ТЕЗИСЫ
ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ВТОРОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
“ИЕРАРХИЯ И ВЛАСТЬ В ИСТОРИИ ЦИВИЛИЗАЦИЙ” С ДОКЛАДОМ
ОЦЕРКВЛЕНИЕ
ГОСУДАРСТВА И ОГОСУДАРСТВЛЕНИЕ ЦЕРКВИ
В ПРОЦЕССЕ ХРИСТИАНИЗАЦИИ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ В IV ВЕКЕ
Секция:
“Право, Власть и Корпоративизм в древнем и средневековом мире: мирское
и сакральное”
IV век сыграл огромную роль в судьбах европейской
цивилизации. Эта роль во многом определялась процессом христианизации
Римской империи, которая составляла, пожалуй, главное содержание этой
эпохи. В период от Константина до Феодосия происходит "обращение"
Римской империи в христианство и "обращение" христианства в
Римскую империю. Результатом этих взаимных обращений, или огосударствления
церкви и оцерквления государства, было то, что к V веку Римская империя
стала христианской империей. Изучение процесса взаимовлияния государства
и церкви представляет огромный научный интерес и является чрезвычайно
важным для понимания особенностей глобального исторического перехода человечества
от античности к средневековью.
В христианизации IV в. особое место занимает формирование церкви как религиозного, идеологического и политического института позднеантичной цивилизации, которое происходило на фоне борьбы внутри самой церкви. Борьба эта в значительной степени определялась усилением влияния церковных групп на различные территории Римской империи и элементы государственного аппарата. В процессе христианизации церковь использовала богатейший опыт римского государственного строительства, и многие величайшие деятели этой эпохи были прекрасными администраторами и политиками (Василий Великий, Амвросий Медиоланский и др.). Формирование церковного аппарата не могло проходить в отрыве от государственных структур, приспосабливаясь к которым церковь сама превращалась в политический институт. Тот факт, что церковь, по выражению В.Болотова, “примкнула к данным государственного строя”, явился необходимым условием возвышения отдельных епископов в силу политического значения главных городов Римской империи. Становление церкви в качестве политического института происходило в неразрывной связи с формированием собственной церковной идеологии.
Другой стороной процесса христианизации было формирование
отношений между церковью и государством, их взаимодействие и взаимовлияние.
Показателем этих отношений являлись: религиозная политика римских императоров,
отношение лидеров церкви к политическим проблемам, а также формирование
двух доктрин – папизма и цезарепапизма. Изучение политического аспекта
христианизации позволяет выявить действительную ее роль в судьбах Римской
империи и позднеантичного мира.
Христианизация является в определенной степени
универсальным явлением, встречающимся в самых различных уголках мира на
протяжении последних двух тысячелетий истории человечества, что делает
ее актуальной не только в академическом, но и в практическом плане.
|