Принципы классификации религий

Классификация религий включает:

  • объединение исторически существовавших религиозных общин, имевших сходные элементы, и соответствующие группировки;
  • объединение сходных религиозных феноменов в категории, позволяющее раскрыть структуру религиозного опыта человечества в целом.

Трудность классифицирования религий заключается в исключительном многообразии представленных в истории религиозных форм. Никогда не существовало безрелигиозных народов, поэтому наша задача - найти принципы, которые помогли бы справиться с объемом информации, которая лежит перед нами и избежать путаницы.

Принципы классификации религий: нормативные, географические, этнографические и лингвистические принципы, философские, морфологические, феноменологические классификации.

Нормативные принципы

Являются наиболее распространенными принципами, делят религии на истинные и ложные. Продолжают существовать с существующими апологетическими методами.

Недостатки: Не имеют научной ценности, т.к. субъективны и предвзяты; не существует критериев, на основе которых они строятся.

Географические принципы

Основываются на географическом распределении религиозных общин. Состоит в том, что религии, существующие в одном и том же регионе земного шара, группируются. Наиболее употребительными являются следующие категории:

  • религии Ближнего Востока (иудаизм, христианство, ислам, зороастризм, древнеегипетская религия и др.);
  • религии Дальнего Востока (религиозные общины Китая; конфунцианство, даосизм, буддизм махаяна, синтоизм);
  • религии Индии (ранний буддизм, индуизм, джайнизм, сикхизм, возникшие на основе буддизма религии Южной и Юго-Восточной Азии)
  • религии Африки или племенные культы Черной Африки;
  • религии Америки (верования индейцев);
  • океанические религии (религиозные системы народов островов Тихого океана, Австралии и Новой Зеландии);
  • классические религии Древней Греции и Древнего Рима и их эллинистические варианты.

Недостатки: Многие религии не ограничены в своем существовании рамками одного региона (напр., ислам), или наибольшей распространенности достигают не в регионе своего возникновения (христианство, буддизм). Кроме того, один и тот же регион континента может быть место существования множества совершенно разных религиозных обществ и воззрений.

Этнографические и лингвистические принципы

Примером может служить классификация немецкого филолога Варда.

Вард разработал "Этнографическо-историческую классификацию человеческих рас для облегчения изучения религий". Главные разделы классификации Варда:

  • океанические расы;
  • африканские расы;
  • американские расы;
  • монголоидные расы, включающие семитов и арийцев и являющиеся источником происхождения семитической, индо-арийской и европейской рас.

Продолжение читайте в следующем Выпуске рассылки.

Философские классификации

Примеры: классификация Гегеля и О. Пфлейдера

Гегелевская классификация

Изложена в "Лекциях по философии религии". История религии, по Гегелю, процесс, посредством которого Дух (= реальность истории) приходит к полному самосознанию. Отдельные религии - последовательные шаги развертывания Духа, которые направлены к достижению абсолютной цели истории. Гегель классифицирует религии в соответствии с тем. Какую роль они сыграли в самореализации Духа. Все религии Гегель разделяет на три группы:

1. Природные религии (находятся на низшем уровне развития) - основаны на непосредственном сознании, вырастающем из чувственного опыта. Это непосредственные (магические) религии, религии Китая и Индии (включая буддизм), древние религии Персии, Сирии и Египта.
2. Духовно-индивидуальные религии (находятся на промежуточном уровне): иудаизм, древнегреческая религия, древнеримская религия.
3. Абсолютная религия или религия абсолютной духовности (находится на высшем уровне) - христианство.

Недостатки классификации Гегеля: нет места исламу; непонятно, как быть с последующим историческим развитием.

Морфологические классификации

Подразумевают, что религии в своей истории проходят ряд последовательных стадий развития, каждая из которых имеет четкие характеристики.Морфологические классификации также называют эволюционными.

Родоначальник морфологических классификаций - Э. Тайлор ("Первобытная культура").

Классификация Тайлора имеет следующий вид:

  • Культ предков, характерный для первобытных обществ, объясняется верой в существование духов умерших.
  • Фетишизм - поклонение предметам, которым приписывается магическая или сверхъестественная сила, возникает благодаря ассоциативной связи в первобытном мышлении определенных вещей или мест с духами.
  • Идолопоклонство - образ (идол) рассматривается как символ духа или божества.
  • Тотемизм - вера в существование связи между отдельными группами людей и определенными духами, которые являются хранителями этих групп. Весь мир населен духовными сущностями.
  • Политеизм - исчезает интерес к отдельным божествам или духам, их сменяют "специализированные" божества, каждое из которых представляет целый класс сходных духовных реальностей.
  • Монотеизм - вера в высшее и единое божество.

Феноменологические классификации

Пример: классификация голландского ученого Г. ван дер Леу ("Феноменология религии")

Классификация Г. ван дер Леу

Содержание религиозной жизни:

  • объект религии - то, на что направлены религиозные чувства и действия;
  • субъект религии- душа, где объединены свещеннослужитель, священная община и священное в человеке;
  • субъект и объект в их взаимодействии;
  • мир, пути к миру и цели мира;
  • формы религии.

Классификация:

  • религии уединенности и полета (древний Китай и деизм 18 века);
  • религии борьбы (зороастризм);
  • религия покоя не имеющая конкретной исторической формы, но обнаруживающаяся в любой религии в форме мистицизма;
  • религия беспокойства, или теизм, которая также не имеет конкретной формы, но проявляется во всех религиях;
  • динамика религий в отношении к другим религиям (синкретизм и миссионерство);
  • динамика религий в отношении внутреннего развития (пережитки и реформации);
  • религия силы и формы (Древняя Греция);
  • религии бесконечности и аскетизма (религии Индии за исключением буддизма);
  • религия ничто и сострадания (буддизм);
  • религия воли и послушания (иудаизм);
  • религия величия и унижения (ислам);
  • религия любви (христианство).

Не существует ни одной классификации религий, которая бы выдерживала любую критику и соответствовала бы всем целям, которые ставит пеерд собой религиоведение.

Самый плодотворный подход к предмету, вероятно, состоит в использовании множеств разнообразных классификаций одновременно.

Критерии к классификациям религий

Классификации не должны быть субъективными и предвзятыми; их предметами должны быть сущностные и типические черты религиозной жизни; должны представлять как общие черты, так и особенности и уникальности религиозных форм; должны отражать динамику религиозной жизни.

С.И. Самыгин, В.И. Нечипуренко, И.Н. Полонская. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-на-Дону; "Феникс", 1996.
Религиоведение: Учебное пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению (Под ред. проф. И.Н. Яблокова). - М.: Гардарика, 1998.

 

© "Упельсинкина страница" - www.upelsinka.com

 

Hosted by uCoz