Практическое занятие № 7
Тема: Общественный и государственный строй Древней Спарты
План
- Образование Спартанского государства.
- Реформы Ликурга и организация "общины равных" у спартиатов.
- Государственный строй Древней Спарты.
- Характеристика спартанского государства.
Источники и литература:
В электронном виде:
- Плутарх. Ликург.
- Аристотель о спартанских учреждениях.
- Всемирная история.
Том 1. Становление рабовладельческого государства в Спарте и других
земледельческих областях Греции
Печатные издания:
- Хрестоматия по истории Древней Греции (Под.ред. Д.П. Каллистова. М.,
1964. Разд. IV., с. 118-137.
- Плутарх. Избранные жизнеописания. М., 1987 г., т.1 (Ликург).
- Аристотель. Политика. Соч. т.4. М., 1984.
- Практикум по истории древнего мира / Под.ред. И.С. Свенцицкой. М.,
1981. Вып. II.
- История Древней Греции / Под.ред. В.И.Кузищина. М.,1996. C. 97-98;
с. 105-109; 175-183.
- Скрипилев Е.А. История государства и права Древнего мира. М., 1992.
C. 38-41.
- Печатнова Л.Г. Спартанские цари. - М., 2007. - 352 с.
Методические рекомендации
Цель занятия - изучение общественного и государственного
строя Древней Спарты. .
Принципы работы над темой те же, что и при изучении Афинской рабовладельческой
демократии .
При изучении темы студенты должны составить четкое представление об отличиях
в исторических условиях и тенденциях возникновения и развития полисной
государственности в Спарте и Афинах. В ответах студенты должны обратить
внимание на следующие аспекты:
- Завоевание Лаконики дорийцами. Мессенские войны. Особенности оформления
общественного строя. Илотия как особая форма рабства. Периэки.
- Ликург и причины реформ в Спарте.
- Реформы по созданию "общины равных": аграрная реформа, денежная реформа,
общественные трапезы. Система государственного воспитания. Быт и личная
жизнь спартиатов. Семейные отношения.
- Государственное устройство Спарты: Апелла. Архагеты. Герусия. Эфорат.
Должностные лица.
- Схема государственного устройства Спарты.
- Общая характеристика спартанского государства.
- Сравнение Спарты и Афин как политических систем.
Казусы
|