ЛЕКЦИЯ 18.Франция в революциях и конституциях с конца XVIII по начало XX века.
1. Причины и начало Великой французской революции. Главная причина Великой французской революции - противоречие между производительными силами и производственными отношениями. Феодализм стал тормозом для дальнейшего развития страны. Середина XVIII в. во Франции была отмечена таким явлением как феодальная реакция. Все попытки осуществления реформ "сверху" оказались неудачными. Абсолютная монархия сковывала прогресс и препятствовала формированию буржуазных отношений. Росту антифеодальных настроений во Франции способствовали Просвещение (энциклопедисты, Вольтер, Руссо, Монтескье и другие), американская революция, перемены, происходившие после буржуазной революции в Англии. В 1788 г. Францию поразил глубокий экономический кризис. Его последствиями были голод, безработица, отсутствие денег в казне. Король созвал собрание нотаблей, которое выдвинуло требование созыва Генеральных штатов. Король был вынужден согласиться, и весной 1789 г. были проведены выборы. В наказах депутатам содержались требования ограничения королевского произвола, предоставления Генеральным Штатам права утверждения бюджета и контроля за его исполнением, введения строгой законности в деятельности административных органов и суда, отмены цехового строя, облегчения положения крестьян и т.д. 5 мая 1789 г. состоялось открытие Генеральных штатов. Первые недели их работы прошли в дебатах о посословном голосовании. В ходе этих дебатов прогрессивно настроенные депутаты из первого и второго сословий примкнули к третьему сословию и 17 июня они провозласили себя Национальным собранием. Король попытался взять ситуацию под контроль и закрыл зал заседаний. 20 июня революционно настроенные депутаты собрались в зале для игры в мяч и дали клятву не расходиться до тех пор, пока не будет разработана конституция страны, а 9 июля Национальное собрание преобразовало себя в Учредительное собрание. Власти стали стягивать в Париж войска, и в ответ 14 июля в Париже вспыхнуло восстание. Оно завершилось штурмом Бастилии, которая была символом французского абсолютизма. Это событие считается началом Великой французской буржуазной революции. 2. Конституционная монархия. Революция распространилась по всей стране в течение 10 дней. В городах происходила муниципальная революция: изгонялись королевские чиновники и создавались выборные органы власти. Французскую деревню объял "великий страх": повсеместно происходили крестьянские восстания, в ходе которых были подвергнуты разгрому помещичьи усадьбы и уничтожались документы о феодальной зависимости. По всей стране формировалась Национальная гвардия. Во главе революции находились крупная буржуазия и либеральное дворянство, идеалом которых была конституционная монархия (монархисты-конституционалисты). В начале августа Учредительное собрание приняло аграрные законы, в которых провозглашалась "отмена феодализма", но отменялись только личные феодальные права (серваж, право "мертвой руки", исключительное право охоты), а реальные платежи и повинности сохранялись и подлежали в дальнейшем выкупу. Декларация прав человека и гражданина. Законодательная деятельность Учредительного собрания. Конституция 1791 г. Первый раздел устанавливал обязательность налогов, провозглашал свободы. Второй - об административном устройстве страны. Были узаконены выборные органы власти - муниципалитеты. Третий провозглашал источником власти суверенную нацию и определял способ осуществления ею власти. Законодательная власть вверялась однопалатному парламенту (Законодательное собрание), избираемому на 2 года, исполнительная - королю, который назначает министров. Судебная власть - судьям, избираемым на определенный срок. Вводился суд присяжных. Создавался кассационный суд. Следуя принципу разделения властей Конституция запрещала депутатам занимать государственные или судебные должности, объявляла депутатов неприкосновенными и свободными в парламентской деятельности, хотя освобождала депутатов от ответственности перед избирателями. По Конституции королевская власть - неделима, а особа короля - священна и неприкосновенна. Но король царствует в силу закона и обязан соблюдать конституцию. В случае нарушения он мог быть устранен от власти и предан суду. На содержание короля парламент голосовал цивильный лист. Король объявлялся наследственным верховным главой всей администрации, главнокомандующим, назначал высших чиновников и дипломатический корпус, обладал правом задерживающего вето, хотя важнейшие законы могли быть приняты без санкции короля. Законодательное собрание пользовалось законодательной инициативой и принимало законы, ведало определением государственных расходов, устанавливало налоги, осуществляло контроль за расходами, учреждало и упраздняло государственные должности, ведало чеканкой монеты, осуществляло ратификацию договоров и распоряжалось национальными имуществами. В конституции было зафиксировано деление граждан на активных и пассивных. Для избирателей был установлен ценз: они должны были платить налог в размере трехдневной зарплаты рабочего, Для выборщиков ценз был значительно выше: налог в размере зарплаты за 100-200 рабочих дней (в зависимости от места проживания). Из 24 млн. населения Франции активных граждан было 4,3 млн. и около 40 тыс.могло быть избрано. Законодательное собрание. Состав Законодательного собрания был следующим: всего было 745 депутатов (из них 400 адвокатов). В основном в составе парламента представители интеллигенции. 264 депутата принадлежали к фейянам (сторонники конституционной монархии), 136 депутатов - левые, выступавшие за продолжение революции (большинство составляли жирондисты, наиболее активные - монтаньяры), центр состоял из 345 чел. Конец 1791 г. ознаменовался ухудшением экономической обстановки, сказывалась нерешенность внутренних проблем, особенно аграрного вопроса. Обострилась и внешнеполитическая обстановка - в связи с революцией начала складываться антифранцузская коалиция в Европе. Король был заинтересован в войне и интервенции в надежде вернуть прежнее положение. Внутри страны зрела контреволюция. За войну были жирондисты, рассчитывавшие обогатиться за счет военных заказов. Весной король сформировал жирондистское правительство и 20 апреля 1792 г. Франция объявила войну Австрии, затем в войну вступила и Пруссия. Обстановка на фронте из-за неподготовленности Франции к войне и предательства командного состава стала критической. 11 июля 1792 г. над страной прозвучал лозунг "отечество в опасности". Благодаря мобилизации добровольцев внешнюю угрозу революции удалось предотвратить. Летом 1792 г. усилился рост антимонархических настроений. Короля стали считать главным виновником войны и неудач на фронте. В начале августа началось новое наступление интервентов. Командующий герцог Брауншвейгский издал манифест, в котором угрожал разрушить Париж до основания, если хоть один волос упадет с головы французского короля. Это переполнило чашу терпения, и в ночь на 10 августа 1792 г. в Париже произошло восстание, кульминацией которого стал штурм королевского дворца. В результате король был арестован и монархия была свергнута. Законодательное собрание перед тем как уйти с исторической арены приняло несколько важных законов: об отстранении короля от исполнительной власти (Законодательное собрание получило временное право назначать министров, но не из своей среды), был декретирован созыв нового органа - Национального Конвента и издан специальный декрет о порядке выборов: исключалось деление граждан на активных и пассивных, избирательным правом пользовались французы с 21 г. (быть избранным с 25 лет) с оседлостью 1 год, живущие на трудовой заработок и не являющиеся прислугой. Также было принято решение о выборах во все муниципалитеты и суды. Для суда над контреволюционерами создавался Чрезвычайный уголовный трибунал. 3. Первая Республика. Жирондистская республика. Казнь короля привела к образованию новой антифранцузской коалиции: в войну с Францией вступила почти вся Европа. Нерешенность аграрного вопроса привела к мятежам в деревне. Но самой большой опасностью для Республики стал роялистский мятеж в Вандее. Армия терпела неудачи на фронте. К весне в стране разразился голод, что привело к борьбе за установление максимума цен, который требовала установить беднота. В этих сложных условиях жирондисты пытались править конституционными методами. Против жирондистов развернули активную пропаганду якобинцы. Опираясь на беднейшие слои населения Парижа, они осуществили государственный переворот (восстание 31 мая - 2 июня). Лидеры жирондистов были арестованы и их политическое господство закончилось. Якобинская диктатура. Тексту Конституции предшествовала новая "Декларация прав человека и гражданина" - более обширная и демократичная. Целью общества провозглашалось всеобщее счастье, а целью правительства - обеспечение человеку возможности пользоваться своими естественными и неотъемлемыми правами. Провозглашались свобода мысли, печати, собраний, вероисповедания, право на подачу петиций, на сопротивление угнетению и на восстание. Впервые в истории говорилось о праве на труд, на образование и на получение государственной помощи. В то же время Декларация рассматривала рабочую силу как один из объектов торговли и требовала от граждан повиновения закону. Как и ранее Декларация провозглашала защиту частной собственности. Конституционный акт определял форму государственного устройства, организацию, компетенцию и взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной властей, избирательные права и обязанности граждан, основы налогообложения, организацию вооруженных сил Республики, принципы внешней политики. Франция провозглашалась единой и неделимой республикой, что означало необходимость централизации власти в условиях мятежей и интервенции. Введение Конституции в действие было отложено до конца войны, но она сыграла огромную роль в консолидации революционных сил и в последующем конституционном творчестве. Так как введение Конституции было отложено якобинцы построили организацию власти в форме диктатуры под давлением внешних (война европейских держав) и внутренних (мятежи жирондистов и роялистов, террор) обстоятельств. Начало формирования диктатуры происходило еще в период правления жирондистов (ими был создан революционный трибунал и Комитет Общественного спасения). 10 июля 1793 г. произошло переизбрание Комитета Общественного спасения, и вскоре его возглавил Робеспьер, остававшийся бессменным лидером якобинской диктатуры до самого ее падения. Реорганизация власти происходила в условиях давления низов, требовавших продолжения революции и радикальных преобразований (выступления "бешеных"). Одновременно назрела необходимость реорганизации армии и отражения атак интервентов, а также подавление вандейского мятежа. Комитет пошел по пути концентрации власти, хотя сохранялся Конвент, как высший законодательный орган и Комитет общей безопасности, как орган для борьбы с контрреволюцией. В начале сентября 1793 г. произошли выступления рабочих и низов за установления максимума цен и усиление революционного террора. Конвент сначала принял постановление, а затем закон о максимуме. После этого последовал декрет о подозрительных и 10 октября был принят закон о создании Временного правительства, юридически оформивший режим революционной диктатуры. Конвент формально являлся высшим органом государственной власти: он имел право принятия законов и их толкования. В нем доминировали якобинцы, хотя оставалась значительная часть депутатов, принадлежащих к так называемой "равнине". Непосредственное управление осуществляли комитеты, среди которых главным был Комитет Общественного спасения. В его составе было 14-15 чел. Комитет переизбирался каждый месяц, но не менял состава почти за весь период якобинской диктатуры. Во главе находился М.Робеспьер, чей авторитет был совершенно непререкаем. У Комитета от Конвента имелись исключительные полномочия: руководство обороной, текущее управление, внешняя политика. Под его началом и контролем находились все министерства и ведомства, а также Исполнительный совет. Комитет общественной безопасности был создан для борьбы с контрреволюцией: в его ведение входило расследование всех дел, которые выносились на суд Революционного трибунала. В ведении Комитета общественной безопасности находились полиция и тюрьмы. Революционный трибунал практиковал ускоренное судопроизводство, его приговоры были окончательными, а мерой наказания для виновных являлась гильотина. В системе якобинской диктатуры действовали комиссары Конвента с чрезвычайными полномочиями, невыполнение их распоряжений были тягчайшим преступлением. Комиссары подчинялись Комитету Общественного спасения и каждые 10 дней предоставляли туда отчеты. На местах действовали постоянные уполномоченные правительства - национальные агенты, также наблюдательные комитеты, народные клубы и общества. Основную роль в проведении политики на местах играл Якобинский клуб. Особым элементом системы была Революционная армия. Командиры наделялись исключительными правомочиями, вплоть до применения смертной казни. Экономическая политика якобинцев была направлена прежде всего на завершение аграрного законодательства. Были приняты декреты о продаже земли небольшими участками и в рассрочку, о разделе общинных земель, декрет об уничтожении последних остатков феодальной зависимости. В целях стабилизации экономики было осуществлено нормирование цен и введен закон о максимуме. Была оказана помощь безработным и введены продовольственные карточки. В целом все эти меры могут рассматриваться как попытки государственного вмешательства в экономику. Важной мерой якобинцев была отмена рабства в колониях. В связи со сложным положением на военных фронтах якобинцы осуществили милитаризацию экономики и всей жизни (к 1794 г. под ружьем - 1 млн.чел.). Результаты политики якобинцев оказались весьма показательными, хотя и противоречивыми. В начале 1794 г. в основном были решены внутренние и внешние проблемы - достигнута стабилизация экономики, приостановлена спекуляция, подавлены мятежи и ликвидирована внешняя угроза - интервенты были изгнаны за пределы Франции. Однако якобинский режим стал превращаться в авторитарный. Введение Конституции все время откладывалось. Революционный трибунал действовал против всех, несогласных с политикой Комитета общественного спасения. Вместо ожидаемого ослабления террора, которое должно было произойти в связи с нормализацией внешней и внутренней обстановки, последовал новый виток репрессий, не связанный с реальной обстановкой. Сами якобинцы раскололись на 3 течения: "левые" во главе с Эбером, "правые" во главе с Дантоном и условный "центр" во главе с Робеспьером. Весной 1794 г. Робеспьер и его сторонники осуществили разгром эбертистов и дантонистов (почти все их видные деятели были казнены), что свидетельствовало о новом размахе террора. В надежде хоть как-то укрепить режим Робеспьер предпринимает попытку введения культа Верховного существа, который однако успеха не имел. Агонией режима якобинцев оказался декрет от 10 июня 1794 о врагах народа: до 26 июля вынесено 1563 приговора и казнено 1285 чел. В результате террора и репрессивной политики якобинцы лишились социальной базы . В Конвенте сложился заговор, результатом которого стал переворот 9 термидора (27 июля) 1794 г. Якобинские лидеры были арестованы и на следующий день казнены. Термидорианская республика Пришедщие к власти термидорианцы - представители средней и крупной буржуазии - направили свои усилия на демонтаж диктатуры. Сразу были отменены многие законы якобинцев, особенно, касавшиеся вмешательства государства в экономику (о максимуме, налогах на богатых и т.п.), была упразднена Коммуна, проведены аресты якобинцев. Главное внимание термидорианцы уделили разработке новой конституции. Конституция III года Республики была утверждена Конвентом в августе 1795 г. Она начиналась с "Декларации прав и обязанностей человека и гражданина", из которой были исключены право на восстание, право быть избранным на любые государственные должности, свободы собраний, печати, ряд принципов государственности и права, но провозглашалась обязанность каждого защищать государство и собственность. Основными принципами государственного строя назывались представительное правление и разделение властей. Предполагались двустепенные выборы в высшие органы государственной власти. Выборщиков могли избирать мужчины с 21 года, родившиеся и живущие во Франции, уплачивающие прямой налог и имеющие оседлость в 1 год. Выборщиками могли стать мужчины с 25 лет, обладающие имуществом, стоимость которого не ниже зарплаты рабочего за 200 дней. Они имели право выбирать в высшие органы лиц, у которых был ещё более высокий ценз. Четыре года режима Директории характеризовались социально-экономической и политической неустойчивостью. Происходило спекулятивное обогащение новой буржуазии и обнищание большей части населения. Экономика испытывала трудности переходного периода, сказывались последствия войны и экономической блокады. Нестабильность Директории характеризуют термином "политика качелей". Кризис режима ускорили военные поражения. В администрации царили беспорядок и коррупция, в стране бесчинствовали шайки разбойников, терроризирующих население. Все чаще раздавались требования обеспечить стабильность и порядок. В этих условиях выход многие видели в военной диктатуре. 4. Консульство и Первая Империя. Консульство Конституция 1799 г. Конституция 1799 г. устанавливала режим личной власти Наполеона, но сохраняла основные завоевания революционных лет: новым владельцам гарантировалось их право на приобретенные в годы революции земельные владения. Новая конституция была одобрена плебисцитом: 3 с лишним млн. проголосовали "за" и только 1562 чел. - против. Первая Империя В
годы Консульства и Империи было упразднено выборное местное самоуправление,
но подтверждалось прежнее административное деление. Вся власть в департаменте
передавалсь назначаемому правительством префекту, в дистрикте - супрефекту,
которые обладали всей полнотой власти. Правительство назначало мэров и
членов совещательных советов коммун и городов. Существовала строгая иерархическая
подчиненность всех должностных лиц Первому консулу, а затем императору,
происходила централизация и бюрократизация государственного аппарата.
Отменялся суд присяжных, и все судебные органы ставились в зависимость
от центральной власти. Армия из освободительной превратилась в профессиональную,
привилегированными войсками стала императорская гвардия. Был создан хорошо
организованный и разветвленный полицейский аппарат из трех структур, которые
следили друг за другом. У тайной политической полиции были почти неограниченные
полномочия. Демократические завоевания революции в большинстве своем были
ликвидированы. Декларации о политической свободе стали удобной демагогией,
прикрывавшей деспотический характер правления. Вводится строгая цензура:
менее чем за год после переворота 18 брюмера из 73 газет осталось 13,
нарушалась тайна переписки, образование и наука ставились под надзор властей.
Франция заключила Конкордат (союз) с римско-католической церковью, и католицизм
был провозглашен "религией большинства французов". Духовенство стало получать
жалование от государства. История Империи - это непрерывные захватнические войны, в результате которых под властью Наполеона оказалась почти вся Европа. После неудачного похода Наполеона в Россию в 1813 г. состоялась "Битва народов" под Лейпцигом, и 31 марта 1814 г. войска коалиции вступили в Париж. Наполеон отрекся от престола и был сослан на о.Эльбу, откуда бежал и в марте 1815 г. вторично пришел к власти. Империя была восстановлена, но только на 100 дней. 18 июня 1815 г. состоялась битва при Ватерлоо, в которой Наполеон потерпел окончательное поражение, после чего 22 июня состоялось второе отречение и ссылка на остров Св.Елены, где 5 мая 1821 г. Наполеон Бонапарт умер. 5. Легитимная и Орлеанская монархии. Легитимная монархия. После поражения Наполеона при Ватерлоо Людовик XVIII снова вступил на престол. Были проведены репрессии по отношению к бонапартистам, но соблюдались основные положения Хартии. В стране происходил рост влияния буржуазии, но власть находилась в руках старой феодальной аристократии, хотя их собственность уже носила буржуазный характер. С начала 1820-х гг. усилилось влияние на государственную политику наиболее реакционной части дворян и духовенства, которые не хотели приспособиться к новым условиям и помышляли о возвращении к старым порядкам. В 1824 г. после смерти Людовика XVIII на престол взошел его брат граф д'Артуа (Карл X) - вождь ультрареакционных кругов. Карл X начал откровенно продворянскую политику и разрушил равновесие между верхушкой буржуазии и дворянством. В результате произошел рост общественного недовольства, которое вылилось в новую революцию. Июльская революция 1830 г. Режим Орлеанской монархии привел к установлению господства финансовой буржуазии. Однако во Франции, как и в других странах, после буржуазной революции стала разворачиваться промышленная революция, что привело к выходу на историческую арену промышленной буржуазии и пролетариата. К концу 1840-х гг. стала очевидной необходимость изменения государственного строя. 6. Революция 1848 г. и Вторая Республика. 23 февраля 1848 г. в Париже прошла демонстрация протеста, которая вылилась в солкновение с войсками. Это вызвало восстание и штурм королевского дворца, Луи Филипп был вынужден отречься от престола и бежал из страны. Было создано Временное правительство, которое провело ряд мероприятий, в ряду которых: освобождение политзаключенных, роспуск парламента, отмена дворянских титулов, введение всеобщего избирательного права для мужчин с 21 года, отмена рабства во французских колониях, упраздение денежного залога для печати, сокращение рабочего дня (до 10 часов в Париже) и др. Главной задачей Временного правительства была подготовка выборов в Учредительное собрание, которое открылось 4 мая и 4 ноября приняло Конституцию Второй Республики (1848 г.). В преамбуле определялись политические и гражданские свободы, говорилось о праве на труд, бесплатное первоначальное обучение, профессиональное образование, подчеркивалось равенство между хозяевами и рабочими, констатировалось недопущение произвольного лишения свободы, исключительных судов, смертной казни, цензуры. Основными принципами государственного строя провозлашались республиканская форма правления, разделение властей и представительное правление. В результате выборов 10 декабря 1848 г. президентом стал Луи Бонапарт, котроый взял курс на государственный переворот. Постепенно происходила замена всех должностных лиц на бонапартистов на всех уровнях власти. 2 декабря 1851 г. был проведен арест депутатов и роспуск Законодательного собрания. 7.Вторая Империя. 14 января 1852 г. была принята новая конституция Франции. Во многих чертах она была похожа на Конституцию 1799 г. Вся власть передавалась президенту на 10 лет. Он ведал назначением на должности, подписывал договоры, имел право войны и мира, ему принадлежала законодательная инициатива, он командовал армией и полицией. Законодательная власть распределялась между Законодательным корпусом (избирался "всеобщим" голосованием из кандидатов президента), Государственным советом (назначался президентом на определенный срок) и сенатом (назначался президентом пожизненно). Государственный совет разрабатывал законопроект на основе предложений президента. Далее он шел в Законодательный корпус, который принимал его голосованием. После этого он попадал в сенат, который рассматривал его на соответствие конституции. Президент формально нес ответственность перед народом, но народ не имел никаких возможностей воздействовать на президента. Местное управление не претерпело изменений со времен Наполеона I. Бонапартизм представлял собой политику лавирования. Ликвидация парламентаризма способствовала бюрократизации государственного аппарата. Законодательный корпус был поставлен под контроль правительства. В 1858 г. был принят сенатус-консульт, предусматривавший, что кандидаты в депутаты Законодательного корпуса должны были являться в префектуры департаментов, где происходили выборы, чтобы дать подписку в верности конституции и императору. Но с 1860 по 1870 гг. появился ряд декретов, расширяющих права Законодательного корпуса, что позволило говорить о либеральной монархии. Франко-прусская война и революция 4 сентября 1870 г. Как
только весть о Седанской катастрофе докатилась до столицы, 4 сентября
1870 г. в Париже вспыхнуло восстание и была провозглашена Республика.
Было создано Временное правительство, которое в условиях оккупации Франции
приняло название "правительство национальной обороны". С сентября по январь
происходила осада Парижа немцами, которая завершилась 28 января 1871 г.
капитуляцией Франции. Парижская Коммуна
Парижская Коммуна была одновременно и законодательным, и исполнительным органом власти. Декреты, принятые на заседаниях Совета Коммуны, осуществлялись органами и учреждениями, которыми руководила одна из 9 комиссий, созданных Коммуной из ее же членов. Комиссии формировались по отраслям управления: военная, продовольственная, финансов, юстиции, внешних сношений, просвещения, общественной безопасности, труда, промышленности и обмена. Высшим органом была Исполнительная комиссия, состоявшая из руководителей 9 специальных комиссий. Во главе каждого из округов Парижа находилась муниципальная комиссия (мэрия), работавшая под руководством членов коммуны, избранных от данного округа. Судебная система состояла из двух структур: 1) общегражданские суды: по делам версальцев, палата гражданского суда, мировые судьи; 2) военные суды: дисциплинарные суды в батальонах, суды в легионах, общеармейский военно-полевой суд. Коммуны на местах были автономны и создавались по типу Парижской Коммуны. Их правомочия ограничивались только одинаковыми правами всех прочих коммун, союз которых должен был обеспечивать единство страны. В ведении каждой местной коммуны находилось вотирование местного бюджета, управление местным имуществом, организация собственного суда, полиции и национальной гвардии, вопросы образования и т.п. Для граждан гарантировалось свободное выражение взглядов, свобода личности, совести и труда. История Коммуны продолжалась всего 72 дня. 21 мая версальские войска ворвались в Париж и в течение недели Коммуна была подавлена. Конституция 1875 г. Утверждение Третьей республики и ее особенности в конце XIX - начале XX в. В 1877 г. монархические группировки объединились в новом заговоре во главе с Мак-Магоном. Попытка государственного переворота привела к отставке Мак-Магона и приходу президента-республиканца Греви. Новую попытку государственного переворота предпринял генерал Буланже. Из-за опасности монархического переворота постепенно происходило сужение полномочий президента, но, с другой стороны, в широких полномочиях президента содержалась гарантия на случай внутриполитических осложнений. Выход был найден в следующем: по согласию партий на пост президента стали избирать малозначительных деятелей, не способных к проведению самостоятельной политической линии. Значительная часть правомочий президента перешла в руки парламента и правительства. Некоторое из полномочий (вето, роспуск нижней палаты) не использовались президентом самостоятельно. В конце концов президенту была отведена роль резерва на случай кризиса. В 1884 г. были приняты важные поправки к Конституции 1875 г.: запрещалось пересматривать республиканскую форму правления, члены правивших династий лишались права претендовать на пост президента, упразднялась категория несменяемых сенаторов (всех теперь избирали пропорционально населению коммун). Вотум недоверия правительству мог исходить из одной палаты. Еще в 1879-1880 гг. резиденцией парламента стал Париж (вместо Версаля), национальным гимном - "Марсельеза", а национальным праздником - 14 июля. Особенностью политической жизни Франции была многопартийность. Часто практиковались временные объединения политиков. Парламентарии часто меняли политические убеждения в зависимости от конъюнктуры. Главным звеном политической системы оставался парламент. Палата депутатов избиралась по мажоритарной системе в 2 тура: для победы в 1-м туре требовалось абсолютное большинство (более 50% участвовавших), во 2-м - достаточно было относитильного большинства. Партии во время выборов блокировались. Право выбирать имели граждане с 21 года и 6 месяцами оседлости, кроме женщин и военнослужащих. В сенат избирали выборщики, некоторые выборщики не избирались специально, т.к. уже были "избраны" (депутаты, государственные и окружные советники). Для избрания в сенаторы требовалось абсолютное большинство голосов в двух турах, а в 3-м - относительное. Местное управление было унаследовано еще от Первой империи: существовали территориальные управления министерств в департаментах и более мелких единицах. Полномочным представителем центральной администрации со всей полнотой власти был префект, который назначался декретом президента по представлению министра внутренних дел. Во главе округа находился супрефект, назначавшийся министром внутренних дел и подчиненный префекту. На местах существовали и выборные органы, которое ведали налогами, благоустройством и т.п. Префект имел право приостанавливать и опротестовывать решения генеральных советов и отменять решения окружных советов. Решения муниципалитетов становились законом после утверждения префектом. Выборный мэр мог быть отстранен префектом, а министр внутренних дел мог снять его с поста. Дополнительная литература по теме:
|