ПЛЮСЫ И МИНУСЫ АМЕРИКАНСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

 

М.М.Казаков

Смоленский гуманитарный университет

 

 

 

 

      Настоящий очерк американской системы образования и воспитания основан прежде всего на собственных наблюдениях автора и общения с американцами и американским образом жизни во время трех поездок в США:

·        в 1994-1995 гг. по программе Международного Совета по научным обменам (IREX), когда автор в течение 8 месяцев жил в американской столице Вашингтоне, занимался исследованием античного христианства в Католическом университете Америки и имел возможность посетить ряд знаменательных городов и мест северо-восточной части США (Балтимор, Филадельфия, Нью-Йорк, Бостон, Чикаго и др.);

·        в 1996-1997 гг. по программе обмена молодыми преподавателями (JFDP), когда автор в течение 9 месяцев жил в городке Такома Парк в Мэриленде, изучал американскую систему высшего образования и компьютерного администрирования в Католическом университете Америки и снова имел возможность посетить ряд знаменательных городов и мест в США (Аннаполис, Ричмонд, Виллиамсбург, Сан-Антонио, Остин и др.);

·        в 1999-2000 гг. по рабочей визе H-1, когда автор в течение 13 месяцев жил в столице Техаса Остине и работал в качестве веб-программиста в небольшой американской компании; во время этой поездки удалось посмотреть значительную часть Техаса (Даллас, Хьюстон, Галвестон, Фридрихсбург, Корпус Кристи, Матагорда и др.), а также совершить автомобильную поездку по Луизиане с остановками в Батон Руж и Новом Орлеане.

      Все это время автор не только наблюдал воспитание и образование американских детей, подростков, студентов, но и непосредственно знакомился с этой системой, т.к. сын автора посещал в течение 4-х месяцев обычную американскую школу в Мэриленде (Eastern Middle School) во время второй поездки и затем целый учебный год посещал школу в Техасе (Westwood High School) во время третьей поездки. Кроме того, автору приходилось много общаться с разными американскими семьями, школьными учителями, вузовскими преподавателями, что позволяет поделиться наблюдениями и сделать некоторые выводы о плюсах и минусах подходов к образованию и воспитанию детей в Америке, а также выделить их специфические черты. Замечу, что в данном обзоре ставится целью остановиться только на довузовской системе воспитания и образования. Система высшего образования в США является особым предметом.

 

 

1. Дошкольный уровень

 

      Если начать с дошкольного воспитания и образования, то в качестве общей тенденции можно отметить, что оно является преимущественно домашним. Рождаемость в США остается весьма высокой, среднее количество детей в семьях 3-4, и даже семьи со средним и низким достатком имеют несколько детей. Такая ситуация объясняется, с одной стороны, развитыми социальными мерами, направленными на поддержку многодетных семей с малым достатком, а, с другой стороны, достаточно высокими заработками глав семейств, что позволяет им содержать и неработающую жену, и детей, или, в том случае, если жена желает жить полноценной социальной жизнью - няню. Поэтому, как правило, в Америке воспитание детей дошкольного возраста происходит в семье.

      В семьях со средним и выше среднего достатком выбор няни, как правило, происходит через газеты или специальные службы. При этом спрос на услуги такого рода обычно превышает предложение, а стоимость услуг няни со специальным образованием достаточно высока, чтобы такую воспитательницу могли позволить себе многие. В результате те семьи, которые нанимают няню для своих детей, как правило, ограничиваются либо студентками (а иногда и школьницами), либо иммигрантами (чаще всего из латиноамериканских стран и порой даже слабо владеющих английским языком). В силу низкой квалификации вышеозначенных категорий воспитательный процесс на дошкольном уровне сводится к минимуму и ограничивается чаще всего прогулками и просмотром телепередач. Участие родителей в воспитательном процессе в таких случаях обычно происходит по вечерам или в дни, когда у няни выходной. Специальное воспитательное воздействие могут оказывать семейные экскурсии и другие семейные мероприятия.

      Воспитание детей матерью, если она не работает и не учится, зависит от уровня ее образования. Как правило, этот уровень достаточно высок, если учесть, что американские семьи стремятся обзавестись детьми в зрелом возрасте (обычно не моложе 25, а то и 30 лет).

      Следует отметить, что для американцев нехарактерно доверять воспитание детей бабушкам и дедушкам, прежде всего в силу того, что молодое поколение живет отдельно от старшего и общение происходит на уровне нечастых визитов или во время семейных праздников. И скорее исключением, чем правилом является приглашение бабушки или дедушки посидеть с ребенком, если родителям его не с кем оставить.

      Также довольно редко в воспитании детей дошкольного возраста принимает активное участие отец. По сложившимся в американском обществе традициям отец является основой материального благополучия семьи, и на общение с детьми у него остается просто мало времени. Правда, справедливости ради надо отметить, что уикэнд является временем, которое чаще всего семья проводит вместе и основное общение родителей с детьми происходит именно в выходные. Причем в США созданы самые благоприятные условия для того, чтобы родители могли брать детей с собой: например, специальные полки для пеленания младенцев в общественных туалетах, высокие специальные стульчики в ресторанах, прогулочные коляски в парках и местах массового отдыха и т. п.

      Что касается детских дошкольных учреждений, то они в США чаще тоже носят домашний характер. В большинстве случаев детские сады устраиваются в частных домах, и обычно 1-2 няни-воспитательницы обслуживают группу из 10-12 детей приблизительно одного возраста. Занятия с детьми в таких частных домах помимо сна, кормления и прогулок предусматривают развивающие игры и чтение детям книг с картинками. Аналогичные детские сады существуют при учреждениях и университетах, причем в последних в роли воспитательниц чаще всего выступают матери-студентки, меняя друг друга в этой роли, что позволяет сэкономить деньги.

      Дети старшего дошкольного возраста чаще всего ходят в подготовительные классы в близлежащей школе. Там воспитательным и учебным процессом занимаются уже профессиональные педагоги, при этом подавляющее большинство такого рода подготовительных классов бесплатные.

      Таким образом, плюсом дошкольного воспитания в США, на мой взгляд, можно считать его домашний характер и ориентацию на индивидуальные способности ребенка, что объективно определяется небольшим количеством детей в группах либо вообще индивидуальными занятиями с ребенком. Недостатком, видимо, следует признать низкий уровень профессионализма людей, занятых дошкольным воспитанием и образованием и недостаточную проработку учебно-воспитательных программ этого уровня.

 

2. Школьный уровень

 

 

      Первое, что бросается в глаза при знакомстве с американской системой школьного воспитания и образования - четкое деление всех американских школ на три категории: Elementary School (начальная школа: 1-4 классы), Middle School (школа средней ступени: 5-8 классы) и High School (9-12 классы). Причем это деление предусматривает отдельные здания, стадионы, библиотеки и т. п., отдельную администрацию и преподавательский состав).

      Такое деление следует признать целесообразным и с точки зрения администрирования, и с точки зрения учебного процесса, и с точки зрения воспитания. Младшие школьники не подвергаются вредному воздействию со стороны старших, а учительский коллектив работает более эффективно, сосредотачиваясь на определенных возрастных категориях и соответствующих учебных программах.

      Еще одна особенность американских школ состоит в возможности выбора учеником учебных дисциплин в рамках определенных категорий. На первых порах осуществить этот выбор помогают школьные педагоги, а в старших классах учащиеся получают в этом отношении большую самостоятельность. Разумеется, участие в выборе дисциплин на каждый следующий учебный год принимают родители. Рамки выбора определяются, с одной стороны, интересами, склонностями и способностями ученика, и, с другой стороны, требованием обязательного количества дисциплин по каждой категории для окончания школы и поступления в колледж или университет. Учебный план, особенно в старших классах, составлен таким образом, что прохождение некоторых курсов возможно только в определенном порядке в зависимости от степени их сложности. Такая система формирует глубокое чувство свободы уже в раннем возрасте и заставляет ученика изучать выбранную им дисциплину более осознанно. С другой стороны, эта система ориентирована на индивидуальность, а не на коллектив, т.к. классные коллективы при такой системе вообще отсутствуют (ввиду самостоятельной регистрации учащихся на разные учебные дисциплины каждый новый предмет изучается, как правило, в новом окружении учащихся). При этом собственно классное руководство объективно отсутствует, т.к. нет постоянных классных групп (подобие классного руководства приходилось наблюдать лишь в группах английского языка для иностранцев). Тем не менее, нельзя сказать, что в школах отсутствует воспитательная работа. В крупных школах существуют своего рода деканаты параллелей классов (например, администрация 9 класса), которые занимаются и учебной, и воспитательной работой.

Также во всех школах существуют должности воспитателей разного уровня и назначения, широко распространена внеклассная работа в кружках, спортивных секциях, клубах по интересам. При этом явно прослеживается стремление работников школ максимально загрузить учащихся в течение дня и не столько домашними заданиями, которых, в общем, не столь уж и много, сколько различными воспитательными, развлекательно-познавательными и оздоровительными мероприятиями. Администрация строго следит за соблюдением учащимися школьного распорядка, включая строгую ограниченность перемещений по школе и запрет покидать территорию школы во время уроков. Не только в здании школы, но и на прилегающей территории строго запрещено курение, не говоря уже об употреблении алкоголя. Мало того, школьников могут подвергнуть административному взысканию, если их застанут курящими на улице даже за пределами школы. А продавцы, продавшие лицам до 21 года спиртное или даже пиво, подвергаются уголовной ответственности.

      Разумеется, благополучность школ в Америке сильно зависит от районов, в которых они расположены, и для американцев, имеющих детей нередко проблема выбора нового места жилья прямо связана с благополучностью школы в этом районе. Следует заметить, что детей, проживающих на определенном расстоянии от школы, к месту учебы привозит специальный школьный автобус.

      Учебные занятия в американских школах лишены той напряженности, которая характерна для наших учебных заведений. В классах на уроках учебный процесс чаще всего организован таким образом, что учащиеся не являются пассивными слушателями объяснений учителя, а активными участниками процесса обучения. Это достигается либо за счет диалога с учителем и постоянного "провоцирования" педагогом вопросов со стороны учеников, либо путем организации работы учащихся в малых группах и выполнения ими творческих заданий. Во время урока учащиеся могут относительно свободно перемещаться по классной комнате, пользоваться различными офисными принадлежностями (дыроколы, скреперы, точилки карандашей и т.п.), а также использовать компьютеры, подключенные к локальной школьной сети или к Интернету. Такая свободная атмосфера во время уроков не создает "взрыва" на переменах, характерных для российских школ, когда дети разряжаются после напряженных 45 минут урока.

      Другое отличие американских школ от наших состоит в том, что дети, перемещаясь по школе, не носят с собой портфелей. Каждый ученик имеет свой шкафчик-locker с индивидуальным замком, и в этом шкафчике хранится и верхняя одежда, и форма для физкультуры, и портфель с учебниками и тетрадями. Поэтому и перемену американские школьники используют в основном для того, чтобы подойти к своему шкафчику и взять из него все необходимое к следующему уроку. Следует заметить, что школьные тетради как таковые в американских школах отсутствуют и вместо них используются папки с разделителями по отдельным предметам.

      Домашние задания в американских школах в основном носят творческий и проблемный характер, то есть чаще всего требуется не просто заучить тот или иной параграф, а ответить на вопросы или разрешить проблемную ситуацию. При этом в расписании предусмотрены самостоятельные занятия, на которых школьники выполняют часть домашних заданий.

      Несомненно, положительной чертой американских школ является стремление стимулировать учащихся к получению знаний и хорошей успеваемости. Этому способствуют и разнообразные рейтинги, и положительные установки на значимость образования, и пропаганда возможностей продолжения образования, и даже благодарственные письма родителям.

      Большую роль в воспитательной работе в школе играют различные экскурсии. Американские музеи имеют множество экспонатов, рассчитанных специально на детей, а в лучших музеях находятся компьютеры с открытым доступом, на которых находятся познавательные интерактивные игры, а также различного рода викторины и тесты, вызывающие у детей живой интерес.

 

 

3. Довузовская подготовка

 

 

      Прежде всего, следует иметь в виду тот факт, что в США существует широкие возможности для продолжения образования после школы, и американские вузы активно стремятся привлечь к себе будущих студентов. Также следует иметь в виду, что в американских вузах, как правило, не существует вступительных экзаменов. Для того, чтобы поступить в вуз на определенный факультет нужно иметь соответствующее количество зачтенных дисциплин по профилю в школе, а также пройти единый для всей страны выпускной тест SAT (Standard Aptitude Test). В некоторых штатах и в отдельных вузах могут быть предусмотрены дополнительные тесты, но SAT является обязательным для всех.           

Каждый вуз устанавливает проходной балл теста в зависимости от количества мест и количества поданных заявлений. Многие американские вузы активно работают в школах, предлагая в старших классах колледжные дисциплины. При этом ученик школы, прошедший эти дисциплины, поступив в колледж или университет, имеет их уже как пройденную часть учебного плана вуза. Вузы стимулируют высокую успеваемость в школах тем, что предоставляют определенное количество мест лучшим выпускникам школ, кроме того, лучшие из лучших могут получить различные стипендии, которые либо полностью, либо частично компенсируют плату за обучение.

 

 

4. Заключение

 

 

      Подводя общий итог краткому обзору американской системы воспитания и образования, вряд ли есть смысл делать вывод о том, чего в ней больше - плюсов или минусов. Эта система весьма значительно отличается от российской. Прежде всего, эти отличия состоят в индивидуальном подходе к каждому ребенку в отдельности, культивировании свободы личности и осознания ее значимости, стремлении не столько нагрузить ребенка знаниями, сколько научить его их применять.

Hosted by uCoz