ЛЕКЦИЯ 12. Феодальное государство и право в Англии

Предыдущая лекция

На главную

Следующая лекция

ЛЕКЦИЯ 12.

Феодальное государство и право в Англии

  1. Англосаксонская раннефеодальная монархия (IX-XI вв.)
  2. Сеньориальная монархия (XI-XII вв.)
  3. Сословно-представительная монархия (XIII-XV вв.)
  4. Абсолютная монархия (конец XV-середина XVI в.)
  5. Феодальное право Англии.

1. Англосаксонская раннефеодальная монархия.

После ухода в V в. римлян на Британские острова начинаются вторжения с континента германских племен англов, саксов и ютов. Кельты были оттеснены в Шотландию и Уэльс. B VII в. у англосаксов образуются 7 раннефеодальных королевств. В начале IX в. королевство Уэссекс подчинило себе все остальные, и образуется единое государство Англия. Факторы объединения: подавление сопротивления завоеванных народов, принятие христианства (VII в.) и борьба против нашествия скандиндинавских племен (IX-XI вв.)

Общественный строй.
Развитие общественного строя происходило так же, как и у франков, но медленнее. В VII в. выделяется родоплеменная знать (эрлы), противостоящая крестьянам-общинникам (кэрлам), а также полусвободные леты и домашние слуги-рабы. В англосаксонских "правдах" VII-VIII вв. зафиксирована практика индивидивидуального покровительства (глафордата). В IX-X вв. происходит усиление процессов феодализации. Этому способствовали иммунитетные пожалования короля в пользу родовой знати. В законодательном порядке осуществляется принудительная коммендация: каждый человек должен был иметь глафорда (лорда), чья власть распространялась и на личность и на имущество. Запрещался самовольный уход от своего господина. Наряду с родовой знатью существовала служилая знать из королевских дружинников (тэнов), получавших за службу земельные участки. Из обедневших кэрлов формировалось зависимое крестьянство. Из завоеванного населения - рабы.

К XI в. оформление системы феодальных отношений находилось ещё в начальной стадии. Король был верховным собственником всей земли и мог ограничивать иммунитеты и конфисковывать земельные пожалования. Существовала значительная прослойка свободного крестьянства (особенно на северо-востоке).

Государственный строй.
Альфред, англосаксонский король Уэссекса (аверс серебряной монеты, 971—989)С завоеванием Британии родоплеменные органы превращаются в государственные. В VII-VIII вв. происходит возвышение королевской власти над родовой знатью. Король в это время был прежде всего военным предводителем, но ещё выборным. У короля было право высшего суда. B IX-X вв. наблюдается укрепление королевской власти: король приобретает монопольное право чеканки монеты, введения пошлин, взимания натуральных поставок от всего населения. Король осуществляет вмешательство во внутриобщинные отношения, и даже в споры между феодалами. Одновременно происходит концентрация политической власти в руках отдельных феодалов в ограниченных масштабах и под контролем королевской власти.

Королевский двор был центром управления страной, а дружинники - должностными лицами государства. Особую роль играли королевский казначей и капелланы, ведавшие канцелярией.

Вместо народного собрания появляется "совет мудрых" (уитанагемот) из знати, короля и королевы, епископов, крупных феодалов, а с IX в. в него входят и королевские тэны по личному приглашению короля. Компетенция уитанагемота была довольно широкой: вопросы войны и мира, назначение на должности, утверждение налогов, обсуждение законов, рассмотрение судебных дел. Королевская власть постепенно отстраняла совет знати от решения наиболее важных вопросов.

Местное управление.
Характерным было сочетание сильной королевской власти с общинным самоуправлением. Основная территориальная единица - графство, в которое включались сотни. Во главе графства находился назначаемый королем с согласия знати элдормен (на нем было руководство вооруженными силами), а также личный представитель короля - герефа (мог быть управляющим определенного округа, города). В VIII-X вв. ему передают полицейские и судебные полномочия, сбор налогов.

На местах большую роль играли собрания графства и сотни из всех свободных землевладельцев округи, а также старост общин, священников и выборных сотенных старшин. Собрания были судебными и отчасти административными органами, рассматривали местные дела.

Низшей территориальной единицей была сельская община. На собраниях из всего взрослого мужского населения решались хозяйственные вопросы, мелкие уголовные дела и гражданские споры. Общины были разбиты на десятидворки, которые несли коллективную ответственность за преступления, совершенные на их территории.

Армия и суд.
Армия состояла из дружин и народного ополчения, состоявшего из всех свободных граждан. Каждое графство направляло половину населения в ополчение, а вторая половина возделывала поля. На каждом графстве лежала обязанность снаряжения определенного количества кораблей с экипажем.

Высший суд - суд короля. Собрания графства решали все уголовные и гражданские дела на территории графства (председатель - элдормен). В них же рассматривались жалобы на судебные решения сотен. Постепенно выделяется коллегия из 12 старших тэнов (наподобие рахинбургов у франков).

2. Сеньориальная монархия.

Норманны на пути в Англию (гобелен из Вайе, ок. 1077; Байё, Музей королевы Матильды)В 1066 г. норманны во главе с Вильгельмом завоевали Англию, что способствовало развитию феодального государства, которое, в отличие от остальной Европы, испытало раннюю централизацию и усиление королевской власти.

Общественный строй.
Норманнское завоевание способствовало дальнейшей феодализации. Конфискованные земли частью перешли в королевский домен, частью были розданы норманнским феодалам. Однако норманны сохранили землю тем, кто согласился служить Вильгельму Завоевателю. В 1085 г. Вильгельм Завоеватель объявил себя верховным собственником всей земли и потребовал от всех землевлевладельцев присяги верности. Все они стали вассалами короля с обязанностью военной службы и другими повинностями. Принцип "вассал моего вассала - не мой вассал" в Англии не утвердился.

Основой феодального хозяйства в Англии был манор - совокупность земельных владений феодала (как правило, располагались чересполосно). Феодалы не приобрели иммунитетов. Они разделились на 2 категории: непосредственные вассалы короля (крупные землевладельцы - графы, бароны) и вассалы короля второй ступени (подвассалы - средние и мелкие землевладельцы). Духовенство исполняло вассальные обязанности на тех же условиях, что и светские феодалы (военная повинность и налоги).

К концу XI в. большая часть крестьян была закрепощена. Наиболее распространены были вилланы, которые находились в поземельной зависимости, несли службы и повинности. В дальнейшем их статус принижался до положения лично несвободных. Треть населения составляли малоземельные и безземельные бордарии и коттарии. Небольшую часть населения составляли свободные крестьяне - сокмены (приближались к мелким феодалам и аллодистам). Свободные крестьяне были союзниками королевской власти в борьбе с крупными феодалами. Формально в Англии существовала одинаковая защита "общим правом" любого свободного держания (фригольда), что уже в конце XII в. способствовало сглаживанию правовых различий между верхушкой свободного крестьянства и мелкого рыцарства.

Развитие торговли способствовало росту городов. Большая их часть находилась в королевском домене и управлялась королевской администрацией. В условиях укрепления королевской власти города покупали королевские хартии, в которых оговаривали торговые привилегии.

Государственный строй.
Укрепления лондонского Тауэра восходят к эпохе Вильгельма Завоевателя (В. Холлар, гравюра на меди, XVII в.)В развитии государства основной тенденцией была централизация. В XI-XII вв. централизация держалась на сеньориальных правах английских королей, которые были связующим центром всей феодально-иерархической системы. Английское государство - это особая форма сеньориальной монархии, которая отличалась относительной централизацией и в которой король являлся сюзереном всех феодалов и крупнейшим землевладельцем страны. Судебные и фискальные права короны - это одновременно и права высшего сеньора по отношению к вассалам. Эти права регламентировались феодальным обычаем. Со второй половины XII в. усиливаются общегосударственные начала в управлении в связи с реформами Генриха II (1154-1189).

Судебная реформа ограничила права феодалов в области суда и административного управления и ввела новые формы судебной процедуры. Другие реформы были направлены на создание независимой от феодальных магнатов наемной армии и установление новых видов финансового обложения. Военная реформа предполагала замену личной воинской повинности уплатой "щитовых денег", что создавало возможность содержать наемное рыцарское ополчение. Вводилась воинская повинность для всего свободного населения страны. Также вводился общегосударственный налог на движимое имущество, который шел на содержание войска.

Центральным органом управления была королевская курия, которая сочетала функции высшего исполнительного, судебного и финансового органов. В ее составе были: маршал - начальник войска, камерарий, ведавший королевским имуществом, канцлер - личный секретарь короля, а также по приглашению короля высшие светские и духовные феодалы.

Из курии постепенно выделялись отдельные ведомства: Палата Шахматной доски (финансы), ведомство канцлера, а также ряд судебных органов (Высший суд короля во главе с юстициарием, внутри которого существовал Суд общих тяжб).

Местное управление.
Сохранилось деление на графства, сотни и общины. Главой местной королевской администрации в графствах стали шерифы (им принадлежала высшая судебная, военная, финансовая и полицейская власть). Шерифы взаимодействовали с собраниями сотен и графств. Постепенно собрания утрачивали самостоятельное значение. Генрих II изъял из их компетенции большинство гражданских исков, но повысил их роль в назначении лиц для расследования уголовных дел (обвинительных присяжных).

Суд.
Пределы королевской юрисдикции расширились за счет сеньориальной. В компетенции королевских судов находились почти все уголовные и большинство гражданских дел, связанных с землей. Практиковалась система разъездных судов - выездные сессии королевских судей, которые совершали объезды графств 1 раз в 7 лет. Для расследований существовали 12 присяжных из рыцарей или других полноправных граждан, которые давали присягу в качестве свидетелей или обвинителей (это обеспечивало большую объективность). Разъездные суды служили и средством контроля над местным управлением.

Компетенция судов крупных феодалов была ограничена из-за вмешательства королевской власти. Но суд феодала рассматривал вилланские иски всех видов, так как крепостные не имели права обращаться в королевский суд.

3. Сословно-представительная монархия.

Общественный строй.
B XIII в. происходит развитие товарно-денежных отношений, что способствует ослаблению крупного феодального землевладения, основанного на натуральном хозяйстве. Феодалы ведут борьбу с королем за землю, доходы и политическую власть. В хозяйствах средних и мелких феодалов - рыцарства - наблюдается подрыв крепостничества и барщинной системы, происходит замена натуральных повинностей денежными, начинается частичное применение наемного труда. Увеличивается расслоение крестьянства и численность свободной крестьянской верхушки.

Победа французов над англичанами в битве при Бувине 27 июля 1214 г.(фрагмент миниатюры; Париж, Национальная б-ка)Вилланы были бесправными, собственником их имущества считался помещик. Но юридическая теория и законодательство признавали за вилланами право на уголовный иск в королевском суде даже против своего лорда. С конца XIV в. вилланство постепенно прекращает существование: вилланы выкупают свободу, исчезает барщина, рента становится денежной.

В городах происходит дифференциация населения и консолидация корпоративных групп.

В XII-XIII вв. социально-экономические факторы способстволвали централизации государства. В Англии этот процесс ускорялся благодаря росту прослойки свободного крестьянства, сближению в экономическом и правовом отношении рыцарства, горожан и зажиточного крестьянства и усилению различий между верхушкой феодалов и остальными их слоями. Общие экономические и политические интересы рыцарства и всей фригольдерской верхушки стали основой для политического союза.

Великая хартия вольностей.
К началу XIII в. в Англии сложились предпосылки для сословно-представительной монархии. Однако королевская власть не желала привлекать к государственной жизни представителей господствующих сословий. После Генриха II в стране случался произвол и крайние проявления монархической. власти. В связи с этим разразились острые политические конфликты и возникло движение за ограничение злоупотреблений центральной власти. Движение возглавили бароны, к которым присоединилось рыцарство и фригольдеры, недовольные поборами королевских чиновников.

Великая хартия вольностей (Magna Charta libertatum, 1215) английского короля Иоанна Безземельного (пергамент)В 1215 г. произошло крупное выступление баронов при участии рыцарства и горожан против Иоанна Безземельного, Результатом этого выступления стала Великая Хартия Вольностей.

Официально в Англии этот документ считается первым конституционным актом и в литературе характеризуется как заложивший основы правового государства, "краеугольный камень английской свободы". Есть и критическая точка зрения, что этот документ был выражением феодальной реакции.

Закрепляя требования и интересы разнородных и даже противоборствующих, но временно объединившихся сил, Великая Хартия Вольностей является противоречивым документом, в котором было достигнуто соглашение между королем и оппозицией. Содержание документа - феодальное.

Большинство статей посвящено вассально-ленным отношениям короля и баронов и направлено на ограничение произвола короля в использовании его сеньориальных прав, связанных с земельными владениями (регламентация порядка опеки, получения рельефа, взыскания долга и т. п.)

В Хартии есть статьи политического характера. В частности, политические претензии баронства отражены в ст. 61: об учреждении комитета из 25 баронов с контрольными функциями в отношении короля. Хотя и с оговорками, но эта статья допускала возможность баронской войны против центральной власти. В ст. 12 и 14 говорится о создании совета королевства (из вассалов короля), ограничивающего власть короля по взиманию "щитовых денег". Остальные виды налогов король по-прежнему мог взимать единолично. В ст. 21 и 34 говорится об ограничении судебных прерогатив короны. Ст.21 определяет подсудность графов и баронов суду "равных", изымая их из-под действия королевских судов с участием присяжных. Ст.34 ограничивала вмешательство короля в споры крупных феодалов с их вассалами по поводу свободных держаний.

Интересы рыцарства отражены в ст. 16 и 60 о несении за рыцарский лен только положенной службы и о том, что положения Великой Хартии Вольностей об отношениях короля с вассалами относятся и к отношениям баронов с их вассалами.

В ст. 13 содержится подтверждение за городами древних вольностей и обычаев. В ст. 41 говорится о свободном передвижении и торговле купцов без взимания незаконных пошлин (в том числе и иностранных). Ст. 35 устанавливала единство мер и весов.

Серия статей была направлена на упорядочение деятельности королевского судебно-административного персонала, на укрепление королевской администрации и повышение её авторитета, ограничение произвола королевских чиновников в центре и на местах. Ст. 38 запрещала привлекать к ответственности кого-либо только по устному заявлению и без свидетелей. В ст. 45 король обещал не назначать на судейские должности людей, не знающих законов страны и не желающих их исполнять. В ст.40 содержался запрет взыскивать произвольные судебные пошлины. Особенно важной была ст. 39, которая запрещала арест, заключение в тюрьму, лишение владения, объявление вне закона, изгнание или обездоливание каким-либо образом свободных людей иначе как по законному приговору равных и по закону страны.

Великая Хартия Вольностей - это компромисс, но не в ущерб централизации, которую претензии баронов уже не могли остановить. Через несколько месяцев после окончания конфликта Иоанн при поддержке папы отказался от соблюдения Великой Хартии Вольностей. Но в дальнейшем короли неоднократно ее подтверждали, хотя и изымали из неё некоторые статьи (в общей сложности более 20).

Из политических институтов утвердился Большой королевский совет, имевший совещательные функции и состоявший из крупных феодальных магнатов. Уже в середине XIII в. он часто именовался парламентом, но ещё не был ни сословным, ни представительным учреждением.

Образование парламента.
Рыцарские доспехи XIV в.(Лондон, Тауэр)В 1258-1267 гг. в Англии разгорелся политический конфликт: на Совете в Оксфорде вооруженные бароны, опираясь на недовольство населения политикой короля, заставили его принять так называемые Оксфордские провизии. В них предусматривалась передача всей исполнительной власти в стране Совету из 15 баронов; не реже 3х раз в год должен был собираться Большой совет магнатов из 27 членов. В 1259 г. были приняты так называемые Вестминстерские провизии, в которых содержались некоторые гарантии мелким землевладельцам от произвола со стороны сеньоров, но не были удовлетворены требования рыцарства об их участии в центральном управлении. В этих условиях среди баронов произошел раскол: часть их во главе с де Монфором откололась от олигархической группировки и в всупила союз с рыцарством и городами. Раскол в стане оппозиции привел к отказу короля от Оксфордских провизий.

В 1263 г. началась гражданская война, в которой де Монфор одержал победу над сторонниками короля. В 1264 г. он был провозглашен верховным правителем государства и реализовал требования рыцарства об участии в управлении. Важнейший итог гражданской войны - созыв первого сословно-представительного органа в Англии - парламента (1265 г.). В него вошли бароны, духовные феодалы и представители от рыцарства и наиболее значительных городов.

Гражданская война сопровождалась крестьянским восстанием, в борьбе с которым погиб де Монфор. Королевская власть осознала необходимость компромисса, и сословно-представительная монархия получила окончательное оформление. В 1295 г. был созван "Образцовый" парламент, состав которого послужил моделью для последующих парламентов: в нем были лично приглашенные королем крупные светские и духовные феодалы, по 2 представителя от 37 графств и по 2 представителя от городов.

До середины XIV в. английские сословия заседали вместе, а затем разделились на 2 палаты: рыцари и представители от городов составили палату общин; магнаты - палату лордов. Духовенство не являлось особым элементом сословного представительства - оно было представлено в обеих палатах. Первоначально при выборах не было ценза. Статут 1430 г. постановил, что в собраниях графств, избиравших в парламент, могут участвовать фригольдеры с не менее, чем 40 шиллингов годового дохода.

Король Эдуард 1 в парламенте (иллюстрация из книги, 1524)Функции парламента прежде всего состояли в определении размеров налогов на движимость и в подаче коллективных петиций на имя короля. В 1297 г. Эдуард I подтвердил в парламенте Великую Хартию Вольностей, в результате чего появился статут о неразрешении налогов (с общего согласия сословий и свободных людей королевства, хотя и с оговорками). Постепенно парламент приобрел права: 1) на участие в издании законов; 2) решать вопросы о поборах в пользу королевской казны; 3) осуществлять контроль над высшими должностными лицами и выступать в некоторых случаях в качестве судебного органа. В течение XIV в. появилось правило: ни один закон не может быть принят без согласия короля и палат парламента. В XV в. ходатайства парламента стали облекаться в форму законопроектов, которые получили название "биллей". Так оформилось понятие закона (статута) как акта, исходящего от короля, палаты лордов и палаты общин.

В XIV в. расширилась компетенция парламента в финансовых вопросах: в статутах оговаривается недопустимость взимания прямых и косвенных налогов без согласия парламента. В XV в. парламент стал указывать назначение субсидий и добиваться контроля над их расходованием.

С конца XIV в. возникла процедура импичмента: возбуждение обвинения против должностных лиц короля в злоупотреблении властью. В XV в. парламент приобрел право объявлять преступными те или иные злоупотребления королевских советников: "билль об опале", утверждаемый королем.

Высшие и местные органы управления.
С XIII в. появляется новый исполнительный орган - Королевский совет из ближайших советников короля, в руках которых была исполнительная и судебная власть (обычно канцлер, казначей, судьи). Роль старых судов и собраний графств в местном управлении сводятся к минимуму, а их функции переходят к новым должностным лицам и разъездным судьям.

В XIII в. главой королевской администрации является шериф, а в сотне - его помощник бейлиф. Также на местах действуют коронеры и констебли, избиравшиеся в местных собраниях и наделенные полицейскими функциями.

Из местных землевладельцев в графствах назначаются так называемые охранители мира (мировые судьи). Сначала они имеют полицейские функции и судебные полномочия, затем они получают и функции местного управления вместо шерифов. В каждое графство с 1390 г. назначалось 8 мировых судей. Они следили за ценами, проведением в жизнь законов и даже устанавливали размер зарплаты. Имущественный ценз для этой должности - 20 ф. ст. годового дохода. Собрания графств служат для избрания представителей в парламент и местных должностных лиц, а также разбирают споры по мелким искам.

Судоустройство.
Английский король Ричард II в 1397 арестовывает своего дядю Томаса Вудстока, герцога Глочестера, возглавлявшего дворянскую оппозицию (Лондон, Британский музей)В Англии в этот период выделяются высшие суды: Суд королевской скамьи (уголовные дела), Суд общих тяжб (Гражданские дела) и Суд казначейства (гражданские дела, в которых одна из сторон - корона). Их деятельность определялась процессуальными нормами "общего права", для которого характерны формализм и казуистичность. Наряду с этими судами возник суд лорда-канцлера, который решал вопросы "по справедливости". С этим судом связано возникновение новых форм процесса и права.

По-прежнему функционировали разъездные суды из личных представителей короля и представителей центральных судов Англии. В течение года они 3-4 раза посещали графства, разбирали дела с участием присяжных, контролировали чиновников. Судебные объезды совершались специально для разбора дел по земельным искам (суды ассизов).

Мировые судьи рассматривали уголовные дела, кроме убийств и особо тяжких преступлений. Сессии проходили 4 раза в год.

Формируется суд присяжных: Большое (обвинительное) жюри из 23 членов - орган предания суду (достаточно единого мнения 12 членов для утверждения обвинительного акта) и Малое жюри из 12 присяжных участвовало в рассмотрении дела по существу и выносило вердикт, требовавший единогласия. Для присяжных ценз - 40 шиллингов.

Юрисдикция манориальных судов была ограничена.

4. Абсолютная монархия.

Общественный строй.
Развитие капитализма способствовало разложению феодальных структур. Большую роль в этом в Англии играли огораживания. Война Алой и Белой Розы привела к истреблению старой знати. Возрастала роль джентри. Крестьянство разделилось на копигольдеров и фригольдеров.

Государственный строй.
Английский абсолютизм получил название "незавершенного", так как сохранялись политические институты предшествующей эпохи. Основная особенность - сильный парламент. Кроме этого "незавершенность" проявлялась в сохранении местного самоуправления и отсутствии такой бюрократизации государственного аппарата как на континенте. Отсутствовала и крупная постоянная армия.

Центральные органы управления
К ним относились: король, Тайный совет (из лорда-канцлера, лорда-казначея, лорда-хранителя печати и др.) и парламент. Реальная власть была у короля. Верховенство короны было отражено в статуте 1539 г.: указы короля в совете приравнивались к законам парламента. Спустя 8 лет парламент формально отменил этот статут, но реально преобладание короны над парламентом сохранялось. Однако у парламента сохранялась прерогатива утверждения размеров сборов и налогов.

Государство и церковь.
В ходе Реформации с 1529 по 1536 г. был издан ряд актов парламента, объявлявших короля главой церкви с правом назначать кандидатов на высшие церковные должности. Англиканская церковь добилась независимости от папы и превратилась в часть государственного аппарата.

Высший церковный орган - Высокая комиссия, состоящая из духовных лиц, членов Тайного совета и других должностных лиц. Она расследовала дела, связанные с нарушением законов о верховенстве королевской власти в церковных делах, "беспорядки духовного и церковного характера". Основной целью этого учреждения была борьба с демократическими и радикальными формами протестантства. В дальнейшем в ее сферу попадали и светские дела - о бродягах, цензура и т. п. Задачей церкви была и пропаганда учения о божественном происхождении короля.

Армия.
Генрих VIII (1491—1547), английский король (Ганс Гольбейн Младший, 1540; Рим, Палаццо Барберини)При Генрихе VIII (1485-1509) происходит упразднение вооруженных сил крупных феодалов и переход к постоянной королевской армии. Но армия оставалась немногочисленной ввиду островного положения государства, поэтому главный акцент делался на флот.

Местное управление
Местное управление было поставлено в зависимость от центральных органов власти. В период абсолютной монархии была учреждена должность лорда-лейтенанта. Он назначался королем в графство, возглавлял местное ополчение, руководил деятельностью мировых судей и констеблей.

Низовой самоуправляющейся единицей становится приход, сочетавший функции местного церковного и территориального управления. Собрание прихожан решало вопросы об уплате налогов, помощи бедным, ремонте, благоустройстве и т. п., также на собрании происходили выборы должностных лиц прихода. Церковными делами ведал настоятель прихода. Приход находился под контролем мировых судей и других органов.

Судебная система
Судебная система состояла из центральных Вестминстерских судов, в том числе Суда Справедливости и Высшего суда адмиралтейства, а также чрезвычайных судов - Звездной палаты (политический трибунал) и судебных советов в графствах. Главное в их деятельности, особенно Звездной палаты - борьба с политическими противниками королевской власти. Был распространен инквизиционный характер судопроизводства, решения принимались по усмотрению судей. Суды также ведали цензурой и осуществляли надзор за правильностью вынесения вердиктов присяжными. Расширилась компетенция мировых судей за счет усиления их роли в управлении. Присяжные заседатели окончательно включаются в состав суда, но вырос их имущественный ценз - до 4 ф. ст.

5. Феодальное право Англии.

Источники права.
В период раннего феодализма основным источником права был обычай. Со временем сборники появляются сборники - Правды (Инэ, Альфреда и др.). После норманского завоевания была провозглашена политика на соблюдение "старинных добрых англосаксаксонских обычаев", что способствовало их консолидации в рамках единой правовой системы, общей для всей страны. Разъездные королевские суды осуществляли обобщение местных обычаев, выработку общих норм и принципов. В своей деятельности королевские суды руководствовались и предыдущими решениями судей. Так складывалось "общее право" (Common Law), которое было неписаным и единым для всей Англии. Формально оно не знало правовых различий для свободной части английского населения.

Английское феодальное право не испытало влияний канононического права и римского права. Сложившиеся в XII-XIII в. нормы "общего права" регулировали процессуальное право, обязательственное право, юрисдикцию судов и т. п. Нормы закреплялись путем записи отчетов об отдельных судебных решениях в так называемых Свитках тяжб. С конца XIII в. появляются Ежегодники, а в XVI в. - судебные отчеты частных составителей. С публикацией Ежегодников появляется обыкновение цитировать аналогичные судебные решения для подкрепления позиций сторон авторитетом судебной практики, но судьи ещё не были связаны ею в обязательной степени.

В деятельности королевских судов большое значение имели королевские предписания, которые выдавались истцу за плату. Они оказывали влияние на развитие общего права. Обязанность судов рассматривать дела в строгих рамках приказа способствовало развитию формализма в общем праве. К XV в. оно перестало соответствовать новым условиям.

С XIV в. появляется "право справедливости". Механизм его появления был следующим. Истцы, не нашедшие защиты своих прав в судах общего права, обращались за "милостью и справедливостью" к королю. Король вскоре перестал сам рассматривать эти обращения и передал их лорду-канцлеру, который считался "проводником королевской совести" (первый приказ от имени канцлера появился в 1474 г.). Канцлер для решения юридических вопросов обращался к естественному и частично к римскому праву. Хотя рецепция римского права коснулась Англии, практического значения оно не имело.

В XV в. стали очевидными разногласия между общим правом и правом справедливости, что вело к ослаблению формализма общего права. В начале XVI в. канцлер приобрел право вмешиваться в деятельность судов общего права. Конфликт решался в пользу Суда канцлера, что обеспечивало приоритет норм права справедливости над общим правом.

Ещё одним источником права было законодательство: королевские хартии, ордонансы и т. п. С возникновением парламента источником права становятся статуты - парламентские акты, утвержденные королем. Роль источников играли и трактаты английских юристов.

Право собственности.
Земля имела первостепенное значение. Ее приобретение осуществлялось путем договора, передачи по наследству, пожалования, давности владения. Верховным собственником считался король, от него лорды выступали в качестве "головных держателей", которые передавали землю в держание вассалам и т. д. По характеру повинностей вся земля делилась на свободные и зависимые земельные держания. Существовало три основных вида свободных держаний, которые отличались по правовому режиму:

  1. Пожалованные земли (переходили к наследникам); с 1290 г. по закону разрешалось свободное отчуждение.
  2. Заповедные земли (держатели не могли отчуждать в ущерб наследникам).
  3. Условное пожизненное держание, которое переходило не к наследникам, а к сеньору.

С XIV в. в "праве справедливости" появился институт доверительной собственности: собственник вещи на определенных условиях передавал её во владение и управление другому лицу, а последний в силу принятого обязательства должен был добросовестно управлять этим имуществом в интересах другого лица. Если обязательства не выполнялись, собственнику предоставлялось право судебной защиты в суде канцлера.

С XIII в. распространяется аренда земли свободными землевладельцами. Право предоставляло определенные средства защиты арендатору, и собственник не мог до истечения срока договора прогнать арендатора с земли.

Залог земли возникает из договора займа с возможностью возвращения должнику в случае уплаты долга. Просрочка платежа по общему праву могла стать причиной окончательной утраты права собственности на землю. В XVI в. в праве справедливости возникает норма: залогодатель в случае последующей уплаты долга мог претендовать на возврат земли.

Обязательственное право
Существовали обязательства из договоров и из причинения вреда. Договоры делились на: формальные (по установленной процедуре) - пользовались защитой общего права и неформальные (простые) пользовались защитой права справедливости. Суд канцлера использовал принцип исполнения договора в натуре, что предполагало реальное исполнение обязательств.

Обязательства из правонарушений возникали в случае насильственных действий со стороны партнера и нарушения установленного королем порядка. Постепенно с конца XIII в. интересы лиц, котором был причинен ущерб, получили защиту в случае противоправных действий или бездействий другого лица и при неисполнении, либо при ненадлежащем исполнении договора.

Своеобразно действовал договор найма. Вследствие эпидемии чумы 1348-1349 гг. наблюдалось уменьшение количества рабочих рук, что привело к появлению статутов, которые обязали наниматься за плату как до эпидемии к любому нанимателю; за отказ следовало привлечение к уголовной ответственности.

Семейное право.
Регулировалось нормами канонического права. Имущественные отношения супругов регулировались по общему праву: жена не могла самостоятельно заключать договоры, распоряжаться имуществом, принимать подарки без согласия мужа. Измена считалась преступлением, за которое полагалось "отлучение от стола и ложа". Внебрачные дети не признавались общим правом.

Уголовное право.
В период становления феодализма преступление рассматривалось как нарушение верности королю, независимо от того, кому был причинен вред. Наказания: талион, объявление вне закона, денежные штрафы в пользу короля или потерпевшего.

С XII в. различаются два вида преступлений - против короля и против частных лиц. К первым относили тяжкие приеступления, в том числе и против церкви, а также некоторые преступления против личности и собственности. Существовало различие между умышленным и неосторожным преступлением. В конце XII в. вводится понятие "фелония" вначале для обозначения измены лорду, за которым следовала потеря лена, затем это понятие распространяется на ряд тяжких преступлений (убийство, поджог, изнасилование, разбой, воровство) с наказанием в виде смертной казни с конфискацией имущества.

В XIV в. распространяется классификация преступлений из трех категорий: измена (treason) - наиболее серьезное государственное преступление (восстание, убийство членов королевской семьи и высших чиновников, фальшивомонетничество); фелония (felony) - тяжкое уголовное преступление; мисдиминор (misdeaminor) - мелкое уголовное преступление. Позже появилось понятие "малой измены": убийство слугой хозяина, женой - мужа, духовным лицом - вышестоящего прелата и т.п.

Отличитльной чертой уголовного права средневековой Англии была тенденция к ужесточению уголовно-правовой репрессии. За любую измену и большинство фелоний полагалась смертная казнь, в том числе квалифицированная: сожжение, четвертование, колесование и т. п. Часто наказания сопровождались конфискацией имущества.

С конца XV в. в уголовном праве появляется так называемое "кровавое законодательство", направленное против бродяг, нищих, собирания милостыни. За повторное уличение в нищенстве полагалась смертная казнь или жестокие телесные наказания.

Процесс
Первоначально процесс имел состязательный характер. Он проходил публично, с равными правами сторон и был устным. Основными видами доказательств были признание, присяга, свидетели, ордалии. Основная масса по общему праву рассматривалась в местных и феодальных судах.

Развивался институт присяжничества. Вначале присяжные выступали как свидетели факта во время расследования по гражданским и уголовным делам. Под присягой они должны были рассказывать разъездным судьям все о преступниках и преступлениях в данной местности. В конце XIII - начале XIV в. появляются большое и малое жюри. Первое занималось утверждением обвинительного акта, а второе участвовало в рассмотрении дела по существу и выносило обвинительный вердикт.

С приходом к власти династии Тюдоров в процессе развиваются розыскные начала. Преследование обвиняемого осуществляется в порядке суммарного производства (форма процесса, предусмотренная общим правом и предназначенная для рассмотрения малозначительных дел мировыми судьями, шерифами и т. п.) и по обвинительному акту (предусматривалось 4 стадии: арест, предание суду, судебное разбирательство, приговор). До суда обвиняемого держали под стражей, без вручения обвинительного заключения. Допросы проводились под пыткой, хотя общее право формально пыток не признавало.

Обжалование судебных решений не допускалось. Возможен был только иск об ошибке, если находили неточности при составлении протокола.

Дополнительная литература по теме:

  1. Штокмар В. В. История Англии в средние века. - Л., 1973. - 184 с.
  2. Мортон А. История Англии. М., 1950.
  3. Гутнова Е.В. Возникновение английского парламента. М., 1960.

Предыдущая лекция

На главную

Следующая лекция