ЛЕКЦИЯ 2Правовое положение человека и гражданина в зарубежных странах
Гражданство (подданство) означает правовую принадлежность лица к данному государству. При этом если подданство и гражданство равнозначны в том, что из принадлежности данного лица к конкретному государству следует распространение на него суверенитета этого государства (в силу чего упомянутое лицо пользуется со стороны государства защитой прав и законных интересов как внутри страны, так и за ее пределами), то эти понятия различаются с точки зрения признания за лицом свойств субъекта политической деятельности. Понятие подданства утверждается в древних и средневековых монархиях и означает личную верность монарху. В русском языке термин "подданство" является однокоренным со словом "дань", т. е. подданный - буквально "платящий дань" определенному монарху. Этот термин отражает существовавшее в эпоху средневековья представление о монархе как о единственном лице, воплощающем и сосредоточивающем в себе государственный суверенитет. Полагали, что все остальное население монархии к суверенитету имеет пассивное отношение, другими словами, не может выступать как носитель суверенитета, хотя и обладает большим или меньшим объемом прав и свобод (в зависимости от сословной принадлежности) и может в известных пределах оказывать воздействие на осуществление государственной власти. Понятие гражданства предполагает нечто большее, чем пассивная лояльность некоего лица. Гражданин - это лицо, обладающее правом и обязанностью активно участвовать в реализации государственной власти, субъект политической деятельности, хозяин собственной судьбы и судьбы своей страны. Не случайно во многих европейских языках слово "гражданин" имеет общий корень со словом "город". В Средние века именно в рамках многих городов развивалось самоуправление, что давало их жителям право в установленных пределах самим управлять городом, совместно решать многие общие проблемы. При этом данное право сопряжено с ответственностью за судьбу города, а значит, на граждан возлагаются и связанные с этим обязанности. Подданство характерно, как правило, для монархий, хотя в определенных парламентарных и даже дуалистических монархиях в настоящее время принят термин "гражданство" (например, в современной Великобритании). Гражданство же характерно прежде всего для республик. Наполнение понятия гражданства конкретным содержанием зависит от политического режима. В республиках с тоталитарным режимом, например, статус гражданина означает лишь государственную принадлежность (что, по сути, тождественно понятию подданства в абсолютной монархии), а реальная возможность гражданина воздействовать на управление государством гораздо меньше, чем у подданного, в частности, парламентарной монархии с демократическим политическим режимом. Иначе говоря, при тоталитарном режиме, даже если жители данной страны официально именуются гражданами, это понятие не имеет того содержания, о котором шла речь выше. Помимо общесоюзного гражданства в федерациях, как правило, существует гражданство субъекта федерации (штата, земли, кантона). Это один из традиционных, исторически сложившихся принципов федеративного устройства ряда стран, закрепленный конституциями (поправка XIV к Конституции США, ст. 6 Конституции Австрии и др.). Договор о Европейском Союзе в ст. 8 (1) предусматривает, что "каждое лицо, имеющее гражданство государства-члена, является гражданином Союза". Вместе с тем в некоторых федерациях существует лишь единое федеральное гражданство (Индия, Малайзия и др.). Гражданство субъекта федерации носит во многом номинальный характер, и все граждане федерации по общему правилу равноправны. В частности, в Конституции США (ст. IV, раздел 2) говорится: "Граждане каждого штата имеют право на все привилегии и вольности граждан других штатов". Конституции подавляющего большинства федеративных государств среди основных прав граждан предусматривают право на свободное передвижение и выбор места жительства. Существует несколько способов приобретения гражданства (подданства). Во-первых, гражданство (подданство) приобретается по рождению (филиация). Гражданство (подданство) по рождению может определяться согласно праву/принципу крови (ius sanguinis) - когда гражданство ребенка устанавливается в соответствии с гражданством родителей - или праву/принципу почвы (ius soils) - когда гражданство ребенка зависит от места рождения. Исторически право крови было присуще странам Старого Света, а право почвы утвердилось в странах Нового Света, где население формировалось главным образом за счет иммиграции. Применение права почвы позволило потомкам иммигрантов уже в первом поколении стать полноправными гражданами стран Нового Света без особых формальностей. В настоящее время практически нигде не используется в чистом виде ни тот, ни другой принцип. Вплоть до настоящего времени существуют страны, в которых гражданами становятся лишь по рождению (но это редкое исключение). Так, в Андорре гражданином становятся лишь вследствие рождения, когда оба родителя являются гражданами этого небольшого государства в Пиренеях (право крови). Иностранцы, поселившиеся на постоянное жительство в Андорре, могут рассчитывать, что их внуки станут гражданами, если дети и внуки родятся и будут постоянно жить в этом государстве (право почвы). Правда, в конце XX в. законодательство о приобретении гражданства в Андорре несколько либерализовалось, и при определенных обстоятельствах человек, родившийся в Андорре от родителей-иностранцев, постоянно проживающих в Андорре, и сам проживший в Андорре до 28 лет, может рассчитывать на приобретение гражданства. Если один из родителей - иностранец (иностранка), а другой -- гражданин (гражданка) Андорры, то ребенок, родившийся в Андорре (если родители постоянно проживают там), может стать гражданином. До сих пор в ряде зарубежных стран сохраняется неравноправие мужчин и женщин по передаче ребенку своего гражданства. В таких различных с точки зрения географического положения, истории и культуры странах, как, например, Непал, Ливан, Багамские Острова, гражданами по рождению признаются дети только в том случае, если отцами являются граждане соответствующих государств. Гражданство матери при этом для определения гражданства детей никакого значения не имеет. Приобретение гражданства в силу факта рождения не связано с волеизъявлением приобретающего его лица, оно осуществляется автоматически на основе действующего законодательства. Другие же способы приобретения гражданства требуют от лица, его приобретающего, совершения каких-либо действий, свидетельствующих о его желании приобрести гражданство данного государства. Во-вторых, гражданство (подданство) приобретается путем натурализации (укоренения), что связано с обращением лица в установленные законом государственные органы с просьбой о предоставлении ему гражданства. Окончательное решение выносится соответствующим органом. В большинстве стран для натурализации необходимо, чтобы данное лицо постоянно проживало на территории государства, гражданином которого оно желает стать. Может устанавливаться также минимальный промежуток времени, в течение которого данное лицо должно проживать на территории этого государства. В Болгарии, например, такой минимальный промежуток составляет пять лет непрерывного проживания в стране непосредственно перед подачей заявления о предоставлении гражданства. Требуемый срок может быть сокращен только в специально оговоренных случаях. В ряде государств, кроме проживания в течение определенного времени на соответствующей территории, к лицу, желающему вступить в гражданство, предъявляются и другие требования. В Бразилии требуется, чтобы в отношении такого лица не был вынесен приговор по какому-либо уголовному делу. В США не может быть натурализовано лицо, состоящее членом Коммунистической партии, поддерживающее экономические, международные и правительственные доктрины мирового коммунизма, а также лицо, стремящееся к установлению тоталитарного режима в США, поддерживающее или проповедующее насильственное свержение правительства США или отмену законодательных актов и т.п. При натурализации в США к претенденту предъявляются также требования к знанию английского языка. В отдельных странах порядок натурализации и требования, предъявляемые к лицу, желающему натурализоваться, столь сложны, что практически существенно ограничивают возможности для вступления в гражданство. Действующие универсальные и региональные международные конвенции запрещают дискриминацию при предоставлении гражданства по расовым, этническим, гендерным основаниям, а также по ряду других оснований. Вместе с тем отказ от дискриминации вовсе не означает, что государство не должно или не может проводить собственную иммиграционную политику, вводя определенные приоритеты и стимулы для обеспечения проведения такой политики в жизнь. Taк, Межамериканский суд по правам человека в 1984 г. в своем решении признал не являющимися дискриминационными предлагавшиеся поправки к Конституции Коста-Рики, согласно которым на выходцев из других стран Центральной Америки, испанцев и лиц, относящихся к иберо-американским народам, распространяются преференции при натурализации, так как упомянутые группы имеют наиболее тесные связи с народом Коста-Рики и могут легче войти в национальное сообщество данного государства. Указанный Суд разъяснил, что "нет дискриминации, если различия в отношении [к тем или иным людям] имеют легитимную цель и если это не ведет к ситуации, которая противоречит справедливости, здравому смыслу и природе вещей". В-третьих, гражданство может приобретаться путем оптации, т. е. выбора гражданства одного из двух государств при изменении границ. В этом случае предусмотрен упрощенный порядок приобретения гражданства. Чаще всего в случае оптации волеизъявление лиц о сохранении одного гражданства или приобретении другого выражается в том, что они переезжают или остаются на определенной территории. Отметим, что приобретение гражданства путем оптации - явление не столь частое, как приобретение гражданства на других основаниях. В-четвертых, встречается и такой способ приобретения гражданства как трансферт — переход населения какой-либо территории из одного гражданства в другое в связи с передачей территории, на которой оно проживает, одним государством другому. Например, взаимный обмен греческих подданных Турции на мусульманских подданных Греции (за некоторыми исключениями) по одному из итоговых документов, подписанных в ходе Лозаннской конференции 1922—1923 гг. К способам приобретения гражданства можно отнести и его восстановление. Так, существует репатриация, т. е. восстановления ранее утраченного гражданства. Обычно порядок восстановления гражданства (подданства) совпадает с порядком принятия в гражданство (подданство), однако последствия могут быть различны. Если лицо до утери гражданства было гражданином по рождению, то и после репатриации оно вновь обретает статус гражданина по рождению, в то время как в случае принятия в гражданство лицо приобретает статус гражданина в результате натурализации. Но в ряде стран статус гражданина по рождению несколько отличается от статуса гражданина, полученного в результате натурализации. Также существует реинтеграция — восстановление в гражданстве какого-либо государства лиц, ранее его имевших и затем утративших. Смысл реинтеграции чаще всего состоит в процедуре, которая в этих случаях применяется. Может предусматриваться в специальных законах и в обычном законодательстве о гражданстве. В последнем случае она может рассматриваться как разновидность натурализации. Гражданство некоторых лиц зависит от гражданства других лиц. Так, гражданство несовершеннолетних детей по законодательству ряда стран соответствует гражданству родителей и меняется вместе с гражданством родителей. Однако по достижении определенного возраста (например, в Болгарии и Казахстане -с 14 лет, в Польше - с 16 лет) изменение гражданства родителей влечет за собой изменение гражданства несовершеннолетних детей не автоматически, а лишь с письменного согласия самих детей. Усыновление ведет к тому, что несовершеннолетний усыновленный приобретает гражданство усыновителей. По законодательству некоторых государств гражданство жены соответствует гражданству мужа, т. е. жена автоматически приобретает такое же гражданство, как и у мужа. Гражданство или подданство является некоторым качеством, содержание которого и определяется соответствующими правовыми актами. Приобретение гражданства (подданства) как некоего правового качества возможно лишь после определения его содержания. Поэтому приобрести гражданство (подданство) можно лишь после вступления в силу законодательного акта, регулирующего круг вопросов, связанных с институтом гражданства (подданства). Признание же качества граждан (подданных) за жителями той или иной страны означает констатацию факта, что определенный круг лиц обладает; указанным качеством без приобретения. Ведь приобретение гражданства связывается в законе с каким-либо юридическим фактом (регистрацией рождения, актом приема в гражданство и т. п.), помимо вступления нормативного акта в силу. Признание статуса граждан или подданных за определенным кругом лиц не требует ничего, кроме введения в действие законодательного акта. Такое признание гражданства (подданства) содержится, как правило, в нормативных актах всех стран, где таковые одобрены. В некоторых странах объем прав граждан несколько различается в зависимости от способа его приобретения. Так, в США и Бразилии президентом страны может быть избрано лишь лицо, являющееся гражданином по рождению. Только граждане по рождению имеют право замещать некоторые другие должности в этих странах. Прекращение гражданства. Гражданство может быть прекращено, во-первых, в результате выхода из гражданства на основе добровольного волеизъявления. Для осуществления выхода из гражданства заинтересованное лицо подает в компетентные органы соответствующее заявление. Вместе с тем свобода выхода из гражданства, как правило, законодательно ограничена. При этом могут быть и иные ограничения. Например, в Китае согласно ст. 11 Закона "О гражданстве" государственные служащие и военнослужащие, находящиеся на действительной службе, не имеют права на отказ от китайского гражданства. Во-вторых, гражданство может быть прекращено в результате его лишения, которое представляет собой санкцию за нарушение законодательства. Число лиц, чье гражданство прекращено в результате лишения, во всех странах намного меньше добровольно вышедших из гражданства. В некоторых странах граждане по рождению не могут быть лишены гражданства (например, в Бразилии). Существуют разные основания для лишения гражданства. Так, в США закон Уолтера - Маккарена предусматривает лишение гражданства всякого, кто, давая при приеме в гражданство клятву верности, "мысленно допустит для себя возможность не следовать этой клятве" или скроет, что в прошлом разделял убеждения, противоречащие официальному американскому мировоззрению. В-третьих, гражданство может быть прекращено в результате его утраты. Законодательство зарубежных стран иногда выделяет утрату гражданства в качестве особого основания прекращения гражданства, а иногда ничего об утрате не говорит, относя такие причины, как поступление на иностранную государственную службу, использование фальшивых документов при приобретении гражданства, непостановку на консульский учет в определенные сроки, к основаниям в одних странах для лишения гражданства, в других - для констатации фактического выхода из него. В США, к примеру, автоматически (т. е. без обязательного акта волеизъявления лица) гражданство утрачивает лицо, присягнувшее или иным образом заявившее о верности иностранному государству или его политико-территориальному подразделению; поступившее на службу или исполняющее обязанности в любом учреждении правительства иностранного государства или его политико-территориального подразделения, при условии что эта служба или обязанности сопряжены с присягой или иным заявлением о верности иностранному государству или его политико-территоиальному подразделению; поступившее на службу в иностранные вооруженные силы без специального письменного разрешения государственного секретаря и министра обороны; совершившее любой вид измены или предпринявшее попытку насильственным путем свергнуть правительство США. Существует также экспатриация — временное или постоянное выдворение человека за пределы страны (своей географической или культурной родины), обычно сопряжённое с лишением гражданства. Двойное (множественное) гражданство. Под двойным (множественным) гражданством понимается правовая принадлежность одного и того же лица одновременно двум (или более) различным государствам. Обычно государства стремятся избежать двойного гражданства, хотя есть и противоположные этой общей тенденции примеры: так, Швеция в принятом в 2002 г. законе допускает для своих граждан двойное гражданство. Дело в том, что двойное гражданство порождает массу разнообразных и зачастую трудноразрешимых проблем. При этом ссылка на то, что конкретное лицо, имеющее двойное гражданство, все же является гражданином данного государства и потому другое государство не должно вмешиваться в отношения этого гражданина с данным государством, непоследовательна и несостоятельна. Ведь это государство признает наличие устойчивой правовой связи своего гражданина с иностранным государством, следовательно, признает и покровительство со стороны другого государства по отношению к своему гражданину. Положение может усугубиться, если другое государство не признает двойного гражданства, но считает этого человека своим гражданином, тогда оно тем более должно будет вмешаться. Так, если обязанности, вытекающие из статуса гражданина, перед различными государствами у одного и того же лица вступают между собой в конфликт, то неясно, обязанностям какого государства надо отдавать приоритет. А это вполне вероятная ситуация в случае, например, войны между двумя государствами, гражданином которых является данное лицо. При аресте лица в одном из государств, гражданином которого он (она) является, неясно, может ли это лицо требовать к себе особого отношения как гражданин иностранного государства и требовать, в частности, вызова консула. В силу указанных причин государства идут на взаимное признание двойного гражданства далеко не всегда даже в условиях достаточно глубокой и всесторонней интеграции, причем в случае признания заключается соответствующий международный договор, в котором регулируются и разрешаются упомянутые сложные вопросы и противоречия. В таких международных договорах, в частности, указывается что некоторые обязательства государства в отношении защиты своего гражданина за границей приостанавливаются в отношении лица с двойным гражданством, если гражданин находится в стране другого своего гражданства. Могут приостанавливаться некоторые обязанности гражданина для лиц с двойным гражданством, постоянно проживающих в стране другого своего гражданства. Например, двойное гражданство взаимно признают для своих граждан, например, США и Канада. Известны случаи заключения международных договоров, нацеленных на ликвидацию состояния двойного гражданства. Так, 22 апреля 1955 г. между Китаем и Индонезией был заключен договор, согласно которому все лица, имеющие одновременно и китайское, и индонезийское гражданство, должны были выбрать себе гражданство одного государства в течение двух лет со дня вступления договора в силу. Необходимость подобных международных договоров вызвана тем, что законодательство разных стран по-разному подходит к определению гражданства, например по рождению, и у одного и того же лица с точки зрения законодательства разных стран будет различное гражданство, так что при неурегулированности упомянутых выше вопросов могут возникнуть серьезные проблемы как для соответствующих государств, так и для граждан. Правовое положение иностранцев. В отдельные исторические периоды некоторые государства объявляли себя закрытыми для иностранцев и все же вынуждены были впускать иностранных послов и иностранных торговцев, хотя и с существенными ограничениями в передвижении по стране и во времени нахождения. Сегодня для подавляющего большинства государств очевидно, что изоляция ничего позитивного в себе не несет, а международный обмен не только объективен, но в большинстве случаев и полезен. В последнее время мобильность населения на земном шаре возрастает. Конечно, во многих случаях люди, меняя постоянное место жительства, меняют и гражданство. Однако для получения гражданства необходимо, как было показано выше, некоторое время проживать в соответствующем государстве. В то же время некоторые иностранцы не могут или не желают приобретать гражданство той страны, где они в настоящее время постоянно проживают. Так, в Южной Корее уже более ста лет проживает компактно группа китайцев. Однако до сих пор указанные китайцы не имеют корейского гражданства, а являются постоянно проживающими иностранцами. По общему правилу в современных условиях правовое положение иностранцев в данной стране основывается на тех же принципах, что и правовое положение граждан (подданных), однако конкретный объем прав и обязанностей какого-либо иностранца закон обычно ставит в зависимость от цели и времени его нахождения на территории соответствующего государства. Исходя из этих критериев можно выделить несколько групп иностранцев. Так, фактически именно по этим принципам была осуществлена в Законе Бразилии "Об иностранцах" (ст. 4) классификация виз, выдаваемых иностранцам для въезда на территорию этой страны. Бразильские уполномоченные на то государственные органы могут выдать транзитную, туристическую, временную, постоянную, официальную, дипломатическую визы или визу вежливости. Виза, как правило, является основным документом, удостоверяющим право иностранца въехать и находиться на территории выдавшего визу государства. Как пример этого общего правила можно привести формулировку ст. 10 Закона КНР "О порядке въезда в страну и выезда из страны иностранных граждан": "На основании обращения иностранца с просьбой о въезде в страну компетентные органы правительства Китая выдают ему соответствующую визу". Заметим, что законодательство практически всех стран содержит сходные (если не идентичные) формулировки. На основах взаимности государства могут освобождать граждан других стран от обязанности получить въездную визу для пересечения границы. С этой целью заключаются специальные международные договоры. Так, имеются договоры, предусматривающие безвизовый въезд граждан, между США и Канадой. В отдельных случаях государство в одностороннем порядке может установить правило безвизового въезда для граждан какой-либо зарубежной страны, если оно желает подчеркнуть свое стремление к сотрудничеству с данной страной, стимулировать приток иностранных туристов и т. п. В настоящее время значительная часть государств признает за иностранцами равноправие со своими гражданами (национальный режим). Необходимо отметить, что национальный режим вовсе не означает, что объем прав и обязанностей граждан данного государства и иностранцев одинаков. Национальный режим означает принципиально равный подход к защищенности и гарантированности прав и свобод иностранцев и граждан данной страны, а также к ответственности за нарушение обязанностей в строгом соответствии с законом. Вместе с тем очевидно, что существенно различается положение иностранцев, приехавших в туристическую поездку или командировку, и иностранцев, имеющих в данной стране место жительства и постоянно фактически там проживающих, занимающихся какой-либо деятельностью, приносящей им доход и т. д. Постоянно проживающие иностранцы обладают, как правило, всеми правами граждан, за исключением всех или большей части политических прав (участвовать в выборах, занимать определенные должности и т. д.). Чаще всего в мировой практике такими должностями являются должности судьи, капитана корабля, командира воздушного судна, полицейского и т. п. Но в отдельных странах этот перечень может быть и шире. Например, в одном из решений правительства Вьетнама 1977 г. о политике в отношении иностранцев указывается, что иностранцы не могут заниматься такими видами трудовой деятельности, как ремонт радиооборудования, вождение автотранспорта и моторных судов, работа на множительных аппаратах и т. д. Правовой статус иностранцев характеризуется не только ограниченным (по сравнению с правами граждан данного государства) объемом прав, но и уменьшенным объемом обязанностей. Например, иностранцы освобождены, как правило, от несения воинской службы за рубежами страны своего гражданства независимо от того, является ли в данном государстве военная служба обязательной для граждан или нет, хотя в ряде стран иностранцы и допускаются к военной службе на добровольных началах. При определенных условиях иностранцы освобождаются от уплаты налогов. В ряде стран (Канада, Франция, Бельгия, Финляндия и др.) временно пребывающим в данной стране иностранцам может быть возвращен даже такой косвенный налог, как налог на добавленную стоимость (правда, обычно не со всех товаров и, кроме того, при соблюдении определенных требований). Особое место среди иностранцев занимают дипломатические и консульские представители. Их правовое положение урегулировано такими международно-правовыми актами, как Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г., Конвенция о специальных миссиях 1969 г. и другие. К действующим многосторонним актам относятся, например, конвенции о консульских функциях, о дипломатических чиновниках и др. Существует также практика заключения двусторонних консульских конвенций. На базе этих международно-правовых документов государства принимают внутренние правовые акты, регламентирующие статус дипломатических и консульских работников. Дипломаты, приравненные к ним служащие международных организаций, консульские представители освобождены из-под уголовной, административной и гражданской юрисдикции государства пребывания (иммунитеты), кроме некоторых случаев гражданской ответственности, при условии ненарушения неприкосновенности его личности или его резиденции. Дипломаты пользуются также налоговыми и таможенными льготами. Ряд дипломатических иммунитетов распространяется также на административный и технический персонал дипломатических представительств с исключениями в отношении гражданской и административной юрисдикции, а также некоторых таможенных льгот. В то же время дипломатам запрещается заниматься в стране пребывания предпринимательством или выполнять какую-либо оплачиваемую работу, не связанную с их служебными обязанностями. Вместе с тем существуют группы иностранцев, которые вообще не могут, а бывает, и не заинтересованы в том, чтобы прибегать к помощи государства, гражданами которого они являются. Известна категория иностранцев, получивших в данном государстве убежище. Институт права убежища не входит в сферу отношений государства со своими гражданами и касается правового положения иностранцев. Под правом убежища понимается предоставление данным государством возможности въезда и безопасного проживания на его территории какому-либо иностранцу, преследуемому у себя на родине либо в какой-то другой стране. Это соответствует положениям таких международных актов, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Декларация о территориальном убежище. Право политического убежища закреплено в конституциях большинства стран мира (например, в ст. 22 Конституции Португалии, ст. 10 Конституции Италии, ст. 17 Конституции Туниса, ст. 13 Конституции Сирии, ст. 16 Основного Закона ФРГ и т.д.). Надо, однако, помнить, что, провозглашая право убежища, различные страны по-разному трактуют сходные формулировки о преследовании за демократические взгляды и убеждения, борьбу за демократию и прогресс. К особой группе можно отнести иностранцев, незаконно находящихся на территории какого-либо государства. Речь в данном случае идет об иностранцах, нелегально въехавших в страну в поисках заработка или с иной целью, не имеющей в виду нанесения ущерба безопасности или обороноспособности страны пребывания. Например, в США много нелегально приехавших туда граждан из различных латиноамериканских государств. Они нарушают законодательство и страны пребывания, и страны, гражданами которой они являются, поэтому не имеют никакой правовой защиты. Более того, обычно им грозит наказание в случае разоблачения и в стране пребывания, и на родине. Этим пользуются работодатели, нещадно их эксплуатируя. Например, после Второй мировой войны наблюдалась устойчивая миграция (в том числе нелегальная) из экономически неблагополучных стран Азии и Африки в поисках заработка в развитые страны. Вместе с тем нельзя сказать, что нелегальные иммигранты полностью лишены правовой защиты. Международно-правовые акты устанавливают, что нелегальные иммигранты не должны подвергаться дискриминации по расовым, этническим, гендерным и иным признакам; будучи задержанными, нелегальные иммигранты имеют право на гуманное отношение, адекватные условия содержания, доступ к юридической помощи и суду. Согласно междуародно-правовым актам нелегального иммигранта нельзя просто выслать в страну, которую он покинул, если имеется высокая степень вероятности (обеспеченная определенными доказательствами), что соответствующему иностранцу (иностранке) грозят смертная казнь, пытки, негуманное обращение и т. п. Лица без гражданства (апатриды). Правовое положение лиц без гражданства (апатридов), как правило, во всех государствах приравнивается к правовому положению иностранцев и таким же образом различается у постоянно проживающих в данной стране апатридов и временно пребывающих на ее территории лиц без гражданства. В то же время между статусом апатрида и статусом иностранного гражданина есть разница. Для гражданина сохраняется политико-правовая связь с государством своего гражданства вне зависимости от того, где он постоянно проживает. Для обеспечения прав апатрида важным является место его постоянного проживания. За пределами страны постоянного проживания лица без гражданства апатрид вправе рассчитывать на помощь и покровительство своего государства, как и гражданин этого же государства. В принципе государства не заинтересованы в проживании на их территории большого числа лиц без гражданства, поэтому они создают условия для перехода в гражданство постоянно проживающих на их территории апатридов. Отдельные государства, впрочем, препятствуют получению гражданства довольно большими группами постоянно проживающего на их территории населения. Примерами являются прибалтийские страны, где значительное количество населения не только не имеют гражданства, но и лишены статуса апатридов. Следствием этого является нарушение прав людей, относящихся к упомянутым группам населения, поскольку международно-правовые акты закрепляют права и граждан, и апатридов. Руководители Литвы, Латвии и Эстонии, по-видимому, полагали, что лишение вообще какого-либо статуса людей позволит нарушить все и даже элементарные права этих людей. Но самые различные органы международных (региональных и универсальных) организаций и иных объединений уже неоднократно указывали и указывают на недопустимость нарушения прав человека, закрепленных международными актами, независимо от того, какой статус изобретен и включен во внутреннее законодательство для уклонения от выполнения международных обязательств. 2. Принципы правового положения и гарантии прав и свобод личности. Под основными принципами правового положения личности понимаются выраженные в юридической форме основополагающие политико-правовые идеи, которые в наиболее общем виде определяют характер взаимоотношений государства и отдельных лиц, служат руководящими началами как при осуществлении субъективных прав и обязанностей каждого лица, так и при реализации его охраняемых законом интересов, не опосредованных этими правами и обязанностями. В число основных принципов правового положения входят:
Принцип равноправия граждан провозглашался как один из важнейших в период зарождения конституционализма нового времени. Не потерял он своего значения и сегодня. В том или ином виде этот принцип закреплен практически во всех современных конституциях. Равноправие означает равенство всех граждан перед законом, но не тождество самих граждан. Равноправие не устраняет различий между отдельными гражданами, в чем проявляется их индивидуальность, а устанавливает единую мерку для отличающихся друг от друга лиц. Равноправие подразумевает не только то, что гражданину принадлежит такой же объем прав, как и любому другому гражданину, но и то, что объем обязанностей всех граждан одинаков. В настоящее время большинство государств отказались от расовой или национальной сегрегации, хотя время от времени она имеет место (например, движение BLM или русофобия в ряде современных стран). Равноправие граждан независимо от национальности и расы, как правило, проявляется (что нашло законодательное закрепление) в доступе в соответствии со своими заслугами и способностями к любым должностям и постам в государстве, в производственной сфере и сфере услуг, в получении равной платы за равный труд, в получении образования в любых учебных заведениях на равных основаниях, а также медицинской помощи в любом лечебном учреждении, в проживании в любой местности без ограничений, а также в любых зданиях, в посещении любых учреждений культуры, мест отдыха и т.д. Большое значение имеет равноправие женщин и мужчин во всех областях хозяйственной, политической, культурной жизни. Осуществление подлинного равноправия женщин и мужчин возможно лишь на основе специальных законодательно зафиксированных гарантий: государственной охраны интересов матери и ребенка, заботы о состоянии их здоровья, предоставлении женщине при беременности и после родов отпусков с сохранением содержания и т.п. Данные гарантии не являются особыми привилегиями для женщин, а необходимы для обеспечения действительного равноправия в связи с особенностями женского организма и выполнением женщинами функций в обществе. С целью обеспечения равноправия мужчины и женщины в 1979 г. была принята Конвенция ООН "О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин". В текущем законодательстве конкретизируются гарантии равноправия мужчин и женщин. Равноправие мужчин и женщин сегодня признается почти во всех странах. Даже в странах Востока, где еще сохраняются проблемы обеспечения равноправия в этом аспекте, сам принцип нашел признание и частично претворяется в жизнь вплоть до того, что в отдельных странах Востока именно женщины занимали или занимают посты глав государств и правительств, что прямо или косвенно связано с победой на выборах. В настоящее время в большинстве стран закреплены равные права и обязанности за гражданами (подданными) независимо от того, являются ли они верующими или нет, а также от того, какую религию они исповедуют. Естественно, это страны, признающие свободу совести. В странах, провозглашающих только свободу вероисповедания, от лица требуется определить свою религиозную принадлежность. Принцип равноправия не означает, что все лица, находящиеся на территории конкретной страны, имеют одинаковый статус. В любой стране встречаются три основные категории лиц, чей статус различается. Во-первых, это граждане (подданные) данной страны, во-вторых, лица без гражданства (апатриды), в-третьих, иностранцы. Естественно, что больший объем прав и свобод предусматривается для граждан страны, как, впрочем, и обязанностей (служба в армии, например). Практически во всех современных конституциях, а также в законодательстве можно найти отражение сочетания общественных и индивидуальных интересов. Это находит проявление в закреплении обязанностей как со стороны государства в отношении отдельных лиц, так и со стороны отдельных лиц в отношении государства и других лиц. Законодательно устанавливаются рамки использования прав и свобод. Ни одно право или свобода не может использоваться таким образом, что это приведет к нарушению прав и свобод других лиц, к подрыву общественного порядка, к политической дестабилизации и т.д. Государство обязано следить за претворением этой формулы в жизнь, с тем чтобы, с одной стороны, были защищены права и законные интересы каждого человека, но, с другой стороны, человек не злоупотреблял ими в ущерб другим и были гарантированы интересы общества в целом, что в конечном итоге создает наилучшие условия для развития каждой личности. В современных зарубежных странах индивидуальные права являются первичными, а коллективные права представляют собой, по сути, особую форму реализации некоторых индивидуальных прав. Другими словами, существуют такие индивидуальные права, реализовать которые каждый человек может только в совместной деятельности с другими. Например, права национальных меньшинств вытекают из права каждого человека на определенную национальную принадлежность, из его права сохранять и развивать родной язык, свою культурную самобытность и т. п. Право на объединение (которым обладает каждый человек) может быть реализовано, если есть несколько человек, готовых объединиться друг с другом. В этой связи неправомерно противопоставлять коллективные и индивидуальные права. Задача при обеспечении прав человека состоит в установлении такого режима их претворения в жизнь, при котором в максимальной степени учитывались бы интересы всех и каждого с точки зрения господствующих в данный период в обществе представлений о справедливости. Принцип единства прав и обязанностей тесно связан с предыдущим. Именно необходимость сочетания общественных и индивидуальных интересов требует установления единства прав и обязанностей. Формула "Нет прав без обязанностей" получила международное признание. Так, в ст. 29 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. указывается, что "каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности". В большинстве новейших конституций закрепляются не только права и свободы, но и обязанности граждан, хотя регламентация прав и свобод полнее и детальнее, а перечень их обширнее, чем обязанностей. Например, в действующих конституциях Японии, Италии, Китая, Кубы и др. в названиях соответствующих разделов и глав прямо указано, что они закрепляют не только права и свободы, но и обязанности граждан. Другие конституции (ФРГ, Греции и т. д.) в названиях разделов не указывают на закрепление обязанностей, но в отдельных статьях этих разделов обязанности тем не менее содержатся. Расширение прав с неизбежностью влечет за собой повышение ответственности и увеличение обязанностей для носителей этих прав. Так, демократизация общества заключается не только в предоставлении большого количества прав гражданам, но и в повышении требовательности к их действиям по реализации этих прав, поскольку такие действия имеют серьезные последствия для судеб страны, да и самих граждан тоже. Гарантированность прав и свобод. Недостаточно провозгласить права и свободы личности. Возможность их фактического осуществления должна обеспечиваться созданием необходимых условий для этого. Одной из основных гарантий соблюдения прав и свобод личности является экономическая независимость личности, которая возможна лишь в том случае, если человек является собственником средств производства, причем он может иметь средства производства в частной собственности, но может участвовать и в коллективной собственности, причем необходимым условием является не номинальное, а реальное участие в собственности. Экономическая гарантия предполагает и определенный уровень экономического состояния страны для провозглашения и обеспечения некоторых прав. Наряду с экономической гарантией прав и свобод существует и политическая, которая заключается прежде всего в степени демократичности политического режима. В условиях тоталитарного режима гражданское общество полностью поглощается государством и реализация большинства прав и свобод практически невозможна, а осуществление каких-либо из них может рассматриваться скорее как исключение. Таким образом, даже при наличии экономической гарантии, но при отсутствии политической воплощение прав и свобод в жизнь невозможно. Примерами тому служат антидемократические режимы, существовавшие при сохранении частной собственности, в частности в фашистской Италии (1922-1944 гг.), нацистской Германии (1933-1945 гг.), фашистской Португалии (1926-1974 гг.) и др. Наряду с экономической и политической гарантиями имеются и другие, например идеологическая. Под идеологической гарантией понимается наличие в господствующей идеологии или идеологиях концептуальной значимости прав и свобод человека, приоритетности прав и интересов человека в общественной жизни, рассмотрение блага человека как одной из основных ценностей или высшей ценностью, обоснования важности соблюдения и защиты прав и свобод человека. Кроме того, немаловажную роль играет формально-юридическая гарантия, которая представляет собой закрепление прав и свобод личности в конституции и других законодательных актах. Само по себе внесение прав и свобод в тексты правовых актов, конечно, не приводит автоматически к их исполнению. Однако их закрепление создает правовую основу для борьбы за их осуществление. Поэтому эта гарантия так же важна, как и другие, но так же действует в полной мере лишь при наличии других. Еще одной гарантией является юридико-организационная. Она включает в себя существование и должное функционирование соответствующих государственных институтов, одной из задач которых является защита прав и законных интересов граждан. Одним из таких институтов выступает суд. К этим же органам относится прокуратура, которая защищает права и свободы граждан специфическими средствами в ходе осуществления общего надзора за соблюдением законности. Депутаты законодательных органов власти практически во всех странах обладают полномочиями и одновременно несут обязанности по содействию гражданам в отстаивании их прав. В различных органах могут быть созданы и создаются подразделения, работающие с обращениями граждан. Рассматривая обращения граждан и других лиц и принимая по ним те или иные решения, такие подразделения имеют возможность защищать права и свободы человека. В некоторых странах задача обеспечения прав человека возложена на специализированные органы исполнительной власти. Так, в Республике Кот д'Ивуар функционировало Министерство прав человека. В ряде стран (например, в Австралии, Канаде, Южной Корее и др.) создаются и действуют специфические органы - комиссии по правам человека. Главной их задачей практически в любой стране, где они существуют, является мониторинг соблюдения и нарушений прав человека, подготовка предложений для органов исполнительной власти по совершенствованию механизма обеспечения прав человека, содействие решению конкретных проблем в данной сфере. 3. Система прав, свобод и обязанностей человека. Классификация прав и свобод. Права и свободы обычно подразделяют на четыре группы: социально-экономические, политические, социально-культурные и личные. Все они имеют самостоятельную ценность и значение для правового статуса личности. В литературе встречаются и другие группы, например, процессуальные права, соматические права и др. К личным правам и свободам относятся неприкосновенность личности, неприкосновенность жилища, тайна почтовых и других письменных отправлений, тайна телефонных переговоров, свобода совести, право на доброе имя и уважение достоинства. Наиболее полные юридические гарантии неприкосновенности личности и неприкосновенности жилища содержатся в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве. Неприкосновенность личности должна пониматься в двух аспектах: личность необходимо оградить от преступных посягательств других лиц, не обладающих властными полномочиями, и от злоупотребления властью со стороны государственных органов и должностных лиц. При этом те же органы, которые борются с преступностью и в одних случаях ограждают лицо от неправомерных посягательств, в определенных обстоятельствах могут выступать в качестве субъекта нарушения неприкосновенности личности. Для того чтобы снизить вероятность этого, создаются различные контрольные органы и даже самостоятельные системы органов. Так, всякий арест осуществляется только с санкции прокурора соответствующего уровня либо судьи. Кроме того, к личным правам можно, отнести право на воссоединение семей, что относится прежде всего к вынужденным мигрантам и касается их ближайших родственников, главным образом находящихся на иждивении лиц, ищущих убежища в других странах. С неприкосновенностью личности тесно связано и право на жизнь, которое можно рассматривать как главное право. В Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод говорится, что "право человека на жизнь охраняется законом". Это означает, что государство должно применять законы, квалифицирующие как преступления убийства (в первую очередь преднамеренные), совершенные частными лицами. С другой стороны, должны быть гарантии от произвольного лишения жизни государством. Поэтому упомянутая выше фраза в конвенции продолжается так: "никто не может быть лишен жизни иначе как во исполнение смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание". Ряд стран (Португалия, Франция, Бразилия и др.) отменили смертную казнь. Другие страны (Великобритания, Андорра и др.) не применяют смертную казнь, хотя формально она не запрещена. В некоторых странах (Беларусь, Китай, отдельные штаты США) смертная казнь применяется. Следует отметить, что общественное мнение вовсе неоднозначно в отношении проблемы сохранения смертной казни. Многие полагают, что отмена смертной казни за такие преступления, как, например, геноцид, вряд ли оправдана. Неприкосновенность жилища означает, что войти в чье-либо жилище можно только с разрешения самого лица, в нем проживающего, или с санкции компетентных надзорных или судебных органов. Важное значение имеет тайна почтовых и других письменных отправлений и тайна телефонных переговоров. Исключение может быть сделано только в том случае, если есть веские основания полагать, что прослушивание телефонных переговоров и просматривание писем и телеграмм позволят раскрыть преступление. Такое прослушивание и просматривание производятся правоохранительными органами с санкции прокурора или судьи. Свобода совести заключается во внутреннем убеждении каждого отдельного человека, в том, чтобы по своему выбору исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. В этом свобода совести отличается от свободы вероисповедания, согласно которой человек не вправе быть атеистом, но свободен в выборе религии, которую хотел бы исповедовать. Свобода совести обеспечивается отделением церкви от государства и школы от церкви, что создает условия для подлинной свободы выбора в вопросе, верить в Бога или нет, и в вопросе выбора религии. В этом случае человек не испытывает внешнего давления при осуществлении своего выбора. Свобода совести провозглашается в таких государствах, как Франция, Португалия, Китай и др. В некоторых странах определенная религия провозглашается государственной, что ставит в привилегированное положение конфессиональную организацию, исповедующую данную религию. Такое положение занимает англиканская религия в Великобритании, лютеранство - в некоторых Скандинавских странах, ислам - в Иране, Марокко, Ливии, Пакистане и ряде других стран, иудаизм - в Израиле. От свободы совести необходимо отличать право на создание конфессиональной организации или на вступление в нее. Свобода совести - это личное право, связанное с внутренним убеждением человека независимо от его организационной принадлежности к какому-либо конфессиональному или иному объединению. Право на создание конфессиональной организации, а также на вступление в нее или выход из нее относится к числу политических прав (даже если организация с политикой ничего общего не имеет), поскольку в этом праве реализуются возможности человека совместно с другими людьми на самоуправление в конкретной сфере деятельности (в данном случае - в религиозной), т. е. право объединения. Право на доброе имя и уважение достоинства реализуется в защите человека от оскорблений, а также от распространения о нем ложной и унижающей его достоинство информации. Соответствующие гарантии содержатся в уголовном и гражданском законодательстве. Кроме того, в некоторых странах законодательно закреплено право гражданина получать всякий раз по его собственному желанию доступ ко всей информации, хранящейся о нем в государственных органах, а также сообщать государственным органам все достоверные сведения о себе и требовать сохранения ими этих сведений. Разветвленная и хорошо разработанная система норм, регулирующая социально-экономические права и свободы, появилась в конституциях сравнительно недавно. Более или менее подробное конституционное регулирование социально-экономических прав начинается с начала XX в., хотя одно из прав, отнесенных к этой группе, - право на частную собственность - получает закрепление с момента появления первых буржуазных конституций. Практически все конституции, принятые в XX в., закрепляя право частной собственности, указывают, что собственность должна выполнять социальную функцию. В Конституции Бразилии 1988 г. прямо сказано, что "собственность выполняет свою социальную функцию" (п. XXIII ст. 5). Основной закон ФРГ 1949 г. (п. 2 ст. 14) говорит о том, что "собственность обязывает... пользование ею должно одновременно служить общему благу". Близкую по смыслу формулировку содержат конституции Словакии 1992 г., Японии 1947 г. и др. Законодательно предусмотрена также возможность перехода имущества в государственную собственность в определенных случаях, когда это диктуется общественными потребностями, но с обязательной денежной компенсацией собственнику. Антимонопольное законодательство, появившееся в США в конце XIX в. и существующее в настоящее время во всех развитых странах, также несколько ограничивает возможности частного собственника. Существуют и некоторые другие ограничения. Одним из важнейших социально-экономических прав, борьба за законодательное закрепление и реальное обеспечение которого ведется уже давно, является право на труд, которое содержится в текстах основных законов таких стран, как Италия, Испания, Япония, Китай, Куба и др. Право на труд закреплено в Европейской социальной хартии. Право на труд связано с целым рядом других индивидуальных трудовых прав (прежде всего на помощь в трудоустройстве со стороны государства и право на получение пособия по безработице), которые фактически подкрепляют и развивают это право. Так, во многих странах были поставлены вне закона принудительный труд, использование труда детей, а также женщин на трудных и вредных для здоровья работах. В ряде стран (Франция, США, Италия, Великобритания) запрещена дискриминация при найме трудящихся на работу и их увольнении, а также в отношении условий труда. В некоторых странах введено даже уголовное наказание за дискриминацию при приеме на работу (Дания, Финляндия, Норвегия, Нидерланды). Существует законодательно закрепленный минимальный уровень заработной платы. Тесно связано с правом на труд и право на отдых. В большинстве стран право на отдых конкретизируется нормами, устанавливающими продолжительность рабочего дня (чаще всего 8 часов), рабочей недели (например, в Болгарии и Словакии - 42,5 часа, на Кубе - 44 часа и т.д.), обязательного ежегодного оплачиваемого отпуска и т. п. Для лиц, не достигших совершеннолетия, устанавливается сокращенный рабочий день. К этим правам примыкает право на материальное обеспечение в случае болезни, потери трудоспособности, работы и по старости. Данное право должно обеспечиваться системой социального страхования через различные формы пенсионного и иного социального обеспечения путем развития сети социальных учреждений по обслуживанию престарелых и нетрудоспособных граждан. В большинстве стран более подробно эти вопросы, закрепленные в конституциях лишь в общем виде, регулируются текущим законодательством. Во многих странах за счет фондов социального обеспечения осуществляются программы поддержки семьи. В конституциях и текущем законодательстве имеются положения, закрепляющие обязанность государства оказывать заботу о семье. Многодетные и молодые семьи обладают в ряде стран правом на различные льготы и дотации. Женщины практически во всех странах в настоящее время имеют право на оплачиваемый предродовой и послеродовой отпуск. Важное место в системе социально-экономических прав занимает право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья реализуется через сеть бесплатных медицинских учреждений, содержащихся за счет государства или благотворительных фондов. Бесплатные медицинские учреждения, существующие преимущественно на государственные средства, составляют основу системы здравоохранения в таких странах, как Швеция, Куба, Великобритания, Китай, Греция, Италия и др. Правда, способы государственного финансирования в разных странах различаются. Куба, Вьетнам, Китай, например, используют бюджетное финансирование медицинских учреждений. В конституциях некоторых стран говорится об охране окружающей среды, что также способствует охране здоровья. К социально-экономическим правам относятся права граждан на коллективные действия в защиту своих законных интересов в социальной и экономической сферах. Такие действия включают в себя подписание коллективного трудового договора и борьбу за его исполнение, экономические забастовки и др. В другую группу объединены политические права и свободы. К этой группе относится, в частности, субъективное избирательное право, которое представляет собой право избирать и быть избранным и которым обладает каждый отдельно взятый гражданин. Субъективное избирательное право включает в себя активное и пассивное избирательное право. Под активным избирательным правом понимают право гражданина избирать лиц в состав представительных органов и на отдельные должности, а также право участвовать в референдуме. Пассивное избирательное право - это право быть избранным, т. е. право выдвигаться в установленном порядке в качестве кандидата на выборную должность и право занять эту должность в случае благоприятных (в соответствии с законодательством) для данного кандидата итогов голосования. Субъективное избирательное право, как и другие политические права, принадлежит в первую очередь гражданам данной страны. Однако в начале XXI в. в некоторых европейских государствах (Швеция, Нидерланды и др.) было предоставлено право участвовать в муниципальных выборах постоянно проживающим на их территории на законных основаниях иностранцам, которые достаточно долго живут в той или иной местности. При предоставлении права голоса исходили из того, что постоянно проживающие иностранцы фактически включены в жизнь определенного местного коллектива, решения, принимаемые на местном уровне, реально затрагивают в том числе их интересы, в связи с чем желательно их участие в местном самоуправлении как членов определенного территориального сообщества, но в то же время муниципальные органы не решают общенациональных задач, поэтому нет серьезных оснований опасаться зарубежного влияния на обеспечение общенациональных интересов через упомянутых иностранцев. Обладание как активным, так и пассивным избирательным правом законодательство различных стран связывает с определенными требованиями, которым должен отвечать гражданин. Такие требования именуются избирательными цензами. Пассивное избирательное право предполагает, как правило, больше цензовых ограничений, чем активное. Избирательного права обычно лишены граждане, признанные в судебном порядке недееспособными. Кроме того, по решению суда в ряде стран лишаются права участвовать в выборах в течение некоторого времени граждане, осужденные за определенные преступления. В некоторых странах лица, подвергшиеся тюремному заключению, автоматически лишаются избирательного права на срок, равный сроку отбывания этого наказания. Кроме избирательного, к числу важнейших политических прав относится право объединения. Реализация этого права проявляется в создании различного рода общественных организаций и движений, во вступлении в их ряды, а также в участии в деятельности самих организаций и движений. Общественные начала заложены в сущности человека. Поэтому совместная деятельность не ограничивает свободу человека, а в определенных случаях именно через совместную деятельность человек реализует свою свободу. Отдельные свои права и законные интересы гражданин может осуществить только благодаря коллективным действиям и в ходе их. Позже появилось правовое регулирование деятельности организаций и движений, но законодатель уже подходил к ним как к обычным и даже полезным институтам общественной жизни. К числу политических прав и свобод относится право граждан подавать коллективные и индивидуальные петиции во все государственные органы вплоть до парламента и главы государства. В петициях обычно содержатся жалобы на действия (бездействие) представителей государственной администрации, предложения по совершенствованию работы различных звеньев государственного аппарата, по принятию тех или иных законов, по осуществлению каких-либо мер, требования по защите прав и законных интересов граждан. Традиция обращаться с петициями к высшим органам государственной власти сохранилась с эпохи средневековья, но сейчас право подачи петиции означает не только возможность направления их в соответствующие государственные органы, но и обязанность этих органов рассмотреть полученные петиции и дать на них в установленные сроки ответ. В современных конституциях это рассматривается как процессуальные инструменты обеспечения соблюдения прав человека. К важнейшим политическим свободам относятся также свобода слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций. Хотя в подавляющем большинстве стран указанные свободы провозглашаются, в конституционном и текущем законодательстве практически всегда содержатся ограничения этих свобод. Некоторые из ограничений оправданы и даже служат наилучшей реализацией самих прав и свобод, другие фактически нацелены на их ущемление. Так, для проведения массовых митингов, демонстраций и манифестаций на улицах и площадях города требуется предварительное согласование места и времени проведения такого мероприятия с местными органами власти, поскольку необходимо организовать уличное движение и потоки немитингующих пешеходов, чтобы ни данное мероприятие не мешало нормальной жизни города, ни городской транспорт и пешеходы не мешали демонстрантам и митингующим. Иначе говоря, предварительное согласование времени и места проведения демонстрации и митинга является не актом разрешения или неразрешения проведения мероприятия, а уточнением деталей, позволяющим лучше организовать его проведение. Однако вряд ли оправдано предварительное согласование места и времени проведения мероприятия с какими-либо органами власти, если оно организовано в местах, где нет большого количества спешащих куда-либо пешеходов и транспорта (например, в парках, на пустырях, внутри зданий и т. п.). В Лондоне, например в Гайд-парке, имеется уголок ораторов, где каждый желающий может выступить по любому поводу перед собравшимися. Свобода выражения своего мнения, которая проявляется и в свободе слова, и в свободе печати, и в свободе митингов, демонстраций и шествий, не безгранична, да и не может быть таковой даже при самом демократичном режиме. Права человека ограничены правами других людей. В высказываемых мнениях не должно быть оскорблений в адрес других, призывов к насилию, пропаганды национальной и расовой ненависти, элементов порнографии и т.п. Разумеется, в недемократических государствах ограничения свободы выражения своего мнения имеют другую цель и могут практически свести на нет свободу, оставляя возможность для выражения только официальной точки зрения, хотя при этом могут допускаться некоторые вариации в трактовке официальной точки зрения без выхода за ее рамки. Во многих странах существует весьма обширное законодательство, регулирующее различные стороны деятельности средств массовой информации и реализации через них свободы слова и свободы печати. Еще одна группа прав и свобод - социально-культурные права и свободы. Одним из основных здесь является право на образование. Сегодня во всем мире признано право людей на получение обязательного бесплатного начального образования, но не везде ситуация одинакова. В странах Европы, Северной Америки, Австралии, Канаде, Японии, некоторых других государствах задача ликвидации массовой неграмотности уже давно решена. Странам Азии, Африки,Латинской Америки и Океании еще предстоит добиться, чтобы все взрослое население научилось читать и писать. Причем данная задача все еще стоит даже перед столь развитыми в экономическом плане странами этих регионов, как Бразилия, Мексика, Аргентина. Значительные усилия прилагают многие страны Африки для преодоления почти поголовной неграмотности населения. Есть примеры дискриминационных мер в отношении обучения на родном языке для так называемого нетитульного населения: это наблюдается прежде всего в Украине и в Балтии в отношении этнических русских и других этнических меньшинств. Другая проблема, не столь острая, связана с платой за обучение, что создает для части населения трудности. К социально-культурным правам относится также право на пользование достижениями культуры, что обеспечивается государственным надзором за охраной памятников истории и культуры, поддержкой театра, кино и т.п., доступом по приемлемым ценам или бесплатно в музеи, библиотеки и т.д. В ряде стран (например, во Франции, Канаде и др.) во всех или некоторых государственных музеях, вход в которые обычно платный, выделяется день, когда за вход не требуется плата. В США вход во все федеральные (государственные) музеи бесплатный, как и во многих музеях Швейцарии. Это сделано для того, чтобы малообеспеченные слои населения имели возможность посещать музеи. Еще одним правом из числа социально-культурных является свобода творчества, которая проявляется в различных сферах науки и культуры. Так, в Конституции Турции специальная статья говорит о "защите искусств и художников" (ст. 64). Реализация свободы творчества защищается и регулируется более детально авторским правом. Свобода творчества схожа по форме проявления со свободой слова и печати - самореализации в области политики. Основные обязанности. Во всех странах в конституционном и (или) законодательном порядке закреплены не только права и свободы граждан, но и обязанности. Так, все лица, находящиеся на территории данной страны, должны соблюдать соответствующие конституции и законодательные акты, без чего невозможно обеспечить поддержание правопорядка на должном уровне, а значит, и реализацию прав и свобод граждан. Наряду с этим граждане практически во всех странах несут обязанность по уплате налогов. Редким исключением в этом отношении является в настоящее время Корейская Народно-Демократическая Республика. В указанной стране граждане не платят прямых налогов. В подавляющем же большинстве стран мира граждане уплачивают налоги, хотя малоимущие слои населения (студенты, пенсионеры и т. д.) могут быть освобождены от их уплаты или им могут быть предоставлены значительные льготы. В последнее время в конституциях многих стран стали закреплять такую обязанность, как обязанность трудиться (Япония, Габон, Китай, Турция, Куба и т. д.), хотя зачастую данная обязанность может трактоваться весьма расширительно, что в конце концов может превратить формулировку в пустую фразу. В большинстве стран мира сохраняется воинская обязанность (воинская повинность) граждан, что вытекает из обязанности граждан любого государства защищать свою родину. Более чем в 20 странах отказ от службы в вооруженных силах наказывается лишением свободы. В то же время воинская обязанность закреплена в законодательстве не всех стран. Например, вооруженные силы США, Германии и ряда других государств формируются исключительно из вольнонаемных военнослужащих. В настоящее время появилось право на альтернативную военной гражданскую службу, что закреплено во многих странах: Франции, Италии, Австрии, Венгрии, Испании и др. Комиссия ООН по правам человека в резолюции от 6 марта 1989 г. призвала все государства принять законодательные положения о введении различных форм альтернативной гражданской службы. Конституции некоторых государств провозглашают участие в выборах юридической обязанностью граждан (подданных). В частности, так обстоят дела в Австралии, Бельгии, Аргентине, Габоне, Греции и т. д. В этих странах неучастие в голосовании без уважительных причин влечет за собой определенные санкции. Ими могут быть запрещение в течение определенного времени заключать деловые контракты, денежный штраф, общественное порицание и даже возможно непродолжительное тюремное заключение. В последнее время все большее распространение приобретает законодательное закрепление обязанности сохранять окружающую среду и заботиться о природе. Во многих странах мира законодательство предусматривает разные виды ответственности (административную, гражданскую, уголовную и т. п.) за нарушение обязанностей в сфере экологии. В законодательстве некоторых стран встречается даже обязанность заботиться о своем здоровье, прибегать к лечебной помощи в случае заболевания (Уругвай). Практически все современные государства возлагают на своих граждан обязанность получения начального образования, а в некоторых - и среднего. Правда, никаких санкций за нарушение этой обязанности ни в конституции, ни в текущем законодательстве не предусмотрено. В ряде стран конституции или текущее законодательство возлагают на родителей обязанность воспитывать детей и заботиться о них. Точно так же на взрослых детей налагаются обязанности оказывать заботу о престарелых родителях. Закрепление обязанностей в конституционном и текущем законодательстве тесно связано с закреплением прав и свобод, поскольку права и обязанности являются неотъемлемыми составными частями статуса личности. Добросовестное исполнение гражданами своих обязанностей создает условия, необходимые для реализации прав и свобод. Весьма специфическим органом является омбудсман. Ниже пойдет речь об омбудсмане как о парламентском уполномоченном. Однако само слово "омбудсман" оказалось столь популярным, что так в настоящее время именуют и некоторые общественные органы и органы, создаваемые в рамках исполнительной ветви власти, которые можно именовать исполнительными или административными омбудсманами. В отношении исполнительных омбудсманов можно сказать, что они, как и классические парламентские уполномоченные, представляют собой государственные органы. Однако исполнительные омбудсманы назначаются в рамках исполнительной ветви власти и осуществляют в отличие от парламентских омбудсманов внутренний контроль за работой административного аппарата. Исполнительный и парламентский омбудсманы решают несколько разные задачи и подходят к одному и тому же предмету с разных сторон. Так, исполнительному омбудсману "изнутри" исполнительной власти какие-то явления видны отчетливее, какие-то процессы понятнее, но он не видит того, что ясно парламентскому омбудсману как внешнему по отношению к органам исполнительной власти наблюдателю. Можно сказать, что исполнительный омбудсман является разновидностью внутреннего самоконтроля исполнительной власти. Такой внутренний самоконтроль исполнительной власти существует практически во всех странах, хотя контролеры не всегда именуются омбудсманами. Что касается парламентского омбудсмана, то это действительно новая форма обеспечения прав и законных интересов человека, которые нарушены в результате действий или бездействия административных органов и должностных лиц. В принципе сосуществовать в одном государстве могут как исполнительный омбудсман, так и парламентский омбудсман, не мешая друг поскольку решают различные по своей сути задачи. Омбудсман - самостоятельный государственный орган - опирающееся на парламент должностное лицо, целью которого является защита прав и законных интересов человека, нарушаемых действиями или бездействием административных органов и должностных лиц. Впервые он возник в Швеции согласно Форме правления 1809 г. За пределами Швеции данный институт получил распространение только в XX в., главным образом после Второй мировой войны. Шведское происхождение института омбудсмана проявилось в заимствовании названия самого органа - омбудсман. Правда, слово "омбудсман" вполне может быть переведено на другие языки в значении "представитель", "поверенный", "делегат", "адвокат", "уполномоченный". Но привилось именно слово "омбудсман" без перевода, причем в некоторых странах (кроме Швеции, в Финляндии, Ямайке, в ряде провинций Канады, штатов США, штатов Индии и др.) именно так официально называется этот орган, в других странах официально принято какое-либо иное название, но неофициально (в прессе, научной литературе) применяют данное наименование. Почти во всех странах, где имеется данный институт, омбудсман назначается парламентом или одной из его палат - как правило, нижней палатой. Исключение составляет Франция, в которой посредник (французский вариант омбудсмана) назначается Советом министров, что отражает общую тенденцию к снижению роли парламента в этой стране и повышение роли органов исполнительной власти, но при этом посредник рассматривает жалобы граждан, поступившие к нему от депутатов и сенаторов, и ежегодно отчитывается о своей деятельности не только перед президентом, но и перед парламентом. В Великобритании парламентские уполномоченные назначаются монархом, но надо учесть, что формально британский парламент составляют королева, Палата общин и Палата лордов. В некоторых странах англосаксонской системы права сохранилась традиция оформления назначения омбудсмана главой государства при сохранении решающей роли в этом вопросе парламента. Как правило, омбудсман назначается на определенный срок - от четырех до восьми лет. В Великобритании и Намибии этот срок не ограничен. Лицо слагает свои полномочия только тогда, когда ему исполняется 65 лет (возраст ухода на пенсию служащих). Однако практически во всех странах омбудсман, не оправдавший доверия или не справляющийся со своими обязанностями, может быть смещен назначившим его органом до истечения срока полномочий. Вместо него назначается новый омбудсман. В федеративных государствах омбудсман может быть назначен и на общефедеральном уровне, и на уровне отдельных субъектов федерации. Взаимосвязь парламента и рассматриваемого института не ограничивается назначением и правом досрочного отстранения от должности омбудсмана. Так, во многих странах средства, необходимые для обеспечения работы омбудсмана и его аппарата, составляют отдельную статью бюджета законодательного органа. Кроме того, омбудсман обязан ежегодно отчитываться или докладывать в парламенте о своей работе. Во многих странах омбудсман не ограничивается надзором за формальным соблюдением законности, а вправе в отличие от прокуратуры вмешаться, если при отсутствии формальных нарушений закона права и законные интересы человека ущемлены в результате действий (бездействия) административных органов либо должностных лиц. В отдельных странах круг органов государства, находящихся под надзором омбудсманов, шире администрации. В Швеции, Испании и Финляндии, например, надзор со стороны омбудсманов распространяется не только на администрацию, но и на суды. Омбудсманы имеют доступ ко всей необходимой для их деятельности информации во всех органах власти. Как правило, омбудсманы могут действовать при получении жалобы лично от гражданина либо по собственной инициативе. В то же время в Великобритании и Франции омбудсманы не могут получать жалобы лично от граждан: они рассматривают только те жалобы отдельных лиц, которые им направляют члены парламента. Омбудсман не может своей властью отменить решение соответствующего органа, но может потребовать объяснений от государственного органа или должностного лица, направить свое заключение в орган, нарушивший права или законные интересы лица, с требованием отменить соответствующее решение или предпринять определенные действия, может обратиться в вышестоящий административный орган, чтобы он отменил решение подчиненного ему органа, может в определенных случаях передать дело в суд или следственные органы, в крайнем случае может обратиться в парламент. Отличительной чертой института омбудсмана является также личный характер осуществления им своих полномочий. Иначе говоря, на омбудсмана возложена обязанность самому рассмотреть дело, направить запрос, изучить материалы и обстоятельства, вынести решение. Персонал выполняет лишь вспомогательную работу. При этом и количество работников в службе омбудсмана сравнительно невелико. Единоличный характер отправления полномочий омбудсманом имеет целью избежать бюрократизации этого института, дать возможность омбудсманам в результате личного рассмотрения дел и общения с гражданами лучше разобраться в ситуации с правами человека в стране и лично же изложить информацию и сделанные на ее основе выводы парламенту. Следствием единоличного характера института омбудсмана при значительном количестве жалоб является нехватка времени и возможностей для разбора их всех. С целью преодоления этого в некоторых странах назначают нескольких омбудсманов. В Австрии Коллегия народной правозащиты состоит из трех членов, и некоторые дела по решению Коллегии могут передаваться для разрешения одному из них. В Швеции в настоящее время назначаются четыре омбудсмана, которые сами избирают старшего, координирующего их активность и распределяющего обязанности по конкретным направлениям. В Финляндии и Нидерландах наряду с омбудсманом назначают заместителя, в Испании - два заместителя. Заместители выполняют те же функции, что и омбудсман, но рассмотрение некоторых категорий дел находится в исключительном ведении омбудсманов. В некоторых странах назначают специализированных омбудсманов. Так, в Швеции и Польше имеется омбудсман по правам ребенка. В Венгрии вслед за учреждением в 1989 г. должности уполномоченного Государственного собрания по правам граждан законодательно была установлена в 1993 г. должность уполномоченного Государственного собрания по правам национальных и этнических меньшинств. В Канаде, наоборот, вначале появились специализированные омбудсманы (уполномоченный по официальным языкам Канады -- 1969 г., омбудсман по вопросам информации Канады - 1983 г.), а затем уже омбудсманы общей компетенции (национальный омбудсман Канады - 1986 г.). Специализация омбудсманов помогает уменьшить нагрузку на каждого из них и содействует повышению эффективности их работы. Популярность института омбудсмана ведет к постоянному количественному росту стран, введших у себя этот орган. При этом если первоначально омбудсманы учреждались в основном в государствах с парламентарной формой правления или в республиках со смешанной (полупрезидентской) формой правления, то позже этот институт получил распространение и в президентских республиках (Аргентина, Венесуэла, отдельные штаты США). |