II. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ГЕРМАНСКОЙ ИМПЕРИИ
 Конституция Германии
 (16 апреля 1871 г.) 
                    
   II. Имперское законодательство
                      
   2. На протяжении... союзной территория империя поль-
зуется правом законодательствовать, применяясь к содер-
жанию этой конституции,..  имперские законы имеют преи-
мущество перед законами областными6...                 
   4. Надзору  со стороны империи и ее законодательству
подлежат следующие предметы:                           
   1) Определения,  касающиеся свободы переселения, от-
ношений к месту рождения,  и к месту жительства,  права
гражданства,  паспортов,  полиции, иностранцев, а также
касающиеся ремесла и страхования,..  сверх того опреде-
ления о колонизации 7 и о  переселении  в  иностранные,
негерманские земли.                                    
   2) Законодательство таможенное и торговое и установ-
ление налогов, необходимых для нужд империи.           
   3) Определение системы мер,  весов и монет,  а также
основные положения о выпуске бумажных денег, гарантиро-
ванных движимыми или недвижимыми ценностями.
           
   3 Отто фон Бисмарк - первый министр Пруссии, а затем
канцлер объединенной Германии (1815-1898).             
   4 Нижней, выборной палаты прусского парламента ("Па-
латы депутатов").                                      
   5 Речь идет о соглашениях,  заключенных в 1815  году
после поражения Наполеона.                             
   6 Имеются  в  виду законы отдельных германских госу-
дарств,  вошедших в 1871 году в состав Германской импе-
рии.                                                   
   7 Речь идет о переселении в пределах Германии.      
4) Общие определения о банках.                         
   5) Патенты на изобретения.                          
   6) Охрана авторской собственности.                  
   7) Организация общей защиты германской  торговли  за
границей,  германского мореплавания...  и распределение
общего консульского  представительства,  установленного
на счет империи.                                       
   8) Железные дороги... и пути сообщения, водные и су-
хопутные,  установленные в интересах  защиты  страны  и
всеобщего оборота.                                     
   10) Почта и телеграф...                             
   13) Общее законодательство в гражданском праве, уго-
ловное право и судопроизводство.                       
   14) Армия и военный флот в империи.                 
   16) Определения о прессе и о праве общения (союзов).
   5. Имперское законодательство осуществляется союзным
советом и рейхстагом. Согласие большинства в том и дру-
гом собрании необходимо для имперского закона  и  уста-
навливает его.  Если в союзном совете произойдет разде-
ление мнений,  касательно законодательных проектов, от-
носящихся к армии,  флоту,..  голос президента является
решающим, если он высказывается за сохранение существу-
ющего устройства.
                                      
   III. Союзный совет
                                  
   6. Союзный  совет  состоит  из  представителей госу-
дарств,  входящих в состав союза, между которыми голоса
распределяются таким образом,  что... (Пруссия получает
17 голосов из 58).
                                     
   IV. Президентство 
                                  
   11. Президентство ,в союзе принадлежит королю прусс-
кому, который носит титул германского императора. Импе-
ратор является представителем империи  в  международных
отношениях; от имени империи объявляет войну и заключа-
ет мир,  входит в союзы и в другие договоры с иностран-
ными государствами, аккредитует и принимает послов.    
   Для объявления войны от имени империи требуется сог-
ласие союзного совета,  кроме случая нападения на союз-
ную территорию или ее границы.                         
   12. Император  созывает,  открывает,  отсрочивает  и
закрывает союзный совет и рейхстаг.                    
   15. Председательство в союзном совете и  руководство
его  делами  принадлежит  имперскому канцлеру,  который
назначается императором.                               
   17. Императору принадлежит  выработка  и  публикация
имперских законов и надзор за исполнением последних.   
   Постановления и  распоряжения императора издаются от
имени империи и нуждаются для законной силы в подписи  
имперского канцлера, который этим принимает на себя от-
ветственность.                                         
   18. Император  назначает  должностных  лиц  империи,
заставляет  их присягать империи и дает в случае надоб-
ности распоряжение об их увольнении.
                   
   V. Рейхстаг 
                                        
   20. Рейхстаг образуется посредством (всеобщих и пря-
мых выборов с тайной подачей голосов. 
                 
   VI. Таможни и торговля
                            
   33. Германия образует таможенную и торговую террито-
рию, окруженную одной общей таможенной границей...
     
   XI. Военное дело империи
                            
   57. Каждый немец подлежит воинской повинности  и  не
может  заместить  себя  кем-либо другим для отправления
этой обязанности.                                      
   63. Общая военная сила страны составляет единую  ар-
мию, которая в военное и мирное время подчинена импера-
тору...                                                
   64. Все германские войска обязаны безусловно  следо-
вать  приказаниям императора.  Эта обязанность входит в
военную присягу...                                     
   68. Император может объявить  каждую  часть  союзной
территории на военном положении, если что-либо угрожает
общественной безопасности... 
                          
   XIV. Общие определения
                              
   78. Изменения конституции... считаются отклоненными,
если имеют против себя 14 голосов в союзном совете. 
   
   ["Конституции и  законодательные акты буржуазных го-
сударств  XVII-XIX  вв.".  М.,  1957,   стр.   559-566,
570-573]  
                                             
   Закон об изменении воинской повинности
    (11 февраля 1888 г.) 
                              
   Статья 1.
                                           
   Первый абзац  ст.  59 конституции Германской империи
от 16 апреля 1871 г. получит следующий текст:          
   каждый способный носить оружие немец - в течение се-
ми лет принадлежит к постоянному войску;  как правило с
20 до 28 лет, и первые три года состоит на действитель-
ной воен-                                              
ной службе,  последние четыре года в резерве; а следую-
щие затем пять лет состоит в ландвере первого призыва и
в ландвере второго призыва до 31 марта того календарно-
го года, в котором ему исполнится 39 лет.
              
   Статья 2
 Раздел IV. Ландштурм 
                      
   23. Ландштурм  обязан в случае войны участвовать в
защите отечества;  в случаях чрезвычайной необходимости
он может быть привлечен к пополнению сухопутного войска
и флота.                                               
   24. Ландштурм состоит из  всех  военнообязанных  в
возрасте  от 17 до 54 лет,  которые не принадлежат ни к
сухопутным войскам, ни к флоту...                      
   25. Призыв ландштурма производится указом  импера-
тора.                                                  
   26. После  призыва ко всем ландштурмистам применя-
ются все действующие в ландвере предписания.  На  приз-
ванных в особенности распространяется действие военноу-
головных законов и дисциплинарного устава.
             
   {"Reichsgesetzblatt, Berlin, 1888, S. 11-12, 18-19] 
   ЯПОНИЯ 
   Клятвенное обещание императора Муцухито 1
           
   1. Будет создано широкое собрание,  и все  государс-
твенные дела будут решаться в соответствии с обществен-
ным мнением.                                           
   2. Все люди,  как  правители,  так  :и  управляемые,
должны единодушно посвятить себя преуспеванию нации.   
   3. Всем военным и гражданским чинам и всему простому
народу будет позволено  осуществлять  свои  собственные
стремления и развивать свою деятельность.              
   4. Все плохие обычаи прошлого будут упразднены;  бу-
дут соблюдаться правосудие и  беспристрастие,  как  они
понимаются всеми.                                      
   5. Знания будут заимствоваться во всем мире, и таким
путем основы империи будут упрочены.
                   
   [ "Очерки  новой  истории  Японии,  1640-1917".  М.,
1958, стр. 197]  
                                      
   1 Клятвенное обещание от имени императорского прави-
тельства было провозглашено малолетним императором  Му-
цухито  6  апреля 1869 г.  во дворце в Киото в собрании
придворной аристократии и феодальных князей. В этом за-
явлении, сделанном во время гражданской войны, содержа-
лись некоторые пункты программы, выдвинутой противника-
ми  феодального  режима сегуната Токугава.  Бросается в
глаза расплывчатость этой программы.                   
Конституция Японской империи
(11 февраля 1889г.)

   Ст. 1.  Японская  империя управляется непрерывной на
вечные времена императорской династией.                
   Ст. 3. Особа императора священна и неприкосновенна. 
   Ст. 4.  Император - глава государства,  он  обладает
верховной  властью  и  осуществляет ее в соответствии с
постановлениями настоящей конституции.                 
   Ст. 5. Император осуществляет законодательную власть
в согласии с имперским парламентом.                    
   Ст. 8.  Император может в случае настоятельной необ-
ходимости поддержать общественную безопасность или уст-
ранить общественное бедствие,  в промежутках между сес-
сиями парламента издавать императорские указы,  имеющие
силу закона.                                           
   Эти императорские указы должны быть представлены им-
перскому парламенту в ближайшую сессию и,  если имперс-
кий парламент их не одобрит, должны быть объявлены пра-
вительством недействительными на будущее время.        
   Ст. 9. Император издает или повелевает издать указы,
необходимые для исполнения законов, поддержания общест-
венного спокойствия и порядка и содействия благосостоя-
нию  подданных.  Такие указы ни в коем случае не должны
вносить изменений в действующие законы.                
   Ст. 10.  Император устанавливает организацию различ-
ных  отраслей государственного управления,  назначает и
увольняет всех гражданских и военных должностных лиц  и
определяет их оклады, поскольку в настоящей конституции
или в других законах не предусмотрено особых изъятий.  
   Ст. 11. Император является верховным командующим ар-
мией и флотом.                                         
   Ст. 12.  Император  устанавливает организацию и чис-
ленный состав армии и флота мирного времени.           
   Ст. 13. Император объявляет войну, устанавливает мир
и заключает договоры.                                  
   Ст. 14. Император объявляет осадное положение.      
   Условия объявления и действие осадного положения оп-
ределяются законом.                                    
   Ст. 15.  Император жалует дворянство, чины, ордена и
иные знаки отличия.                                    
   Ст. 16. Император имеет право амнистии, помилования,
смягчения наказания и восстановления в правах.         
   Ст. 19.  Всякий японский подданный,  удовлетворяющий
условиям,  требуемым  законами  или указами,  одинаково
имеет доступ к гражданским и военным  должностям  и  ко
всякой иной публичной службе.                          
Ст. 20.  Все японские подданные обязаны службой в армии
или во флоте согласно постановлениям закона.           
   Ст. 22.  Японским  подданным предоставляется а уста-
новленных законом пределах свобода  выбора  и  перемены
местожительства.                                       
   Ст. 23.  Никто  из  японских  подданных  не подлежит
аресту, заключению, вызову к допросу или наказанию ина-
че как сообразно с законами.                           
   Ст. 24.  Никто  из  японских подданных не может быть
лишен права быть судимым  судьями,  которых  определяет
закон.                                                 
   Ст. 25.  Без согласия японского подданного нельзя ни
войти в его жилище, ни подвергнуть это жилище обыску за
исключением определенных законом случаев.              
   Ст. 26. Тайна переписки каждого японского подданного
неприкосновенна  за  исключением  определенных  законом
случаев.                                               
   Ст. 27.  Собственность  каждого японского подданного
неприкосновенна.  Изъятия,  необходимые в интересах об-
щественной пользы, определяются законом.               
   Ст. 28.  Все  японские подданные пользуются свободой
вероисповедания в пределах,  совместимых с общественным
спокойствием  и  порядком,  а  также с их обязанностями
подданных,                                             
   Ст. 29.  Японские подданные пользуются в установлен-
ных законом пределах свободой слова, печати, собраний и
союзов.                                                
   Ст. 30.  Японские подданные имеют право подачи пети-
ций при условии соблюдения форм почтительности и в сог-
ласии с относящимися к этому особыми правилами.        
   Ст. 33.  Имперский парламент состоит из двух  палат:
палаты пэров и палаты депутатов.                       
   Ст. 34. Палата пэров в соответствии с указом о пала-
те пэров состоит из членов  императорской  фамилии,  из
носителей  дворянских  титулов и из лиц,  назначенных в
нее императором.                                       
   Ст. 35. Палата депутатов состоит из членов, избирае-
мых  народом  в  соответствии с постановлениями избира-
тельного закона.                                       
   Ст. 37.  Ни один закон не может быть издан без одоб-
рения имперского парламента.                           
   Ст. 38.  Обе палаты голосуют предлагаемые правитель-
ством законопроекты.  Каждой из них  принадлежит  сверх
того право законодательной инициативы.                 
   Ст. 46. Ни в одной из палат парламента не может быть
приступлено ни к какому обсуждению, ни к какому голосо-
ванию иначе,  как в присутствии 1/3 общего числа членов
каждой палаты.                                         
Ст. 47.  И  в той и в другой палате решения принимаются
абсолютным большинством голосов. В случае равенства го-
лосов голос председателя дает перевес.                 
   Ст. 52. Никто из членов той или другой палаты не мо-
жет быть привлечен к ответственности вне палаты за мне-
ние, высказанное им в палате, или за его вотум в ней.  
   Если, однако,  сам член огласил свои мнения в речах,
в печати, в писаниях или каким-либо иным подобным обра-
зом,  то он подчиняется постановлениям общего права,  к
нему применяются общие законы.                         
   Ст. 53. Никто из членов той или другой палаты не мо-
жет быть арестован во время сессии без согласия той па-
латы,  к которой он принадлежит, за исключением случаев
задержания  на  месте преступления или наказуемого дея-
ния, связанного с внутренними или внешними волнениями. 
   Ст. 55.  Каждый из  государственных  министров  дает
свои советы императору и ответственен перед ним за них.
   Все законы, императорские указы и акты всякого рода,
касающиеся государственных дел,  должны быть  скреплены
государственным министром.                             
   Ст. 56. Тайный совет обсуждает, согласно постановле-
ниям,  касающимся организации тайного совета, важнейшие
государственные дела, когда император запрашивает его. 
   Ст. 57. Судебная власть осуществляется судами именем
императора,  согласно закону. Организация судов опреде-
ляется законом.                                        
   Ст. 58...  Ни  один  судья  не может быть отрешен от
своей должности иначе как за наказуемые деяния, по при-
говору уголовного или дисциплинарного суда.            
   Правила о дисциплинарных взысканиях определяются за-
коном.                                                 
   Ст. 61.  Суды не могут входить в рассмотрение исков,
касающихся прав,  о которых утверждается, что они нару-
шены незаконными действиями административных властей, и
подлежащих ведению административного суда,  особо уста-
новленного законом.                                    
   Ст. 66.  Введение нового налога или изменение ставок
уже  существующего  налога  может последовать только на
основании закона.                                      
   Однако те пошлины или другие  сборы  по  управлению,
которые  имеют характер вознаграждения за указанные ус-
луги, не подпадают под действие предыдущего раздела.   
   Заключение государственных займов или  принятие  ка-
ких-либо иных финансовых обязательств, обременяющих го-
сударственное казначейство, нуждаются, если они не пре-
дусмотрены  в  государственном бюджете,  в согласии им-
перского парламента.                                   
Ст. 63.  Существующие  в  настоящее время налоги должны
взиматься на прежних основаниях впредь до изменения  их
новым законом.                                         
   Ст. 64.  Государственные доходы и расходы должны ут-
верждаться имперским парламентом в форме годового  бюд-
жета...                                                
   Ст. 65. Бюджет вносится сначала в палату депутатов. 
   Ст. 68. Для удовлетворения особых нужд правительство
может испросить у имперского парламента согласие на из-
вестное  ассигнование  в  качестве постоянных расходных
фондов на определенное число лет.                      
   Ст. 71. Если имперский парламент не вотировал бюдже-
та или если бюджет не мог быть составлен, то правитель-
ство применяет бюджет предшествующего года.            
   Ст. 73.  Когда в будущем представится  необходимость
изменить постановления настоящей конституции,  то соот-
ветствующий проект будет внесен в  имперский  парламент
по повелению императора.                               
   В этом случае ни одна из палат не может открыть пре-
ний иначе как в присутствии 2/3 общего числа ее членов,
и  никакое  изменение конституции не может быть принято
иначе как большинством не менее 2/3 присутствующих чле-
нов.                                                   
   Ст. 74.  Изменения  в статуте императорского дома не
подлежат обсуждению имперского парламента.             
   Никакое постановление настоящей конституции не может
быть изменено статутом императорского дома. 
           
   ["Конституции буржуазных стран",   т.   I,  М.-Л.,
1935 стр. 190-196]
                                      
   ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА 
                                  
   ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ МЕКСИКАНСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ1
 Конституция Мексиканской республики 
1857 года

   Ст. 1.  Мексиканский народ признает, что права чело-
века служат основой и объектом социальных институтов.  
   Ст. 2.  В республике все рождаются свободными. Рабы,
которые  вступили на территорию республики,  одним этим
фактом восстанавливают свою свободу и  имеют  право  на
защиту закона.                                         
   Ст. 3. Обучение является свободным.
                 
   1 Приводимые  ниже мексиканская конституция и приня-
тые в 50-х ГГ. законы явились результатом незавершенной
буржуазной революции и гражданской войны 1854-1860 гг. 
Ст. 4.  Каждый человек свободен как в выборе профессии,
ремесла и работы,  которая,  будучи полезной и честной,
его удовлетворяет,  так и в использовании ее  результа-
тов.                                                   
   Ст. 5.  Никого  нельзя заставить трудиться без спра-
ведливого вознаграждения и оплаты и его полного  на  то
согласия.  Закон не дает права на заключение контракта,
который имел бы целью причинение убытка и принесение  в
жертву свободы человека...                             
   Ст. 7.  Неприкосновенно  право  писать и публиковать
написанное на любую тему...                            
   Ст. 9.  Никто не может быть ограничен в праве  мирно
объединяться  с какой-либо законной целью,  с тем чтобы
принять участие в политических делах страны.  Не  имеет
права собираться никакое вооруженное собрание.         
   Ст. 10. Каждый гражданин имеет право владеть оружием
и носить его в целях безопасности и законной защиты... 
   Ст. 11.  Каждый гражданин имеет право въезда в  рес-
публику и выезда из нее,  передвижения по ее территории
и перемены места жительства без необходимости  предъяв-
лять паспорт...                                        
   Ст. 12.  Не  признаются  в  республике титулы знати,
привилегии и наследственные почести.  Только народ, за-
конно представленный,  может декретировать воздание по-
честей тем,  кто отличился и отличается выдающимся слу-
жением родине или человечеству.                        
   Ст. 13.  В  Мексиканской  республике  никто не может
быть осужден ни сословным,  ни  каким-либо  специальным
судом...                                               
   Ст. 27. Частная собственность граждан может быть от-
чуждена без их на то согласия только в  случае  общест-
венной  необходимости  и  с предварительной компенсаци-
ей...                                                  
   Никакая гражданская или церковная корпорация, каковы
бы ни были ее характер, наименование или цели, не имеет
законного права приобретать в собственность и управлять
недвижимым имуществом...                               
   Ст. 39.  Национальный суверенитет осуществляется на-
родом и берет начало в народе и устанавливается для его
благополучия.  Народ  имеет  в любое время неотъемлемое
право изменять или улучшать форму правления.           
   Ст. 40. Волей мексиканского народа является учрежде-
ние представительной,  демократической федеральной рес-
публики, состоящей из штатов, свободных и суверенных во
всем,  что касается их внутреннего устройства,  но объ-
единенных в федерацию,  образованную согласно принципам
этого основного закона.                                
   Ст. 50.  Высшая  власть  федерации  делится по своим
функциям на законодательную, исполнительную и судебную.
Никогда  не  могут  объединяться  две или более из этих
функций в                                              
одном лице или одном учреждении;  так же не может зако-
нодательная власть оставаться в ведении одного лица. 
  
   ["Хрестоматия по новой истории",  т.  II,  М"  1965,
стр. 403-404] 
                                         
   Закон о передаче арендаторам права собственности
(1856 г.)
                                              
   1.  Все земельные поместья и городские недвижимос-
ти, которые в настоящее время находятся во владении ад-
министрации гражданских или церковных корпораций,  при-
суждаются в собственность тех лиц, которые их арендуют.
    [А. Вольский,   История   мексиканских   революций,
М.-Л., 1928, стр. 55]
                                  
   Декрет о национализации церковных имуществ
 (12 июля 1859 г.) 
                                              
   Ст. 1. В распоряжение нации поступает все имущество,
которым под различными названиями управляло светское  и
монастырское духовенство,  независимо от рода владений,
характера прав и действий, с которыми оно было связано,
а также наименования и применения, какое оно имело.    
   Ст. 4. Служители культа за совершение обряда таинств
и исполнение других функций своей службы  смогут  полу-
чать  предназначенные им пожертвования и свободно дого-
вариваться с людьми относительно этого или  о  полагаю-
щемся им вознаграждении за услугу, о которой их просят.
Ни пожертвования,  ни вознаграждения не могут быть сде-
ланы в форме земельных угодий,                         
   Ст. 5.  Упраздняются  все  существующие в республике
монастырские ордена,  каковы бы ни были их  названия  и
деятельность,  так же как и все братства, конгрегации и
общества, примыкающие к религиозным общинам, кафедраль-
ным  соборам,  церковным приходам и каким бы то ни было
церквам. 
                                              
   ["Хрестоматия по новой истории",  т.  II,  М., 1965.
стр. 404-406]
                                          
   Декрет о гражданском браке
   (23 июля 1859 г.)
                                   
   Ст. 1. Брак есть гражданский договор, который заклю-
чается законно и  полноценно  перед  лицом  гражданской
власти. Для его законности достаточно того, чтобы дого-
варивающиеся стороны выполнили предварительные формаль-
ности, преду-                                          
смотренные законом,  и свободно выразили  свое  желание
соединиться в браке.                                   
   Ст. 4.  Гражданский брак нерасторжим, следовательно,
только смерть одного из супругов - естественный  способ
его расторжения... 
                                    
   ["Хрестоматия по новой истории",  т.  II,  М., 1965,
стр. 406]  
                                            
   СОЗДАНИЕ БРИТАНСКОЙ ИМПЕРИИ 
I.УПРАВЛЕНИЕ ИНДИЕЙ
     
   Хартия Ост-Индской компании
(1833г.)
                
   (Из парламентского акта об управлении Индией, приня-
того 30 апреля 1833 г.)                                
    3. ...После 22 апреля 1834 г. исключительное право
(компании) на торговлю с владениями императора Китая  и
на торговлю чаем... прекращается.                      
    39.  Постановляется,..  что надзор,  руководство и
контроль за всем гражданским и военным управлением всех
территорий,  а  также  за сбором налогов в Индии должны
быть возложены и сим (актом) возлагаются на генерал-гу-
бернатора и (его) советников, которые должны именовать-
ся "генерал-губернатор Индии в совете".                
   40.  ...Названный совет должен состоять из четырех
обычных членов,  три из которых будут назначаться озна-
ченной палатой директоров 1 из  числа  лиц,  являющихся
или бывших прежде служащими названной компании....     
   ...Командующий вооруженными  силами  Бенгалии должен
быть дополнительным членом названного совета,  и  такой
дополнительный  член совета по рангу и старшинству сле-
дует в совете за генерал-губернатором.                 
    42.  ...Всякий раз,  когда в то или иное время  на
службе  генерал-губернатора окажутся вакантные должнос-
ти,  они должны заполняться означенной палатой директо-
ров с одобрения и утверждения Его Величества,  засвиде-
тельствованного собственноручной подписью  Е.  В.,  что
должно быть скреплено подписью председателя означенного
контрольного совета 2.                                 
    43.  ...Генерал-губернатор в совете  имеет  власть
принимать законы и постановления, аннулирующие законы и
правила,  которые имеют силу теперь или  будут  введены
впослед-  
                                             
   1 Имеется  в виду палата директоров Ост-Индской ком-
пании,  управлявшей английскими владениями  в  Индии  в
первой половине XIX века.                              
   2 Контрольный  совет - правительственное учреждение,
специально созданное для надзора за деятельностью  ком-
пании.                                                 
ствии на названных территориях или в  любой  их  части,
или вносить в них поправки и изменения; издавать законы
и постановления  для  всего  населения,  британского  и
местного,  иностранцев  или других лиц,  для всех судов
независимо от того,  учреждены ли они хартией Е. В. или
иным образом, и для подведомственных им областей, и для
всех мест,  и в отношении любого  вопроса,  касающегося
всех  названных  территорий  или любой их части,  и для
всех служащих компании во владениях князей и  государс-
твах, находящихся в союзе с указанной компанией ...    
    44.  ...В том случае,  когда означенная палата ди-
ректоров в соответствии с  настоящим  актом  объявит  о
своем  несогласии  с любыми законами и постановлениями,
принятыми генерал-губернатором в совете...  генерал-гу-
бернатор в совете должен тотчас же аннулировать все за-
коны и постановления, не получившие одобрения3.        
    48.  ...Все законы и постановления  должны  прини-
маться  на заседании совета в составе означенного гене-
рал-губернатора и по меньшей мере трех  обычных  членов
совета...  и что в каждом случае,  когда при наличии на
заседании совета разных мнений будет равенство голосов,
означенный  генерал-губернатор должен иметь два голоса,
или, иначе говоря, право решающего голоса.             
   51.  ...За парламентом сохраняются полные,  нераз-
дельные и вечные права и полномочия контролировать, за-
менять и приостанавливать любые  постановления  и  акты
означенного генерал-губернатора в совете и аннулировать
и изменять в любое время любой закон или постановление,
принятые генерал-губернатором в совете,  и издавать за-
коны для названных территорий и всего их населения  так
же широко и свободно,  как если бы настоящий акт не был
принят...                                              
    56. ...Исполнительная власть каждого из президент-
ств4:                                                  
   президентств Форт-Вильяма в Бенгалии и Форта св. Ге-
орга и президентств Бомбейского и Агрского  будет  осу-
ществляться  губернатором и тремя советниками,  которые
будут именоваться соответственно "губернатор  в  совете
названных  президентств Форт-Вильяма в Бенгалии,  Форта
св. Георга, Бомбея и Агры"...                          
    65.  ...Генерал-губернатор в совете должен иметь и
наделяется  настоящим актом властью и полномочиями осу-
ществлять надзор и контроль за губернаторами и губерна-
торами в совете Форт-Вильяма в Бенгалии,  Форта св. Ге-
орга, Бомбея и Агры во всех вопросах, относящихся к во-
енному или гражданскому управлению названных президент-
ств, и указан- 
                                        
   3 Таким  образом  Ост-Индская  компания   продолжала
участвовать в управлении Индией.                       
   4 Президентства  -  провинции,  на  которые делились
английские владения в Индии.                           
ные губернаторы  и  губернаторы в совете должны во всех
случаях подчиняться приказам и предписаниям означенного
генерал-губернатора в совете. 
                         
   ["Хрестоматия по  новой истории",  т.  II,  М., 1965,
стр. 516-520]
                                          
   Из обращения королевы Виктории к князьям,
  вождям и народу Индии5
   (1 ноября 1858г.) 
                                  
   ...Мы решили... взять на себя управление территория-
ми Индии,  до сих пор управлявшимися по нашему  доверию
достопочтенной Ост-Индской компанией...                
   Назначаем... виконта  Каннинга первым нашим вице-ко-
ролем и генерал-губернатором в названных территориях  и
уполномачиваем его управлять таковыми и вообще действо-
вать от нашего имени...                                
   И настоящим мы утверждаем в занимаемых ими  должнос-
тях,  гражданских и военных, всех лиц, находящихся сей-
час на службе Ост-Индской компании,  которые будут под-
чиняться в будущем нашей воле и тем законам и постанов-
лениям, которые могут быть приняты впоследствии...
     
   ["Хрестоматия по новой истории",  т.  II,  М;  1965,
стр. 574] 
                                             
    II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ БРИТАНСКОГО ДОМИНИОНА КАНАДА
     
   Акт о Британской Северной Америке
 1867 года
         
    Исполнительная власть 
                         
   9. Настоящим объявляется,  что исполнительная власть
и верховенство в Канаде и над  Канадой  продолжают  су-
ществовать в лице Королевы и принадлежат Королеве.     
   11. В помощь и для дачи советов при управлении Кана-
дой учреждается Совет, именуемый Тайным Советом Короле-
вы для Канады; и лица, являющиеся членами этого Совета,
будут время от времени назначаться и  созываться  Гене-
рал-губернатором  и  приводиться  к  присяге в качестве
членов Тайного Совета;  они могут в то или  иное  время
увольняться Генерал-губернатором. 
                     
   5 Обращение королевы Виктории последовало после кро-
вавого подавления восстания сипаев, показавшего в част-
ности негодность старой системы управления Индией.     
15. Настоящим объявляется, что главное командование су-
хопутной и морской милицией и всеми морскими и военными
силами Канады и в Канаде продолжает осуществляться  Ко-
ролевой и принадлежит Королеве.
   IV. Законодательная власть 
   17. Для Канады учреждается единый Парламент,  в сос-
тав которого входят Королева, Верхняя Палата, именуемая
Сенатом, и Палата Общин.
                               
   Сенат   
                                            
   21. Сенат должен состоять, в силу постановлений нас-
тоящего Акта,  из семидесяти двух членов, именуемых Се-
наторами.                                              
   23. Кандидат в Сенаторы должен удовлетворять следую-
щим требованиям:                                       
   (1) должен иметь от роду полных тридцать лет;       
   (2) должен быть подданным Королевы либо по рождению,
либо по натурализации...                               
   (4) его недвижимое и движимое имущество должно в об-
щей сложности оцениваться в четыре тысячи долларов, по-
мимо и сверх его долгов и обязательств;                
   (5) он должен проживать в той провинции,  от которой
он назначается...                                      
   24. Генерал-губернатор время от времени от имени Ко-
ролевы и посредством документа за большой печатью Кана-
ды призывает в Сенат правомочных на то лиц;  и, при ус-
ловии соблюдения постановлений настоящего Акта,  каждое
призванное таким образом лицо становится членом  Сената
и Сенатором.                                           
   28. Число  Сенаторов  никогда  не  должно  превышать
семьдесят восемь.                                      
   29. Сенатор,  при условии  соблюдения  постановлений
настоящего Акта,  занимает свой пост в Сенате пожизнен-
но.
                                                    
   Палата Общин 
                                       
   37. Палата Общин состоит, в соответствии с постанов-
лениями  настоящего  Акта,  из  ста восьмидесяти одного
члена,  из которых восемьдесят два избираются от  Онта-
рио,  шестьдесят пять-от Квебека, девятнадцать - от Но-
вой Шотландии и пятнадцать-от Нового Брансуика.        
   50. Палата Общин каждого созыва получает свои полно-
мочия  на  пять  лет со дня опубликования предписания о
выборах Палаты (если она не будет распущена Генерал-гу-
бернатором досрочно), но не дольше,                    
                                                       
Финансовое законодательство. Королевская санкция
       
   53. Законопроекты об ассигновании  для  определенной
цели  любой  части государственных доходов или об уста-
новлении налогов или пошлин исходят от Палаты Общин.   
   55. Если законопроект, принятый Палатами Парламента,
представлен  Генерал-губернатору  для получения санкции
Королевы,  то Генерал-губернатор, по своему усмотрению,
но  с  соблюдением постановлений настоящего Акта и инс-
трукций Ее Величества,  объявляет или о том,  что он от
имени Королевы дает санкцию данному законопроекту,  или
что он отказывает в королевской  санкции,  или  что  он
представляет этот законопроект на соизволение Королевы.
   57. Законопроект,  представленный на соизволение Ко-
ролевы,  не вступает в силу,  если в течение двух лет с
того  дня,  как  он был представлен Генерал-губернатору
для получения согласия Королевы,  Генерал-губернатор не
засвидетельствует в речи или в послании в каждой из Па-
лат Парламента или посредством прокламации,  что  этот
законопроект получил санкцию Королевы в Совете. 
       
   VI. Распределение  законодательной власти 
Полномочия Парламента 
                                            
   91. Королеве принадлежит право,  на  основании  и  в
согласии  с  мнением Сената и Палаты Общин,  издавать в
целях поддержания мира,  порядка и надлежащего управле-
ния в Канаде законы, относящиеся ко всем тем предметам,
которые не входят в перечень вопросов,  предоставленных
настоящим Актом исключительному ведению Законодательных
органов провинции..:                                   
   1. Государственный долг и государственные имущества.
2. Регулирование торговли и обмена. 3. Извлечение дохо-
дов посредством любой меры или системы налогового обло-
жения.  4. Заключение денежных займов за счет государс-
твенного кредита.  5. Служба связи. 7. Милиция, военная
и морская служба и государственная оборона.  10.  Судо-
ходство и морские перевозки.  14.  Денежное обращение и
чеканка монеты.  15. Банковское дело, учреждение банков
и выпуск бумажных денег.  16. Сберегательные кассы. 17.
Весы и меры. 18. Переводные и простые векселя. 19. Иму-
щественные права.  20. Законные платежные средства. 21.
Банкротство и несостоятельность. 22. Патенты на изобре-
тения и открытия.  23.  Авторские права.  24. Индейцы и
резервированные за индейцами земли. 25. Натурализация и
иностранцы. 26. Брак и развод. 27. Уголов-             
ное право,  исключая  организацию судов уголовной юрис-
дикции, но включая судопроизводство по уголовным делам.
28.  Создание  и содержание пенитенциарных учреждений и
управление ими.  29. Те категории дел, которые явно вы-
раженным образом изъяты из перечня предметов, относимых
настоящим Актом к исключительной компетенции  Законода-
тельных органов провинций.
                             
   VII. Отправление правосудия
                        
   96. Генерал-губернатор назначает судей высшего суда,
окружных судов и судов графств в каждой провинции.     
   99. Судьи высших судов сохраняют свои должности, по-
ка  ведут  себя  хорошо,  но  могут быть освобождены от
должности Генерал-губернатором в случае соответствующе-
го о том обращения со стороны Сената и Палаты Общин. 
  
   ["Конституции государств  Американского Континента",
т. //" М" 1959, стр. 13, 15-19, 21, 24-26. 33-34, 38]
  
   ПРАВО БУРЖУАЗНЫХ СТРАН 
                             
    I. ГРАЖДАНСКОЕ И ТОРГОВОЕ ПРАВО ФРАНЦИИ 
   Французский гражданский кодекс 1804 года
            
   КНИГА ПЕРВАЯ
   О ЛИЦАХ  
                                           
   Т и т у л I
                                         
   О пользовании гражданскими, правами  
и о лишении этих, прав
                                             
   8. Всякий француз пользуется гражданскими правами.  
   22. [Присуждение к наказаниям, действие которых зак-
лючается в лишении осужденного .всякого участия в ниже-
указанных  гражданских  правах,  имеет своим следствием
гражданскую смерть1].                                  
   23. [Присуждение к естественной смерти2 имеет  своим
следствием гражданскую смерть].                        
   55. [В  силу  гражданской  смерти  осужденный теряет
собственность да все имущество, которым он владел; пос-
ле  него открывается наследование в пользу его законных
наследников, к которым его имущество переходит таким же
способом,  как  если  бы он умер естественным образом и
без завещания.
                                         
   1 Гражданская смерть была  уничтожена  законом  1854
г., отменившим среди прочих и ст. 22-25.               
   2 Так кодекс именует смертную казнь.                
Он не может более аи получать наследования,  ни переда-
вать в порядке наследования имущество,  которое он при-
обретет впоследствии]. 
                                
   Титул V
   О браке
                                             
   144. Мужчина до достижения полных 18 лет, женщина до
достижения полных l5 лет не могут заключить брака.     
   146. Нет брака, если нет согласия.                  
   147. Нельзя  заключить  второй  брак  до расторжения
первого брака.                                         
   148. Сын,  которому не исполнилось 25 лет, дочь, ко-
торая не достигла 21 года,  не могут заключить брак без
согласия их отца и матери;  в случае разногласия доста-
точно согласия отца.                                   
   195. Общественное  признание  лиц супругами не может
освободить слывущих супругами,  обоюдно ссылающихся  на
это признание3, от представления акта о совершении бра-
ка перед должностным лицом,  ведущим акты  гражданского
состояния.                                             
   203. Самим  фактом брака супруги совместно заключают
обязательство кормить,  содержать и  воспитывать  своих
детей.                                                 
   213. Муж  обязан оказывать покровительство своей же-
не, жена-послушание мужу.                              
   214. Жена обязана жить вместе с мужем и следовать за
ним всюду,  где он решит находиться; муж обязан принять
ее и предоставить ей все,  что нужно  для  потребностей
жизни,  сообразно  своим возможностям 'и своему положе-
нию.                                                   
   215. Жена не может выступать в суде  без  разрешения
своего мужа,  хотя бы она была купцом,  или не обладала
общностью имущества с мужем,  или хотя бы была установ-
лена раздельность имущества жены.                      
   217. Жена,  даже не обладающая общностью имущества с
мужем или при наличии раздельности ее имущества, не мо-
жет дарить,  отчуждать,  закладывать,  приобретать,  по
безвозмездному или возмедному  основанию,  без  участия
мужа  в составлении акта или без его письменного согла-
сия.                                                   
   226. Жена может совершать завещание  без  разрешения
своего мужа.                                           
   227. Брак расторгается:                             
   1) смертью одного из супругов;                      
   2) разводом, произведенным в законном порядке;      
   3) присуждением, на основании приговора, вступившего
в законную силу, одного из супругов к наказанию, влеку-
щему за собой гражданскую смерть.
                      
   3 Имеется в виду церковный брак.                    
Титул VI
О разводе4
                                          
   229. Муж может требовать развода по причине прелюбо-
деяния жены.                                           
   230. Жена  может требовать развода по причине прелю-
бодеяния мужа, если он держал свою сожительницу в общем
доме5.                                                 
   231. Супруги могут обоюдно требовать развода вследс-
твие злоупотреблений,  грубого  обращения  или  тяжелых
обид одного из лих в отношении другого.                
   233. Взаимное и упорное согласие супругов,  выражен-
ное способом, предписанным в законе, при соблюдении ус-
ловий и после испытаний, определенных законом, является
достаточным доказательством того,  что совместная жизнь
является  для них невыносимой ,и что для них существует
твердо установленная причина развода.
                  
   Титул VII
   Об отцовстве и об отношении детей к родителям
       
   312. Отцом ребенка,  зачатого в браке считается  муж
(матери) .                                             
   Однако муж  матери может отказаться от признания ре-
бенка,  если он докажет, что в промежуток времени между
трехсотым  и сто восьмидесятым днем до рождения ребенка
он находился в физической невозможности сожительства со
своей женой, .или по причине своего нахождения в другом
месте, или вследствие какого-либо (другого) обстоятель-
ства.                                                  
   331. Дети, рожденные вне брака, кроме детей, рожден-
ных от кровосмесительного или прелюбодейного  сожитель-
ства, могут быть узаконены в силу последующего брака их
отца и матери,  если последние законно признают  их  до
брака или в самом акте совершения брака.               
   340. Отыскание отцовства запрещено...6              
   341. Отыскание материнства допускается...
           
   4 Под давлением католической церкви титул VI был от-
менен в 1816 г. Восстановлен в 1884 году, но без  233.
   5 Закон 1884 года в этом отношении "уравнял" женщину
в  правах  с  мужчиной,  предоставив ей право требовать
развода во всех случаях прелюбодеяния мужа.            
   6 Закон 1912 года установил,  что судебное признание
лица отцом ребенка может иметь место в случаях:        
   обольщения, совершенного  с  помощью  обманных дейс-
твий,  злоупотребления властью,  обещания брака или по-
молвки;                                                
   существования документа,  исходящего от предполагае-
мого отца,  из которого вытекает прямое  признание  от-
цовства:                                               
   если предполагаемый  отец  и  мать явно находились в
сожительстве;                                          
   если предполагаемый отец заботился  о  содержании  и
воспитании ребенка.                                    
Титул IX
Об отцовской власти
                                
   371. Дети, во всяком возрасте, должны оказывать сво-
им отцу ,и матери почтение и уважение.                 
   372. Дети  остаются под властью родителей до дости-
жения совершеннолетия или до освобождения из-под  влас-
ти.                                                    
   373. Отец  один осуществляет эту власть во время су-
ществования брака.                                     
   376. Если ребенок не достиг l6 лет,  то  отец  может
лишить его свободы на срок,  который не может превышать
месяца; в этих целях председатель трибунала округа дол-
жен, по просьбе отца, выдать ордер на арест7.          
   377. По  достижении  ребенком 16-летнего возраста ,и
до                                                     
   его совершеннолетия или до освобождения его от влас-
ти отец может лишь требовать лишения ребенка свободы на
срок не более 6 месяцев;  он обращается к  председателю
указанного трибунала,  который, по обсуждении вопроса с
прокурором республики, выдает ордер об аресте или отка-
зывает в нем и может, в .первом случае, сократить время
заключения, требуемое отцом8.
                          
   Титул Х
О несовершеннолетии, об опеке и об освобождении
из-под власти
                                          
   388. Несовершеннолетним  является лицо того или дру-
гого                                                   
   пола, которое еще не достигло 21 года.              
   389. Отец во время брака является управителем лично-
го  имущества  его несовершеннолетних детей.  Он должен
дать отчет в отношении собственности, если речь идет об
имуществе,  на  которое  закон  предоставляет ему узуф-
рукт9.                                                 
   390. После расторжения брака,  в  силу  естественной
или  гражданской  смерти одного из супругов,  опека над
несовершеннолетними и не освобожденными от власти деть-
ми принадлежит, в силу самого закона, пережившему роди-
телю.                                                  
   391. Однако отец может назначить к матери,  на  слу-
чай,  если она его переживет и станет опекуншей, специ-
ального советника,  без получения  заключения  которого
она не может произвести никакого действия, относящегося
к опеке. 
                                              
   7 Изменена в 1935 году: срок ареста определяется су-
дом;  ребенок помещается в воспитательное или благотво-
рительное учреждение.                                  
   8 Изменена в 1935 году:  ребенок помещается в воспи-
тательное учреждение.                                  
   8 Значительно  изменена в 1910,  1931,  1939 гидах в
сторону ограничения отцовской власти.                  
КНИГА ВТОРАЯ
   ОБ ИМУЩЕСТВАХ И О РАЗЛИЧНЫХ 
ВИДОИЗМЕНЕНИЯХ СОБСТВЕННОСТИ

   Титул I
    О различиях имуществ
                               
   516. Все имущества являются движимыми или недвижимы-
ми.                                                    
   517. Имущества являются недвижимыми или по их приро-
де,  или в силу их назначения, или вследствие предмета,
принадлежность которого они составляют.                
   518. Земельные  участки и строения являются недвижи-
мостями по их природе.                                 
   519. Ветряные или водяные мельницы,  утвержденные на
столбах  и составляющие часть строения,  являются также
недвижимостями по их природе.                          
   520. Урожай на корню и плоды,  не снятые еще  с  де-
ревьев,  являются равным образом недвижимостью.  С того
момента,  как колосья срезаны, а плоды сорваны, хотя бы
не  было произведено уборки,  они являются движимостью.
Если сжата лишь часть урожая, то лишь эта часть являет-
ся движимостью.                                        
   524. Предметы, которые собственник земли поместил на
свой участок для его обслуживания и эксплуатации, явля-
ются недвижимостями в силу их назначения.              
   Таким образом, недвижимостями, в силу их назначения,
являются следующие предметы,  когда они  были  помещены
собственником на его участке для обслуживания и эксплу-
атации последнего:                                     
   животные, служащие для обработки  земли;  земледель-
ческие орудия; семена, данные фермерам или лицам, кото-
рым земля сдана,  с возложением на них обязанности пре-
доставлять часть плодов; голуби в голубятнях; кролики в
садках;  ульи;  рыба в прудах;  прессы, котлы, аппараты
для перегонки,  кадки и бочки;  орудия, необходимые для
эксплуатации кузниц,  бумажных фабрик и других заводов;
солома и удобрение...                                  
   526. Являются недвижимостями вследствие предмета,  к
которому они относятся:                                
   узуфрукт на недвижимые вещи;                        
   сервитуты или земельные повинности;                 
   иски, имеющие своим предметом возвращение недвижимо-
го имущества.                                          
      527. Имущества  являются движимыми в силу их при-
роды или в силу определения закона.                    
   528. В силу их природы являются движимостями предме-
ты,  которые  могут  изменять свое место нахождения,  в
частности, когда они двигаются сами, как, например, жи-
вотные, или же                                         
когда они не могут изменять своего места иначе как  под
воздействием посторонней силы,  как,  (например, неоду-
шевленные предметы.                                    
   529. Являются движимостями в силу определения закона
обязательства  и  иски,  имеющие своим предметом уплату
денежных сумм или (права на) движимые вещи,  акции  или
доли в финансовых, торговых или промышленных компаниях,
хотя бы компаниям  принадлежали  недвижимые  имущества,
связанные с этими предприятиями...                     
   537. Частные  лица имеют право свободного распоряже-
ния имуществами, которые им принадлежат...             
      543. На имущество можно иметь или право собствен-
ности,  или простое право пользования, или только право
требовать выполнения  земельных  повинностей  (сервиту-
тов).
                                                  
Титул II
О собственности
                                    
   544. Собственность  есть право пользоваться и распо-
ряжаться вещами наиболее абсолютным образом, с тем что-
бы пользование не являлось таким, которое запрещено за-
конами или регламентами.                               
   545. Никто не может быть принуждаем к уступке  своей
собственности,  если это не делается по причине общест-
венной пользы и за справедливое и предварительное  воз-
мещение.                                               
   546. Собственность на вещь, как движимую, так и нед-
вижимую,  дает право на все, что эта вещь производит, и
на то,  что естественно :или искусственно соединяется с
этой вещью в качестве принадлежности.                  
   Это право называется "правом присоединения".        
   552. Собственность на землю включает  в  себя  собс-
твенность на то, что находится сверху, я на то, что на-
ходится снизу.                                         
   Собственник может делать всякого рода  насаждения  и
возводить постройки по своему усмотрению,  за теми иск-
лючениями, которые установлены в титуле "О сервитутах и
земельных повинностях".                                
        Он может  делать  под  землей сооружения и рыть
землю по своему усмотрению, извлекать из-под земли вся-
кого рода произведения,  которые там окажутся, с соблю-
дением ограничений, вытекающих из законов и регламентов
о  рудниках и из законов и регламентов,  касающихся об-
щественной безопасности.
                               
   10 Закон 1810 года о рудниках и каменоломнях устано-
вил,  что рудники могут эксплуатироваться только на ос-
новании особого акта о концессии (разрешении), выдавае-
мого государством.                                     
КНИГА ТРЕТЬЯ
   О РАЗЛИЧНЫХ СПОСОБАХ, КОТОРЫМИ ПРИОБРЕТАЕТСЯ  
СОБСТВЕННОСТЬ

ОБЩИЕ ПРАВИЛА 
                                      
   711. Собственность  на имущества приобретается и пе-
редается путем наследования, путем дарения между живыми
или по завещанию и в силу обязательств.                
   712. Собственность приобретается также путем присое-
динения или включения в состав другой вещи и путем дав-
ности.                                                 
   713. Имущества,  которые не имеют хозяина, принадле-
жат государству.
                                       
Титул I
О наследовании
                                     
   718. Наследства открываются вследствие  естественной
смерти и вследствие гражданской смерти.                
   723. Закон регулирует порядок наследования между за-
конными наследниками; при их отсутствии имущество пере-
ходит  к внебрачным детям,  затем к пережившему супругу
и, если таковых нет, к государству.                    
   756. Внебрачные дети не являются наследниками; закон
предоставляет им право на имущество умерших их отца или
матери лишь в том случае,  если они были признаны в за-
конном порядке. [Внебрачные дети, признанные в законном
порядке, призываются вкачестве наслединков к наследова-
нию после их умерших отца и матери] п.                 
   776. Замужние женщины не могут законно .принять нас-
ледство без разрешения мужа или суда...
                
   Титул II
   О дарениях между живыми и о завещаниях
              
   893. Распоряжаться своим имуществом по безвозмездно-
му основанию можно лишь посредством дарения между живы-
ми или посредством завещания...                        
   894. Дарение между живыми есть действие, посредством
которого даритель лишает себя, действительно и безвозв-
ратно,  подаренной вещи в пользу одаренного, который ее
принимает.
                                             
   11 Фраза,  взятая в скобки,  является позднейшим до-
полнением.  Ст.  757 в первоначальной редакции гласила,
что доля внебрачного ребенка составляет одну треть доли
законного ребенка, половину-если остались только восхо-
дящие или братья и сестры умершего,  три четверти, если
не оставалось ни тех, ни других.                       

К титульной странице
Вперед
Назад
Hosted by uCoz