Предыдущая лекция

На главную

Следующая лекция

ЛЕКЦИЯ 10

Федеративная Республика Германия

  1. Общая характеристика Конституции Германии.
  2. Основы конституционного статуса человека в ФРГ.
  3. Особенности германского федерализма.
  4. Бундестаг и бундесрат.
  5. Федеральный президент и Федеральное правительство.
  6. Суд и местные органы Германии.

1. Общая характеристика Конституции Германии.

Послевоенная Германия оказалась расколотой на западную и восточную части. Решение об образовании Федеративной Республики Германии (ФРГ) как самостоятельного государства (что фактически означало расчленение Германии) было принято в 1948 г. на Лондонской конференции шести стран -- США, Великобритании, Франции, Бельгии Нидерландов, Люксембурга. Военные губернаторы США, Англии и Франции в оккупационных зонах Западной Германии уполномочили премьер-министров правительств германских земель разработать законопроект будущей конституции ФРГ (Основной закон вступил в силу 23 мая 1949 г.). Первоначальный проект Основного закона ФРГ разрабатывался конституционной комиссией, образованной в 1948 г. премьер-министрами земель (которых уполномочили военные губернаторы западных держав). Комиссия, подготовив проект, передала его Парламентскому совету - органу, состоявшему из 65 депутатов, избранных ландтагами земель, расположенных в Западной Германии, и пяти представителей Западного Берлина с совещательным голосом. Парламентский Совет заседал в Бонне под контролем военных губернаторов оккупационных зон. В начале мая 1949 г. Парламентский совет окончательно принял Основной закон и передал его для ратификации в ландтаги земель. Одобрение земельными парламентами прошло в период с 18 по 21 мая 1949 г. Только ландтаг Баварии отверг этот конституционный акт, сочтя его чрезмерно централистским.

Юридической основой объединения Германии в 1990 г. послужил многосторонний Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии, заключенный ФРГ, ГДР, СССР, США, Великобританией и Францией. ГДР не присоединялась к ФРГ, но на территории ГДР были образованы земли, которые вошли в состав ФРГ. С 3 октября 1990 г. действие Основного закона ФРГ распространилось и на территорию бывшей ГДР.

Первоначально Основной закон задумывался как временный конституционный акт, который должен прекратить свое действие "в день, когда вступит в силу Конституция, принятая свободным волеизъявлением немецкого народа" (ст. 146 Основного закона), т.е. после объединения. Собственно говоря, даже название "Основной закон" было использовано для того, чтобы не путать его с Конституцией. Однако созданная Бундестагом и Бундесратом уже после объединения Германии комиссия для рассмотрения вопроса об общегерманской конституции, проработав с 1990 по 1993 г., пришла к выводу, что вполне достаточно внести изменения в действующий Основной закон. Так временный конституционный акт превратился, по сути, в бессрочный.

Основной Закон практически начинается с регулирования прав и свобод, раздел об основных правах идет сразу же после Преамбулы. Вообще расположение норм, посвященных правам и свободам граждан, в начале конституций является одной из характерных черт основных законов, принятых после Второй мировой войны. Но для Германии такой подход к правам человека был связан, очевидно, со стремлением преодолеть нацистское наследие.

Стремление преодолеть нацистское прошлое проявилось также в статьях Основного закона, осуждающих агрессивную войну, провозглашающих верховенство международного права и предусматривающих возможность передачи законодательным путем суверенных прав Федерации международным учреждениям ради обеспечения мира и коллективной безопасности. В частности, в п. 1 ст. 26 говорится, что "действия, способные нарушить мирную совместную жизнь народов и предпринимаемые с этой целью, в частности, для подготовки агрессивной войны, являются противоконституционными". Статья 25 гласит: "Общие нормы международного права являются составной частью права Федерации. Они имеют преимущество перед законами и непосредственно порождают права и обязанности для жителей федеральной территории". А в п. 2 ст. 24 провозглашается, что Федерация "соглашается на такие ограничения своих суверенных прав, которые должны привести к установлению и обеспечению мирного и устойчивого порядка в Европе и в отношениях между народами всего мира".

Следует отметить, что одной из характерных черт Основного закона является довольно хорошая юридическая проработка различных его положений. Вместе с тем многие статьи содержат отсылки к закону, который должен подробнее урегулировать те или иные отношения, нашедшие закрепление в общем виде в Основном законе.

В ФРГ установлена федеративная парламентарная республика, что, естественно, нашло отражение в конституционном тексте. Закреплен ряд фундаментальных принципов: принцип правового государства, принцип разделения власти (в варианте, характерном для парламентарной республики) и др. В Основной закон было внесено много поправок и дополненений, что существенно изменило содержание ряда статей и даже целых разделов. Это также составляет одну из важных характерных черт современного Основного закона.

Основной закон относится к "жестким" конституциям: для внесения поправок в него требуется, чтобы за закон об изменениях и (или) дополнениях проголосовало 2/3 депутатов Бундестага и 2/3 членов Бундесрата. На практике за 60-летнюю историю Основного закона в него было внесено более полутора сотен поправок, в результате чего в тексте появились три новых раздела, более четырех десятков новых статей, полностью или частично отменены, дополнены или изменены порядка 80 статей (некоторые из статей пересматривались по нескольку раз). Если принять во внимание, что первоначальный текст включал 146 статей, то масштабность конституционного пересмотра (хотя и растянутого во времени) не может не броситься в глаза.

В ФРГ создан специализированный судебный орган конституционного контроля - Федеральный конституционный суд. В его первом и втором сенатах конституционное правосудие осуществляют 16 судей, избираемых в равной доле депутатами Бундестага и членами Бундесрата сроком на 12 лет. Конституционный суд приступил к работе в 1951 г. К компетенции Федерального конституционного суда относятся толкование Основного закона, проверка конституционности законов и иных нормативных актов, рассмотрение споров между федерацией и землями, между землями, рассмотрение индивидуальных жалоб граждан, которые полагают, что нарушены их конституционные права, рассмотрение жалоб общин или объединений общин, которые считают, что нарушены их конституционные права на самоуправление, рассмотрение дел о конституционности партий и некоторые другие полномочия (всего 18 типовых случаев). Диапазон решений Федерального конституционного суда весьма широк: в той или иной степени они касаются социальных и экономических вопросов, гражданского и уголовного права, военной политики и международных отношений, гражданства и многих других проблем. Всего Федеральным конституционным судом рассмотрено около 90 тыс. дел. Учитывая, что Конституционный суд может рассматривать запросы о толковании норм Основного акона и в то же время вправе выносить решения по жалобам граждан и общин, ясно, что он осуществляет как абстрактный, так и конкретный контроль за конституционностью актов.

2. Основы конституционного статуса человека в ФРГ .

Гражданство.
Задолго до объединения Германии в ФРГ была принята концепция, согласно которой гражданами ФРГ являются как граждане Западной Германии, так и граждане ГДР. В силу этого объединение Германии не принесло каких-либо серьезных проблем с установлением гражданства. При определении гражданства лица по рождению применяются в сочетании право (принцип) крови и право (принцип) почвы, что в целом характерно для абсолютного большинства современных государств. Гражданство ФРГ можно приобрести, в частности, путем натурализации. Для немцев, поселившихся на законных основаниях в ФРГ, но проживавших и даже родившихся за пределами ФРГ от родителей-немцев, являвшихся гражданами других государств, создаются условия упрощенного приобретения гражданства ФРГ.

Основной закон (ст. 16) устанавливает, что никого нельзя лишить германского гражданства. Вместе с тем допускается, что "утрата гражданства может последовать только на основании закона, а против воли заинтересованного лица лишь в том случае, если оно тем самым не становится лицом без гражданства". Согласно Основному закону ни один немец не может быть выдан иностранному государству.

Общие принципы правового положения человека.
Основной закон открывается разделом, посвященным основным правам. Правда, некоторые права встречаются и в других разделах. Например, в разделе II ("Федерация и земли") закреплены некоторые политические права (в частности, права, связанные с созданием и деятельностью политических партий).

В Основном законе содержится положение о равноправии всех людей в самом общем виде. Указывается также, что "никому не может быть причинен ущерб или оказано предпочтение по признакам пола, происхождения, расы, языка, места рождения и родства, вероисповедания, религиозных или политических взглядов" (п. 3 ст. 3). Вместе с тем закрепляется равноправие мужчины и женщины (п. 2 ст. 3). Поправкой 1994 г. в Основной закон были включены некоторые обязанности государства по обеспечению такого равноправия: "Государство содействует фактическому осуществлению равноправия женщин и мужчин и принимает меры по устранению существующих недостатков". Федеративное государственное устройство предопределило внесение в Основной закон положения о том, что каждый немец в каждой земле имеет равные гражданские права и обязанности (п. 1 ст. 33).

Основной закон содержит достаточно много оговорок, предусматривающих возможность ограничения прав и свобод граждан, что связывается с необходимостью защиты основ демократии и конституционного строя. В то же время запрещается устанавливать законом ограничения прав для каждого отдельного случая. Закон, ограничивающий основные права, согласно Основному закону должен носить общий характер. Основной закон предусматривает, что каждый, кто использует свободу выражения мнений, свободу объединения и т. п. для борьбы против основ свободного демократического строя, утрачивает эти основные права. Установление факта и пределов утраты указанных прав возлагается на Федеральный конституционный суд.

В качестве общего принципа в Основном законе устанавливается, что каждый имеет право на свободное развитие своей личности, поскольку он не нарушает прав других лиц и не посягает на конституционный порядок или нравственный закон. Примечательно, что Основной закон предусматривает распространение основных прав на юридические лица ФРГ, поскольку эти права по существу могут быть к ним применимы. Основной закон предусматривает для всех лиц право на судебную защиту основных прав.

Политические права.
Основной закон закрепляет активное и пассивное избирательное право граждан. Активное избирательное право, т.е. право избирать, имеют граждане, достигшие 18 лет. Правом быть избранными (т.е. пассивным избирательным правом) в Бундестаг обладают граждане, достигшие, как сказано в Основном законе, "возраста гражданского совершеннолетия". В настоящее время этот возраст также составляет 18 лет. Пассивное избирательное право для кандидатов на должность Федерального президента наступает с 40 лет.

Близко к выборам по форме осуществления право граждан на участие в референдуме. Граждане также вправе участвовать в народной инициативе, под которой понимается выдвижение законопроекта группой избирателей, собравших под законопроектом установленное законом количество подписей. К политическим правам также относятся право на подачу индивидуальных и коллективных петиций (просьб или жалоб) в любые государственные и иные публично-властные органы, право на доступ к государственной службе (равный для всех граждан), свобода слова, собраний (мирно и без оружия), право объединения (в том числе в профессиональные союзы и политические партии), свобода выражения своего мнения (устно и письменно при помощи различных технических средств) и некоторые другие права. К примеру, п. 4 ст. 20 указывает, что все немцы имеют право оказывать сопротивление всякому, кто попытается устранить конституционный строй силой, если иные средства не могут быть использованы.

Для иностранцев предусмотрено право политического убежища.

Личные права.
Основной закон закрепляет сравнительно широкий круг личных прав и свобод. Собственно, в ст. 1 говорится, что "достоинство человека неприкосновенно, а "уважать и защищать его - обязанность всякой государственной власти". В ФРГ согласно Основному закону каждый имеет право на жизнь и физическую неприкосновенность. Смертная казнь отменяется (ст. 102). Имеются гарантии от необоснованных арестов, но они в основном закреплены в текущем законодательстве, фиксированы неприкосновенность жилища, тайна переписки, а равно почтовой, телеграфной и иной электросвязи, свобода передвижения. К личным правам относится также свобода вероисповедания (т. е. право выбора религии самим человеком), закрепленная основным законом. Со свободой вероисповедания связано право гражданина на альтернативную военную гражданскую службу, если он по своим религиозным убеждениям не может служить с оружием в руках или приносить присягу.

Другие права.
Закрепляются право собственности и право наследования, хотя и говорится, что пользование собственностью должно служить общему благу, сама собственность обязывает (ст. 14). Основной закон провозглашает право свободного выбора профессии, места работы и учебы, при этом принудительный труд допускается только при лишении свободы по приговору суда. Брак и семья согласно Основному закону находятся под особой защитой государства. Каждая мать имеет право на защиту и поддержку общества.

В целом же перечисленными социально-экономическими правами исчерпывается конституционное регулирование данного вида прав и свобод. Надо отметить, что таким скупым правовым регулированием социально-экономических прав Основной закон ФРГ невыгодно отличается от большинства конституций развитых стран, принятых во второй половине XX в., и даже от ряда конституций германских земель. Правда, этот пробел государственного (конституционного) права ФРГ восполняется положениями Социальной Хартии, которая была разработана в рамках Совета Европы и ратифицирована ФРГ. А нормы международного права являются составной частью германского права и имеют приоритет перед нормами германских законов.

Из прав в области культуры в Основном законе упоминается свобода искусства, науки, исследований и преподавания.

Основные обязанности.
В Основном законе обязанности специально не выделены в каком-либо разделе, однако их можно найти в конституционном тексте. Так, для мужчин с 18 лет вводится обязанность службы в Вооруженных силах в случае призыва, а в случае состояния обороны для службы в военных госпиталях и иных медицинских учреждениях могут быть призваны и женщины в возрасте от 18 до 55 лет. Для родителей в качестве "первейшей" (как сказано в Основном законе) обязанности (и одновременно права) устанавливаются уход за детьми и воспитание их. Исходя из того что собственность по Основному закону обязывает, можно выделить обязанности собственника. Можно также говорить об обязанности платить налоги (хотя в основном законе прямо об этом не сказано), соблюдать законы, права и законные интересы других лиц.

3. Особенности германского федерализма .

Важное значение имеет разграничение предметов ведения между Федерацией и землями, которых насчитывается в настоящее время 16. За Федерацией закрепляются довольно широкие законодательные полномочия. К исключительному ведению Федерации относится принятие законов по вопросам внешней политики, гражданства, обороны, денежного обращения, таможенного и торгового единства и т. п.

Компетенция между государственными органами Федерации и земель разграничена в соответствии с Основным законом. При этом в сфере конкурирующего законодательства и федеральных рамочных предписаний Федерация законодательствует в случае возникновения необходимости в таком федеральном регулировании (чтобы не нарушить интересы других земель, страны в целом, соблюсти правовое и экономическое единство и т. д.). На долю земель приходится в основном законодательство в сфере образования, культуры, общинного устройства, полицейских дел. В области же управления Федерации принадлежит исключительное право по ограниченному кругу вопросов таможни, Бундесвера, охраны границ и др.), поскольку большинство полномочий -- у земель. Они организуют управление в сфере своей исключительной компетенции (школы, планирование в регионе, полиция), при выполнении федеральных законов как своих собственных (при планировании строительства, осуществлении промыслового права, охраны окружающей среды), так и при прямом поручении Федерации выполнять федеральное право (строительство федеральных автострад, к примеру).

Практика федеративных отношений ФРГ за последние 50 лет выявила устойчивую тенденцию к централизации. При этом Федерация все больше распространяет свои законодательные и регламентирующие полномочия, в то время как исполнение нормативных предписаний остается за землями. Правда, наложение со стороны федерации на земли и общины дополнительных обязанностей, требующих повышения бремени расходов, обусловлено передачей соответственно землям или общинам необходимых финансовых средств из федерального бюджета. Вместе с тем в настоящее время никто не ставит под сомнение само федеративное устройство. Со второй половины 1960-в ФРГ проводится политика кооперативного федерализма. В ходе данной политики основное внимание сконцентрировано на развитии горизонтальных (между землями) и вертикальных (между федерацией и землями) сотрудничества и самокоординации. Одним из инструментов кооперативного федерализма является осуществление федерацией на основе специального закона перераспределения средств между землями. Кроме того, в рамках кооперативного федерализма развиваются различные формы сотрудничества и согласования политики (например, серьезную роль играют постоянные конференции премьер-министров земель, министров культуры земель).

4. Бундестаг и бундесрат.

Бундестаг в составе 736 депутатов (по итогам выборов 2021 г.) избирается на четырехлетний срок на основе довольно сложной избирательной системы: половина депутатов избирается в округах по мажоритарной системе относительного большинства путем прямого голосования, а другая - по партийным спискам, выставляемым в каждой земле, по пропорциональной системе. Для допуска партии к участию в распределении депутатских мандатов по земельным спискам существует требование получить не менее 5% от числа всех голосующих по стране, по избирательным округам - избрать не менее трех депутатов. Состав Бундестага в результате подсчета голосов по отдельным избирательным округам и земельным спискам почти соответствует соотношению голосов, полученных отдельными партиями. Если какая-либо партия получила в избирательных округах больше прямых мандатов, чем это ей положено по ее доле голосов, то она сохраняет за собой эти "сверхмандаты". Именно для таких случаев законом предусмотрено увеличение (более 656) количества мандатов в Бундестаге. В результате выборов в Бундестаг в 1994 г. в его составе было, например, 672 депутата.

Пересчет количества голосов в количество мест ведется по методу немецкого математика Нимайера и заключается в следующем. Количество мест, получаемое данной партией, равно произведению общего количества распределяемых мест на отношение количества "вторых" голосов, полученных данной партией, к общему количеству "вторых" присланных голосов до истечения дня выборов, определяет председатель окружной избирательной комиссии. Бундестаг имеет председателя, свое бюро, комиссии, депутатские фракции. Для создания депутатской фракции имеются количественные ограничения. В ФРГ фракциями согласно Регламенту Бундестага признаются объединения депутатов, составляющие не менее 5% общего числа парламентариев, что составляет не менее 25 человек, а при увеличении численности Бундестага - и более. Законодательная процедура начинается в Бундестаге: любой законопроект, прежде чем стать законом, должен получить одобрение в Бундестаге. Исключение составляют лишь законопроекты о бюджете, поступающие одновременно и в Бундесрат. Бундестаг (наравне с Бундесратом) утверждает бюджетный план, а также отчеты правительства по его исполнению. Формально сохраняется право увольнять правительство в отставку, однако практически оно не применяется.

Бундесрат, как явствует из ст. 50 Конституции, создан для участия земель в законодательстве и управлении Федерацией, т.е. должен выражать интересы ее субъектов. Бундесрат включает членов правительств земель, каждая из которых делегирует в него столько членов, сколько она имеет в ней голосов. Количество последних определяется численностью населения каждой конкретной земли (земли с населением менее 2 млн человек обладают тремя голосами, от 2 до 6 млн - четырьмя, более 6 млн человек - пятью). Соответственно, численный состав Бундесрата (65 членов) меньше, чем количество депутатов в Бундестаге. Его отличительной чертой является принцип согласованной подачи голосов: голоса представителей земель подаются как один голос. Члены Бундесрата имеют императивный мандат: земельные правительства указывают своим представителям, как тем голосовать в конкретном случае. Правительства земель вправе отозвать назначенных ими членов Бундесрата. Законодательные полномочия Бундесрата (впрочем, как и Бундестага) ограничены. Так, ст. 113 Конституции устанавливает требование, по которому законы, ведущие к увеличению бюджетных расходов или допускающие его в будущем, должны приниматься лишь с согласия федерального правительства.

5. Федеральный президент и Федеральное правительство.

Главой ФРГ согласно Конституции является Федеральный президент, которого избирает на пятилетний срок специально созываемое Федеральное собрание. В целом права президента выходят за рамки прав главы парламентарной республики. Большинство актов президента требуют обязательной контрассигнации Федерального канцлера либо соответствующего министра. Исключением в данном случае служат предложение президентом кандидатуры канцлера, его назначение, решение, обязывающее канцлера и федеральных министров продолжать ведение дел, а также личное право президента отказаться от своей должности.

Вместе с тем полномочия президента весьма широки. Он может участвовать в заседаниях правительства, промульгирует законы, распускает Бундестаг по предложению канцлера, если тот остался в меньшинстве, либо по собственной инициативе, если ни один из кандидатов на пост главы правительства не собрал требуемого большинства голосов, предлагает кандидатуру канцлера. Особенно высока роль президента в случае отсутствия в Бундестаге абсолютного большинства мест у одной из политических партий. По представлению федерального правительства и с согласия Бундесрата президент может объявить состояние законодательной необходимости, во время которого федеральные законы могут приниматься минуя Бундестаг. При этом президент не несет политической ответственности за свои действия.

Центральное место в системе федеральных органов власти ФРГ занимает федеральное правительство, состоящее из канцлера и министров. На правительство возложены обязанности руководства страной, однако практически оно выполняет все государственные функции. Канцлер, единственный из членов правительства, избирается большинством голосов Бундестага. Его кандидатура предлагается президентом, инициатива Бундестага в этом вопросе весьма ограничена. Канцлер может быть смещен только путем избрания нового канцлера (так называемый конструктивный вотум недоверия). Канцлер несет ответственность перед Бундестагом, определяет внутреннюю и внешнюю политику государства. Фактически именно канцлер назначает и увольняет министров, число которых не ограничено Конституцией, упоминающей лишь министров финансов, обороны и иностранных дел. Утверждение министров, как и их увольнение, производится федеральным президентом. Федеральное правительство имеет право издавать постановления в целях исполнения федеральных законов, а также общих административных предписаний. Кроме того, оно обладает правом предложить президенту республики с согласия Бундесрата объявить состояние законодательной необходимости, устраняя тем самым Бундестаг от принятия законов (ст. 81).

6. Суд и местные органы Германии.

Судопроизводство федерации ограничено деятельностью Федерального конституционного суда, Федеральной общей судебной палаты, Федерального административного суда, Федеральной финансовой палаты, Федерального суда по трудовым спорам, Федерального суда по социальным вопросам. Остальные суды отнесены к судам земель. Так, рассмотрение гражданских и уголовных дел в землях осуществляют высшие суды земель (от одного до четырех в каждой земле), суды земель первой и второй инстанции, участковые суды (в западных землях в начале 1990-х гг. работало соответственно 92 и 557 таких судов). В то же время упомянутые федеральные суды (кроме Федерального конституционного суда в отношениях с органами конституционного контроля земель) выступают в качестве судов высшей инстанции для соответствующих земельных судов.

Федеральные земли имеют собственные конституции, соответствующие основополагающим принципам Основного закона страны, но не требующие утверждения федерацией, а также свою систему органов государственной власти, управления и правосудия. На выборах в ландтаги при использовании пропорциональной избирательной системы заградительный барьер составляет в большинстве земель, так же как и на федеральные выборах, 5%, и только в земле Рейнланд-Пфальц установлена оговорка в 3,3%. При этом в шести землях предусмотрена возможность досрочного роспуска ландтага в результате голосования избирателей. К этим землям относятся: Бавария, Баден-Вюртемберг, Берлин, Бремен, Бранденбург, Рейнланд-Пфальц. Правда, на практике известна только одна попытка использования такой возможности: в 1971 был проведен соответствующий референдум в земле Рейнланд-Пфальц, однако парламент не был распущен, поскольку в референдуме приняло участие 16% избирателей, а законодательство этой земли предусматривает, что решение о досрочном прекращении полномочий ландтага может быть принято большинством гососов лиц, имеющих право голоса.

В землях существуют однопалатный парламент (лишь в Баварии - двухпалатный), формируемое им правительство, премьер-министр как глава исполнительной власти и глава земли, общие высшие суды и суды первой и второй инстанции, суды земель по трудовым, социальным, финансовым и административным делам, а также конституционный суд либо иной орган конституционного контроля (лишь в Шлезвиг-Гольштейне функции контроля за соблюдением Конституции земли 1990 г. осуществляет Федеральный конституционный суд). Государственные органы земель имеют свой круг полномочий. Они имеют самостоятельный бюджет, право заключать государственные договоры друг с другом и согласованные с центром договоры по экономическим и культурным вопросам с иностранными государствами. Все земли равны во взаимоотношениях с федерацией. Их интересы представлены на федеральном уровне пропорционально численности населения голосами министров правительств земель в Бундесрате. В некоторых землях (Берлин, Северная Вестфалия, Рейланд-Пфальц, Нижняя Саксония) избиратели своим голосованием могут отменять в целом или частично вступившие в силу земельные законы (народное вето). Так, в Берлине закон считается отмененным, если за это проголосовало большинство принявших участие в голосовании, при условии что против закона выступило не менее 30% от общего числа граждан, имеющих право голоса. В Нижней Саксонии решение об отмене закона принимается большинством избирателей, имеющих право голоса.

Регулирование местного самоуправления и управления относится в основном к ведению земель. Общины выступают на своей территории исключительными обладателями всех полномочий местного публичного управления, осуществляемого на основе их собственной ответственности. За исключением случаев, решение по которым возложено на другие ведомства, общины могут решать любую задачу публичной власти. Тем же статусом в рамках Законодательной компетенции обладают объединения общин. Самостоятельное управление своими делами общинами и их объединениями гарантируется государством (так, например, сказано в ст. 137 Конституции земли Гессен, но аналогичные положения есть и в конституциях других земель). Вместе с тем на них могут быть возложены законом или постановлением государственные задачи, которые те должны решать в соответствии с поступающими указаниями. Государство обязано обеспечивать общинам, а также их объединениям получение денежных средств, необходимых для выполнения ими как их собственных, так и возложенных на них государством задач, на основе баланса финансовых затрат. При этом государство предоставляет в распоряжение общин в интересах их независимой публичной деятельности источники доходов, которыми те распоряжаются на принципах собственной ответственности.

Предыдущая лекция

На главную

Следующая лекция

Hosted by uCoz