Предыдущий семинар

На главную

Практическое занятие № 13
Тема: Формирование государства и правовой системы США
в конце XVIII - начале XIX вв.

План
  1. Причины и начало войны за независимость североамериканских колоний.
  2. "Декларация независимости" 1776 г. и образование США.
  3. "Статьи Конфедерации" - первая американская конституция.
  4. Итоги и последствия войны за независимость.
  5. Конституция США 1787 г.: структура, содержание, система сдержек и противовесов.
  6. "Билль о правах" и завершение конституирования американского государства.
  7. Формирование судебно-правовой системы США в конце XVIII - начале XIX вв. и ее особенности.

Источники и литература:

В электронном виде:

  1. Декларация независимости 1776 г.
  2. Статьи конфедерации.
  3. Конституция США 1787 г.
  4. Билль о правах
  5. Соединенные Штаты Америки. Принятие Конституции. // Согрин В.В. Политическая история США. XVII - XX вв.; М. Издательство "Весь Мир", 2001.

Печатные издания:

  1. Кислица Н.А. Американская революция XVIII века. М., 1968.
  2. Конституции буржуазных государств. Учебное пособие. Сост. Маклаков В.В. М., 1982.
  3. Сборник документов по истории нового времени. Буржуазные революции XVII-XVIII вв. М., 1990.
  4. Фурсенко А.А. Американская буржуазная революция XVIII в. (люб. изд.)
  5. Бельсон Я.М., Ливанцев К.Е. История государства и права США. Л., 1982.

Методические рекомендации

Цель занятия - изучение процесса возникновения и развития государства и правовой системы США, начиная с борьбы североамериканских колоний за независимость до окончания конституирования государства и судебно-правовой системы США. При подготовке используйте материалы лекции и учебника. Особое внимание следует уделить источникам, так как ответы на вопросы должны строиться сугубо на их содержании.
При подготовке к занятию обратите внимение на следующие аспекты и вопросы:

  • Когда и как возникли первые поселения (колонии) на территории Северной Америки? Кем были первые поселенцы и какие страны принимали участие в процессе колонизации? Политическое и социально-экономическое положение северо-американских поселений ко второй половине XVIII в. Их связь и взаимоотношения между собой и метрополией (Англия). Назревание предпосылок борьбы за независимость. I Континентальный конгресс и его решения. Начало войны за независимость. II Континентальный конгресс и образование штатов.
  • Итоги первого года войны за независимость. Разработка и принятие "Декларации о независимости". Как "Декларация" объясняет причины отделения колоний от метрополии? Основные идеи Декларации.
  • "Статьи Конфедерации и вечного союза". . Каким государством провозглашала США 1-я американская конституция? Характер и цели этого государства. Схема государственного устройства США по "Статьям Конфедерации".
  • Внутриполитическая и социально-экономическая обстановка в США после окончания борьбы за независимость. Причины перехода от конфедеративного к федеративному государственному устройству.Созыв конституционного Конвента. Председатель и социальный состав участников.
  • Принятие новой Конституции США. Структура Конституции. Каким государством провозглашались США? Государственное устройство США по Конституции 1787 г.: законодательная, исполнительная и судебная власть. Схема государственного устройства. Система сдержек и противовесов. Другие разделы Конституции (о штатах, порядке внесения изменений в конституцию и т.д.). Какие вопросы не были отражены в Конституции 1787 г.?
  • Принятие "Билля о правах" (1791 г.), его содержание и основные принципы. Конституция 1787 и "Билль о правах" 1791 г.: общее и отличия. Избрание первого президента. Государственное строительство после введения Конституции в действие.
  • Федеральная судебная система и судебные системы штатов. Верховный Суд и толкование Конституции. Правомерно ли следующее утверждение: "Конституция США - это то, что скажет Верховный Суд?" Различия судебно-правовых систем американских штатов.
Предыдущий семинар

На главную