ЛЕКЦИЯ 17.Соединенные штаты Америки в новое время
1. Английские колонии в Северной Америке.
Экономическое и социальное развитие колоний начиналось со стадии уже достигнутой метрополией, хотя некоторые элементы феодализма Англия все же пыталась внедрить. Все 13 колоний имели отчетливо выраженный аграрный характер либо с фермерским (в северной части), либо с плантационным (в южной части) уклоном, основанном на рабском труде. В северо-восточных колониях также активно развивались ремесло и торговля. Большинство колоний управлялись утверждаемыми английской короной губернаторами, которые назначали должностных лиц и обладали правом вето в отношении колониальных законодательных собраний. В колониях власть фактически была в руках местной купеческой и плантаторской олигархии. Политическими правами обладало ничтожное меньшинство колонистов из-за многочисленных цензов (например, в Пенсильвании правом голоса пользовалось только 8% сельского населения и 2 % городского). Английская буржуазия и аристократия смотрели на колонии как на источник сырья и рынок сбыта. Этой политике больше соответствовал характер развития южных колоний, но северные колонии развивались по тому же пути, что и метрополия. Американская буржуазия стала соперницей английской буржуазии в судостроении, рыболовстве, торговле, а затем и в мануфактурах. В 1750 г. английский парламент нашел успехи промышленности колоний столь угрожающими, что запретил сооружать в них прокатные станы и железорезальные мастерские, но разрешил тем же актом вывоз в Англию полуфабрикатов, что способствовало сохранению металлургии. Колонистам также было запрещено производить подковы, гвозди, пуговицы и т.п. Зависимость от метрополии была и препятствием для складывания внутреннего рынка. Торговля колоний ограничивалась навигационными актами. Запрещались или стеснялись целые отрасли промышленности. Ограничивался выпуск денег. Для покрытия дефицита в бюджете после Семилетней войны (1756-1763 гг.) Англия вводит прямое и косвенное обложение населения американских колоний. Всякое противодействие подавляется военной силой. Для обеспечения контроля за колонистами на ограниченной территории в 1763 г. издается указ о запрете коонизации земель за Аллеганскими горами. В 1765 г. метрополия издает закон о постое войск и закон об обложении гербовым сбором всей документации и печатной продукции. Протест против гербового сбора оказался в колониях столь сильным, что в 1766 г. Англия была была вынуждена его отменить. Однако в 1767 г. были введены законы Тауншенда, предусматривавшие новые пошлины и усиление английского административного, судебного и военного аппарата в американских колониях. В ответ американская буржуазия проводит через законодательные собрания решения о бойкоте английских товаров.
В результате этих и других событий колонисты стали осознавать общность своих интересов и необходимость борьбы за свои права. В сентябре 1774 г. в Филадельфии собрался Первый Континентальный конгресс, на который съехались представители всех американских колоний (кроме Джорджии). Конгресс выработал меры, направленные на прекращение английского импорта и экспорта. Для соблюдения бойкота английских товаров создавались наблюдательные комитеты. Конгресс направил петицию английскому королю с жалобами на притеснения колоний. Была принята "декларация прав и нужд колоний", содержащая требование отменить "нестерпимые законы" и принцип "никаких налогов без представительства". 2. Война за независимость и образование США. Давление Англии на колонии привело к стихийному возникновению вооруженных отрядов колонистов, участники которых называли себя "людьми минуты", выражая готовность выступить с оружием в руках на защиту своих интересов. Зимой 1774/1775 гг. колонисты начинают создавать арсеналы с оружием. Весной 1775 г. англичане начинают проводить рейды по разоружению колонистов и захвату арсеналов. Во время одного из таких рейдов 19 апреля 1775 г. "люди минуты" атаковали английских солдат у Лексингтона. Благодаря партизанской тактике, англичане были разгромлены, и битва у Лексингтона послужила сигналом к восстанию всех 13 колоний против Англии. Началась война за независимость.
С начала войны с Англией восставшие колонии провозглашали себя независимыми государствами - штатами (англ. state - государство), создавали свои выборные органы власти, принимали документы, определявшие права и свободы граждан и государственное устройство. В начале войны большинство колонистов склонялись к достижению компромисса с Англией, однако репрессии и жестокости англичан способствовали росту антибританских настроений. Весной 1776 г. собрался Третий Континентальный конгресс, в которым большинство принадлежало революционно настроенным представителям штатов. Конгресс аннулировал навигационные акты, открыл американские порты для кораблей всех стран, образовал комитет внешних сношений. Очень важным мероприятием Конгресса стало создание комиссии по выработке документа, провозглашавшего независимость нового государства. Эту комиссию возглавил Т.Джефферсон.
3. "Статьи конфедерации" и окончание войны за независимость. Новому государству требовалась конституция. Еще в июле 1775 г. Б.Франклин представил конгрессу план "Статей конфедерации", но тогда это предложение было отвергнуто. Через год было проведено обсуждение "Статей конфедерации", которые были выработаны специальной комиссией из представителей всех 13 штатов и частично включали план Франклина. Более года по вопросам государственного устройства США велись споры, и в ноябре 1777 г. "Статьи конфедерации" были приняты конгрессом, а ратификация конституции штатами затянулась до 1781 г. В соответствии с первой конституцией США представляли собой конфедерацию - союз самостоятельных государств-штатов. Целью государства провозглашалась общая защита, обеспечение вольностей и взаимной пользы штатов. Законодательные, исполнительные и судебные полномочия сосредотачивались в однопалатном Конгрессе, в котором штаты имели равное представительство. Конгресс выступал в роли посредника между штатами, и его власть была весьма ограниченной. Конгресс не имел принудительной власти над частными лицами. Бюджет конгресса устанавливался из добровольных пожертвований штатов. Штаты были полноправными хозяевами во внутренних делах. Каждый штат мог содержать свою армию и флот, мог самостоятельно устанавливать пошлины и налоги. Штаты имели право войны и мира, чеканили свою монету, осуществляли нормирование мер и весов, регулировали почтовое сообщение и т.д. Таким образом, "Статьи конфедерации" предусматривали слабую центральную власть и сильную автономию штатов, что было отражением антимонархических и антидеспотических настроений периода войны за независимость.
Окончание войны за независмость привело к новым трудностям в формировании молодого государства. В востановлении нуждалась расстроенная войной экономика, молодому государству требовалось сильное представительство на международной арене, земли на западе, занятые индейцами, требовали сильной армии для их захвата. Наконец, после войны по стране прошли социальные волнения (самое крупное - восстание Д.Шейса в 1786 г.), и слабые власти штатов были не в состоянии обеспечить стране стабильность и порядок. Все эти факторы поставили на повестку дня создание сильного централизованного государства. 4.Конституция 1787 г. и Билль о правах 1791 г. Конституция 1787 г. В конституции установление избирательных цензов передавалось компетенции штатов. В большинстве штатов был установлен земельный ценз. Избирательных прав не получили цветные - негры и индейцы. В целом из 3 млн. населения США право голоса имели только 120 тысяч. Законодательная власть принадлежала Конгрессу, состоящему из двух палат - сената и палаты представителей. Каждый штат имел в сенате равное представительство - по 2 сенатора, избираемых законодательными палатами штатов. Сенат избирался на 6 лет с обновлением 1/3 состава каждые 2 года. Члены палаты представителей избирались прямыми выборами в количестве пропорциональном населению штата сроком на 2 года. Компетенция конгресса в основном состояла в выработке и принятии законов, а также в бюджетных правах. В конституции подробно расписаны и другие права: налогообложение, таможенная политика, армия и флот, регулирование торговли, чеканка монеты и т.п.
Верховный суд находился во главе всей федеральной судебной системы, и ему подчинялись низшие суды. Отдельные разделы конституции были посвящены компетенции и правам штатов, а также порядку внесения поправок в Конституцию. Очень важной особенностью американской конституции 1787 г. было наличие системы сдержек, противовесов и баланса властей. Например, конституция делала невозможной полную смену одновременно всех высших органов власти. Каждая из властей по конституции имела возможности воздействовать на другую. Билль о правах 1791 г. 5. Государственное строительство и судебная реформа. К моменту вступления в силу Конституции 4 марта 1789 г. (в этот же день собрался на свою первую сессию первый Конгресс США) вновь созданная федеративная республика переживала трудное время: конфедерация оставила после себя пустую казну и государственный долг; хотя таможенные пошлины были введены, но не было аппарата для их сбора; аппарат исполнительной власти отсутствовал так же, как и федеральная судебная система; армия состояла всего лишь из 672 офицеров и солдат. И это — в условиях социальных неурядиц, экономического хаоса, сепаратистских тенденций. Международная обстановка была также весьма сложной.
Верховный суд США принимал апелляции по отношению к общефедеральным судам, но был неправомочен пересматривать дела, рассмотренные судами штатов. Кроме того, Закон 1789 г. заложил основы атторнейской службы в США. Огромное значение для развития судебной власти США имело
решение Верховного суда по "делу Мэрбери против Мэдисона", вынесенное
в 1803 г. Суть дела такова. Некий В. Мэрбери попросил суд издать судебный
приказ, обязывающий государственного секретаря Дж. Мэдисона выдать ему
патент на занятие должности мирового судьи в федеральном округе Колумбия,
В первые три десятилетия закладываются основы статутного
права федерации. Конгресс принимает в 1789 г. "пакет законов",
в который вошли Законы о натурализации, Закон об иностранцах, Закон о
враждебных иностранцах, Закон о мятеже. В первые два десятилетия после вступления в силу конституции были приняты XI и XII поправки. Первая из них, принятая по настоянию сторонников ограничения власти союза и расширения прав штатов в 1795 г., устанавливала иммунитет штатов от судебного преследования со стороны граждан другого штата или иностранцев. XII поправка (1804 г.) дополнила процедуру избрания президента, введя раздельное голосование за кандидатов в президенты и вице-президенты. 6.Создание партий и либерально-демократические реформы первой половины XIX в. Американская конституция полностью игнорировала партии. В то время в общественном мнении существовала острая неприязнь к партиям. Выборы первого президента и конгресса носили непартийный характер. Однако практика показала, что пришедший к власти буржуазно-плантаторский блок не может быть монолитным. Первая администрация Дж. Вашингтона по видимости была монолитной, но уже тогда существовали серьезные разногласия между А. Гамильтоном, возглавлявшим казначейство, и государственным секретарем Т. Джефферсоном.
Сложившаяся в тот период двухпартийная система, не имевшая еще четкого организационного оформления, просуществовала до 1824 г. Состоявшиеся в этом году президентские выборы свидетельствовали о распаде партийной системы, состоявшей из джефферсоновских республиканцев и федералистов. В 1828 г. произошло образование демократической партии. К середине века в ней преобладали рабовладельцы-южане. В 1830-х гг. на развалинах партии федералистов возникает новая политическая организация буржуазии Севера — виги. В это же время на смену кокусам приходят национальные партийные конвенты, монополизировавшие процедуру выдвижения кандидатов в президенты, возникает система ротации ("система добычи"), согласно которой смена партийной принадлежности президента сопровождается заменой федерального аппарата по партийному признаку.
В 1830-х гг. в США присходит движение за реформы. Борьба за отмену имущественного ценза привела к его отмене 1836 г., а затем к введению всеобщего избирательного права для белых мужчин в штатах в 1840-50 гг. и отмене цензов для занятия должностей. Кроме того, был узаконен 10-часовой рабочий день, введено всеобщее начальное обучение за государственный счет. 7. Рост территории США в ХIX в. и проблемы государственности.
8. Гражданская война и упрочение федерации. В XIX в. наблюдалась активная экспансия на запад южных штатов (экстенсивный характер плантационного хозяйства) и северных штатов (нужды промышленности и фермерство). В 1818-1820 гг. произошел общенациональный политический кризис в связи с Миссури. К этому времени в составе федерации находилось 11 рабовладельческих и 11 свободных штатов, и рабство впервые предстало как общенациональная проблема. В результате долгих дебатов был достигнут компромисс: Миссури вступал в федерацию, как рабовладельческий штат, но одновременно Мэн входил в федерацию, как свободный штат, и была установлена граница рабства по 36 градусу 30' с.ш. Эта политическая сделка, получившая название первого Миссурийского компромисса, представляла собой попытку поддержания исторического равновесия представительства рабовладельческих и свободных штатов в сенате.
Сначала успех сопутствовал южанам. Перелом в войне произошел
в результате мероприятий правительства Линкольна в 1862 г. Была проведена
чистка армии от сторонников конфедерации, введена всеобщая воинская повинность,
конфисковано имущество мятежников, введены новые налоги. Но главное состояло
в том, что правительством Линкольна было принято два закона: "Гомстед-акт"
(май 1862), по которому каждому желающему бесплатно предоставлялся участок
земли в 160 акров, и
Гражданская война привела к серьезным изменениям в правовой и политической системе США. Важное значение имели положения XIV поправки, которые запретили штатам принимать законы, ограничивающие льготы и привилегии граждан США; запретили штатам лишать кого-либо свободы или собственности без надлежащей правовой процедуры или отказывать кому-либо в пределах своей юрисдикции в равной защите законов. Две эти поправки создали юридические условия не только
для освобождения негров, но и уравнения их в правах с белыми гражданами.
Однако прогрессивные предписания XIII и XIV поправок были "торпедированы"
решениями Верховного суда 1883 и 1896 гг., признавшими неконституционным
Закон о гражданских правах 1875 г. и конституционными законы штатов, устанавливавшие
"раздельные, но равные возможности" для белых и черных. Важным последствием Гражданской войны было значительное усиление президентской власти при А. Линкольне, которое фактически оказало существенное влияние на развитие этого института в течение всей последующей истории США и закончилось установлением "имперской президентской власти".
Нормализация наступила лишь после вывода федеральных войск из штатов разгромленной конфедерации. С этого времени новая демократическая партия полностью захватывает влияние в этом регионе. Однако расизм и сегрегация еще долгое время оставались нормой жизни не только для южных штатов, но и на "свободном" Севере. Особенную "славу" приобрели суды Линча и террористическая организация куклусклан.
10. Развитие государственного строя США в конце XIX - начале ХХ в. Превращение США в мировую державу, обладающую собственной колониальной империей, сопровождалось существенными изменениями во всех подразделениях политической системы. Однако эти изменения, в целом направленные на расширение функций центральных органов власти, далеко не всегда находили свое выражение в правовой системе. Большей частью они носили фактический характер и были инкорпорированы не в юридическую, а в фактическую конституцию (американцы говорят: "живая конституция"). На этот период приходятся только две поправки к конституции — XVI и XVII, ратифицированные в 1913 г. XVI поправка существенно расширила налоговые полномочия Конгресса. С тех пор устанавливаемые им подоходные налоги составляют основную часть бюджетных поступлений. XVII поправка отменила старый порядок назначения сенаторов и ввела прямые выборы. Эта мера не только демократизировала процедуру формирования сената, но и существенно повысила его престиж и влияние. Важное значение для конгресса имела "парламентская революция" 1910 г., в результате которой до этого всемогущий спикер палаты представителей был лишен права назначения членов всех постоянных комитетов палаты и членства в весьма важном комитете правил, определяющем порядок процедуры прохождений биллей и резолюций. Эта мера способствовала установлению более гибких отношений постоянных комитетов с влиятельными группами давления, так как в комитетах устанавливалось то же соотношение представителей партий, что и в палатах конгресса. Одновременно были приняты меры к ликвидации намеренной затяжки законодательной процедуры (непрестанно повторяющееся по требованию меньшинства проведение поименного голосования с целью определения кворума). Все это способствовало повышению эффективности работы конгресса. В конце XIX в. складывается двухпартийная система. В социальном отношении после войны разница между партиями постепенно стирается, но борьба между ними обычно выливалась в шумную политическую дуэль. Каждая стремилась доказать избирателям, что именно она отражает их интересы. Но по сути различия сводились к таможенной политике и мелким расхождениям в политических вопросах. Приход одной из партий к власти влек смену лиц во всех звеньях государственного аппарата снизу доверху. Такая практика создавала возможности для подкупа и коррупции, но с другой стороны не позволяла чиновникам подолгу занимать место. Обе партии шумно обсуждали коррупцию в госаппарате и предлагали различные варианты оздоровления госучреждений. В 1883 г. В результате был принят закон о гражданской службе, запрещавший практику раздачи должностей за услуги в избирательной кампании и вводивший систему конкурсных экзаменов для чиновников (распространялся только на 12% должностей).
С именем Т. Рузвельта связан первый серьезный кризис, потрясший сложившуюся после окончания Гражданской войны двухпартийную систему. На президентских выборах 1912 г. Т. Рузвельт пошел на раскол с Республиканской партией и выдвинул свою кандидатуру в президенты от Прогрессивной партии. Собравшийся в августе 1912 г. в Чикаго Национальный конвент новой партии принял платформу, в которой сокрушительной критике была подвергнута старая двухпартийная система. Признавая корпорации "существенной частью современного бизнеса", платформа в то же время выдвигала ряд радикальных требований: демократизировать процедуру выдвижения кандидатов, предоставить избирательные права женщинам, обуздать избирательную коррупцию, улучшить условия труда рабочих, запретить детский труд, установить минимум зарплаты и т. д. Прогрессивная партия сумела собрать около 4 млн. голосов и получить 88 мест в коллегии выборщиков (кандидат Демократической партии получил соответственно 6 млн. голосов, 435 мест в коллегии выборщиков). Это был успех Рузвельта и поражение Республиканской партии. Но третьей партией Прогрессивная партия так и не стала.
С 1913 г. пост президента занял В.Вильсон (был президентом до 1921 г.), провозгласивший "эру новой демократии", но до начала первой мировой войны ему удалось лишь ввести прогрессивный подоходный налог и закон о Федеральных резервных банках и провести некоторые другие мелкие мероприятия буржуазно-либерального характера. Дополнительная литература по теме:
|