КОНСТИТУЦИЯ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Правительство Республики в соответствии с Конституционным законом от 3 июня
1958 года предложило, француэский народ одобрил, Президент Республики промульгирует
Конституционный закон, содержание которого следует:
Преамбула
Французский народ торжественно провозглашает свою приверженность правам человека
и принципам национального суверенитета, как они определены Декларацией 1789
года, подтвержденной и дополненной преамбулой Конституции 1946 года.
Исходя из этих принципов, а также из принципа свободного самоопределения народов,
Республика предлагает заморским территориям, выражающим желание присоединиться
к ней, новые институты, основанные на общем идеале свободы, равенства и братства
и призванные служить их демократическому развитию.
Статья 1. Республика и народы заморских территорий, которые актом свободного
самоопределения принимают эту Конституцию, учреждают Сообщество.
Сообщество основано на равенстве и солидарности народов, входящих в его состав.
Раздел I. О суверенитете
Статья 2. Франция является неделимой, светской, демократической и социальной
Республикой. Она обеспечивает равенство перед законом всем гражданам, независимо
от происхождения, расы или религии. Она уважает все верования.
Французский язык является языком Республики.
Национальной эмблемой является трехцветный флаг - синий, белый, красный.
Национальный гимн - Марсельеза .
Девиз Республики - Свобода, Равенство, Братство .
Ее принципом является: правление народа, по воле народа и для народа.
Статья 3. Национальный суверенитет принадлежит народу, который осуществляет
его через своих представителей и посредством референдума.
Никакая часть народа, никакая отдельная личность не могут присвоить себе его
осуществление.
Голосование может быть прямым или косвенным в соответствии с условиями, предусмотренными
Конституцией. Оно всегда является всеобщим, равным и тайным.
В соответствии с условиями, определяемыми законом, избирателями являются все
совершеннолетние французские граж дане обоего пола, пользующиеся гражданскими
и политичес кими правами.
Статья 4. Политические партии и группировки содействуют выражению мнений голосованием.
Они создаются и осуществляют свою деятельность свободно. Они должны уважать
принципы национального суверенитета и демократии.
Раздел II. Президент Республики
Статья 5. Президент Республики следит за соблюдением Конституции. Он обеспечивает
своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а также преемственность
государства.
Он является гарантом национальной независимости, территориальной целостности,
соблюдения соглашений Сообщества и международных договоров.
Статья 6. Президент Республики избирается на 7 лет всеоб-
щим прямым голосованием. Условия применения настоящей статьи устанавливаются
органическим законом.
Статья 7. Президент Республики избирается абсолютным большинством поданных голосов.
Если это большинство не получено в первом туре голосования, то в следующее за
ним второе воскресенье проводится второй тур. В нем могут участвовать только
два кандидата, которые, если будут сняты кандидатуры, находящиеся в более благоприятном
положении, окажутся получившими наибольшее количество голосов в первом туре.
Время голосования устанавливается по решению Правительства.
Выборы нового Президента происходят не менее чем за двадцать и не позднее чем
за тридцать пять дней до истечения срока полномочий Президента, состоящего в
должности.
В случае вакантности поста Президента Республики по какой бы то ни было причине
или при наличии препятствия к исполнению Президентом своих обязанностей, констатируемого.
Конституционным советом абсолютным большинством голосов своих членов по запросу
Правительства, функции Президента Республики, за исключением предусмотренных
нижеследующнми
Статьями 11 и 12, временно осуществляются председателем Сената, а если у последнего
в свою очередь имеются препятствия, то Правительством.
В случае вакантности поста Президента Республики или если, препятствие к осуществлению
его функций объявлено Конституционным советом необратимым, голосование по выборам:
нового Президента происходит, кроме случая непреодолимой силы, констатируемого
Конституционным советом, не менее чем через двадцать и не позднее чем через
тридцать пять дней после открытия вакансии или объявления о необратимом характере
препятствия.
Если в течение семи дней, предшествующих дате прекращения выдвижения кандидатур;
одно из лиц, публично заявивших о своем решении быть кандидатом по меньшей мере
за тридцать дней до названной даты, скончается или у него возникнут препятствия,
то Конституционный совет может принять решение о переносе времени выборов.
Если до первого тура выборов один из кандидатов скончается или у него возникнут
препятствия, то Конституционный совет принимает решение о переносе времени выборов.
В случае смерти или возникновения препятствий у одного из двух кандидатов, находившихся
до этого в наиболее благоприятном положении в первом туре, до возможного снятия
кандидатур, Конституционный совет объявляет о новом про-, ведении всех избирательных
операций; подобным же образом он поступает и в случае смерти или возникновения
препятствий у одного из двух кандидатов, оставшихся для участия во втором туре.
Во всех случаях Конституционный совет запрашивается при соблюдении условий,
установленных вторым абзацем нижеследующей статьи 61, или при соблюдении условий,
предусмотренных порядком выдвижения кандидатур, который определен органическим
законом, предусмотренным положениями вышеуказанной статьи 6.
Конституционный совет может продлить сроки, установленные в третьем и пятом
абзацах с тем условием, что голосование должно состояться не позднее чем через
тридцать пять дней после даты принятия им решения. Если применение положений
настоящего абзаца повлечет перенесение выборов на более позднюю дату, чем окончание
полномочий Президента, находящегося в должности, то последний продолжает исполнять
свои обязанности до провозглашения его преемника.
Не могут применяться статьи 49 и 50, а также
Статья 89 Конституции, пока пост Президента Республики остается вакантным или
в период между объявлением о необратимом характере препятствия к исполнению
своих обязанностей, возникшего у Президента Республики, и выборами его преемника.
Статья 8. Президент Республики назначает Премьер-министра. Он прекращает исполнение
функций Премьер-министра по представлении им заявления об отставке Правительства.
По представлению Премьер-министра Президент назначает других членов Правительства
и прекращает исполнение их функций.
Статья 9.Президент Республики председательствует в Совете министров.
Статья 10. Президент Республики промульгирует законы в течение пятнадцати дней,
следующих за передачей Правитель ству окончательно принятого закона.
Он может до истечения этого срока потребовать от Парла мента нового обсуждения
закона или некоторых его статей. В этом новом обсуждении не может быть отказано.
Статья 11. По предложению Правительства во время сессии Парламента или по совместному
предложению обеих палат, ко торые публикуются в Журналь оффисиель , Президент
Рес публики может передать на референдум любой законопроект касающийся организации
публичных властей, содержащий одобрение какого-либо соглашения о Сообществе
или разре шающий ратификацию какого-либо международного договора, который, не
противореча Конституции, отразился бы на функционировании государственных институтов.
Если на референдуме проект получил одобрение, Президент Республики промульгирует
его в сроки, предусмотренные; предыдущей статьей.
Статья 12. Президент Республики может после консульта ций с Премьер-министром
и председателями палат объявить о роспуске Национального собрания.
Всеобщие выборы проводятся не ранее чем через двадцать и не позднее чем через
сорок дней после роспуска.
Национальное собрание собирается в силу закона во второй четверг после выборов.
Если это заседание имеет место вне периодов, предусмотренных для очередных сессий,
то сессия
в силу закона на срок в пятнадцать дней.
Не может проводиться новый роспуск в течение года, следу ющего за такими выборами.
Статья 13. Президент Республики подписывает ордонансы и декреты, рассмотренные
в Совете министров.
Он назначает на гражданские и военные государственные должности.
Государственные советники, великий канцлер ордена Почетного легиона, послы и
чрезвычайные посланники, старшие советники Счетной палаты, префекты, представители
Правительства в заморских территориях, генералы, ректоры академий, директора
центральных ведомств назначаются в Совете министров.
Органический закон устанавливает другие должности, назначение на которые производится
в Совете министров, а также условия, при которых принадлежащие Президенту Республики
полномочия, касающиеся назначения на должности, могут быть делегированы им для
осуществления от его имени.
Статья 14. Президент Республики аккредитует послов и чрезвычайных посланников
в иностранных державах; иностранные послы и чрезвычайные посланники аккредитуются
при нем.
Статья 15. Президент Республики является главой вооруженных сил. Он председательствует
в высших советах и комитетах национальной обороны.
Статья 16. Когда институты Республики, независимость нации, целостность ее территории
или выполнение ее международных обязательств оказываются под серьезной и непосредственной
угрозой, а нормальное функционирование конституционных государственных властей
прекращено, Президент Республики принимает меры, которые диктуются этими обстоятельствами,
после официальной консультации с Премьер-министром, председателями палат, а
также с Конституционным советом.
Он информирует об этом нацию посланием.
Эти меры должны быть продиктованы стремлением обеспечить в кратчайшие сроки
конституционным государственным властям средства для выполнения их задач. Конституционный
совет консультируется по поводу этих средств.
Парламент собирается в силу закона.
Национальное собрание не может быть распущено в период осуществления чрезвычайных
полномочий.
Статья 17. Президент Республики осуществляет право помилования.
Статья 18. Президент Республики сносится с обеими палатами Парламента посредством
посланий, которые зачитываются в палатах и которые не дают повода для каких-либо
дебатов.
В перерывах между сессиями Парламент специально собирается для этой цели.
Статья 19. Акты Президента Республики, за исключением указанных в
Статьях 8 (первый абзац), 11, 12, 16, 18, 54, 56 и 61, контрассигнуются Премьер-министром
и в случае необхо димости - ответственными министрами.
Раздел III. Правительство
Статья 20. Правительство определяет и проводит политику нации.
В его распоряжении находятся администрация и вооруженные силы.
Оно несет ответственность перед Парламентом в условиях и в соответствии с процедурами,
предусмотренными
Статьями 49 и 50.
Статья 21. Премьер-министр руководит деятельностью Пра вительства. Он несет
ответственность за национальную оборо ну. Он обеспечивает исполнение законов.
С соблюдением поло жений статьи 13 он осуществляет регламентарные полномочия
и назначает на гражданские и военные должности.
Он может делегировать некоторые из своих полномочии министрам.
В случае необходимости он замещает Президента Респуб лики в качестве председателя
на заседаниях советов и коми тетов, упомянутых в статье 15.
В исключительных случаях он может замещать Президента Республики в качестве
председателя на заседаниях Совета министров по определенному поручению Президента
и с опре деленной повесткой дня.
Статья 22. Акты Премьер-министра в случае необходимости контрассигнуются министрами,
ответственными за их ис полнение.
Статья 23. Функции члена Правительства несовместимы с осуществлением любого
парламентского мандата, с любой долж ностью профессионального представительства
общенациональ ного характера, со всякой государственной службой или профессиональной
деятельностью.
Органический закон устанавливает порядок замещения лиц, обладающих вышеуказанными
мандатами, функциями или должностями.
Замещение членов Парламента происходит в соответствии с положениями статьи 25.
Раздел IV. Парламент
Статья 24. Парламент состоит из Национального собрания и Сената.
Депутаты Национального собрания избираются прямым голосованием.
Сенат избирается путем косвенного голосования. Он обеспечивает представительство
территориальных коллективов Республики. Французы, проживающие за пределами Франции,
представлены в Сенате.
Статьи 25. Органический закон определяет длительность полномочий каждой палаты,
число ее членов, их вознаграждение, условия их избрания, режим неизбираемости
и несовместимости должностей,
В равной мере он устанавливает условия, в которых избираются лица, призываемые
в случае вакантности мест для замещения депутатов и сенаторов до полного или
частичного обновления палаты, в состав которой они входят.
Статья 26. Ни один член Парламента не может подвергаться преследованию, розыску,
аресту, заключению или суду за высказанные мнения или за голосование при исполнении
им своих функций.
Ни один член Парламента во время сессии не может подвергаться преследованию
или аресту за преступления или проступки без разрешения палаты, в состав которой
он входит, за исключением случаев задержания на месте преступления.
Ни один член Парламента в период между сессиями не может быть арестован без
разрешения бюро палаты; в состав которой он входит, за исключением случая, когда
он задержан на месте преступления, когда его преследование разрешено или когда
он окончательно осужден.
Задержание или преследование члена Парламента приостанавливается, если этого
потребует палата, в состав которой он входит.
Статья 27. Любой императивный мандат является недействительным.
Право голосования членов Парламента осуществляется лично.
В виде исключения органический закон может разрешить делегирование голоса. В
этом случае никому не может быть делегировано более одного мандата.
Статья 28. Парламент собирается в силу закона на две оче редные сессии в год.
Первая сессия открывается второго октября; ее продолжи тельность восемьдесят
дней.
Вторая сессия открывается второго апреля; ее продолжительность не может превышать
девяноста дней.
Если второе октября или второе апреля приходятся на нерабочий день, то сессия
открывается в первый следующий за ним рабочий день.
Статья 29. Парламент собирается на внеочередную сессию по требованию Премьер-министра
или большинства членов, составляющих Национальное собрание, по определенной
повестке дня.
Когда внеочередная сессия созывается по требованию членов Национального собрания,
то декрет о ее закрытии издается тотчас после того, как Парламент исчерпал повестку
дня, для рассмотрения которой он был созван, и не позднее чем через двенадцать
дней после его первого заседания.
Только Премьер-министр может потребовать созыва новой сессии до истечения месячного
срока после опубликования декрета о закрытии сессии.
Статья 30. За исключением случаев, когда Парламент собирается в силу закона,
внеочередные сессии открываются и закрываются декретом Президента Республики.
Статья 31. Члены Правительства имеют доступ в обе палаты. Они должны быть заслушаны
по их требованию.
Им могут помогать комиссары Правительства.
Статья 32. Председатель Национального собрания избирается на продолжительность
легислатуры. Председатель Сената избирается после каждого частичного обновления
этой палаты.
Статья 33. Заседания обеих палат являются публичными. Полный отчет о дебатах
публикуется в Журналь оффисиель .
Каждая палата может заседать в качестве секретного комитета по просьбе Премьер-министра
или одной десятой части ее членов.
Раздел V. Об отношениях между Парламентом и Правительством
Статья 34. Законы принимаются Парламентом.
Закон устанавливает правила, касающиеся: гражданских прав и основных гарантий,
предоставленных гражданам для пользования публичными свободами; обязанностей,
возлагаемых в связи с национальной обороной лично на граждан и на их имущество;
гражданства, состояния и правоспособности лиц, семейных отношений, наследования
и дарения;
определения преступлений и деликтов, а также налагаемых за них наказаний; уголовного
судопроизводства, амнистии; создания новых судебных установлений и статуса судей;
установления тарифов, налогов и условий взимания всякого рода налогов; порядка
выпуска денег.
Закон в равной мере устанавливает правила, касающиеся:
порядка выборов в палаты Парламента и в органы местного самоуправления;
установления категорий публично-правовых учреждений;
основных гарантий, предоставляемых гражданским государственным служащим и военнослужащим;
национализации предприятий и передачи предприятий из государственного сектора
в частный.
Закон определяет основные принципы:
общей организации национальной обороны;
свободного управления местных коллективов, их компетенции и их доходов;
образования;
режима собственности, вещных прав, гражданских и торговых обязательств;
трудового права, профсоюзного права и социального обеспечения.
Финансовые законы определяют доходы и расходы государства при соблюдении условий
и с оговорками, предусмотренными органическим законом.
Программные законы определяют цели экономической и социальной деятельности государства.
Положения настоящей статьи могут быть уточнены и до полнены органическим законом.
Статья 35. Объявление войны разрешается Парламентом
Статья 36. Осадное положение декретируется Советом ми нистров.
Продление его на срок более двенадцати дней может быть разрешено только Парламентом.
Статья 37. Вопросы, не входящие в область законодательст ва, носят регламентарный
характер.
Акты по этим вопросам, изданные законодательным путем могут быть изменены декретами
по получении заключения Государственного совета. Те из этих актов, которые были
вве дены после вступления в силу настоящей Конституции, могут быть изменены
декретом лишь в том случае, если Конститу ционный совет установит, что они имеют
регламентарный ха рактер в соответствии с предыдущим абзацем.
Статья 38. Правительство может для выполнения своей про граммы обратиться к
Парламенту за разрешением осуществить путем издания ордонансов в течение ограниченного
срока ме роприятия, обычно входящие в область законодательства
Ордонансы принимаются в Совете министров после получе
ния заключения Государственного совета. Они вступают в силу после их опубликования,
но утрачивают ее, если законопроект об их утверждении не внесен в Парламент
до истечения срока указанного уполномочивающим законом.
По истечении срока, упомянутого в первом абзаце настоя щей статьи, ордонансы
по вопросам, входящим в область зако нодательства, могут быть изменены лишь
законом.
Статья 39. Законодательная инициатива принадлежит Премьер-министру и членам
Парламента.
Законопроекты обсуждаются в Совете министров по получении заключения Государственного
совета и затем вносятся в бюро одной из двух палат. Финансовые законопроекты
вносятся сначала в Национальное собрание.
Статья 40. Законодательные предложения и поправки, предлагаемые членами Парламента,
не могут быть приняты в том случае, если следствием их принятия было бы либо
сокраще ние государственных средств, либо создание или увеличение расходов государства.
Статья 41. Если во время законодательной процедуры выявляется, что какое-либо
предложение или поправка не входит в область законодательства или противоречит
делегированным полномочиям, предоставленным в соответствии со статьей 38, то
Правительство может заявить об их неприемлемости.
В случае разногласий между Правительством и председателем соответствующей палаты
Конституционный совет по просьбе той или другой стороны выносит постановление
в восьмидневный срок.
Статья 42. Обсуждение законопроектов в палате, в которую они внесены, происходит
на основе текста, представленного Правительством.
После принятия акта одной палатой он обсуждается другой в том виде, в каком
был ей передан.
Статья 43. Законопроекты и законодательные предложения передаются по требованию
Правительства или палаты, в которую они внесены, на рассмотрение комиссий, которые
специально назначаются для этой цели.
Проекгы и предложения, в отношении которых такое требование не было выдвинуто,
передаются на рассмотрение одной из постоянных комиссий, число которых ограничено
шестью в каждой палате.
Статья 44. Члены Парламента и Правительство имеют право вносить поправки.
После начала дебатов Правительство может возражать против рассмотрения любой
поправки, которая предварительно не рассматривалась в комиссии.
По требованию Правительства палата, рассматривающая проект, выносит решение
единым голосованием по всему или части обсуждаемого текста, сохранив лишь те
поправки, которые предложены или приняты Правительством.
Статья 45. Любой законопроект или законодательное предложение последовательно
рассматривается в обеих палатах Парламента для того, чтобы был принят идентичный
текст.
Если в результате разногласий между палатами законопроект или законодательное
предложение не было принято после двух чтений в каждой палате или если Правительство
потребует его срочного обсуждения, то после одного чтения в каждой из палат
Премьер-министр имеет право созвать заседание смешанной паритетной комиссии,
уполномоченной предложить акт, касающийся положений, по которым остаются разногласия.
Текст, выработанный смешанной комиссией, может быть представлен Правительством
на одобрение обеих палат. Ни одна поправка к нему не может быть приняты без
согласия Правительства.
Если смешанной паритетной комиссии не удастся принять общий акт или если этот
акт не будет принят согласно условиям, предусмотренным в предыдущем абзаце,
Правительство может после нового чтения в Национальном собрании и в Сенате потребовать,
чтобы Национальное собрание приняло окончательное решение. В этом случае Национальное
собрание может возвратиться либо к акту, выработанному смешанной комиссией,
либо к последнему акту, принятому им самим, измененному в случае необходимости
одной или несколькими поправками, принятыми Сенатом.
Статья 46. Законы, которым Конституция придает характер органических, принимаются
и изменяются с соблюдением следующих условий.
Законопроект или законодательное предложение передается на рассмотрение и голосование
рассматривающей его палаты только по истечении пятнадцатидневного срока с момента
его внесения.
Применяется процедура, предусмотренная статьей 45. Однако, если не достигнуто
согласие между палатами, акт может. быть принять в Национальном собрании в последнем
чтении только абсолютным большинством его членов.
Органические законы, касающиеся Сената, должны быть приняты в одинаковой редакции
обеими палатами.
Органические законы могут быть промульгированы только после объявления Конституционным
советом об их соответствии Конституции.
Статья 47. Парламент принимает проекты финансовых законов с соблюдением условий,
предусмотренных органическим законом.
Если Национальное собрание не приняло решения по проекту в первом чтении в течение
сорока дней после его внесения, Правительство передает проект на рассмотрение
Сената, который должен принять решение в течение пятнадцатидневного срока. Затем
проект рассматривается согласно процедуре, предусмотренной в статье 45.
Если Парламент не принял решения в течение семидесятидневного срока, положения
проекта могут быть введены в силу путем издания ордонанса.
Если финансовый закон, устанавливающий доходы и расходы на бюджетный год, не
внесен в срок, достаточный для того, чтобы этот закон был промульгирован до
начала этого бюджетного года, Правительство срочно испрашивает у Парламента
разрешение на взимание налогов и своим декретом объявляет об открытии кредитов,
относящихся к финансированию государственных органов согласно уже принятым парламентским
решениям.
Сроки, предусмотренные в настоящей статье, приостанавливаются, если Парламент
не заседает.
Счетная палата помогает Парламенту и Правительству контролировать исполнение
финансовых законов.
Статья 48. Повестка дня заседаний палат включает в приоритетном порядке и в
том, который установило Правительство, обсуждение законопроектов, внесенных
Правительством, и законодательных предложений, одобренных им.
Одно заседание в неделю резервируется в приоритетном порядке для вопросов членов
Парламента и ответов Правительства.
Статья 49. После обсуждения в Совете министров Премьерминистр ставит в Национальном
собрании вопрос об ответственности Правительства по его программе или, в случае
необходимости, по декларации об общей политике.
Национальное собрание ставит вопрос об ответственности Правительства путем голосования
по резолюции порицания. Такая резолюция является допустимой, если она подписана
по меньшей мере десятой частью членов Национального собрания. Голосование может
состояться лишь через сорок восемь часов с момента внесения резолюции. Подсчитываются
лишь голоса, поданные за резолюцию порицания, которая может быть принята только
большинством членов, составляющих Собрание. Если резолюция порицания отклонена,
то ее авторы не могут внести новую резолюцию в течение той же сессии, за исключением
случая, предусмотренного следующим абзацем.
Премьер-министр может после обсуждения в Совете министров поставить в Национальном
собрании вопрос об ответственности Правительства в связи с голосованием по какому-либо
акту. В этом случае акт считается принятым, за исключением случая, когда резолюция
порицания, внесенная в течение последующих двадцати четырех часов, будет принята
с соблюдением условий, предусмотренных в предыщущем абзаце.
Премьер-министр имеет право просить Сенат об одобрении декларации об общей политике.
Статья 50. Если Национальное собрание примет резолюцию порицания или если оно
не одобрит программу или декларацию об общей политике Правительства, то Премьер-министр
должен вручить Президенту Республики заявление об отставке Правительства.
Статья 51. Закрытие очередных или внеочередных сессий, Парламента откладывается
по закону, чтобы позволить, в случае необходимости, применить положения статьи
49.
Раздел VI. 0 международных договорах и соглашениях
Статья 52. Президент Республики ведет переговоры о заключении международных
договоров и ратифицирует их.
Его информируют о всех переговорах относительно заключения какого-либо международного
соглашения, не подлежащего ратификации.
Статья 53. Мирные договоры, торговые договоры, договоры или соглашения, относящиеся
к международной организации, договоры, налагающие обязательства на государственные
финансы, договоры, изменяющие положения законодательного характера, относящиеся
к положению личности, договоры об уступке, обмене или присоединении территории
могут быть ратифицированы или одобрены только на основании закона.
Они вступают в силу только после ратификации или одобрения.
Никакая уступка, никакой обмен, никакое присоединение территории не являются
действительными без согласия заинтересованного населения.
Статья 53-1. Республика может заключать соглашения, устанавливающие ее соответствующие
обязанности по изучению направленных ей просьб о предоставлении убежища с европейскими
государствами, связанных друг с другом одними и теми же договорами в отношении
права убежища и защиты прав и основных свобод человека.
Однако даже если в силу названных соглашений просьба не входит в круг обязанностей
Республики, ее органы власти всегда имеют право предоставить убежище любому
иностранцу, преследуемому за свои действия на благо свободы или ходатайствующему
о покровительстве Франции вследствие какого-либо иного основания.
Статья 54. Если Конституционный совет, запрошенный Президентом Республики, Премьер-министром,
председателем одной или другой палаты, или шестьюдесятью депутатами, или шестьюдесятью
сенаторами, заявит, что какое-либо международное соглашение содержит положения,
противоречащие Конституции, то разрешение на ратификацию или одобрение международного
соглашения, о котором идет речь, может состояться только после пересмотра Конституции.
Статья 55. Международные договоры или соглашения, должным образом ратифицированные
или одобренные, имеют силу, превышающую силу законов, с момента опубликования,
при условии применения каждого соглашения или договора другой стороной.
Раздел VII. Конституционный совет
Статья 56. Конституционный совет состоит из девяти членов, полномочия которых
длятся девять лет и не подлежат возобновлению. Конституционный совет обновляется
на одну треть каждые три года. Три его члена назначаются Президентом Республики,
три - председателем Национального собрания, три - председателем Сената.
Сверх девяти членов, указанных выше, в Конституционный совет пожизненно входят
бывшие Президенты Республики.
Председатель назначается Президентом Республики. Его голос является решающим
в случае разделения голосов поровну.
Статья 57. Функции члена Конституционного совета несовместимы с функциями министра
или члена Парламента. Осальные случаи несовместимости устанавливаются органическим
законом.
Статья 58. Конституционный совет следит за правильностью избрания Президента
Республики.
Статья 59. Конституционный совет выносит решения о правильности избрания депутатов
и сенаторов, если оно оспаривается.
Статья 60. Конституционный совет следит за правильностью, проведения референдума
и объявляет его результаты.
Статья 61. Органические законы до их промульгации и регламенты палат Парламента
до их применения должны быть представлены Конституционному совету, который выносит
решение об их соответствии Конституции.
С той же целью законы до их промульгации могут быть переданы Конституционному
совету Президентом Республики, Премьер-министром, председателем Национального
собрания, председателем Сената, или шестьюдесятью депутатами, или шестьюдесятью
сенаторами.
В случаях, предусмотренных в двух предыдущих абзацах, Конституционный совет
должен вынести решение в месячный срок. Однако при наличии срочности, по требованию
Правительства, этот срок сокращается до восьми дней.
В этих случаях обращение в Конституционный совет приостанавливает течение срока
промульгации.
Статья 62. Положение, объявленное неконституционным, не может ни применяться,
ни быть промульгированным.
Решения Конституционного совета какому-либо обжалованию не подлежат. Они обязательны
для всех публичных властей, для всех административных и судебных органов.
Статья 63. Органический закон определяет порядок организации и деятельности
Конституционного совета, процедуру, применяемую в нем, в частности сроки обращения
в Совет.
Раздел VIII. 0 судебной власти
Статья 64. Президент Республики является гарантом незаисимости судебной власти.
Ему помогает Высший совет магистратуры.
Статус судей устанавливается органическим законом.
Судьи несменяемы.
Статья 65. Высший совет магистратуры возглавляется Президентом Республики. Министр
юстиции является вице-председателем по закону. Он может замещать Президента
Республики.
Высший совет магистратуры состоит из двух палат (formations) одна из которых
имеет юрисдикцию в отношении судей, вторая - в отношении прокуроров.
Палата, компетентная в отношении судей, включает кроме Президента Республики
и министра юстиции пять судей и одного прокурора, одного государственного советника,
назначаемого Государственным советом, и трех лиц, не входящих ни в состав Парламента,
ни в органы судебной власти и назначаемых соответственно Президентом Республики,
председателем Национального собрания и председателем Сената.
Палата, компетентная в отношении прокуроров, включает кроме Президента Республики
и министра юстиции пять прокуроров и одного судью, государственного советника
и трех лиц, упомянутых в предыдущем абзаце.
Палата Высшего совета магистратуры, компетентная в отношении судей, делает предложения
о назначении судей Кассационного суда, назначении первого председателя Апелляционного
суда и назначений председателей судов большой инстанции. Другие судьи назначаются
по получении соответствующего заключения палаты.
Палата в качестве дисциплинарного совета выносит решения в отношении судей.
В этом случае председательствует первый председател6 Кассационного суда.
Палата Высшего совета магистратуры, компетентная в отношении прокуроров, дает
свое заключение при назначениях, касающихся прокуроров, за исключением назначаемых
на должность в Совете министров.
Палата дает свое заключение о дисциплинарных санкциях в отношении прокуроров.
В этом случае председательствует Генеральный прокурор при Кассационном суде.
Органический закон устанавливает условия применения настоящей статьи.
Статья 66. Никто не может быть произвольно лишен свободы:
Судебная власть, хранительница личной свободы, обеспечивает уважение этого принципа
при соблюдении условий, предусмотренных законом.
Раздел IХ. Высокая палата правосудия
Статья 67. Учреждается Высокая палата правосудия.
Она состоит из членов, избираемых в равном числе Национальным собранием и Сенатом
из их состава после каждого полного или частичного обновления этих палат. Она
избирает своего председателя из числа своих членов.
Органический закон устанавливает состав Высокой палаты, правосудия, порядок
ее деятельности, а также применяемую а ней процедуру.
Статья 68. Президент Республики не несет ответственности, за действия, совершенные
им при исполнении своих функций, кроме случаев государственной измены. Ему может
быть предьявлено обвинение только двумя палатами, выносящими идентичные решения
публичным голосованием и абсолютным большинством голосов членов, составляющих
палаты; дело Президента рассматривает Высокая палата правосудия.
Раздел Х. Об уголовной ответственности членов Правительства
Статья 68-1. Члены Правительства несут уголовную ответственность за акты, совершенные
ими при выполнении своих функций и квалифицируемые как преступления или деликты
на момент их совершения.
Они подсудны Суду Республики.
Суд Республики связан определением преступлений и деликтов, как и мерой наказания,
установленных законом.
Статья 68-2. Суд Республики включает пятнадцать судей: двенадцать парламентариев,
избираемых в равном числе из своего состава Национальным собранием и Сенатом
после полного или частичного обновления этих палат, и три судьи из состава Кассационного
суда, один из которых председательствует в Суде Республики.
Любое лицо, считающее себя затронутым преступлением или деликтом, совершенным
членом Правительства при осуществлении им своих функций, может подать заявление
в комиссию по жалобам.
Названная комиссия выносит постановление либо о сдаче заявления в архив, либо
о его направлении Генеральному прокурору при Кассационном суде для обращения
о принятии дела к производству Судом Республики.
Генеральный прокурор при Кассационном суде также мо жет официально представлягь
на рассмотрение Суда Респуб лики соответствующее заключение комиссии по жалобам
Органический закон устанавливает условия применения на стоящей статьи.
Раздел ХI. Экономический и социальный совет
Статья 69. Экономический и социальный совет, запрошенный Правительством, дает
свое заключение по проектам законов, ордонансов и декретов, а также по законодательным
предложениям, которые ему представлены на рассмотрение.
Совет может назначать одного из своих членов для изложения в палатах Парламента
заключения Совета по законопроектам или законодательным предложениям, которые
ему были представлены на рассмотрение.
Статья 70. Правительство также может консультироваться с Экономическим и социальным
советом по любому вопросу экономического или социального характера, интересующему
Республику или Сообщество. На его заключение представляются все планы или программные
законопроекты экономического или социального характера.
Статья 71. Состав Экономического и социального совета к порядок его деятельности
устанавливаются органическим законом.
Раздел ХII. О территориальных коллективах
Статья 72. Территориальными коллективами Республики являются коммуны, департаменты,
заморские территории. Вся кие другие территориальные коллективы создаются законом.
Эти коллективы свободно управляются выборными органами при соблюдении условий,
предусмотренных законом.
Представители Правительства в департаментах и на территориях ответственны за
обеспечение национальных интересов за административный контроль и соблюдение
законов.
Статья 73. Законодательный режим и административная организация заморских департаментов
могут изменяться с учетом их особого положения.
Статья 74. Заморские территории Республики имеют свою особую организацию с учетом
их собственных интересов в общей совокупности с интересами Республики.
Статуты заморских территорий, введенные посредством издания органических законов,
определяют, в частности, компе тенцию собственных институтов этих территорий;
эти статуты изменяются такими же законами после консультации с заинтересованной
территориальной ассамблеей.
Иные условия особой организации заморских территорий устанавливаются и изменяются
законом после консультации с заинтересованной территориальной ассамблеей.
Статья 75. Граждане Республики, не имеющие гражданского статуса по общему праву,
указанному в статье 34, сохраняют свой личный статус, пока они от него не откажутся.
Статья 76. Заморские территории могут сохранять свой статус в составе Республики.
Если они выразят такое желание путем решения, принятого территориальным собранием
в срок, предусмотренный в первом абзаце статьи 91, они становятся либо заморскими
департаментами Республики, либо группируясь или порознь государствами - членами
Сообщества.
Раздел ХIII. О Сообществе
Статья 77. В Сообществе, учреждаемом настоящей Конституцией, государства пользуются
автономией, самоуправлением, демократически и свободно распоряжаются своими
собственными делами.
Существует только одно гражданство Сообщества.
Все граждане, независимо от своего происхождения, расы или вероисповедания,
равноправны. Они несут одинаковые обязанности.
Статья 78. В компетенцию Сообщества входят внешняя политика, оборона, денежная
система, общая экономическая и финансовая политика, а также политика в отношении
стратегического сырья.
Кроме того, в компетенцию Сообщества входит, если нет иного особого соглашения,
контроль за правосудием, высшим образованием, общей организацией внешних и совместных
перевозок и службой телекоммуникаций.
Специальными соглашениями может быть установлена
другая общая компетенция, а также регламентирована передача компетенции Сообщества
одному из его членов.
Статья 79. Государства - члены Сообщества пользуются положениями статьи 77,
как только они сделали выбор, преду смотренный статьей 76.
До вступления в силу мер, необходимых для применен норм настоящего раздела,
вопросы совместной компетенции регулируются Республикой.
Статья 80. Президент Республики является Президентом Сообщества и представляет
его.
Органами Сообщества являются Исполнительный совет, Сенат и Арбитражный суд.
Статья 81. Государства - члены Сообщества участвуют в избрании Президента с
соблюдением условий, предусмотренных в статье 6.
Президент Республики в своем качестве Президента Сообщества представлен в каждом
государстве Сообщества.
Статья 82. Председателем Исполнительного совета Сообщест ва является Президент
Сообщества. В состав Совета входят Премьер-министр Республики, главы правительств
каждого государства - члена Сообщества и министры, которым Сообщество поручает
ведение общих дел.
Исполнительный совет организует сотрудничество членов С общества на правительственном
и административном уровне.
Организация и функции Исполнительного совета определяются органическим законом.
Статья 83. Сенат Сообщества состоит из делегатов, которых Парламент Республики
и законодательные собрания других членов Сообщества избирают из своего состава.
Число делегатов каждого государства определяется в соответствии с численностью
его населения и ответственностью, которую оно принамает на себя в рамках Сообщества.
Сенат собирается дважды в год на сессии, которые открываются и закрываются Президентом
Сообщества и не мог продолжаться каждая более одного месяца.
По обращению Президента Сообщества Сенат обсуждает вопросы общей экономической
и финансовой политики до при нятия законов в этой области Парламентом Республики
и, случае необходимости, законодательными собраниями друг членов Сообщества.
Сенат Сообщества рассматривает международные акты, договоры или соглашения,
предусмотренные
Статьями 35 и 58 и налагающие обязательства на Сообщество.
Сенат принимает исполнительные решения в областях, которые ему делегированы
законодательными собраниями членов Сообщества. Эти решения промульгируются в
той же форме, что и законы на территории каждого заинтересованного государства.
Органический закон устанавливает состав Сената и определяет правила его деятельности.
Статья 84. Арбитражный суд Сообщества разрешает споры между членами Сообщества.
Состав Арбитражного суда и его компетенция определяются органическим законом.
Статья 85. В порядке исключения из процедуры, предусмотренной статьей 89, положения
настоящего раздела, касающиеся деятельности совместных институтов, пересматриваются
посредством законов, принимаемых в одинаковой редакции Парламентом Республики
и Сенатом Сообщества.
Положения настоящего раздела могут быть также пересмотрены посредством соглашений,
заключаемых между всеми государствами Сообщества; новые положения вступают в
силу на условиях, предусматриваемых конституцией каждого государства.
Статья 86. Статус государства - члена Сообщества может быть изменен как по требованию
Республики, так и на основании решения Законодательного собрания заинтересованного
государства, подтвержденного местным референдумом, организация которого и контроль
за проведением которого обеспечиваются институтами Сообщества. Порядок осуществления
этих изменений определяется соглашением, одобренным Парламентом Республики и
заинтересованным Законодательным собранием.
При соблюдении тех же условий государство, являющееся членом Сообщества, может
стать независимым. Тем самым оно перестает быть членом Сообщества.
Государство - член Сообщества может также стать независимым посредством заключения
соглашений, не теряя своей принадлежности к Сообществу.
Независимое государство, не являющееся членом Сообщества, может вступить в Сообщество
посредством заключения соглашения, оставаясь независимым.
Положение этих государств в Сообществе определяется со
глашениями, заключаемыми с этой целью, в частности соглашениями, о которых идет
речь в предыдущих абзацах, а также, в случае необходимости, соглашениями, предусмотренными
во втором абзаце статьи 85.
Статья 87. Особые соглашения, заключаемые с целью при менения настоящего раздела,
одобряются Парламентом Рес публики и заинтересованным Законодательным собранием.
Раздел ХIV. Соглашения об объединении
Статья 88. Республика или Сообщество могут заключать со глашения с государствами,
которые желают объединиться с ними с целью развития их цивилизаций.
Раздел ХV. О Европейских сообществах и Европейском союзе
Статья 88-1. Республика участвует в Европейских сообще ствах и в Европейском
союзе, образованных государствами вошедшими в них свободно для совместного осуществления
оп ределенной компетенции на основании международных дого воров, которые эти
государства выработали.
Статья 88-2. При соблюдении принципа взаимности и в со ответствии с условиями
договора о Европейском союзе, подписанного 7 февраля 1992 года, Франция соглашается
на пе редачу необходимой компетенции для учреждения европейском экономического
и финансового союза, а также на установление правил о пересечении внешних границ
государств - членов Европейского сообщества.
Статья 88-3. При соблюдении принципа взаимности и в со ответствии с условиями
договора о Европейском союзе, подпи санного 7 февраля 1992 года, право голоса
и право быть из бранным на муниципальных выборах могут быть предоставлены только
гражданам этого Союза, проживающим во Франции. Эти раждане не могут осуществлять
функции мэров или их заместителей, участвовать в назначении выборщиков сенаторов
и в выборах сенаторов. Органический закон, принимаемый обеими палатами в идентичной
редакции, устанавливает условия применения настоящей статьи.
Статья 88-4. Тотчас же после направления в Совет Сообществ предложений об актах
Сообществ Правительство передает эти предложения в Национальное собрание и Сенат,
если характер этих предложений относится к законодательной области.
Во время сессий или в период между сессиями резолюции в рамках данной статьи
могут быть приняты в соответствии с условиями, установленными регламентом каждой
палаты.
Раздел ХVI. О пересмотре Конституции
Статья 89. Инициатива пересмотра Конституции принадлежит Президенту Республики,
действующему по предложению Премьер-министра, и членам Парламента.
Проект или предложение о пересмотре Конституции должны быть приняты обеими палатами
в идентичной редакции. Пересмотр является окончательным после одобрения его
референдумом.
Однако проект пересмотра не передается на референдум, если Президент Республики
решит передать его на рассмотрение Парламента, созванного в качестве Конгресса;
в этом случае проект пересмотра считается одобренным, если он получает большинство
в три пятых поданных голосов. В качестве бюро Конгресса выступает бюро Национального
собрания.
Никакая процедура пересмотра Конституции не может быть начата или продолжена
при наличии посягательств на целостность территории.
Республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра.
Раздел ХVII. Переходные положения
Статья 90. Очередная сессия Парламента приостанавливается. Полномочия членов
действующего Национального собрания истекают в день созыва Собрания, избранного
на основании настоящей Конституции.
До этого дня только Правительство правомочно созывать Парламент.
Полномочия членов Собрания Французского Союза истекают одновременно с полномочиями
ныне действующего Национального собрания,
Статья 91. Институты Республики, предусмотренные настоящей Конституцией, будут
созданы в течение четырех месяцев со дня ее промульгации.
Для институтов Сообщества этот срок устанавливается шесть месяцев.
Полномочия Президента Республики, ныне состоящего
должности, истекают только по провозглашении результатов выборов, предусмотренных
Статьями 6 и 7 настоящей Конституции.
Государства - члены Сообщества примут участие в этих первых выборах на условиях,
вытекающих из их статуса, су ществовавшего в день промульгации Конституции.
Существующие органы власти будут выполнять свои функ ции в этих государствах
в соответствии с законами и регла ментами, применявшимися в момент вступления
в силу Кон ституции, впредь до создания органов власти, предусмотренных их новым
режимом.
До своего окончательного образования Сенат будет состоя
из членов действующего ныне Совета Республики. Органические законы, окончательно
регламентирующие состав Сенат должны быть разработаны до 31 июля 1959 года.
Полномочия, возложенные на Конституционный совет стать ями 58 и 59 настоящей
Конституции, будут осуществляться создания этого Совета Комиссией в составе
вице-председателя Государственного совета в качестве председателя, первого председателя
Кассационного суда и первого председателя Счетной палаты.
Народы государств - членов Сообщества сохраняют свое представительство в Парламенте
до вступления в силу мер необходимых для выполнения условий раздела ХШ.
Статьи 92. Законодательные меры, необходимые для создания институтов, и до этого
- для обеспечения деятельности публичных властей, будут приниматься в Совете
министров по получении заключения Государственного совета путем издания ордонансов,
имеющих силу закона.
В течение срока, предусмотренного в первом абзаце статьи 9 Правительство правомочно
посредством издания ордонансов, имеющих силу закона и принятых в том же порядке,
устанавивать избирательный режим для палат, предусмотренных Конституцией.
В течение того же срока и при соблюдении тех же условий Правительство равным
образом может принимать все меры, которые оно сочтет необходимыми для жизни
нации, защиты граждан и обеспечения свобод.
Статья 93. Положения статьи 65 и раздела Х в редакции, установленной Конституционным
законом # 93-952 от 27 июля 1993 г., вступят в силу в день опубликования органических
законов, принимаемых для их применения.
Положения раздела Х в редакции, установленной Конституционным законом # 93-952
от 27 июля 1993 г., применяются к действиям, совершенным до вступления раздела
в силу.
Настоящий закон будет исполняться как Конституция Республики и Сообщества.
Совершено в Париже 4 октября 1958 г.
Конституционный закон # 95-880 от 4 августа 1995 г.
о расширении сферы применения референдума
об одной очередной сессии Парламента,
об изменении правил о неприкосновенности
парламентариев и отмене положений о Сообществе
и переходных положений
Конгресс принял,
Президент Республики промульгирует закон, текст которо го следует:
Глава I
О сфере применения референдума
Статья 1.
Статья 11 Конституции имеет следующую редакцию
Статья 11. По предложению Правительства во время сессии Парламента или по совместному
предложению обеих палат, которые публикуются в Журналь оффисиель , Президент
Республики может передать на референдум любой законопроект касающийся организации
публичных властей, реформ в экономической и социальной политике нации и публичных
служб которые к этой политике имеют отношение, или законопроект разрешающий
ратификацию какого-либо международного Договора, который, не противореча Конституции,
отразился бы на функционировании государственных институтов.
Если референдум проводится по предложению Правительства, то последнее делает
в каждой палате заявление о нем которым следует обсуждение.
Если референдум завершается принятием какого-либо законопроекта, то Президент
Республики промульгирует закон в течение пятнадцати дней, следующих за объявлением
результатов голосования.
Глава II
Об одной очередной сессии Парламента
Статья 2.
Статья 28 Конституции имеет следующую редакцию
Статья 28. Парламент собирается в силу закона на одну очередную сессию, которая
открывается в первый рабочий день октября и заканчивается в последний рабочий
день июня. Число дней, в течение которых каждая палата может заседать во время
очередной сессии, не может превышать ста двадцати. Недели, в течение которых
проходят заседания, устанавливаются каждой палатой.
Премьер-министр после получения консультации председателя соответствующей палаты
или большинство членов каждой палаты могут принять решение о дополнительных
днях заседаний.
Дни и время заседаний устанавливаются регламентом каждой палаты, .
Статья 3. В третьем абзаце статьи 12 Конституции слова периодов, предусмотренных
для очередных сессий заменяются словами периодом, предусмотренном для очередной
сессии.
Статья 4. I. В начале третьего абзаца статьи 48 Конституции включаются слова:
Вне зависимости от применения трех последних абзацев статьи 28.
II. В последний абзац той же статьи после слов в неделю включаются слова по
меньшей мере .
III. Та же
Статья дополняется абзацем в следующей редакции:
Одно заседание в месяц резервируется в приоритетном порядке для определения
повестки дня, устанавливаемой каждой палатой.
Статья 5.Последнее предложение второго абзаца статьи 49 Конституции имеет следующую
редакцию:
За исключением случая, предусмотренного в нижеследующем абзаце, депутат не может
подписывать более трех резолюций порицания в течение одной и той же очередной
сессии и одной резолюции в течение одной и той же внеочередной сессии.
Статья 6.
Статья 51 Конституции имеет следующую редакцию:
Статья 61. Закрытие очередной или внеочередных сессий Парламента откладывается
по закону, чтобы позволить, в случае необходимости, применить положения статьи
49. В этих случаях дополнительные заседания проводятся по закону.
Глава III
0 правилах, касающихся
парламентской неприкосновенности
Статья 7. Три последних абзаца статьи 26 Конституции имеют следующую редакцию:
Ни один член Парламента за преступления или проступки не может подвергаться
аресту и к нему не могут применяться любые другие меры, связанные с лишением
или ограничение свободы, без разрешения бюро палаты, в состав которой о входит.
Такое разрешение не требуется в случае совершен уголовно наказуемого преступления
или задержания на месте преступления или окончательного осуждения.
Задержание, меры, связанные с лишением или ограничением свободы, или преследование
члена Парламента приостанавливаются на период сессии, если того потребует палата,
в состав которой этот член входит.
Заинтересованная палата собирается по закону на дополнительные заседания, с
тем чтобы в случае необходимости рас смотреть вопрос о применении положений
вышеуказанного абзаца.
Глава IV
Отмена положений о Сообществе и переходных положений
Статья 8. I.
Статья 1 Конституции отменяется.
II. Первый абзац статьи 2 Конституции располагается дo раздела 1 и становится
статьей 1.
Статья 9. В последнем абзаце статьи 5 Конституции слова
соблюдения соглашений Сообщества и международных договоров заменяются словами
и соблюдения международных договоров .
Статья 10. После статьи 68-2 Конституции включается
Статья 68-3 в следующей редакции:
Статья 68-3. Положения настоящего раздела применяются
действиям, совершенным до вступления в силу этого раздела.,
Статья 11. В конце первого предложения статьи 70 Конституции слова интересующими
Республику или Сообщество, исключаются.
Статья 12.
Статья 76 Конституции отменяется.
Статья 13. В статье 88 Конституции слова или Сообщество могут заменяются словом
может .
Статья 14. Разделы XIII и XVII Конституции отменяются Настоящий закон будет
исполняться как закон Государств Совершено в Париже 4 августа 1995 г.
Декларация прав человека и гражданина
от 26 августа 1789 года
Представители французского народа, образующие Национальное собрание,полагая,что
невежество, забвение прав человека или пренебрежение к ним являются единственными
причинами общественных бедствий и испорченности правительств, решили изложить
в торжественной Декларации естественные, неотчуждаемые и священные права человека,
чтобы эта Декларация, находясь на виду у всех членов общественного союза, постоянно
напоминала им об их правах и обязанностях; чтобы действия власти законодательной
и власти исполнительной, в каждый момент могущими быть сопоставленными с целью
всякого политического учреждения, стали более уважаемыми; чтобы требования граждан,
основанные отныне на простых и неоспоримых принципах, устремлялись постоянно
к поддержанию Конституции и всеобщему благу. Вследствие этого Национальное собрание
признает и провозглашает перед лицом и под покровительством Верховного существа
следующие права человека и гражданина.
Статья 1. Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Социальные
различия могут быть основаны только на соображениях общей пользы.
Статья 2. Цель всякого политического Союза - обеспечение естественных и неотчуждаемых
прав человека. Этими правами являются свобода, собственность, безопасность и
сопротивление угнетению.
Статья 3. Источник всякого суверенитета зиждется, по существу, в нации. Никакая
совокупность лиц, никакое отдельное лицо не могут осуществлять власть, которая
явно не исходила бы от нации.
Статья 4. Свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому: таким
образом, осуществление естественных прав каждого человека имеет лишь те границы,
которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Эти
границы могут быть установлены только законом.
Статья 5. Закон имеет право запрещать только деяния, приносящие вред обществу.
Все, что не запрещено законом, дозволено; никто не может быть принужден к исполнению
того, что не предписано законом.
Статья 6. Закон есть выражение общей воли. Все граждане имеют право принимать
участие лично или через своих представителей в создании закона. Закон должен
быть одинаков для всех, защищает он или карает. Все граждане равны перед законом,и
потому все в равной мере допускаются на все публичные посты, места или должности,
соответственно своим способностям и без каких-либо различий, кроме обусловленных
их добродетелями и талантами.
Статья 7. Никто не может быть обвинен, задержан или заключен иначе как в случаях,
определенных законом, и при соблюдении процедуры, предписанной законом. Тот,
кто испрашивает, отдает, исполняет или заставляет исполнять приказы, основанные
на произволе, подлежит наказанию; но всякий гражданин, вызываемый или задерживаемый
в силу закона должен немедленно повиноваться: в случае сопротивления он несет
ответственность.
Статья 8. Закон должен устанавливать лишь строго и бесспорно необходимые наказания,
и никто не может быть наказан иначе как в силу закона, принятого и обнародованного
совершения проступка и примененного в установленном П рядке.
Статья 9. Всякий человек считается невиновным до тех по пока он не будет объявлен
виновным; если будет признано обходимым подвергнуть его задержанию, всякая стеснительная
мера, не являющаяся необходимой для удержания его под охраной, должна сурово
пресекаться законом.
Статья 10. Никого нельзя притеснять за его взгляды, даже религиозные, если их
проявление не нарушает общественного порядка, установленного законом.
Статья 11. Свободное сообщение другим мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших
прав человека; поэтому вся гражданин может свободно высказываться, писать, печатать,
неся ответственность за злоупотребление этой свободой в случаях, установленных
законом.
Статья 12. Для гарантии прав человека и гражданина необходима государственная
сила; эта сила учреждается в интересах всех, а не в частных интересах тех, кому
она вверена.
Статья 13. Для содержания государственной силы и на расходы по содержанию администрации
необходимо общественное обложение; оно должно быть равномерно распределено между
всеми гражданами сообразно их состоянию.
Статья 14. Все граждане имеют право, лично или через своих представителей, удостоверяться
в необходимости общественного обложения, свободно выражать на него согласие,
следить за его расходованием и определять его размер, основания, порядок и продолжительность
взимания.
Статья 15. Общество имеет право требовать отчета у каждого должностного лица
по вверенной ему части управления.
Статья 16. Всякое общество, в котором не обеспечено пользование правами и не
проведено разделение властей, не имеет Конституции.
Статья 17. Так как собственность является неприкосновенным и священным правом,
то никто не может быть лишен ее иначе как в случае установленной законом несомненной
общественной необходимости и при условии справедливости и предварительного возмещения.
Преамбула Конституции
от 27 октября 1946 года
На другой день после победы, одержанной свободными на родами над режимами,
которые пытались поработить и уни зить человеческую личность, французский народ
вновь провозглашает, что всякое человеческое существо независимо расы, религии
и вероисповедания обладает неотъемлемыми священными правами. Он торжественно
подтверждает права и свободы человека и гражданина, освященные Декларацией прав
1789 г., и основные принципы, признанные законами Рес публики.
Он провозглашает, кроме того, как особо необходимые в наше время следующие экономические,
политические и социальные принципы:
Закон гарантирует женщине во всех областях равные права с мужчиной.
Всякий человек, преследуемый за свою деятельность в пользу
свободы, имеет право убежища на территориях Республики.
Каждый обязан работать и имеет право на получение должности. Никто не может
в своем труде и в своей должности быть притесняем по причине своего происхождения,
своих взглядов или своего вероисповедания.
Каждый человек может защищать свои права и свои интересы через профсоюзную организацию
и принадлежать к проф союзу по своему выбору.
Право на забастовку осуществляется в рамках законов, которые его регламентируют.
Каждый трудящийся через посредство своих делегатов при нимает участие в коллективном
определении условий работ так же как и в руководстве предприятиями.
Всякое имущество, всякое предприятие, эксплуатация которого имеет или приобретает
черты национальной общественной службы или фактической монополии, должно стать
коллективной собственностью.
Нация гарантирует личности и семье необходимые условия для их развития.
Она гарантирует всем, в частности ребенку, матери и престарелым трудящимся,
охрану здоровья, материальное обеспечение, отдых и досуг. Всякое человеческое
существо, лишенное возможности трудиться по своему возрасту, физическому или
умственному состоянию или экономическому положению, имеет право получать от
коллектива средства, необходимые для существования.
Нация провозглашает солидарность и равенство всех французов в отношении бремени,
вытекающего из национальных бедствий.
Нация гарантирует равный доступ детям и взрослым к образованию, к приобретению
профессии и к культуре. Организация общественного бесплатного и светского образования
всех ступеней является долгом государства.
Французская республика, верная своим традициям, принимает во внимание положения
международного публичного права. Она не предпримет никакой войны с целью завоевания
и никогда не употребит своих сил против свободы какого-либо народа.
Франция соглашается на условиях взаимности с ограничениями суверенитета, необходимыми
для организации и защиты мира.
Франция образует с заморскими народами Союз, основанный на равенстве прав и
обязанностей без расовых и религиозных различий.
Французский союз составляется из наций и народов, которые объединяют или согласуют
свои ресурсы и усилия для того, чтобы развивать свою цивилизацию, увеличивать
свое благосостояние и обеспечивать свою безопасность.
Верная своей исконной миссии, Франция намерена привести народы, руководство
которыми она взяла на себя, к свободному самоуправлению и демократическому ведению
своих собственных дел; избегая всякой системы колонизации, основанной на произволе,
Франция обеспечивает всем свободный доступ к публичным должностям, индивидуальное
или коллективное пользование провозглашенными или подтвержденными выше правами
и свободами.
источник:
http://concourt.am
Конституции соседних
государств: Бельгии,
Люксембурга, Германии,
Швейцарии, Италии, Монако,
Испании, Великобритании,
Андорры