Предыдущая лекция

На главную

Следующая лекция

ЛЕКЦИЯ 9.

Соединенные Штаты Америки.

  1. Принятие и общая характеристика Конституции США.
  2. Основы правового статуса человека.
  3. Основы федерализма США.
  4. Федеральная законодательная власть.
  5. Федеральная исполнительная власть.
  6. Федеральная судебная власть.
  7. Органы государственной власти штатов.
  8. Местное самоуправление и управление.

1. Принятие и общая характеристика Конституции США.

Конституция США была принята 17 сентября 1787 г. в Филадельфии Конституционным конвентом, в работе которого приняли участие 55 делегатов, представлявших 12 штатов, поскольку Род-Айленд отказался участвовать в его работе. Конституция вступила в силу 4 марта 1789 г. после ратификации ее необходимым большинством штатов.

Конституция США представляет собой отнюдь не объемный документ - она состоит из Преамбулы и семи статей. В Преамбуле говорится, что целью принятия американским народом Конституции выступает задача "образовать более совершенный союз, установить правосудие, гарантировать внутреннее спокойствие, обеспечить совместную оборону, содействовать всеобщему благоденствию", а также закрепить блага свободы как за народом, так и за его потомством. Статьи Конституции, большинство из которых делятся на разделы, обозначаются римскими цифрами. Статья I регулирует статус парламента США - Конгресса. Статья II определяет правовое положение президента США. Статья III посвящена федеральной судебной власти. Статья IV регламентирует некоторые вопросы федерализма. Статья V устанавлиливает процедуру внесения поправок в Конституцию. Статьи VI и VII содержат преимущественно переходные и заключительные положения Конституции.

Конституция США впервые ввела пост выборного президента, установила президентскую республику в качестве формы правления, закрепила федеративную форму государственного устройства. Конституция предусматривает достаточно жесткую систему разделения власти, при которой законодательной властью наделяется Конгресс, исполнительной - президент, а судебной - Верховный суд США и другие суды. Принцип разделения власти дополняется системой "сдержек и противовесов" (checks & balances), что предполагает сочетание самостоятельного функционирования ветвей власти с их взаимозависимостью и взаимным контролем. Так, президент и Верховный суд США действуют на основе законов, принимаемых Конгрессом. В то же время глава американского государства имеет право отлагательного вето на такие законы, а Верховный суд США может признавать акты Конгресса и президента противоречащими Конституции. Президент производит назначения членов Верховного суда США, которые утверждаются верхней палатой Конгресса - Сенатом. При этом президент может быть отстранен от должности Конгрессом в случае совершения им какого-либо тяжкого преступления.

Конституция США оказала заметное влияние на основные законы многих стран мира. Под ее воздействием стала получать признание и все большее распространение доктрина конституционализма, т. е. демократии, базирующейся на наличии конституции, как фундаментальном юридическом акте, ее неукоснительном соблюдении государством и всеми гражданами.

Процедура изменения Конституции
Конституция США относится к числу "жестких", поскольку изменяется в более сложном порядке, чем обычные законы. Поправки к ней могут быть приняты либо 2/3 голосов членов каждой из палат Конгресса, что обычно и имело место, либо специальным конвентом, созванным по инициативе 2/3 штатов (случаев такого созыва на практике пока не встречалось). Поправки вступают в силу после того, как будут ратифицированы законодательными собраниями или специально созываемыми конвентами 3/4 штатов. Обычно ратификацию осуществляли легислатуры, но были случаи созыва конвентов штатов. Например, поправка XXI (отменяла сухой закон) была ратифицирована конвентами штатов. За время, прошедшее с момента принятия Конституции, были приняты и вступили в силу лишь 27 поправок.

Первые 10 поправок именуются Биллем о правах. Они были приняты в 1789 г. и ратифицированы требуемым числом штатов в 1791 г. Билль о правах закрепил важнейшие права и свободы человека, которые практически отсутствовали в первоначальном тексте Конституции. Последующие поправки касались вопросов избирательного права, расового и национального равноправия граждан, преемственности власти в случае досрочного прекращения полномочий президента, отдельных вопросов правосудия и т.д.

В общей сложности Конгрессом было принято около 40 поправок, но не все из них были ратифицированы штатами. Так, в 1972 г. Конгресс принял поправку о закреплении равноправия по признаку пола и праве Конгресса законодательствовать для обеспечения этого равноправия. Однако к сроку так и не удалось собрать необходимый для вступления поправки в силу минимум в 38 штатов, которые бы ратифицировали эту поправку. Однако раньше предельных сроков для сбора необходимого числа ратификаций не устанавливалось. Поправки могли (некоторые из них до сих пор могут) длительное время рассматриваться законодательными собраниями субъектов американской федерации. В данном отношении показательна судьба конституционной поправки, принятой Конгрессом еще в 1789 г.: "Ни один закон, изменяющий размеры вознаграждения сенаторов и членов Палаты представителей, не должен вступать в силу до проведения следующих выборов в Палату представителей". Данная поправка находилась на стадии ратификации более 200 лет. Лишь в 1992 г. она была ратифицирована 38-м штатом (Мичиган) и, соответственно, вступила в силу как поправка XXVII к Конституции США.

В отличие от конституционной практики большинства других стран поправки, принятые к Конституции США, не включаются непосредственно в ее текст, а публикуются дополнительно к первоначальному тексту. Содержание Конституции во многом дополняется и даже модифицируется законами Конгресса, актами президента, судебными прецедентами (весьма показательно высказывание одного из видных судебных деятелей США о том, что "Конституция есть то, что скажут о ней судьи"), конституционными обычаями. Это дает определенное основание говорить о так называемой "живой конституции", отличающейся от юридической конституции и в большей степени соответствующей современным общественным отношениям.

2. Основы правового статуса человека.

Эволюция конституционного регулирования прав и свобод человека и гражданина в США.
Первым конституционным документом, в котором говорилось о правах человека является провозглашенная в 1776 г. Декларация независимости Соединенных Штатов Америки. Декларация закрепила равенство всех людей, неотчуждаемые права человека на жизнь, свободу и стремление к счастью, коллективное право народа на восстание против угнетателей.

В первоначальном тексте Конституции права и свободы практически не получили закрепления, что связано в том числе с тем, что они содержались в основных законах штатов. Конституция же США была нацелена в первую очередь на создание эффективной системы органов государственной власти. Кроме того, американская концепция прав человека исходила из идеи естественного происхождения основных прав и свобод, и такое закрепление представлялось "отцами-основателями" Конституции своеобразным юридическим излишеством. Они утверждали, что поскольку основные права и свободы являются естественными и неотчуждаемыми, их признание и соблюдение не должны зависеть от того, получили они конституционное закрепление или нет. В то же время отсутствие прав человека в Конституции многими стало восприниматься как очевидный пробел сразу же после вступления Основного закона в силу, и началась борьба за конституционное закрепление прав и свобод человека.

Принятый по требованию некоторых штатов Билль о правах также исходит из концепции естественных прав, которые присущи человеку с момента его рождения. Поэтому его формулировки носят преимущественно запретительный характер, т. е. использует негативный способ формулирования прав и свобод, когда содержание самого права не регламентируется, а лишь запрещаются его ограничения и указываются соответствующие гарантии. Поправка I например, устанавливает, что "Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению религии, либо запрещающего свободное ее исповедание, либо ограничивающего свободу слова или печати или право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями об удовлетворении жалоб. В дальнейшем Верховный суд США распространил этот запрет и на органы власти штатов.

Виды конституционных прав и свобод в США
Наибольшее внимание в американскском конституционном праве уделяется личным и политическим правам и свободам. В основном тексте Конституции получили отражение лишь право на личную неприкосновенность, право на суд присяжных, принцип равноправия. Большинство личных и политических прав и свобод закреплены в Билле о правах. К примеру, поправка II закрепляет право народа хранить и носить оружие. Поправкой IV гарантируются неприкосновенность личного жилища, бумаг и имущества от необоснованных обысков и aрестов. Поправка V закрепляет право обвиняемого в тяжком преступлении на рассмотрение его дела большим жюри, запрещает повторное уголовное преследование за одно и то же правонарушение, а также закрепляет право не свидетельствовать против себя, получать справедливое вознаграждение за изъятую на общественныe нужды частную собственность. Поправка VI закрепляет право обвиняемого на защиту, на безотлагательное и публичное разбирательство дела беспристрастным судом присяжных того штата или округа, в котором преступление совершено. Поправка VII говорит о невозможности пересмотра вердикта суда присяжных иначе как в соответствии с нормами общего права. Поправка VIII запрещает назначение чрезмерных штрафов и залогов и применение жестоких и необычных наказаний. В поправке IX закреплен весьма важный принцип: "Перечисление в Конституции определенных прав не должно толковаться как отрицание или умаление других прав, сохраняемых за народом".

Среди политических прав наибольшее внимание в конституционных поправках уделяется избирательным правам. Так, поправка XV, принятая в 1870 г., предоставила избирательные права бывшим рабам-неграм, установив, что "право голоса граждан Соединенных Штатов не должно оспариваться или ограничиваться Соединенными Штатами или каким-либо штатом по признаку расы, цвета кожи либо выполнения ранее подневольной работы". Поправка XIX (1920 г.) наделила избирательными правами женщин, установив, что "право голоса граждан Соединенных Штатов не должно оспариваться или ограничиваться Соединенными Штатами или каким-либо штатом по признаку пола". Поправка XXIV (1964 г.) запретила лишение избирательных прав за неуплату налогов, а поправка XXVI (1971 г.) сократила возрастной ценз для активного избирательного права до 18 лет. Из социально-экономических прав в Конституции получило закрепление лишь право собственности. Поправка V, в частности, установила, что ни одно лицо не должно лишаться собственности без должной правовой процедуры. Социально-экономические права американской доктриной конституционного права не относятся к числу фундаментальных, соответственно, не обеспечиваются судебной защитой путем исков, поэтому подавляющее большинство юристов не видят необходимости их отражения в Конституции.

В более широком объеме правовой статус личности регламентируется рядом федеральных законов о гражданских правах, принятых в 1950-1960-е гг., судебными прецедентами (толкуя расширительно некоторые положения Конституции, Верховный суд США, по сути, формулирует новые права), а также конституциями и законами штатов, многие из которых закрепляют новые права и свободы (такие как право на информацию, здоровую окружающую среду и др.). Основными законами 17 штатов было провозглашено равноправие женщин с мужчинами, которое так и не было закреплено, как отмечалось, на федеральном уровне.

3. Основы федерализма США.

Субъектный состав федерации США.
Субъектами американской федерации являются 50 штатов. Кроме того, на территории США расположен федеральный (столичный) округ Колумбия. Под управлением США находятся также зависимые территории: Виргинские острова, Восточное Самоа, остров Гуам, а также "свободно присоединившееся" государство Пуэрто-Рико. Федеральный округ Колумбия, границы которого совпадают с границами столицы США - Вашингтона, имеет свое представительство в коллегии выборщиков президента (три человека), предоставленное округу в 1961 г. поправкой XXIII к Конституции. В 1970 г. федеральный округ Колумбия был также наделен правом посылать одного делегата с совещательным голосом в Палату представителей Конгресса.

Штаты являются государственными образованиями, имеющими равные права. Они не обладают государственным суверенитетом и не имеют права выхода из состава США. Штаты принимают свои конституции, которые не должны противоречить Конституции США, принимают свои законы, обладают собственным гражданством, своей системой высших государственных органов - законодательных, исполнительных, судебных. Прием новых субъектов в состав федерации производит Конгресс США по просьбе населения территории, претендующей на получение статуса штата. Однако согласно разделу 3 ст. IV Конституции США он не вправе изменить территорию штата без согласия его законодательного органа. .

Разграничение полномочий между федерацией и ее субъектами.
В разделе 8 статьи I Конституции США установлен перечень предметов ведения, относящихся к исключительной компетенции Конгресса США. Все остальные предметы ведения (остаточные полномочия) относятся к компетенции субъектов федерации, о чем прямо говорится в принятой в 1791 г. поправке X к Конституции: "Полномочия, делегированные Соединенным Штатам настоящей Конституцией и не запрещенные для отдельных штатов, сохраняются соответственно за штатами либо за народом". Полномочия штатов, таким образом, охватывают такие вопросы, как определение собственной системы органов власти, регулирование административно-территориального деления и местного управления, принятие конституции штата, регулирование и проведение выборов, в том числе федеральных, организация системы здравоохранения и образования, охрана общественного порядка, вопросы уголовного права и т. д. Со временем сфера компетенции федерации была расширена толкованиями Верховного суда США на основе доктрины подразумеваемых полномочий. Теоретической основой данной доктрины выступает заключительное положение раздела 8 ст. I, согласно которому Конгресс имеет право "издавать все законы, которые необходимы и уместны для осуществления вышеперечисленных полномочий и всех других полномочий, предоставленных настоящей Конституцией правительству Соединенных Штатов, или какому-либо его департаменту, или должностному лицу".

Конституция США (раздел 10 ст. I) содержит для штатов и ряд запретов. Так, субъектам американской федерации запрещено заключать какие-либо договоры, вступать в союзы или конфедерации, чеканить монету, выпускать кредитные билеты, принимать законы об опале и законы, имеющие обратную силу, или законы, нарушающие обязательства по договорам, а также жаловать дворянские титулы. Помимо этого, без согласия Конгресса штаты не вправе облагать импортные и экспортные товары таможенными пошлинами, устанавливать тоннажные сборы, содержать в мирное время войска или военные суды, заключать соглашения с другими штатами и иностранными государствами, вступать в войну, "если только фактически штат не подвергся вторжению либо ему не грозит такая неотвратимая опасность, когда промедление недопустимо".

4. Федеральная законодательная власть.

Структура и порядок Формирования Конгресса.
Конгресс США состоит из двух палат: Палаты представителей и Сената. Обе палаты избираются на основе всеобщих, прямых и равных выборов при тайном голосовании и не могут быть распущены досрочно. Палата представителей избирается на два года в составе 435 депутатов по одномандатным округам с использованием мажоритарной системы относительного большинства. Выборы проходят в первый вторник после первого понедельника ноября каждого четного года. Между штатами места в палате распределяются пропорционально численности населения. Перераспределение мест от каждого штата происходит каждые 10 лет по результатам переписи населения. На начало XXI в. места в нижней палате между штатами распределяются следующим образом: Айдахо - 2 представителя, Айова - 5, Алабама - 7, Аляска - 1, Аризона - 6, Арканзас - 4 и т.д. Избранным может быть лицо, являющееся гражданином США не менее семи лет, достигшее 25 лет и проживающее в том штате, от которого оно баллотируется (зачастую кандидат в депутаты должен проживать и в соответствующем избирательном округе).

Сенат образуется путем избрания по два сенатора от каждого штата независимо от численности его населения сроком на шесть лет, при этом каждые два года состав Сената обновляется на 1/3. Сенатором может быть избрано лицо, являющееся гражданином США не менее девяти лет, достигшее возраста 30 лет и проживающее в штате, от которого данное лицо избирается.

Правовой статус парламентариев.
Члены обеих палат Конгресса обладают иммунитетом, который носит ограниченный характер (они пользуются неприкосновенностью только во время сессии, по пути на сессию и обратно). Ииммунитет тем не менее не распространяется на случаи измены, тяжкого уголовного преступления и нарушения общественного порядка. Парламентарии пользуются также индемнитетом, т.е. не несут ответственности за высказывания и голосование в палатах. Однако в случае нарушения регламента либо этических норм к депутату могут быть применены такие меры взыскания, как порицание, выговор, лишение статуса старшинства (привилегированного положения, которое имеют депутаты, занимающие ключевые посты или пребывающие в Конгрессе длительное время), исключение из состава палаты (последняя мера согласно разделу 5 ст. I Конституции может быть применена к депутату лишь с согласия 2/3 членов соответствующей палаты).

Мандат, полученный членами Конгресса от избирателей, носит свободный характер. Считается, что они представляют всю нацию, а не только своих избирателей, следовательно, формально не связаны какими-либо обязательствами. В то же время от избирателей зависит переизбрание конгрессменов на следующий срок, что практически всегда учитываться последними.

Члены Палаты представителей получают жалованье, размер которого составляет 174 тыс. долл. в год (2010), сенаторы - 165 тыс. долл. в год (2006). Депутаты пользуются бесплатным медицинским обслуживанием. Им компенсируют некоторые расходы (почтовые, телефонные, канцелярские, командировочные и т. д.). Каждому конгрессмену предоставляют служебные помещения как в Вашингтоне, так и в соответствующем избирательном округе. Имеют они и собственный штат помощников. Члены обеих палат Конгресса по достижении установленного законом возраста получают специальную пенсию, размер которой зависит от стажа пребывания в Конгрессе.

Внутренняя организация палат.
В Палате представителей председательствует спикер, которого избирают в начале первой сессии Конгресса. В Сенате согласно Конституции председателем формально является вице-президент, а в период его отсутствия избирается временный председатель (pro tempore), который фактически и руководит деятельностью верхней палаты. Временный председатель, как и спикер Палаты представителей, является представителем партии, располагающей большинством мест в палате (вице-президент может представлять в Сенате и партию меньшинства).

Спикер Палаты представителей располагает широкими полномочиями и считается третьим лицом в государстве после президента и председателя Верховного суда США. Он определяет повестку дня палаты, руководит ее вспомогательным аппаратом, решает процедурные вопросы, предоставляет слово депутатам, назначает членов согласительной комиссии при разногласиях палат. Спикер также вправе применять к депутатам определенные дисциплинарные меры. Голосует спикер лишь при равенстве голосов, в таком случае его голос оказывается решающим. Под руководством спикера работают должностные лица Палаты: клерк Палаты представителей, секретари, пристав, привратник, почтмейстер, эксперт по парламентской практике, назначаемые палатой в начале первой сессии Конгресса.

Вице-президент олицетворяет в Сенате связь между исполнительной и законодательной властью. Он ведет отдельные заседания палаты (в основном в Сенате председательствует временный председатель), направляет законопроекты в соответствующие комитеты, подписывает принятые верхней палатой законопроекты. Как и спикер в Палате представителей, вице-президент голосует лишь в случае, если мнения сенаторов разделились поровну. Роль как вице-президента, так и временного председателя в Сенате менее значима, чем роль спикера в Палате представителей, и реальное руководство деятельностью Сената зачастую осуществляет лидер фракции большинства.

Конгресс ежегодно проводит одну сессию, которая начинается в январе и длится с перерывами семь-восемь месяцев. Палаты Конгресса, как правило, заседают раздельно, но в некоторых случаях (например, для заслушивания президентских посланий, проведения официальных церемоний общегосударственного характера) проводятся их совместные заседания. Обычно заседания являются открытыми, хотя допускается и проведение закрытых заседаний. Заседания считаются правомочными при наличии кворума, который составляет большинство членов соответствующей палаты.

Важную роль в деятельности палат играют их комитеты, в рамках которых, собственно, и происходит основная работа Конгресса. Различаются постоянные комитеты, образование которых предусмотрено законом, и специальные комитеты, учреждаемые отдельной резолюцией палаты. Число постоянных комитетов составляет 22 в Палате представителей и 17 - в Сенате. Каждый из них имеет свою сферу видения (иностранные дела, оборона, финансы, сельское хозяйство, транспорт и др.). Обычно такие комитеты формируются пропорционально численности партийных фракций в палате. Они работают над законопроектами в основном по своему профилю (от их позиции фактически зависит прохождение таких законопроектов), оценивают практику применения законов, организуют парламентские слушания, контролируют деятельности соответствующих министров. Председателями постоянных комитетов становятся представители партии большинства, обладающие, как правило, наибольшим стажем работы в палате. Они наделены значительными полномочиями, в частности определяют повестку дня заседания комитета, назначают дату соответствующих парламентских слушаний, руководят вспомогательным аппаратом комитета, могут создавать подкомитеты, обладающие некоторыми полномочиями комитетов. Только председатели постоянных комитетов вправе выступать от имени комитета перед средствами массовой информации.

Специальные комитеты создаются для изучения какой-либо проблемы или расследования определенных обстоятельств деятельности правительства. Они вправе заседать в любое время и в любом месте Соединенных Штатов, а также вызывать свидетелей и требовать предоставления необходимых документов. За отказ отвечать на вопросы комитета этих свидетелей могут подвергнуть штрафу либо тюремному заключению на срок до одного года. Доклады специальных комитетов заслушиваются соответствующими палатами, после чего такие комитеты, как правило, расформировываются.

Каждая палата вправе преобразовать себя в так называемый комитет всей палаты, т. е. действовать в полном составе, но по упрощенной процедуре и под руководством специально избранного председателя. В Палате представителей такая форма применяется при обсуждении финансовых и некоторых иных законопроектов, а в Сенате лишь при рассмотрении международных договоров. Наряду с комитетами отдельных палат существуют и объединенные комитеты Конгресса, образующиеся из представителей обеих палат на паритетной основе. В настоящее время функционируют четыре таких комитета: по экономике, налогообложению, деятельности Библиотеки Конгресса и правительственной печати (правда, реальными властными полномочиями обладают первые два из них). Особую разновидность объединенных комитетов составляют согласительные комитеты, которые образуются из равного числа представителей обеих палат в случае необходимости Уладить разногласия между палатами по поводу того или иного законопроекта.

Организация партийных Фракций в Конгрессе.
В Конгрессе представлены две ведущие партии - демократическая и республиканская, которые образуют свои фракции, играющие ключевую роль в организации работы соответствующей палаты. Партийные фракции возглавляются лидерами, избранными на партийных конференциях (кокусах). Кроме того во фракциях создаются политические и иные комитеты, а также имеются специальные партийные организаторы ("кнуты"), являющиеся связующим звеном между руководством и рядовыми членами фракции и отвечающие за поддержание партийной дисциплины в палате. Особенно весома роль лидера фракции большинства от которого зачастую зависит прохождение того или иного законопроекта в палате.

Партийные фракции, как правило, слабо связаны с центральными органами партии и не отличаются особым единством. При этом партийные органы практически не имеют действенных юридических способов воздействия на парламентариев. От позиции руководства фракции тем не менее зависят назначения в престижные комитеты, содействие в проведении избирательных кампаний, поддержка инициатив парламентариев.

Полномочия Конгресса.
Компетенция Конгресса может быть подразделена на общую и специальную. Общие полномочия реализуются совместно обеими палатами Конгресса, тогда как специальные полномочия реализуются каждой палатой в отдельности. К числу общих относятся полномочия в следующих областях: финансы (введение и взимание на территории США налогов, пошлин, сборов и акцизов, займы, уплата государственного долга, денежная эмиссия, регулирование курса валюты США, установление наказания за подделку государственных ценных бумаг и монет); экономика (регулирование торговли с иностранными государствами и между штатами, патентное и авторское право, регламентация вопросов банкротства, создание почтовых служб, установление единиц мер и весов, содействие развитию науки и ремесел); оборона и внешние сношения (объявление войны, формирование и обеспечение армии и флота); охрана общественного порядка (создание милиции для исполнения федеральных законов, отражение вторжений и подавление мятежей и др.). В Конституции говорится и о некоторых иных полномочиях Конгресса: регулирование порядка получения гражданства, учреждение федеральных судов, нижестоящих по отношению к Верховному суду США, и т. д. Стоит отметить, что ряд установленных в Конституции полномочий уже не соответствуют современным реалиям и в настоящее время не осуществляются Конгрессом (примером может послужить право выдавать каперские свидетельства частным судам для захвата неприятельских судов).

Конституция США устанавливает для Конгресса и ряд запретов. Запрещается: приостанавливать действие судебных правил habeas corpus в мирное время; принимать законы об опале или законы, имеющие обратную силу; устанавливать налоги на предметы, ввозимые из какого-либо штата; предоставлять преимущества портам одного штата перед портами другого штата; выдавать деньги из казны иначе как в соответствии с ассигнованиями, установленными законом; присваивать дворянские титулы.

У каждой из палат есть также свои специальные полномочия. Палата представителей, к примеру, вправе при определенных обстоятельствах избирать президента США, возбуждать обвинение против федеральных должностных лиц (импичмент). Сенат же имеет право выносить решения о виновности или невиновности должностного лица в порядке импичмента, одобрения международных договоров, утверждения производимых президентом назначений на высшие должности в государстве, избрания при определенных обстоятельствах вице-президента.

Законодательный процесс.
Прохождение законопроекта (билля) в каждой из палат Конгресса начинается с его внесения, причем финансовые законопроекты могут быть внесены только в Палату представителей. Право законодательной инициативы формально принадлежит лишь членам обеих палат. При этом большинство публичных законопроектов, т.е. законопроектов общего характера в отличие от частных законопроектов, имеющих индивидуальное действие, инициируются исполнительной властью и вносятся через соответствующих депутатов. В целях ускорения прохождения билля он может быть одновременно внесен в обе палаты. Общая политика в области законодательства во многом определяется ежегодными посланиями президента Конгрессу. В каждой из палат билль проходит три чтения, а между первым и вторым чтением, как правило, и стадию рассмотрения в комитете.

Первое чтение заключается в формальном внесении законопроекта в палату, после чего он передается в соответствующий комитет (тексты наиболее важных законопроектов могут быть одновременно переданы сразу в несколько комитетов). В комитете билль Подвергается детальному рассмотрению, в него вносятся различныe поправки. Дальнейший ход может быть дан законопроекту Лишь в том случае, если большинство членов комитета выскажутся за его представление на рассмотрение палаты. В этом случае составляется доклад с рекомендациями, который зачитывается палате председателем комитета или по его поручению каким-либо иным членом комитета. Второе чтение начинается с оглашения всего текста законопроекта, после чего происходит обсуждение данного билля и предлагаемых к нему поправок. В рамках третьего чтения зачитывается окончательный текст законопроекта, затем он ставится на голосование. В случае одобрения законопроекта палатой он направляется в другую палату, где проходит те же стадии рассмотрения. При возникновении разногласий между палатами образуется согласительный комитет с целью выработки общей позиции. Если какая-либо из палат в итоге не согласна с представляемым законопроектом, он отклоняется. Одобренный обеими палатами билль направляется на подпись президенту, а в случае его подписания главой государства становится законом и подлежит официальному опубликованию.

Резолюции Конгресса.
Наряду с законами палаты Конгресса принимают также различные резолюции. Наиболее важное значение среди них имеют совместные резолюции, принимаемые обеими палатами и подписываемые президентом. Подобные резолюции фактически мало чем отличаются от законов. В такой форме с одобрения 2/3 членов каждой из палат могут приниматься и конституционные поправки, которые не нуждаются в одобрении президента. Совпадающие резолюции принимаются обеими палатами по вопросам их взаимоотношений. Наконец, простые резолюции принимаются только одной палатой по вопросам ее деятельности.

5. Федеральная исполнительная власть.

Порядок избрания президента и вице-президента.
Исполнительную власть согласно Конституции осуществляет президент. Кандидат в президенты должен быть не моложе 35 лет, являться гражданином США по рождению и проживать на территории страны не менее 14 лет. Кандидаты на пост президента США от двух ведущих политических партий -- Демократической и Республиканской -- выдвигаются сначала на проводимых в штатах первичных партийных выборах (праймериз), а затем на общенациональных съездах той или иной партии. В президентских выборах могут принимать участие также независимые (беспартийные) кандидаты, однако в условиях сложившейся в США двухпартийной системы они практически не имеют шансов на победу. Избирается же президент США специальной коллегией выборщиков сроком на четыре года.

Каждый американский штат избирает количество выборщиков, равное числу его представителей в палатах Конгресса. Кроме того, трех выборщиков посылает федеральный округ Колумбия. Общий состав коллегии, таким образом, насчитывает 538 человек. Выборы неизменно происходят каждый високосный год в первый вторник после первого понедельника ноября. Применяемая при голосовании мажоритарная система относительного большинства позволяет победившей партии получить все мандаты выборщиков от данного штата. Имели поэтому место случаи, когда партия, не набравшая относительного большинства голосов по стране в целом, получала большинство мест в коллегии выборщиков. Так, на чрезвычайно напряженных президентских выборах 2000 г. с несколько затянувшимся финалом (вследствие проблем с достоверным определением воли избирателей в штате Флорида) Республиканская партия получила незначительное большинство в коллегии выборщиков (271 против 267), что обеспечило избрание на пост Президента Дж. Буша-младшего. При этом кандидат от Демократической партии А. Гор получил почти на 340 тыс. голосов рядовых избирателей больше, чем Дж. Буш-младший.

В полном составе коллегия выборщиков никогда не собирается, поскольку выборщики голосуют, находясь в столицах своих штатов. Они обычно отдают свои голоса кандидату той партии, по списку которой они были избраны, хотя имелись и исключения из общего правила. Голосование выборщиков происходит в первый понедельник после второй среды декабря каждого високосного года. Списки с результатами голосования подписывают в штате, опечатывают и затем направляют в Сенат, где в начале января следующего года происходит официальное провозглашение итогов выборов. Затем 20 января в Вашингтоне происходит инаугурация, т. е. принесение президентом присяги на Библии и его вступление в должность.

Если ни один кандидат не соберет требуемого для победы абсолютного большинства голосов членов коллегии выборщиков, то согласно поправке XII к Конституции (1804) президент избирается Палатой представителей. Последняя должна сделать выбор между тремя кандидатами, получившими наибольшее число голосов выборщиков. В условиях двухпартийной системы вопрос об избрании главы государства обычно всегда решался самой коллегией выборщиков. Предусматриваемая же поправкой XII процедура была применена в 1824 г., когда Палата представителей избрала президентом США Дж. Адамса.

Одновременно с Президентом коллегия выборщиков избирает и вице-президента США, кандидатура которого выдвигается претендентом на пост главы государства. В случае избрания президента Палатой представителей в соответствии с поправкой ХII вице-президент избирается Сенатом. Конституционные полномочия вице-президента заключаются в том, что он является председателем Сената, замещает президента в тех случаях, когда эта должность оказывается вакантной, а также выполняет отдельные поручения президента. Первоначальный текст американской Конституции не содержал никаких запретов на переизбрание главы государства. Тем не менее начиная с Дж. Вашингтона установился обычай, согласно которому одно и то же лицо не может занимать пост президента более двух сроков подряд. Данный обычай, однако, был нарушен Ф. Рузвельтом, который избирался на пост главы государства четыре раза подряд (впервые - в 1932 г.). В итоге в 1951 г. была принята поправка XXII к Конституции, согласно разделу 1 которой "ни одно-лицо не может быть избрано на должность президента более чем два раза и ни одно лицо, если оно занимало должность президента либо исполняло обязанности президента в течение более двух лет, замещая лицо, избранное президентом, не может быть избрано на должность президента более одного раза". Таким образом, максимальный срок нахождения одного и того же лица на посту главы американского государства при определенных обстоятельствах может составить 10 лет.

Порядок замещения поста президента в случае его вакансии.
При возникновении постоянной вакансии поста президента он замещается вице-президентом до очередных президентских выборов. Так, в 1945 г. сразу же после смерти президента Ф. Рузвельта главой государства стал вице-президент Г. Трумэн, в 1963 г. после убийства президента Дж. Кеннеди - - вице-президент Л. Джонсон, а в 1974 г. после отставки президента Р. Никсона -- вице-президент Дж. Форд. Согласно разделу 3 поправки XX к Конституции (1933) избранный вице-президент становится главой государства даже в случае, если смерть избранного президента наступит до того дня, с которого начинается срок его полномочий. В США вопрос о замещении поста главы государства вице-президентом был детально урегулирован принятой в 1967 г. поправкой XXV к Конституции. Согласно разделу 1 данной поправки вице-президент становится президентом в случае отстранения главы государства от должности либо его смерти или отставки. Если же президент временно не в состоянии исполнять свои обязанности, он может направить соответствующее заявление спикеру Палаты представителей и временному председателю Сената. Правовым последствием такого послания является временное принятие вице-президентом на себя полномочий главы государства до тех пор, пока президент не представит председателям палат заявление о готовности возобновить осуществление своих обязанностей (раздел 3). Так, в 1985 г. по заявлению президента Р. Рейгана его полномочия были переданы вице-президенту на период действия наркоза во время проведения главе государства хирургической операции.

Исполнение обязанностей главы государства может быть временно возложено на вице-президента и в случае, если вице-президент и большинство членов кабинета либо конгрессменов (точнее, членов специального органа, который может быть учрежден Конгрессом) направят председателям палат Конгресса заявление о том, что президент не в состоянии осуществлять свои полномочия. В дальнейшем президент может возобновить исполнение своих обязанностей лишь при условии, что в ответ на его соответствующее послание вице-президент и большинство членов кабинета либо специального органа, учрежденного Конгрессом, в течение четырех дней не представят председателям палат заявление о неспособности президента осуществлять свои полномочия. Если Конгресс 2/3 голосов обеих палат поддержит такое заявление, то вице-президент продолжит временно исполнять обязанности главы государства (раздел 4).

Поправкой XXV был также урегулирован вопрос о вакансии поста вице-президента. Согласно разделу 2 данной поправки в случае открытия такой вакансии вице-президента назначает президент и утверждают обе палаты Конгресса. Так, в 1974 г., когда в силу упомянутых выше событий пост президента занял вице-президент Дж. Форд, последний с одобрения Конгресса назначил Вице-президентом Н. Рокфеллера.

Полномочия президента. Президент США располагает весьма широкими полномочиями в сфере исполнительной власти. Он представляет американское государство внутри страны и на международной арене, имеет право заключать с иностранными государствами международные договоры (в том числе так называемые исполнительные соглашения, не нуждающиеся в одобрении Сенатом), является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами и Национальной гвардией (милицией штатов). Хотя по Конституции США право объявления войны находится в компетенции Конгресса, в истории страны имели место случаи, когда президент отдавал приказ о применении Вооруженных сил за рубежом и без санкции парламента. Президентские полномочия в указанной области были несколько скорректированы принятой Конгрессом Резолюцией о военных полномочиях 1973 г. Согласно данной резолюции конституционное право президента направлять Вооруженные силы США для участия в военных действиях может осуществляться только на основе объявления войны Конгрессом, специального права, установленного законом, или общенационального чрезвычайного положения, созданного нападением на США. Без санкции Конгресса военные действия могут продолжаться не более 60 дней (в крайних случаях - 90 дней), причем даже в течение этого срока Конгресс вправе потребовать от президента их прекращения.

Президент располагает важными полномочиями в отношении Конгресса. Хотя глава американского государства формально не имеет права законодательной инициативы, именно от него зачастую исходят предложения по принятию конкретных законов. Президент способен влиять на законотворческую деятельность Конгресса через ряд иных своих полномочий, важнейшим из которых является право обращаться к парламенту с ежегодным посланием о состоянии Союза. Такое послание зачитывается им лично на объединенном заседании палат и фактически рассматривается как предлагаемая президентом программа законодательной деятельности Конгресса. Кроме того, глава американского государства ежегодно направляет в Конгресс экономический доклад и проект федерального бюджета. Он может обращаться к парламенту и с иными специальными посланиями. Президент также созывает чрезвычайные сессии Конгресса, имеет право отлагательного вето на принятые Конгрессом законопроекты, которое преодолеваются 2/3 голосов членов обеих палат. При определенных обстоятельствах президент может использовать так называемое карманное вето.

Президент назначает высших должностных лиц, число которых начситывает приблизительно 300; к ним наряду с министрами относятся также федеральные судьи, послы и некоторые другие лица. Данные назначения глава американского государства производит "по совету и с согласия Сената", который чаще всего соглашается с выбором Президента (хотя имелись и случаи отказа в утверждении -- преимущественно по моральным соображениям). Президент имеет также право помилования, отсрочки приговоров, награждения медалями и другими знаками отличия.

Ответственность президента.
Президент США не несет политической ответственности перед Конгрессом, однако мо жет быть отстранен от своей должности в порядке импичмента, если будет признан виновным в измене, взяточничестве, других тяжких преступлениях. Данная процедура возбуждается Палатой представителей, которая также формулирует обвинение. Затем дело передается в Сенат, который рассматривает его по существу и выносит решение о виновности главы государства. При рассмотрении дела в Сенате председательствует не вице-президент, а председатель Верховного суда США, и процедура здесь приближена к судебной. Решение принимается 2/3 голосов присутствующих сенаторов. В нем говорится лишь об отстранении президента от должности либо об отказе от этого. Если президент отстранен, он может быть затем привлечен к ответственности за уголовное преступление.

В США имели место три попытки импичмента президента в 1868, 1974 и 1998-1999 гг., но ни один президент так и не был лишен должности в порядке импичмента. Правда, в 1974 г. реальная угроза импичмента заставила уйти в отставку президента США Р. Никсона. Непосредственное разбирательство дела происходило в 1868 и 1998-1999 гг. В первом случае для осуждения президента Э. Джонсона в Сенате не хватило всего одного голоса. Во втором случае для отстранения от должности президента Б. Клинтона, признанного Палатой представителей виновным в лжесвидетельстве под присягой и препятствовании правосудию, также не хватило определенного числа голосов в Сенате (где доминирование оппозиционной Б. Клинтону республиканской партии не было столь явным, как в Палате представителей). В порядке импичмента тем не менее отстраняли некоторых иных высших должностных лиц - министров, федеральных судей и т.д.

Президент и кабинет
В США, как и в других странах с президентской формой правления, правительство (кабинет) формируется преимущественно из членов партии, победившей на президентских выборах, и рассматривается не как единый коллегиальный орган, а как совокупность советников при главе государства, полномочия которых производны от полномочий последнего. Должности премьер-министра в США нет, а роль главы правительства здесь выполняет сам президент.

Заседания кабинета в США обычно проводятся по усмотрению президента, без какой-либо строго определенной периодичности. Основной формой функционирования исполнительной власти здесь выступает не столько коллективное обсуждение тех или иных вопросов, сколько их решение главой государства единолично либо совместно с теми или иными министрами (секретарями), советниками, специалистами. Роль американского правительства зачастую связана с личными методами управления, присущими тем или иным президентам. Свои функции глава американского государства реализует, опираясь также на Исполнительное управление при Президенте, в которое входят Канцелярия Белого дома, Совет национальной безопасности, Совет по внутренней политике, Административно-бюджетное управление, ряд иных подразделений.

6. Федеральная судебная власть.

Федеральные суды США
В США имеется два уровня судебной системы: федеральная судебная система и судебная система штатов. Федеральная судебная система состоит из трех основных звеньев: Верховного суда США, 13 апелляционных судов и 96 окружных судов. Особое звено федеральной системы составляют военные суды. Федеральные суды в соответствии с Конституцией США учреждаются Конгрессом, а их судьи назначаются президентом с согласия Сената. Они "занимают свои должности, пока их поведение безупречно" (раздел 1 ст. III) и могут быть смещены лишь в результате процедуры импичмента.

Окружные суды (иногда их название переводится как районные суды) рассматривают в качестве суда первой инстанции уголовные дела о правонарушениях, предусмотренных федеральным законодательством, а также гражданские дела по искам к федеральным властям и по спорам, возникающим в связи с применением федеральных законов или между гражданами, проживающими в различных штатах. Вся территория страны поделена на округа с учетом границ штатов, так что на территории штата может функционировать от одного до четырех округов. Число судей в окружных судах составляет от 1 до 27. В округах функционируют также специальные суды: таможенные, налоговые и претензионные (по имущественным искам к Конгрессу и правительству США).

Апелляционные суды были созданы в 1891 г. как промежуточное звено между Верховным судом США и окружными судами. Они рассматривают жалобы на решения окружных судов общей юрисдикции, а также налоговых и претензионных судов. Ныне имеется 13 апелляционных судов: 11 охватывают собой по несколькуо штатов и территорий, один расположен в федеральном округе Колумбия, а образованный в 1982 г. Федеральный апелляционный суд имеет общенациональную юрисдикцию и рассматривает жалобы по таможенным, патентным и претензионным делам. Число судей в апелляционном суде составляет от 4 до 23. Дела, как правило, рассматриваются в составе не менее трех судей, один из которых назначается главным судьей.

Верховный суд США занимает высшее место в иерархии судебных органов США и состоит из девяти судей, включая председателя, официальным титулом которого является Главный судья Соединенных Штатов. Верховный суд рассматривает в качестве суда первой инстанции все дела, касающиеся послов, других официальных представителей и консулов, а также дела, в которых штат выступает одной из сторон (раздел 2 ст. 111 Конституции США), но в основном он выступает в качестве апелляционной инстанции. Кроме того, в процессе рассмотрения судебных дел Верховный суд осуществляет конституционный контроль, толкует Конституцию страны. Закон, признанный Верховным судом США неконституционным, формально не отменяется, но лишается юридической силы, следовательно, не может применяться. Решения о неконституционности законов могут выносить и нижестоящие суды, но Верховный суд США вправе их впоследствии пересматривать.

7. Органы государственной власти штатов.

Органы законодательной и исполнительной власти штатов.
Структура данных органов в основном сходна с формой правления, установленной на федеральном уровне. Законодательные собрания (легислатуры) штатов (за исключением Небраски) состоят из двух палат. Они, как правило, называются генеральными ассамблеями, законодательными ассамблеями либо генеральными собраниями. Легислатуры штатов избираются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Нижние палаты именуются палатами представителей (или делегатов) и ассамблеями (в разных штатах они насчитывают от 35 до 400 членов), а верхние - сенатами (от 17 до 65 членов). Срок их полномочий обычно составляет два - четыре года, причем в отличие от федерального уровня ротация в сенате, как правило, не применяется.

Главой исполнительной власти в штате является губернатор, избираемый чаще всего прямыми выборами на два или на четыре года. Законодательство многих штатов применительно к кандидатам в губернаторы предусматривает ценз оседлости (от пяти до семи лет), а также возрастной ценз (30 лет). В 29 штатах одно и то же лицо вправе находиться на посту губернатора не более двух сроков. В большинстве штатов вместе с губернатором избирается лейтенант-губернатор, который председательствует в сенате и замещает пост губернатора в случае, если он окажется вакантным. В отличие от федерального уровня, где президент и вице-президент выступают единой командой, губернатор и лейтенант-губернатор могут принадлежать к разным политическим партиям, что имело место в Калифорнии, ряде других штатов. Правда, в настоящее время увеличивается количество штатов, обязывающих губернатора и лейтенант-губернатора выступать в единой связке; подобное правило в настоящее время действует в 26 штатах.

Губернаторы могут оказывать немалое влияние на законодательный процесс. Они, как правило, обладают правом отлагательного вето на законопроекты, принимаемые легислатурой штата, а порой и правом выборочного (т. е. постатейного) вето, которое преодолевается 2/3 голосов в обеих палатах, как и на федеральном уровне. Под руководством губернаторов обычно готовится большинство законопроектов, включая проект бюджета штата. Кроме того, губернаторы издают собственные нормативные акты, направляют послания легислатуре, обладают правом созыва ее сессий. Во всех штатах, кроме Орегона, губернатор может быть смещен законодательным собранием в порядке импичмента, а в 12 штатах допускается досрочный отзыв губернатора голосованием избирателей. В отличие от президента США губернатор обычно не назначает всю администрацию штата. Отдельные должностные лица, как то: казначей, атторней, секретарь и др. могут избираться непосредственно населением штата (за исключением Аляски и Нью-Джерси, где, как и на федеральном уровне, избирается только глава исполнительной власти), иногда - назначаться легислатурой. Губернатор является также главнокомандующим национальной гвардией штата (пока президент страны как Верховный главнокомандующий не призовет ее на службу Соединенных Штатов), осуществляет связь с федеральной исполнительной властью, обладает правом помилования, представляет штат на торжественных церемониях.

Суды штатов .
В судах штатов рассматривается подавляющее большинство всех гражданских и уголовных дел в стране. Каждый штат имеет собственную судебную систему, и такие системы характеризуются существенным разнообразием. Они могут состоять из нескольких уровней и включать суды общей юрисдикции, апелляционные суды, полицейские суды, мировых судей, суды мэрии, различные специальные суды (например, по трудовым спорам, безопасности дорожного движения, ювеналь-ные суды, в том числе по семейным делам, делам о сиротах, наследстве и опеке) и т. п.

Во главе судебной системы каждого штата стоит Верховный (высший) суд штата. Обычно он состоит из пяти, семи или девяти членов. В трех штатах (Массачусетс, Нью-Гэмпшир и Род-Айленд) судьи Верховного суда назначаются пожизненно (или до достижения 70 лет). В остальных штатах они назначаются либо избираются на определенный срок (чаще всего шесть, восемь или десять лет). Верховные суды штатов обладают апелляционной юрисдикцией по отношению к решениям нижестоящих судов. В качестве суда первой инстанции они обычно рассматривают лишь те дела, по которым одной из сторон в споре выступает штат.

Способы формирования судов в штатах весьма разнообразны: судьи могут избираться населением, назначаться губернатором или легислатурой штата, муниципальными властями, а также председателями вышестоящих судов. В некоторых штатах могут встречаться и различные смешанные модели. Так, в 14 штатах губернатор назначает судей по рекомендации судебного комитета, а затем периодически проводятся голосования избирателей. Если тот или иной судья в ходе такого голосования не получит поддержки большинства избирателей, принявших участие в голосовании, он обязан покинуть свой пост.

8. Местное самоуправление и управление.

Самоуправление и управление в графствах США.
Большинство американских штатов, за исключением Род-Айленда и Коннектикута, делятся на графства. Всего в США насчитывается более 3000 графств. Их количество на территории штата может быть различным. Так, штаты Делавэр и Гавайи состоят лишь из трех графств каждый, в то время как территория штата Техас делится на 254 графства. В среднем же на один штат приходится 63 графства.

В графствах возможно формирование двух типов представительных органов - комиссионерных советов и советов контролеров. Комиссионерные советы, получившие распространение примерно в 80% всех графств, избираются непосредственно населением, тогда как советы контролеров чаще всего формируются из выборных должностных лиц органов местного управления, функционирующих на территории отдельного графства. В некоторых графствах (в первую очередь в крупных урбанизированных, таких как графства Нассау и Саффолк в штате Нью-Йорк, графство Милуоки в штате Висконсин) избирается глава исполнительной власти, который зачастую функционирует как мэр города.

Население избирает и ряд иных должностных лиц графства, важнейшим из которых является шериф, осуществляющий руко водство полицией графства и отвечающий за обеспечение в нем порядка и общественной безопасности. Другим важным должност ным лицом является атторней, обязанности которого заключаются в расследовании преступлений, представительстве графства в су дебных спорах, оказании юридической помощи другим должност ным лицам графства. Дела об убийстве, как правило, расследует коронер. Поступлением денег в бюджет графства ведает казначей, в то время как аудитор контролирует расходование общественных средств, асессор производит в целях налогообложения оценку имущества, находящегося на территории графства.

Управление в американских городах
Города выделены из графств и имеют в американских городах свою систему управления. Ныне в США функционируют три основные системы городского управления. В большинстве городов действует система "совет - управляющий". При такой системе организации управления мэра может избирать как муниципальный совет из своих рядов (например, в Сан-Антонио, Цинциннати), так и непосредственно население (в Далласе, Сан-Диего). Он председательствует в сравнительно небольшом по своему составу муниципальном совете (обычно пять - девять человек), который чаще всего избирается по единому округу. Мэр при такой системе выполняет главным образом политические и церемониальные функции, но не имеет каких-либо значимых административных полномочий. Муниципальный совет нанимает на определенный срок управляющего (обычно тот является профессионалом в сфере городского управления), который осуществляет практическую реализацию политики, определяемой советом. Управляющий чаще всего самостоятельно нанимает и увольняет руководителей муниципальных департаментов. Хартии большинства городов с подобной системой управления содержат положения, запрещающие прямое вмешательство членов совета в кадровую политику управляющего и обязывающие их осуществлять связь с муниципальными департаментами преимущественно через управляющего.

Приблизительно в 40% американских городов функционирует система "мэр - совет", которая в зависимости от объема полномочий главы городской администрации, в свою очередь, подразделяется на системы "слабый"мэр - совет" и "сильный"мэр - совет". "Слабый" мэр может избираться как муниципальным советом, зачастую достаточно представительным по своему составу, так и непосредственно населением. При этом его административные полномочия являются весьма ограниченными. Такой мэр обычно вправе назначать и смещать руководителей муниципальных департаментов лишь с одобрения представительного органа, а порой совет назначает руководителей крупнейших муниципальных департаментов вообще самостоятельно.

Во многих крупнейших городах США (таких как Бостон, Нью-Йорк, Сан-Франциско, Филадельфия и др.) функционирует институт "сильного" мэра. Члены муниципального совета при такой системе могут избираться как по отдельным округам, так и по единому избирательному округу в составе семи - девяти человек. В менее крупных городах они осуществляют свои полномочия по совместительству. Избираемый населением "сильный" мэр обладает правом вето на решения совета (причем зачастую не только общего, но и выборочного), которое обычно преодолевается только квалифицированным большинством голосов членов последнего, в то время как вето "слабого" мэра - простым большинством. Кроме того, мэр направляет и контролирует нормотворческую Деятельность совета, отвечает за разработку и исполнение муниципального бюджета, единолично назначает и увольняет муниципальных чиновников. В небольшом числе американских городов функционирует комиссионная система, в рамках которой избираемый населением в составе три - семь человек совет комиссионеров выполняет одновременно роль как представительного, так и исполнительного органа. Выборы такого совета чаще всего проводятся по единому избирательному округу. В одних городах (обычно относительно крупных) кандидаты на выборах в совет комиссионеров, как пра вило, заранее баллотируются на пост главы определенного депар тамента. В других городах распределение полномочий между Ко" миссионерами осуществляется уже по истечении выборов.

Тауны и тауншипы
Графства могут делиться на тауны и та-уншипы, представляющие собой постепенно вырождающуюся форму непосредственного самоуправления народа. Тауны функционируют на северо-востоке страны (штаты Вермонт, Коннектикут, Массачусетс, Мэн и др.) и управляются на основе решений ежегодных собраний взрослых жителей, проводимых чаще всего в марте. На них избирается совет в составе трех - пяти человек, который действует в качестве своеобразного исполнительного комитета тауна. По мере урбанизации и расширения таунов происходит определенная модернизация данной формы управления. В настоящее время крупные тауны зачастую делятся на избирательные участки (обычно от четырех до девяти), население которых избирает делегатов для участия в ежегодных собраниях (например, в штате Массачусетс).

Тауншипы получили распространение в таких штатах, как Нью-Йорк, Миннесота, Пенсильвания, Иллинойс и др. Организа ция тауншипов во многом напоминает организацию таунов, одна ко их полномочия носят более ограниченный характер. В тауншипах ряда штатов (Индиана, Миссури и др.) общие собрания жите лей вообще не проводятся, а должностные лица здесь избираются населением на избирательных участках согласно обычной избира тельной процедуре. Многие важнейшие вопросы местной жизни решаются на референдумах. Система управления такими таунши- пами отчасти напоминает систему управления графствами.

Школьные и специальные округа
Управление отдельными отраслями местной жизни в США осуществляется по школьным и специальным округам. Первых в настоящее время насчитывается более 14,5 тыс., вторых -свыше 33 тыс. Школьные округа создаются для финансирования школ и руководства ими; в такие округа объединена большая часть начальных и средних школ. Их границы могут совпадать, а могут и не совпадать с традиционными границами различных административно-территориальных единиц. Специальные округа осуществляют управление отдельными местными службами. Ныне выделяется 19 основных типов специальных округов: пожарные, дренажные, санитарные, по водоснао жению, электроснабжению, охране вод, окружающей среды, здраороохранению и т. д. Большинство специальных округов - одноце-левые по своему назначению, тогда как многоцелевыми является лишь менее 7% специальных округов. Границы специальных округов могут охватывать как небольшую территорию (чаще всего сельскую местность), так и несколько графств, иногда даже выходить за пределы какого-либо штата.

Самоуправление в индейских резервациях
В США индейское общинное самоуправление организовано в соответствии со специальным федеральным законом, принятым в 1934 г. (так называемый Закон Уиллера - Ховарда). Тогда Министерство внутренних дел разработало для индейских общин, проживающих в резервациях, типовые конституции, или хартии, которые затем представлялись на рассмотрение населения резерваций. Для вступления подобного документа в силу требовалось, чтобы он был одобрен большинством в 2/3 голосов населения резервации. Принятая конституция (хартия) вновь поступала в Министерство внутренних дел США, где утверждалась окончательно.

Сегодня организация самоуправления в индейских общинах, находящихся на территории Соединенных Штатов, в основном однотипна и имеет мало общего с традиционным племенным самоуправлением индейцев, которое у них существовало вплоть до второй половины XIX в. Совершеннолетние избиратели (достигшие 21 года) избирают совет и его председателя. Совет образует комиссии, комитеты, бюро, управления. Он собирается в сессионном порядке не реже четырех раз в год. Совет также создает общинные суды, которые отправляют правосудие по гражданским, уголовным и административным делам в пределах, установленных законодательством США. Общинным судам подчиняется и полиция резерваций.

Предыдущая лекция

На главную

Следующая лекция

Hosted by uCoz