ЛЕКЦИЯ 16. Англия в новое время

Предыдущая лекция

На главную

Следующая лекция

ЛЕКЦИЯ 16.

Эволюция английской государственности в период нового времени
(с XVII и до начала XX в.)

  1. Английская буржуазная революция ХVII века.
  2. Утверждение конституционной монархии в конце XVII-XVIII в.
  3. Избирательные реформы XIX в.
  4. Изменения в политической системе Англии в конце XIX-начале XX в.
  5. Британская колониальная империя.

Переход человечества от средневековья к новому времени начался в XV-XVI вв. Его провозвестниками были Возрождение и Реформация. В это время происходил переворот в политическом и правовом сознании, а также в экономике, которая стала ориентироваться на капиталистическое предпринимательство. Но в сфере права, политики и государственности новое время начинается с английской и французской буржуазных революций. Именно с этого рубежа мировой истории начинается процесс утверждения современного государства, которое определило магистральный путь развития мировой цивилизации - путь к свободному предпринимательству, демократии, законности, к правовому государству, которое зиждется на гражданском обществе.

В эпоху нового времени было положено начало представительному правлению, которое обеспечило участие широких слоев населения в государственной жизни. В передовых государствах человек и гражданин получил политические права и гражданские свободы, что сделало возможным более полную реализацию политического потенциала общества.

Огромную роль в переходе от средневековья к новому времени сыграло Просвещение, которое подготовило умы к восприятию новых идей и к осознанию людьми своего места в меняющемся мире.

Большая часть стран осуществила переход к новому времени в результате буржуазных революций. Главным их назначением была борьба с феодализмом, уничтожение феодального государства и права и преобразование общества на буржуазной основе. Роль революций и реформ в становлении буржуазного государства и права оказалась огромной, так как они определили развитие государственности и права на многие десятиления вперед. Принятые в ходе революций Декларации прав человека способствовали развитию демократических институтов общества.

1. Английская буржуазная революция ХVII века.

Буржуазное государство и право Англии возникло в ходе двух английских революций XVII в., которые в английской историографии называют "Великий мятеж" и "Славная революция".

Идеологическая оболочкой революции были лозунги реформы церкви и восстановления "старинных обычев и вольностей". Особенностью Английской буржуазной революции являлась расстановка социально-политических сил: буржуазия выступила в союзе с новым дворянством (та часть английских дворян, которые занимались капиталистическим предпринимательством), что обусловило незавершенность революции, ограниченность социально-экономических и политических преобразований. В политической области буржуазии пришлось разделить власть с новой земельной аристократией при определяющей роли последней. Влияние аристократии сказалось на образовании в Англии такой разновидности буржуазной конституционной монархии, которая наряду с представительным органом сохранила феодальные учреждения (палату лордов, Тайный совет).

Основной причиной Английской буржуазной революции было то, что развитие капиталистического хозяйства тормозилось феодальными порядками. Феодальное государство Англии имело особенностью незавершенность абсолютизма, что проявлялось прежде всего в наличии парламента, без согласия которого король не имел права вводить новые налоги.

"Петиция о праве" и беспарламентское правление.
В начале XVII в. с приходом на английский престол династии Стюартов усилились острые противоречия между короной и парламентом. Коренные расхождения нашли проявление в 3-х сферах: финансовой, внешнеполитической и религиозной. При Карле I противоречия вылились в открытый конфликт.

Английский король Карл I (портрет кисти Ван Дейка; Мадрид, Прадо)Третий парламент (март 1628) заявил протест против сбора королем неутвержденных налогов и против практики принудительных займов. Политическая программа парламента была сформулирована в "Петиции о праве". По сути, в этом документе содержалось подтверждение старых установлений: никаких налогов без согласия парламента, протест против покушений на частную собственность со стороны королевских чиновников, ссылки на Великую Хартию Вольностей (не заключать в тюрьму, не изгонять и т.п. без судебного приговора), протест против Звездной палаты и Высокой комиссии, против постоя солдат, констатация безнаказанности высших сановников, требование не наказывать тех, кто откажется от уплаты налогов, не разрешенных парламентом. Таким образом оппозиция в противовес абсолютистским притязаниям короны противопоставляет древние свободы и привилегии, а не выдвигает новые.

Нужда короля в деньгах заставила его пойти на утверждение Петиции. Новая сессия парламента (март 1629) началась с резкой критики религиозной политики Карла. Король прервал сессию, но палата общин проявила неповиновение: при закрытых дверях было принято три постановления: 1) поощряющий папистские новшества в церкви - враг, 2) выплачивающий пошлины без согласия парламента - враг, 3) выплачивающий не утвержденные парламентом налоги - предатель.

Ответом Карла I на это был распуск палаты общин, и следующие 11 лет он правил без парламента. Это время характеризуется как полное единовластие короля, феодально-абсолютистская реакция, репрессии против лидеров оппозиции, введение цензуры на устное и печатное слово, деятельность чрезвычайные суды по политическим и церковным делам, эмиграция (около 65 тыс.чел. за 10 лет). Проблема финансов заставляла короля вводить новые налоги ( например, "корабельные деньги"). Повсюду шло восстановление феодальных порядков. Население пока выражало протест преимущественно в мирных формах.

В 1638 г. попытка короля навязать религиозную политику в Шотландии привела к войне. Неудачи в ее ведении вызвали резкую потребность в деньгах. В апреле 1640 г. Карл был вынужден созвать новый парламент, чтобы получить деньги на войну. Палата общин сразу же потребовала восстановить нарушенные королем права и привилегии. Карл I в гневе распустил этот парламент, который вошел в историю под названием "Короткий парламент", так как его работа продолжалась лишь несколько недель.

Начало революции.
Центр Лондона на левом берегу Темзы, справа — Лондонский мост (фрагмент офорта, XVII в.)Революция началась с созыва 3 ноября 1640 г. нового парламента (Долгий парламент: работал с 1640 по 1653 г.). В преддверии и в ходе революции определились 2 противоположных лагеря: "старое" дворянство и духовенство (опора абсолютизма, отстаивали сохранение прежних феодальных порядков и англиканской церкви) и новое дворянство и буржуазия (выступали против абсолютизма, за буржуазные преобразования под знаменем завершения реформации церкви и ее очищения - пуританство). В среде пуритан было два основных течения: пресвитериане (за ограничение королевского произвола и установление конституционной монархии с сильной властью короля) и индепенденты (за установление ограниченной конституционной монархии, признание и провозглашение неотъемлемыъх прав и свобод подданных). Из индепендентов в ходе революции выделились левеллеры (отстаивали народный суверенитет, политическое равенство и склонялись к установлению республики). Самым радикальным движением революции были диггеры, которые выступали за уничтожение частной собственности на землю).

Первый этап революции (1640-1642) был характерен тем, что разрушение институтов абсолютизма и преобразование системы государственной власти в стране велось формально в рамках традиционной конституции, и Карл I, в надежде изменить соотношение сил в свою пользу, "одобрял" все решения парламента. Таким образом, на начальном этапе революции главным ее центром являлся парламент - палата общин. Важнейшими решениями Долгого парламента на 1 этапе революции были:

  • упразднены Звездная палата и Высокая комиссия (чрезвычайные суды) и арестованы ближайшие сторонники короля, проводившие политику террора (граф Страффорд и архиепископ Лод), тем самым утверждалось право парламента на импичмент высших должностных лиц;
  • были освобождены политзаключенные;
  • были отменены незаконные монополии и налоги, введенные во время беспарламентского правления;
  • провозглашена неприкосновенность имущества подданных и король был лишен права произвольно налагать штрафы;
  • принят "3-хлетний Билль" об обязательном созыве парламента не реже 1 раза в 3 года независимо от воли короля;
  • принят билль о нераспускаемости существующего парламента, пока тот сам того не пожелает.

Последние 2 закона фактически лишали короля власти над парламентом, способствовали подрыву абсолютизма и продвижению Англии к конституционной монархии. Относительно мирное "сотрудничество" короля и парламента прервала "Великая ремонстрация" - декларация, составленная радикальным крылом палаты общин и содержащая 204 статьи о злоупотреблениях короля. По сути - обвинительный приговор абсолютизму и программа буржуазии и нового дворянства. В экономической области документ содержал требование обеспечения буржуазной собственности и свободы предпринимательской деятельности, в религиозной - завершение реформации церкви, в политической - требование права назначения тех должностых лиц, которым доверяет парламент, и права контроля над деятельностью министров короля.

Король отверг предъявленные ему требования, выразил протест против растущих претензий парламента и попытался арестовать лидеров оппозиции. В ответ в Лондоне вспыхнул мятеж, что привело к бегству короля на север страны и началу гражданской войны.

Гражданская война.
На первых порах перевес был на стороне короля, и в 1642-1643 гг. парламентские войска терпели поражения. В 1644 г. была проведена реорганизация парламентской армии и создание армии "нового образца". Основное нововведение состояло в том, что в армию призывались добровольцы из крестьян, ремесленников и мелких торговцев. Это были "люди духа", полные революционного и религиозного энтузиазма. Кроме того, было полностью заменено командование, изменено финансирование, проведены тактические нововведения. В результате реформы были одержаны важные победы над королевскими войсками и, в итоге, в мае 1646 г. Карл I признал свое поражение и сдался шотландцам.

Однако спустя некоторое время король вступил в сговор с шотландцами, добился их поддержки и развязал новую войну. Одновременно с вторжением шотландцев по всей стране вспыхнули роялистские мятежи. В этих условиях у парламента не оставалось иного выхода, как отказаться от всякой возможности примирения с королем. На армейском Совете было заявлено: "Карл Стюарт... должен быть призван к ответу за пролитую им кровь и за тягчайшие преступления против бога и народа". Это заявление способствовало сплочению армии и поднятию ее боевого духа. 17 августа 1648 г. в решающей битве при Престоне шотландцы и роялисты были разгромлены, а король взят в плен. Революционные силы одержали победу.

В ходе войны произошло размежевание в парламенте: выделились политические группировки пресвитериан (склонялись к компромиссу с королем), индепендентов (выступали за упразднение монархии и установлению республики) и левеллеров (выступали не только за республику, но и за политическое равенство). Под влиянием радикально настроенных депутатов парламент провел ряд преобразований, направленных на ломку тех препятствий, которые стояли на пути развития капиталистического уклада. В 1643 г. был упразднен епископат и введено пресвитерианское устройство церкви. Земли епископов и роялистов были конфискованы в собственность государства и пущены в распродажу. Наиболее важным законом был Акт об отмене системы рыцарских держаний (1646 г.), что означало освобождение дворянства от платежей в пользу короны и превращение их земельных держаний в частную собственность. Однако крестьяне остались в поземельной зависимости от лендлордов.

Индепендентская республика.
Казнь Карла 1 (Эдинбург, Шотландская национальная портретная галерея)В декабре 1648 г. парламент был силой очищен от всех сторонников компромисса с королем ("Прайдова чистка"). После этого индепендентское большинство добилось провозглашения палаты общин "верховной властью Англии" (4 января 1649 г.), и был сформирован состав суда над Карлом Стюартом. Суд приговорил английского монарха к смерти, и 30 января 1649 г. при большом стечении народа Карл I был обезглавлен.

После казни короля парламент принял ряд законодательных актов, коренным образом менявших государственное устройство Англии. 13 февраля 1649 г. был учрежден государственный совет в составе 41 члена (31 чел. из них являлся одновременно членом парламента), который должен был осуществлять исполнительную власть. 17 марта актом палаты общин было упразднено королевское звание, а спустя два дня был издан акт об отмене палаты лордов. Наконец, 19 мая 1649 г. Англия была провозглашена свободным государством и республикой: "народ Англии и всех принадлежащих ей владений и территорий ... отныне... будет управляться как республика и свободное государство, верховной властью английской нации, представителями народа в парламенте и теми, которых они назначат и определят в качестве подчиненных им должностных лиц и чиновников, ко благу народа и без какого бы то ни было короля и палаты лордов".

Кромвель (Роберт Уолкер; Лондон, Национальная портретная галерея)Смена государственного устройства в Англии и приход к власти индепендентов, выражавших интересы крупной буржуазии и нового дворянства - произошел в то время, когда в стране началась структурная перестройка экономики, вызванная революцией. Сказывались последствия гражданской войны и почти десятилетней смуты. Экономическое положение страны все более ухудшалось. Народ, задавленный нуждой и бедствиями, все сильнее стал критиковать парламент и правительство, которые пытались переложить все трудности переходного периода на плечи простого народа. Гибель республики была ускорена экспедицией Кромвеля в Ирландию и Шотландию (1649-1652 гг.), в ходе которой произошло перерождение революционной армии в завоевательную, укрепилась власть самого Кромвеля и его популярность, а буржуазия и новое дворянство обогатились за счет ограбления завоеванных стран.

В начале 1650-х годов совсей очевидностью обнаружились итоги антидемократической политики правящих кругов республики. Долгий парламент, насчитывавший после чисток около сотни членов, претендовал на полное господство в стране и не проводил новых выборов, все время продлевая свои полномочия. Армия, буржуазия и новой дворянство в этой ситуации увидели спасение страны во введении более жесткого порядка с помощью твердой руки. Воспользовавшись тем, что народ был недоволен именно парламентом, Кромвель 20 апреля 1653 г. разогнал его "охвостье" и сформировал новый, так называемый Малый парламент (или парламент Святых, так как в него были отобраны сторонники Кромвеля). Однако и этот марионеточный парламент оказался никому не нужен. Под давлением того же Кромвеля и его окружения, боявшихся возврата к демократическому этапу революции, Малый парламент заявил о своем самороспуске 12 ноября 1653 г.

Протекторат.
Лорд-протектор Оливер Кромвель объявляет о роспуске парламента (гравюра на меди по картине XVIII в.)В этих условиях единственно возможной формой власти в стране оставалась диктатура, и 16 декабря 1653 г. Кромвель был провозглашен лордом-протектором (хранителем) Англии. Его приход к власти сопровождался принятием единственной в истории Англии писаной цельной конституции, которая называлась "Орудие управления". Эта конституция формально сохраняла республиканские учреждения - государственный совет и однопалатный парламент, но вся полнота реальной власти передавалась военному диктатору Кромвелю. Его ближайшими помощниками были высшие армейские чины, а страна была разделена на военные округа, во главе которых стояли генералы.

Однако протекторат, хотя Кромвель и проводил благоприятную для буржуазии и нового дворянства политику, не принес политической и социальной стабильности. Чрезвычайщина и временность военного режима ощущалась всеми, и многие англичане поворачивались к испытанному и веками проверенному государственному устройству - монархии.

Система протектората, по сути, создавалась под конкретную личность - Кромвеля, и хотя власть протектора в 1657 г. была объявлена наследственной (это был шаг на пути к монархии; другой такой шаг состоял в воосстановлении в то же время палаты лордов), сын Кромвеля Ричард, наследовавший титул протектора после смерти отца в 1658 г., не смог удержаться у власти и года - в мае 1659 г. протекторат прекратил свое существование.

Реставрация монархии.
В стране возникла широкая, социально и политически разнородная оппозиция режиму военной диктатуры. Оставшиеся у государственного руля военные попытались восстановить республику, призвав к власти "охвостье" Долгого парламента. Однако старая власть, дисредитировавшая себя в годы республики, не смогла решиться на демократические преобразования и в новых условиях. Старый парламент показал свою полную неспособность решить стоявшие перед страной проблемы. Осенью 1659 г. генералитет предпринял еще одну неудачную попытку государственного переворота и установления военной диктатуры. Въезд короля Карла II Стюарта в лондонский Уайтхолл Англия, 29.5.1660На гребне движения протеста на политическую арену вышел командующий армией в Шотландии генерал Монк, армия которого вошла в Лондон в начале февраля 1660 г. В стране были организованы выборы в новый парламент, первым актом которого стало приглашение на английский престол Карла Стюарта младшего

Накануне вступления на престол Карл II издал Бредскую декларацию. В ней содержались обещания править в согласии с парламентом, сохранить за дворянами и буржуазией революционные завоевания и не преследовать участников революции, кроме тех, кто был причастен к казни его отца. В целом новый монарх своих обещаний придерживался, хотя и шел по пути восстановления монархических порядков, но не явно.

Король Карл II (миниатюра Сэмюэля Купера, 1665)Правление Карла II связано с началом деятельности политических партий - тори (земельная аристократия) и вигов (буржуазия и новое дворянство). Виги находились в оппозиции и выступали за преобразования. В 1679 г. Им удалось провести закон о неприкосновенности личности "Хабеас корпус акт" ("Акт для лучшего обеспечения свободы подданных и для предупреждения заточений за морем). Главное содержание этого закона состояло в обеспечении прав личности и в предоставлении возможности отстаивать свою свободу перед властями в судебном порядке. Хабеас корпус был утвержден Карлом II при условии, что парламент согласится передать престол его младшему брату, что представляло собой конституционный компромисс.

К концу царствования Карла II всё большую политическую власть сосредоточил в своих руках непопулярный младший брат короля, католик герцог Йоркский. Сам Карл за несколько дней до смерти также принял католицизм.

"Славная революция".
Король Яков II (гравюра на меди, 1688)Сменивший в 1685 г. на престоле Карла II его брат Яков II проводил антибуржуазную политику и курс на сотрудничество с католической церковью. В результате его неприкрытых абсолютистских и католических стремлений тори и виги вступили в союз и совершили в 1688 г. государственный переворот, который вошел в историю как "Славная революция". На английский престол был приглашен штатгальтер (правитель) Нидерландов Вильгельм III Оранский, которому Яков приходился дядей и тестем. К этому времени Вильгельм несколько раз посетил Англию и завоевал там большую популярность, особенно среди вигов.

15 ноября 1688 года Вильгельм высадился в Англии с армией из 40 тысяч пехотинцев и 5 тысяч кавалеристов. На его штандарте были начертаны слова: «Я буду поддерживать протестантство и свободу Англии». Он не встретил никакого сопротивления: королевская армия, министерство и даже члены королевской семьи немедленно перешли на его сторону. Яков II бежал во Францию, откуда пытался осуществить реставрацию, но без всякого успеха.

В январе 1689 года парламент провозгласил Вильгельма и его супругу монархами Англии и Шотландии на равных правах. Спустя 5 лет Мария умерла, и в дальнейшем Вильгельм руководил страной сам. Он правил Англией, Шотландией, Ирландией, сохраняя также свою власть и в Нидерландах — до конца жизни.

Накануне восшествия на престол новый монарх принял "Билль о правах". В этом документе содержалось прежде всего утверждение верховенства парламента в области законодательства. Король был не вправе без согласия парламента приостанавливать действие законов, освобождать кого-либо из-под их действия, разрешать изъятия из законов. Король не мог взимать сборы в свою пользу без согласия парламента. Набор и содержание войска осуществлялись только с согласия парламента. Выборы в парламент объявлялись свободными, а в нем провозглашалась свобода слова и прений. У подданных имелось право петиций. Билль запрещал требовать чрезмерных налогов, штрафов, не применять наказаний, не предусмотренных законом. Парламент ежегодно утверждает цивильный лист на содержание короля. Таким образом, билль вручает парламенту широкие полномочия в области законодательства, проводит границу между законодательной и исполнительной властью. Но король участвует в законодательной деятельности и обладает правом абсолютного вето. Также у короля значительная исполнительная и судебная власть.

Вильгельм III Оранский (литография с портрета XVII в.)Главным итогом "Славной революции" было формирование основ конституционной монархии. Это соответствовало потребностям буржуазного развития страны. Окончательным устранением абсолютизма "Славная революция" закрепила в политической области успехи Английской буржуазной революции.

2. Утверждение конституционной монархии в конце XVII-XVIII в.

Начало следующего столетия в истории Англии ознаменовалось изданием Акта об устроении (или Закон о престолонаследии) в 1701 г. Этот документ решал вопрос о порядке наследия престола после бездетного Вильгельма Оранского: католики (или лица, состоящие в браке с ними) в принципе устранялись из порядка наследования английской и шотландской корон, а также подтверждалось ограничение королевской власти в пользу парламента. Акт вводил принцип контрассигнатуры и принцип несменяемости судей (до этого в отношении судей действовала формула "пока угодно королю", теперь - пока "ведут себя хорошо"). Отстранение государственных служащих от должности должно было осуществляться только по решению парламента. Акт об устроении создавал основы для введения принципа разделения властей.

Таким образом, к началу XVIII в. в Англии существовало три конституционных акта (Хабеас корпус, Билль о правах и Акт об устроении), составивших писаную часть английской конституции (до сих пор в стране нет единого законодательного акта). К этому добавлялись неписаные правила, которые утвердились в практике и стали конституционным прецедентом. XVIII век - время установления этих правил: непосещение королем заседаний кабинета министров; формирование правительства из партии, победившей на выборах; коллегиальная ответственность кабинета министров; отказ короля от права вето. В конституционном развитии Англии прослеживалось два направления: возвышение парламента и становление кабинета министров.

Следует также отметить, что в начале XVIII в. был подготовлен «Акт об Унии», предусматривавший объединение Англии и Шотландии в государство, именуемое Великобритания; под военным и экономическим давлением шотландский парламент принял этот акт 16 января 1707 года и самораспустился. 1 мая 1707 года Англия и Шотландия как государства прекратили юридическое существование, и началась история Великобритании.

Парламент.
Заседание английского парламента, гравюра на меди, XVII в.Парламент состоял из двух политических партий: тори (отстаивали земельный ценз) и виги (за имущественный ценз). В 1710 г. был принят закон, в соответствии с которым в парламент могли избираться лица с доходом от недвижимости в размере 500 фунтов в сельской местности и 300 фунтов в городах. Действовала старая избирательная система, которая обеспечивала наличие "карманных округов" и "гнилых местечек" (представители от этих округов попадали в парламент в соответствии со средневековыми королевскими грамотами). Это обеспечивало политическое господство аристократии. Акт об устроении запретил совмещение звания члена нижней палаты с занятием государственной должности, но актом 1706 г. он мог подвергнуться переизбранию, если желал оставаться в парламенте. Социальный состав парламента обеспечивал господство аристократии в обеих палатах, поэтому господствующие классы не боялись вручить ему полноту власти. С 1707 г. короли перестали пользоваться правом вето, передавая парламенту всю полноту законодательной власти. В 1716 г. произошло увеличение полномочий нижней палаты с 3-х до 7 лет, что обеспечивало независимость от избирателей. Заседания парламента были тайными, и разглашение парламентских прений приравнивалось к государственной измене.

Кабинет министров.
Лишение короля законодательной власти способствовало ограничению его полномочий в сфере исполнительной власти, и это имело следствием то, что министры должны были попасть под контроль парламента. Это достигалось с помощью конституционного прецедента. Начало было положено заседаниями кабинета без короля: король Георг I (1714-1727 - первый представитель Ганноверской династии на королевском троне Великобритании) перестал посещать заседания, так как не знал английского языка. Отсутствие короля на заседаниях кабинета привело к выделению министра, который председательствовал на заседаниях, - премьер-министра. Также был внедрен принцип неответственности монарха ("Король не может быть не прав"): по акту 1711 г. за подписанный королем документ ответственность нес соответствующий министр. Перенос ответственности на членов кабинета требовало контроля над ними парламента, и был выработан механизм отставки правительства. В первой половине XVIII в. практиковалась индивидуальная ответственность министров, а к концу века вводится солидарная ответственность кабинета министров.

Одновременно происходит ограничение королевского права назначения и увольнения высших государственных должностных лиц. Этому способствовал инцидент, произошедший в 1727 г. между Георгом II с Р.Уолполом: когда король уволил с поста министра Уолпола, являвшегося лидером парламентского большинства, парламент не утвердил цивильный лист. Таким образом, в середине века утвердилось правило: король назначает в кабинет тех лиц, которые имеют поддержку большинства парламента. С другой стороны, кабинет пребывает у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой большинства палаты общин (начало положил тот же Уолпол, который ушел в отставку вместе с кабинетом после, того как 20 лет он опирался на парламентское большинство). К концу XVIII в. становится очевидным, что нельзя управлять, имея против себя парламент, от которого зависит бюджет страны. Сотрудничество с тем кабинетом, который состоял из лидеров парламентского большинства, способствовало формированию кабинета на партийной основе и привело к созданию ответственного правительства. Это стало отличительным признаком парламентской системы Англии к концу XVIII в.

Таким образом, в Англии сложилась конституционная монархия. Формально король был главой государства. В его ведении находились международные отношения, война и мир, назначение и отзыв послов, главнокомандующего армией, министров, от его действовали имени Тайный совет и парламент. Король имел право досрочного роспуска палаты общин, назначения новых лордов. Но реально ни одну из прерогатив монарх осуществить не мог. Неписаная конституция лишила монархию ее реального содержания. Деятельность кабинета и премьера не регулировалась никаким законом, а определялась неписаными правилами. В середине XVIII в. некоторые политичесике деятели выражали протест, что должность премьера противоречит закону и таит опасность для государства, но это уже была практика парламентаризма, и отказываться от нее было нецелесообразно. Кабинет министров представлял собой коллектив, состав которого ограничивался средой парламентского большинства, что усиливало позицию министров в отношении к королю и облегчало контроль парламента над министрами.

Самым значительным элементом политической системы являлся парламент. В нем были представлены две партии: тори состояли из помещиков и буржуазии и выступали как носители исторической традиции; виги в основном состояли из промышленной буржуазии и выступали за умеренные преобразования. До середины XVIII в. в парламенте доминировали виги, с 1783 г. до 1830 г. - тори. Феодальное представительство по дореволюционной системе, обеспечивающей господство в парламенте аристократии, привело к борьбе за избирательные реформы.

3. Избирательные реформы XIX в.

Во второй половине XVIII в. в Англии стала разворачиваться промышленная революция. В области технической она представляла собой замену ручного труда машинным и переход от мануфактуры к фабрике. В области социальной промышленная революция выводила на историческую арену промышленную буржуазию и пролетариат, а также привела к полному исчезновению в Англии к середине XIX в. крестьянства как класса. Огромную роль играла цивилизационная сторона промышленной революции. Она имела своим следствием миграцию населения из сельской местности в город, изменение культуры, быта, индивидуального и группового сознания, общественного мышления, инфраструктуры и всего облика страны.

Однако деление страны на избирательные округа продолжало оставаться таким, каким оно было еще до революции. Из-за миграций населения и бурного роста городов уже к концу XVIII в. в Англии сложилась ситуация, когда сельский округ с населением в несколько сот человек и город с населением в несколько сот тысяч человек направляли в парламент одинаковое количество депутатов. В Англии появились так называемые "гнилые местечки" или "карманные" избирательные округа, так как немногочисленные сельские избиратели голосовали именно так, как этого хотел их лендлорд. Во второй половине XVIII в. в Англии даже были случаи продажи депутатских мандатов

Реформа 1832 г.
Плоды промышленной революции вызвали требования демократизации политического строя и реформы избирательного права. Буржуазия и рабочие выступали за реформы вместе, так как и те, и другие не имели доступа в парламент и даже права голоса из-за высокого имущественного и земельного ценза. В 1830 г. в результате широкого общественно-политического движения победу на выборах одержали сторонники реформы. В 1831 г. палата общин приняла билль о реформе, внесенный вигами, но палата лордов его отвергла. В ответ по всей стране прошли массовые выступления, и в 1832 г. лорды утвердили билль. Закон лишил 56 "гнилых местечек" представительства, 30 сельских округов стали посылать в парламент по 1 представителю. "Освободившееся" представительство перешло крупным промышленным городам. Избирательное право получили мужчины с 21 года, уплачивающие налог на бедных и имеющие недвижимость, дающую не менее 10 фунтов годового дохода, а также 6 месяцев ценза оседлости. Число избирателей увеличилось в 3 раза - с 220 до 652 тыс. Право голоса получила значительная часть промышленной буржуазии, однако мелкая буржуазия и рабочие этого права не получили.

Тем не менее, значение реформы 1832 г. оказалось весьма существенным. Она порвала с феодальными традициями и способствовала превращению феодального парламента в буржуазный парламент. Тем не менее, реформа 1832 г. представляла собой компромисс с аристократией. Произошло закрепление освобождения кабинета от королевской зависимости, т.к. стоящая за королем аристократия не могла обеспечивать необходимое большинство в палате общин. Прерогативы короны были переданы в фактическое владение кабинета. Укрепился принцип ответственности правительства. Одним из основных результатов реформы явилось закрепление принципа в отношении короны: король царствует, но не управляет. Сохранение прерогатив короля стало играть роль резерва на случай кризисных ситуаций.

Еще одним результатом реформы стало преобразование политических партий: тори - в консерваторов, виги - в либералов. Было произведено изменение структуры партий, стала проводиться регистрация избирателей, составлялись партийные списки, вводилось членство. Также были произведены изменения в государственном аппарате: упразднены потерявшие значение должности, произошло возвышение министерства внутренних дел и министерства торговли, наблюдалось оживление деятельности центральной администрации. Наконец, следствием реформы 1832 г. была и реформа городского самоуправления: были созданы советы городов, ведавшие городским имуществом, полицией, охраной порядка.

Чартизм.
После избирательной реформы 1832 г. рабочие и мелкая буржуазия оказались лишенными избирательных прав, что вызвало продолжение движения за избирательную реформу и привело к созданию организаций политического характера (Лондонская демократическая ассоциация, Большой северный союз и др.). В 1837 г. на открытое обсуждение этими организациями была вынесена программа борьбы за политические права - "Народная хартия". По сути, это был законопроект, к которому прилагалась петиция, обосновывавшая его основные положения. В Хартии выделялось 6 основных пунктов:

  1. Равное представительство (200 избирательных округов с равным количеством жителей, каждый из округов направляет по 1 депутату в парламент).
  2. Всеобщее избирательное право (каждый мужчина от 21 года с 6 месяцами оседлости).
  3. Годовые парламенты (выборы 24 июня).
  4. Отмена имущественного ценза.
  5. Тайное голосование при выборах в парламент.
  6. Вознаграждение депутатов (оплата 400 ф.ст. в год).

С конца 1830-х до конца 1840-х гг. чартисты представили в парламент 3 петиции, сопровождаемые тысячами подписей, но все эти петиции были отвергнуты парламентом под предлогом того, что часть подписей не является подлинной. В итоге чартизм потерпел поражение, однако это движение сыграло важную роль в истории Англии. С одной стороны, чартисты показали основные направления совершенствования государственной системы, и все их требования в последующем оказались реализованными (кроме годовых парламентов), с другой стороны, их движение, хотя оно и окончилось неудачей, показало возможности мирной борьбы за свои права, без пролития крови и баррикад.

Реформы 1860-1880-х гг.

После чартистского движения к концу 1860х гг. в Англии сложились более либеральные порядки, чем в странах европейского континента. В ней был слабым военный и полицейский аппарат, весьма ограниченная бюрократия, допускались свободы слова, собраний и демонстраций, издания газет, создание различных организаций, в том числе и политических.

Здание парламента в Лондоне. Первое официальное заседание парламента во дворце состоялось в 1852В Англии к этому времени сложилась двухпартийная политическая система, и в последней трети XIX в. шел процесс формирования аппаратов либеральной и консервативной партий. В социальном отношении они почти не отличались, как не было существенных различий и в их программах. Обе стояли на страже существующих общественных порядков и стремились к укреплению и расширению британской колониальной империи. Расхождения между ними касались преимущественно форм и методов этой политики и сводились в основном к тому, что либералы имели более разработанную программу внутренних реформ, а консерваторы действовали более активно в сфере колониальной политики. Но и те, и другие боролись за голоса избирателей и проводили многие реформы как бы "обгоняя" друг друга в стремлении заручиться поддержкой самых различных слоев населения.

В 1867 г. была проведена вторая парламентская реформа. Она предоставила право голоса всем мужчинам, имеющим собственные квартиры или уплачивающим аренду в размере не менее 10 ф.ст. в год, в сельской местности сохранялся имущественный ценз - 5 ф.ст. годового дохода; предусматривался ценз оседлости сроком в год. Это привело к увеличению количества избирателей в 3 раза (до 2 млн.). Произошло новое перераспределение депутатских мест по избирательным округам. Сохранялось открытое голосование, но уже в 1872 г. было введено тайное голосование при выборах в палату общин.

При либеральном кабинете Гладстона (1868-1874 и 1880-1885) был введен экзамен для лиц, поступавших на государственную службу (только те могли сдать этот экзамен, кто имел университетское образование). В 1873 г. была проведена реформа высших судебных учреждений и созданы две высшие судебные инстанции - Верховный Суд и Апелляционная Палата. Однако последней судебной инстанцией по-прежнему оставалась палата лордов. В 1883 г. был проведен закон о пресечении коррупции при выборах в парламент, который устанавливал определенные пределы расходов для кандидатов в ходе избирательной кампании.

В 1884 г. Гладстон провел новую избирательную реформу. Она устанавливала единую систему получения права голоса: на жителей графств (сельскую местность) были распространены те же условия, что в 1867 г. предусматривались для жителей городов. Избирательным правом теперь стал пользоваться каждый владелец либо арендатор земли или дома стоимостью не менее 10 ф.ст. Таким образом, право голоса получили фермеры и часть сельскохозяйственных рабочих. Число избирателей в результате этой реформы увеличилось вдвое. Также было проведено новое перераспределение депутатских мандатов. Однако сохранялся ценз оседлости, избирательных прав не имели женщины, сохранялась мажоритарная система выборов, выборы проводились не в один день, депутаты не получали вознаграждения.

Консервативные кабинеты Дизраели (1874-1880) и Солсбери (1886-1902) провели ряд законов: о разрешении мирного пикетирования во время стачек, об обязательном начальном образовании и др. В 1888 и 1894 гг. была осуществлена реформа местного самоуправления - созданы советы графств и приходов, право избирать в которые было предоставлено женщинам.

4. Изменения в политической системе Англии в конце XIX-начале XX в.

В годы правления консерваторов происходит возвышение исполнительной власти за счет падения роли парламента. Условием для этого стали избирательные реформы 1867 и 1884 г., которые существенно расширяли социальный состав парламента, что требовало сужения его полномочий. Медлительность парламента стала тормозом в условиях быстрых перемен. С помощью парламентского делопроизводства делаются попытки приспособить старую парламентскую машину к новым условиям: в 1887 г. вводится правило закрытия прений (в любой момент любой депутат мог внести предложение о голосовании); правило "гильотина" предполагало, что заранее устанавливается день и час, когда проводится голосование, независимо от стадии обсуждения; в 1909 г. спикеру было предоставлено право выбирать и отвергать поправки для обсуждения ("кенгуру-гильотина"). В результате парламентская дискуссия почти перестала существовать. С 1880-х гг. бронируется 9\10 биллей от правительства. Все эти нововведения привели к падению законодательной деятельности оппозиции.

Одновременно происходит усиление кабинета министров, для которого характерным было повиновение правящей партии. Парламент уступает ведущее место в политической системе кабинету. Еще одна тенденция - бюрократизация и милитаризация государственного аппарата. В конце XIX в. консерваторы отказываются даже от мелких политических и социальных реформ. Все более шовинистической становится пропаганда, которая стремится убедить англичан в выгоде для них активной колониальной политики.

В 1900 г. в Англии создается новая политическая партия - Комитет рабочего представительства (с 1906 г. - лейбористская партия). В эту партию вошли на правах коллективных членов рабочие и социалистические партии Великобритании. Лейбористы поставили своей целью создание фракции в парламенте и борьбу за улучшение положения трудящихся парламентским путем. Популярность новой партии быстро росла, и вскоре лейбористы стали получать места в парламенте.

С 1905 г. у власти снова оказались либералы, которые при поддержке лейбористов снова стали проводить курс реформ. В 1909 г. министр финансов Ллойд-Джордж внес в парламент свой проект бюджета, который он назвал "революционным". В нем он попытался свести воедино громадные военные ассигнования и затраты на социальные нужды. Для этого предусматривалось увеличение подоходного налога и налога на земельную собственность. Одновременно увеличивались некоторые косвенные налоги. Палата лордов, обвинив правительство в "походе против собственности", отвергла бюджет, хотя по традиции она не имела права вмешиваться в финансовые вопросы.

В результате в стране возник острый политический кризис. Парламент был распущен, и в течение 1910 г. дважды проводились выборы в палату общин, но оба раза победу одерживали либералы и лейбористы. Каждый раз принимался законопроект о налогах, но палата лордов отвергала его. Тогда либералы решили провести парламентскую реформу, используя конституционные механизмы. С согласия короля предусматривалось назначение новых лордов для создания в палате правительственного большинства. Перед этой угрозой палата лордов капитулировала: в 1911 г. лорды приняли бюджет и утвердили билль о парламентской реформе.

Отныне палата лордов могла отклонить законопроект дважды, но после принятия его палатой общин в третий раз он вступал в силу независимо от верхней палаты. Финансовые законопроекты, не утвержденные палатой лордов в течение месяца, передавались на подпись королю. Реформа устанавливала 5-летний срок полномочий палаты общин (вместо 7-ми) и вводила жалование депутатам.

5. Британская колониальная империя.

Колониальная импери складывается в XVII-XVIII вв. Виги активно выступали в поддержку колониальных захватов, тори на первых порах занимали умеренные позиции. В 1768 г. в Англии появляется секретарь по колониям, с 1854 г. - министерство.

Постоянным объектом внимания колониальной администрации на протяжении долгого времени оставалась Ирландия. С 1800 г. действовал союз с Великобританией, уничтоживший остатки самоуправления, но депутаты от Ирландии были представлены в английском в парламенте. В конце XIX в. либералы выдвинули идею автономии Ирландии, которая долго дебатировалась в парламенте, пока в 1914 г. не был принят закон о гомруле, когда Ирландия уже находилась в статусе доминиона. Однако введение этого закона в действие было отложено до конца войны.

Колонии делились на завоеванные и переселенческие. Завоеванные колонии управлялись генерал-губернатором, назначаемым метрополией. В них существовали представительные органы, составленные из местных жителей и имевшие совещательные функции при губернаторе. В переселенческих колониях переселенцы вели борьбу за свои права и добивались самоуправления. Особенно продвинулась в этом Канада. В 1867 г. был принят Акт о Британской Северной Америке, согласно которому 4 провинции Канады объединялись в конфедерацию и получали в этом виде статус доминиона. Губернаторы Канады должны были управлять страной при посредстве федерального совета министров, ответственных перед законодательными органами - сенатом и палатой представителей доминиона. В других колониях тоже стали создаваться представительные учреждения. В Австралии принимались конституции отдельных колоний. Они предусматривали введение двухпалатной системы и ограничение власти губернатора. В 1900 г. Австралийский союз обрел форму федеративного государства: законодательная власть вверялась двухпалатному парламенту, исполнительная - генерал-губернатору.

В Индии до начала XIX в. сохранялась монополия Ост-Индской компании. Политика метрополии привела к крупному восстанию сипаев 1857-1859 гг. В 1885 г. создается партия "Индийский национальный конгресс". А в 1892 г. по закону "Об индийских советах": представители индийской буржуазии допускались в законосовещательные органы при генерал-губернаторе Индии и губернаторах провинций. Доступ в исполнительные органы индийцы получили лишь в 1906 г. Тогда же 2 индийца вошли в Совет по делам Индии в Лондоне. В 1909 г. закон об "Об индийских законодательных советах" привел к увеличению числа индийцев в законодательных органах при генерал-губернаторе.

К концу XIX - началу XX в. самоуправление и статус доминиона получили: в 1901 г. - Австралийский Союз, в 1907 г. - Новая Зеландия, в 1909 г. - Южно-Африканский Союз. Претензии доминионов и колоний на равноправие заставили англичан с 1887 г. созывать колониальные конференции (с 1907 г. они стали называться имперскими).

Дополнительная литература по теме:

  1. Законодательство Английской революции 1640-1660. Сост. Н.П. Дмитриевский. М.-Л., 1946.
  2. Мортон А. История Англии. М., 1950.
  3. Некрич А.М., Поздеева А.М. Государственный строй и политические партии Великобритании. М., 1958.
  4. Лабутина Т.Л. Политическая борьба в Англии в период реставрации Стюартов. 1660-1681. М., 1982.
  5. Очерки истории Англии. / Под ред.Г.Р.Левина. М., 1973.
  6. Томсинов В. А. Славная революция 1688-1689 годов в Англии и Билль о правах. М., 2010.
  7. Томсинов В. А. Юридические аспекты английской революции 1640-1660 годов. Период конституционной борьбы. М., 2010.

Предыдущая лекция

На главную

Следующая лекция