Казаков М.М.
(Смоленский гуманитарный университет)
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ:
ВОЗМОЖНОСТИ, ТРУДНОСТИ, ПЕРСПЕКТИВЫ
«Доступ к информации и знаниям, - говорится в Программе
ЮНЕСКО «Информация для всех», - является общечеловеческим благом, без которого
невозможно развивать образование, науку, культуру и коммуникацию, открывать
новые возможности, способствовать культурному разнообразию и поощрять
открытость управления».[1]
Информация в различных формах является главным критерием любой цивилизации с
древнейших времен до наших дней, а обеспечение доступа к ней можно считать
главным показателем цивилизованности общества. Дозирование информации, ее
тенденциозность и искаженность служат мощным средством политики закрытых
обществ и тоталитарных систем, и, напротив, открытость информации, ее
доступность и объективность – это свойство либеральных обществ и
демократических политических систем.
Доступ к информации
является и главным содержанием образования в любом обществе. От полноты,
объективности, содержательности, доступности информации прямо зависит качество
образования и эффективность обучения.
В эпоху бурного развития
информационно-коммуникационных технологий образовательная информация становится
самой востребованной частью мировых информационных ресурсов. С другой стороны,
традиционные методы обучения дополняются и обогащаются с помощью информационных
технологий, и сам образовательный процесс выходит на качественно новый уровень.
Учебные заведения сейчас
находятся в стадии постоянного изменения. Под влиянием информационных
технологий меняются потребности и уровень требований потребителей образовательных
продуктов (учащихся, студентов, работодателей), что диктует необходимость
постоянного совершенствования образовательного процесса и для успешной работы
на образовательном рынке, и для удовлетворения потребности рынка труда. Освоение
информационных технологий не только позволяет учебным заведениям идти в ногу со
временем, но и предоставлять студентам новые возможности, новую гибкость в
обучении и качественно новое образование.
Термин «электронное
обучение» (e-learning) получил широкое распространение в последние годы. Чаще
всего под ним понимаются различные формы
использования информационно-коммуникационных технологий в образовательной
деятельности, а также дистанционное обучение с помощью компьютера и каналов
связи. Несмотря на негативное отношение к электронному обучению значительной
части нашего общества, вызванного в первую очередь низким уровнем
информационной культуры, хотелось бы остановиться на новых возможностях, которые оно открывает в сфере образования.
Во-первых, реализация
этих возможностей означает переход к открытой модели образования.
Придание системе образования качеств открытой системы влечет кардинальное
изменение ее свойств в направлении большей свободы при планировании обучения,
выборе места, времени и темпа, в переходе от принципа "образование на всю
жизнь" к принципу "образование через всю жизнь",
в переходе от движения обучающегося к знаниям к обратному процессу - знания
доставляются человеку.
Открытое образование -
система, в которой индивидуумом осуществляется достижение и подтверждение
образовательного ценза. Современные условия не позволяют ориентироваться на раз
и навсегда выданный диплом. Образовательный статус необходимо подтверждать и
совершенствовать в течение всей жизни, и электронное обучение лучше всего
удовлетворяет потребности в этом.
Основу образовательного
процесса в открытом образовании составляет целенаправленная, контролируемая,
интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном
для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект
специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с
преподавателем.
Во-вторых, электронное
обучение позволяет охватить все категории населения (возрастные, социальные,
национальные, региональные и т.п.) и приводит, таким образом, к появлению новых
рынков образовательных услуг.
В-третьих, электронное
обучение позволяет составлять индивидуальную траекторию обучения в соответствии
с индивидуальными особенностями, знаниями, наличием времени для обучения,
материальными возможностями и т. д., что способствует развитию индивидуальных
образовательных продуктов.
В-четвертых, электронное
обучение способствует появлению новых концепций обучения и моделей преподавания.
Основу этих новых подходов составляет индивидуально-ориентированное
обучение, в котором главный фокус сосредоточен на обучаемом, на его
индивидуальных особенностях. При этом обучение становится активным,
ориентированным на практическую деятельность.
В-пятых, развитие
электронного обучения означает доступность технологий, возможностей, ресурсов
и резервов. Через Интернет информация может передаваться почти
мгновенно. Электронные ресурсы и информационные технологии позволяют подавать
обучаемому информацию в любом удобном для него виде (текстовом, мультимедийном,
анимированным и т.п.) и в любых объемах, совершенно несопоставимых с бумажными
носителями.
В-шестых, электронное
обучение имеет следствием повышение эффективности и качества учебного
процесса. Оно позволяет снизить очень значительную часть традиционных
расходов учебных заведений, оптимизировать и улучшить управление и существенно
повысить оплату труда преподавателей. С другой стороны, внедряя информационные
технологии, учебные заведения стараются повысить качество курсов и программ.
Качество может быть повышено с точки зрения представления учебных материалов,
академической и административной поддержки студентов или с точки зрения
возможных вариантов общения между преподавателем и студентом. Также качество
может быть улучшено за счёт количества вариации в представлении учебного
материала.
В-седьмых, внедрение
электронного обучения у нас в стране будет способствовать вхождению в мировое
образовательное пространство. Переход к электронному обучению открывает
новые перспективы для международной интеграции и участия в совместных образовательных
проектах, как в рамках Болонского процесса, так и в других мировых интеграционных
процессах.
Однако внедрение
электронного обучения в образовательный процесс сопряжено с целым рядом
проблем, препятствий и трудностей. К
ним можно отнести:
·
Консерватизм
значительной части общества в отношении образования и приверженность
традиционным методам, концепциям, системам.
·
Низкую
информационную культуру, как значительной части населения, так и
преподавательского корпуса и руководящего звена системы образования.
·
Относительную
дороговизну информационно-коммуникационных технологий и их внедрения.
·
Неготовность,
а часто и нежелание преподавателей заниматься новациями, как в части содержания
учебных курсов и программ, так и в части методик и технологий преподавания.
·
Определенную
хаотичность, несистематизированность и ненадежность Интернет-ресурсов.
·
Закон
об авторском праве и защиту информации.
·
Языковые
проблемы в части интеграции в мировое образовательное пространство.
Вместе с тем,
альтернативы широкому внедрению электронного обучения в современный
образовательный процесс нет. Отвергать сейчас электронные средства обучение
равносильно отказу от книгопечатания в средние века. При этом, любопытно, что у
нас в стране сложилась ситуация, когда высшее руководство в целом осознает
необходимость, полезность и перспективность развития электронного обучения, но
на уровне среднем (руководство учебных заведений, за исключением некоторых, в
основном центральных, вузов) и низшем (преподавательский состав, за исключением
отдельных энтузиастов) в целом еще существует негативное отношение к нему. Это
же в значительной степени касается и потребителей образовательных услуг, за
исключением ряда передовых (и успешных!) фирм.
Ближайшие перспективы – на 5-7 лет - развития
электронного обучения видятся в следующем:
·
Рост
и упорядочение электронных ресурсов, часть из которых по-прежнему будет
оставаться доступной и бесплатной.
·
Увеличение
числа учебных заведений в той или иной форме использующих электронное обучение,
причем их конкурентоспособность неизбежно окажется выше традиционных учебных
заведений.
·
Повышение
информационной культуры населения, и, как следствие, рост доверия к
электронному обучению.
·
Увеличение
числа преподавателей, сочетающих традиционные формы с электронными, в основном
за счет нового поколения.
·
Изменение
образовательной парадигмы в сторону акцента на обучаемого и его активизации и,
соответственно, приближения образования к практике.
·
Приближение
отечественного образования к мировым образовательным стандартам.
В качестве вывода
хотелось бы ответить на вопрос о том, пострадает ли качество образования?
Ответом на этот вопрос может быть утверждение, что качество образования станет
иным, в большей степени ориентированным на потребности общества и экономики,
более гибким, но менее фундаментальным. Изменятся стимулы к обучению, изменятся
формы образовательного процесса, изменится его содержание. Главным результатом
изменений в сфере образования станет новое качество жизни граждан в обществе. Несомненным
представляется и то, что учить и учиться в XXI веке предстоит совершенно иначе, чем
это делали наши предки в веке XIX и даже XX веке.