ЛЕКЦИЯ 19.Государство и право Германии и Японии в конце XIX - начале XX в.
Германия.1. Рейнский союз и Германский союз К началу XIX в. Германия номинально представляла Священную империю германской нации из 300 государств. Формально эти государства находились в подчинении императора и имперского сейма, но реально были независимы. Везде сохранились феодальные порядки и крепостная зависимость крестьян. Германские государства характеризовались общей экономической, социальной и политической отсталостью. Французская революция и Наполеон были "громовой стрелой, направленной в хаос". Наполеон упразднил Священную империю германской нации, перекроил ее карту, и создал Рейнский союз из 16 государств (Баден, Бавария и др.), который принял руководство Франции и участвовал в войнах на ее стороне. Наполеон внедрил на этих территориях гражданский кодекс и буржуазные порядки, что явилось мощным импульсом к развитию и упразднению феодализма. После поражения Наполеона под Лейпцигом (1813 г.) Рейнский союз распался.
Каждое государство в союзе было независимым, но главенство оставалось за Австрией. Правящим органом был Союзный сейм, состоящий из послов государств-членов ("коллекция мумий"), и имеющий консервативную направленность. Главой его был князь Меттерних - министр иностранных дел, а затем канцлер Австрии. Союз не был ни унитарным, ни федеративным государством. Уполномоченные действовали по инструкциям правительств, а для принятия решения было необходимо единогласие. Заседали в полном составе на пленуме редко, чаще в узком составе. В германских государствах царила обстановка реакции. Действовали межгосударственные следственные комиссии, боровшиеся против всяких проявлений либерализма. Однако в первой половине XIX в. в Германии постепенно развивался капитализм. Первым шагом к реальному объединению Германии стал Таможенный союз, созданный в 1834 г. В него вошли Бавария, Пруссия и 16 мелких германских государств. В это время происходит выдвижение Пруссии. Там были проведены реформы: вместо коллегий были образованы 5 министерств во главе с канцлером, создавались местные органы самоуправления в городах (муниципальные советы), проводилась отмена крепостного права, вводилась всеобщая воинская повинность. Толчоком к революционному движению в германских государствах послужила революция во Франции. В германских городах воздвигались баррикады, происходили столкновения с войсками. В Пруссии король пошел на уступки либеральной буржуазии: были уничтожены помещичьи суды, вводился суд присяжных по политическим преступлениям, были организованы выборы в национальное собрание и т.д. Аналогичные мероприятия происходили и в других государствах. Короли и князья в ходе революции дали согласие на всегерманское учредительное собрание для выработки федеральной конституции.
3. Усиление Пруссии и борьба за объединение Германии Изменения государственного строя Пруссии в ходе революции 1848 г. С начала 1849 г. в Конституцию стали вносить поправки, а 30 мая был принят трехклассный избирательный закон, предусматривавший куриальную систему выборов: 2 курии составляли крупные налогоплательщики, в третью входили все прочие, но число выборщиков было одинаковым в каждой курии. В результате организованных по новой системе выборов из 350 депутатов 250 составили чиновники. Конституция 1850 г. Таким образом в Пруссии был установлен режим полицейского государства с административным произволом и бесправием народа. Усиление Пруссии и война с Данией и Австрией.
В 1864 г. Пруссия в союзе с Австрией напала на Данию и отобрала у нее 2 немецких провинции, а после военной и дипломатической подготовки в 1866 г. произошла война и с Австрией. Пруссия одержала быструю победу, после чего Австрия навсегда отказалась от роли гегемона и вышла из Германского союза. 4. Завершение объединения Германии и Конституция 1871 г.
Однако за пределами союза оставались южно-германские государства. Их присоединению активно противодействовала Франция, которая не была заинтересована в создании сильного объединенного германского государства. Это стало главной причиной франко-прусской войны. После поражения Франции в январе 1871 г. в Версале прусский король Вильгельм был коронован как германский император (кайзер). Конституция Германии 1871 г. Главой империи являлся прусский король, которому давался титул императора. Он был главнокомандующим армии, назначал чиновников, в т.ч. имперского канцлера - главу правительства, и осуществлял непосредственное руководство министрами империи. Император пользовался правом назначения членов верхней палаты от Пруссии, решал вопросы войны и мира, ведал внешней политикой, утверждал и отклонял все законопроекты, созывал и роспускал парламент.
В рейхстаг избирались депутаты сроком на 3 года (с 1887 г. - на 5 лет) путем всеобщего мужского (с 25 летнего возраста за исключением военнослужащих) равного и прямого избирательного права с открытым голосованием. Главная функция рейхстага - законодательство, но он был скован в своей деятельности рейхсратом (например, конституцией допускался роспуск нижней палаты на основе простого постановления верхней). Имперское правительство представлено в конституции одним канцлером. Министры (в статусе статс-секретарей, возглавлявшие отдельные ведомства) находились в его подчинении (по сути, заместители по отдельным вопросам). Функции правительства были очень широкими: внутренняя и внешняя политика, руководство вооруженными силами, связью, также ведало уголовным и гражданским правом, законодательством о ремеслах и профсоюзах и т.д. Местные правительства отвечали за исполнение имперских законов, имеющих преимущества перед законами областей.
Хотя разделение власти на исполнительную и законодательную признавалось Бисмарком и его окружением, в конституцию не была заложена система сдержек и противовесов. По содержанию конституция являлась выражением компромисса между феодально-юнкерским землевладением и быстро развивающимся прусско-германским капиталом. Объединение Германии придало немецкой экономике столь значительный импульс, что Германия в короткий срок стала мощной европейской державой, которая смогла бросить вызов Англии, Франции и России, что в конечном итоге привело к первой мировой войне. Япония.5. Революция Мэйдзи и реформы конца 60-80-х гг.XIX в.
Главой государства был император, но его власть номинальна. Реально власть находилась в руках сёгуна (полководца) - высшего должностного лица, являвшегося главнокомандующим армии и начальником всего аппарата государственного управления (он имел исполнительно-распорядительские, фискальные и законодательные функции). С XVII в. в Японии правили сёгуны из дома Токугава, поэтому название этой эпохи в истории страны - Токугавский сёгунат.
В октябре 1867 г. руководители движения потребовали у сёгуна Кэйки немедленной передачи власти императору 15-летнему Муцухито и объявили сбор военных сил в его поддержку. Сёгун направил против них верные ему войска, но потерпел поражение в 1868 г. и капитулировал. В результате было официально объявлено о восстановлении императорской власти. По названию времени правления императора Муцухито эти события получили название "реставрация Мэйдзи".
В основу японской конституции 1889 г. были положены прусская и германская конституции. Особа императора "священна и неприкосновенна". Ему вверялась верховная власть со всей широтой полномочий: он назначал министра-президента и по его представлению остальных министров, которые не зависели от парламента. Император осуществлял законодательную власть совместно с парламентом (требовалось обязательное утверждение его указов). В промежутках между сессиями император издавал указы, которые имели силу закона, но на ближайшей сессии парламент должен был их одобрить (если не одобрял, они считались недействительными). Император созывал парламент и закрывал его, мог отсрочить парламентские заседания, обладал правом роспуска палаты депутатов. Парламент состоял из двух палат: пэров (члены императорской фамилии, титулованная знать, лица по назначению императора) и депутатов (избирались). Избирательными правами пользовались мужчины с 25 лет (кроме военнослужащих), уплачивающие 15 иен прямого налога и обладающие полуторагодовым цензом оседлости. Обе палаты и правительство обладали законодательной инициативой. Законопроекты обсуждались палатами раздельно и утверждались абсолютным большинством. Парламент утверждал бюджет, но если споры по нему затягивались, то правительство могло применять бюджет прошлого года. Депутаты обладали парламентской неприкосновенностью, но только за мнение, высказанное в палате. Арест депутатов допускался. Управление осуществлял кабинет министров, который находился в зависимости от императора и его приближенных. Учреждался тайный совет, в который входили все министры и 15 приближенных императора. Совет обсуждал по указанию императора важнейшие государственные дела. Существовал также гэнро - совет старейшин из нескольких человек, не предусмотренный конституцией, но он оказывал большое влияние на императора. Отдельная глава конституции была посвящена правам и свободам подданных: гарантировались неприкосновенность собственности, свобода слова, печати, собраний, союзов, доступ к государственным должностям, тайна переписки и т.д. Но свободы определялись определенными законом случаями. 7. Преобразование судебной системы. С 1870-х гг. стала проводиться реорганизация судебной системы. В 1890 г. был принят закон об учреждении единых для все страны судов: 298 округов, 49 губернских, 7 апелляционных и Высокий имперский суд. Судьями могли быть лица, имеющие юридическое образование и практический опыт. Провозглашалась несменяемость судей, но предусматривались меры финансово-административного воздействия на них. Учреждались прокуратура и адвокатура. В 1890 г. был принят уголовно-процессуальный кодекс. В нем определялось, что следствие должно проводиться на принципах гласности, устности и состязательности. Дополнительная литература по теме:
|