ЛЕКЦИЯ 19.Государство и право Германии и Японии в конце XIX - начале XX в.
Германия.1. Рейнский союз и Германский союз К началу XIX в. Германия номинально представляла Священную империю германской нации из 300 государств. Формально эти государства находились в подчинении императора и имперского сейма, но реально были независимы. Везде сохранились феодальные порядки и крепостная зависимость крестьян. Германские государства характеризовались общей экономической, социальной и политической отсталостью. Французская революция и Наполеон были "громовой стрелой, направленной в хаос". Наполеон упразднил Священную империю германской нации, перекроил ее карту, и создал Рейнский союз из 16 государств (Баден, Бавария и др.), который принял руководство Франции и участвовал в войнах на ее стороне. Наполеон внедрил на этих территориях гражданский кодекс и буржуазные порядки, что явилось мощным импульсом к развитию и упразднению феодализма. После поражения Наполеона под Лейпцигом (1813 г.) Рейнский союз распался. Разгром Наполеона создавал условия для создания единого германского государства, но европейские державы были против этого. Венский конгресс сохранил раздробленность Германии, хотя и сократил количество германских государств: теперь в ее составе были 34 самостоятельные монархии и 4 вольных города. В большинстве германских государств существовали абсолютистские режимы, но на юго-западе под влиянием Франции наблюдалось приближение к монархии нового, буржуазного типа. В некоторых из них было создано подобие парламента ("земские советы"). Каждое государство в союзе было независимым, но главенство оставалось за Австрией. Правящим органом был Союзный сейм, состоящий из послов государств-членов ("коллекция мумий"), и имеющий консервативную направленность. Главой его был князь Меттерних - министр иностранных дел, а затем канцлер Австрии. Союз не был ни унитарным, ни федеративным государством. Уполномоченные действовали по инструкциям правительств, а для принятия решения было необходимо единогласие. Заседали в полном составе на пленуме редко, чаще в узком составе. В германских государствах царила обстановка реакции. Действовали межгосударственные следственные комиссии, боровшиеся против всяких проявлений либерализма. Однако в первой половине XIX в. в Германии постепенно развивался капитализм. Первым шагом к реальному объединению Германии стал Таможенный союз, созданный в 1834 г. В него вошли Бавария, Пруссия и 16 мелких германских государств. В это время происходит выдвижение Пруссии. Там были проведены реформы: вместо коллегий были образованы 5 министерств во главе с канцлером, создавались местные органы самоуправления в городах (муниципальные советы), проводилась отмена крепостного права, вводилась всеобщая воинская повинность. Толчоком к революционному движению в германских государствах послужила революция во Франции. В германских городах воздвигались баррикады, происходили столкновения с войсками. В Пруссии король пошел на уступки либеральной буржуазии: были уничтожены помещичьи суды, вводился суд присяжных по политическим преступлениям, были организованы выборы в национальное собрание и т.д. Аналогичные мероприятия происходили и в других государствах. Короли и князья в ходе революции дали согласие на всегерманское учредительное собрание для выработки федеральной конституции. Учредительное собрание открылось 18 мая 1848 г. во Франкфурте. Большинство его участников были сторонниками конституционной монархии. На собрании был избран имперский правитель - австрийский эрцгерцог Иоган, было сформировано временное правительство, принято решение об образовании Таможенного союза, о свободе передвижений. В марте 1849 г. была обнародована имперская конституция. Предполагалось создание федерации из 36 монархий, сохраняющих внутреннюю самостоятельность. Во главе государства должен был быть император и двухпалатный рейхстаг. Конституция предусматривала ряд демократических свобод, но сохраняла церковную собственность, а вопрос о феодальных повинностях относился на усмотрение помещиков и крестьян. Эту конституцию признали 29 мелких государств, но не признали Пруссия и Австрия, а прусский король Фридрих Вильгельм отказался от короны императора. Так как конституция не была введена в действие, 16 июня парламент был разогнан правительством Вюртенберга. 3. Усиление Пруссии и борьба за объединение Германии Изменения государственного строя Пруссии в ходе революции 1848 г. С начала 1849 г. в Конституцию стали вносить поправки, а 30 мая был принят трехклассный избирательный закон, предусматривавший куриальную систему выборов: 2 курии составляли крупные налогоплательщики, в третью входили все прочие, но число выборщиков было одинаковым в каждой курии. В результате организованных по новой системе выборов из 350 депутатов 250 составили чиновники. Конституция 1850 г. Таким образом в Пруссии был установлен режим полицейского государства с административным произволом и бесправием народа. Усиление Пруссии и война с Данией и Австрией. К концу 1850-х гг. в Пруссии наблюдается оживление политической и общественной жизни, буржуазия начинает предъявлять претензии на политическую власть. В 1857 г. в связи с болезнью короля Фридриха Вильгельма IV регентом стал его брат принц Вильгельм, а с января 1861 г. - король Вильгельм I. В борьбе за власть он опирался на буржуазно-либеральные круги. В сентябре 1862 г. на пост министра-президента Пруссии был назначен Отто фон Бисмарк (1815-1898) - реакционер, юнкер, который "не принял бы и ангела небесного, если бы на нем не было прусской кокарды". В центр политики Бисмарк поставил борьбу за объединение Германии под прусской гегемонией. Его программа объединения Германии была сформулирована следующим образом: "Не на либерализм Пруссии взирает Германия, а на ее мощь… Не речами и не постановлениями решаются великие вопросы времени… а железом и кровью." Бисмарк провел военную реформу и ввел всеобщую воинскую повинность, а также ввел всеобщее обязательное обучение. В 1864 г. Пруссия в союзе с Австрией напала на Данию и отобрала у нее 2 немецких провинции, а после военной и дипломатической подготовки в 1866 г. произошла и с Австрией. Пруссия одержала быструю победу, после чего Австрия навсегда отказалась от роли гегеморна и вышла из Германского союза. 4. Завершение объединения Германии и Конституция 1871 г. Вместо старого союза под эгидой Пруссии был создан Северо-Германский союз, в который вошли 22 государства к северу от Майна. В 1867 г. была введена в действие Конституция. Во главе союза находился прусский король (президент) и канцлер (глава праввительства). Предусматривался двухпалатный парламент. Нижняя палата формировалась на основе введенного в германских государствах всеобщего избирательного права, хотя предполагалось открытое голосование. В союзном совете (верхняя палата) большинство голосов было у Пруссии. Однако за пределами союза оставались южно-германские государства. Их присоединению активно противодействовала Франция, которая не была заинтересована в создании сильного объединенного германского государства. Это стало главной причиной франко-прусской войны. После поражения Франции в январе 1871 г. в Версале прусский король Вильгельм был коронован как германский император (кайзер). Конституция Германии 1871 г. Главой империи являлся прусский король, которому давался титул императора. Он был главнокомандующим армии, назначал чиновников, в т.ч. имперского канцлера - главу правительства, и осуществлял непосредственное руководство министрами империи. Император пользовался правом назначения членов верхней палаты от Пруссии, решал вопросы войны и мира, ведал внешней политикой, утверждал и отклонял все законопроекты, созывал и роспускал парламент. Члены верхней палаты - Союзного совета (рейхсрата) - назначались правительствами союзных государств. Нормы представительства были зафиксированы в конституции, но приоритет (право вето и самое большое представительство - 17 из 58) был у Пруссии. Союзному совету принадлежала законодательная власть вместе с рейхстагом, а также часть исполнительной власти. У рейхсрата имелся свой аппарат - комиссии по различным областям общественной и государственной жизни. Рейхсрат имел право издания указов с силой закона помимо и наперекор рейхстагу. Председателем Союзного совета был прусский министр. В рейхстаг избирались депутаты сроком на 3 года (с 1887 г. - на 5 лет) путем всеобщего мужского (с 25 летнего возраста за исключением военнослужащих) равного и прямого избирательного права с открытым голосованием. Главная функция рейхстага - законодательство, но он был скован в своей деятельности рейхсратом (например, конституцией допускался роспуск нижней палаты на основе простого постановления верхней). Имперское правительство представлено в конституции одним канцлером. Министры (в статусе статс-секретарей, возглавлявшие отдельные ведомства) находились в его подчинении (по сути, заместители по отдельным вопросам). Функции правительства были очень широкими: внутренняя и внешняя политика, руководство вооруженными силами, связью, также ведало уголовным и гражданским правом, законодательством о ремеслах и профсоюзах и т.д. Местные правительства отвечали за исполнение имперских законов, имеющих преимущества перед законами областей. Император был связан контрассигратурой с канцлером, но мог назначать и смещать его по свему усмотрению. Власть императора была ограничена Союзным советом, но как король Пруссии он мог приказать своим представителям провалить любой закон. Хотя разделение власти на исполнительную и законодательную признавалось Бисмарком и его окружением, в конституцию не была заложена система сдержек и противовесов. По содержанию конституция являлась выражением компромисса между феодально-юнкерским землевладением и быстро развивающимся прусско-германским капиталом. Объединение Германии придало немецкой экономике столь значительный импульс, что Германия в короткий срок стала мощной европейской державой, которая смогла бросить вызов Англии, Франции и России, что в конечном итоге привело к первой мировой войне. Япония.5. Революция Мэйдзи и реформы конца 60-80-х гг.XIX в. В середине XIX в. в Японии наступил глубокий социально-политический кризис из-за разложения феодального строя. Земля находилась в собственности крупных феодалов (280 даймё), которые имели своих вассалов. Феодалы, в свою очередь, находились в зависимости от самого крупного феодального дома Токугава (они владели 1\3 всех земель). Крестьянство было задавлено поборами, в стране регулярно происходили восстания. Во внешней политике сохранялся курс на закрытость Японии от любых иностранных вляний, насаждалась ксенофобия. В 1853 г. под угрозой расстрела городов Японии из пушек эскадры американских кораблей адмирал Перри выдвинул ультиматум, и в результате был заключен торговый договор на американских условиях. После этого Япония была вынуждена заключить договоры и с европейскими державами. Возникла реальная угроза колонизации, что привело к сочетанию антифеодальной борьбы с национально-освободительной. Главой государства был император, но его власть номинальна. Реально власть находилась в руках сёгуна (полководца) - высшего должностного лица, являвшегося главнокомандующим армии и начальником всего аппарата государственного управления (он имел исполнительно-распорядительские, фискальные и законодательные функции). С XVII в. в Японии правили сёгуны из дома Токугава, поэтому название этой эпохи в истории страны - Токугавский сёгунат. С 1860-х гг. начинается борьба за реформы, в которой принимали участие и князья с самураями (во главе), и молодая буржуазия, и крестьяне с ремесленниками и рабочими. Задача: свергнуть сёгунат, восстановить власть императора и от его имени провести необходимые реформы. В октябре 1867 г. руководители движения потребовали у сёгуна Кэйки немедленной передачи власти императору 15-летнему Муцухито и объявили сбор военных сил в его поддержку. Сёгун направил против них верные ему войска, но потерпел поражение в 1868 г. и капитулировал. В результате было официально объявлено о восстановлении императорской власти. По названию времени правления императора Муцухито эти события получили название "реставрация Мэйдзи". После революции были проведены реформы во всех сферах с учетом опыта Европы и США. Было введено формальное равенство граждан перед законом и устранено все, что сковывало личную свободу. В 1872 г. было узаконено право частной собственности на землю и разрешалась ее купля-продажа. В городах были упразднены цеха и гильдии и устранена регламентация ремесла и торговли. Аннулированы неравноправные международные договоры. В 1872 г. был принят закон о всеобщем начальном образовании. Армия была реорганизована по германскому образцу, а флот - по английскому. Введена всеобщая воинская повинность. Учреждены министерства по отдельным отраслям управления. Чиновников стали назначать конкурсной основе. Вводилось новое административно-территориальное устройство: страна была разделена на губернии с примерно одинаковым населением. Губернатор назначался правительством и был ответственен перед ним, а при нем создавалось совещательное собрание. В 1881 г. была образована либеральная партия, в 1882 г. появилась партия конституционных реформ. В основу японской конституции 1889 г. были положены прусская и германская конституции. Особа императора "священна и неприкосновенна". Ему вверялась верховная власть со всей широтой полномочий: он назначал министра-президента и по его представлению остальных министров, которые не зависели от парламента. Император осуществлял законодательную власть совместно с парламентом (требовалось обязательное утверждение его указов). В промежутках между сессиями император издавал указы, которые имели силу закона, но на ближайшей сессии парламент должен был их одобрить (если не одобрял, они считались недействительными). Император созывал парламент и закрывал его, мог отсрочить парламентские заседания, обладал правом роспуска палаты депутатов. Парламент состоял из двух палат: пэров (члены императорской фамилии, титулованная знать, лица по назначению императора) и депутатов (избирались). Избирательными правами пользовались мужчины с 25 лет (кроме военнослужащих), уплачивающие 15 иен прямого налога и обладающие полуторагодовым цензом оседлости. Обе палаты и правительство обладали законодательной инициативой. Законопроекты обсуждались палатами раздельно и утверждались абсолютным большинством. Парламент утверждал бюджет, но если споры по нему затягивались, то правительство могло применять бюджет прошлого года. Депутаты обладали парламентской неприкосновенностью, но только за мнение, высказанное в палате. Арест депутатов допускался. Управление осуществлял кабинет министров, который находился в зависимости от императора и его приближенных. Учреждался тайный совет, в который входили все министры и 15 приближенных императора. Совет обсуждал по указанию императора важнейшие государственные дела. Существовал также гэнро - совет старейшин из нескольких человек, не предусмотренный конституцией, но он оказывал большое влияние на императора. Отдельная глава конституции была посвящена правам и свободам подданных: гарантировались неприкосновенность собственности, свобода слова, печати, собраний, союзов, доступ к государственным должностям, тайна переписки и т.д. Но свободы определялись определенными законом случаями. 7. Преобразование судебной системы. С 1870-х гг. стала проводиться реорганизация судебной системы. В 1890 г. был принят закон об учреждении единых для все страны судов: 298 округов, 49 губернских, 7 апелляционных и Высокий имперский суд. Судьями могли быть лица, имеющие юридическое образование и практический опыт. Провозглашалась несменяемость судей, но предусматривались меры финансово-административного воздействия на них. Учреждались прокуратура и адвокатура. В 1890 г. был принят уголовно-процессуальный кодекс. В нем определялось, что следствие должно проводиться на принципах гласности, устности и состязательности. Дополнительная литература по теме:
|