ЛЕКЦИЯ 5Рим в Царский период и в период Республики
1. Возникновение римской гражданской общины История возникновения Рима была известна каждому ребенку в эпоху античности, да и сейчас едва ли не каждый знает Ромула и Рема - двух близнецов, вскормленных волчицей, и основавших город, получивший в дальнейшем красивое определение " вечный". Традиционной датой основания Рима считается 754-753 гг.до н.э., но в это ли время легендарный Ромул убил своего брата и стал единственным основателем города, или в это ли время женщина по имени Рома сожгла корабли, положив тем самым предел скитаниям изгнанников, вряд возможно определить, как бы не хотелось нам верить красивым легендам. Гораздо более прозаической предстает история возникновения Рима по археологическим данным. В начале железного века (X-VIII вв.до н.э.) на территории будущего Рима находились родовые поселки. Холмистая местность на берегу Тибра была удобным и привлекательным районом для поселения различных племен, мигрировавших по Италии, и население притибрской зоны Лация было довольно пестрым по своему этническому составу. Здесь можно было встретить лигуро-сикулов, италиков, ахейских греков, пеласгов, фрако-иллирийцев, но наиболее компактными и численно преобладающими племенами были латины и сабины. Как считают исследователи, Ромулов Рим был латино-сабинским поселением с известной долей автохтонного лигуро-сикульского населения, впитавшего в себя перечисленные пришлые компоненты. Считается, что холм Палатин и близлежащая Велия принадлежали латинам, а северные холмы - Эсквилин, Виминал и Квиринал - сабинам. Жили первые римляне в скромных хижинах, круглых или прямоугольных в плане, на деревянном каркасе с глиняной обмазкой. Рядом в рощах находились святилища богов. Поселения защищались рвами, земляными насыпями и сторожевыми башнями. Постепенно поселки разрастались, и первым достоверным событием римской истории можно считать слияние латинской или сабинской общин (аналогично греческому синойкизму). Традиция связывает это событие с похищением сабинянок во время правления Ромула. На холме Капитолий была построена общая для всех крепость, и было установлено совместное правление Ромула с сабинским царем Титом Тацием. Это объединение можно считать началом подлинной римской истории. Царская эпоха в истории Рима характеризуется как время зарождения государственности и оформления основ гражданской общины. В этот период развивается социальное и имущественное неравенство. Развитие хозяйства, участившиеся войны и рост населения способствовали разрыву родовых связей и выделению знатных и богатых семейств, с одной стороны, и появлению неполноправных людей, с другой. Постепенно все права и привилегии узурпируют главы наиболее влиятельных кланов. Потомство и частично члены семей этих "отцов" образовали сословие патрициев, которые заняли ключевые позиции в обществе и со временем стали единственно полноправными его членами. Остальные сородичи, чтобы гарантировать свое существование и разделить с патрициями хотя бы некоторые из привилегий, были вынуждены вступать в зависимость, становясь клиентами, а их покровители стали называться патронами. Узы патроната считались священными, и их нарушение каралось смертью. Патрон должен был выделить землю своим клиентам, защищать их в суде и оказывать им покровительство; клиенты поддерживали патрона в народном собрании, приносили ему подарки и составляли его боевую дружину. В царскую эпоху римском обществе образовалась еще одна прослойка неполноправного населения - плебеи. В исторической науке существуют разные теории, объясняющие происхождение этой прослойки. В последнее время преобладает мнение о том, что плебеи появились вследствие роста населения в Риме. Растущий город пополнялся за счет завоеванного населения, а также добровольных пришельцев, которые сначала включались в родовую организацию римлян. Когда пришельцев стало слишком много, доступ в родовую организацию был прекращен, и новые поселенцы оказались на положении неполноправных. Так как их число быстро увеличивалось, пополнялось, то, как считают, слово плебей произошло от латинского plere - наполнять. Они, вероятно, считались гражданами формировавшейся римской гражданской общины, будучи частью "римского народа", но не входили в патрицианские патриархальные общины и не имели доступа к общественной земле. Плебеи были лично свободны, но не имели политических прав. Формирование римской гражданской общины происходило на протяжении длительного периода времени и растянулось на несколько столетий. Первоначальная государственность была представлена традиционной триадой, характерной для обществ, выходящих из стадии родоплеменных отношений. Во главе общины стоял вождь, которого римляне называли царь (rex). Он был высшим военачальником, верховным жрецом и обладал судебной властью. Царь избирался сенатом (senatus), который первоначально был советом старейшин, а затем в него стали входить главы патрицианских семей. Сенат представлял царя народному собранию, которое собиралось по куриям (родовые объединения мужчин-воинов) и поэтому носило название куриатные комиции (comitia curiata). Комиции утверждали или отклоняли кандидатуру царя, а сенат утверждал результаты голосования. Основные решения, касавшиеся жизни римской общины принимались царем совместно с сенатом, но в ряде случаев, как, например, в случае объявления войны, требовалось обязательное решение народного собрания. Римская традиция рассказывает о 7 римских царях. Наибольшего внимания из них заслуживает шестой римский царь - Сервий Туллий (579-535 гг.до н.э.). По одной из версий он был сыном рабыни, воспитанном в доме царя Тарквиния Приска. Главной заслугой Сервия стало проведение реформ, способствовавших формированию римской гражданской общины - цивитас (civitas). Сервий Туллий разделил все население Рима на имущественные разряды, независимо от сословной принадлежности. А принадлежность к имущественным разрядам определяла место воина в строю, характер вооружения и давала политические права. Все общество делилось на 6 классов, каждый из которых должен был выставить определенное количество центурий (сотен) в римскую армию. Ценз первого имущественного класса составлял 100 тыс. медных ассов, и он же выставлял наибольшее количество центурий - 98, ценз низшего класса не был определен вообще - сюда относились пролетарии (люди, не имевшие ничего кроме потомства), и они выставляли всего одну центурию. Однако новое деление граждан Рима касалось не только армии. Сервий Туллий учредил новый вид народного собрания - центуриатные комиции. В этих комициях каждый имущественный класс имел столько голосов, сколько выставлял центурий. Соответственно большинство голосов всегда принадлежало высшему классу (98 из 193). Голосование обычно не доходило не только до последних, но даже до средних классов. Сервию Туллию приписывается также разделение Рима на территориальные округа - трибы. Таким образом формирующемуся римскому государству был придан его важнейший признак - территориальность. Вокруг города была построена крепостная стена, остатки которой сохранились до нашего времени. Важной мерой Сервия Туллия был допуск плебеев в римское войско. Наконец, Сервий Туллий попытался подготовить условия для превращения царской власти из выборной в наследственную, выдав своих дочерей замуж за сыновей своего предшественника Тарквиния Приска. Возможно, этой мерой Сервий хотел ограничить растущее влияние сената и аристократии. Демократический характер преобразований Туллия не вызывает сомнений. Очевидно, он хотел создать опору царской власти в широких слоях римского общества, и эта тенденция не могла не вызвать противодействия со стороны аристократии. Хотя сам Сервий пал жертвой собственных преобразований, но не от рук сенаторов, а от заговора зятя Тарквиния и дочери Туллии. Последний римский царь Тарквиний Гордый изображается римской традицией как жестокий тиран, правление которого вызывало всеобщее недовольство. Однако в литературе высказывается мнение, что Тарквиний продолжал линию Сервия Туллия на усиление царской власти в противовес сенату и аристократии. Именно этим можно объяснить резко отрицательное отношение традиции, сформированной сенаторскими кругами, к этому правителю. В источниках четко зафиксировано, что восстание против Тарквиния было организовано и проведено патрициями, которые и взяли управление городом в свои руки, хотя и назвали это управление "общественным делом" - республикой (res publica). Это произошло в 510 или 507 г. до н.э. Так была установлена аристократическая республика, просуществовавшая до конца I в. до н.э. Правда, формирование римской гражданской общины с установлением Республики не только не завершилось, но вступило в новый важный этап. 2. Ранняя Римская Республика Эпоха Ранней Римской республики (конец VI - середина III в. до н.э.) может быть охарактеризована как время борьбы патрициев и плебеев, окончательного оформления римской гражданской общины (цивитас) и завоевания Римом Аппенинского полуострова. Борьба патрициев и плебеев по сути была борьбой за равноправие и демократизацию формирующегося государства. Старая патрицианская знать стремилась сохранить древние родовые обычаи и учреждения и объективно выступала тормозом общественного прогресса. Плебеи, вынужденные в силу ограничения их доступа к общественной земле заниматься преимущественно ремеслом и торговлей, выступали за динамичное развитие римской экономики, за ликвидацию родовых отношений, за формирование демократических институтов управления общиной. На практике основные требования плебеев сводились к тому, что они добивались политического равноправия, ограничения патрицианского землевладения и допуска к общественной земле, ограничения долгового процента и отмены долговой кабалы. После реформ Сервия Туллия плебеи стали составлять основную часть римской армии, хотя командные посты в ней занимали патриции. Пользуясь этим, плебеи избрали весьма своеобразный метод борьбы за свои права - военную забастовку. В момент, когда Риму угрожали враги, плебеи покидали город, уходя на Священную гору поблизости от Рима (отсюда название этой акции: сецессия - уход), и выставляли оттуда свои требования патрициям. По традиции первая сецессия произошла во время войны Рима с племенем эквов в 494 г. до н.э. После долгих переговоров патриции согласились на учреждение должности народных трибунов, главной обязанностью которых была защита плебеев от произвола со стороны патрициев. Вторая сецессия произошла в 449 г. до н.э. Она завершила борьбу плебеев за запись действующего права. Результатом стало появление законов XII таблиц, названных так потому, что они были выбиты на 12-ти медных досках, выставленных впоследствии для всеобщего обозрения. Законы XII таблиц являются древнейшим памятником римского права и содержат наряду с нормами обычного права, уходящими в глубокую древность, нормы, отражающие динамику развития римского общества в V в. до н.э.: отношения собственности, развитие рабовладения, новые тенденции в семейных отношениях и т.д. Плебеям удалось добиться снижения долгового процента и фиксации его в законах, хотя главным итогом была сама по себе запись права, так как теперь устранялся произвол патрицианских судей при разборе дел, касавшихся плебеев. Однако при чтении этих законов невольно обращает на себя внимание тот факт, что сами термины "патриции" и "плебеи" упоминаются в них всего лишь один раз в статье, запрещающей браки между представителями этих сословий. Эта кажущаяся странность объясняется тем, что отныне и патриции, и плебеи жили по одним и тем же законам и тем самым закладывалась правовая основа для жизни всей общины в целом. В том же 449 г. до н.э. наряду с другими был принят важный закон о том, что решения плебейских народных собраний получали силу закона, обязательного и для патрициев. Так возник еще один вид народных собраний Римской Республики - трибутные комиции, собиравшиеся по территориальным округам. Постепенно в них стали участвовать и патриции, и эти собрания сделались важным элементом политической системы Рима. А спустя еще пять лет был принят закон, разрешавший браки между патрициями и плебеями, чем была заложена основа для слияния богатой плебейской верхушки с патрициями в одно сословие. Новый виток борьбы двух сословий приходится на 70-60-е гг. следующего столетия. В результате успешных войн Рима произошло увеличение земельного фонда, значительная часть которого оставалась в общественном пользовании. Патриции пользовались своим правом оккупации общественных земель, и это привело к концентрации земельного фонда в руках патрициев, с одной стороны, и к разорению мелких собственников и росту кабального рабства, с другой. В результате борьбы в 367 г. до н.э. были изданы законы, частично решавшие долговую проблему и, главное, запрещавшие патрициям занимать более 500 югеров (югер - 1/4 гектара) общественной земли. Стоит также отметить, что спустя полвека был окончательно решен долговой вопрос: по закону 326 г. до н.э. должник должен был отвечать перед кредитором своим имуществом, а не личностью, то есть было отменено долговое рабство. В течение IV в. до н.э. плебеи добились доступа ко всем должностям в римском государстве, а в 300 г. до н.э. получили право занимать и жреческие должности. В 287 г. до н.э. законом Гортензия было подтверждено, что плебисциты (решения плебейских собраний) получали силу закона и не нуждались в одобрении сената. Этим законом принято завершать историю борьбы патрициев и плебеев. Хотя плебеи добились полной реализации всех своих требований и полного равноправия, вряд ли есть основания говорить о победе одного сословия и поражении другого. Главным результатом борьбы патрициев и плебеев, продолжавшейся более двух веков, стал общественный компромисс и консолидация римского общества. В ходе этой борьбы были ликвидированы остатки родового строя, созданы условия для развития рабовладельческих отношений и окончательного оформления римской цивитас. Римская гражданская община была аналогичной эллинским полисам. Слившиеся патрицианские и плебейские сословия образовали единый гражданский коллектив. Установление земельного максимума не только ограничило рост крупного землевладения, но и законодательно оформило право цивитас на верховное распоряжение всей землей. Был твердо установлен принцип обусловленности права на землю принадлежностью к гражданской общине, которая брала обязательство наделить гражданина землей или иными средствами к существованию. Таким образом в Риме утвердилась античная форма собственности. Римская цивитас, как и греческий полис, представляла собой коллектив граждан, осуществлявший функции государства. Нераздельное единство прав и обязанностей граждан реализовывалось и во владении землей, и в воинской службе, и в управлении государством. Положение римлянина было обусловлено непременным наличием трех состояний: принадлежности к римской общине, к ветви римского рода и к свободным людям. Следствием этого положения были права, главными из которых считались: право вступать в законный брак, право владеть имуществом и вести дела под охраной римских законов, право участвовать в комициях и право быть избранным на почетные должности. В начальный период своего существования римское государство обладало рядом особенностей, свойственным античным гражданским общинам: относительно узким и замкнутым гражданством, отсутствием чиновничье-бюрократического аппарата и налогов с граждан, отсутствием специальных карательных органов (полиции, прокуратуры и т.п.). Граждане такого государства рассматривались как его участники, а не как подданные. Термину "республика" был придан новый оттенок, позже сформулированный Цицероном: "общее дело" стало восприниматься как "общее достояние", что определяло не столько форму правления, сколько отношение граждан к цивитас. Римскую государственность в рассматриваемое время можно представить следующим образом. Высшим органом власти в Римской республике считалось народное собрание, но, в отличие от греческих полисов, оно в Риме было трех видов. Куриатные комиции, собиравшиеся по родовому принципу, решали в основном вопросы семейного права и из их прежних функций к III в.до н.э. за ними осталось лишь право наделять высшей властью магистратов - должностных лиц римского государства. Центуриатные комиции, собиравшиеся по принципу имущественного ценза, принимали законы, которые нуждались в последующем одобрении сенатом; осуществляли выборы высших должностных лиц, решали вопросы войны и мира и рассматривали апелляции по уголовным делам. Во второй половине III в.до н.э. была проведена демократическая реформа, которая установила равенство по количеству голосующих центурий между пятью имущественными классами и увеличила до пяти количество центурий пролетариев. Трибутные комиции, которые собирались по территориальному принципу (одна территориальная триба имела один голос), принимали законы, осуществляли выборы низших должностных лиц и рассматривали жалобы на приговоры о штрафах. В III в.до н.э. в Риме насчитывалось 35 триб: 4 городских и 31 сельская. В следующем столетии трибутные комиции стали основным и решающим видом народных собраний. Надо отметить, что функции между различными видами народных собрании не были строго разграничены, как не существовало и строгого регламента их работы. Собирались собрания обычно магистратами, они же и председательствовали на них. Собрания не обладали законодательной инициативой, и вплоть до конца I в.до н.э. существовало только открытое голосование. По многим существенно важным вопросам, выносимым на народные собрания требовалось предварительное решение сената. Исполнительная власть в Риме принадлежала магистратам, функции которых были довольно разнообразны. Система магистратур формировалась на протяжении долгого времени и в окончательном виде сложилась лишь к концу IV в.до н.э. Все магистратуры в Риме делились на высшие и низшие, ординарные и экстраординарные. Все ординарные магистратуры были выборными и коллегиальными; все римские магистратуры были срочными, безвозмездными и ответственными за исполнение обязанностей. Во главе системы магистратур находились два консула, которые избирались сроком на один год (этот срок мог быть продлен сенатом, если консулы успешно вели войну). Консулам принадлежала высшая военная и гражданская власть. Они осуществляли набор в армию, назначали военных командиров, распоряжались военной добычей и пользовались высшей административной властью в мирное время. Далее к разряду высших магистратур относятся два цензора, которых избирали раз в пять лет на полтора года. Основной обязанностью цензоров было уточнение списков римских граждан, распределение их по имущественным разрядам и составление списков сенаторов. Важной прерогативой цензора было наблюдение за нравственностью. Еще одной высшей магистратурой являлась претура. Два претора тоже избирались на один год и первоначально были помощниками консулов. В годы классической Республики главной функцией преторов было руководство системой судопроизводства. Один из преторов занимался делами римлян, другой - делами чужеземцев-перегринов. Когда истец и ответчик являлись к претору, он первым делом пытался примирить тяжущихся, и если этого не удавалось сделать, назначал судей для разбора дела по существу. Самой значительной из низших магистратур были народные трибуны. Их избирали сроком на один год в количестве 10 человек. Народные трибуны пользовались законодательной инициативой, созывали трибутные комиции, их основной обязанностью было защищать простой народ от произвола магистратов и влиятельных лиц, и с этой целью двери их домов должны были быть всегда открыты, и они не имели права покидать пределов города Рима. Впрочем, самой важной прерогативой народных трибунов было право вето - право наложить запрет на решение любой структуры римского государства, если это решение ущемляло права народа. Единственной магистратурой, на которую трибунское вето не действовало была магистратура цензора. К числу других низших магистратур относились эдилы, осуществлявшие надзор за порядком, ведавшие организацией снабжения города продовольствием, устройством зрелищ и общим благоустройством; квесторы, ведавшие государственной казной, а также более 20 других низших магистратов, ведавших теми или иными сферами жизни римской гражданской общины. Экстраординарные магистратуры вызывались к жизни чрезвычайными обстоятельствами или особыми условиями жизни Рима. По своему уникальной была магистратура диктатора, который назначался сенатом сроком на 6 месяцев в случае серьезной угрозы Риму со стороны внешних врагов. Диктатор пользовался всей полнотой власти в Риме, и никакие другие органы римского государства не действовали. Помощником диктатора являлся начальник конницы. Также римляне создавали экстраординарные магистратуры в зависимости от конкретных государственных нужд. Так, например, для записи законов XII таблиц была создана специальная комиссия децемвиров. К разряду магистратур в Риме относятся также многочисленные жреческие должности. Так в Риме вообще не существовало разделения категорий религии и политики, служение богам рассматривалось как общественное дело и жреческие должности считались государственными. Жрецы обычно объединялись в коллегии. Высшей жреческой коллегией была коллегия понтификов, ведавших культом Юпитера. Эту коллегию возглавлял Великий понтифик, которого можно считать главой всего римского языческого культа. Реально высшим учреждением Римской республики был сенат. В его состав входило 300 человек, главным образом бывших высших магистратов. Хотя включение в сенат не происходило автоматически, а лишь по воле цензоров. Сенат издавал законодательные постановления - сенатус-консульты, представлял законопроекты народному собранию, осуществлял контроль за выборами должностных лиц, ведал вопросами внутренней безопасности и внешней политики, в распоряжении сената находились государственные финансы, сенат принимал отчеты у должностных лиц и выносил решения об установлении диктатуры. В целом функции сената были весьма разнообразными, и его роль в государственной жизни Рима была очень значительной. Римскую республику уже в древности характеризовали как смешанную форму государства. Так, греческий историк Полибий усматривал монархический элемент в магистратуре консулов, демократический элемент - в народных собраниях и олигархический - в сенате. Римская республика впервые в истории представила систему сдержек и противовесов и распределения власти, обеспечивающих ее устойчивость. Это: разные виды народных собраний, коллегиальность магистратур, невмешательство одной магистратуры в дела другой, срочность и ответственность магистратур, отделение судебной власти от исполнительной и законодательной, исключительные полномочия народных трибунов, наличие сената, как назначаемого органа, обладающего высшим авторитетом, но лишенного исполнительной власти и, наконец, армия, как ополчение всех граждан. 3. Создание Римской Средиземноморской державы Неотъемлемой частью римской гражданской общины была армия. Военная система Рима сложилась в почти непрерывных войнах и приобрела относительно законченный вид к концу IV в. до н.э. В армии обязаны были служить все римские граждане-мужчины в возрасте от 17 до 46 лет. Набор в армию проводили консулы. Так как армия формировалась по принципу ополчения и не содержалась за счет государства для службы требовался определенный имущественный ценз. Основной боевой единицей был легион, состоящий из 4500 воинов, из них 3000 составляли тяжеловооруженные воины, 1200 - легковооруженные и 300 - кавалерия. Построение римлян в бою было более маневренным и удобным, чем в греческой фаланге.Также римляне имели довольно эффективное наступательное и оборонительное вооружение. Действия римлян в бою были четкими и слаженными во многом благодаря четко продуманной системе руководства отдельными подразделениями и строгой дисциплине. Особое значение имело устройство римлянами укрепленных лагерей, если легион останавливался на территории противника. Эти лагеря имели четкую планировку и эффективную охрану, что лишало противника возможности захватить римлян врасплох. Однако феномен превращения Рима из небольшой общины в Средиземноморскую державу нельзя объяснить только тем, что римская армия с течением времени стала лучшей в античном мире. Этот феномен не будет казаться столь уж удивительным, если учесть хронологические рамки и территориальный размах римских завоеваний. В самом деле, Рим начал войны едва ли не с момента основания и перешел к стратегической обороне лишь после смерти императора Траяна, то есть в общей сложности римская агрессия в Средиземноморье продолжалась почти 9 веков, и за это время римские границы расширялись сначала до пределов области Лациум, затем под его властью оказался весь Аппенинский полуостров, затем границы Рима стали простираться от Атлантического океана на западе до Каспийского моря и Персидского залива на востоке и от Балтийского моря и Британии на севере до верховьев Нила и Сахары на юге. Это позволяет утверждать, что на протяжении римской истории менялись цели и задачи войн, их масштабы и средства, которыми они велись, а также социальные силы, в интересах которых проводилась агрессия. Первоначально Рим был ординарным городом Лация, но уже к концу царской эпохи стал занимать в этой области Италии преобладающее положение. В эпоху Ранней Республики Рим ведет почти непрерывные войны сначала со своими ближними соседями - этрусками, латинами и другими италийскими племенами, затем с более отделенными - самнитами, кампанцами и на заключительном этапе - с греческими колониями и пришедшим к ним на помощь эпирским царем Пирром, который приходился дальним родственником Александру Македонскому и которому не давала покоя слава последнего. В ходе этих войн, продолжавшихся на протяжении V - начала III вв. до н.э. Рим лишь один раз был захвачен врагами - в начале IV в.до н.э. - дикими галльскими племенами, которые, однако не смогли взять последний оплот защитников вечного города на Капитолии. Хотя, по римской традиции, в критический момент, когда галлы уже были готовы захватить римлян врасплох, Рим спасли священные гуси храма Юпитера, разбудившие своим гоготом уснувшую стражу. Разгромив царя Пирра в 275 г.до н.э. в блестящей битве при Беневентуме, римляне без особого труда покорили южную часть Аппенинского полуострова и вышли на берег Мессинского пролива, отделяющего Италию от Сицилии. Еще ранее на севере владения Рима достигли реки Рубикон. С овладением в 265 г.до н.э. этрусского города Вольсинии римляне стали полными хозяевами всего Аппенинского полуострова и стали крупной силой Западного Средиземноморья. Подчинение Римом Италии привело к созданию римско-италийского союза, который принципиально отличался от аналогичных греческих и раннеиталийских государственных форм. Союз был союзом господствующего Рима не с коллективом покоренных италийских общин, а с каждой из них в отдельности и на особых условиях. Рим оставался цивитас, а подчиненные ему города и общины находились с ним в договорных отношениях и делились на несколько категорий, различавшихся между собой степенью самостоятельности в самоуправлении (от полного самоуправления до поднадзорного со стороны присылаемых из Рима префектов) и в степени наделения правами (от прав полного римского гражданства до отсутствия даже элементов римской правоспособности). Все римские союзники теряли право вести самостоятельную внешнюю политику, поставляли Риму воинские контингенты и вооружение, лишались в пользу Рима части земель. Римско-италийский союз явился новой политической организацией, в которой союзники не только угнетались Римом, но и получали новые стимулы для своего развития. Создавались условия для развития экономики в масштабах всего Аппенинского полуострова, расширялись возможности культурного обмена. С завоеванием Италии Рим вполне созрел для выхода на широкую международную арену. Во второй половине III в.до н.э. Рим одержал в двух изнурительных Пунических войнах победу над крупной рабовладельческой державой - Карфагеном. В результате победы в первой войне с Карфагеном Рим овладел богатой Сицилией, которая стала первой римской провинцией. Вскоре Рим, пользуясь трудностями Карфагена захватил острова Корсику и Сардинию. Вторая Пуническая война по своим масштабам, размаху и историческому значению стала одной из крупнейших войн древности. Результатом этой войны стало полное господство Рима в Западном Средиземноморье, а Карфаген лишился всех заморских владений и всякого политического значения. После победы над Карфагеном Рим начинает активизировать политику по отношению к эллинистическим государствам, устремляя алчные взоры на богатый восток. В ходе двух войн с Македонией в начале II в.до н.э.это некогда могущественное государство было разгромлено и лишено всякой самостоятельности. Разгрому подверглись и македонские союзники - Эпир и Иллирия. Сирийская война (192-188) окончательно подорвала военное могущество Селевкидов и усилила римское влияние на востоке. В 149-146 гг.до н.э. римляне жестоко подавили антиримское движение в Греции. Ахейский союз, возглавлявший это движение, был разгромлен, а центр этого движения - Коринф в 146 г.до н.э. был полностью разрушен римлянами. Одновременно Рим провел войну на уничтожение Карфагена (Третья Пуническая война 149-146 гг.до н.э.) и старый противник Рима, принесший ему столько бед и забот, тоже был разрушен до основания, а место, на котором находился этот некогда цветущий город, перепахано, посыпано солью и предано проклятию. Вслед за Македонией и Грецией Риму досталось еще одно эллинистическое государство - Пергам. Последний его царь Аттал III, чувствуя падение политического значение его государства и понимая неизбежное подчинение Риму счел за благо для своих граждан отдаться под власть Рима добровольно: в 133 г.до н.э. он завещал свое царство Риму, и на месте Пергама была образована римская провинция Азия - первое владение римлян на территории Азиатского континента. Наконец, вплоть до конца 140-х гг.до н.э. Рим вел войны за овладение Испанией. Их успешное завершение было ознаменовано покорением Лузитании и выходом римских легионов на побережье Атлантики. Таким образом, Рим стал мировой Средиземноморской
державой. Каковы были ближайшие результаты и последствия этого этапа римских
завоеваний? Другим следствием римских завоеваний стало собственно создание Средиземноморской державы, которая строилась римлянами сначала по принципу зависимых государств, но вскоре римляне осознали необходимость формирования провинциальной системы. Эта система складывалась стихийно, и никаких общих законодательный установлений на этот счет не было. Каждая новая провинция организовывалась по особому закону командующего, который завоевал страну. Затем из Рима направлялся наместник (в ранге проконсула, пропретора или проквестора), как правило, бывший магистрат. В специальном эдикте он провозглашал основные принципы своего правления, которыми намеревался руководствоваться. Наместник располагал всей полнотой военной, гражданской и судебной власти и не нес никакой ответственности до окончания срока своих полномочий (обычно 1 год). К середине II в. до н.э. в Римской державе было 9 провинций, и все они рассматривались как "поместья римского народа" вне Италии. Часть земли выделялась в пользу римских колонистов, а местные общины должны были платить налог в пользу Рима, который либо устанавливался в виде постоянной суммы, либо, чаще, в размере 1/10 доходов. Кроме того на провинциях лежало бремя обеспечения римских войск, находящихся на их территории, а также содержание римских наместников и их штата. Налоги римляне обычно отдавали на откуп представителям богатого и предприимчивого сословия всадников. Откупная система предполагала внесение суммы налогов в казну, после чего собирались значительно большие суммы по сравнению с первоначальным взносом. Римские законы всегда стояли на стороне римлян, поэтому провинциалы испытывали порой весьма сильные притеснения и поборы со стороны отдельных лиц, приехавших из Рима. Не случайно в Риме бытовало высказывание относительно некоторых римских наместников: "Приехал в богатую провинцию бедным человеком и уехал из бедной провинции богатым". Наконец, существовало еще одно очень значительное последствие римских завоеваний, которое определяло весь последующий ход римской истории - кризис Римской республики вылившийся в эпоху гражданских войн. 4. Кризис и падение Римской Республики 40-е гг. II в. до н.э. были временем относительного спокойствия в жизни Римской республики, и время, непосредственно предшествовавшее гражданским войнам, нередко называют ее "золотым веком". Действительно, римское могущество не имело реальных соперников, и римляне пользовались всеми благами, какие только мог дать уровень античной цивилизации. Но самый опасный враг оказался внутри самого государства. Всего через 13 лет после того, как в огне пожарища погиб опаснейший соперник Рима - Карфаген, в самом Риме разбушевалось пламя гражданских раздоров. Римские историки связывали эти два столь различных по своему характеру события, в одном из которых они усматривали торжество римского духа, а в другом - его упадок. Римский философ Сенека был наиболее близок к истиной причине этого упадка, усматривая ее в том, что римское государство, добившись казалось бы всего, к чему оно стремилось, не выдержало тяжести собственной мощи. Именно римские завоевания второй половины III - первой половины II в. до н.э. послужили главной причиной кризиса Римской республики, которая оказалась совершенно неприспособленной к новым масштабам государства. Кризис Римской республики был следствием кризиса цивитас, а гражданские войны являлись их выражением и одновременно катализатором. В ряду основных причин кризиса цивитас следует выделить следующее:
Разложение римской цивитас способствовало выявлению противоречий как внутри римского общества, так и в масштабах всей огромной державы. Обострение этих противоречий вылилось в ряд серьезных конфликтов, которые продолжались на протяжении целого столетия и вошли в историю как эпоха гражданских войн. Конечным итогом этой эпохи стало падение Республики и установление Империи. Первые симптомы грядущих потрясений стали ощущаться в 30-х гг. II в. до н.э. Римляне с возрастающим удивлением стали замечать, что их армия начинает терпеть одну неудачу за другой. Это проявилось в ряде военных конфликтов, но главное, что армия не смогла выполнить одну из главных своих задач - не только удерживать рабов в повиновении, но и подавлять их выступления. Так, на острове Сицилия вспыхнувшее в 138 г. до н.э. рабское восстание переросло в настоящую войну, в которой прославленные римские войска терпели одно поражение за другим, а рабы даже создали свое собственное государство. Лишь в 132 г. до н.э. римляне сумели расправиться с восставшими, мобилизовав для этого значительные силы. Лучшие из римлян стали задумываться о причинах ослабления римской армии, и некоторые из них пришли к выводу, что это положение армии связано с ослаблением слоя средних и мелких земледельцев, составлявших основу римского ополчения. Это ослабление объяснялось тем, что римская армия, как и прежде комплектовалась по принципу ополчения. Консул проводил набор в армию, но призыв граждан не регламентировался, и консулы поступали по своему усмотрению и произволы, чаще призывая одних и реже других - тех, кто имел деньги, связи и влияние. Так как походы римской армии осуществлялись теперь далеко за пределами Италии, земледельцы надолго отрывались от своих участков, которые приходили в полное запустение, а иногда их прибирали к рукам богатые соседи. Кроме того, богатые римляне, уклонявшиеся от армейской службы, имели возможность занять большие и лучшие участки общественной земли, которые по прошествии времени начинали считать своей собственностью. На этих участках использовались рабы, которые постепенно становились основными производителями в сельском хозяйстве Италии. Плутарх вкладывает в уста лидера развернувшегося аграрного движения Тиберия Гракха такие слова, ярко рисующие сложившееся положение: "И дикие звери в Италии имеют логова и норы, куда они могут прятаться, а люди, которые сражаются и умирают за Италию, не владеют в ней ничем, кроме воздуха и света, и, лишенные крова, как кочевники, бродят повсюду с женами и детьми. Полководцы обманывают солдат, когда на полях сражений призывают их защищать от врагов гробницы и храмы. Ведь у множества римлян нет ни отчего алтаря, ни гробниц предков, а они сражаются и умирают за чужую роскошь, чужое богатство. Их называют владыками мира, а они не имеют и клочка земли". Следствием этой ситуации стало уменьшение количества граждан, имевших достаточный имущественный ценз для службы в армии, что привело к сокращению ее численного состава, а также резкое падение морального духа солдат, что прямо отражалось на их боеспособности. С целью укрепления римского государства через усиление армии Тиберий Гракх, занявший пост народного трибуна в 133 г. до н.э., предложил аграрную реформу, суть которой состояла в том, чтобы изъять излишки общественной у крупных землевладельцев и распределить эту землю мелкими участками между нуждающимися. Несмотря на сопротивление сената и крупных землевладельцев, аграрный законопроект был принят народным собранием, и передел земли стала осуществлять специально созданная аграрная комиссия. Однако сопротивление проведению реформы вылилось в политические столкновения, перераставшие в кровавый конфликт, жертвой которого пал и сам реформатор. Спустя 10 лет дело брата продолжил Гай Гракх. Он активизировал работу аграрной комиссии, провел ряд реформ в интересах различных слоев населения, особенно всадников, осуществил некоторые меры в отношении армии и судопроизводства, попытался вывести колонии за пределы Италии, в том числе на место разрушенного Карфагена, поставил на повестку дня вопрос о наделении союзников правами римского гражданства. Последнее предложение оттолкнуло от Гая Гракха многих его сторонников, так как римляне не хотели делиться своими привилегиями. Кроме того разнородность сил, на которые пытался опереться этот реформатор, стала еще одной причиной его неудач. В новом конфликте, вспыхнувшем в разгар политической борьбы, погиб и Гай Гракх. После его смерти ряд законов был аннулирован, а аграрный закон 111 г. до н.э. закрепил принцип частной собственности на землю, что было еще одним шагом по пути разрушения античного землевладения - основы цивитас. Реформы Гракхов имели серьезные последствия и результаты. Их деятельность подорвала монопольное положение высшей прослойки римского общества - нобилитета и его опоры - сената и вывела на политическую арену новые социальные силы всадников и городской плебс, усилив роль народных собраний. В ходе политической борьбы произошло формирование основных политических группировок последующей эпохи: популяров - сторонников реформ и оптиматов - консерваторов. Но главное, что Гракхи как бы разбудили римское общество, и не случайно именно с этих реформ начинается эпоха гражданских войн. Но каков был результат главного направления деятельности Гракхов? Хотя количество мелких крестьянских хозяйств в Италии благодаря аграрной реформе увеличилось на десятки тысяч, остановить процесс концентрации землевладения в условиях укреплявшейся частной собственности на землю и роста товарности сельского хозяйства Гракхи уже не могли. Римская экономика объективно развивалась в противоположном замыслу Гракхов направлении. Не изменилось и положение с римской армией, так как масштабы римских завоеваний требовали принципиально иной военной реформы. Уже в самой ближайшей по времени Югуртинской войне (111-105 гг. до н.э.) римляне потерпели несколько позорных поражений. Но эта война происходила в Африке, далеко от Рима, в то время как и сам вечный город подвергся страшной угрозе с севера, когда в Италию вторглись дикие германские племена кимвров и тевтонов. В период со 113 до 105 г. до н.э. они нанесли римлянам 6 поражений, причем в одной битве погибло около 80 тыс.человек. В этой тяжелой для Рима ситуации на политической арене появился выдающийся полководец и политический деятель Гай Марий, который не только успешно завершил Югуртинскую войну, но и спас Рим от угрозы со стороны варваров. Однако победы Мария были следствием не только его военных талантов и мужества римских солдат, но и военной реформы, которую он начал осуществлять в 107 г. до н.э. Военная реформа Мария предполагала вербовку в армию всех граждан без учета имущественного ценза. Набирались добровольцы из числа беднейших горожан и безземельных крестьян, которые получали от государства вооружение и плату за службу, а по ее окончании - земельный участок. Римская армия с этого времени стала превращать с профессиональную. Вместе с тем, она не стала армией наемников: служба в легионах по-прежнему оставалась привилегией римских граждан, командование осуществляли магистраты гражданской общины, военная карьера была неотделима от карьеры политической. Но армия начинала теперь отличаться по своим нуждам и интересам от остального населения, становилась преданной и беспрекословно подчиняющейся своим командирам, от которых зависело благосостояние и судьба каждого легионера. Армия стала превращаться в самостоятельную политическую силу и ее роль в последующих событиях была определяющей. Новый виток политической борьбы в Риме произошел в результате возвращения к вопросу о наделении правами римского гражданства италийских союзников Рима. Народный трибун, предложивший этот законопроект, был убит наемным убийцей, и это послужило поводом к восстанию союзников против Рима. Союзническая война (91-88 гг. до н.э.) по своему характеру и результатам стала переломным событием эпохи кризиса Римской республики. Впервые политические столкновения в Риме сменились настоящей войной регулярных армий, которая велась на больших территориях. По сути дела в этой войне столкнулись между собой две части римской армии. Само требование союзниками гражданских прав, основывавшееся на старинном отождествлении солдата и гражданина, впоследствии рассматривалось как справедливейшее даже римскими писателями, которые включали Союзническую войну в общий контекст развития политической борьбы в Риме. Война приняла тяжелый и напряженный характер, и Рим мобилизовал все силы. Но добиться перевеса с помощью вооруженной силы римлянам не удалось, и положение становилось все более критическим. Неудачи в войне заставили римлян пересмотреть политику: в 90 г.до н.э. был принят закон о даровании римского гражданства тем италикам, которые сохранили верность Риму, в 89 г.до н.э. - всем тем, кто в течение двух месяцев сложит оружие. Последний закон внес раскол в среду восставших, и это обеспечило перевес Риму. Союзники потерпели ряд поражений, и в 88 г.до н.э. были окончательно разбиты. Города и селения италиков, решивших сражаться до конца - за полную независимость, были превращены римлянами в груду развалин. Главным результатом Союзнической войны стало политическое поражение Рима, хотя ему и удалось в конечном итоге одержать военную победу. В результате Рим даже формально перестал существовать как цивитас. Союзные общины превращались в сохранившие самоуправление города-муниципии, входившие в единое государство. Внутреннее устройство муниципиев копировало римские порядки: главным органом самоуправления была курия (сенат в миниатюре), состоящий из 100 декурионов, бывших магистратов, избираемых народным собранием. Общая численность римских граждан после Союзнической войны увеличилась с 400 тыс. до 2 млн. Пока Рим испытывал внутренние трудности в связи с Союзнической войной римские владения на востоке оказались под угрозой со стороны Понтийского царя Митридата VI Евпатора. Вопрос о том, кто возглавит ведение войны с Митридатом стал главным поводом гражданской войны 80-х гг. I в. до н.э. Основными противниками в ней выступили Гай Марий, за плечами которого уже были огромный военный и политический опыт и поддержка популяров, и Луций Корнелий Сулла, опиравшийся на оптиматов и имевший определенный политический капитал и военные заслуги (в частности, в Союзнической войне). Победителем в конечном итоге оказался Сулла. Военные действия Суллы в Италии постепенно перерастали в террор и репрессии еще не виданных в Риме масштабов. Сулла, как пишет римский историк,"залил кровью город и всю Италию". Для проведения репрессий был использован механизм печально известных проскрипций. Человек, попавший в проскрипционный список, объявлялся вне закона: за его убийство или донос на него полагалось вознаграждение, за укрывательство - казнь; имущество проскрибированных конфисковывалось, а дети – лишались всех прав. Общее число проскрибированных Суллой составило, по подсчетам историков, около 5 тыс. человек. Одержав победу в гражданской войне, Сулла получил старинную чрезвычайную должность диктатора, но впервые острие диктатуры было обращено не против внешних врагов, а внутрь республики. Также впервые диктатура не была формально ограничена во времени, хотя уже в 80 г.до н.э. Сулла оставил диктатуру и стал одним из консулов, а в следующем году он демонстративно сложил с себя все полномочия и стал частным лицом, ввиду тяжелой болезни, сохраняя впрочем до своей смерти (78 г.до н.э.) определяющее влияние на ход государственных дел. При Сулле была разработана целая система законодательных мероприятий, которая должна была закрепить в республиканских формах победу нобилитета, одержанную военным путем. Эти мероприятия сильно ограничивали демократические институты государственной системы Римской республики и усиливали власть сената и олигархии. В целом диктатура Суллы может рассматриваться и как усиление монархической тенденции в жизни римского государства. После смерти Суллы власть некоторое время находилась в руках его сторонников, но им все труднее было ее удерживать ввиду узости социальной базы и нарастающего недовольства сулланскими порядками. Крупным потрясением для Рима во второй половине 70-х гг.до н.э. стало крупнейшее в истории восстание рабов под предводительством Спартака. На протяжении нескольких лет громадная армия рабов хозяйничала во всей Италии, одерживая одну победу за другой над римскими войсками. Лишь ценой мобилизации крупных сил римлянам удалось нанести Спартаку решающее поражение в январе 71 г.до н.э. и подавить восстание. Восстание Спартака явилось замечательным примером борьбы угнетенных за свою свободу и имело важные последствия для Рима. С одной стороны, рабы после поражения даже столь грандиозного восстания лишились воли к активной борьбе с рабовладельцами. С другой стороны, рабовладельцы стали предпочитать доморощенных рабов и применять различные методы материального и морального поощрения. Сама система классического рабства после восстания Спартака стала развиваться вглубь, чтобы достигнуть высочайшей степени совершенства. Восстание Спартака показало, что кризис Республики имеет и еще одну, роковую для всей римской державы сторону, и что республиканские механизмы уже плохо справляются с задачей удержания рабов в повиновении даже на территории Италии. Это стало одной из причин перехода Рима к новой политической системе. Самым ближайшим следствием восстания рабов стало падение сулланской конституции. Консулами 70 г.до н.э. стали Марк Красс и Гней Помпей. Оба считали себя победителями Спартака и оба питали друг к другу взаимную неприязнь, соперничая между собой. По инициативе Помпея, которого еще Сулла назвал великим за военные заслуги, были восстановлены демократические элементы римской политической системы, упраздненные Суллой, и фактически был ликвидирован созданный им политический порядок. В 60-х гг.до н.э. роль Помпея в политической жизни еще более возросла, как и его авторитет, благодаря блестяще проведенной операции по очистке Средиземного моря от пиратов и благодаря не менее блестящему завершению еще одной войны Рима с Митридатом. В результате восточных походов римская армия под командованием Помпея разгромила войска в общей сложности 22-х царей и царьков и завоевала Риму несметные богатства. В конце 62 г.до н.э. Помпей Великий прибыл вместе со своей армией в Италию. Он находился в зените славы и могущества и обладал огромными богатствами и преданной армией. Ему ничего не стоило двинуть армию на Рим и объявить себя новым диктатором, но он, как законопослушный гражданин, распустил свои легионы и стал смиренно ожидать заслуженного триумфа. Однако сенатская аристократия, испытывая страх перед Помпеем и его армией, приложила все силы, чтобы унизить победоносного полководца. Хотя Помпею был устроен роскошный триумф, сенат отказался утверждать его постановления на востоке, отказал ему в консульстве и не выделил землю для его ветеранов. В это время на политической арене появился Гай Юлий Цезарь - личность столь значительная в античной истории, что Плутарх удостоил его сравнения с Александром Македонским в своих "Сравнительных жизнеописаниях". Цезарю удалось примирить давно враждовавших Помпея и Красса и создать антисенатское объединение трех могущественных людей Рима, а, точнее тех сил, которые за ними стояли: за Цезарем - городской плебс, за Крассом - всадническое сословие, за Помпеем - его ветераны. Этот неофициальный союз сложился в 60 г.до н.э. и получил название триумвират, хотя некоторые современники назвали его "трехглавым чудовищем". При поддержке ветеранов Помпея и всадников Красса Цезарь был избран консулом на 59 г.до н.э. и в течение этого последовательно реализовал программу триумвиров, удовлетворив требования поддерживающих их сил. По окончании консульства Цезаря был принят закон, по которому каждый из трех получал в управление провинции на 5 лет с правом набора легионов. В наиболее выгодном положении оказался Цезарь, которому досталась Галлия и Иллирик. В течение 58-56 гг.до н.э. Цезарь совершил беспримерное завоевание обширнейшей территории до Британии на севере и до Рейна на востоке. Красс, мечтавший о военной славе и завидовавший успехам Цезаря, задался целью осуществить завоевания на востоке, но там ему противостояла могущественная Парфия. Под командованием Красса римляне вторглись в Северную Месопотамию, но вскоре потерпели сокрушительное поражение в битве при Каррах (53 г.до н.э.), после которой погиб и сам Красс. Лишь Помпей, уже снискавший себе достаточную славу на поле брани, отказался от подобных мероприятий и ограничился относительно мирным управлением хорошо знакомой ему Испании. Впрочем, как кажется, он тоже жаждал славы, но на политическом поприще и с удовольствием принял предложение сената стать в 52 г.до н.э. консулом без коллеги, то есть фактическим диктатором. Цезарь в это время боролся с восставшими галльскими племенами, и когда восстание было подавлено, оказался лицом к лицу со своим сильным соперником. Помпей первым предпринял меры к устранению Цезаря с политической арены: через сенат был проведен законопроект, по которому Цезарь должен был распустить легионы, сложить власть и предстать с отчетом перед сенатом о своих действиях в Галлии. Для Цезаря это означало по меньшей мере политическую смерть, а то и, в худшем случае, физическую. В этих условиях Цезарь принял нелегкое решение, которое он выразил знаменитой фразой "Жребий брошен" при переходе всего с двумя легионами через реку Рубикон. Переход этой пограничной реки наместника провинции с армией означало начало гражданской войны.Эта война продолжалась с 49 до 45 г.до н.э., и она ознаменована целым рядом великолепных побед, одержанных благодаря военному гению Цезаря и его удачливости. Хотя удачливости во многом сопутствовали исторические обстоятельства. Уже в ходе гражданской войны Цезарь начал осуществлять мероприятия, касавшиеся самых различных сторон жизни римского государства. Еще в 46 г.до н.э. Цезарь был объявлен диктатором на 10 лет, а с 44 г.до н.э. был провозглашен "вечным диктатором". Постепенно в его руках сосредоточивались права различных республиканских магистратов, что делало его власть по существу неограниченной. Цезарь имел права цензора, трибунскую власть, консульские полномочия, занимал пост великого понтифика и имел ряд почетных титулов: император, отец отечества и либератор (освободитель). В литературе иногда Цезаря называют первым римским императором. Надо заметить, что Цезарь не создал новой политической системы, но лишь близко подошел к ней, поэтому правомерно считать его императором в республиканском смысле (он, как отмечалось, действительно носил этот титул, который в республиканское время давался сенатом или солдатами победоносному полководцу и символизировал его связь с армией). Цезарь увеличил количество членов сената до 900 чел. (еще при Сулле сенаторов стало 600), пополнив его своими сторонниками, но не удалив из него своих противников. Права народного собрания были ограничены, а политическое значение магистратур было ослаблено увеличением их количества и упорядочением срока их отправления. Особое значение имел закон Цезаря о муниципиях. Этим законом регламентировалось городское управление и устройство. Городам предоставлялась автономия в решении местных вопросов, устанавливались правила выборов городских магистратов и цензовые ограничения. Гражданские права и муниципальные городские формы распространялись в провинциях. В целом правление Цезаря с политической точки зрения было ничем иным, как единоличным правлением военного диктатора, опирающегося на преданные ему легионы. Установление военной диктатуры было неизбежным следствием развития кризиса Римской республики, как кризиса цивитас. Превращение Рима в крупнейшую державу Средиземноморья требовало большей устойчивости государственного аппарата, наличия постоянной армии и единого централизованного управления. Через военную диктатуру Рим объективно шел к установлению монархической формы правления. Однако Цезарь шел к ней слишком быстро. Среди представителей римского нобилитета оставалось еще немало противников Цезаря, к которым он относился, пожалуй, слишком милосердно, не удаляя людей даже явно ненавидевших его. Многие были недовольны нарушением республиканской конституции, отстранением их от государственных должностей и искали случая отомстить Цезарю за обиды и оскорбления. Представителей республиканских настроений не только среди знати, но и в широких слоях римлян особенно тревожили явные монархические устремления Цезаря и его приближенных. Все это и привело в конечном итоге к заговору, в котором приняло участие в общей сложности 60 сенаторов. В мартовские иды (15 марта) 44 г.до н.э. несмотря на множество дурных предзнаменований, красочно описанных Плутархом и Светонием, Цезарь явился на заседание сената, на котором заговорщики напали на него и стали наносить ему удары кинжалами. Обливаясь кровью диктатор упал к подножию статуи своего главного противника - Помпея. Как выяснилось позже, заговорщики действовали нерешительно и боялись Цезаря: из 23 нанесенных ему ран только одна оказалась смертельной... И все же вековые республиканские традиции оказались еще живучими. Республика продолжала переживать кризис, и убийство диктатора смогло лишь ненадолго продлить ее существование. Дополнительная литература по теме:
|