Бомануар 1, "Обычаи Бовэзи"
(Положение французских крестьян)
Бомануар - французский юрист, составивший в XIII в. запись обычаев, применявшихся в области Бовэзи. В приведенном отрывке рассматривается поземельная и личная зависимость крестьян.
467. Мы называем вилланским держанием такое, которое держат от сеньора за чинш, ренту или шампар, ибо с держания феодального... ни одного из этих платежей нести не должно.
1434. Известно, что состояние личной крепостной зависимости... передается через матерей, ибо всякое дитя, рожденное крепостною,.. считается крепостным, хотя бы отец его был человек свободный. Даже если отцом будет рыцарь,.. женившийся на крепостной,.. все дети, которых она будет иметь от него, наследуют ее крепостное состояние.
1436. Личная крепостная зависимость... создавалась многими путями. Bo-nepвых, вследствие того, что в старину, когда вызывали своих подданных на войну,.. тех, кои без уважительной причины оставались (дома), обращали навеки в крепостных вместе с потомством... Во-вторых, вследствие того, что, побуждаемые великим благочестием, многие отдавали и себя и потомков своих и существо свое святым,.. облагая себя повинностями по своей (доброй) воле. И повинности, с них поступавшие, управляющие церковными имуществами заносили в списки,.. а потом изо дня в день ухищрялись взимать с них больше и больше... В конце концов то, что было сделано по доброй воле и благочестию, обращалось во вред и в умаление состояния... потомков. Третья причина, по которой многие стали крепостными, это - продажа, когда кто-либо, впавши в бедность, говорил своему сеньору: "Вы мне дадите столько-то, а я сделаюсь вашим лично зависимым человеком"... А иной раз отдавали себя в крепостную зависимость для того, чтобы оградить себя от других сеньоров или от вражды, некоторыми людьми к ним питаемой. По всем этим причинам и завелась личная крепостная зависимость, ибо по естественному праву все свободны; но эта естественная свобода испорчена вышеназванными приобретениями... Есть и другие способы приобретения (крепостных), ибо существуют земли, которые имеют свойство делать людей недворянского рода, мужчин и женщин, в случае, если они проживут на них один год и один день, крепостными тех сеньоров, под властью которых они проживают...
1452. ...Есть много состояний личной крепостной зависимости... Ибо одни из крепостных так подчинены своим сеньорам, что эти сеньоры могут распоряжаться всем их имуществом, имеют над ними право жизни и смерти, могут держать их в заключении по своей воле - за вину или без тайны, и никому за них не ответственны, кроме как одному богу. С другими обращаются более человечно, ибо при их жизни сеньоры не могут ничего от них требовать, если только они не провинятся, кроме их чиншей, рент и повинностей, обычно платимых за их крепостное состояние... И лишь когда они умирают или женятся на свободных женщинах, все их имущество - движимое и недвижимое - переходит к сеньорам. Ибо тот, кто женится на свободной, должен платить выкуп по усмотрению сеньора. И если крепостной умирает, нет у него наследника, кроме сеньора, и дети крепостного ничего не получают, если не заплатят выкупа сеньору, как это сделали бы люди посторонние. Эти последние повинности... носят у крепостных Бовэзи название мертвой руки и брачного выкупа.
1457. Наши обычаи более мягки... по отношению к крепостным, нежели во многих других областях, ибо во многих других областях сеньоры могут распоряжаться жизнью и смертью своих крепостных, когда и как им угодно, а также принуждать их вечно жить на своих землях. В Бовэзи же обращаются более человечно
ибо три условии платы своим сеньорам положенных обычаем рент и подушного,.. они могут итти служить и жить
вне юрисдикции своих сеньоров, за исключением мест, пребывание в которых может дать им свободу, как, например, в некоторых городах, всякий житель который свободен в силу привилегии или обычая. Ибо как только кто
проведает, что его крепостной поселился в таком месте, он должен получить его обратно, если заявит на него в
течение одного года и одного дня притязание как на своего крепостного... Множество крепостных, тайно ушедших от своих сеньоров на жительство в такие места, получили свободу.
[Черниловский 3.М. История феодального государства и права. М., 1959, стр. 247-249}.
|