После того, как рукопись этой
книги была отдана издателю, и началась подготовка её к выходу в свет, автору
довелось на протяжении нескольких месяцев работать в одном из самых значительных
в мире центров по исследованию христианства - в Католическом университете
Америки. Именно здесь были подготовлены многие параллельные переводы древних
христианских текстов, составлены сотни статей для всевозможных справочных
и периодических изданий, созданы десятки интереснейших монографий. Здесь существуют
мощные научные школы с большим авторитетом и давними традициями, читаются
публичные лекции по христианской проблематике учеными со всего мира, здесь
учатся студенты из разных стран и исповедующие разные религии, в том числе
и нехристианские. На территории Католического университета в Вашингтоне находится
крупнейший католический храм западного полушария - Базилика Национальной Святыни
Непорочного Зачатия, построенная сравнительно недавно и несущая на своих стенах
изображения едва ли не всех святых католической церкви.
Разумеется, мне было очень интересно узнать, какую роль в современном католицизме
по другую сторону океана отводят Амвросию Медиоланскому и, осматривая храм,
я конечно же искал барельеф с его изображением. Скоро мои поиски увенчались
успехом: барельеф Амвросия находится на южной стене Базилики, обращенной к
зданию Библиотеки Маллена Католического университета, на входом в которую
выбито мудрое изречение: Omnia vincit veritas (Всё побеждает истина). Правда,
надо заметить, что изображение Амвросия не столь значительно по исполнению
и внешнему виду, если сравнить его, к примеру, с находящимся рядом Августином.
Когда я обратил внимание на эту деталь руководителя Программы изучения раннего
христианства профессора С.Гриффитса, он сказал, что действительно в современном
католицизме Амвросия ценят и почитают несколько меньше, чем других известных
святых в силу того, что он был в большей степени церковным политиком, чем
теологом.
И всё же мне вскоре удалось убедиться, что Амвросий не только не забыт в Америке,
но снова и снова заставляет обращать на себя внимание. 7 декабря, в день Святого
Амвросия по церковному календарю, в Колдуэлльской часовне Католического университета
состоялось совершенно необычная и интереснейшая литургия: от начала до конца
она проводилась по сценарию, разработанному в IV веке самим Амвросием Медиоланским.
Вся служба велась на латинском языке, звучало знаменитое амвросианское антифонное
пение, часовня освещалась свечами, которые создавали таинственный и в то же
время торжественный полумрак, священники были облачены в особые одеяния и
по ходу службы постоянно общались с паствой, как это было принято в древности
(например, в обряд входил обмен поцелуями со священником и непосредственное
участие в некоторых эпизодах литургии лиц, не имеющих духовного звания).
Другим событием, вызвавшим определенный резонанс в научных кругах Америки,
да и не только Америки, стал выход в свет книги Нейла МакЛинна "Амвросий
Медиоланский.Церковь и двор в христианской столице". Эта монография,
без сомнения, является крупным вкладом в амвросиеведение и содержит принципиально
новые критические, а порой и гиперкритические подходы к известным и устоявшимся
в науке фактам из жизни Амвросия и истории IV века. Мой знакомый историк церкви
из Католического университета - профессор Иноу - назвал книгу МакЛинна "ревизионистской",
в том смысле, что она подвергает ревизии устоявшиеся мнения. Когда я сам стал
читать её, я убедился, что это действительно так и что использование выводов
МакЛинна или полемика с ним приведет к значительной переработке настоящего
издания, что вряд ли целесообразно делать, когда книга готова к выходу в свет.
Я оставляю это для следующего издания, если в нем возникнет необходимость,
о чем, впрочем, предстоит судить читателю.
И ещё один американский опыт, о котором стоит упомянуть в заключение и с перспективой
для будущих исследований. В Католическом университете мне посчастливилось
осуществить часть исследования большой и сложной проблемы христианизации Римской
империи по методике, о которой несколько лет назад невозможно было даже мечтать.
Благодаря издательству Chadwyck & Healey Inc. в 1993-1995 гг. осуществлено
уникальное переиздание Латинской патрологии Миня в компьютерном варианте.
Использование этой грандиознейшей базы данных сулит дать интереснейшие научные
результаты и осуществлять такие виды исследований, которые были немыслимы
в недалеком прошлом. Но это уже тема следующей книги.
|