ЛЕКЦИЯ 12Итальянская республика.
1. Конституция Италии. Принятие и общая характеристика Конституции Италии.
Конституция Итальянской Республики состоит из вводного раздела "Основные принципы", в котором содержатся наиболее общие положения, характеризующие конституционный строй Италии, двух главных частей - "Права и обязанности граждан" и "Устройство Республики", а также переходных и заключительных постановлений. Конституция закрепила широкий круг прав и свобод, уделив при этом значительное место вопросам социального характера, установила в качестве формы правления парламентарную республику, а в качестве формы государственного устройства - децентрализованное унитарное государство с широкой областной автономией. Конституция закрепила светский характер государства, признавая в то же время важную роль Католической церкви в жизни общества. Значительное место в Конституции было уделено международно-правовым вопросам, соотношению внутреннего и международного права. Реализация некоторых положений Конституции растянулась на определенный срок. Так, длительное время не начинал работу Конституционный суд, не сразу стала функционировать областная автономия. Потребовалось 11 лет, прежде чем начал действовать Высший совет магистратуры. Лишь в 1988 г. был принят предусмотренный ст. 95 Конституции Закон "О деятельности правительства и организации Президиума Совета министров". Процедура изменения Конституции. В Конституцию Италии было внесено достаточно много поправок (изменялась 15 раз). Так, в 1999 г. были внесены изменения в Конституцию и в законодательство относительно прямых выборов председателей областных джунт, относительно финансирования политических партий, относительно правомочий областных органов, в 2000 г. - относительно участия в выборах итальянских граждан, находящихся за границей. В 2002-2003 гг. вносились конституционные поправки, фактически приближающие страну шаг за шагом к превращению в федерацию. В настоящее время в Италии проводится крупная конституционная реформа, направленная на установление федеративного государственного устройства (одно время планировалось перейти к смешанной форме правления). 2. Основы правового статуса человека. Личные права и свободы. Зафиксированные в Конституции личные права и свободы включают неприкосновенность личности и жилища, свободу и тайну переписки и любых других форм коммуникаций, свободу передвижения, свободу объединения в организации в целях, не запрещенных законом, а также свободу собраний, совести, слова, печати, информации. Так, в ст. 13 провозглашается, что "личная свобода неприкосновенна". Согласно данной ст. запрещены задержание, досмотр или обыск, а также всякое другое ограничение личной свободы в какой бы то ни было форме без мотивированного акта судебной власти, изданного в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Принцип личной свободы конкретизируется в ряде других статей Конституции. Так, согласно ст. 22 "никто не может быть лишен по политическим мотивам правоспособности, гражданства, имени". Статья 26 разрешает выдачу гражданина только в случаях, предусмотренных международными соглашениями. При этом "не допускается выдача за политические преступления". Политические права. Социально-экономические права и права в области
культуры. В Конституции достаточно подробно регулируется право собственности в двух ее формах: государственной и частной, закрепляется свобода хозяйственной инициативы, предпринимательства при ненанесении ущерба безопасности, свободе и человеческому достоинству. В главе, посвященной этико-социальным отношениям, регулируются вопросы семьи, здравоохранения, науки, искусства, образования. Так, в соответствии со ст. 30 Конституции детям, рожденным вне брака, обеспечивается любая юридическая и общественная защита, совместимая с правами членов законной семьи. Статья 32 провозглашает охрану здоровья как основное право личности и гарантирует бесплатное лечение для неимущих. Кроме того, провозглашается свобода науки, искусства и преподавания (ст. 33). Образование открыто для всех, а "начальное образование по меньшей мере в течение восьми лет является обязательным и бесплатным" (ст. 34). Обязанности итальянских граждан. 3. Особенности государственного устройства Италии. Особенности областной автономии в Италии.
Система территориального деления страны является трехзвенной и включает области, провинции и коммуны. Области представляют собой "автономные образования с собственными полномочиями и функциями" (ст. 115). Они разделены на две категории: 15 областей с общим статусом и пять областей со специальным статусом. Статус областей первой группы унифицирован, будучи урегулированным общими конституционно-правовыми нормами. Области со специальным статусом (Сицилия, Сардиния, Трентино-Альто-Адидже, Фриули-Венеция-Джулия и Балле д'Аоста) "имеют особые формы и условия автономии" (ст. 116) и характеризуются проживанием в них определенных национальных меньшинств либо островным положением. Области принимают свой статут, который устанавливает положения, относящиеся к их внутренней организации. В соответствии со ст. 123 Конституции "статут принимается областным советом абсолютным большинством голосов его членов и утверждается законом Республики". Компетенция областей. 4.Законодательная власть. Структура и порядок формирования итальянского парламента.
С 1993 г. палаты избирались на основе комбинации мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. С 2005 года для обеих палат используется пропорциональная система голосования. Большинство получает коалиция, добившаяся победы на национальном (в Палате депутатов) и региональном (в Сенате) уровнях. На выборах в Палату депутатов избиратели голосуют по достижении 18 лет, а в Сенат - 25 лет. В отличие от ряда других стран итальянское законодательство не предусматривает возможности голосования по доверенности или по почте: все избиратели обязаны голосовать персонально на избирательных участках. Членом нижней палаты может стать избиратель, достигший на день выборов возраста 25 лет, а верхней - 40 лет. В состав Сената наряду с избираемыми на базе областей выборными членами входят все бывшие президенты страны, не отказавшиеся от данного членства. Кроме того, ст. 59 Конституции позволяет действующему президенту "назначить пожизненно сенаторами пять граждан, прославивших Родину выдающимися достижениями в социальной, научной, художественной и литературных областях". Внутренняя организация палат. Для создания в той или иной палате парламентской группы (т. е. партийной фракции) в ее состав обычно должны входить как минимум 20 членов в Палате представителей и 10 -- в Сенате. При выполнении некоторых требований возможно образование парламентской группы и в меньшем составе. Избрание парламентария по списку определенной партии само по себе не влечет его автоматическое зачисление в ту или иную группу. В течение двух дней после первого заседания палаты ее члены сообщают в бюро о вхождении в состав конкретной группы в соответствии со своей партийной принадлежностью. Не сделавшие такого сообщения образуют смешанную группу, которая пользуется теми же правами, что и другие парламентские группы. Группы на первых заседаниях образуют свои органы: председателя, его заместителей, секретарей. Для выполнения своих функций группам предоставляются помещение и необходимое техническое оборудование. Из бюджета палаты группам выделяются определенные дотации, а регламент палаты предоставляет им особые процедурные права. Председатели парламентских групп входят в состав специального органа под руководством председателей палат -- конференции председателей, определяющего повестку дня заседаний соответствующей палаты. В палатах действуют постоянные комиссии, специализированные по отраслевому признаку. Каждая такая комиссия рассматривает законопроекты и иные вопросы, касающиеся профильной для нее отрасли управления (оборона, иностранные дела, промышленность и торговля, финансы и казначейство, сельское и лесное хозяйство, транспорт и др.). Могут формироваться и объединенные комиссии палат (следственные, по делам секретных служб и др.). Партийный состав комиссий комплектуется по принципу пропорционального представительства парламентских групп. Порядок работы парламента. Полномочия парламента. В сфере внешней политики парламент ратифицирует международные договоры, выносит постановление о состоянии войны и наделяет правительство соответствующими полномочиями. Парламент также участвует в выборах президента республики, назначает 1/3 членов Конституционного суда, 1/3 членов Высшего совета магистратуры, объявляет амнистию и помилование. На совместном заседании палат может быть решен вопрос о предании суду президента республики, председателя правительства, а также отдельных министров. Законодательный процесс. Законопроект может быть внесен в любую из палат парламента (лишь проект закона о бюджете вносится попеременно: один год -- в нижнюю палату, другой -- в верхнюю), где он обычно проходит три чтения. Если законопроект отклонен (за исключением бюджета), он может быть внесен в парламент только после истечения шести месяцев с момента отклонения. В законодательном процессе значительную роль играют парламентские комиссии. Парламент вправе делегировать им полномочия по рассмотрению и принятию законов, кроме законов по конституционным и избирательным вопросам, законов о бюджете, о делегировании законодательных полномочий, а также законов, ратифицирующих международные договоры. Кроме того, закон может быть возвращен из комиссии в палату по требованию правительства, 1/10 членов какой-либо из палат или 1/5 членов самой комиссии. Закон (если только он не является конституционным) считается принятым в случае его одобрения в идентичной редакции обеими палатами (большинством присутствующих при наличии большинства членов палаты). После этого закон передается президенту, который промульгирует его в течение месяца со дня одобрения (исключение составляют законы, объявленные палатами срочными, которые промульгируются в срок, указанный в соответствующем законе). Президент может наложить на закон отлагательное вето, которое преодолевается повторным принятием закона палатами. 5. Исполнительная власть и вспомогательные органы. Порядок избрания президента республики. Президентом может стать гражданин Италии, достигший 50 лет и пользующийся гражданскими и политическими правами. Избрание президента республики производится тайным голосованием с использованием мажоритарной системы квалифицированного большинства. Кандидат считается избранным, если за него проголосует 2/3 от общего числа членов собрания. После третьего голосования достаточно абсолютного большинства. При вступлении в должность президент приносит перед парламентом на совместном заседании палат присягу на верность республике и соблюдение Конституции. Полномочия президента. Обладает глава государства и некоторыми полномочиями в сфере судебной власти. Он председательствует в Высшем совете магистратуры, назначает 1/3 судей Конституционнюго суда, может осуществлять помилование и смягчать наказания. Президент также жалует знаки отличия республики. Никакой акт президента республики не действителен без контрассигнации предложившего его министра, который, таким образом, несет ответственность за данный акт. В определенных случаях акты главы государства контрассигнуется лично председателем Совета министров. Ответственность президента республики.
Замещение поста президента республики.
Правительство, его состав и порядок формирования. По предложению главы правительства из числа министров могут назначаться один или несколько вице-председателей, осуществляющих функции председателя Совета министров в случае его отсутствия или имеющихся препятствий для выполнения им своих обязанностей. Если назначение вице-председателя не состоялось, обязанности главы правительства осуществляет старший по возрасту министр. В состав правительства входят не только министры, возглавляющие определенные ведомства (министерства внутренних дел, юстиции, обороны, финансов и др.), но и министры без портфелей, занимающиеся определенными вопросами правительственной деятельности на основе поручений со стороны председателя Совета министров. Кроме того, по предложению главы правительства декретом президента могут быть назначены заместители министров, которые в силу сложившихся в Италии традиций являются членами парламента (министры могут, но не обязаны быть депутатами). Заместители помогают своим министрам в осуществлении их административных функций, в вопросах взаимоотношений с парламентом, а также замещают министров в случае отсутствия или имеющихся препятствий для выполнения ими своих функций. Вновь сформированное правительство должно в течение 10 дней заручиться доверием палат парламента, перед которыми оно несет ответственность. Каждая палата оказывает доверие или отказывает в нем путем мотивированной резолюции, принимаемой поименным голосованием. Компетенция правительства. Регламентарная власть в Италии осуществляется декретами президента республики, издаваемыми по решению правительства, и актами отдельных министров. Итальянское конституционное право различает:
Наряду с носящими преимущественно подзаконный характер регламентами правительство может быть уполномочено парламентом издавать акты, имеющие силу закона (так называемые законодательные декреты), "не иначе как с указанием руководящих принципов и критериев такой делегации и только на ограниченное время и по определенному кругу вопросов" (ст. 76). Текст законодательного декрета утверждается правительством и передается президенту для его издания в течение 20 дней. Устанавливая в качестве общего правила, что "правительство не может без делегации палат издавать декреты, которые бы имели силу закона", Конституция Италии в то же время "в случаях особой необходимости и срочности" наделяет правительство правом издавать временные декреты, получившие наименование декреты-законы. Такие акты имеют силу закона и должны быть в тот же день представлены на утверждение палатам, "которые, даже если они распущены, специально созываются и собираются в течение пяти дней" (ст. 77). Декреты-законы теряют силу с момента издания, если они не получили законодательного утверждения в течение 60 дней после их опубликования. Правительство не может принимать декреты-законы, если посредством их: регулируются конституционные вопросы и вопросы избирательного права; делегируются законодательные полномочия; санкционируется ратификация международных договоров; устанавливаются бюджет и сметы расходов. Ответственность правительства и его членов.
Министры несут также уголовную ответственность за преступления, совершенные ими при исполнении своих обязанностей. Такие преступления рассматриваются в порядке обычного судопроизводства (судом общей юрисдикции) с разрешения палат парламента, причем даже после прекращения министрами своих полномочий. До 1989 г. обвинения, выдвигавшиеся против министров были подсудны Конституционному суду. Конституционный статус вспомогательных органов.
Национальный совет экономики и труда состоит из 12 экспертов (восемь из которых назначаются президентом, а четверо - председателем Совета министров) и 99 членов, представляющих свободные профессии, кооперативы, промышленность, сельское хозяйство, туризм, банковское дело и некоторые иные сферы деятельности. Совет является консультативным органом парламента и правительства по экономическим вопросам. В соответствии со ст. 99 Конституции он "имеет право законодательной инициативы и может участвовать в разработке законодательства по экономическим и социальным вопросам согласно принципам и в пределах, установленных законом". Срок полномочий членов Совета - пять лет. Государственный совет является консультативным органом правительства по юридическим вопросам и одновременно - высшим органом административной юстиции. Три его секции занимаются консультативной деятельностью, а другие три осуществляют административную юстицию. Данный орган дает заключения о законопроектах и других актах, направляемых ему правительством а также готовит проекты некоторых законов и регламентов. Счетная палата осуществляет предварительный контроль за законностью актов правительства, а также предварительный и последующий контроль за расходованием средств и соблюдением государственного бюджета. В установленных законом случаях и формах она участвует в контроле за финансовой деятельностью организаций, пользующихся поддержкой из государственного бюджета, и докладывает палатам парламента о результатах проводимых проверок. Счетная палата состоит из десяти секций, и ее персонал насчитывает более 500 сотрудников, которые частично подбираются по конкурсу, а частично назначаются правительством. 6. Судебная власть Магистратура и ее конституционный статус. Назначение магистратов производится по конкурсу. Они несменяемы и поэтому "не могут быть ни уволены или отстранены от должности, ни назначены на другие судебные или иные должности иначе как на основании решения Высшего совета магистратуры, принятого на основе и с гарантиями на защиту, установленными законом о судоустройстве, или с согласия самих судей" (ст. 107). Председательствует в Высшем совете магистратуры президент Республики. В состав Совета по должности входят Первый председатель Кассационного суда, а также Генеральный прокурор Республики при том же Суде. 20 членов Совета избираются из числа судей самими же судьями и 10 членов избирает парламент на совместном заседании палат из числа профессоров права университетов и адвокатов, имеющих не менее чем 15-летний стаж работы. Совет избирает своего вице-председателя из членов, избранных парламентом. Выборные члены Высшего совета магистратуры остаются в должности четыре года и не могут быть сразу же переизбраны на второй срок. В компетенцию Высшего совета магистратуры входят прием в состав магистратуры, назначения на судебные должности, переводы, повышения, наложение дисциплинарных взысканий и некоторые иные меры, связанные со статусом магистратов. Суды общей юрисдикции. Рассмотрением поступающих из судов гражданских и уголовных дел занимаются 23 апелляционных суда, которые заседают в главных городах судебных округов. Они рассматривают апелляции на решения судов первой инстанции по гражданским и уголовным делам, а также осуществляют следственные функции. При них создаются суды присяжных, которые в апелляционном порядке рассматривают жалобы на приговоры судов присяжных нижестоящей инстанции. Возглавляет систему судов общей юрисдикции Кассационный суд. Он служит кассационной инстанцией по отношению к решениям апелляционных судов, обеспечивает точное соблюдение и единообразное толкование закона, единство национального права, рассматривает споры о компетенции между судами. В Кассационном суде функционируют три палаты по уголовным делам и три - по гражданским. Решения по каждому делу принимаются составом из семи судей, а особо сложные дела могут рассматриваться в объединенных палатах в составе 15 судей. При Кассационном суде действуют генеральный прокурор и его заместители. Административная юстиция. Конституционный суд Италии.
В последнем случае в заседании Конституционного суда участвуют также 16 дополнительных членов, избираемых по жребию из составляемого парламентом (каждые девять лет) списка граждан, соответствующих требованиям, необходимым для избрания в сенаторы. 7. Организация областного и местного самоуправления и управления в Италии. Организация областного самоуправления и управления.
Декретом о роспуске создается комиссия из трех граждан, имеющих право быть избранными в областной совет, которая в трехмесячный срок организует новые выборы. Решения такой комиссии должны быть представлены на утверждение вновь избранного совета. Областной совет на своем первом заседании избирает из своего состава председателя и членов джунты - исполнительного органа совета. В состав джунты входят председатель, его заместитель и асессоры, которые обычно стоят во главе управления (асессората), ведающего определенной сферой деятельности. Джунта реализует решения совета, представляет на его рассмотрение проекты областных планов, бюджетов, схемы программ развития, курирует их осуществление, управляет областным имуществом. Председатель джунты представляет область во взаимоотношениях с высшими органами государства, промульгирует областные законы и постановления, координирует работу джунты и несет за нее ответственность. Представителем центральной власти в области является правительственный комиссар. Он имеет резиденцию в главном городе области, руководит деятельностью государственной администрации на соответствующей территории и координирует ее с деятельностью области, контролирует действия областных властей. Организация самоуправления и управления. |