Принципы
классификации религий
Классификация
религий включает:
-
объединение
исторически существовавших религиозных общин, имевших сходные
элементы, и соответствующие группировки;
-
объединение
сходных религиозных феноменов в категории, позволяющее раскрыть
структуру религиозного опыта человечества в целом.
Трудность
классифицирования религий заключается в исключительном многообразии
представленных в истории религиозных форм. Никогда не существовало
безрелигиозных народов, поэтому наша задача - найти принципы,
которые помогли бы справиться с объемом информации, которая
лежит перед нами и избежать путаницы.
Принципы
классификации религий: нормативные, географические,
этнографические и лингвистические принципы, философские,
морфологические, феноменологические классификации.
Нормативные
принципы
Являются
наиболее распространенными принципами, делят религии на истинные
и ложные. Продолжают существовать с существующими апологетическими
методами.
Недостатки:
Не имеют научной ценности, т.к. субъективны и предвзяты; не
существует критериев, на основе которых они строятся.
Географические
принципы
Основываются
на географическом распределении религиозных общин. Состоит в
том, что религии, существующие в одном и том же регионе земного
шара, группируются. Наиболее употребительными являются следующие
категории:
- религии
Ближнего Востока (иудаизм, христианство, ислам, зороастризм,
древнеегипетская религия и др.);
- религии
Дальнего Востока (религиозные общины Китая; конфунцианство,
даосизм, буддизм махаяна, синтоизм);
- религии
Индии (ранний буддизм, индуизм, джайнизм, сикхизм, возникшие
на основе буддизма религии Южной и Юго-Восточной Азии)
- религии
Африки или племенные культы Черной Африки;
- религии
Америки (верования индейцев);
- океанические
религии (религиозные системы народов островов Тихого океана,
Австралии и Новой Зеландии);
- классические
религии Древней Греции и Древнего Рима и их эллинистические
варианты.
Недостатки:
Многие религии не ограничены в своем существовании рамками одного
региона (напр., ислам), или наибольшей распространенности достигают
не в регионе своего возникновения (христианство, буддизм). Кроме
того, один и тот же регион континента может быть место существования
множества совершенно разных религиозных обществ и воззрений.
Этнографические
и лингвистические принципы
Примером
может служить классификация немецкого филолога Варда.
Вард
разработал "Этнографическо-историческую классификацию человеческих
рас для облегчения изучения религий". Главные разделы классификации
Варда:
- океанические
расы;
- африканские
расы;
- американские
расы;
- монголоидные
расы, включающие семитов и арийцев и являющиеся источником
происхождения семитической, индо-арийской и европейской
рас.
Продолжение
читайте в следующем Выпуске рассылки.
Философские
классификации
Примеры:
классификация Гегеля и О. Пфлейдера
Гегелевская
классификация
Изложена
в "Лекциях по философии религии". История религии, по Гегелю,
процесс, посредством которого Дух (= реальность истории) приходит
к полному самосознанию. Отдельные религии - последовательные
шаги развертывания Духа, которые направлены к достижению абсолютной
цели истории. Гегель классифицирует религии в соответствии с
тем. Какую роль они сыграли в самореализации Духа. Все религии
Гегель разделяет на три группы:
1.
Природные религии (находятся на низшем уровне развития)
- основаны на непосредственном сознании, вырастающем из чувственного
опыта. Это непосредственные (магические) религии, религии
Китая и Индии (включая буддизм), древние религии Персии, Сирии
и Египта.
2.
Духовно-индивидуальные религии (находятся на промежуточном
уровне): иудаизм, древнегреческая религия, древнеримская религия.
3.
Абсолютная религия или религия абсолютной духовности
(находится на высшем уровне) - христианство.
Недостатки
классификации Гегеля: нет места исламу; непонятно, как быть
с последующим историческим развитием.
Морфологические
классификации
Подразумевают,
что религии в своей истории проходят ряд последовательных стадий
развития, каждая из которых имеет четкие характеристики.Морфологические
классификации также называют эволюционными.
Родоначальник
морфологических классификаций - Э. Тайлор ("Первобытная культура").
Классификация
Тайлора имеет следующий вид:
-
Культ
предков, характерный для первобытных обществ, объясняется
верой в существование духов умерших.
-
Фетишизм
- поклонение предметам, которым приписывается магическая
или сверхъестественная сила, возникает благодаря ассоциативной
связи в первобытном мышлении определенных вещей или мест
с духами.
-
Идолопоклонство
- образ (идол) рассматривается как символ духа или божества.
-
Тотемизм
- вера в существование связи между отдельными группами
людей и определенными духами, которые являются хранителями
этих групп. Весь мир населен духовными сущностями.
-
Политеизм
- исчезает интерес к отдельным божествам или духам, их сменяют
"специализированные" божества, каждое из которых представляет
целый класс сходных духовных реальностей.
-
Монотеизм
- вера в высшее и единое божество.
Феноменологические
классификации
Пример:
классификация голландского ученого Г. ван дер Леу ("Феноменология
религии")
Классификация
Г. ван дер Леу
Содержание
религиозной жизни:
- объект
религии - то, на что направлены религиозные чувства
и действия;
- субъект
религии- душа, где объединены свещеннослужитель, священная
община и священное в человеке;
- субъект
и объект в их взаимодействии;
- мир,
пути к миру и цели мира;
- формы
религии.
Классификация:
- религии
уединенности и полета (древний Китай и деизм 18 века);
- религии
борьбы (зороастризм);
-
религия
покоя не имеющая конкретной исторической формы, но
обнаруживающаяся в любой религии в форме мистицизма;
-
религия
беспокойства, или теизм, которая также не имеет конкретной
формы, но проявляется во всех религиях;
-
динамика
религий в отношении к другим религиям (синкретизм и
миссионерство);
-
динамика
религий в отношении внутреннего развития (пережитки
и реформации);
-
религия
силы и формы (Древняя Греция);
-
религии
бесконечности и аскетизма (религии Индии за исключением
буддизма);
-
религия
ничто и сострадания (буддизм);
-
религия
воли и послушания (иудаизм);
-
религия
величия и унижения (ислам);
-
религия
любви (христианство).
Не
существует ни одной классификации религий, которая бы выдерживала
любую критику и соответствовала бы всем целям, которые ставит
пеерд собой религиоведение.
Самый
плодотворный подход к предмету, вероятно, состоит в использовании
множеств разнообразных классификаций одновременно.
Критерии
к классификациям религий
Классификации
не должны быть субъективными и предвзятыми; их предметами должны
быть сущностные и типические черты религиозной жизни; должны
представлять как общие черты, так и особенности и уникальности
религиозных форм; должны отражать динамику религиозной жизни.
С.И. Самыгин,
В.И. Нечипуренко, И.Н. Полонская. Религиоведение: социология и
психология религии. Ростов-на-Дону; "Феникс", 1996.
Религиоведение: Учебное пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению
(Под ред. проф. И.Н. Яблокова). - М.: Гардарика, 1998.
|