клисфен пошел еще дальше. Главной опорой аристократического режима в Афинах, так же как и во всех других греческих государствах, были родовые объединения - филы и фратрии. С древнейших времен весь афинский демос делился на четыре филы, в каждую из которых входило по три фратрии. Во главе каждой фратрии стоял знатный род, ведавший ее культовыми делами. Рядовые члены фратрии обязаны были подчиниться религиозному и политическому авторитету своих "вождей", оказывая им поддержку во всех их предприятиях.

Занимая господствующее положение в родовых союзах, аристократия держала под своим контролем всю массу демоса. Против этой политической организации Клисфен и направил свой главный удар. Он ввел новую, чисто территориальную систему административного деления, распределив всех граждан по десяти филам и ста более мелким единицам - демам. Филы, учрежденные Клисфеном, не имели никакого отношения к старым родовым филам. Более того, они были составлены с таким расчетом, чтобы лица, принадлежавшие к одним и тем же родам и фратриям, были впредь политически разобщены, проживая в разных территориально-административных округах. Клисфен, по выражению Аристотеля, "смешал все население Аттики", не считаясь с его традиционными политическими и религиозными связями. Таким образом, ему удалось решить одновременно три важные задачи: 1} афинский демос, и, прежде всего крестьянство, составлявшее весьма значительную и вместе с тем наиболее консервативную его часть, был освобожден из-под древних родовых традиций, на которых основывалось политическое влияние знати; 2) были прекращены нередко возникавшие распри между отдельными родовыми союзами, угрожавшие внутреннему единству афинского государства; 3) были привлечены к участию в политической жизни те, кто до этого стоял вне фратрий и фил и в силу этого не пользовался гражданскими правами.

Реформы Клисфена завершают собой первый этап борьбы за демократию в Афинах. В ходе этой борьбы афинский демос добился больших успехов, политически вырос и окреп. Воля демоса, выраженная путем общего голосования в народном собрании, приобретает силу обязательного для всех закона. Все должностные лица, не исключая и самых высших - архонтов и стратегов (коллегия из десяти стратегов, командовавших армией, была учреждена Клисфеном.), выбираются и обязаны отчитываться перед народом в своих действиях, а в том случае, если допущена какая-нибудь провинность с их стороны, могут быть подвергнуты тяжелому наказанию.

Рука об руку с народным собранием работал созданный Клисфеном Совет пятисот (буле) и учрежденный Солоном суд присяжных (гелиэя). Совет пятисот выполнял при народном собрании функции своеобразного президиума, занимаясь предварительным обсуждением и обработкой всех предложений и законопроектов, поступавших затем на окончательное утверждение в экклесию. Поэтому декреты народного собрания в Афинах начинались обычно с формулы: "Постановили совет и народ". Что касается гелиэи, то она стала в Афинах высшей судебной инстанцией, в которую все граждане могли обращаться с жалобами на несправедливые решения должностных лиц. Как совет, так и суд присяжных избирались жеребьевкой по десяти филам, учрежденным Клисфеном. Благодаря этому в их состав могли попасть наравне с представителями знати также и рядовые граждане. Этим они в корне отличались от старого аристократического совета и суда - ареопага.

Керамический черепок — остракон — с нацарапанным именем Аристида (Афины, Музей керамики)Для охраны установленного порядка, предотвращения возможности насильственного захвата власти и установления тирании Клисфен ввел особую процедуру - остракизм (голосование на черепках). В народном собрании периодически ставился вопрос: есть ли в государстве человек, угрожающий существующему порядку? Если на этот вопрос звучали утвердительные ответы, то проводилось голосование путем записи имен на осколках глиняной посуды. Если при подсчете голосов выяснялось, что одно и то же имя встречается 6 тыс. раз, то этого человека изгоняли из Афин на 10 лет без конфискации имущества.

Впрочем, до полного торжества демократических идеалов в Афинах было ещё далеко. Сложившаяся в результате реформ Солона и Клисфена система государственного управления оценивалась древними как умеренная форма демократии. Наибольшим значением в политической жизни Афин пользовалась прослойка зажиточного крестьянства, оттеснившая на задний план как старую земельную знать. Малоземельные крестьяне, равно как и городская беднота, активного участия в управлении государством в то время еще не принимали, хотя формально и те и другие считались афинскими гражданами. Следует иметь в виду, что, начиная со времени Солона, доступ во многие из правительственных учреждений был по-прежнему ограничен в Афинах высоким имущественным цензом. Потребовалось не одно десятилетие упорной политической борьбы для того, чтобы принцип гражданского равноправия был последовательно проведен в Афинах.

В начале V в. до н.э. вся Эллада оказалась вовлеченной в затяжной и кровопролитный военный конфликт с Персидской державой. Для греческих полисов персидская угроза рассматривалась как смертельная опасность, особенно для наметившегося пути их развития как полисных организмов с интенсивной рабовладельческой экономикой, активной политической жизнью граждан, с их самобытным стилем жизни и культуры. Греко-персидские войны продолжались полвека (500-449 гг. до н.э.), и в это время, несмотря на самое активное участие в военных действиях Афины продолжали совершенствовать свою демократическую государственность.

Афинский стратег ФемистоклК концу 80-х гг. демократическому лидеру Фемистоклу удалось добиться принятия народным собранием морской программы, которая предполагала проведение наступательных действий против персов и активной внешней политики афинского государства. Морская программа имела не только военный, но и политический аспект. Ее реализация поднимала политическую роль низших слоев афинского гражданства, так как феты, не имея средств на приобретение дорогого снаряжения пехотинцев, могли служить главным образом во флоте. Морская программа существенно поднимала роль торгово-ремесленных слоев.

В 462 г. до н.э. военно-политическая ситуация позволила новому демократическому лидеру Эфиальту осуществить реформы, направленные на углубление демократии. Эфиальт решил нанести удар по аристократическому ареопагу, все еще сохранявшему существенное значение в государственной системе Афин. Проведя кампанию по дискредитации этого органа, обвинив ряд его членов в коррупции, Эфиальт провел через народное собрание закон, по которому ареопаг был лишен политических прав и полномочий и превращался в судебную инстанцию. Благодаря Эфиальту был принят еще один закон, направленный на защиту афинской демократии. Каждый гражданин получал право подать жалобу на противозаконие (графэ параномон), если усматривал в принятом народным собранием законе угрозу для демократических устоев Афинского государства.

ПериклПодлинного расцвета Афинская демократия достигла во времена выдающегося политического деятеля Перикла, который с 444 до 429 г. до н.э. переизбирался на пост первого стратега и выступал фактическим руководителем государства. Перикл удовлетворил требования средних и бедных афинских граждан привлечь их к реальному управлению государством и добился введения оплаты государственных должностей, а также платы за участие в работе народного собрания. Еще один закон Перикла был направлен на защиту демократии, которая могла (и может) давать все блага только ограниченному числу людей. По этому закону афинским гражданином мог быть только тот человек, у которого и мать, и отец были афинскими гражданами.

Время деятельности Перикла было самой блистательной эпохой в истории Афин, когда этот полис пережил экономический, политический и культурный расцвет и был гегемоном Афинского морского союза, в который входило более двухсот греческих полисов.

Древняя Спарта

Формирование спартанского полиса происходило в целом по тем же механизмам, что и в остальной Элладе, но исторический путь Спарты отличался исключительным своеобразием, и это привело к оформлению совершенно другого общества и государства, чем в остальных греческих полисах.

В глубокой древности на территории полуострова Пелопонес - южной части Балканского полуострова - существовал ряд центров Микенской культуры. Так, в "Илиаде" Гомера упоминается 12 общин, подчиненных царю Менелаю, одному из центральных персонажей преданий о Троянской войне. В числе этих общин фигурирует и Спарта, расположенная в долине реки Эврот в области Лаконика.

В XII-XI вв. до н.э. Микенская цивилизация подверглась нашествию дорийцев - воинственных племен, проживавших на севере Балканского полуострова. Не обошли дорийцы и Лаконику. Проживавшие здесь ахейцы были частью уничтожены, частью порабощены, частью ассимилированы. Некоторым удалось бежать на острова Эгейского моря и на побережье Малой Азии. Некоторые общины сопротивлялись завоевателям очень ожесточенно, и в некоторых случаях происходило слияние ахейских и дорийских общин. В результате такого слияния и возник древний город Спарта, и с этого момента там стало править два царя из родов Агиадов и Эврипонтидов - от дорийцев и от ахейцев.

Завоевание Лаконики не было единовременным актом, но осуществлялось на протяжении долгого времени и в основном завершилось лишь к концу гомеровской эпохи - к VIII в. до н.э. В ходе завоевания у дорийцев, находившихся к его началу в стадии родоплеменных отношений, происходил процесс имущественного и социального расслоения и процесс формирования государственности, так как родовой строй не имел действенных механизмов по удержанию в повиновении завоеванного и порабощенного населения. Однако с завоеванием Лаконики процесс образования государства у спартанцев не завершился. Эта область развивалась так же, как и остальная Эллада, и так же, как и другие области Греции, в VIII в. до н.э. ее постигли процессы, именуемые общим термином "архаическая революция".

Спартанский воин (бронза, США)В самом деле, зачем было организовывать колониальные экспедиции, строить корабли, мучиться от морской качки и плыть в неизведанные дали, когда рядом находилась довольно плодородная область Мессения, жители которой не отличались военной силой, но зато были прекрасными тружениками. Спартанцы довольно быстро усвоили, что им с их силой и военной организацией легче отнять произведенное у слабого соседа, чем производить самим. Война была их главным ремеслом, и война должна была кормить Спарту. Где-то в 40-х гг. VIII в. до н.э. спартанцы нападают на Мессению и после долгой и упорной борьбы одерживают вполне ожидаемую победу. Однако спартанцы не стали ни порабощать мессенцев, ни присоединять их территорию к своей. Видимо даже это они посчитали слишком хлопотным делом и ограничились лишь тем, что обязали мессенцев отдавать им половину урожая.

Разумеется, такая ситуация не могла устраивать мессенцев, которые через несколько поколений посчитали, что они вовсе не обязаны расплачиваться за своих предков, и в середине VII в. до н.э. мессенцы восстали. Началась 2-я Мессенская война, которая тоже продолжалась много лет и завершилась новой победой спартанцев. На этот раз спартанцы поняли, что хлопоты, которых они избежали в первый раз, совершенно необходимы, дабы мессенцы навсегда лишились воли к сопротивлению: земли Мессении были присоединены к владениям Спарты, а жители были частью истреблены, частью изгнаны за пределы родины, но большая часть была обращена в особую категорию рабов - илотов.

Илотия представляет собой удивительный феномен рабства, определивший многие особенности самой Спарты. Илоты принадлежали не каждому спартиату в отдельности, но были собственностью всей спартанской общины в целом. Они жили на земле, зачастую принадлежавшей им до спартанского завоевания, и должны были содержать своим трудом нового владельца этой земли - спартиата и его семью. Илоты пользовались полной хозяйственной самостоятельностью, и спартиаты не вмешивались в их жизнь, получая от илотов половину производимых ими продуктов, причем второй половиной илоты могли распоряжаться по своему усмотрению. Это была особая форма рабовладельческого хозяйства: из организатора производства рабовладелец превратился в пассивного получателя ренты, а хозяйственная инициатива оставалась в руках непосредственного производителя. У илотов были свои семьи и, как считают, даже сохранились некоторые черты прежней общинной организации. Хотя илоты были прикреплены к своим участкам и к месту жительства и не могли их покинуть. Последнее обстоятельство позволило некоторым историкам занести илотию в разряд одной из форм крепостничества.

Право распоряжения илотами принадлежало всей спартанской общине и осуществлялось через особых должностных лиц. Владелец участка не имел права ни продать, ни убить илота, и внешне илотия может показаться самой гуманной разновидностью рабства, однако спартанцы установили режим самого жестокого террора, который напрочь опровергает всякие представления о "гуманности" илотии. Этот террор осуществлялся с помощью криптий - тайных войн против илотов. Криптии могли быть объявлены специальными должностными лицами в любое время, когда могло возникнуть мнение об угрозе илотского восстания. Вооруженные спартанские юноши после объявления криптии устраивали настоящую охоту на илотов, безжалостно убивая самых сильных, инициативных и строптивых из них. Разумеется, редко удавалось избежать смерти тем илотам, которые допускали какие-то провинности, не говоря уже об открытом выражении неповиновения. С помощью такого террора спартанцы удерживали илотов в повиновении и заставляли трудиться на себя.

Воины готовятся к бою (фрагмент росписи на вазе Евфрония; Нью-Йорк, Метрополитен-музей)Однако илотия заставляла спартиатов находиться в постоянной боевой готовности и жить в условиях военного лагеря. Да и само государство было устроено так, чтобы осуществлять эффективное господство над илотами. Но эффективность этого господства могла быть высокой только в случае монолитного единства самой спартанской общины. А процессы экономического развития Спарты в условиях "архаической революции" неизбежно приводили к имущественному и социальному расслоению, которое столь же неизбежно вело к внутренним противоречиям и конфликтам, гибельным для самого существования Спартанского государства перед угрозой массового восстания илотов.

К началу VI в. до н.э. социальная обстановка в Спарте достигла максимального напряжения, разрасталось демократическое движение, одним из лозунгов которого было требование всеобщего политического и имущественного равенства спартиатов. В ответ на эти требования и под давлением исторической обстановке в Спарте были проведены реформы с целью достижения социального компромисса и установления монолитного единства спартанской общины. Автором этих реформ античная традиция считает легендарного спартанского царя Ликурга, в реальности существования которого сомневался еще Плутарх. Вероятнее всего, реформы проводились несколькими должностными лицами Спарты и охватили всю первую половину VI в. до н.э.

Центральное место среди этих преобразований занимает аграрная реформа. Она заключалась в разделе захваченных мессенских и частично лаконских земель с прикрепленными к ним илотами между всеми полноправными спартиатами, которых к тому времени насчитывалось 9 или 10 тысяч, примерно на одинаковые по размеру и доходности участки. Этим были заложены материальные основы общины "равных" и созданы условия для превращения спартанцев в замкнутое сословие профессиональных воинов-гоплитов, силой оружия осуществлявших свое господство над порабощенным населением.

Одновременно с аграрной реформой и после нее был проведен целый комплекс мероприятий, целью которых была демократизация спартанского общества и превращение всего государства в военный лагерь, способный противостоять угрозе илотского мятежа.

Так как всякое изначальное равенство превращается в фикцию по мере развития экономики и особенно ее товарности, ближайшим к аграрной реформе мероприятием следует считать денежную реформу. Ликург (или те лица, мероприятия которых приписывают Ликургу) отменил хождение в Спарте золота и серебра и ввел железные деньги. Эти деньги представляли собой металлические прутья, предварительно вымоченные в уксусе и ни на что не пригодные. Даже чтобы сделать покупку самых простых вещей требовалось везти такие деньги на повозке, так как они были очень громоздкими и тяжелыми. Введение железных денег привело к полной остановке товарно-денежных отношений и прекращению всяких экономических отношений с другими греческими полисами, так как кроме Спарты такие деньги во всей Элладе больше никому не были нужны. Но эта денежная реформа достигла цели: процессы имущественного и социального расслоения в Спарте прекратились, и изначальное равенство было сохранено.

Другим условием равенства стали введенные Ликургом общественные трапезы (сисситии или фидитии). Спартанцы доставляли на эти трапезы, проводившиеся регулярно, поставляемые им илотами продукты по нормам, установленным законом, совместно питались (тоже по нормам), обменивались мнениями и следили за тем, чтобы никто не выделялся ни пищей, ни даже одеждой. На эти трапезы приходили и молодые спартиаты, и для них рассказы старших были уроками и наставлениями в жизни. Эти трапезы должны были служить наглядным выражением принципа равенства, как основополагающего принципа устройства всей спартанской общины.

Неотъемлемой частью ликурговых реформ стало установление государственной системы воспитания детей. Каждый спартанский ребенок с момента рождения принадлежал государству, и специальная комиссия старцев по внешнему виду младенца должна была определить, способен ли он стать полноценным спартиатом или он слишком хилым и болезненным, чтобы служить спартанскому государству. В последнем случае невинное существо безжалостно сбрасывали со скалы. Если ребенку давали право на жизнь, то до 7-х лет он воспитывался матерью, после чего его отдавали в одну из агел (в переводе с древнегреческого "стадо") таких же сверстников, которыми руководили дети старшего возраста под надзором специальных должностных лиц. Воспитание и обучение в агелах имело целью вырастить из молодых спартиатов сильных и выносливых воинов, способных беспрекословно выполнять приказы командиров и стойко переносить все трудности и тяготы войны. Главное внимание уделялось физической подготовке и военной выучке. Все остальные "предметы" изучались лишь постольку, поскольку они могли пригодиться будущему воину: если спартиаты изучали музыку, то лишь для того, чтобы понимать и исполнять военные марши, если они изучали арифметику, то лишь для того, чтобы уметь сосчитать боевые силы противника, если они изучали письмо, то лишь для того, чтобы уметь читать приказы старших командиров и отдавать приказы своим подчиненным. Как уже отмечалось, непосредственной частью обучения было участие молодых спартиатов в криптиях, которые учили их "искусству" убивать, безжалостности и беспощадности. Следует заметить, что и воспитание девочек в Спарте преследовало аналогичную цель - воспитать из них сильных и здоровых матерей, способных производить полноценное потомство для спартанского государства.

Наконец, еще одной частью реформ Ликурга было установление систематического контроля над личной жизнью спартиатов и полная регламентация этой жизни вплоть до определения государством покроя одежды, формы бороды и усов. Этот контроль должен был также служить обеспечению монолитного единства общины "равных".

Последствия реформ Ликурга оказались для Спарты очень серьезными и значительными, и достоверность этих мероприятий, известных нам по трудам античных авторов, подтверждается археологическими данными. Подлинным открытием начала ХХ века были результаты работы в Спарте английской археологической экспедиции под руководством Р.М.Докинза. В ходе раскопок было обнаружено множество художественных изделий местного лаконского ремесла VII-VI вв. до н.э.: расписная керамика, не уступающая по качеству афинской и коринфской, разнообразные предметы из бронзы, золота и даже янтаря и слоновой кости. Весь этот материал наглядно свидетельствовал о том, что Спарта являлась одним из самых значительных центров художественного ремесла в Элладе. Но эти находки никак не соответствовали сложившимся представлениям, почерпнутым из произведений античных авторов, о суровом и аскетичном быте спартиатов и почти полной изоляции Спарты от внешнего мира. Объяснить это противоречие историки смогли лишь тем, что механизм реформ Ликурга в то время еще не был запущен, и что Спарта развивалась по тому же руслу, что и большинство других греческих полисов.

Но те же археологические данные свидетельствуют о быстром упадке, начиная со второй половины VI в. до н.э. Заметно снижается качество ремесленных изделий, сокращается импорт лаконской ремесленной продукции за пределы Спарты, и в самой Лаконике исчезают изделия чужеземных мастеров. Те же процессы наблюдаются и в строительстве, в котором наблюдается заметный спад к концу VI в. до н.э. Замирает культурная жизнь: в Спарте почти совсем перестают появляться иноземные поэты, певцы и музыканты, также как и сами спартиаты прекращают заниматься художественным творчеством. Любопытно, что происходит охлаждение спартанцев даже к Олимпийским играм, в которых они в предыдущее время часто бывали достойными победителями. Если в период с 720 по 576 г. до н.э. Спарта дала 46 победителей в основных видах олимпийских состязаний из 81, то с 548 по 480 г. до н.э. - только одного и только в одном виде - в скачках на ипподроме.

В целом антиаристократическая направленность реформ Ликурга не вызывает у историков сомнений, но последствия достигнутого социального компромисса в условиях илотии оказались совершенно иными, по сравнению со всей остальной Грецией. Дальнейшее развитие демократии, в отличие от Афин, в Спарте оказалось невозможным, так как реформы были призваны утвердить равенство и законсервировать его. Так как развитие товарно-денежных отношений тоже оказалось законсервированным, то и начавшая формироваться торгово-ремесленная прослойка оказалась обреченной на вымирание. Спарта превратилась в одно из самых отсталых в экономическом отношении государств Греции. Да и те начатки демократии, которые были заложены реформами, в обстановке хронического милитаризма, суровой военной дисциплины и субординации так и не смогли раскрыться в полной мере и в условиях прогрессирующей экономической деградации господствующего сословия были обречены на постепенное угасание.

Спарта, как отмечает один из самых видных ее исследователей Ю.В. Андреев, была "одним из самых странных государств древности. Уже сама история ее заключает в себе некий парадокс, поражающий каждого даже не особенно вдумчивого наблюдателя. В самом деле, находясь в зените славы и могущества и пользуясь благодаря своему огромному военному потенциалу и вместе с тем удивительной стабильности своей политической системы почти непререкаемым международным авторитетом, это государство пребывало, тем не менее, в состоянии затяжной экономической стагнации, свело к минимуму все свои контакты с внешним миром и, казалось, было обречено на абсолютное творческое бесплодие во всех сферах культурной деятельности. После Алкмана и Тиртея, живших еще в VII в. до н.э., Спарта не дала миру больше ни одного сколько-нибудь известного поэта, философа, ученого или оратора. Греческие историки усматривали в этой странной ситуации результат сознательного выбора самих спартанцев, добровольно подчинившихся тягостному, но мудрому решению своего великого законодателя Ликурга".

Дополнительная литература по теме:

  1. Античная Греция. Проблемы развития полиса. М., 1983. Т.1.
  2. Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII-V вв. до н.э. Л., 1985.
  3. Фролов Э.Д. Рождение греческого полиса. Л., 1988. Гл.1.
  4. Яйленко В.П. Архаическая Греция и Ближний Восток. М., 1990. – Гл.5.
  5. Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1992.
  6. История Древней Греции / Под ред. В.И. Кузищина. М., 2002.
  7. Скрипилев Е.А. История государства и права Древнего мира. М., 1992.

Предыдущая лекция

На главную

Следующая лекция