Мнение о том, что церковь нуждается в реформировании
(ответ "А") было присуще в то время многим людям, включая церковных
клириков, но это мнение само по себе не означало ни реального реформирования,
ни тем более создания новой идеологии. Требования лишить папу светской
власти (ответ "В"), хотя и звучали в то время, но не были доминирующими
- протест выражался против католической церкви в целом, а не только против
папы. Наконец, требования вернуться
к идеалам первоначального христианства (ответ "Г") периодически
звучат на протяжении всей истории христианства, и они являлись лишь частью
общих протестов.
Лютеру же удалось найти ключ к решению главной проблемы
его времени. Именно претензии церкви на небесное представительство подверглись
самой яростной его атаке. Между богом и человеком не должно быть никаких
посредников; бог дает спасение по собственной свободной воле, а вовсе
не принуждаемый домогательствами грешника. Судьба человека определяется
не церковью, а милостью божьей, и верующий добиться ее своими силами не
способен. Он обретает ее, осознавая себя греховным существом, обретая
личную веру в бога, в искупительную жертву Христа. Учение о "личной вере",
как основном и единственном условии спасения - фундамент протестантской
догматики и переосмысление традиционного вероучения.
|