...Власть эфоров чрезвычайно велика и подобна власти тиранов... В руках эфоров... находится власть постановлять свои решения по важным судебным процессам; однако эфорами могут оказаться первые попавшиеся; поэтому было бы правильнее, если бы они постановляли свои приговоры не по собственному убеждению, но по букве .закона...
Неладно обстоит дело в Лакедемоне и с институтом геронтов... Лица, исправляющие должность геронтов, бывают и досупны подкупу и часто государственные дела приносят в жертву своим личным выгодам. Поэтому лучше было бы, если бы геронты не были так безответственны, какими они являются в настоящее время. Правда, на это можно заметить, что все магистратуры подвластны контролю эфоров. Но это-то обстоятельство и дает в руки эфории слишком большое преимущество...
Вместе с царями, [когда они покидали страну], посылали в качестве лиц, их сопровождающих, их личных врагов и считали спасением для государства, когда между царями происходили распри.
Не могут считаться правильными и те законоположения, которые были введены при первом установлении сисситий. ... Средства на устройство их должно давать скорее государство, как это имеет место на Крите. В Лакедемоне же каждый участник сисситий обязан вносить на них свои деньги, несмотря на то, что некоторые по причине крайней бедности не в состоянии тратиться на сопряженные с сисситиями издержки... Он желал , чтобы институт сисситий был демократическим: но при тех законоположениях, которые к ним относятся, сисситий оказываются институтом менее всего демократическим. Дело в том, что участвовать в сисситиях людям очень бедным "нелегко, между тем по традиции участие в них служит показателем принадлежности к сословию граждан, так как тот, кто не ,в состоянии делать взносов в сисситии, не пользуется правами гражданства.
[Аристотель, Политика, M., 1911, кн. II, стр. 76-79]