Предыдущая лекция

На главную

Следующая лекция

ЛЕКЦИЯ 18.

Франция в революциях и конституциях с конца XVIII по начало XX века.

  1. Причины и начало Великой французской революции.
  2. Конституционная монархия.
  3. Первая Республика.
  4. Консульство и Первая Империя.
  5. Легитимная и Орлеанская монархии.
  6. Революция 1848 г. и Вторая Республика.
  7. Вторая Империя.
  8. Третья Республика.

1. Причины и начало Великой французской революции.

Главная причина Великой французской революции - противоречие между производительными силами и производственными отношениями. Феодализм стал тормозом для дальнейшего развития страны. Середина XVIII в. во Франции была отмечена таким явлением как феодальная реакция. Французский король Людовик XVIВсе попытки осуществления реформ "сверху" оказались неудачными. Абсолютная монархия сковывала прогресс и препятствовала формированию буржуазных отношений. Росту антифеодальных настроений во Франции способствовали Просвещение (энциклопедисты, Вольтер, Руссо, Монтескье и другие), американская революция, перемены, происходившие после буржуазной революции в Англии.

В 1788 г. Францию поразил глубокий экономический кризис. Его последствиями были голод, безработица, отсутствие денег в казне. Король созвал собрание нотаблей, которое выдвинуло требование созыва Генеральных штатов. Король был вынужден согласиться, и весной 1789 г. были проведены выборы. В наказах депутатам содержались требования ограничения королевского произвола, предоставления Генеральным Штатам права утверждения бюджета и контроля за его исполнением, введения строгой законности в деятельности административных органов и суда, отмены цехового строя, облегчения положения крестьян и т.д.

Генеральные штаты5 мая 1789 г. состоялось открытие Генеральных штатов. Первые недели их работы прошли в дебатах о посословном голосовании. В ходе этих дебатов прогрессивно настроенные депутаты из первого и второго сословий примкнули к третьему сословию и 17 июня они провозласили себя Национальным собранием. Король попытался взять ситуацию под контроль и закрыл зал заседаний. 20 июня революционно настроенные депутаты собрались в зале для игры в мяч Клятва депутатов третьего сословия в Зале для игры в мяч (картина Жака Луи Давида, XVIII в.; Париж, Лувр)и дали клятву не расходиться до тех пор, пока не будет разработана конституция страны, а 9 июля Национальное собрание преобразовало себя в Учредительное собрание. Власти стали стягивать в Париж войска, и в ответ 14 июля в Париже вспыхнуло восстание. Оно завершилось штурмом Бастилии, которая была символом французского абсолютизма. Это событие считается началом Великой французской буржуазной революции.

2. Конституционная монархия.

Штурм Бастилии (цветной офорт Поля Жакоба Ламини, XIX в.)Революция распространилась по всей стране в течение 10 дней. В городах происходила муниципальная революция: изгонялись королевские чиновники и создавались выборные органы власти. Французскую деревню объял "великий страх": повсеместно происходили крестьянские восстания, в ходе которых были подвергнуты разгрому помещичьи усадьбы и уничтожались документы о феодальной зависимости. По всей стране формировалась Национальная гвардия. Во главе революции находились крупная буржуазия и либеральное дворянство, идеалом которых была конституционная монархия (монархисты-конституционалисты). В начале августа Учредительное собрание приняло аграрные законы, в которых провозглашалась "отмена феодализма", но отменялись только личные феодальные права (серваж, право "мертвой руки", исключительное право охоты), а реальные платежи и повинности сохранялись и подлежали в дальнейшем выкупу.

Декларация прав человека и гражданина.
Декларация прав человека и гражданина, которая гарантировала свободу и равенство граждан и отменяла феодальную систему26 августа 1789 г. Учредительное собрание приняло Декларацию прав человека и гражданина. Содержание этого документа определялось своеобразием исторического момента. Декларация сформулирована в духе общенационального манифеста, провозглашающего права свободных людей, свергнувших господство абсолютизма. В ст.1 провозлашается всеобщее равенство: "Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах". Далее декларировались принципы демократического государственно-правового строя, среди которых "естественные и неотъемлемые права человека", "народный суверенитет" и "разделение властей". Перечисляются следующие права: политическое равенство людей, свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению (ст.2). Права человека находятся в основе всего документа. Их обеспечение возлагается на демократически организованное государство, построенное на принципах народного суверенитета и разделения властей. Различаются естественные права и приобретенные, получаемые от государства в силу принадлежности к нему. В ст. 3 и 6 провозглашается суверенитет народа и одинаковая допустимость граждан ко всем званиям, местам и общественным должностям. Сформулировано понятие свободы как возможности делать все, что не вредит другому. Осуществление свободы встречает лишь те границы, которое обеспечивают прочим членам общества пользование той же свободой. Границы эти могут быть определены только законом (ст.4), который есть "выражение общей воли". Перечисляется несколько видов свобод: индивидуальная свобода (личности)(ст.7-8), свобода печати (ст.11), вероисповедания (ст.10), но отсутствует свобода собраний и союзов. Особо говорится о праве собственности (ст.17), которая представляет "нерушимое и священное право". Идея народного суверенитета сформулирована в ст.3, как основание для народного представительства. Декларировалось право всех граждан лично или через представителей участвовать в образовании закона. Принцип разделения властей выражен категорично: "Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции." Неприкосновенность личности определяется следующим образом: "Никто не может подвергнуться обвинению, задержанию или заключению иначе как в случаях, предусмотренных законом". Изложены принципы демократической юстиции: "нет преступления без указания о том в законе" и презумпция невиновности. Провозглашается право всех граждан устанавливать самим или через своих представителей размеры государственного обложения, порядок и продолжительность взимания налогов (ст.14). Должностные лица обязаны давать отчет обществу по вверенной им части управления (ст.15).

Законодательная деятельность Учредительного собрания.
В торжественной обстановке в 1790 члены Якобинского клуба в Париже установили первое «дерево свободы» — символ французской революции (акварель того времени)В период с сентября 1789 г. по сентябрь 1791 г. Учредительное собрание приняло множество законов. Некоторые из этих законов впоследствии вошли в Конституцию, некоторые имели революционный характер, некоторые вступали в противоречие с Декларацией. В декабре 1789 г. был принят декрет о введении имущественных и других цензов для избирателей, вводивший деление граждан на активных и пассивных. Были приняты декреты об отмене сословного деления, упразднения цехового строя, внутренних таможен и других средневековых институтов. Вводилось новое административное деление страны на департаменты (83), дистрикты и кантоны. Были приняты декреты о передаче церковного имущества в распоряжение нации. Вводилось гражданское устройство церкви. Медленно решался аграрный вопрос и отмена феодальных повинностей. Зимой 1791 г. появился закон Ле Шапелье, запрещавший рабочим объединяться в союзы и проводить стачки и формально запрещавший все корпорации.

Конституция 1791 г.
Часть ранее принятых декретов вошли в конституционный акт, который был утвержден в окончательном виде Учредительным собранием 3 сентября 1791 г.
Франция объявлялась конституционной монархией. В текст Конституции включалась Декларация. В преамбуле говорилось об уничтожении сословий, титулов, феодального порядка, цехов и корпораций, провозглашалась недопустимость передачи по наследству государственных должностей.

Первый раздел устанавливал обязательность налогов, провозглашал свободы. Второй - об административном устройстве страны. Были узаконены выборные органы власти - муниципалитеты. Третий провозглашал источником власти суверенную нацию и определял способ осуществления ею власти.

Законодательная власть вверялась однопалатному парламенту (Законодательное собрание), избираемому на 2 года, исполнительная - королю, который назначает министров. Судебная власть - судьям, избираемым на определенный срок. Вводился суд присяжных. Создавался кассационный суд. Следуя принципу разделения властей Конституция запрещала депутатам занимать государственные или судебные должности, объявляла депутатов неприкосновенными и свободными в парламентской деятельности, хотя освобождала депутатов от ответственности перед избирателями.

Первая французская конституция, принятая 3 сентября 1791По Конституции королевская власть - неделима, а особа короля - священна и неприкосновенна. Но король царствует в силу закона и обязан соблюдать конституцию. В случае нарушения он мог быть устранен от власти и предан суду. На содержание короля парламент голосовал цивильный лист. Король объявлялся наследственным верховным главой всей администрации, главнокомандующим, назначал высших чиновников и дипломатический корпус, обладал правом задерживающего вето, хотя важнейшие законы могли быть приняты без санкции короля.

Законодательное собрание пользовалось законодательной инициативой и принимало законы, ведало определением государственных расходов, устанавливало налоги, осуществляло контроль за расходами, учреждало и упраздняло государственные должности, ведало чеканкой монеты, осуществляло ратификацию договоров и распоряжалось национальными имуществами.

В конституции было зафиксировано деление граждан на активных и пассивных. Для избирателей был установлен ценз: они должны были платить налог в размере трехдневной зарплаты рабочего, Для выборщиков ценз был значительно выше: налог в размере зарплаты за 100-200 рабочих дней (в зависимости от места проживания). Из 24 млн. населения Франции активных граждан было 4,3 млн. и около 40 тыс.могло быть избрано.

Законодательное собрание.

Состав Законодательного собрания был следующим: всего было 745 депутатов (из них 400 адвокатов). В основном в составе парламента представители интеллигенции. 264 депутата принадлежали к фейянам (сторонники конституционной монархии), 136 депутатов - левые, выступавшие за продолжение революции (большинство составляли жирондисты, наиболее активные - монтаньяры), центр состоял из 345 чел. Конец 1791 г. ознаменовался ухудшением экономической обстановки, сказывалась нерешенность внутренних проблем, особенно аграрного вопроса.

«Свобода или смерть!» Французские добровольцы отправляются на войну против интервентов (Пьер Этьен Ле Сюе, 1792; Париж)Обострилась и внешнеполитическая обстановка - в связи с революцией начала складываться антифранцузская коалиция в Европе. Король был заинтересован в войне и интервенции в надежде вернуть прежнее положение. Внутри страны зрела контреволюция. За войну были жирондисты, рассчитывавшие обогатиться за счет военных заказов. Весной король сформировал жирондистское правительство и 20 апреля 1792 г. Франция объявила войну Австрии, затем в войну вступила и Пруссия. Обстановка на фронте из-за неподготовленности Франции к войне и предательства командного состава стала критической. 11 июля 1792 г. над страной прозвучал лозунг "отечество в опасности". Благодаря мобилизации добровольцев внешнюю угрозу революции удалось предотвратить.

Летом 1792 г. усилился рост антимонархических настроений. Короля стали считать главным виновником войны и неудач на фронте. В начале августа началось новое наступление интервентов. Командующий герцог Брауншвейгский издал манифест, в котором угрожал разрушить Париж до основания, если хоть один волос упадет с головы французского короля. Штурм Тюильри в Париже; повстанцы после краткого боя проникли во дворец (картина Жака Берто; 1793, Музеи Версаля)Это переполнило чашу терпения, и в ночь на 10 августа 1792 г. в Париже произошло восстание, кульминацией которого стал штурм королевского дворца. В результате король был арестован и монархия была свергнута. Законодательное собрание перед тем как уйти с исторической арены приняло несколько важных законов: об отстранении короля от исполнительной власти (Законодательное собрание получило временное право назначать министров, но не из своей среды), был декретирован созыв нового органа - Национального Конвента и издан специальный декрет о порядке выборов: исключалось деление граждан на активных и пассивных, избирательным правом пользовались французы с 21 г. (быть избранным с 25 лет) с оседлостью 1 год, живущие на трудовой заработок и не являющиеся прислугой. Также было принято решение о выборах во все муниципалитеты и суды. Для суда над контреволюционерами создавался Чрезвычайный уголовный трибунал.

3. Первая Республика.

Жирондистская республика.
Новый Конвент состоял из 783 депутатов: 200 - жирондисты, около 100 - якобинцы, остальные - "болото" (склонялись к тому или иному решению в зависимости от политической обстановки). Еще до открытия Конвента был образован Временный исполнительный комитет, состоящий в основном из жирондистов. Конвент утвердил почти единодушно упразднение монархии. Казнь короля Людовика XVI 21 января 1793 (цветная гравюра по дереву)Декретом от 25 сентября Франция объявлялась неделимой и единой республикой. До конца года в Конвенте шли дебаты о судьбе короля. В декабре депутаты Конвента проголосовали за обвинительный приговор, и 21 января 1793 г. Людовик XVI был казнен.

Казнь короля привела к образованию новой антифранцузской коалиции: в войну с Францией вступила почти вся Европа. Нерешенность аграрного вопроса привела к мятежам в деревне. Но самой большой опасностью для Республики стал роялистский мятеж в Вандее. Армия терпела неудачи на фронте. К весне в стране разразился голод, что привело к борьбе за установление максимума цен, который требовала установить беднота. В этих сложных условиях жирондисты пытались править конституционными методами. Против жирондистов развернули активную пропаганду якобинцы. Опираясь на беднейшие слои населения Парижа, они осуществили государственный переворот (восстание 31 мая - 2 июня). Лидеры жирондистов были арестованы и их политическое господство закончилось.

Якобинская диктатура.
Карта Франции в 1793 г.Придя к власти, якобинцы сразу взялись за составление новой конституции, которая должна была подвести легальную почву под их режим. Проект готовил Комитет общественного спасения, в который входили Робеспьер, Марат, Дантон, Кутон и др. 4 июня Конституцию принял Конвент, а в июле она была утверждена первичными собраниями избирателей.

Тексту Конституции предшествовала новая "Декларация прав человека и гражданина" - более обширная и демократичная. Целью общества провозглашалось всеобщее счастье, а целью правительства - обеспечение человеку возможности пользоваться своими естественными и неотъемлемыми правами. Провозглашались свобода мысли, печати, собраний, вероисповедания, право на подачу петиций, на сопротивление угнетению и на восстание. Впервые в истории говорилось о праве на труд, на образование и на получение государственной помощи. В то же время Декларация рассматривала рабочую силу как один из объектов торговли и требовала от граждан повиновения закону. Как и ранее Декларация провозглашала защиту частной собственности.

Конституционный акт определял форму государственного устройства, организацию, компетенцию и взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной властей, избирательные права и обязанности граждан, основы налогообложения, организацию вооруженных сил Республики, принципы внешней политики. Франция провозглашалась единой и неделимой республикой, что означало необходимость централизации власти в условиях мятежей и интервенции.
Избирательные права предоставлялись мужчинам с 21 года независимо от имущественного положения. Права гражданства распространялись на иностранцев, проживших во Франции более 1 года.
Законодательная власть вверялась Законодательному корпусу, состоящему из одной палаты, ежегодно избираемый прямыми выборами. Законодательный корпус должен был разрабатывать и принимать законы, но в действие они вводились только после утверждения первичными собраниями избирателей (этим обеспечивался народный суверенитет). Конституция устанавливала парламентский иммунитет и не допускала отзыва депутатов избирателями.
Исполнительная власть вверялась исполнительному совету из 24 членов, избираемому Законодательным корпусом из кандидатов первичных собраний. Исполнительный совет осуществлял руководство общим управлением, назначал агентов внешних сношений, вел переговоров и т.п. Конституция провозглашала принцип невмешательства в дела других народов. Судебная власть принадлежала ежегодно избираемым судам. Суд должен был быть публичным и бесплатным.

Смерть Марата, заколотого кинжалом Шарлотты Корде (Жак Луи Давид, 1793; Брюссель, Королевский музей изящных искусств)Введение Конституции в действие было отложено до конца войны, но она сыграла огромную роль в консолидации революционных сил и в последующем конституционном творчестве. Так как введение Конституции было отложено якобинцы построили организацию власти в форме диктатуры под давлением внешних (война европейских держав) и внутренних (мятежи жирондистов и роялистов, террор) обстоятельств. Начало формирования диктатуры происходило еще в период правления жирондистов (ими был создан революционный трибунал и Комитет Общественного спасения). 10 июля 1793 г. произошло переизбрание Комитета Общественного спасения, и вскоре его возглавил Робеспьер, остававшийся бессменным лидером якобинской диктатуры до самого ее падения. Реорганизация власти происходила в условиях давления низов, требовавших продолжения революции и радикальных преобразований (выступления "бешеных"). Одновременно назрела необходимость реорганизации армии и отражения атак интервентов, а также подавление вандейского мятежа. Комитет пошел по пути концентрации власти, хотя сохранялся Конвент, как высший законодательный орган и Комитет общей безопасности, как орган для борьбы с контрреволюцией. В начале сентября 1793 г. произошли выступления рабочих и низов за установления максимума цен и усиление революционного террора. Конвент сначала принял постановление, а затем закон о максимуме. После этого последовал декрет о подозрительных и 10 октября был принят закон о создании Временного правительства, юридически оформивший режим революционной диктатуры.

Конвент формально являлся высшим органом государственной власти: он имел право принятия законов и их толкования. В нем доминировали якобинцы, хотя оставалась значительная часть депутатов, принадлежащих к так называемой "равнине". Аллегория диктатуры в период правления Максимильена РобеспьераНепосредственное управление осуществляли комитеты, среди которых главным был Комитет Общественного спасения. В его составе было 14-15 чел. Комитет переизбирался каждый месяц, но не менял состава почти за весь период якобинской диктатуры. Во главе находился М.Робеспьер, чей авторитет был совершенно непререкаем. У Комитета от Конвента имелись исключительные полномочия: руководство обороной, текущее управление, внешняя политика. Под его началом и контролем находились все министерства и ведомства, а также Исполнительный совет. Комитет общественной безопасности был создан для борьбы с контрреволюцией: в его ведение входило расследование всех дел, которые выносились на суд Революционного трибунала. В ведении Комитета общественной безопасности находились полиция и тюрьмы. Революционный трибунал практиковал ускоренное судопроизводство, его приговоры были окончательными, а мерой наказания для виновных являлась гильотина. В системе якобинской диктатуры действовали комиссары Конвента с чрезвычайными полномочиями, невыполнение их распоряжений были тягчайшим преступлением. Комиссары подчинялись Комитету Общественного спасения и каждые 10 дней предоставляли туда отчеты. На местах действовали постоянные уполномоченные правительства - национальные агенты, также наблюдательные комитеты, народные клубы и общества. Основную роль в проведении политики на местах играл Якобинский клуб. Особым элементом системы была Революционная армия. Командиры наделялись исключительными правомочиями, вплоть до применения смертной казни.

Экономическая политика якобинцев была направлена прежде всего на завершение аграрного законодательства. Были приняты декреты о продаже земли небольшими участками и в рассрочку, о разделе общинных земель, декрет об уничтожении последних остатков феодальной зависимости. В целях стабилизации экономики было осуществлено нормирование цен и введен закон о максимуме. Была оказана помощь безработным и введены продовольственные карточки. В целом все эти меры могут рассматриваться как попытки государственного вмешательства в экономику. Важной мерой якобинцев была отмена рабства в колониях. В связи со сложным положением на военных фронтах якобинцы осуществили милитаризацию экономики и всей жизни (к 1794 г. под ружьем - 1 млн.чел.).

Результаты политики якобинцев оказались весьма показательными, хотя и противоречивыми. В начале 1794 г. в основном были решены внутренние и внешние проблемы - достигнута стабилизация экономики, приостановлена спекуляция, подавлены мятежи и ликвидирована внешняя угроза - интервенты были изгнаны за пределы Франции.

Ж.ДантонОднако якобинский режим стал превращаться в авторитарный. Введение Конституции все время откладывалось. Революционный трибунал действовал против всех, несогласных с политикой Комитета общественного спасения. Вместо ожидаемого ослабления террора, которое должно было произойти в связи с нормализацией внешней и внутренней обстановки, последовал новый виток репрессий, не связанный с реальной обстановкой. Сами якобинцы раскололись на 3 течения: "левые" во главе с Эбером, "правые" во главе с Дантоном и условный "центр" во главе с Робеспьером. Весной 1794 г. Робеспьер и его сторонники осуществили разгром эбертистов и дантонистов (почти все их видные деятели были казнены), что свидетельствовало о новом размахе террора. В надежде хоть как-то укрепить режим Робеспьер предпринимает попытку введения культа Верховного существа, который однако успеха не имел. Агонией режима якобинцев оказался декрет от 10 июня 1794 о врагах народа: до 26 июля вынесено 1563 приговора и казнено 1285 чел.

Казнь Максимильена Робеспьера (10 термидора II года) 28 июля 1794 (гравюра Джеймса Иднарпила по картине Бейса)В результате террора и репрессивной политики якобинцы лишились социальной базы . В Конвенте сложился заговор, результатом которого стал переворот 9 термидора (27 июля) 1794 г. Якобинские лидеры были арестованы и на следующий день казнены.

Термидорианская республика

Пришедщие к власти термидорианцы - представители средней и крупной буржуазии - направили свои усилия на демонтаж диктатуры. Сразу были отменены многие законы якобинцев, особенно, касавшиеся вмешательства государства в экономику (о максимуме, налогах на богатых и т.п.), была упразднена Коммуна, проведены аресты якобинцев. Главное внимание термидорианцы уделили разработке новой конституции.

Конституция III года Республики была утверждена Конвентом в августе 1795 г. Она начиналась с "Декларации прав и обязанностей человека и гражданина", из которой были исключены право на восстание, право быть избранным на любые государственные должности, свободы собраний, печати, ряд принципов государственности и права, но провозглашалась обязанность каждого защищать государство и собственность. Основными принципами государственного строя назывались представительное правление и разделение властей. Предполагались двустепенные выборы в высшие органы государственной власти. Выборщиков могли избирать мужчины с 21 года, родившиеся и живущие во Франции, уплачивающие прямой налог и имеющие оседлость в 1 год. Выборщиками могли стать мужчины с 25 лет, обладающие имуществом, стоимость которого не ниже зарплаты рабочего за 200 дней. Они имели право выбирать в высшие органы лиц, у которых был ещё более высокий ценз.
Высшим органом законодательной власти был Законодательный корпус, состоящий из 2-х палат: верхняя - Совет старейшин и нижняя - Палата 500. Законопроекты должны были проходить снизу вверх: нижняя палата составляла законопроекты, которые шли на утверждение в Совет старейшин. Исполнительная власть вверялась Директории из 5 директоров, назначаемых Советом старейшин из кандидатов Палаты 500. Директора сменялись по одному в год. Директория осуществляла назначение министров, главнокомандующих армиями и других высших должностных лиц.

Четыре года режима Директории характеризовались социально-экономической и политической неустойчивостью. Происходило спекулятивное обогащение новой буржуазии и обнищание большей части населения. Экономика испытывала трудности переходного периода, сказывались последствия войны и экономической блокады. Нестабильность Директории характеризуют термином "политика качелей". Кризис режима ускорили военные поражения. В администрации царили беспорядок и коррупция, в стране бесчинствовали шайки разбойников, терроризирующих население. Все чаще раздавались требования обеспечить стабильность и порядок. В этих условиях выход многие видели в военной диктатуре.

4. Консульство и Первая Империя.

Консульство
Лейтенант Наполеон Бонапарт в 1792 (Музеи Версаля)В ходе войн Директории особенно выделился генерал Бонапарт, популярность которого оказалась высокой не только в армии, но и в самом Париже. Он прибыл в столицу в разгар кризиса Директории и был встречен всеобщим ликованием. Бонапарт получил деньги от влиятельных финансистов. Его фигура стала пользоваться всеобщей поддержкой. В этих условиях был совершен государственный переворот 18 брюмера 8 года Республики (9 ноября 1799 г.). Под предлогом якобинского заговора заседания Законодательного корпуса были перенесены в пригород Парижа. Бонапарту было дано командование над вооруженными силами столичного округа. Директоров принудили подать в отставку и передать власть Бонапарту. На следующий день Бонапарт явился в зал заседаний Законодательного корпуса, но был встречен негодованием в Палате 500. Сопротивление было сломлено Мюратом, который отдал приказ солдатам разогнать депутатов. К вечеру часть депутатов возвратили и предложили проголосовать за постановление об упразднении Директории и передачу власти трем временным консулам, одним из которых был Бонапарт. Законодательный корпус был заменен двумя комиссиями для выработки новой конституции, подлежавшей утверждению плебисцитом.
Переворот 18 брюмера открыл период послереволюционной стабилизации, закрепления и государственно-правового оформления результатов революции в интересах буржуазии и крестьянства.

Конституция 1799 г.
Была принята в декабре 1799 г. Формально сохранялась республика. Основные черты государственного строя - верховенство правительства и представительство по плебисциту. Законодательная власть была разделена между тремя органами - Государственным советом, Трибунатом и Законодательным корпусом - и поставлена в зависимость от исполнительной власти. Избирательное право предоставлялось всем мужчинам с 21 года, но выбирали 1 раз в 5 лет кандидатов в депутаты по многоступенчатому принципу (1\10 на каждом уровне) - система представительства по плебисциту. Из кандидатов правительство отбирало в местную администрацию и законодательные органы. Исполнительная власть, права и полномочия которой были расширены, вручалась трем консулам, избиравшимся на 10 лет. Первый консул (Бонапарт) наделялся особыми полномочиями: ему принадлежала исполнительная власть, он назначал и смещал министров, членов Государственного совета, послов, генералов, высших чиновников, судей; он обнародовал законы, был верховным главнокомандующим, осуществлял руководство внутренней и внешней политикой, также ему принадлежало право законодательной инициативы. 2-й и 3-й консулы имели совещательные полномочия.
Законопроект предлагался первым консулом и редактировался Государственным советом, состав которого назначался тем же первым консулом. Далее он обсуждался в Трибунате, который не имел права его редактировать. Затем он шел в Законодательный корпус, который принимал его без прений, после этого он попадал на утверждение в Охранительный сенат на утверждение (Сенат назначался пожизненно первым консулом, а сам назначал Трибунат и Законодательный корпус). После прохождения всех инстанций зконопроект попадал на подпись первому консулу, который имел право вносить законопроекты прямо в сенат, минуя другие инстанции.

Конституция 1799 г. устанавливала режим личной власти Наполеона, но сохраняла основные завоевания революционных лет: новым владельцам гарантировалось их право на приобретенные в годы революции земельные владения. Новая конституция была одобрена плебисцитом: 3 с лишним млн. проголосовали "за" и только 1562 чел. - против.

Первая Империя
Наполеон на перевале Сен-Бернар (Жак Луи Давид, 1800)Новый плебисцит 1802 г. закрепил за Наполеоном пост Первого консула пожизненно и расширил его полномочия (например, право назначать преемника). В том же году день рождения Наполеона стал национальным праздником, а с 1803 г. его изображение стали чеканить на монетах. В мае 1804 г. Наполеон был провозглашен императором всех французов, и 2 декабря коронован римским папой. Франция вернулась к монархической форме правления, но, в отличие от Бурбонов, это был авторитарный буржуазный режим, хотя возвращение некоторых старых порядков было неизбежно. В 1802 г. была объявлена амнистия дворян-эмигрантов, Наполеон создал пышный двор, были восстановлены придворные титулы, звание маршала, производилась раздача земель. Однако сословные привилегии не были восстановлены, законодательство Наполеона закрепляло юридическое равенство, хотя из обихода исчезло обращение "гражданин".

Наполеон коронует Жозефину (Жак Луи Давид, фрагмент: Париж, Лувр)В годы Консульства и Империи было упразднено выборное местное самоуправление, но подтверждалось прежнее административное деление. Вся власть в департаменте передавалсь назначаемому правительством префекту, в дистрикте - супрефекту, которые обладали всей полнотой власти. Правительство назначало мэров и членов совещательных советов коммун и городов. Существовала строгая иерархическая подчиненность всех должностных лиц Первому консулу, а затем императору, происходила централизация и бюрократизация государственного аппарата. Отменялся суд присяжных, и все судебные органы ставились в зависимость от центральной власти. Армия из освободительной превратилась в профессиональную, привилегированными войсками стала императорская гвардия. Был создан хорошо организованный и разветвленный полицейский аппарат из трех структур, которые следили друг за другом. У тайной политической полиции были почти неограниченные полномочия. Демократические завоевания революции в большинстве своем были ликвидированы. Декларации о политической свободе стали удобной демагогией, прикрывавшей деспотический характер правления. Вводится строгая цензура: менее чем за год после переворота 18 брюмера из 73 газет осталось 13, нарушалась тайна переписки, образование и наука ставились под надзор властей. Франция заключила Конкордат (союз) с римско-католической церковью, и католицизм был провозглашен "религией большинства французов". Духовенство стало получать жалование от государства.
Европа во время наполеоновских войнВ годы Консульства и Империи была проведена большая работа по упорядочению законодательства и выработке юридических норм нового буржуазного общества. С 1804 по 1811 г. были разработаны и приняты 5 кодексов, которые в совокупности составили "Кодекс Наполеона".

История Империи - это непрерывные захватнические войны, в результате которых под властью Наполеона оказалась почти вся Европа. После неудачного похода Наполеона в Россию в 1813 г. состоялась "Битва народов" под Лейпцигом, и 31 марта 1814 г. войска коалиции вступили в Париж. Наполеон отрекся от престола и был сослан на о.Эльбу, откуда бежал и в марте 1815 г. вторично пришел к власти. Империя была восстановлена, но только на 100 дней. 18 июня 1815 г. состоялась битва при Ватерлоо, в которой Наполеон потерпел окончательное поражение, после чего 22 июня состоялось второе отречение и ссылка на остров Св.Елены, где 5 мая 1821 г. Наполеон Бонапарт умер.

5. Легитимная и Орлеанская монархии.

Легитимная монархия.
После вступления союзных войск в Париж состоялось совещание о восстановлении монархии. Глава временного правительства Талейран предложил вернуть легитимную монархию Бурбонов. По приглашению Сената из Англии был приглашен граф де Лилль (брат Людовика XVI), который принял тронное имя Людовика XVIII. В мае 1814 г. накануне въезда в Париж Людовик XVIII издал "Хартию 1814 г." По характеру и значению Хартия может рассматриваться как новая конституция Франции. Восстанавливалась легитимная монархия. Особа короля провозглашалась "священной и неприкосновенной". Прерогативы короля были больше, чем по конституции 1791 г.: ему принадлежала вся полнота исполнительной власти, он обладал правом назначения на все должности в государственном аппарате, армии, полиции, суде; правом законодательной инициативы и издания указов. Законопроект, принятый парламентом, вступал в силу лишь после утверждения королем. Отвергнутый им законопроект не мог быть представлен вторично той же сессии парламента. Парламент состоял из двух палат: пэров и депутатов. Королю давалось право пожалования в пэры (пожизненно или наследственно); пэром также можно было стать по праву рождения. В выборах участвовали лица с 30 лет и платящие не менее 300 франков прямого налога, избранными могли быть лица с 40 лет и с доходом не ниже 1000 франков. Из 31 млн. право выбирать получили 50 тыс. чел., а избранными - 15 тыс. Был сохранен в основной части военно-бюрократический и судебный аппарат, созданный при Наполеоне. В Хартии утверждалась свобода совести и признавалась законность продажи национальных имуществ.

После поражения Наполеона при Ватерлоо Людовик XVIII снова вступил на престол. Были проведены репрессии по отношению к бонапартистам, но соблюдались основные положения Хартии. В стране происходил рост влияния буржуазии, но власть находилась в руках старой феодальной аристократии, хотя их собственность уже носила буржуазный характер. С начала 1820-х гг. усилилось влияние на государственную политику наиболее реакционной части дворян и духовенства, которые не хотели приспособиться к новым условиям и помышляли о возвращении к старым порядкам. В 1824 г. после смерти Людовика XVIII на престол взошел его брат граф д'Артуа (Карл X) - вождь ультрареакционных кругов. Карл X начал откровенно продворянскую политику и разрушил равновесие между верхушкой буржуазии и дворянством. В результате произошел рост общественного недовольства, которое вылилось в новую революцию.

Июльская революция 1830 г.
Свобода, ведущая народ (Эжен Делакруа, 1830; Париж, Лувр)Революции предшествовало 4 ордонанса Карла X: о роспуске палаты депутатов, об уменьшении вдвое числа депутатов в нижней палате, о введении дополнительной цензуры прессы, о запрещении собраний и манифестаций. В результате в Париже поднялись протесты, которые переросли в новую революцию. Карл X бежал из страны. Плоды революции пожала крупная буржуазия, которая возвела на престол Луи Филиппа Орлеанского (представитель младшей ветви Бурбонов), имевшего тесные связи с крупными банкирами.
Как результат революции появилась Хартия 1830 г., по сути, конституция нового режима. Документ похож на Хартию 1814 г., но расширена роль парламента. Законодательная инициатива теперь принадлежала парламенту и королю. Был снижен имущественный и возрастной ценз, что привело к увеличению числа выборщиков до 240 тыс. Король лишался права жаловать наследственное звание пэра.

Режим Орлеанской монархии привел к установлению господства финансовой буржуазии. Однако во Франции, как и в других странах, после буржуазной революции стала разворачиваться промышленная революция, что привело к выходу на историческую арену промышленной буржуазии и пролетариата. К концу 1840-х гг. стала очевидной необходимость изменения государственного строя.

6. Революция 1848 г. и Вторая Республика.

Бои в Тронном зале королевского дворца Тюильри в Париже 24 февраля 1848 (литография В. Адама и Ж. Арну)23 февраля 1848 г. в Париже прошла демонстрация протеста, которая вылилась в солкновение с войсками. Это вызвало восстание и штурм королевского дворца, Луи Филипп был вынужден отречься от престола и бежал из страны. Было создано Временное правительство, которое провело ряд мероприятий, в ряду которых: освобождение политзаключенных, роспуск парламента, отмена дворянских титулов, введение всеобщего избирательного права для мужчин с 21 года, отмена рабства во французских колониях, упраздение денежного залога для печати, сокращение рабочего дня (до 10 часов в Париже) и др. Главной задачей Временного правительства была подготовка выборов в Учредительное собрание, которое открылось 4 мая и 4 ноября приняло Конституцию Второй Республики (1848 г.).

В преамбуле определялись политические и гражданские свободы, говорилось о праве на труд, бесплатное первоначальное обучение, профессиональное образование, подчеркивалось равенство между хозяевами и рабочими, констатировалось недопущение произвольного лишения свободы, исключительных судов, смертной казни, цензуры. Основными принципами государственного строя провозлашались республиканская форма правления, разделение властей и представительное правление.
Законодательная власть вверялась однопалатному Законодательному собранию (из 750 чел.), избираемому на 3 года на основе всеобщего избирательного права для мужчин старше 21 года. Досрочный роспуск парламента был возможен только по его собственному решению. Собранию предоставлялось исключительное право принятия законов. Разработкой законопроектов и надзором над законодательством занимался Государственный Совет, избираемый парламентом на 6 лет. Исполнительная власть вверялась президенту, избираемому на 4 года, который наделялся огромной властью, включая право назначать и смещать министров, подписывать договоры, право помилования, командование воисками, руководство внешней политикой и т.д.
Основным недостатком Конституции 1848 г. было отсутствие конституционных механизмов для обеспечения баланса властей.

В результате выборов 10 декабря 1848 г. президентом стал Луи Бонапарт, котроый взял курс на государственный переворот. Постепенно происходила замена всех должностных лиц на бонапартистов на всех уровнях власти. 2 декабря 1851 г. был проведен арест депутатов и роспуск Законодательного собрания.

7.Вторая Империя.

Луи Наполеон Бонапарт, племянник Наполеона 1 (фотография)14 января 1852 г. была принята новая конституция Франции. Во многих чертах она была похожа на Конституцию 1799 г. Вся власть передавалась президенту на 10 лет. Он ведал назначением на должности, подписывал договоры, имел право войны и мира, ему принадлежала законодательная инициатива, он командовал армией и полицией. Законодательная власть распределялась между Законодательным корпусом (избирался "всеобщим" голосованием из кандидатов президента), Государственным советом (назначался президентом на определенный срок) и сенатом (назначался президентом пожизненно). Государственный совет разрабатывал законопроект на основе предложений президента. Далее он шел в Законодательный корпус, который принимал его голосованием. После этого он попадал в сенат, который рассматривал его на соответствие конституции. Президент формально нес ответственность перед народом, но народ не имел никаких возможностей воздействовать на президента. Местное управление не претерпело изменений со времен Наполеона I.
В ноябре 1852 г. был принят сенатус-консульт о восстановлении императорской власти. Новым императором Франции был провозглашен Наполеон III. В том же месяце это решение прошло через утверждение плебисцитом.

Бонапартизм представлял собой политику лавирования. Ликвидация парламентаризма способствовала бюрократизации государственного аппарата. Законодательный корпус был поставлен под контроль правительства. В 1858 г. был принят сенатус-консульт, предусматривавший, что кандидаты в депутаты Законодательного корпуса должны были являться в префектуры департаментов, где происходили выборы, чтобы дать подписку в верности конституции и императору. Но с 1860 по 1870 гг. появился ряд декретов, расширяющих права Законодательного корпуса, что позволило говорить о либеральной монархии.

8.Третья Республика.

Франко-прусская война и революция 4 сентября 1870 г.
Битва при Седане (гравюра 1870-x)В конце 1860х гг. стал ощущаться кризис режима Второй империи: произошли серьезные неудачи во внешней политике, наблюдался разгул произвола и коррупция госаппарата, происходило ущеление прав и свобод граждан. Попыткой решить внутренние проблемы была война с Пруссией, которая началась 19 июля 1870 г. Из-за неподготовленности Франции ее армия потерпела ряд поражений на начальном этапе, которые в конечном итоге привели к Седанской катастрофе 2 сентября (17 тыс. убитых и раненых, 100 тыс. во главе с Наполеоном III попали в плен).

Осада Парижа (картина Э. Мейссонье)Как только весть о Седанской катастрофе докатилась до столицы, 4 сентября 1870 г. в Париже вспыхнуло восстание и была провозглашена Республика. Было создано Временное правительство, которое в условиях оккупации Франции приняло название "правительство национальной обороны". С сентября по январь происходила осада Парижа немцами, которая завершилась 28 января 1871 г. капитуляцией Франции.
8 февраля в условиях оккупации были проведены выборы в Национальное собрание, как высший орган власти в стране. На выборах победили представители различных монархических группировок. Исполнительная власть передавалась министрам из 3 республиканцев и 6 монархистов во главе с Тьером. Правительство заключило мирный договор с Германией, по которому Франция теряла 2 провинции и уплачивала 5 млрд.контрибуции.

Парижская Коммуна
Баррикады в Париже, воздвигнутые во время восстания 18 марта 1871Французы испытали величайший национальный позор, который усугубило собственное правительство "мерами по обузданию Парижа". Это имело следствием восстание 18 марта 1871 г. Правительство бежало в Версаль, а власть перешла в руки Центрального Комитета Национальной гвардии, который провел ряд мероприятий демократического характера и организовал 26 марта выборы в Совет Коммуны. Коммуна стала государством нового типа, так как был осуществлен слом старой государственной машины и создана новая государственность. Основными мероприятиями в этом направлении можно считать следующее:

  • упразднение постоянной армии, основанной на рекрутском наборе и замена ее национальной гвардией;
  • декрет о непризнании власти версальского правительства;
  • отмена полиции и замена ее резервными батальонами национальной гвардии;
  • введение принципа выборности и сменяемости в отношении всех государственных служащих;
  • отделение церкви от государства;
  • передача управления округами Парижа в ведение членов Коммуны;
  • введение выборности судей, института народных заседателей и права свободной защиты.

Парижская Коммуна была одновременно и законодательным, и исполнительным органом власти. Декреты, принятые на заседаниях Совета Коммуны, осуществлялись органами и учреждениями, которыми руководила одна из 9 комиссий, созданных Коммуной из ее же членов. Комиссии формировались по отраслям управления: военная, продовольственная, финансов, юстиции, внешних сношений, просвещения, общественной безопасности, труда, промышленности и обмена. Высшим органом была Исполнительная комиссия, состоявшая из руководителей 9 специальных комиссий. Во главе каждого из округов Парижа находилась муниципальная комиссия (мэрия), работавшая под руководством членов коммуны, избранных от данного округа.
На практике в условиях осады правительственными войсками 1 мая был создан Комитет общественного спасения из 5 членов Коммуны, наделенных чрезвычайными полномочиями.

Судебная система состояла из двух структур: 1) общегражданские суды: по делам версальцев, палата гражданского суда, мировые судьи; 2) военные суды: дисциплинарные суды в батальонах, суды в легионах, общеармейский военно-полевой суд.
Утверждение смертных приговоров проводилось исполнительной комиссией (на практике не утвердила ни одного). Совет Коммуны был высшей кассационной инстанцией и судом первой инстанции по особо важным делам. Была создана прокуратура из Прокурора Коммуны и 4-х заместителей.

Коммуны на местах были автономны и создавались по типу Парижской Коммуны. Их правомочия ограничивались только одинаковыми правами всех прочих коммун, союз которых должен был обеспечивать единство страны. В ведении каждой местной коммуны находилось вотирование местного бюджета, управление местным имуществом, организация собственного суда, полиции и национальной гвардии, вопросы образования и т.п. Для граждан гарантировалось свободное выражение взглядов, свобода личности, совести и труда.

История Коммуны продолжалась всего 72 дня. 21 мая версальские войска ворвались в Париж и в течение недели Коммуна была подавлена.

Конституция 1875 г.
После разгрома Коммуны во Франции наступил период реакции. В марте 1873 г. был принят закон об ограничении исполнительной власти, который предусматривал разделение поста главы государства и главы правительства. Президентом был избран Мак Магон, ярый монархист. Монархисты взяли курс на восстановление монархии и готовили заговор. Заговор оказался раскрыт и вызвал такую волну протестов, что Национальное собрание принялось за выработку конституции. 30 января 1875 г. было проведено голосование по поправке со словом "республика", которая получила большинство всего в 1 голос (353 против 352).
Конституция 1875 г. состояла из трех законов: "Об организации государственных властей", "Об организации сената", "Об отношении государственных властей". Отсутствие единого конституционного акта привело к тому, что был обойден вопрос о принципах государственного устройства: ни одна статья прямо не утверждает республику (только есть одна фраза: "президент республики"). Нет ничего в тексте законов о демократических правах и свободах граждан.
Президент избирался на 7 лет абсолютным большинством голосов сената и палаты представителей, соединенных для этого в единое "Национальное собрание". Президент мог быть переизбран. Ему предоставлялось право законодательной инициативы, опубликования законов, наблюдения за их исполнением. Он мог отсрочить заседания палат, потребовать нового обсуждения уже согласованного палатами законопроекта. Президент мог распустить палату представителей с согласия сената. Он являлся главой вооруженных сил, имел право назначения на все высшие военные и гражданские должности, имел право помилования. По сути, президент имел все атрибуты конституционного монарха, за исключением права наследования власти.
Законодательная власть принаждежала сенату и палате депутатов. У сената имелись равные права с палатой депутатов, и лишь финансовые законопроекты первой обсуждала палата депутатов. Без согласия сената ни один законопроект не получал силу закона. С согласия сената президент распускал палату депутатов, но сам сенат роспуску не подлежал. Сенат мог быть превращен в верховный судебный орган для суда над президентом и министрами. Выборы в палату депутатов были прямыми, в сенат - многоступенчатыми, кроме того, резервировалось определенное число мест.
Правительство назначалось президентом, но имело солидарную ответственность перед палатой депутатов. Министры получали доступ на заседания палат.

Утверждение Третьей республики и ее особенности в конце XIX - начале XX в.

В 1877 г. монархические группировки объединились в новом заговоре во главе с Мак-Магоном. Попытка государственного переворота привела к отставке Мак-Магона и приходу президента-республиканца Греви. Новую попытку государственного переворота предпринял генерал Буланже. Из-за опасности монархического переворота постепенно происходило сужение полномочий президента, но, с другой стороны, в широких полномочиях президента содержалась гарантия на случай внутриполитических осложнений. Выход был найден в следующем: по согласию партий на пост президента стали избирать малозначительных деятелей, не способных к проведению самостоятельной политической линии. Значительная часть правомочий президента перешла в руки парламента и правительства. Некоторое из полномочий (вето, роспуск нижней палаты) не использовались президентом самостоятельно. В конце концов президенту была отведена роль резерва на случай кризиса.

В 1884 г. были приняты важные поправки к Конституции 1875 г.: запрещалось пересматривать республиканскую форму правления, члены правивших династий лишались права претендовать на пост президента, упразднялась категория несменяемых сенаторов (всех теперь избирали пропорционально населению коммун). Вотум недоверия правительству мог исходить из одной палаты. Еще в 1879-1880 гг. резиденцией парламента стал Париж (вместо Версаля), национальным гимном - "Марсельеза", а национальным праздником - 14 июля.

Особенностью политической жизни Франции была многопартийность. Часто практиковались временные объединения политиков. Парламентарии часто меняли политические убеждения в зависимости от конъюнктуры. Главным звеном политической системы оставался парламент. Палата депутатов избиралась по мажоритарной системе в 2 тура: для победы в 1-м туре требовалось абсолютное большинство (более 50% участвовавших), во 2-м - достаточно было относитильного большинства. Партии во время выборов блокировались. Право выбирать имели граждане с 21 года и 6 месяцами оседлости, кроме женщин и военнослужащих. В сенат избирали выборщики, некоторые выборщики не избирались специально, т.к. уже были "избраны" (депутаты, государственные и окружные советники). Для избрания в сенаторы требовалось абсолютное большинство голосов в двух турах, а в 3-м - относительное.
Многопартийный состав парламента приводил к частой смене правительства, но реально происходила только смена кабинета, т.к. в правительство входили одни и те же политики. Бюрократия оставалась неизменной: ее основа существовала еще со времен империи, и многие чиновники не менялись, немотря на революции. Особая роль была у Государственного совета, который был консультантом правительства по вопросам управления. Он являлся высшим судом административной юстиции и рассматривал правонарушения чиновников при исполнении обязанностей.

Местное управление было унаследовано еще от Первой империи: существовали территориальные управления министерств в департаментах и более мелких единицах. Полномочным представителем центральной администрации со всей полнотой власти был префект, который назначался декретом президента по представлению министра внутренних дел. Во главе округа находился супрефект, назначавшийся министром внутренних дел и подчиненный префекту. На местах существовали и выборные органы, которое ведали налогами, благоустройством и т.п. Префект имел право приостанавливать и опротестовывать решения генеральных советов и отменять решения окружных советов. Решения муниципалитетов становились законом после утверждения префектом. Выборный мэр мог быть отстранен префектом, а министр внутренних дел мог снять его с поста.

Дополнительная литература по теме:

  1. Кислица Н.А. Французская буржуазная революция 1789-1794 гг. М., 1968.
  2. Манфред А.З. Великая французская революция XVIII в. М., 1983.
  3. Ревуненков В.Г. Очерки по истории Великой французской революции. М., 1989.
  4. Батыр К.И. История государства и права Франции периода революции 1789-1794. М., 1984.
  5. Антюхина-Московченко В.И. Третья республика во Франции. М., 1986.

Предыдущая лекция

На главную

Следующая лекция