Предыдущая лекция

Следующая лекция

ЛЕКЦИЯ 14

Китайская народная республика

  1. Общая характеристика Конституции Китайской народной республики.
  2. Основы конституционного статуса человека в Китае.
  3. Особенности административно-территориального устройства КНР.
  4. Всекитайское собрание народных представителей.
  5. Председатель Китайской Народной Республики.
  6. Государственный совет и Центральный военный совет.
  7. Судебные органы.
  8. Органы самоуправления в районах национальной автономии.
  9. Местные собрания народных представителей и местные народные правительства.

1. Общая характеристика Конституции Китайской народной республики.

Краткая история конституций КНР.
В 1949 г. была провозглашена Китайская Народная Республика. На первом этапе роль временной Конституции играла Общая программа Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК). В этот период конституционное значение имели и некоторые другие акты (Организационный статут НПКСК, Закон об организации Центрального народного правительства, постановления о государственном флаге, государственном гимне, новой столице и новом летосчислении). После этого были приняты четыре Конституции: 1954, 1975, 1978 и 1982 гг. Решение о разработке проекта последнего из упомянутых Основных законов было принято уже после того, как в Китае официально осудили "культурную революцию" (1966-1976 гг.) и начали преобразования, связанные с внедрением рыночных механизмов в экономику (с 1979 г.). На протяжении первых полутора лет действия Конституции 1978 г. она подверглась ряду изменений, и стало очевидно, что в новых условиях требуется существенная переработка Конституции, которая несла на себе отпечаток политических реалий периода "культурной революции". В 1980 г. была сформирована специальная комиссия по разработке проекта пересмотренного текста Основного закона.

На подготовку проекта новой (по официальной терминологии - "исправленной") Конституции потребовалось более двух лет. В отличие от двух предыдущих китайских конституций, которые разрабатывались и принимались наспех, проект действующего Основного закона Китая не только в течение достаточно продолжительного времени прописывался и прорабатывался в упомянутой специальной комиссии и различных органах власти, но и был вынесен на всенародное обсуждение. Формально такое обсуждение продолжалось с конца апреля по ноябрь 1982 г. При подготовке окончательного текста Основного закона в первоначальный проект было внесено около ста поправок. Большинство этих по правок имело юридико-технический характер, и благодаря им удалось усовершенствовать текст данного документа. Вместе с тем некоторые поправки содержательно корректировали конституционные положения. Так, появились статьи о развитии науки, медико-санитарного дела, в ст. 24 был включен большой абзац о социалистической духовной культуре, были уточнены принципы функционирования государственного аппарата, ст. 32 была дополнена положениями об охране прав и законных интересов иностранцев и т. д. Конституция была утверждена Всекитайским собранием народных представителей 4 декабря того же года и опубликована в китайской печати на следующий день.

Отличительные черты Конституции. Конституция 1982 г. унаследовала ряд принципов Основного закона 1954 г., порвав с идейными установками и практикой периода "культурной революции" (о ней в Конституции вообще не упоминается). Особенно близкими к Конституции 1954 г. по сравнению с конституциями 70-х гг. являются нынешние конституционные положения, регулирующие структуру и функционирование государственного механизма, права, свободы и обязанности граждан и некоторые общие постановления.

Одной из отличительных особенностей действующей Конституции КНР является весьма обширная Преамбула (которая в Конституции официально именуется Введением). В ней кратко характеризуются итоги развития Китая с первой половины XIX в., указываются программные цели и основные принципы внешней и внутренней политики Китайской Народной Республики. В частности, говорится, что коренная задача государства состоит в том, чтобы "общими силами осуществить социалистическую модернизацию".

Кроме Преамбулы, Конституция содержит 138 статей, сгруппированных в четыре главы: "Общие положения", "Основные права и обязанности граждан", "Государственная структура" и "Государственный флаг, государственный герб, столица". Статья 1 характеризует Китайскую Народную Республику как "социалистическое государство демократической диктатуры народа, руководимое рабочим классом и основанное на союзе рабочих и крестьян". В Конституции нигде прямо не закрепляется руководящая роль Коммунистической партии. В Преамбуле эта роль несколько раз упоминается, но главным образом как одно из важнейших условий, обеспечивших победу новодемократической революции и достижения в области социалистического строительства. Правда, указывается, что "народы всех национальностей Китая, руководимые Коммунистической партией Китая... будут и впредь отстаивать демократическую диктатуру народа и социалистический путь, постоянно совершенствовать различные социалистические институты, развивать социалистическую демократию..." Таким образом, в Преамбуле просто констатируется факт, что народы Китая действуют под руководством Компартии, т. е. речь идет о сложившемся порядке вещей. Однако в Конституции КНР 1982 г. нет нормативных предписаний о руководящей роли Компартии как о должном. Правда, ч. 2 ст. 24 гласит: "Государство выступает за общественную мораль, для которой характерна любовь к Родине, народу, труду, науке, социализму, проводит в народе воспитание в духе патриотизма, коллективизма и интернационализма, коммунизма, воспитание на основе диалектического и исторического материализма, ведет борьбу против буржуазной, феодальной и прочей тлетворной идеологии". Можно сказать, что данная статья Основного закона Китая косвенно закрепляет ведущую роль Компартии в определении государственной политики в сфере духовной культуры и воспитания, поскольку именно Компартия считается носителем ряда из упомянутых в процитированной статье ценностей и идеологических основ.

Необходимо иметь в виду, что на деле роль Коммунистической партии в осуществлении власти в Китае очень высока. Все решения, имеющие жизненно важное значение для общества и государства, получают вначале одобрение в высших органах Компартии, а уже потом передаются в соответствующие государственные органы, которые на основе таких решений принимают акты и осуществляют необходимые действия для претворения их в жизнь. Последовательность проведения в жизнь решений Коммунистической партии Китая (КПК) обеспечивается и контролируется через членов этой партии, входящих в государственные органы и общественные организации. Ключевые должности в государственных органах и большинстве общественных организаций занимают члены КПК, хотя никакого формального законодательно закрепленного критерия партийности для занятия таких должностей не существует. О политических партиях в Конституции вообще говорится мало. Кроме упомянутых положений преамбулы, партии в основном тексте Конституции упоминаются только один раз - в ст. 5, где говорится об обязанности всех соблюдать Конституцию. При этом в ч. 4 данной статьи указывается, что "никакие организации или отдельные лица не должны пользоваться привилегиями, выходящими за рамки Конституции и законов".

В Конституции 1982 г. по сравнению с китайскими конституциями 70-х гг. значительно расширена глава, посвященная правовому статусу граждан. В действующей Конституции данная глава содержит 23 статьи, в то время как в Конституции 1975 г. правовое положение граждан регулировалось всего четырьмя статьями, а в Конституции 1978 г. - шестнадцатью. Кроме того, глава о правах и обязанностях граждан помещена в нынешнем Основном законе сразу же после главы об общих положениях (подробнее о статусе граждан см. ниже). Конституция 1982 г. восстановила основные автономные права национальных районов, ранее провозглашенные Конституцией 1954 г., включая право на издание положений об автономии и иных законодательных актов, действующих на местном уровне и учитывающих национальную специфику, право на создание местных вооруженных формирований общественной безопасности, особые финансовые права. В Конституции 1982 г. впервые в китайской истории установлено, что "председатели автономных районов, начальники автономных округов и автономных уездов должны быть гражданами тех национальностей, которые осуществляют районную автономию" (ст. 114).

Основной закон довольно подробно регулирует функционирование государственного механизма. Можно отметить несколько особенностей, не свойственных предшествующим Основным законам КНР. В частности, в системе центральных государственных органов восстановлен пост Председателя КНР (ранее он был предусмотрен Конституцией 1954 г.). Действующая Конституция устанавливает принцип несовместимости членства в постоянных комитетах собраний народных представителей с занятием административных, судебных и прокурорских должностей. Для лиц, занимающих высшие государственные должности, введены сроки, ограничивающие их пребывание на соответствующем посту: не более двух созывов Всекитайского собрания народных представителей, т. е. не более 10 лет. В составе правительств различных уровней управления предусмотрено создание системы ревизионных органов для усиления контроля за эффективностью и вообще за финансовой деятельностью.

Основой социалистической экономической системы современного Китая Конституция 1982 г. называет социалистическую общественную собственность на средства производства в двух формах - общенародной и коллективной собственности трудящихся. Социалистическая общенародная собственность согласно Конституции является основой государственного сектора экономики. Что касается коллективной собственности трудящихся, то в социалистический сектор экономики, основанный на этой собственности, по Конституции включаются не только народные коммуны (они практически все распались ещё в 80-е гг.), но и другие формы коллективного хозяйства в деревне (производственная, снабженческо-сбытовая, кредитная, потребительская кооперация), а также различные формы кооперативного хозяйства в городах и поселках.

Индивидуальные хозяйства городских и сельских тружеников Конституция рассматривает как дополнение к социалистическому общественному хозяйству. Вместе с тем по сути такие индивидуальные хозяйства составляют самостоятельный уклад экономики. Конституция предписывает государству посредством административного управления направлять, поддерживать и контролировать индивидуальные хозяйства и при этом охранять их права и законные интересы. В то же время конституционными поправками 2004 г. закреплены положения о частной собственности. Действующая Конституция разрешает иностранным организациям либо отдельным лицам в соответствии с законами КНР вкладывать капиталы в экономику Китая, осуществлять в различных формах экономическое сотрудничество с китайскими предприятиями или другими хозяйственными организациями.

Таким образом, Конституция Китайской Народной Республики предусматривает существование в современном Китае многоукладной экономики. Конституционные положения реализуются на практике, в результате чего многоукладность стала реальностью китайского народного хозяйства. С 1978 по 1995 г. в производстве валовой промышленной продукции доля предприятий общенародной собственности снизилась с 77,6% до 30,9%, удельный вес продукции предприятий коллективной собственности возрос с 22,4% до 42,8%, а доля индивидуальных, частных предприятий и предприятий с участием иностранного капитала в общей сложности выросла до 26,3%. Обратим внимание на два обстоятельства. Во-первых, в приведенном примере речь идет о промышленном производстве, а в сельском хозяйстве индивидуальные и коллективные хозяйства играют гораздо более существенную роль. Во-вторых, взят период до возвращения Китаю Сянгана (Гонконга) и Аомэня (Макао), где доля частнокапиталистических предприятий в промышленном производстве намного выше. Итак, данный пример демонстрирует действенность положений Конституции об основах экономического строя.

Процедура изменения Конституции.
Конституцию Китая 1982 г. можно отнести к "жестким", поскольку порядок ее изменения усложнен по сравнению с порядком принятия или изменения текущих законов. Изменения в Конституцию вносятся по предложению Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей или по предложению 1/5 депутатов Всекитайского собрания народных представителей. Поправки к Конституции считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 от общей численности депутатов Всекитайского собрания народных представителей. В Конституции ничего не сказано о роли, которую играет Коммунистическая партия Китая при внесении изменений в Конституцию. На практике никакие поправки в Конституцию не могут быть внесены, если они не одобрены Центральным Комитетом КПК.

За время действия Конституции 1982 г. поправки в нее вносились довольно редко, но при этом, как правило, изменения и дополнения вносятся в Конституцию блоками, поэтому в настоящее время их имеется уже порядка двадцати. Многие конституционные поправки касаются регулирования экономики. Так, первые две поправки были внесены в 1988 г. Одна из них дополняла Основной закон понятием частного хозяйства (наряду с государственным, коллективным и индивидуальным). Вторая предусмотрела возможность передачи права пользования землей (что раньше было запрещено, согласно ст. 10 Конституции). В 1993 г. было одобрено девять изменений и дополнений Конституции. И опять без внимания не остались вопросы регулирования экономики. В частности, изменился порядок управления государственными предприятиями: их самостоятельность существенно расширилась, что было связано с углублением рыночных преобразований. Кроме того, в Конституцию были включены положения, направленные на переход от плановости к государственному регулированию путем принятия законодательных актов и установления юридических гарантий. Поправки фиксировали продолжение рыночных реформ, в том числе семейного подряда на селе, расширения внешних связей. В политической сфере Преамбула была дополнена положением, согласно которому "система многопартийного сотрудничества и политических консультаций под руководством КПК будет долгое время существовать и развиваться". Был также увеличен срок полномочий уездных народных представителей с трех лет до пяти. В 1999 г. было внесено шесть поправок. Одна из них дополнила Преамбулу упоминанием теории Дэн Сяопина, а также указанием на развитие социалистической рыночной экономики. В поправках в некоторые статьи Конституции также оговаривалось, что доминирование обеспечивается общественной собственности, но при этом создаются гарантии для других форм собственности, и необщественный сектор, включающий индивидуальные и частные хозяйства, является весьма важной частью экономики страны. Дополнительные гарантии получил и семейный подряд на селе. В ст. 5 Конституции появилось упоминание о строительстве в Китае социалистического правового государства. А еще одна поправка заменяла в ст. 28 слова "контрреволюционная деятельность" на "преступления против государственной безопасности". Последние по времени поправки были внесены в Конституцию КНР в 2004 г., и некоторые из них нацелены на дальнейшее развитие рыночных отношений.

Обеспечение верховенства Конституции. Часть 2 ст. 5 Конституции КНР указывает, что "никакие законы, административно-правовые акты и местные установления не должны противоречить Конституции". Правом толкования Конституции и контроля за ее исполнением обладает Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей. Правда, и само Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) имеет право контроля за исполнением Конституции. Очевидно, предполагается, что ВСНП в своих контрольных полномочиях должно опираться на толкование Конституции, данное его Постоянным комитетом. Полномочия Постоянного комитета ВСНП по контролю за конституционностью актов расшифрованы: он вправе отменять административно-правовые акты, постановления и распоряжения Государственного Совета, противоречащие Конституции и законам, а также отменять установления и решения местного характера органов государственной власти провинций, автономных районов и городов центрального подчинения, противоречащие Конституции, законам и административно-правовым актам. Ничего не сказано о последствиях обнаружения неконституционности законов, однако Постоянный комитет обладает собственной законодательной компетенцией, т. е. он сам может принимать и изменять законы. Но по ряду вопросов право законодательствовать закреплено исключительно за ВСНП, и, следовательно, принимать такие законы или вносить в них поправки может только Собрание, хотя, возможно, и по инициативе, исходящей от Постоянного комитета. Вместе с тем именно Постоянный комитет вправе толковать законы (ВСНП таким полномочием не обладает). Значит, он может также путем соответствующего толкования Конституции и законов снять, насколько это возможно, какие-то противоречия между Основным законом и текущими законами, принятыми как ВСНП, так и Постоянным комитетом.

2. Основы конституционного статуса человека в Китае.

Гражданство.
Закон "О гражданстве" был принят только в 1980 г., т. е. почти через 31 год после провозглашения КНР. Ряд формулировок этого закона довольно расплывчат. Это объясняется тем, что при подготовке проекта данного закона стремились избежать такой ситуации, при которой трактовка Закона позволила бы считать китайцев, проживающих на Тайване, негражданами КНР. Закон не признает двойного гражданства. При определении гражданства ребенка применяется прежде всего право крови. Однако право крови для тех случаев, когда оно не может быть применено, в определенной степени дополняется правом почвы: гражданами КНР считаются лица, рожденные и постоянно проживающие на территории Китая, чьи родители являются апатридами либо не имеют доказательств принадлежности к какому-нибудь гражданству.

Общие принципы
Конституция КНР 1982 г. содержит сравнительно большую главу, регулирующую права и обязанности граждан. Провозглашается равенство всех граждан КНР перед законом. Отдельно выделен принцип равноправия мужчины и женщины, при этом подчеркивается, что женщины пользуются равными с мужчинами правами во всех областях политической, экономической, культурной, общественной и семейной жизни. При этом на государство возлагается обязанность охранять права и интересы женщин, обеспечивать женщинам равную с мужчинами оплату за равный труд, воспитывать и выдвигать кадровых работников из числа женщин. Такое специальное внимание правам женщин необходимо для того, чтобы преодолеть многовековую традицию, отводящую женщине более низкое по сравнению с мужчиной положение в обществе. Так, даже в 80-90-е гг. XX в., несмотря на развитие народного образования, более 2/3 неграмотных в Китае составляли женщины.

Конституция предусматривает также компенсацию ущерба гражданам, который они понесли в результате посягательств государственных органов на их права. В качестве общего конституционного принципа правового положения граждан закреплено положение, согласно которому граждане, осуществляя свои права и свободы, не должны наносить ущерба интересам государства, общества и коллектива, законным свободам и правам других граждан.

Политические права
Конституция (ст. 34) наделяет всех граждан, достигших 18 лет, активным и пассивным избирательным правом. При этом если упомянутый принцип равноправия граждан сформулирован в общем виде, без детализации, то в отношении избирательного права подчеркивается, что граждане обладают им независимо от национальной и расовой принадлежности, пола, рода занятий, социального происхождения, вероисповедания, образования, имущественного положения и оседлости. Не имеют избирательного права только лица, лишенные политических прав по закону. Некоторые вопросы организации и проведения выборов (т. е. реализации избирательных прав гражданами) рассмотрены в параграфах, посвященных собраниям народных представителей.

К политическим правам относится также право граждан обращаться с критикой или предложениями в адрес любых государственных органов или государственных служащих. При этом Конституция допускает любые обвинения, жалобы и заявления со стороны граждан, запрещая, однако, оговаривать и порочить людей, фальсифицируя или подтасовывая факты. Конституция обязывает государственные органы рассматривать обращения граждан и разбираться в существе дела.

Иные политические права граждан (свобода слова, печати, собраний, союзов, уличных шествий и демонстраций) просто перечислены без какой-либо расшифровки. Среди политических прав нет упоминания о праве создания политической партии или вступления в нее. По-видимому, предполагается, что это можно рассматривать как частный случай свободы союзов. Между тем в КНР наряду с КПК (более 57 млн членов) существуют еще восемь партий, которые именуются демократическими: Революционный комитет Гоминьдана (49 тыс.), Демократическая лига Китая (более 120 тыс.) и др. Правда, все эти партии были созданы еще до провозглашения КНР. Хотя в Китае существует несколько партий, ни одна партия не считается оппозиционной. КПК периодически консультируется по различным вопросам с этими партиями и общественными организациями. Все партии и значительная часть общественных организаций входят в Народный политический консультативный совет Китая. В составе этого Совета - представители порядка 30 организаций (включая все партии), а также отдельные беспартийные деятели.

Личные права
Конституция закрепляет свободу вероисповедания; неприкосновенность личности, жилища, чести и достоинства граждан; свободу и тайну переписки. Конституция содержит положения, не только закрепляющие эти права, но и разъясняющие их суть и содержание, юридические гарантии их реализации. Действительное осуществление многих из этих прав зависит от разработанности соответствующего отраслевого законодательства. В Конституции специально указывается, что запрещается нарушение свободы брака, а также жестокое обращение со стариками, женщинами и детьми.

Некоторые личные права содержатся не в главе о правах и обязанностях, а в других главах. Например, в разделе, посвященном судам, говорится, что граждане вправе сами себя защищать или обратиться за помощью к адвокату. Правда, как отмечается в китайской печати, пока еще не хватает юристов для того, чтобы это право могло быть реализовано в полной мере. В разделе о судах указывается также, что в суде каждый вправе пользоваться тем языком, который он предпочитает, а государство обязано обеспечить надлежащий перевод.

Социально-экономические права и права в области культуры.
Эти права довольно подробно прописаны в Конституции КНР. В частности, к числу этих прав относятся закрепленные в ряде статей право на труд, на отдых, на пенсионное обеспечение по возрасту. Специальная ст. 45 посвящена материальной помощи гражданам в случае болезни или потери трудоспособности. Отдельно отмечены материальное обеспечение инвалидов из числа военнослужащих, а также материальная помощь семьям павших героев. Примечательно, что данная статья Конституции не ограничивается указанием на материальную помощь инвалидам, но специально подчеркивает, что государство и общество помогают инвалидам в устройстве на работу и получении образования.

За гражданами КНР закреплены право на образование, свобода научно-исследовательской деятельности, литературно-художественного творчества и деятельности в других областях культуры. Некоторые социально-экономические права граждан КНР зафиксированы в Конституции за пределами главы, посвященной правовому статусу. Так, положения об охране права собственности на законные доходы, сбережения, жилище и другую законную собственность и права граждан на наследование частной собствен ности помещены в главу "Общие положения". По-видимому, это связано с тем, что эти права рассматриваются в связи с основами экономической системы КНР, которые закрепляются в указанной главе.

Обязанности.
Некоторые обязанности граждан КНР находятся в паре с определенными правами. Например, праву на труд соответствует обязанность трудиться, праву на образование -- обязанность учиться. Но есть и такие обязанности, которым трудно или невозможно подобрать в пару какое-либо право. Так, граждане обязаны соблюдать Конституцию и законы, хранить государственную тайну, беречь общественную собственность, соблюдать трудовую дисциплину и общественный порядок, уважать нормы общественной морали, защищать единство государства и сплоченность всех национальностей страны, охранять безопасность, честь и интересы Родины. Конституция (ст. 55) указывает, что защита Отечества и отражение агрессии - священный долг каждого гражданина, отсюда выводится почетная обязанность воинской службы и участия в народном ополчении. Специально выделяется обязанность граждан платить налоги. На супругов возлагается обязанность планировать рождаемость, что связано с демографической политикой современного Китая, ориентированной на сокращение рождаемости. В то же время родители обязаны содержать и воспитывать несовершеннолетних детей, а совершеннолетние дети обязаны содержать и поддерживать родителей.

3. Особенности административно-территориального устройства КНР.

Административное деление.
КНР представляет собой унитарное государство. В нем принято трехступенчатое административное деление: провинция, уезд, волость. Страна разделена на провинции, автономные районы и города центрального подчинения. Провинции и автономные районы включают автономные округа, уезды, автономные уезды, города. В подчинении уезда и автономного уезда находятся волости, национальные волости и поселки. Согласно положениям Конститу ции КНР в случае необходимости государство может учреждать особый административный район.

Города центрального подчинения и крупные города делятся на районы и уезды, а автономные округа -- на уезды, автономные уезды и города. Автономные районы, автономные округа и автономные уезды являются районами национальной автономии. В настоящее время страна разделена в административном отношении на 23 провинции, пять автономных районов и три города центрального подчинения. Эти города, провинции и автономные районы имеют под своей юрисдикцией 30 автономных округов, 640 городов и 1716 уездов. Всего насчитывается свыше 30 тыс. волостей и национальных волостей, 17 тыс. поселков.

Национальная автономия
Особенностью государственного устройства Китая является наличие национальных автономных территориальных образований. Конституция КНР провозглашает равноправие всех наций, гарантию законных прав и интересов всех национальных меньшинств, включая право на свободное использование и развитие языка и письменности, традиций и обычаев. В районах компактного проживания нацменьшинств осуществляется региональная национальная автономия, которая подразумевает создание органов самоуправления, действующих под единым руководством государства и наделенных правами по осуществлению автономии в своем регионе, В частности, в Законе 1984 г. "О региональной национальной автономии" говорится о гарантии претворения в жизнь основных принципов Конституции по национальной районной автономии. В КНР, кроме пяти автономных районов, существуют 30 автономных округов, 124 автономных уезда (хошуна).

Особые административные районы (ОАР)
С 1 июля 1997 г. Сянган (в южнокитайском произношении -- Гонконг), что в переводе на русский язык означает "благоухающая гавань", бывшая колония Великобритании, был возвращен Китаю. Основной курс и политические установки китайского правительства нашли отражение в Основном законе КНР "Об особом административном районе Сянган", принятом в апреле 1990 г. на сессии ВСНП. В частности, ОАР Сянган, непосредственно подчиняющийся Центральному народному правительству (за исключением внешних сношений и обороны), получал право на значительную автономию, означавшую осуществление независимой административной, законодательной и судебной власти (включая право на вынесение окончательного судебного приговора). Кроме того, было определено, что в течение последующих 50 лет после возвращения данной территории Китаю правительственные и законодательные органы ОАР Сянган будут состоять из местных жителей, сохраняются прежние социально-экономический строй, большинство законов, статус свободного порта, обособленной таможенной территории, международного финансового центра и т. д.

Сходным образом решается вопрос по Аомэню (португальское название - Макао), что в переводе на русский язык означает "Ворота залива", бывшей португальской колонии, возвращенной КНР 20 декабря 1999 г. Основной курс Китая в отношении этой территории изложен в Основном законе КНР "Об особом административном районе Аомэнь", принятом сессией ВСНП в марте 1993 г. Аомэнь перешел под суверенитет КНР 20 декабря 1999 г. В Аомэньском особом административном районе (АОАР) предусмотрено функционирование Высшего исполнительного должностного лица (он же формирует правительство) и Законодательного совета.

Можно упомянуть также, что в будущем КНР предстоит решать проблему Тайваня, который согласно Конституции КНР является неотъемлемой частью Китая. Однако на деле с 1949 г. Тайвань существует фактически как самостоятельное государство, живет по Конституции Китая 1947 г. (с поправками 1990-х гг.). Правительство КНР предлагает Тайваню присоединиться к основной территории Китая, получив статус особого административного района (по аналогии с Сянганом и Аомэнем).

4. Всекитайское собрание народных представителей.

Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) является высшим органом государственной власти и выполняет законодательную функцию государства, а именно - выносит решения по наиболее важным вопросам политической жизни страны. ВСНП выполняет следующие основные задачи: осуществляет контроль за исполнением Конституции и вносит в нее необходимые изменения; принимает основные законы и вносит в них изменения, отменяет или изменяет утратившие силу постановления Постоянного комитета ВСНП; рассматривает и утверждает план народнохозяйственного и социального развития страны, а также отчет о его исполнении; утверждает государственный бюджет и отчет о его исполнении; избирает, назначает и смещает руководителей высших органов государственной власти; утверждает учреждение провинций, автономных районов и городов центрального подчинения, а также создание особых административных районов и их режим; решает вопросы войны и мира.

Депутаты ВСНП избираются собраниями народных представителей провинций, автономных районов и городов центрального подчинения, а также выборщиками от Народной освободительной армии Китая (НОАК). Депутаты ВСНП могут быть отозваны избравшими их собраниями. Выборы проводятся на альтернативной основе (т.е. кандидатов выдвигается больше, чем мест в Собрании) тайным голосованием по мажоритарной системе относительного большинства. Например, в ВСНП восьмого созыва (срок полномочий с 1993 по 1998 г.) общее число депутатов составило 2978 человек. Из них 332 депутата (11,15%) были рабочими, 280 (9,4%) - крестьянами, 649 (21,79%) - представителями интеллигенции, 842 (28,27%) - кадровыми работниками, 572 депутата (19,21%) представляли различные демократические партии (т.е. не КПК) или были беспартийными, 267 депутатов (8,97%) были избраны от НОАК, 36 депутатов (1,21%) были китайцами-репатриантами. Женщины-депутаты составили 21,02% (626 человек) от общего числа членов ВСНП. 55 национальных меньшинств были представлены в ВСНП, к ним принадлежали 439 депутатов (14,74%). После переизбрания депутатов ВСНП в 1998 и 2003 гг. картина не изменялась существенным образом.

Срок полномочий депутатов каждого созыва составляет пять лет, а сессии созываются Постоянным комитетом ВСНП, как правило, один раз в год. Перед каждой сессией проходит подготовительное заседание, на котором избираются президиум и глава секретариата очередной сессии, утверждается ее повестка дня. Руководит заседаниями ВСНП президиум, возлагая на нескольких лиц поочередное председательствование на заседаниях сессии. Законопроекты, выдвинутые президиумом сессии ВСНП, Постоянным комитетом ВСНП, различными специальными комиссиями ВСНП, Государственным советом, Центральным военным советом, Верховным народным судом, Верховной народной прокуратурой, а также проекты, представленные одной депутатской делегацией или депутатами численностью свыше 30 человек, передаются по решению президиума на рассмотрение депутатских групп либо специальных комиссий. Те, в свою очередь, должны составить доклады, которые после рассмотрения президиума и по его решению передаются на последующее рассмотрение сессии ВСНП для принятия решения.

В случаях избрания и принятия решений обычно проводится тайное голосование: используются бюллетени или машины для голосования. Иногда голосование проходит открыто поднятием руки.

Постоянным органом ВСНП является Постоянный комитет ВСНП, осуществляющий функции высшего органа государственной власти в период между сессиями ВСНП. В состав Постоянного комитета входят председатель, заместитель председателя, ответственный секретарь, избираемые и смещаемые ВСНП члены. При этом никто из входящих в состав Постоянного комитета ВСНП лиц не может находиться на службе в государственных административных органах, органах суда и прокуратуры. В основном Постоянный комитет заседает дважды в месяц по созыву его председателя. Он, его заместители и ответственный секретарь образуют так называемый Совет председателя, который занимается текущей работой Постоянного комитета ВСНП.

5. Председатель Китайской Народной Республики.

Любой гражданин КНР, достигший 45 лет и обладающий правом избирать и быть избранным, может быть избран Председателем или заместителем Председателя КНР на сессии ВСНП. Председатель КНР осуществляет следующие полномочия: на основании решений ВСНП и его Постоянного комитета опубликовывает законы и указы, назначает и смещает премьера, заместителей премьера и членов Государственного Совета; от имени государства принимает дипломатических представителей других государств, назначает и отзывает полномочных дипломатических представителей КНР в других странах; ратифицирует и денонсирует договоры, другие важные соглашения, заключенные с другими государствами. Заместитель Председателя КНР помогает в работе Председателю и по его поручению может осуществлять часть полномочий Председателя.

6. Государственный совет и Центральный военный совет.

Государственный совет, или Центральное народное правительство КНР, является высшим государственным административным органом страны. Он выполняет законы и постановления, разработанные и принятые ВСНП и его Постоянным комитетом, ответствен перед ними и подотчетен им.

В функции Государственного совета входят следующие: на основе Конституции и законов определять круг административных мероприятий, формулировать административно-правовые акты, издавать постановления и распоряжения; осуществлять единое руководство работой министерств и комитетов, других подчиненных ему ведомств; осуществлять централизованное руководство работой местных государственных административных органов по всей стране; составлять и реализовывать план социального и народнохозяйственного развития страны, государственный бюджет; осуществлять руководство работой в сфере экономики, городского и сельского строительства, науки, образования, культуры, здравоохранения, физкультуры и спорта, планирования рождаемости, осуществлять руководство работой органов гражданской администрации, общественной безопасности, судебного управления, контроля и других органов; осуществлять управление национальным оборонным строительством; осуществлять управление делами в области внешних сношений, заключение договоров и соглашений с иностранными государствами; в установленном законом порядке осуществлять назначение, смещение, обучение, поощрение или наказание административных работников, оценку их деятельности.

В состав Госсовета входят премьер, его заместитель, члены Государственного совета, министры, председатели комитетов, главный ревизор и ответственный секретарь. Премьер избирается сессией ВСНП на основе выдвигаемой Председателем КНР кандидатуры, остальные же избираются сессией ВСНП из числа кандидатур, предложенных премьером. Пленарные заседания Государственного совета (на них присутствуют все лица, входящие в состав Госсовета) и заседания Постоянного бюро Госсовета (на которых присутствуют премьер, заместитель премьера, члены Госсовета и ответственный секретарь) созываются премьером и проходят под его председательством. Важнейшие вопросы работы Госсовета должны обсуждаться и решаться на заседаниях Постоянного бюро или пленарных заседаниях Государственного совета.

Центральный военный совет представляет собой государственный орган, осуществляющий руководство всеми Вооруженными силами страны. В состав Вооруженных сил входят Народно-освободительная армия Китая (НОАК), Вооруженная полиция и народное ополчение. Основные цели НОАК заключаются в укреплении обороны страны, отражении внешней агрессии, защите государства. Войска Вооруженной полиции КНР выполняют основные задачи по охране государственной границы, общественной безопасности, внутреннего порядка. Народное ополчение представляют собой вооруженные формирования, в которых служат люди не на кадровой основе, без отрыва от производства.

В состав ЦВС входят председатель, заместители председателя, члены совета. Председатель ЦВС избирается сессией ВСНП, он ответствен перед ВСНП и его Постоянным комитетом. Заместители председателя и члены ЦВС также избираются сессией ВСНП, но на основе предлагаемых председателем ЦВС кандидатур.

7. Судебные органы.

В состав государственного судебного органа Народного суда - входят Верховный народный суд, местные народные суды и специальные народные суды, такие как военные суды. Высшим государственным судебным органом является Верховный народный суд. Он ответствен перед ВСНП и его Постоянным Комитетом, осуществляет контроль за работой местных народных судов всех ступеней и специальных народных судов, в том числе военных судов.

Народные суды высшей ступени учреждаются в провинциях, автономных округах, в средних и крупных городах провинциального подчинения и подчинения автономным районам. Низовые народные суды учреждаются во всех уездах, городах, автономных уездах и городских районах. Они ответственны перед местными органами государственной власти, которые и создают их. Вышестоящие народные суды осуществляют надзор за деятельностью нижестоящих.

Народные суды рассматривают дела в открытых судебных заседаниях, за исключением дел, составляющих государственную тайну, интимных сторон личной жизни граждан и дел несовершеннолетних преступников. Обвиняемые имеют право на защиту.

8. Органы самоуправления в районах национальной автономии.

Органами самоуправления в районах национальной автономии являются Собрания народных представителей и народные правительства автономных районов, автономных округов и уездов (хошунов). На пост председателя (или заместителя председателя) постоянного комитета местного собрания народных представителей избирается представитель национальности, осуществляющей региональную автономию; то же относится и к кандидатурам на посты председателей правительств автономных районов, автономных округов и автономных уездов.

Органы самоуправления в районах национальной автономии обладают не только равной компетенцией с местными органами государственной власти аналогичного уровня, но и широкими правами на автономию. Последние заключаются в следующем: 1) в определении порядка и правил самоуправления, в разработке специальных положений по отдельным вопросам с учетом политических, экономических и культурных особенностей данных районов; 2) в самостоятельном использовании финансовых средств, принадлежащих этим национально-автономным районам; 3) в самостоятельном управлении делами строительства, здравоохранения, образования, науки, культуры. Кроме того, со стороны государства предпринимаются меры по подготовке национальных кадров, специалистов разного профиля в вузах, а также в национальных университетах и школах национальных кадров, тем самым стимулируя экономическое и культурное развитие районов национальной автономии.

9. Местные собрания народных представителей и местные народные правительства.

В соответствии с существующим административным делением Китая формируются собрания народных представителей (СНП) всех уровней (в СНП уездного уровня и выше учреждаются постоянные комитеты) и соответствующие местные народные правительства. Депутаты СНП провинций, автономных районов, городов центрального подчинения, городов и автономных округов с районным делением избираются и могут быть отозваны собраниями народных представителей нижестоящей ступени. Депутаты СНП городов без районного деления, районов городского подчинения, уездов, автономных уездов, волостей и поселков избираются и могут быть отозваны непосредственно гражданами. От НОАК также избираются депутаты в СНП всех уровней. Выборы проводятся на альтернативной основе (т. е. кандидатов больше, чем мест в соответствующем выборном органе) путем тайного голосования по мажоритарной системе относительного большинства, но победитель должен получить более одной трети голосов. Кандидаты первоначально выдвигаются общественными организациями, партиями, группами избирателей не менее 10 человек. Затем избирательная комиссия, получив все предложения по кандидатам, проводит предвыборные собрания и консультации с различными партиями и общественными организациями, после чего составляет и обнародует официальный список. Такой порядок выдвижения кандидатов позволяет государственным органам в определенной степени контролировать составление списков баллотирующихся на выборные должности. Однако избиратели вправе не только голосовать за или против внесенных в бюллетени кандидатов, но и вписать в бюллетень имя гражданина, который не был включен в официальный список кандидатов.

Местные СНП различных ступеней представляют собой органы государственной власти на местах, обеспечивающие соблюдение Конституции и законов, административно-правовых актов в пределах конкретного административного района. В пределах установленной законом компетенции они принимают и издают решения, определяют планы экономического, коммунального и культурного строительства. Местные СНП избирают и смещают персонал правительства данной ступени. Уездные и вышестоящие местные СНП принимают планы социально-экономического развития, бюджет административного района, отчеты по их исполнению. Они обладают правом вносить коррективы и отменять утратившие силу постановления постоянных комитетов СНП данной ступени. Они также избирают и отзывают председателей народных судов и главных прокуроров народных прокуратур данной, ступени. СНП провинций, автономных районов и городов центрального подчинения и их постоянные комитеты могут принимать постановления местного характера, не противоречащие законодательству КНР.

Местные народные правительства всех ступеней являются исполнительными органами государственной власти на местах, ответственными и подотчетными СНП соответствующего уровня и его постоянному комитету, а также вышестоящему государственному административному органу. Все местные народные правительства подчиняются Госсовету КНР и управляют административными делами своего района.

Предыдущая лекция

На главную

Следующая лекция

Hosted by uCoz