ЛЕКЦИЯ 8.Соединенные Штаты Америки.
1. Характеристика Конституции США и поправок к ней. Конституция США была принята 17 сентября 1787 г. в Филадельфии Конституционным конвентом, в работе которого приняли участие 55 делегатов, представлявших 12 штатов, поскольку Род-Айленд отказался участвовать в его работе. Конституция вступила в силу 4 марта 1789 г. после ратификации ее необходимым большинством штатов. Конституция США представляет собой отнюдь не объемный документ - она состоит из Преамбулы и семи статей. В Преамбуле говорится, что целью принятия американским народом Конституции выступает задача "образовать более совершенный союз, установить правосудие, гарантировать внутреннее спокойствие, обеспечить совместную оборону, содействовать всеобщему благоденствию", а также закрепить блага свободы как за народом, так и за его потомством. Статья I регулирует статус парламента США - Конгресса. Статья II определяет правовое положение президента США. Статья III посвящена федеральной судебной власти. Статья IV регламентирует некоторые вопросы федерализма. Статья V устанавлиливает процедуру внесения поправок в Конституцию. Статьи VI и VII содержат преимущественно переходные и заключительные положения Конституции. Конституция США впервые ввела пост выборного президента, установила президентскую республику в качестве формы правления, закрепила федеративную форму государственного устройства. Конституция предусматривает достаточно жесткую систему разделения власти, при которой законодательной властью наделяется Конгресс, исполнительной - президент, а судебной - Верховный суд США и другие суды. Принцип разделения власти дополняется системой "сдержек и противовесов" (checks & balances), что предполагает сочетание самостоятельного функционирования ветвей власти с их взаимозависимостью и взаимным контролем. Так, президент и Верховный суд США действуют на основе законов, принимаемых Конгрессом. В то же время глава американского государства имеет право отлагательного вето на такие законы, а Верховный суд США может признавать акты Конгресса и президента противоречащими Конституции. Президент производит назначения членов Верховного суда США, которые утверждаются верхней палатой Конгресса - Сенатом. При этом президент может быть отстранен от должности Конгрессом в случае совершения им какого-либо тяжкого преступления. Конституция США оказала заметное влияние на основные законы многих стран мира. Под ее воздействием стала получать признание и все большее распространение доктрина конституционализма, т. е. демократии, базирующейся на наличии конституции, как фундаментальном юридическом акте, ее неукоснительном соблюдении государством и всеми гражданами. Процедура изменения Конституции Первые 10 поправок именуются Биллем о правах. Они были приняты в 1789 г. и ратифицированы требуемым числом штатов в 1791 г. Билль о правах закрепил важнейшие права и свободы человека, которые практически отсутствовали в первоначальном тексте Конституции. Последующие поправки касались вопросов избирательного права, расового и национального равноправия граждан, преемственности власти в случае досрочного прекращения полномочий президента, отдельных вопросов правосудия и т.д. В общей сложности Конгрессом было принято около 40 поправок, но не все из них были ратифицированы штатами. Так, в 1972 г. Конгресс принял поправку о закреплении равноправия по признаку пола и праве Конгресса законодательствовать для обеспечения этого равноправия. Однако к сроку так и не удалось собрать необходимый для вступления поправки в силу минимум в 38 штатов, которые бы ратифицировали эту поправку. Однако раньше предельных сроков для сбора необходимого числа ратификаций не устанавливалось. Поправки могли (некоторые из них до сих пор могут) длительное время рассматриваться законодательными собраниями субъектов американской федерации. В данном отношении показательна судьба конституционной поправки, принятой Конгрессом еще в 1789 г.: "Ни один закон, изменяющий размеры вознаграждения сенаторов и членов Палаты представителей, не должен вступать в силу до проведения следующих выборов в Палату представителей". Данная поправка находилась на стадии ратификации более 200 лет. Лишь в 1992 г. она была ратифицирована 38-м штатом (Мичиган) и, соответственно, вступила в силу как поправка XXVII к Конституции США. В отличие от конституционной практики большинства других стран поправки, принятые к Конституции США, не включаются непосредственно в ее текст, а публикуются дополнительно к первоначальному тексту. Содержание Конституции во многом дополняется и даже модифицируется законами Конгресса, актами президента, судебными прецедентами (весьма показательно высказывание одного из видных судебных деятелей США о том, что "Конституция есть то, что скажут о ней судьи"), конституционными обычаями. Это дает определенное основание говорить о так называемой "живой конституции", отличающейся от юридической конституции и в большей степени соответствующей современным общественным отношениям. 2. Основы правового статуса человека. Эволюция конституционного регулирования прав и свобод
человека и гражданина в США. В первоначальном тексте Конституции права и свободы практически не получили закрепления, что связано в том числе с тем, что они содержались в основных законах штатов. Конституция же США была нацелена в первую очередь на создание эффективной системы органов государственной власти. Кроме того, американская концепция прав человека исходила из идеи естественного происхождения основных прав и свобод, и такое закрепление представлялось "отцами-основателями" Конституции своеобразным юридическим излишеством. Они утверждали, что поскольку основные права и свободы являются естественными и неотчуждаемыми, их признание и соблюдение не должны зависеть от того, получили они конституционное закрепление или нет. В то же время отсутствие прав человека в Конституции многими стало восприниматься как очевидный пробел сразу же после вступления Основного закона в силу, и началась борьба за конституционное закрепление прав и свобод человека. Принятый по требованию некоторых штатов Билль о правах также исходит из концепции естественных прав, которые присущи человеку с момента его рождения. Поэтому его формулировки носят преимущественно запретительный характер, т. е. использует негативный способ формулирования прав и свобод, когда содержание самого права не регламентируется, а лишь запрещаются его ограничения и указываются соответствующие гарантии. Поправка I например, устанавливает, что "Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению религии, либо запрещающего свободное ее исповедание, либо ограничивающего свободу слова или печати или право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями об удовлетворении жалоб. В дальнейшем Верховный суд США распространил этот запрет и на органы власти штатов. Виды конституционных прав и свобод в США Среди политических прав наибольшее внимание в конституционных поправках уделяется избирательным правам. Так, поправка XV, принятая в 1870 г., предоставила избирательные права бывшим рабам-неграм, установив, что "право голоса граждан Соединенных Штатов не должно оспариваться или ограничиваться Соединенными Штатами или каким-либо штатом по признаку расы, цвета кожи либо выполнения ранее подневольной работы". Поправка XIX (1920 г.) наделила избирательными правами женщин, установив, что "право голоса граждан Соединенных Штатов не должно оспариваться или ограничиваться Соединенными Штатами или каким-либо штатом по признаку пола". Поправка XXIV (1964 г.) запретила лишение избирательных прав за неуплату налогов, а поправка XXVI (1971 г.) сократила возрастной ценз для активного избирательного права до 18 лет. Из социально-экономических прав в Конституции получило закрепление лишь право собственности. Поправка V, в частности, установила, что ни одно лицо не должно лишаться собственности без должной правовой процедуры. Социально-экономические права американской доктриной конституционного права не относятся к числу фундаментальных, соответственно, не обеспечиваются судебной защитой путем исков, поэтому подавляющее большинство юристов не видят необходимости их отражения в Конституции. В более широком объеме правовой статус личности регламентируется рядом федеральных законов о гражданских правах, принятых в 1950-1960-е гг., судебными прецедентами (толкуя расширительно некоторые положения Конституции, Верховный суд США, по сути, формулирует новые права), а также конституциями и законами штатов, многие из которых закрепляют новые права и свободы (такие как право на информацию, здоровую окружающую среду и др.). Основными законами 17 штатов было провозглашено равноправие женщин с мужчинами, которое так и не было закреплено, как отмечалось, на федеральном уровне. 3. Основы федерализма США. Субъектный состав федерации США. Штаты являются государственными образованиями, имеющими равные права. Они не имеют права выхода из состава США. У Штатов есть свои конституции, которые не должны противоречить Конституции США, штаты принимают свои законы, обладают собственным гражданством, своей системой высших государственных органов - законодательных, исполнительных, судебных. Прием новых субъектов в состав федерации производит Конгресс США по просьбе населения территории, претендующей на получение статуса штата. Однако согласно разделу 3 ст. IV Конституции он не вправе изменить территорию штата без согласия его законодательного органа. Разграничение полномочий между федерацией и ее
субъектами. Конституция США (раздел 10 ст. I) содержит для штатов и ряд запретов. Так, субъектам американской федерации запрещено заключать какие-либо договоры, вступать в союзы или конфедерации, чеканить монету, выпускать кредитные билеты, принимать законы об опале и законы, имеющие обратную силу, или законы, нарушающие обязательства по договорам, а также жаловать дворянские титулы. Помимо этого, без согласия Конгресса штаты не вправе облагать импортные и экспортные товары таможенными пошлинами, устанавливать тоннажные сборы, содержать в мирное время войска или военные суды, заключать соглашения с другими штатами и иностранными государствами, вступать в войну, "если только фактически штат не подвергся вторжению либо ему не грозит такая неотвратимая опасность, когда промедление недопустимо". 4. Федеральная законодательная власть. Структура и порядок Формирования Конгресса. Сенат образуется путем избрания по два сенатора от каждого штата независимо от численности его населения сроком на шесть лет, при этом каждые два года состав Сената обновляется на 1/3. Сенатором может быть избрано лицо, являющееся гражданином США не менее девяти лет, достигшее возраста 30 лет и проживающее в штате, от которого данное лицо избирается. Правовой статус парламентариев. Мандат, полученный членами Конгресса от избирателей, носит свободный характер. Считается, что они представляют всю нацию, а не только своих избирателей, следовательно, формально не связаны какими-либо обязательствами. В то же время от избирателей зависит переизбрание конгрессменов на следующий срок, что практически всегда учитываться последними. Члены Палаты представителей получают жалованье, размер которого составляет 174 тыс. долл. в год (2010), сенаторы - 165 тыс. долл. в год (2006). Депутаты пользуются бесплатным медицинским обслуживанием. Им компенсируют некоторые расходы (почтовые, телефонные, канцелярские, командировочные и т. д.). Каждому конгрессмену предоставляют служебные помещения как в Вашингтоне, так и в соответствующем избирательном округе. Имеют они и собственный штат помощников. Члены обеих палат Конгресса по достижении установленного законом возраста получают специальную пенсию, размер которой зависит от стажа пребывания в Конгрессе. Внутренняя организация палат. Спикер Палаты представителей располагает широкими полномочиями и считается третьим лицом в государстве после президента и председателя Верховного суда США. Он определяет повестку дня палаты, руководит ее вспомогательным аппаратом, решает процедурные вопросы, предоставляет слово депутатам, назначает членов согласительной комиссии при разногласиях палат. Спикер также вправе применять к депутатам определенные дисциплинарные меры. Голосует спикер лишь при равенстве голосов, в таком случае его голос оказывается решающим. Под руководством спикера работают должностные лица Палаты: клерк Палаты представителей, секретари, пристав, привратник, почтмейстер, эксперт по парламентской практике, назначаемые палатой в начале первой сессии Конгресса. Вице-президент олицетворяет в Сенате связь между исполнительной и законодательной властью. Он ведет отдельные заседания палаты (в основном в Сенате председательствует временный председатель), направляет законопроекты в соответствующие комитеты, подписывает принятые верхней палатой законопроекты. Как и спикер в Палате представителей, вице-президент голосует лишь в случае, если мнения сенаторов разделились поровну. Роль как вице-президента, так и временного председателя в Сенате менее значима, чем роль спикера в Палате представителей, и реальное руководство деятельностью Сената зачастую осуществляет лидер фракции большинства. Конгресс ежегодно проводит одну сессию, которая начинается в январе и длится с перерывами семь-восемь месяцев. Палаты Конгресса, как правило, заседают раздельно, но в некоторых случаях (например, для заслушивания президентских посланий, проведения официальных церемоний общегосударственного характера) проводятся их совместные заседания. Обычно заседания являются открытыми, хотя допускается и проведение закрытых заседаний. Заседания считаются правомочными при наличии кворума, который составляет большинство членов соответствующей палаты. Важную роль в деятельности палат играют их комитеты, в рамках которых, собственно, и происходит основная работа Конгресса. Различаются постоянные комитеты, образование которых предусмотрено законом, и специальные комитеты, учреждаемые отдельной резолюцией палаты. Число постоянных комитетов составляет 22 в Палате представителей и 17 - в Сенате. Каждый из них имеет свою сферу видения (иностранные дела, оборона, финансы, сельское хозяйство, транспорт и др.). Обычно такие комитеты формируются пропорционально численности партийных фракций в палате. Они работают над законопроектами в основном по своему профилю (от их позиции фактически зависит прохождение таких законопроектов), оценивают практику применения законов, организуют парламентские слушания, контролируют деятельности соответствующих министров. Председателями постоянных комитетов становятся представители партии большинства, обладающие, как правило, наибольшим стажем работы в палате. Они наделены значительными полномочиями, в частности определяют повестку дня заседания комитета, назначают дату соответствующих парламентских слушаний, руководят вспомогательным аппаратом комитета, могут создавать подкомитеты, обладающие некоторыми полномочиями комитетов. Только председатели постоянных комитетов вправе выступать от имени комитета перед средствами массовой информации. Специальные комитеты создаются для изучения какой-либо проблемы или расследования определенных обстоятельств деятельности правительства. Они вправе заседать в любое время и в любом месте Соединенных Штатов, а также вызывать свидетелей и требовать предоставления необходимых документов. За отказ отвечать на вопросы комитета этих свидетелей могут подвергнуть штрафу либо тюремному заключению на срок до одного года. Доклады специальных комитетов заслушиваются соответствующими палатами, после чего такие комитеты, как правило, расформировываются. Каждая палата вправе преобразовать себя в так называемый комитет всей палаты, т. е. действовать в полном составе, но по упрощенной процедуре и под руководством специально избранного председателя. В Палате представителей такая форма применяется при обсуждении финансовых и некоторых иных законопроектов, а в Сенате лишь при рассмотрении международных договоров. Наряду с комитетами отдельных палат существуют и объединенные комитеты Конгресса, образующиеся из представителей обеих палат на паритетной основе. В настоящее время функционируют четыре таких комитета: по экономике, налогообложению, деятельности Библиотеки Конгресса и правительственной печати (правда, реальными властными полномочиями обладают первые два из них). Особую разновидность объединенных комитетов составляют согласительные комитеты, которые образуются из равного числа представителей обеих палат в случае необходимости Уладить разногласия между палатами по поводу того или иного законопроекта. Организация партийных Фракций в Конгрессе. Партийные фракции, как правило, слабо связаны с центральными органами партии и не отличаются особым единством. При этом партийные органы практически не имеют действенных юридических способов воздействия на парламентариев. От позиции руководства фракции тем не менее зависят назначения в престижные комитеты, содействие в проведении избирательных кампаний, поддержка инициатив парламентариев. Полномочия Конгресса. Конституция США устанавливает для Конгресса и ряд запретов. Запрещается: приостанавливать действие судебных правил habeas corpus в мирное время; принимать законы об опале или законы, имеющие обратную силу; устанавливать налоги на предметы, ввозимые из какого-либо штата; предоставлять преимущества портам одного штата перед портами другого штата; выдавать деньги из казны иначе как в соответствии с ассигнованиями, установленными законом; присваивать дворянские титулы. У каждой из палат есть также свои специальные полномочия. Палата представителей, к примеру, вправе при определенных обстоятельствах избирать президента США, возбуждать обвинение против федеральных должностных лиц (импичмент). Сенат же имеет право выносить решения о виновности или невиновности должностного лица в порядке импичмента, одобрения международных договоров, утверждения производимых президентом назначений на высшие должности в государстве, избрания при определенных обстоятельствах вице-президента. Законодательный процесс. Первое чтение заключается в формальном внесении законопроекта в палату, после чего он передается в соответствующий комитет (тексты наиболее важных законопроектов могут быть одновременно переданы сразу в несколько комитетов). В комитете билль Подвергается детальному рассмотрению, в него вносятся различныe поправки. Дальнейший ход может быть дан законопроекту Лишь в том случае, если большинство членов комитета выскажутся за его представление на рассмотрение палаты. В этом случае составляется доклад с рекомендациями, который зачитывается палате председателем комитета или по его поручению каким-либо иным членом комитета. Второе чтение начинается с оглашения всего текста законопроекта, после чего происходит обсуждение данного билля и предлагаемых к нему поправок. В рамках третьего чтения зачитывается окончательный текст законопроекта, затем он ставится на голосование. В случае одобрения законопроекта палатой он направляется в другую палату, где проходит те же стадии рассмотрения. При возникновении разногласий между палатами образуется согласительный комитет с целью выработки общей позиции. Если какая-либо из палат в итоге не согласна с представляемым законопроектом, он отклоняется. Одобренный обеими палатами билль направляется на подпись президенту, а в случае его подписания главой государства становится законом и подлежит официальному опубликованию. Резолюции Конгресса. 5. Федеральная исполнительная власть. Порядок избрания президента и вице-президента. Каждый американский штат избирает количество выборщиков, равное числу его представителей в палатах Конгресса. Кроме того, трех выборщиков посылает федеральный округ Колумбия. Общий состав коллегии, таким образом, насчитывает 538 человек. Выборы неизменно происходят каждый високосный год в первый вторник после первого понедельника ноября. Применяемая при голосовании мажоритарная система относительного большинства позволяет победившей партии получить все мандаты выборщиков от данного штата. Имели поэтому место случаи, когда партия, не набравшая относительного большинства голосов по стране в целом, получала большинство мест в коллегии выборщиков. Так, на президентских выборах 2016 г. победу одержал Дональд Трамп, набрав 306 голосов выборщиков против 232 за Хиллари Клинтон. По итогам голосования коллегии выборщиков 19 декабря 2016 года были подтверждены голоса 304 выборщиков за Трампа и 227 за Клинтон. Однако Клинтон опередила Трампа на 2,9 миллионов голосов избирателей, набрав 65,8 миллионов против 62,9 миллионов. Данные выборы стали пятыми в истории США, когда президентом страны стал кандидат, набравший меньшее число голосов избирателей, чем проигравший кандидат. По данным на 10 ноября 2024 г. (подсчет голосов еще не завершен) у Трампа 312 голосов выборщиков против 226 у Харрис. В полном составе коллегия выборщиков никогда не собирается, поскольку выборщики голосуют, находясь в столицах своих штатов. Они обычно отдают свои голоса кандидату той партии, по списку которой они были избраны, хотя имелись и исключения из общего правила. Голосование выборщиков происходит в первый понедельник после второй среды декабря каждого високосного года. Списки с результатами голосования подписывают в штате, опечатывают и затем направляют в Сенат, где в начале января следующего года происходит официальное провозглашение итогов выборов. Затем 20 января в Вашингтоне происходит инаугурация, т. е. принесение президентом присяги на Библии и его вступление в должность. Если ни один кандидат не соберет требуемого для победы абсолютного большинства голосов членов коллегии выборщиков, то согласно поправке XII к Конституции (1804) президент избирается Палатой представителей. Последняя должна сделать выбор между тремя кандидатами, получившими наибольшее число голосов выборщиков. В условиях двухпартийной системы вопрос об избрании главы государства обычно всегда решался самой коллегией выборщиков. Предусматриваемая же поправкой XII процедура была применена в 1824 г., когда Палата представителей избрала президентом США Дж. Адамса. Одновременно с Президентом коллегия выборщиков избирает и вице-президента США, кандидатура которого выдвигается претендентом на пост главы государства. В случае избрания президента Палатой представителей в соответствии с поправкой ХII вице-президент избирается Сенатом. Конституционные полномочия вице-президента заключаются в том, что он является председателем Сената, замещает президента в тех случаях, когда эта должность оказывается вакантной, а также выполняет отдельные поручения президента. Первоначальный текст американской Конституции не содержал никаких запретов на переизбрание главы государства. Тем не менее начиная с Дж. Вашингтона установился обычай, согласно которому одно и то же лицо не может занимать пост президента более двух сроков подряд. Данный обычай, однако, был нарушен Ф. Рузвельтом, который избирался на пост главы государства четыре раза подряд (впервые - в 1932 г.). В итоге в 1951 г. была принята поправка XXII к Конституции, согласно разделу 1 которой "ни одно лицо не может быть избрано на должность президента более чем два раза и ни одно лицо, если оно занимало должность президента либо исполняло обязанности президента в течение более двух лет, замещая лицо, избранное президентом, не может быть избрано на должность президента более одного раза". Таким образом, максимальный срок нахождения одного и того же лица на посту главы американского государства при определенных обстоятельствах может составить 10 лет. Порядок замещения поста президента в случае его
вакансии. Исполнение обязанностей главы государства может быть временно возложено на вице-президента и в случае, если вице-президент и большинство членов кабинета либо конгрессменов (точнее, членов специального органа, который может быть учрежден Конгрессом) направят председателям палат Конгресса заявление о том, что президент не в состоянии осуществлять свои полномочия. В дальнейшем президент может возобновить исполнение своих обязанностей лишь при условии, что в ответ на его соответствующее послание вице-президент и большинство членов кабинета либо специального органа, учрежденного Конгрессом, в течение четырех дней не представят председателям палат заявление о неспособности президента осуществлять свои полномочия. Если Конгресс 2/3 голосов обеих палат поддержит такое заявление, то вице-президент продолжит временно исполнять обязанности главы государства (раздел 4). Поправкой XXV был также урегулирован вопрос о вакансии поста вице-президента. Согласно разделу 2 данной поправки в случае открытия такой вакансии вице-президента назначает президент и утверждают обе палаты Конгресса. Так, в 1974 г., когда в силу упомянутых выше событий пост президента занял вице-президент Дж. Форд, последний с одобрения Конгресса назначил Вице-президентом Н. Рокфеллера. Полномочия президента. Президент США располагает весьма широкими полномочиями в сфере исполнительной власти. Он представляет американское государство внутри страны и на международной арене, имеет право заключать с иностранными государствами международные договоры (в том числе так называемые исполнительные соглашения, не нуждающиеся в одобрении Сенатом), является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами и Национальной гвардией (милицией штатов). Хотя по Конституции США право объявления войны находится в компетенции Конгресса, в истории страны имели место случаи, когда президент отдавал приказ о применении Вооруженных сил за рубежом и без санкции парламента. Президентские полномочия в указанной области были несколько скорректированы принятой Конгрессом Резолюцией о военных полномочиях 1973 г. Согласно данной резолюции конституционное право президента направлять Вооруженные силы США для участия в военных действиях может осуществляться только на основе объявления войны Конгрессом, специального права, установленного законом, или общенационального чрезвычайного положения, созданного нападением на США. Без санкции Конгресса военные действия могут продолжаться не более 60 дней (в крайних случаях - 90 дней), причем даже в течение этого срока Конгресс вправе потребовать от президента их прекращения. Президент располагает важными полномочиями в отношении Конгресса. Хотя глава американского государства формально не имеет права законодательной инициативы, именно от него зачастую исходят предложения по принятию конкретных законов. Президент способен влиять на законотворческую деятельность Конгресса через ряд иных своих полномочий, важнейшим из которых является право обращаться к парламенту с ежегодным посланием о состоянии Союза. Такое послание зачитывается им лично на объединенном заседании палат и фактически рассматривается как предлагаемая президентом программа законодательной деятельности Конгресса. Кроме того, глава американского государства ежегодно направляет в Конгресс экономический доклад и проект федерального бюджета. Он может обращаться к парламенту и с иными специальными посланиями. Президент также созывает чрезвычайные сессии Конгресса, имеет право отлагательного вето на принятые Конгрессом законопроекты, которое преодолеваются 2/3 голосов членов обеих палат. При определенных обстоятельствах президент может использовать так называемое карманное вето. Президент назначает высших должностных лиц, число которых насчитывает приблизительно 300; к ним наряду с министрами относятся также федеральные судьи, послы и некоторые другие лица. Данные назначения глава американского государства производит "по совету и с согласия Сената", который чаще всего соглашается с выбором Президента (хотя имелись и случаи отказа в утверждении -- преимущественно по моральным соображениям). Президент имеет также право помилования, отсрочки приговоров, награждения медалями и другими знаками отличия. Ответственность президента. В США имели место несколько попыток импичмента президента в 1868, 1974, 1998-1999 и 2020-2021 гг., но ни один президент так и не был лишен должности в порядке импичмента. Правда, в 1974 г. реальная угроза импичмента заставила уйти в отставку президента США Р. Никсона. Непосредственное разбирательство дела происходило в 1868 и 1998-1999 гг. В первом случае для осуждения президента Э. Джонсона в Сенате не хватило всего одного голоса. Во втором случае для отстранения от должности президента Б. Клинтона, признанного Палатой представителей виновным в лжесвидетельстве под присягой и препятствовании правосудию, также не хватило голосов в Сенате (где доминирование оппозиционной Б. Клинтону республиканской партии не было столь явным, как в Палате представителей). В 2021 году президент США Дональд Трамп стал первым и единственным в истории главой американского государства, которому импичмент объявляли два раза: в 2019—2020 году (дело о злоупотреблении должностными полномочиями и воспрепятствовании правосудию, Трамп был оправдан Сенатом) и в 2021 году (дело о подстрекательстве к мятежу, Сенат проголосовал против обвинительного приговора). В порядке импичмента тем не менее отстраняли некоторых иных высших должностных лиц - министров, федеральных судей и т.д. За всю историю Палата представителей выдвигала обвинения в отношении 11 судей, из них 7 были отрешены Сенатом. Президент и кабинет Заседания кабинета в США обычно проводятся по усмотрению президента, без какой-либо строго определенной периодичности. Основной формой функционирования исполнительной власти здесь выступает не столько коллективное обсуждение тех или иных вопросов, сколько их решение главой государства единолично либо совместно с теми или иными министрами (секретарями), советниками, специалистами. Роль американского правительства зачастую связана с личными методами управления, присущими тем или иным президентам. Свои функции глава американского государства реализует, опираясь также на Исполнительное управление при Президенте, в которое входят Канцелярия Белого дома, Совет национальной безопасности, Совет по внутренней политике, Административно-бюджетное управление, ряд иных подразделений. 6. Федеральная судебная власть. Федеральные суды США Окружные суды (иногда их название переводится как районные суды) рассматривают в качестве суда первой инстанции уголовные дела о правонарушениях, предусмотренных федеральным законодательством, а также гражданские дела по искам к федеральным властям и по спорам, возникающим в связи с применением федеральных законов или между гражданами, проживающими в различных штатах. Вся территория страны поделена на округа с учетом границ штатов, так что на территории штата может функционировать от одного до четырех округов. Число судей в окружных судах составляет от 1 до 27. В округах функционируют также специальные суды: таможенные, налоговые и претензионные (по имущественным искам к Конгрессу и правительству США). Апелляционные суды были созданы в 1891 г. как промежуточное звено между Верховным судом США и окружными судами. Они рассматривают жалобы на решения окружных судов общей юрисдикции, а также налоговых и претензионных судов. Ныне имеется 13 апелляционных судов: 11 охватывают собой по несколькуо штатов и территорий, один расположен в федеральном округе Колумбия, а образованный в 1982 г. Федеральный апелляционный суд имеет общенациональную юрисдикцию и рассматривает жалобы по таможенным, патентным и претензионным делам. Число судей в апелляционном суде составляет от 4 до 23. Дела, как правило, рассматриваются в составе не менее трех судей, один из которых назначается главным судьей. Верховный суд США занимает высшее место в иерархии судебных органов США и состоит из девяти судей, включая председателя, официальным титулом которого является Главный судья Соединенных Штатов. Верховный суд рассматривает в качестве суда первой инстанции все дела, касающиеся послов, других официальных представителей и консулов, а также дела, в которых штат выступает одной из сторон (раздел 2 ст. 111 Конституции США), но в основном он выступает в качестве апелляционной инстанции. Кроме того, в процессе рассмотрения судебных дел Верховный суд осуществляет конституционный контроль, толкует Конституцию страны. Закон, признанный Верховным судом США неконституционным, формально не отменяется, но лишается юридической силы, следовательно, не может применяться. Решения о неконституционности законов могут выносить и нижестоящие суды, но Верховный суд США вправе их впоследствии пересматривать. 7. Органы государственной власти штатов. Органы законодательной и исполнительной власти штатов. Главой исполнительной власти в штате является губернатор, избираемый чаще всего прямыми выборами на два или на четыре года. Законодательство многих штатов применительно к кандидатам в губернаторы предусматривает ценз оседлости (от пяти до семи лет), а также возрастной ценз (30 лет). В 29 штатах одно и то же лицо вправе находиться на посту губернатора не более двух сроков. В большинстве штатов вместе с губернатором избирается лейтенант-губернатор, который председательствует в сенате и замещает пост губернатора в случае, если он окажется вакантным. В отличие от федерального уровня, где президент и вице-президент выступают единой командой, губернатор и лейтенант-губернатор могут принадлежать к разным политическим партиям, что имело место в Калифорнии, ряде других штатов. Правда, в настоящее время увеличивается количество штатов, обязывающих губернатора и лейтенант-губернатора выступать в единой связке; подобное правило в настоящее время действует в 26 штатах. Губернаторы могут оказывать немалое влияние на законодательный процесс. Они, как правило, обладают правом отлагательного вето на законопроекты, принимаемые легислатурой штата, а порой и правом выборочного (т. е. постатейного) вето, которое преодолевается 2/3 голосов в обеих палатах, как и на федеральном уровне. Под руководством губернаторов обычно готовится большинство законопроектов, включая проект бюджета штата. Кроме того, губернаторы издают собственные нормативные акты, направляют послания легислатуре, обладают правом созыва ее сессий. Во всех штатах, кроме Орегона, губернатор может быть смещен законодательным собранием в порядке импичмента, а в 12 штатах допускается досрочный отзыв губернатора голосованием избирателей. В отличие от президента США губернатор обычно не назначает всю администрацию штата. Отдельные должностные лица, как то: казначей, атторней, секретарь и др. могут избираться непосредственно населением штата (за исключением Аляски и Нью-Джерси, где, как и на федеральном уровне, избирается только глава исполнительной власти), иногда - назначаться легислатурой. Губернатор является также главнокомандующим национальной гвардией штата (пока президент страны как Верховный главнокомандующий не призовет ее на службу Соединенных Штатов), осуществляет связь с федеральной исполнительной властью, обладает правом помилования, представляет штат на торжественных церемониях. Суды штатов . Во главе судебной системы каждого штата стоит Верховный (высший) суд штата. Обычно он состоит из пяти, семи или девяти членов. В трех штатах (Массачусетс, Нью-Гэмпшир и Род-Айленд) судьи Верховного суда назначаются пожизненно (или до достижения 70 лет). В остальных штатах они назначаются либо избираются на определенный срок (чаще всего шесть, восемь или десять лет). Верховные суды штатов обладают апелляционной юрисдикцией по отношению к решениям нижестоящих судов. В качестве суда первой инстанции они обычно рассматривают лишь те дела, по которым одной из сторон в споре выступает штат. Способы формирования судов в штатах весьма разнообразны: судьи могут избираться населением, назначаться губернатором или легислатурой штата, муниципальными властями, а также председателями вышестоящих судов. В некоторых штатах могут встречаться и различные смешанные модели. Так, в 14 штатах губернатор назначает судей по рекомендации судебного комитета, а затем периодически проводятся голосования избирателей. Если тот или иной судья в ходе такого голосования не получит поддержки большинства избирателей, принявших участие в голосовании, он обязан покинуть свой пост. 8. Местное самоуправление и управление. Самоуправление и управление в графствах США. В графствах возможно формирование двух типов представительных органов - комиссионерных советов и советов контролеров. Комиссионерные советы, получившие распространение примерно в 80% всех графств, избираются непосредственно населением, тогда как советы контролеров чаще всего формируются из выборных должностных лиц органов местного управления, функционирующих на территории отдельного графства. В некоторых графствах (в первую очередь в крупных урбанизированных, таких как графства Нассау и Саффолк в штате Нью-Йорк, графство Милуоки в штате Висконсин) избирается глава исполнительной власти, который зачастую функционирует как мэр города. Население избирает и ряд иных должностных лиц графства, важнейшим из которых является шериф, осуществляющий руко водство полицией графства и отвечающий за обеспечение в нем порядка и общественной безопасности. Другим важным должност ным лицом является атторней, обязанности которого заключаются в расследовании преступлений, представительстве графства в су дебных спорах, оказании юридической помощи другим должност ным лицам графства. Дела об убийстве, как правило, расследует коронер. Поступлением денег в бюджет графства ведает казначей, в то время как аудитор контролирует расходование общественных средств, асессор производит в целях налогообложения оценку имущества, находящегося на территории графства. Управление в американских городах Приблизительно в 40% американских городов функционирует система "мэр - совет", которая в зависимости от объема полномочий главы городской администрации, в свою очередь, подразделяется на системы "слабый"мэр - совет" и "сильный"мэр - совет". "Слабый" мэр может избираться как муниципальным советом, зачастую достаточно представительным по своему составу, так и непосредственно населением. При этом его административные полномочия являются весьма ограниченными. Такой мэр обычно вправе назначать и смещать руководителей муниципальных департаментов лишь с одобрения представительного органа, а порой совет назначает руководителей крупнейших муниципальных департаментов вообще самостоятельно. Во многих крупнейших городах США (таких как Бостон, Нью-Йорк, Сан-Франциско, Филадельфия и др.) функционирует институт "сильного" мэра. Члены муниципального совета при такой системе могут избираться как по отдельным округам, так и по единому избирательному округу в составе семи - девяти человек. В менее крупных городах они осуществляют свои полномочия по совместительству. Избираемый населением "сильный" мэр обладает правом вето на решения совета (причем зачастую не только общего, но и выборочного), которое обычно преодолевается только квалифицированным большинством голосов членов последнего, в то время как вето "слабого" мэра - простым большинством. Кроме того, мэр направляет и контролирует нормотворческую Деятельность совета, отвечает за разработку и исполнение муниципального бюджета, единолично назначает и увольняет муниципальных чиновников. В небольшом числе американских городов функционирует комиссионная система, в рамках которой избираемый населением в составе три - семь человек совет комиссионеров выполняет одновременно роль как представительного, так и исполнительного органа. Выборы такого совета чаще всего проводятся по единому избирательному округу. В одних городах (обычно относительно крупных) кандидаты на выборах в совет комиссионеров, как пра вило, заранее баллотируются на пост главы определенного депар тамента. В других городах распределение полномочий между Ко" миссионерами осуществляется уже по истечении выборов. Тауны и тауншипы Тауншипы получили распространение в таких штатах, как Нью-Йорк, Миннесота, Пенсильвания, Иллинойс и др. Организа ция тауншипов во многом напоминает организацию таунов, одна ко их полномочия носят более ограниченный характер. В тауншипах ряда штатов (Индиана, Миссури и др.) общие собрания жите лей вообще не проводятся, а должностные лица здесь избираются населением на избирательных участках согласно обычной избира тельной процедуре. Многие важнейшие вопросы местной жизни решаются на референдумах. Система управления такими таунши- пами отчасти напоминает систему управления графствами. Школьные и специальные округа Самоуправление в индейских резервациях Сегодня организация самоуправления в индейских общинах, находящихся на территории Соединенных Штатов, в основном однотипна и имеет мало общего с традиционным племенным самоуправлением индейцев, которое у них существовало вплоть до второй половины XIX в. Совершеннолетние избиратели (достигшие 21 года) избирают совет и его председателя. Совет образует комиссии, комитеты, бюро, управления. Он собирается в сессионном порядке не реже четырех раз в год. Совет также создает общинные суды, которые отправляют правосудие по гражданским, уголовным и административным делам в пределах, установленных законодательством США. Общинным судам подчиняется и полиция резерваций. |