Казаков М.М.
(Смоленск)
Религия и
личность в позднеантичном обществе
Вопрос о религиозности личности в позднеантичном
обществе – в период от легализации христианства Миланским эдиктом 313 г. до
эдикта Феодосия 392 г. о полном запрещении языческих культов – имеет большое
значение для изучения христианизации Римской империи и поздней античности в
целом. Источники не содержит на этот счет никакой статистики, и сведения о
социальном составе обращаемых в христианство людей и мотивах их обращения крайне
скудны.
Очевидно, что христиане с самых ранних этапов развития
христианства происходили из разных слоев римского общества, и вопрос о строгой
социальной ориентированности этой религии вряд ли имеет под собой основания.
Однако с известной уверенностью можно утверждать, что среди христиан IV в.
самую значительную часть составляли «страждущие и обездоленные» как в
социальном, так и в жизненном смысле. В социальном смысле сюда относились городская
беднота, вольноотпущенники, рабы и мелкие крестьяне, попадавшие в долговую
кабалу. В «жизненном» смысле это были люди, выбитые в силу каких-либо передряг
и ударов судьбы из обычной колеи, имеющие физические недостатки и страдающие от
болезней, независимо от их происхождения и социального положения.
В IV в. христианство было в основном городской
религией и находило своих сторонников среди низших и средних городских слоев,
преимущественно людей физического труда и торговцев. Процесс христианизации
деревни не завершился и в VI в. Свободные землевладельцы, использовавшие рабский
труд, связанные с общинной собственностью и принадлежавшие к сословию
декурионов были основой глубокого социально-религиозного консерватизма.
Проникновение христианства в различные социальные слои
римского общества зависело от многих факторов. Однако, несмотря на очевидные
успехи христианства в «обращении» Римской империи, позиции язычества
оставались достаточно сильными. Римское язычество всё больше ассоциировалось с
прошлым, но опиралось оно не только на традицию. До последней четверти столетия
сохранялись все атрибуты языческого культа, жрецы и храмы продолжали
пользоваться вековыми привилегиями и обладали огромными богатствами. Язычники
занимали важнейшие посты в императорской администрации, и даже придворный
этикет «христианнейших» императоров оставался по своей религиозной окраске
языческим.
Для интеллектуальной жизни этого времени был
характерен заметный упадок, что с явным сожалением констатирует один из самых
ярких писателей IV в. Аммиан Марцеллин: «Людей образованных и серьезных избегают
как людей скучных и бесполезных... Библиотеки заперты навек, как гробницы...
Иные боятся науки, как яда...» (Amm.Marc. XIV, 6, 15,
18; XXVIII, 4, 14). Этот упадок, несомненно, способствовал росту популярности
христианства и притоку в ряды сторонников этой религии части римских интеллектуалов.
В Римской империи в IV в. были и люди, индифферентные
по отношению к любой религии. Они не были атеистами в полном смысле слова и
даже могли формально относиться к язычникам или, реже, к христианам. Их вера часто
зависела от обстоятельств или от занимаемого поста и не была искренней и
глубокой. Да и в целом в те времена грань между язычеством и христианством не
была столь резкой, как это может показаться на первый взгляд. Язычество
вполне уживалось с христианством, и последнее до поры до времени терпимо
относилось к древней религии.
Особый интерес представляет вопрос о мотивах обращения
в христианство отдельных людей. Христианство даже в период гонений было
воинствующей религией и активно вербовало себе новых сторонников. В IV в.
вместе с легализацией усилилась и активность христианства по вовлечению в ряды
приверженцев все новых и новых людей.
Говоря о путях обращения в христианство, следует отметить,
что наиболее известным является путь, пройденный Августином, столь колоритно
описанный им в знаменитой «Исповеди». Этот путь представлял собой долгие и
мучительные поиски истинной веры, как методом проб и ошибок, познанием
различных религиозных и философских систем, так и с помощью христианского
наставника – Амвросия Медиоланского. Главная особенность пути Августина –
самостоятельное, осознанное и искреннее обращение в веру.
Другой путь к христианству представляют люди,
обратившиеся в веру в результате какого-то сильного внешнего потрясения.
Например, в одном из писем Амвросия (Amb.Ep.58) описывается, как знатный житель
Аквитании и член сената Павлин отказался от мирских благ и ушел в отшельники.
Причиной этого послужила смерть его единственного сына.
Весьма распространенным явлением в IV в. было
обращение в христианство в результате серьезной болезни в надежде исцелиться
при помощи веры или подготовиться к смерти. Так, в еще одном письме Амвросия
(Amb.Ep.79) говорится о некоем Беллиции, который
сознательно обратился в христианство во время тяжелой болезни. Очень
распространенным явлением в IV в. было крещение на смертном одре.
Нередкими в IV в. были «семейные обращения», когда
приверженные к христианству родственники склоняли других членов семьи к
обращению в свою веру. Особую роль в этом играли женщины, как матери семейства.
Во многих семьях в IV в. приверженность христианству становится семейной
традицией.
Наконец, встречались случаи, когда христианами становились
из конъюнктурных соображений, руководствуясь личной выгодой или стремясь
угодить начальству. По мере укрепления позиций христианства в Римской империи
число таких «обращений», несомненно, росло. Разумеется, в первую очередь в эту
категорию попадали государственные чиновники.
Своеобразным явлением в IV в. был институт катехумената, то есть подготовительного срока для людей,
готовящихся принять крещение, а также обыкновение принимать крещение в зрелом
возрасте. Отсрочка крещения является весьма значимой чертой характера
христианизации IV в.
Хотя к 400 г. язычники еще составляли примерно
половину населения, в следующее столетие Римская империя, несомненно, вошла в
основном христианизированной, и христианство стало доминирующей религией.
Очевидно, что к началу V в. христиане либо преобладали, либо составляли
значительную часть тех социальных прослоек римского общества, которые
определяли перспективы развития Римской империи в целом и отдельных важнейших
сфер ее жизни.