ЛЕКЦИЯ 12.Феодальное государство и право в Англии
1. Англосаксонская раннефеодальная монархия. После ухода в V в. римлян на Британские острова начинаются вторжения с континента германских племен англов, саксов и ютов. Кельты были оттеснены в Шотландию и Уэльс. B VII в. у англосаксов образуются 7 раннефеодальных королевств. В начале IX в. королевство Уэссекс подчинило себе все остальные, и образуется единое государство Англия. Факторы объединения: подавление сопротивления завоеванных народов, принятие христианства (VII в.) и борьба против нашествия скандиндинавских племен (IX-XI вв.) Общественный строй. К XI в. оформление системы феодальных отношений находилось ещё в начальной стадии. Король был верховным собственником всей земли и мог ограничивать иммунитеты и конфисковывать земельные пожалования. Существовала значительная прослойка свободного крестьянства (особенно на северо-востоке). Государственный строй. Королевский двор был центром управления страной, а дружинники - должностными лицами государства. Особую роль играли королевский казначей и капелланы, ведавшие канцелярией. Вместо народного собрания появляется "совет мудрых" (уитанагемот) из знати, короля и королевы, епископов, крупных феодалов, а с IX в. в него входят и королевские тэны по личному приглашению короля. Компетенция уитанагемота была довольно широкой: вопросы войны и мира, назначение на должности, утверждение налогов, обсуждение законов, рассмотрение судебных дел. Королевская власть постепенно отстраняла совет знати от решения наиболее важных вопросов. Местное управление. На местах большую роль играли собрания графства и сотни из всех свободных землевладельцев округи, а также старост общин, священников и выборных сотенных старшин. Собрания были судебными и отчасти административными органами, рассматривали местные дела. Низшей территориальной единицей была сельская община. На собраниях из всего взрослого мужского населения решались хозяйственные вопросы, мелкие уголовные дела и гражданские споры. Общины были разбиты на десятидворки, которые несли коллективную ответственность за преступления, совершенные на их территории. Армия и суд. Высший суд - суд короля. Собрания графства решали все уголовные и гражданские дела на территории графства (председатель - элдормен). В них же рассматривались жалобы на судебные решения сотен. Постепенно выделяется коллегия из 12 старших тэнов (наподобие рахинбургов у франков). В 1066 г. норманны во главе с Вильгельмом завоевали Англию, что способствовало развитию феодального государства, которое, в отличие от остальной Европы, испытало раннюю централизацию и усиление королевской власти. Общественный строй. Основой феодального хозяйства в Англии был манор - совокупность земельных владений феодала (как правило, располагались чересполосно). Феодалы не приобрели иммунитетов. Они разделились на 2 категории: непосредственные вассалы короля (крупные землевладельцы - графы, бароны) и вассалы короля второй ступени (подвассалы - средние и мелкие землевладельцы). Духовенство исполняло вассальные обязанности на тех же условиях, что и светские феодалы (военная повинность и налоги). К концу XI в. большая часть крестьян была закрепощена. Наиболее распространены были вилланы, которые находились в поземельной зависимости, несли службы и повинности. В дальнейшем их статус принижался до положения лично несвободных. Треть населения составляли малоземельные и безземельные бордарии и коттарии. Небольшую часть населения составляли свободные крестьяне - сокмены (приближались к мелким феодалам и аллодистам). Свободные крестьяне были союзниками королевской власти в борьбе с крупными феодалами. Формально в Англии существовала одинаковая защита "общим правом" любого свободного держания (фригольда), что уже в конце XII в. способствовало сглаживанию правовых различий между верхушкой свободного крестьянства и мелкого рыцарства. Развитие торговли способствовало росту городов. Большая их часть находилась в королевском домене и управлялась королевской администрацией. В условиях укрепления королевской власти города покупали королевские хартии, в которых оговаривали торговые привилегии. Государственный строй. Судебная реформа ограничила права феодалов в области суда и административного управления и ввела новые формы судебной процедуры. Другие реформы были направлены на создание независимой от феодальных магнатов наемной армии и установление новых видов финансового обложения. Военная реформа предполагала замену личной воинской повинности уплатой "щитовых денег", что создавало возможность содержать наемное рыцарское ополчение. Вводилась воинская повинность для всего свободного населения страны. Также вводился общегосударственный налог на движимое имущество, который шел на содержание войска. Центральным органом управления была королевская курия, которая сочетала функции высшего исполнительного, судебного и финансового органов. В ее составе были: маршал - начальник войска, камерарий, ведавший королевским имуществом, канцлер - личный секретарь короля, а также по приглашению короля высшие светские и духовные феодалы. Из курии постепенно выделялись отдельные ведомства: Палата Шахматной доски (финансы), ведомство канцлера, а также ряд судебных органов (Высший суд короля во главе с юстициарием, внутри которого существовал Суд общих тяжб). Местное управление. Суд. Компетенция судов крупных феодалов была ограничена из-за вмешательства королевской власти. Но суд феодала рассматривал вилланские иски всех видов, так как крепостные не имели права обращаться в королевский суд. 3. Сословно-представительная монархия. Общественный строй. Вилланы были бесправными, собственником их имущества считался помещик. Но юридическая теория и законодательство признавали за вилланами право на уголовный иск в королевском суде даже против своего лорда. С конца XIV в. вилланство постепенно прекращает существование: вилланы выкупают свободу, исчезает барщина, рента становится денежной. В городах происходит дифференциация населения и консолидация корпоративных групп. В XII-XIII вв. социально-экономические факторы способстволвали централизации государства. В Англии этот процесс ускорялся благодаря росту прослойки свободного крестьянства, сближению в экономическом и правовом отношении рыцарства, горожан и зажиточного крестьянства и усилению различий между верхушкой феодалов и остальными их слоями. Общие экономические и политические интересы рыцарства и всей фригольдерской верхушки стали основой для политического союза. Великая хартия вольностей. В 1215 г. произошло крупное выступление баронов при участии рыцарства и горожан против Иоанна Безземельного, Результатом этого выступления стала Великая Хартия Вольностей. Официально в Англии этот документ считается первым конституционным актом и в литературе характеризуется как заложивший основы правового государства, "краеугольный камень английской свободы". Есть и критическая точка зрения, что этот документ был выражением феодальной реакции. Закрепляя требования и интересы разнородных и даже противоборствующих, но временно объединившихся сил, Великая Хартия Вольностей является противоречивым документом, в котором было достигнуто соглашение между королем и оппозицией. Содержание документа - феодальное. Большинство статей посвящено вассально-ленным отношениям короля и баронов и направлено на ограничение произвола короля в использовании его сеньориальных прав, связанных с земельными владениями (регламентация порядка опеки, получения рельефа, взыскания долга и т. п.) В Хартии есть статьи политического характера. В частности, политические претензии баронства отражены в ст. 61: об учреждении комитета из 25 баронов с контрольными функциями в отношении короля. Хотя и с оговорками, но эта статья допускала возможность баронской войны против центральной власти. В ст. 12 и 14 говорится о создании совета королевства (из вассалов короля), ограничивающего власть короля по взиманию "щитовых денег". Остальные виды налогов король по-прежнему мог взимать единолично. В ст. 21 и 34 говорится об ограничении судебных прерогатив короны. Ст.21 определяет подсудность графов и баронов суду "равных", изымая их из-под действия королевских судов с участием присяжных. Ст.34 ограничивала вмешательство короля в споры крупных феодалов с их вассалами по поводу свободных держаний. Интересы рыцарства отражены в ст. 16 и 60 о несении за рыцарский лен только положенной службы и о том, что положения Великой Хартии Вольностей об отношениях короля с вассалами относятся и к отношениям баронов с их вассалами. В ст. 13 содержится подтверждение за городами древних вольностей и обычаев. В ст. 41 говорится о свободном передвижении и торговле купцов без взимания незаконных пошлин (в том числе и иностранных). Ст. 35 устанавливала единство мер и весов. Серия статей была направлена на упорядочение деятельности королевского судебно-административного персонала, на укрепление королевской администрации и повышение её авторитета, ограничение произвола королевских чиновников в центре и на местах. Ст. 38 запрещала привлекать к ответственности кого-либо только по устному заявлению и без свидетелей. В ст. 45 король обещал не назначать на судейские должности людей, не знающих законов страны и не желающих их исполнять. В ст.40 содержался запрет взыскивать произвольные судебные пошлины. Особенно важной была ст. 39, которая запрещала арест, заключение в тюрьму, лишение владения, объявление вне закона, изгнание или обездоливание каким-либо образом свободных людей иначе как по законному приговору равных и по закону страны. Великая Хартия Вольностей - это компромисс, но не в ущерб централизации, которую претензии баронов уже не могли остановить. Через несколько месяцев после окончания конфликта Иоанн при поддержке папы отказался от соблюдения Великой Хартии Вольностей. Но в дальнейшем короли неоднократно ее подтверждали, хотя и изымали из неё некоторые статьи (в общей сложности более 20). Из политических институтов утвердился Большой королевский совет, имевший совещательные функции и состоявший из крупных феодальных магнатов. Уже в середине XIII в. он часто именовался парламентом, но ещё не был ни сословным, ни представительным учреждением. Образование парламента. В 1263 г. началась гражданская война, в которой де Монфор одержал победу над сторонниками короля. В 1264 г. он был провозглашен верховным правителем государства и реализовал требования рыцарства об участии в управлении. Важнейший итог гражданской войны - созыв первого сословно-представительного органа в Англии - парламента (1265 г.). В него вошли бароны, духовные феодалы и представители от рыцарства и наиболее значительных городов. Гражданская война сопровождалась крестьянским восстанием, в борьбе с которым погиб де Монфор. Королевская власть осознала необходимость компромисса, и сословно-представительная монархия получила окончательное оформление. В 1295 г. был созван "Образцовый" парламент, состав которого послужил моделью для последующих парламентов: в нем были лично приглашенные королем крупные светские и духовные феодалы, по 2 представителя от 37 графств и по 2 представителя от городов. До середины XIV в. английские сословия заседали вместе, а затем разделились на 2 палаты: рыцари и представители от городов составили палату общин; магнаты - палату лордов. Духовенство не являлось особым элементом сословного представительства - оно было представлено в обеих палатах. Первоначально при выборах не было ценза. Статут 1430 г. постановил, что в собраниях графств, избиравших в парламент, могут участвовать фригольдеры с не менее, чем 40 шиллингов годового дохода. Функции парламента прежде всего состояли в определении размеров налогов на движимость и в подаче коллективных петиций на имя короля. В 1297 г. Эдуард I подтвердил в парламенте Великую Хартию Вольностей, в результате чего появился статут о неразрешении налогов (с общего согласия сословий и свободных людей королевства, хотя и с оговорками). Постепенно парламент приобрел права: 1) на участие в издании законов; 2) решать вопросы о поборах в пользу королевской казны; 3) осуществлять контроль над высшими должностными лицами и выступать в некоторых случаях в качестве судебного органа. В течение XIV в. появилось правило: ни один закон не может быть принят без согласия короля и палат парламента. В XV в. ходатайства парламента стали облекаться в форму законопроектов, которые получили название "биллей". Так оформилось понятие закона (статута) как акта, исходящего от короля, палаты лордов и палаты общин. В XIV в. расширилась компетенция парламента в финансовых вопросах: в статутах оговаривается недопустимость взимания прямых и косвенных налогов без согласия парламента. В XV в. парламент стал указывать назначение субсидий и добиваться контроля над их расходованием. С конца XIV в. возникла процедура импичмента: возбуждение обвинения против должностных лиц короля в злоупотреблении властью. В XV в. парламент приобрел право объявлять преступными те или иные злоупотребления королевских советников: "билль об опале", утверждаемый королем. Высшие и местные органы управления. В XIII в. главой королевской администрации является шериф, а в сотне - его помощник бейлиф. Также на местах действуют коронеры и констебли, избиравшиеся в местных собраниях и наделенные полицейскими функциями. Из местных землевладельцев в графствах назначаются так называемые охранители мира (мировые судьи). Сначала они имеют полицейские функции и судебные полномочия, затем они получают и функции местного управления вместо шерифов. В каждое графство с 1390 г. назначалось 8 мировых судей. Они следили за ценами, проведением в жизнь законов и даже устанавливали размер зарплаты. Имущественный ценз для этой должности - 20 ф. ст. годового дохода. Собрания графств служат для избрания представителей в парламент и местных должностных лиц, а также разбирают споры по мелким искам. Судоустройство. По-прежнему функционировали разъездные суды из личных представителей короля и представителей центральных судов Англии. В течение года они 3-4 раза посещали графства, разбирали дела с участием присяжных, контролировали чиновников. Судебные объезды совершались специально для разбора дел по земельным искам (суды ассизов). Мировые судьи рассматривали уголовные дела, кроме убийств и особо тяжких преступлений. Сессии проходили 4 раза в год. Формируется суд присяжных: Большое (обвинительное) жюри из 23 членов - орган предания суду (достаточно единого мнения 12 членов для утверждения обвинительного акта) и Малое жюри из 12 присяжных участвовало в рассмотрении дела по существу и выносило вердикт, требовавший единогласия. Для присяжных ценз - 40 шиллингов. Юрисдикция манориальных судов была ограничена. 4. Абсолютная монархия. Общественный строй. Государственный строй. Центральные органы управления Государство и церковь. Высший церковный орган - Высокая комиссия, состоящая из духовных лиц, членов Тайного совета и других должностных лиц. Она расследовала дела, связанные с нарушением законов о верховенстве королевской власти в церковных делах, "беспорядки духовного и церковного характера". Основной целью этого учреждения была борьба с демократическими и радикальными формами протестантства. В дальнейшем в ее сферу попадали и светские дела - о бродягах, цензура и т. п. Задачей церкви была и пропаганда учения о божественном происхождении короля. Армия. Местное управление Низовой самоуправляющейся единицей становится приход, сочетавший функции местного церковного и территориального управления. Собрание прихожан решало вопросы об уплате налогов, помощи бедным, ремонте, благоустройстве и т. п., также на собрании происходили выборы должностных лиц прихода. Церковными делами ведал настоятель прихода. Приход находился под контролем мировых судей и других органов. Судебная система Источники права. Английское феодальное право не испытало влияний канононического права и римского права. Сложившиеся в XII-XIII в. нормы "общего права" регулировали процессуальное право, обязательственное право, юрисдикцию судов и т. п. Нормы закреплялись путем записи отчетов об отдельных судебных решениях в так называемых Свитках тяжб. С конца XIII в. появляются Ежегодники, а в XVI в. - судебные отчеты частных составителей. С публикацией Ежегодников появляется обыкновение цитировать аналогичные судебные решения для подкрепления позиций сторон авторитетом судебной практики, но судьи ещё не были связаны ею в обязательной степени. В деятельности королевских судов большое значение имели королевские предписания, которые выдавались истцу за плату. Они оказывали влияние на развитие общего права. Обязанность судов рассматривать дела в строгих рамках приказа способствовало развитию формализма в общем праве. К XV в. оно перестало соответствовать новым условиям. С XIV в. появляется "право справедливости". Механизм его появления был следующим. Истцы, не нашедшие защиты своих прав в судах общего права, обращались за "милостью и справедливостью" к королю. Король вскоре перестал сам рассматривать эти обращения и передал их лорду-канцлеру, который считался "проводником королевской совести" (первый приказ от имени канцлера появился в 1474 г.). Канцлер для решения юридических вопросов обращался к естественному и частично к римскому праву. Хотя рецепция римского права коснулась Англии, практического значения оно не имело. В XV в. стали очевидными разногласия между общим правом и правом справедливости, что вело к ослаблению формализма общего права. В начале XVI в. канцлер приобрел право вмешиваться в деятельность судов общего права. Конфликт решался в пользу Суда канцлера, что обеспечивало приоритет норм права справедливости над общим правом. Ещё одним источником права было законодательство: королевские хартии, ордонансы и т. п. С возникновением парламента источником права становятся статуты - парламентские акты, утвержденные королем. Роль источников играли и трактаты английских юристов. Право собственности.
С XIV в. в "праве справедливости" появился институт доверительной собственности: собственник вещи на определенных условиях передавал её во владение и управление другому лицу, а последний в силу принятого обязательства должен был добросовестно управлять этим имуществом в интересах другого лица. Если обязательства не выполнялись, собственнику предоставлялось право судебной защиты в суде канцлера. С XIII в. распространяется аренда земли свободными землевладельцами. Право предоставляло определенные средства защиты арендатору, и собственник не мог до истечения срока договора прогнать арендатора с земли. Залог земли возникает из договора займа с возможностью возвращения должнику в случае уплаты долга. Просрочка платежа по общему праву могла стать причиной окончательной утраты права собственности на землю. В XVI в. в праве справедливости возникает норма: залогодатель в случае последующей уплаты долга мог претендовать на возврат земли. Обязательственное право Обязательства из правонарушений возникали в случае насильственных действий со стороны партнера и нарушения установленного королем порядка. Постепенно с конца XIII в. интересы лиц, котором был причинен ущерб, получили защиту в случае противоправных действий или бездействий другого лица и при неисполнении, либо при ненадлежащем исполнении договора. Своеобразно действовал договор найма. Вследствие эпидемии чумы 1348-1349 гг. наблюдалось уменьшение количества рабочих рук, что привело к появлению статутов, которые обязали наниматься за плату как до эпидемии к любому нанимателю; за отказ следовало привлечение к уголовной ответственности. Семейное право. Уголовное право. С XII в. различаются два вида преступлений - против короля и против частных лиц. К первым относили тяжкие приеступления, в том числе и против церкви, а также некоторые преступления против личности и собственности. Существовало различие между умышленным и неосторожным преступлением. В конце XII в. вводится понятие "фелония" вначале для обозначения измены лорду, за которым следовала потеря лена, затем это понятие распространяется на ряд тяжких преступлений (убийство, поджог, изнасилование, разбой, воровство) с наказанием в виде смертной казни с конфискацией имущества. В XIV в. распространяется классификация преступлений из трех категорий: измена (treason) - наиболее серьезное государственное преступление (восстание, убийство членов королевской семьи и высших чиновников, фальшивомонетничество); фелония (felony) - тяжкое уголовное преступление; мисдиминор (misdeaminor) - мелкое уголовное преступление. Позже появилось понятие "малой измены": убийство слугой хозяина, женой - мужа, духовным лицом - вышестоящего прелата и т.п. Отличитльной чертой уголовного права средневековой Англии была тенденция к ужесточению уголовно-правовой репрессии. За любую измену и большинство фелоний полагалась смертная казнь, в том числе квалифицированная: сожжение, четвертование, колесование и т. п. Часто наказания сопровождались конфискацией имущества. С конца XV в. в уголовном праве появляется так называемое "кровавое законодательство", направленное против бродяг, нищих, собирания милостыни. За повторное уличение в нищенстве полагалась смертная казнь или жестокие телесные наказания. Процесс Развивался институт присяжничества. Вначале присяжные выступали как свидетели факта во время расследования по гражданским и уголовным делам. Под присягой они должны были рассказывать разъездным судьям все о преступниках и преступлениях в данной местности. В конце XIII - начале XIV в. появляются большое и малое жюри. Первое занималось утверждением обвинительного акта, а второе участвовало в рассмотрении дела по существу и выносило обвинительный вердикт. С приходом к власти династии Тюдоров в процессе развиваются розыскные начала. Преследование обвиняемого осуществляется в порядке суммарного производства (форма процесса, предусмотренная общим правом и предназначенная для рассмотрения малозначительных дел мировыми судьями, шерифами и т. п.) и по обвинительному акту (предусматривалось 4 стадии: арест, предание суду, судебное разбирательство, приговор). До суда обвиняемого держали под стражей, без вручения обвинительного заключения. Допросы проводились под пыткой, хотя общее право формально пыток не признавало. Обжалование судебных решений не допускалось. Возможен был только иск об ошибке, если находили неточности при составлении протокола. Дополнительная литература по теме:
|