Предыдущая лекция

На главную

Следующая лекция

ЛЕКЦИЯ 6

Принципат и доминат как политические системы Римской империи

  1. Формирование системы принципата при Октавиане Августе
  2. Римская империя от принципата к доминату
  3. Доминат как политическая система
  4. Падение античного мира

1. Формирование системы Принципата при Октавиане Августе

После убийства Цезаря Рим охватила новая гражданская война, которая продолжалась с 44 до 30 г. до н.э. В ходе этой войны были разгромлены республиканцы, и после столкновений между различными политическими силами победителем оказался внучатый племянник Юлия Цезаря Октавиан. С гибелью последнего противника Октавиана Антония закончился длившийся целое столетие период гражданских войн в истории Рима, а с завоеванием Октавианом Египта закончился период эллинизма. Окончание гражданских войн открывало новый период - период Римской империи, которая синтезировала достижения всех предшествующих ей цивилизаций.

Масштабы римской державы, неспособность сенаторского правительства обеспечить эффективное управление ею, возраставшая роль армии все более склоняли самые различные слои общества к мысли о необходимости единоличного правления. Приход Октавиана к единоличной власти не был неожиданностью и не мог вызвать серьезного сопротивления. Вместе с тем, трагический прецедент с Цезарем заставлял Октавиана проявлять осторожность.

Гай Юлий Цезарь Октавиан (мрамор, Рим, Капитолийский музей)В 29 г. до н.э. Октавиан, вернувшись в Рим, отпраздновал роскошный триумф. Затем, сложив с себя сан триумвира, Октавиан получил от сената и комиций почетное звание императора (еще в республиканском смысле). Получив цензорские полномочия, он провел чистку сената, удалив из него оппозиционные элементы и оставив 600 человек. В списке сената его имя значилось первым - princeps senatus, что означало его первое положение среди всех граждан государства. Это положение, оформленное особым образом, и послужило основой для названия всей новой политической системы - принципат.

Началом формирования новой политической системы можно считать получение Октавианом различных государственных должностей, но правильнее вести начало новой системе следует с 13 января 27 г. до н.э. В этот день Октавиан явился на заседание сената и заявил о том, что его здоровье пошатнулось и что он "желает" уйти в частную жизнь. При этом он торжественно объявил о восстановлении старой республики и попросил сенат освободить его от всех обязанностей. Это было не что иное, как ловкий политический ход. Октавиан прекрасно знал настроение сената, где подавляющее большинство после чистки составляли его сторонники. И его ожидания полностью оправдались: присутствовавшие на заседании буквально со слезами на глазах стали умолять его остаться и не покидать их в столь трудное для государства время. Октавиан некоторое время для приличия сопротивлялся, но в конце концов "уступил" мольбам и просьбам и согласился остаться у власти, но попросил себе дополнительных полномочий. Отчасти тогда же, отчасти с течением времени ему были даны звания и привилегии и соответствующие полномочия, оформлявшие его статус и фактически закреплявшие за ним верховную власть.

По сути Октавиану удалось решить очень сложную политическую задачу: он сохранил все республиканские институты, коренным образом изменив их сущность, получил сам всю полноту власти, не возвышаясь до положения монарха, и создал новые учреждения, развитие которых завершало созданную им систему. Власть Октавиана, который принял теперь новое имя - Император Цезарь Август (augustus - возвеличенный богами, священный), сын божественного, основывалась на соединении различных магистратур, не соединимых в годы классической республики, и, отчасти, в наделении некоторых традиционных полномочий новым смыслом.

Одна из самых знаменитых статуй Августа в Национальном музее Рима (20—17 до н.э.)Титул императора помимо того, что он традиционно подчеркивал непосредственную связь Октавиана с армией, начинает терять свое первоначальное значение и обозначать высшую военную власть. Империум теперь помимо традиционного командования армией дает право объявлять войну и заключать мир и международные договоры, содержать собственную гвардию, право высшего уголовного и гражданского суда, право толковать законы. Также империум в соединении с проконсульской властью дает власть над провинциями. С 19 г. до н.э. Октавиан получил пожизненные знаки консульского достоинства и 16 раз избирался консулом. С 36 г. до н.э. он получил пожизненную трибунскую власть, которая не только давала ему право вето и законодательную инициативу, но и определяла его положение как главы и вождя плебса. Уже в это время был сформулирован тезис, согласно которому римский народ перенес свою власть и величие на императора, а из этого следовало, что нарушение верности ему столь же тяжкое преступление, каким было бы оскорбление величества римского народа, то есть измена родине. Как носитель трибунской власти и прерогатив римского народа, он становился высшей судебной и аппеляционной инстанцией. Титул Августа означал особую близость к божеству и придавал власти сакральный характер. С 12 г. до н.э. он носил также титул верховного понтифика, и это позволяло ему осуществлять верховный контроль над римским религиозным культом. Иногда Август в дополнение ко всем перечисленным полномочиям брал на себя временные функции: по проведению ценза и по обеспечению Рима продовольствием. Заменив собой римский народ, Август и последующие императоры унаследовали и его право верховной собственности на провинциальные земли и право контроля за италийскими землями. От имени сената и народа Октавиан был назван "отцом отечества". Это звание предполагало повиновение подданных и их благоговейное почтение. В знак особого признания заслуг Августа двери его дома на Палатине были украшены лаврами и венком, а в сенатской курии был установлен золотой щит с перечнем его добродетелей.

При всей концентрации полномочий, которые делали Августа настоящим монархом, он гордился лишь тем, что превосходил всех остальных только своим авторитетом, и говорил, что власти у него не больше, чем у коллег по магистратурам. Он никогда не стремился выделяться и внешне: был скромен в быту, в одежде, в манерах. Впрочем, его реальный авторитет основывался на огромной армии, находившейся у него в подчинении и на громадных богатствах, награбленных во время проскрипций и военных походов, собранных в виде контрибуций и налогов с провинций, полученных в качестве доходов с обширных земельных владений. Август, несомненно, был богатейшим человеком во всей римской державе, и это богатство делало его положение особенно прочным.

Римские сенаторы, решающие судьбы империи (рельеф на Алтаре Мира Августа)Октавиан Август сохранил все республиканские учреждения. Сенат формально оставался высшим органом государства. Ему даже дополнительно были переданы некоторые функции народного собрания, законодательные и судебные полномочия. Однако Август очень мудро произвел раздел провинций. Он оставил в управление сенату старые и давно замиренные провинции, а себе взял недавно завоеванные. Мотивировал он это тем, что не хочет доставлять сенату излишних забот и беспокойств. На самом же деле в новых провинциях была сосредоточена большая и лучшая часть римской армии, кроме того, старые провинции были давно ограблены, новые же еще сулили немало богатств. Были поделены и финансы: у сената оставалась старая республиканская казна - эрарий, а себе Август создал особую казну - императорский фиск. Сенату разрешалось чеканить только медную монету, Августу - золотую и серебряную. Помимо всего этого Август имел реальные рычаги, с помощью которых он влиял на всю деятельность сената. Пользуясь цензорскими полномочиями, он всегда мог вывести из состава сената неугодных ему людей и ввести в него угодных. Как народный трибун, он мог предложить сенату любой законопроект и наложить вето на любое неугодное ему решение сената. Как принцепс, Август первым высказывался по любому вопросу и первым голосовал, задавая тон всей работе сената.

Народные собрания при Августе по-прежнему собирались. Первоначально они еще принимали законы, но постепенно эта их функция перешла к сенату. За народными собраниями оставалась прерогатива выборов должностных лиц, но выборы не были свободными - все кандидаты на должности должны были быть рекомендованы Августом.

Также сохранились и все магистратуры, но число их значительно увеличилось, следовательно, уменьшалась власть каждого из магистратов. В условиях единовластия Августа консульство превратилось в почетную должность, а цензура потеряла всякое значение. Вся деятельность магистратур зависела от воли Августа, который давал "дружеские" и "отеческие" советы, воспринимавшиеся в новых условиях как обязательный приказ.

Римский легионер в полном боевом вооружении (большой щит, копье, короткий меч)При Августе был завершен переход к профессиональной армии. Ее командный состав находился у него в непосредственном подчинении. По замыслу Августа армия из наиболее опасного для государства элемента, каким она была в годы гражданских войн, должна была превратиться в послушное орудие для укрепления нового режима.

Помимо традиционных государственных структур при Августе появились и новые. Была создана преторианская гвардия, как личная охрана принцепса. Преторианцы находились в привилегированном положении, и это обеспечивало их преданность императору. Общая численность преторианцев составляла 9 тыс. человек, причем треть из них квартировалась непосредственно в Риме, не только охраняя особу Августа, но и поддерживая общественный порядок в городе. Преторианцы представляли собой силу, способную предотвращать нарушения порядка и законности.

Новым органом стал совет принцепса - консилиум, состоящий из приближенных Августа и обсуждавший все важнейшие вопросы государственной жизни. Также появляются новые должности - префекты. Наибольшее значение из префектов имел командир преторианской гвардии - префект претория. Также были: префект города - мэр императорской столицы, префект Египта - управляющий новой провинцией, ставшей личным владением Августа, префект вод - ответственный за водоснабжение Рима, префект анноны - ведающий снабжением Рима продовольствием, префект вигилов - руководящий ночной стражей и пожарной охраной. Стоит добавить, что императорскими провинциями, земельными владениями и рудниками управляли должностные лица в ранге прокураторов.

Несмотря на это, пока еще формирующаяся римская империя могла обходиться практически без бюрократии, как впрочем, и римская республика. Роль мелких чиновников выполняли рабы, так как каждое должностное лицо обладало солидным количеством рабов, и они использовались в качестве писцов, секретарей, разносчиков корреспонденции и т.д.

Римская империя вряд ли могла бы состояться, если бы Август не проводил мудрую социальную политику, направленную на расширение социальной базы нового режима. В отличие от Цезаря, который, по меткому выражению Цицерона, был "рабом обстоятельств", Август действовал весьма планомерно и обдуманно. Его талант политического деятеля, сказавшийся уже тогда, когда он шел к власти, проявился в полной мере теперь, когда он стал осуществлять цицероновский идеал "согласия сословий" в широком смысле, как объединение всех социальных слоев империи с тем, чтобы каждый знал свое место и был им удовлетворен. В основе внутренней политики Августа был отказ от политики террора и аграрная политика. Первое стало возможным, когда террор достиг цели, и римское общество с восторгом восприняло идею мира и заживления ран. Аграрная политика решала вопрос, который был одной из основных причин гражданских войн, путем укрепления владельческих прав на землю и их эффективной защиты. В целом социальная и внутренняя политика Августа способствовала консолидации римского общества и обеспечила ему поддержку со стороны всех слоев населения. Исключение составляли лишь рабы, в отношении которых Август принял довольно строгие законы, хотя, одновременно, он старался и несколько ограничить злоупотребления со стороны хозяев, чтобы не доводить рабов до отчаяния. Действуя в интересах рабовладельцев, Август однако заложил опасную тенденцию для всего рабовладельческого строя, положив начало законодательству о рабах.

На протяжении 44 лет Октавиан Август был единоличным правителем огромной державы. Установление империи стало свершившимся фактом. Новая политическая система, созданная им просуществовала еще два века, и его последователи лишь дорабатывали отдельные ее элементы. Август умер в 14 г.н.э. в возрасте 76 лет. Античная традиция считала его самым счастливым из всех римских императоров.

Политическая система отличалась двойственностью, которая объясняется наличием полисных традиций в территориальной империи. По форме это, несомненно, монархия, но монархия особого переходного типа, когда уставшее от долгих войн и раздоров общество нуждалось в компромиссе. В этих условиях монархическая власть Августа с сохранением республиканских учреждений имела тенденцию к лавированию. Но эта система имела тенденцию и к усилению авторитарных начал и уже довольно быстро после смерти основателя принципата республиканские ширмы были отброшены, и монархия стала совершенно очевидной.

2. Римская империя от принципата к доминату

Гарский акведук близ Нима (49 м высотой и 272 м длиной)I-II вв. н.э. были временем наивысшего расцвета римской державы. Границы между государствами, превращенными в провинции, были уничтожены, монетные системы унифицированы, войны и морской разбой прекращены - все это создавало благоприятные условия для процветания и прогресса. В этот период Римская империя достигла наибольшего территориального расширения, охватывая большую часть Европы, западную часть Азии и Северную Африку. Римская империя занимала ведущее место среди других современных ей государств - Парфянского царства, Ханьской империи и других.

С административной точки зрения Римская империя делилась на Рим, Италию и систему провинций. Италия находилась в привилегированном положении. Управляли Италией сам римский народ и сенат, а в качестве их представителя - принцепс. Основной административной единицей Италии были города, имеющие статус муниципия - самоуправляющиеся автономные городские центры с приписанной к ним сельской территорией. По сути, это были те же полисы, органично включенные в имперскую систему. Италия вплоть до середины II в. оставалась наиболее урбанизированной и процветающей в экономическом отношении областью Римской империи.

Римский император Нерон (бронзовый бюст, Флоренция, галерея Уффици)В I-II вв. римская экономика достигла наивысшего уровня развития, и римлянам впервые удалось укрепить военно-административное объедине¬ние, созданное силой оружия, прочными экономическими связями между различными частями державы и заинтересованностью широких слоев населения в созидании и благополучии. Именно этим обстоятельством можно объяснить стабильность и мощь Империи, пользовавшейся относительным внешним и внутренним миром в этот период. И хотя политическая история этого периода насыщена интересными и драматическими событиями, связанными с такими кровожадными тиранами и деспотами как Тиберий, Калигула, Нерон, эти коллизии затрагивали в основном высшие слои общества, а подавляющее большинство населения пребывало в мире и благополучии.

Траян, римский император (мраморный бюст, ок. 100—110; Мюнхен, Глиптотека)Из всех императоров I-II вв. наиболее яркой фигурой был Траян, правивший с 96 по 117 г. Во внутренней политике этот император считался со всеми формальности, оставшимися от республиканских времен: он установил добрые отношения с сенатом, в отличие от многих своих предшественников, при нем функционировали магистраты и даже были восстановлены комиции. Особое внимание Траян уделял сельскому хозяйству Италии, и с этой целью были учреждены алиментарные учреждения: мелким и средним землевладельцам выдавались ссуды под льготный процент, который шел не государству, а использовался для поддержки сирот и детей малоимущих родителей. Было издано распоряжение, обязывавшее каждого сенатора вложить треть своего состояния в италийские земли.Однако славу Траяну принесла не столько внутренняя, сколько внешняя политика. Стремясь восстановить подорванный авторитет римского оружия и пополнить сократившуюся массу рабов, Траян вел широкомасштабные завоевательные войны. При Траяне Римская империя достигла наибольшего территориального расширения. Следующий император Адриан и его последователи окончательно перешли к политике стратегической обороны и ограничивались лишь небольшими приграничными военными операциями.

Граница с германцами, укрепленная лимесом (реконструкция)II век в истории римской империи обычно называют ее "золотым веком". Это время характеризовалось не только высшим подъемом экономики и культуры, но и основательной внутриполитической стабильности. Однако за фасадом внешнего благополучия постепенно вызревал кризис, который уже в конце столетия положил конец недолговечному процветанию. Кризис начался в конце II в. и охватил вначале старые центры рабовладельческого мира. Он нашел выражение в частичном разрушении производительных сил, снижении уровня ремесла и торговли, обезлюдении городов. В III в. эти кризисные явления распространяются и в провинциях. Внутри империи обостряются противоречия, а на ее границы усиливается натиск варварских племен. Внешним проявлением кризиса была слабость императорской власти, частые смены императоров и рост сепаратистских тенденций в провинциях.

Основными предпосылками и условиями кризиса были:
Во-1-х, внутреннее противоречие рабовладельческого способа производства, которое проявилось не в том, что рабы стали трудиться хуже - они не могли в силу особенностей рабства трудиться лучше, и произведенного ими продукта уже не хватало в условиях растущих потребностей рабовладельцев, роста паразитической массы граждан, увеличения затрат на императорский двор, растущую армию и бюрократию. Также стали очевидными преимущества использования арендаторов-колонов по сравнению с рабами, особенно в крупных поместьях, которые их владельцы предпочитали дробить на мелкие участки и либо сдавать в аренду колонам, либо сажать на эти участки рабов, предоставляя им имущество и значительную самостоятельность.

Во-2-х, соперничество Италии и провинций и отдельных регионов римского мира между собой, которое определялось господствующим положением Рима и Италии по отношению к провинциям; кроме того, несмотря на наибольшее развитие в античности элементов рыночной экономики в Римской империи, общеимперского рынка создано быть не могло, и главными препятствиями к этому были мелкие масштабы производства и несовершенство транспорта и связи (в тех условиях легче было перевезти на новое место саму мастерскую, чем регулярно возить ее продукцию).

В-3-х, противостояние античного уклада экономики, представленного муниципиями и товарными рабовладельческими виллами, и протофеодального уклада, представленного магнатскими хозяйствами на негородских территориях и латифундиями.

Эти противоречия проявились и в экономике, и в социальных отношениях, и в политике. Но наряду с основными причинами кризиса действовали и другие: истощение земель вследствие хищнической эксплуатации, сокращение притока богатств и рабов военнопленных из-за перехода империи к стратегической обороне, усиление налогового гнета государства, неспособность правительства наладить эффективную оборону империи и т.д.

Наиболее ярко кризис проявился в расстройстве финансов и всей системы товарно-денежных отношений. Ввиду усиливавшейся нужды в деньгах императорское правительство пошло по пути порчи монеты. Дело дошло до того , что к середине III в. количество чистого серебра в серебряных монетах в ряде случаев составляло всего 2 грамма. Обесценивание денег привело к резкому росту цен - на 800% по сравнению со II в. А это повлекло за собой расстройство оборота и натурализацию экономики, которая стала столь полной, что даже жалование императорским чиновникам выплачивали натурой.

Яркое выражение кризис нашел в ослаблении императорской власти. С конца II в. началась длившаяся около столетия быстрая смена императоров, большей частью погибавших насильственной смертью в результате заговоров и мятежей. Со 192 по 284 г. римский престол занимали 32 императора, не считая тех, кто был провозглашен в провинциях и не добился утверждения власти над всей Римской империей. В середине III в., когда кризис наиболее обострился и установилась почти полная политическая анархия, на период 235-284 гг. пришлось 19 законных императоров и более 30 узурпаторов.

Битва римских легионеров с германцами (деталь рельефа, III в.; Рим. Музей терм)Обострение кризиса отразилось и на армии. Римские гарнизоны были деморализованы. Персидские войска на востоке постоянно грабили восточные провинции, а на западную и дунайскую границы обрушиваются варвары, опустошительные набеги которых казались современникам настоящей катастрофой.

Ослабление политической организации Римской империи и натиск внешних врагов на ее границы заставил господствующие круги провинций искать спасения в создании сепаратистских государств, наиболее крупными из которых были Галльская империя и Пальмирское царство.

III век был временем глубокого кризиса всех сторон жизни Римской империи. Кризис испытывала вся античная культура и система античного миросозерцания. В этот период происходила интенсивная ломка общественного и индивидуального сознания и поиск новой системы ценностей. Безысходность и отчаяние стали еще более характерной чертой социальной психологии, чем во время возникновения христианства. Официальная церковь в целом оставалась лояльной по отношению к государству и императору, но использование христианством таких типичных явлений социальной психологии как убеждение в несовершенстве мира и уклонение от общественной деятельности приводило к тому, что с точки зрения императорской власти христианство выступало как идеологический противник. Поэтому III век вошел в историю и как эпоха гонений на христиан со стороны императорской власти. В кризисных условиях императоры издавали эдикты, требовавшие от подданных Римской империи исполнения языческих обрядов, как подтверждения лояльности государству, и христиане, отказывавшиеся выполнять эти обряды, подвергались пыткам, казням, ссылкам и конфискациям имущества. Однако гонения не ослабили христианства и формирующейся церкви. Напротив они усилили религиозную веру и привели к росту количества сторонников этой религии. К концу III в. христианство получило еще большее распространение, расширился социальный состав христиан и в основном сложилась церковная организация. Кризис III века создал необходимые предпосылки для союза Церкви и Империи и для превращения христианства в мировую религию.

Исторический опыт учит, что ни один кризис, сколь бы глубоким и тяжелым он ни был, не может продолжаться бесконечно долго. И Римская империя, пережив сильнейшие потрясения и фактически переставшая существовать как единое целое, смогла преодолеть кризис и перейти к следующему и последнему этапу своего развития. Некоторые признаки оздоровления стали ощущаться с 70-х гг. III в., однако окончательный выход из кризиса стал возможным лишь с проведением широкомасштабных реформ в конце III - начале IV в. и переходом Империи от Принципата к Доминату.

3. Доминат как политическая система

17 ноября 284 г. в Никомедии императором был провозглашен Гай Аврелий Валерий Диоклетиан. Его правление (284-305) ознаменовало начало эпохи Поздней Римской империей. Перед Диоклетианом стояла чрезвычайно сложная задача восстановления целостности империи и преодоления кризиса, и ему удалось в целом достойно с ней справиться.

В начале правления он вел почти непрерывные войны: с варварами на Дунае, с персами на востоке, с восставшими пастухами в Галлии, в Сирии с арабами, с франками и аламанами на западе. Благодаря энергичным военным действиям удалось добиться ликвидации сепаратистских движений и укрепить границы империи.

С самого начала правления Диоклетиан вносит кардинальные новшества в систему управления империей и создает новую политическую систему - доминат. Само это слово объясняет сущность новой системы: dominus в переводе с латыни означает "господин","хозяин", и новая политическая система предполагала, что император становится полным господином, а все остальные - его подданными без различия их ранга и сословного положения. Таким образом, доминат окончательно порывал с системой принципата, которая трактовала императора не как монарха, а как первого сенатора и первого гражданина, пользующегося высшим авторитетом и наделенного особыми полномочиями. Диоклетиан открыто порвал со старыми традициями и заложил основы для превращения римского государства в неограниченную монархию. Отныне римский император подобно восточным царям считался воплощением божества, вводился специальный дворцовый церемониал и даже совет императора теперь стал называться консисториум (корень этого слова в переводе с латинского означает "стоять"), так как в присутствии императора никто не имел права сидеть.

Политическую основу домината составляли монархическая власть, армия и бюрократический аппарат управления. Каждый высший чиновник имел свою канцелярию и штат, порой насчитывавший несколько сот человек. Сенат потерял всякое политическое значение и превратился по сути в муниципальный совет города Рима, хотя сенаторское сословие по-прежнему оставалось высшим. Оставшиеся магистратуры превратились в чисто почетные звания. А о народных собраниях уже никто даже и не вспоминал. Таким образом, от демократии республиканских времен новая политическая система не оставила ровным счетом ничего.

Осознавая трудности управления огромной империей, даже обладая абсолютной властью, и опасаясь узурпаций власти, которые были подлинным бедствием кризисного III века, Диоклетиан внес новшества и в сам механизм управления. Сначала он назначил себе соправителем в ранге цезаря своего друга Максимиана, затем последний был возведен в ранг августа (такой же ранг имел и сам Диоклетиан), а в 293 г. были назначены помощники августов в ранге цезарей - Гай Галерий и Констанций Хлор. Они были усыновлены августами и женились на их дочерях. Каждый из соправителей получил в управление часть империи, но официального разделения ни империи, ни армии, ни чиновничества не последовало: Диоклетиан оставался доминусом и старшим августом, он же был инициатором всех законов и распоряжений. Предполагалось, что через 20 лет августы добровольно сложат с себя полномочия и уйдут в отставку, уступив место цезарям, а те, в свою очередь, назначат себе новых помощников-цезарей. По мысли Диоклетиана, эта система должна была обеспечить твердый порядок престолонаследия и дать гарантию против узурпаций. Такое разделение власти получило название тетрархия - четверовластие.

Дальнейшая деятельность Диоклетиана была направлена на укрепление внутреннего положения империи. С этой целью он провел ряд крупномасштабных реформ, продолженных и дополненных в первой трети IV века императором Константином.

Так как новая государственная система требовала огромных средств, Диоклетиан провел налоговую реформу, которая устанавливала новую систему налогообложения и требовала прикрепления населения к земле и месту его обитания. За правильное и регулярное поступление налогов отвечали городские советы и сословие куриалов, а также владельцы поместий. Ввиду того, что одной из главных проблем кризиса III в. была инфляция, Диоклетиан провел монетную реформу, которая устанавливала твердые нормы драгоценных металлов в золотой и серебряной монете. В целях финансового оздоровления был издан и эдикт о ценах, который представлял собой первую и заведомо неудачную попытку государственного регулирования обращения путем установления максимальных цен и минимальной заработной платы. Большей эффективности управления империей должна была служить административная реформа, которая делила Римскую империю на 100 провинций (Рим имел статус особого округа), 12 диоцезов (объединявших по нескольку провинций) и 4 префектуры. Благодаря этой реформе бюрократический аппарат получил стройную организацию, а империя - четкую структуру. Наконец, так как важнейшей опорой домината была армия, Диоклетиан провел и военную реформу, которая разделила вооруженные силы империи на две части: пограничные, состоящие из оседлых частей, формировавшихся в основном из варваров-колонистов, и мобильные - легионные части, перебрасывавшиеся в разные части империи в зависимости от обстановки. Военная реформа предполагала и частичное комплектование армии за счет рекрутского набора и за счет службы варварских отрядов, перешедших на сторону Рима.

Когда в 305 г. исполнилось 20 лет правления Диоклетиана и Максимиана, и оба августа, как и предполагалось, добровольно ушли в отставку. Однако задуманный Диоклетианом механизм преемственности власти не сработал, так как не был учтен еще один принцип абсолютной монархии - передачи власти по наследству. После скоропостижной смерти Констанция Хлора войска провозгласили императором его сына Константина, который не был цезарем, и началась гражданская война, которая продолжалась в основном до 313 г., когда из многочисленный претендентов на власть остались только двое - Константин и Лициний. Впрочем, соправителями они оставались недолго: в 323 г. Константин разгромил армию Лициния и стал единственным правителем всей Римской империи, а о системе тетрархии теперь полагалось забыть. Константин оставался у власти вплоть до своей смерти в 337 г. Он был расчетливым, дальновидным, коварным и беспощадно жестоким, смелым, энергичным и вместе с тем осторожным правителем. В 330 г. Константин основал новую восточную столицу Римской империи - Константинополь, и с этой даты берет начало история Византии. Государственная деятельность Константина продолжала основные направления политики Диоклетиана, и последующие императоры не вносили существенных изменений в систему государственного управления.

Все дела в империи решались подчиненными непосредственно доминусу высшими чиновниками, главными среди которых были следующие: quaestor sacri palatii (вносил и подписывал законопроекты), magister officiorum (руководитель гражданских и тайных служб), magister memoriae (хранитель государственного архива) и comes sacrarum largitionum (заведующий бюджетом). Этот последний, несмотря на свое звание (largitio буквально означает «щедроты»), занимался скорее выбиванием средств, чем их раздачей: он распоряжался налогами империи. В течение 4 в. все большее влияние приобретают императорские евнухи: praepositus sacri cubiculi (постельничий) сделался в конце концов членом консистории. Воля императора, выраженная в эдиктах, становилась сводом законов империи. Император лично назначал на все гражданские посты, от низших постов вплоть до префектов претория, викариев и наместников провинций, а также многих офицеров вплоть до главнокомандующих родами войск (magister equitum, т.е. начальник конницы, magister peditum, т.е. начальник пехоты). Вся система корректировалась постоянными взаимными проверками и пронизывалась целой армией шпионов; agentes in rebus (агенты) и curiosi (соглядатаи) держали под своим контролем провинции.

Никейский собор (20.5.325). Император Константин лично участвует в догматических спорах (Ватикан, Папская библиотека)В начале IV в. императорской властью была осознана тщетность борьбы с христианством. В период гражданской войны, последовавшей после ухода Диоклетиана от власти, преследования христиан время от времени еще возобновлялись, но уже в 311 г. Галерий, один из инициаторов гонения и один из самых жестоких гонителей христиан, издал эдикт о терпимости, разрешавший исповедание христианства и собрания христиан. Однако подлинная легализация христианства была осуществлена два года спустя знаменитым Миланским эдиктом Константина. Христианам давалось право открыто отправлять свой культ и владеть имуществом, им возвращалось конфискованное имущество, запрещалось привлекать христиан к участию в языческих жертвоприношениях. Легализация христианства стала еще одним важным мероприятием, оформлявшим систему домината, а Константин за этот эдикт и последующую политику в пользу христианства получил от церкви почетное звание Великий.

Созданная Диоклетианом и Константином система домината обеспечила на некоторое время стабильность Римской империи и приостановила разрушительные кризисные явления. Опорой императора была армия, бюрократия и новая сила - христианство. Эти связующие Империю силы заменяли фактически разрушенное социально-экономическое единство. Пока светские и духовные магнаты нуждались в поддержке центральной власти, пока бюрократический аппарат мог получать свое содержание за счет более или менее исправного поступления налогов, а армия не была еще полностью варваризирована, система домината еще сохраняла свою жизнеспособность.

4. Падение античного мира

Римская империя в IV векеОтносительно устойчивое положение Римской империи в целом сохранялось на протяжении почти всего IV века, в котором наблюдался некоторый экономический подъем и сохранялась относительная, по сравнению с III в. политическая стабильность, хотя имели место и узурпации власти, и гибельные вторжения варваров. Вместе с тем IV век был временем глубоких изменений в социальной структуре, в культурной и религиозной сфере.

Наиболее важную и интересную часть его истории составляет процесс христианизации Римской империи, который охватил практически все сферы жизни и привел к победе христианства в конце столетия. Христианство окончательно вытеснило язычество с политической арены и в 392 г. стало единственной официальной религией Римской империи. Христианство сумело отстоять внутреннее единство и победить главную ересь IV в. - арианство, отстояв символ веры, как основу основ христианской жизни. Христианство выработало основные модели взаимоотношений с императорской властью в новых условиях, и церковь стала неотъемлемым и существенным элементом государственной и общественной жизни. Наконец, IV век был временем бурного расцвета христианской мысли и формирования новых мировоззренческих подходов и идеалов.

Процессы христианизации, начатые Константином, были в основном завершены в конце столетия Феодосием (379-395), который за его деятельность на благо церкви тоже удостоился титула Великий. Римская империя из христианизирующейся превратилась в христианскую. При Феодосии Римская империя последний раз переживала период единства, который, впрочем оказался весьма коротким. После смерти Феодосия в 395 г. Римская империя была окончательно разделена между его сыновьями на Западную и Восточную.

Восточная империя в V в. продолжала жить своей жизнью, пользуясь сильной властью императоров, относительной экономической и политической стабильностью и тем, что основной поток варварского нашествия устремился на запад.

Сцены боя между римлянами и германцами, наступавшими на Римскую империю (рельеф на порфирном саркофаге IV в.; Рим, Музеи Ватикана)Путь Западной империи оказался совершенно иным. Императорская власть здесь была слабой, первые же признаки этой слабости повлекли за собой углубляющийся развал государственного аппарата. Правительство пошло по пути усиления налогового гнета, который превышал возможности налогоплательщиков и подрывал их хозяйство. Сокращение материальных ресурсов повлекло за собой развал армии, и правительство не нашло другого выхода, как поручить защиту от варваров самим же варварам, принимая на службу сначала отдельные отряды, а потом и целые варварские армии, которые в V в. привели к образованию на территории Западной Римской империи целого ряда варварских государств. В этих условиях императорское правительство уже совсем утрачивало контроль за обстановкой и не могло остановить ни сепаратистских движений и варварских грабежей, которых не миновал и сам "вечный" Рим, ставший объектом жестоких грабежей со стороны готов в 410 г. и со стороны вандалов в 455 г. Новые полусамостоятельные варварские королевства подчинялись распоряжениям императорского двора лишь в том случае, если это соответствовало их интересам, но чаще проводили самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику. Императоры были бессильны привести их к повиновению и сохраняли лишь видимость существования Западной Римской империи, в которой варварские королевства формально считались лишь составными частями.

Всадник из германского племени вандалов (мозаика, VI в.)Попытку последней консолидации империи предпринял Юлий Майориан (457-461), предложивший ряд реформ, которые имели целью облегчить налоговое бремя, укрепить города и освободить от задолженностей жителей оставшихся римских провинций. Майориану даже удалось укрепить римское господство в Галлии и в Испании. Однако восстановление Западной Римской империи уже не было выгодно ни представителям провинциальной знати, ни варварским королям. Майориан был убит в результате заговора, а с ним была похоронена и последняя попытка восстановления империи. После него у власти находилось несколько марионеточных императоров, которые не пользовались ни властью, ни авторитетом.

В 476 г. командующий императорской гвардией из германского племени скиров Одоакр низложил 16-летнего императора Ромула Августула и отослал знаки императорского достоинства в Константинополь. Таким образом, был уничтожен сам институт Западной Римской империи, а в Италии образовалось новое государство - королевство Одоакра. И хотя падение власти западного императора не воспринималось современниками как крупное событие, во всемирной истории 476 год стал концом античного мира и началом средневекового периода всемирной истории.

Дополнительная литература по теме:

  1. История древнего Рима. Под ред. Кузищина В.И. М., 2001.
  2. Шифман И.Ш. Октавиан Август. М., 1988.
  3. Штаерман Е.М. Кризис античной культуры. – М.: Наука, 1975.
  4. Казаков М.М. Христианизация Римской империи в IV веке. Смоленск, 2002.
  5. Корсунский А.Р., Гюнтер Р. Упадок и гибель Западной Римской империи и возникновение германских королевств (до сер.VI в.). – М., 1984.

Тестовые вопросы на повторение материала

Предыдущая лекция

На главную

Следующая лекция