ЛЕКЦИЯ 6Принципат и доминат как политические системы Римской империи
1. Формирование системы Принципата при Октавиане Августе После убийства Цезаря Рим охватила новая гражданская война, которая продолжалась с 44 до 30 г. до н.э. В ходе этой войны были разгромлены республиканцы, и после столкновений между различными политическими силами победителем оказался внучатый племянник Юлия Цезаря Октавиан. С гибелью последнего противника Октавиана Антония закончился длившийся целое столетие период гражданских войн в истории Рима, а с завоеванием Октавианом Египта закончился период эллинизма. Окончание гражданских войн открывало новый период - период Римской империи, которая синтезировала достижения всех предшествующих ей цивилизаций. Масштабы римской державы, неспособность сенаторского правительства обеспечить эффективное управление ею, возраставшая роль армии все более склоняли самые различные слои общества к мысли о необходимости единоличного правления. Приход Октавиана к единоличной власти не был неожиданностью и не мог вызвать серьезного сопротивления. Вместе с тем, трагический прецедент с Цезарем заставлял Октавиана проявлять осторожность.
Началом формирования новой политической системы можно считать получение Октавианом различных государственных должностей, но правильнее вести начало новой системе следует с 13 января 27 г. до н.э. В этот день Октавиан явился на заседание сената и заявил о том, что его здоровье пошатнулось и что он "желает" уйти в частную жизнь. При этом он торжественно объявил о восстановлении старой республики и попросил сенат освободить его от всех обязанностей. Это было не что иное, как ловкий политический ход. Октавиан прекрасно знал настроение сената, где подавляющее большинство после чистки составляли его сторонники. И его ожидания полностью оправдались: присутствовавшие на заседании буквально со слезами на глазах стали умолять его остаться и не покидать их в столь трудное для государства время. Октавиан некоторое время для приличия сопротивлялся, но в конце концов "уступил" мольбам и просьбам и согласился остаться у власти, но попросил себе дополнительных полномочий. Отчасти тогда же, отчасти с течением времени ему были даны звания и привилегии и соответствующие полномочия, оформлявшие его статус и фактически закреплявшие за ним верховную власть. По сути Октавиану удалось решить очень сложную политическую задачу: он сохранил все республиканские институты, коренным образом изменив их сущность, получил сам всю полноту власти, не возвышаясь до положения монарха, и создал новые учреждения, развитие которых завершало созданную им систему. Власть Октавиана, который принял теперь новое имя - Император Цезарь Август (augustus - возвеличенный богами, священный), сын божественного, основывалась на соединении различных магистратур, не соединимых в годы классической республики, и, отчасти, в наделении некоторых традиционных полномочий новым смыслом.
При всей концентрации полномочий, которые делали Августа настоящим монархом, он гордился лишь тем, что превосходил всех остальных только своим авторитетом, и говорил, что власти у него не больше, чем у коллег по магистратурам. Он никогда не стремился выделяться и внешне: был скромен в быту, в одежде, в манерах. Впрочем, его реальный авторитет основывался на огромной армии, находившейся у него в подчинении и на громадных богатствах, награбленных во время проскрипций и военных походов, собранных в виде контрибуций и налогов с провинций, полученных в качестве доходов с обширных земельных владений. Август, несомненно, был богатейшим человеком во всей римской державе, и это богатство делало его положение особенно прочным.
Народные собрания при Августе по-прежнему собирались. Первоначально они еще принимали законы, но постепенно эта их функция перешла к сенату. За народными собраниями оставалась прерогатива выборов должностных лиц, но выборы не были свободными - все кандидаты на должности должны были быть рекомендованы Августом. Также сохранились и все магистратуры, но число их значительно увеличилось, следовательно, уменьшалась власть каждого из магистратов. В условиях единовластия Августа консульство превратилось в почетную должность, а цензура потеряла всякое значение. Вся деятельность магистратур зависела от воли Августа, который давал "дружеские" и "отеческие" советы, воспринимавшиеся в новых условиях как обязательный приказ.
Помимо традиционных государственных структур при Августе появились и новые. Была создана преторианская гвардия, как личная охрана принцепса. Преторианцы находились в привилегированном положении, и это обеспечивало их преданность императору. Общая численность преторианцев составляла 9 тыс. человек, причем треть из них квартировалась непосредственно в Риме, не только охраняя особу Августа, но и поддерживая общественный порядок в городе. Преторианцы представляли собой силу, способную предотвращать нарушения порядка и законности. Новым органом стал совет принцепса - консилиум, состоящий из приближенных Августа и обсуждавший все важнейшие вопросы государственной жизни. Также появляются новые должности - префекты. Наибольшее значение из префектов имел командир преторианской гвардии - префект претория. Также были: префект города - мэр императорской столицы, префект Египта - управляющий новой провинцией, ставшей личным владением Августа, префект вод - ответственный за водоснабжение Рима, префект анноны - ведающий снабжением Рима продовольствием, префект вигилов - руководящий ночной стражей и пожарной охраной. Стоит добавить, что императорскими провинциями, земельными владениями и рудниками управляли должностные лица в ранге прокураторов. Несмотря на это, пока еще формирующаяся римская империя могла обходиться практически без бюрократии, как впрочем, и римская республика. Роль мелких чиновников выполняли рабы, так как каждое должностное лицо обладало солидным количеством рабов, и они использовались в качестве писцов, секретарей, разносчиков корреспонденции и т.д. Римская империя вряд ли могла бы состояться, если бы Август не проводил мудрую социальную политику, направленную на расширение социальной базы нового режима. В отличие от Цезаря, который, по меткому выражению Цицерона, был "рабом обстоятельств", Август действовал весьма планомерно и обдуманно. Его талант политического деятеля, сказавшийся уже тогда, когда он шел к власти, проявился в полной мере теперь, когда он стал осуществлять цицероновский идеал "согласия сословий" в широком смысле, как объединение всех социальных слоев империи с тем, чтобы каждый знал свое место и был им удовлетворен. В основе внутренней политики Августа был отказ от политики террора и аграрная политика. Первое стало возможным, когда террор достиг цели, и римское общество с восторгом восприняло идею мира и заживления ран. Аграрная политика решала вопрос, который был одной из основных причин гражданских войн, путем укрепления владельческих прав на землю и их эффективной защиты. В целом социальная и внутренняя политика Августа способствовала консолидации римского общества и обеспечила ему поддержку со стороны всех слоев населения. Исключение составляли лишь рабы, в отношении которых Август принял довольно строгие законы, хотя, одновременно, он старался и несколько ограничить злоупотребления со стороны хозяев, чтобы не доводить рабов до отчаяния. Действуя в интересах рабовладельцев, Август однако заложил опасную тенденцию для всего рабовладельческого строя, положив начало законодательству о рабах. На протяжении 44 лет Октавиан Август был единоличным правителем огромной державы. Установление империи стало свершившимся фактом. Новая политическая система, созданная им просуществовала еще два века, и его последователи лишь дорабатывали отдельные ее элементы. Август умер в 14 г.н.э. в возрасте 76 лет. Античная традиция считала его самым счастливым из всех римских императоров. Политическая система отличалась двойственностью, которая объясняется наличием полисных традиций в территориальной империи. По форме это, несомненно, монархия, но монархия особого переходного типа, когда уставшее от долгих войн и раздоров общество нуждалось в компромиссе. В этих условиях монархическая власть Августа с сохранением республиканских учреждений имела тенденцию к лавированию. Но эта система имела тенденцию и к усилению авторитарных начал и уже довольно быстро после смерти основателя принципата республиканские ширмы были отброшены, и монархия стала совершенно очевидной. 2. Римская империя от принципата к доминату
С административной точки зрения Римская империя делилась на Рим, Италию и систему провинций. Италия находилась в привилегированном положении. Управляли Италией сам римский народ и сенат, а в качестве их представителя - принцепс. Основной административной единицей Италии были города, имеющие статус муниципия - самоуправляющиеся автономные городские центры с приписанной к ним сельской территорией. По сути, это были те же полисы, органично включенные в имперскую систему. Италия вплоть до середины II в. оставалась наиболее урбанизированной и процветающей в экономическом отношении областью Римской империи.
Основными предпосылками и условиями кризиса были: Во-2-х, соперничество Италии и провинций и отдельных регионов римского мира между собой, которое определялось господствующим положением Рима и Италии по отношению к провинциям; кроме того, несмотря на наибольшее развитие в античности элементов рыночной экономики в Римской империи, общеимперского рынка создано быть не могло, и главными препятствиями к этому были мелкие масштабы производства и несовершенство транспорта и связи (в тех условиях легче было перевезти на новое место саму мастерскую, чем регулярно возить ее продукцию). В-3-х, противостояние античного уклада экономики, представленного муниципиями и товарными рабовладельческими виллами, и протофеодального уклада, представленного магнатскими хозяйствами на негородских территориях и латифундиями. Эти противоречия проявились и в экономике, и в социальных отношениях, и в политике. Но наряду с основными причинами кризиса действовали и другие: истощение земель вследствие хищнической эксплуатации, сокращение притока богатств и рабов военнопленных из-за перехода империи к стратегической обороне, усиление налогового гнета государства, неспособность правительства наладить эффективную оборону империи и т.д. Наиболее ярко кризис проявился в расстройстве финансов и всей системы товарно-денежных отношений. Ввиду усиливавшейся нужды в деньгах императорское правительство пошло по пути порчи монеты. Дело дошло до того , что к середине III в. количество чистого серебра в серебряных монетах в ряде случаев составляло всего 2 грамма. Обесценивание денег привело к резкому росту цен - на 800% по сравнению со II в. А это повлекло за собой расстройство оборота и натурализацию экономики, которая стала столь полной, что даже жалование императорским чиновникам выплачивали натурой. Яркое выражение кризис нашел в ослаблении императорской власти. С конца II в. началась длившаяся около столетия быстрая смена императоров, большей частью погибавших насильственной смертью в результате заговоров и мятежей. Со 192 по 284 г. римский престол занимали 32 императора, не считая тех, кто был провозглашен в провинциях и не добился утверждения власти над всей Римской империей. В середине III в., когда кризис наиболее обострился и установилась почти полная политическая анархия, на период 235-284 гг. пришлось 19 законных императоров и более 30 узурпаторов.
Ослабление политической организации Римской империи и натиск внешних врагов на ее границы заставил господствующие круги провинций искать спасения в создании сепаратистских государств, наиболее крупными из которых были Галльская империя и Пальмирское царство. III век был временем глубокого кризиса всех сторон жизни Римской империи. Кризис испытывала вся античная культура и система античного миросозерцания. В этот период происходила интенсивная ломка общественного и индивидуального сознания и поиск новой системы ценностей. Безысходность и отчаяние стали еще более характерной чертой социальной психологии, чем во время возникновения христианства. Официальная церковь в целом оставалась лояльной по отношению к государству и императору, но использование христианством таких типичных явлений социальной психологии как убеждение в несовершенстве мира и уклонение от общественной деятельности приводило к тому, что с точки зрения императорской власти христианство выступало как идеологический противник. Поэтому III век вошел в историю и как эпоха гонений на христиан со стороны императорской власти. В кризисных условиях императоры издавали эдикты, требовавшие от подданных Римской империи исполнения языческих обрядов, как подтверждения лояльности государству, и христиане, отказывавшиеся выполнять эти обряды, подвергались пыткам, казням, ссылкам и конфискациям имущества. Однако гонения не ослабили христианства и формирующейся церкви. Напротив они усилили религиозную веру и привели к росту количества сторонников этой религии. К концу III в. христианство получило еще большее распространение, расширился социальный состав христиан и в основном сложилась церковная организация. Кризис III века создал необходимые предпосылки для союза Церкви и Империи и для превращения христианства в мировую религию. Исторический опыт учит, что ни один кризис, сколь бы глубоким и тяжелым он ни был, не может продолжаться бесконечно долго. И Римская империя, пережив сильнейшие потрясения и фактически переставшая существовать как единое целое, смогла преодолеть кризис и перейти к следующему и последнему этапу своего развития. Некоторые признаки оздоровления стали ощущаться с 70-х гг. III в., однако окончательный выход из кризиса стал возможным лишь с проведением широкомасштабных реформ в конце III - начале IV в. и переходом Империи от Принципата к Доминату. 3. Доминат как политическая система 17 ноября 284 г. в Никомедии императором был провозглашен Гай Аврелий Валерий Диоклетиан. Его правление (284-305) ознаменовало начало эпохи Поздней Римской империей. Перед Диоклетианом стояла чрезвычайно сложная задача восстановления целостности империи и преодоления кризиса, и ему удалось в целом достойно с ней справиться. В начале правления он вел почти непрерывные войны: с варварами на Дунае, с персами на востоке, с восставшими пастухами в Галлии, в Сирии с арабами, с франками и аламанами на западе. Благодаря энергичным военным действиям удалось добиться ликвидации сепаратистских движений и укрепить границы империи. С самого начала правления Диоклетиан вносит кардинальные новшества в систему управления империей и создает новую политическую систему - доминат. Само это слово объясняет сущность новой системы: dominus в переводе с латыни означает "господин","хозяин", и новая политическая система предполагала, что император становится полным господином, а все остальные - его подданными без различия их ранга и сословного положения. Таким образом, доминат окончательно порывал с системой принципата, которая трактовала императора не как монарха, а как первого сенатора и первого гражданина, пользующегося высшим авторитетом и наделенного особыми полномочиями. Диоклетиан открыто порвал со старыми традициями и заложил основы для превращения римского государства в неограниченную монархию. Отныне римский император подобно восточным царям считался воплощением божества, вводился специальный дворцовый церемониал и даже совет императора теперь стал называться консисториум (корень этого слова в переводе с латинского означает "стоять"), так как в присутствии императора никто не имел права сидеть. Политическую основу домината составляли монархическая власть, армия и бюрократический аппарат управления. Каждый высший чиновник имел свою канцелярию и штат, порой насчитывавший несколько сот человек. Сенат потерял всякое политическое значение и превратился по сути в муниципальный совет города Рима, хотя сенаторское сословие по-прежнему оставалось высшим. Оставшиеся магистратуры превратились в чисто почетные звания. А о народных собраниях уже никто даже и не вспоминал. Таким образом, от демократии республиканских времен новая политическая система не оставила ровным счетом ничего. Осознавая трудности управления огромной империей, даже обладая абсолютной властью, и опасаясь узурпаций власти, которые были подлинным бедствием кризисного III века, Диоклетиан внес новшества и в сам механизм управления. Сначала он назначил себе соправителем в ранге цезаря своего друга Максимиана, затем последний был возведен в ранг августа (такой же ранг имел и сам Диоклетиан), а в 293 г. были назначены помощники августов в ранге цезарей - Гай Галерий и Констанций Хлор. Они были усыновлены августами и женились на их дочерях. Каждый из соправителей получил в управление часть империи, но официального разделения ни империи, ни армии, ни чиновничества не последовало: Диоклетиан оставался доминусом и старшим августом, он же был инициатором всех законов и распоряжений. Предполагалось, что через 20 лет августы добровольно сложат с себя полномочия и уйдут в отставку, уступив место цезарям, а те, в свою очередь, назначат себе новых помощников-цезарей. По мысли Диоклетиана, эта система должна была обеспечить твердый порядок престолонаследия и дать гарантию против узурпаций. Такое разделение власти получило название тетрархия - четверовластие. Дальнейшая деятельность Диоклетиана была направлена на укрепление внутреннего положения империи. С этой целью он провел ряд крупномасштабных реформ, продолженных и дополненных в первой трети IV века императором Константином. Так как новая государственная система требовала огромных средств, Диоклетиан провел налоговую реформу, которая устанавливала новую систему налогообложения и требовала прикрепления населения к земле и месту его обитания. За правильное и регулярное поступление налогов отвечали городские советы и сословие куриалов, а также владельцы поместий. Ввиду того, что одной из главных проблем кризиса III в. была инфляция, Диоклетиан провел монетную реформу, которая устанавливала твердые нормы драгоценных металлов в золотой и серебряной монете. В целях финансового оздоровления был издан и эдикт о ценах, который представлял собой первую и заведомо неудачную попытку государственного регулирования обращения путем установления максимальных цен и минимальной заработной платы. Большей эффективности управления империей должна была служить административная реформа, которая делила Римскую империю на 100 провинций (Рим имел статус особого округа), 12 диоцезов (объединявших по нескольку провинций) и 4 префектуры. Благодаря этой реформе бюрократический аппарат получил стройную организацию, а империя - четкую структуру. Наконец, так как важнейшей опорой домината была армия, Диоклетиан провел и военную реформу, которая разделила вооруженные силы империи на две части: пограничные, состоящие из оседлых частей, формировавшихся в основном из варваров-колонистов, и мобильные - легионные части, перебрасывавшиеся в разные части империи в зависимости от обстановки. Военная реформа предполагала и частичное комплектование армии за счет рекрутского набора и за счет службы варварских отрядов, перешедших на сторону Рима. Когда в 305 г. исполнилось 20 лет правления Диоклетиана и Максимиана, и оба августа, как и предполагалось, добровольно ушли в отставку. Однако задуманный Диоклетианом механизм преемственности власти не сработал, так как не был учтен еще один принцип абсолютной монархии - передачи власти по наследству. После скоропостижной смерти Констанция Хлора войска провозгласили императором его сына Константина, который не был цезарем, и началась гражданская война, которая продолжалась в основном до 313 г., когда из многочисленный претендентов на власть остались только двое - Константин и Лициний. Впрочем, соправителями они оставались недолго: в 323 г. Константин разгромил армию Лициния и стал единственным правителем всей Римской империи, а о системе тетрархии теперь полагалось забыть. Константин оставался у власти вплоть до своей смерти в 337 г. Он был расчетливым, дальновидным, коварным и беспощадно жестоким, смелым, энергичным и вместе с тем осторожным правителем. В 330 г. Константин основал новую восточную столицу Римской империи - Константинополь, и с этой даты берет начало история Византии. Государственная деятельность Константина продолжала основные направления политики Диоклетиана, и последующие императоры не вносили существенных изменений в систему государственного управления. Все дела в империи решались подчиненными непосредственно доминусу высшими чиновниками, главными среди которых были следующие: quaestor sacri palatii (вносил и подписывал законопроекты), magister officiorum (руководитель гражданских и тайных служб), magister memoriae (хранитель государственного архива) и comes sacrarum largitionum (заведующий бюджетом). Этот последний, несмотря на свое звание (largitio буквально означает «щедроты»), занимался скорее выбиванием средств, чем их раздачей: он распоряжался налогами империи. В течение 4 в. все большее влияние приобретают императорские евнухи: praepositus sacri cubiculi (постельничий) сделался в конце концов членом консистории. Воля императора, выраженная в эдиктах, становилась сводом законов империи. Император лично назначал на все гражданские посты, от низших постов вплоть до префектов претория, викариев и наместников провинций, а также многих офицеров вплоть до главнокомандующих родами войск (magister equitum, т.е. начальник конницы, magister peditum, т.е. начальник пехоты). Вся система корректировалась постоянными взаимными проверками и пронизывалась целой армией шпионов; agentes in rebus (агенты) и curiosi (соглядатаи) держали под своим контролем провинции.
Созданная Диоклетианом и Константином система домината обеспечила на некоторое время стабильность Римской империи и приостановила разрушительные кризисные явления. Опорой императора была армия, бюрократия и новая сила - христианство. Эти связующие Империю силы заменяли фактически разрушенное социально-экономическое единство. Пока светские и духовные магнаты нуждались в поддержке центральной власти, пока бюрократический аппарат мог получать свое содержание за счет более или менее исправного поступления налогов, а армия не была еще полностью варваризирована, система домината еще сохраняла свою жизнеспособность. 4. Падение античного мира
Наиболее важную и интересную часть его истории составляет процесс христианизации Римской империи, который охватил практически все сферы жизни и привел к победе христианства в конце столетия. Христианство окончательно вытеснило язычество с политической арены и в 392 г. стало единственной официальной религией Римской империи. Христианство сумело отстоять внутреннее единство и победить главную ересь IV в. - арианство, отстояв символ веры, как основу основ христианской жизни. Христианство выработало основные модели взаимоотношений с императорской властью в новых условиях, и церковь стала неотъемлемым и существенным элементом государственной и общественной жизни. Наконец, IV век был временем бурного расцвета христианской мысли и формирования новых мировоззренческих подходов и идеалов. Процессы христианизации, начатые Константином, были в основном завершены в конце столетия Феодосием (379-395), который за его деятельность на благо церкви тоже удостоился титула Великий. Римская империя из христианизирующейся превратилась в христианскую. При Феодосии Римская империя последний раз переживала период единства, который, впрочем оказался весьма коротким. После смерти Феодосия в 395 г. Римская империя была окончательно разделена между его сыновьями на Западную и Восточную. Восточная империя в V в. продолжала жить своей жизнью, пользуясь сильной властью императоров, относительной экономической и политической стабильностью и тем, что основной поток варварского нашествия устремился на запад.
В 476 г. командующий императорской гвардией из германского племени скиров Одоакр низложил 16-летнего императора Ромула Августула и отослал знаки императорского достоинства в Константинополь. Таким образом, был уничтожен сам институт Западной Римской империи, а в Италии образовалось новое государство - королевство Одоакра. И хотя падение власти западного императора не воспринималось современниками как крупное событие, во всемирной истории 476 год стал концом античного мира и началом средневекового периода всемирной истории. Дополнительная литература по теме:
|