Предыдущая лекция

На главную

ЛЕКЦИЯ 15

Конституционное право арабских стран

В настоящее время в арабских странах действуют следующие конституции:

  • Алжирской Народной Демократической Республики 1996 г.
  • Государства Бахрейн 1973 г.
  • Арабской Республики Египет 2012 г.
  • Иорданского Хашимитского Королевства 1952 г.
  • Йеменской Республики 1991 г. с конституционными по правками 1994 и 1999 гг.
  • Государства Катар 1970 г.
  • Государства Кувейт 1962 г.
  • Ливанской Республики 1926 г. с поправками 1927 1929 1943, 1947, 1948, 1976 и 1990 гг.
  • Исламской Республики Мавритания 1991 г.
  • Королевства Марокко 1972 г. с поправками 1996 г.
  • Объединенных Арабских Эмиратов 1971 г.
  • Султаната Оман 1996 г.
  • Королевства Саудовская Аравия 1992 г.
  • Сирийской Арабской Республики 2012 г.
  • Республики Судан 1998 г.
  • Тунисской Республики 2014 г.

Особенности конституций арабских стран.

Сущность, содержание, принципы и виды арабских конституций
Конституция в арабских странах, являясь основным законом страны, закрепляет основы государственного строя, систему органов государственной власти, основы правового положения граждан. Вместе с тем целый ряд важнейших общественных отношений в арабских странах регулируется не конституцией, а нормами обычного права, нормами ислама. Все конституции (за исключением Конституции Ливана) провозглашают ислам государственной религией, а многие из них шариат - основой законодательства, что фактически означает, что конституция больше выступает в качестве основного закона государства, а не общества. Вместе с тем конституции арабских стран стремятся к тому, чтобы представлять собой основу всей правовой системы того или иного государства. Основные законы, особенно недавно принятые, чаще стали содержать положения, являющиеся основой для других отраслей права - гражданского, трудового, уголовного, семейного и т. д.

Принятие конституций в арабских странах в большинстве случаев стало прогрессивным явлением, поскольку влекло за собой создание определенной юридической основы государственности и институционализации государственно-правовых и политических органов и организаций. Однако в большинстве арабских стран, в силу неразвитости и консерватизма самих принципов и структуры политической системы, новые конституции -- это лишь отражение достигнутого консенсуса в высших эшелонах власти либо, напротив, полной смены государственной власти в силу выхода на политическую арену представителей новых политических элит, а вовсе не результат движения политических сил страны.

Содержание новейших арабских конституций имеет много общих черт, а отличия их не столь разительны, как в первоначальных конституционных актах. С определенной долей уверенности можно утверждать о существовании некой тенденции к унификации конституционных текстов, одинаковому стандарту отдельных статей, даже к одинаковым формулировкам, встречающимся в конституционных текстах.

Абсолютное большинство конституций арабских стран содержит довольно пространные преамбулы, которые обычно носят декларативный характер, отражая определенные этапы борьбы арабских народов за независимость, приверженность демократическому строю, стремление создать лучшие жизненные условия для населения данной страны. В преамбуле может быть отмечено стремление государства к укреплению своих международных позиций, к усилению своей роли в установлении основ мира, безопасности, справедливости и сотрудничества между различными народами и государствами. В ней же обычно указывается, от чьего имени провозглашается данная конституция: в монархических государствах - от имени короля, в республиканских - от представителей народа, образовавших конституционную ассамблею (в Ливии, например, от имени Революционного Совета и т. д.).

Преамбулы в конституциях арабских стран имеют не юридическое, а общеполитическое и идеологическое назначение. Они провозглашают определенные общечеловеческие ценности, некоторые принципы международного общения и цели данного государства, обычно выраженные в общедекларативной форме.

Помимо преамбулы все арабские страны включают в свои конституции текст в виде отдельных глав, разделенных на статьи. Первая глава может декларировать общие принципы государства и обычно именуется "Общие положения" (Конституция Туниса), "Основные принципы" (конституции Марокко, Сирии), "Государство и система управления" (конституции Кувейта, Омана, Иордании), "Общие положения, основные принципы" (Конституция Мавритании), "Политические основы" (Конституция Йемена). Первая глава обычно подтверждает независимость данного государства, суверенитет народа, ислам в качестве официальной религии государства, арабский язык как официальный язык государства, а также тот факт, что территория страны является неделимой и никакая ее часть не может быть отторгнута. В этой же главе дается характеристика основных символов государства (герба, флага), закрепляется название столицы страны. В первой главе обязательно определяется форма правления. Если это монархия, то могут быть зафиксированы основные принципы престолонаследия. Кроме того, страна обычно провозглашается частью арабской нации и частью исламского мира; здесь же декларируется приверженность данной страны арабскому единству и стремление к объединению с другими арабскими странами.

Многие конституции арабских стран строятся по принципу разделения властей, хотя прямо такой принцип в конституциях не называется. В конституциях монархических стран в отдельную главу, предшествующую главе об органах государственной власти, выделены полномочия главы государства - короля или султана. В республиканских конституциях статьи о полномочия главы государства включаются в раздел об исполнительных органах власти.

Ряд конституций вводит отдельные главы, регулирующие новные принципы государственной политики в политической, экономической, социальной и культурной областях, также можно встретить отдельные главы, закрепляющие права и свободы граждан. Кроме того, конституции содержат главу о порядке изменения и внесения поправок в текст конституции и переходные положения, регулирующие порядок совмещения норм новой конституции и продолжающего действовать ранее принятого законодательства.

Политические принципы конституций дополняются принципом осуществления народом своей власти непосредственно путем прямой или представительной демократии. Различные формы демократии, декларируемые конституциями, прямо предусматривают установление системы демократического правления. Однако принцип демократизма, являющийся одним из важнейших принципов большинства арабских стран, часто трактуется отличным от западных моделей образом и подразумевает особое мусульманское содержание.

Следующий важнейший принцип функционирования властей и принятия решений - принцип шуры (обсуждение, совещательность). Этот принцип, заложенный в Коране и хадисах пророка Мухаммеда, является устойчивым элементом, традиционно использующимся в мусульманском обществе. Применение указанного принципа позволяет путем сопоставления мнений принимать оптимальные решения. Можно отметить, что консультативные советы, которые были сформированы в арабских странах в соответствии с совещательной традицией, явились своеобразным ответом на возникавшие политические вызовы в ходе модернизации традиционного восточного общества, которая характеризовалась появлением сложного государственного аппарата, формированием новых социальных и политических структур, дальнейшей дифференциацией общества и разрывом между правящей верхушкой и населением. Поэтому конституционное закрепление принципа "шуры" придало законность консультативным советам, которые были образованы при главе государства путем назначения их членов монархом или президентом (в Египте, например).

Среди других политических принципов можно назвать: защиту независимости и суверенитета, стабильности и безопасности страны, защиту от всех форм агрессии; усиление сотрудничества и установление уз дружбы со всеми государствами и народами на основе взаимного уважения, общих интересов, невмешательства во внутренние дела; уважение международных и региональных договоров и соглашений и общепризнанных принципов международного права, с тем чтобы обеспечить безопасность и мир между народами и государствами; установление такой административной системы, которая гарантирует справедливость, спокойствие и равенство для всех граждан обеспечивает уважение общественного порядка и защищает высшие интересы страны.

Специфика конституционного закрепления основ социально-экономической системы в арабских странах обусловлена прежде всего переходным характером социальных структур, в рамках которых существует широкий спектр разнотипных социальных отношений, базирующихся на многоукладной экономике. При этом следует особо отметить, что социально-экономическое развитие повсеместно осуществляется при направляющей роли государства и активном вмешательстве государства в экономику. В вопросе о социально-экономической системе конституции арабских государств претерпели значительные изменения. Так, если в "старых" конституциях о социально-экономической системе почти ничего не говорилось, то в новейших конституциях этому вопросу, как правило, посвящены одна либо несколько глав (разделов).

Активная экономическая роль государства в арабских странах обусловила отход от классических буржуазных способов закрепления основ социально-экономической системы. Среди рассматриваемых стран в настоящее время практически нет таких, где основы социально-экономической системы закреплялись бы лишь с помощью классической формулы о неприкосновенности частной собственности. Даже в тех странах, где в свое время законодательство развивалось по такому пути (Ливан, Тунис, Иордания и др.), в настоящее время вырабатывается иной подход к этому вопросу. Положения о "государственном дирижизме", социальном партнерстве, общественной солидарности и т. д. получают все большее распространение. Повсеместно государство рассматривается здесь как гарант соблюдения интересов различных экономических групп (в частности, труда и капитала) и как "контролер" хозяйственно-экономических отношений. Подчас конституционные нормы об основах социально-экономической системы отражают идеалистический характер официальных взглядов на общество (на Бахрейне, например, основой существования общества наряду с религией объявляется "мораль и любовь" (ст. 5)).

В качестве экономического базиса национальной экономики устанавливаются принципы "справедливости и свободной экономики". Ее основной чертой является конструктивное, плодотворное сотрудничество между государственным и частным секторами. Целью данного сотрудничества является достижение такого уровня экономического и социального развития, который, в соответствии с генеральным государственным планом и в соответствии с законом, приведет к увеличению производства и более высокому уровню жизни граждан.

Следующим важнейшим экономическим принципом провозглашается свобода экономической деятельности, которая в общественных интересах гарантируется законом, с тем чтобы обеспечить благосостояние национальной экономики. Государство также поощряет систему сбережений и наблюдает за регулированием кредита. Основной закон Катара, например, останавливаясь на экономических принципах государственной политики, высшим мерилом их ценности устанавливает "интересы общества, общее благо, процветание страны и всех граждан" (ст. 6). В соответствии с этим государство осуществляет контроль над экономикой, охраняя ее стабильность. Однако эта же статья гласит, что главными основами катарского общества являются "собственность, капитал, труд и гарантируемая свобода частного предпринимательства".

Конституции провозглашают, что все природные ресурсы являются собственностью государства, которое охраняет их и обеспечивает их правильное использование, принимая во внимание требование государственной безопасности и интересы национальной экономики. Никакие концессии не могут быть предоставлены и никакие государственные ресурсы на могут эксплуатироваться иначе как в соответствии с законом и на ограниченный период времени. Общественная собственность является нерушимой; государство, граждане и другие лица должны защищать ее.

Конституции закрепляют принципы защиты и частной собственности, предусматривая, что никому нельзя запретить распоряжаться своей собственностью в рамках, определяемых законом. Собственность не может быть экспроприирована, за исключением случаев, устанавливаемых и регулируемых законом Для общественной пользы и при условии, что лицо, чья собственность экспроприирована, получит за нее справедливую компенсацию. Конституции определяют право лица на наследование имущества, осуществляемое в соответствии с нормами шариата или в соответствии с законом. Конституционный принцип защиты собственности предусматривает запрещение ее конфискации. В качестве специального наказания конфискация собственности может быть осуществлена только на основании судебного решения и в случаях, строго устанавливаемых законом.

Защита собственности подразумевает, что налоги и государственные сборы должны устанавливаться на справедливой основе и способствовать развитию национальной экономики. Установление, снижение или отмена государственных налогов осуществляются только на основании закона. Никто не может быть освобожден от уплаты всех или части таких налогов, за исключением случаев, определяемых законом; при этом нормы закона регулирующие взимание налогов, сборов, пошлин и т. д., не могут иметь обратной силы.

В экономической области некоторые конституции (например, Йемена) устанавливают принцип исламской социальной справедливости. Иногда этот принцип декларируется как поощрение государством "солидарности общества в возмещении ущерба от общественных катастроф, обеспечении компенсации военных потерь или ущерба здоровью, полученного лицом в результате выполнения им воинского долга" (Конституция Кувейта). Ряд конституций в качестве принципов экономики закрепляет поддержку кооперативного движения в производстве, распределении и потреблении; планирование хозяйства в соответствии с государственными планами развития; поддержку и поощрение государством развития внешней торговли и др.

Некоторые конституции в качестве конституционных выделяют социальные принципы и принципы в области культуры. Среди основных социальных конституционных принципов - принцип социальной солидарности, который трактуется как выполнение гражданином полностью своих обязательств перед государством и гарантии со стороны государства осуществления в полном объеме гражданских прав и свобод, которые сочетают в себе принцип справедливости и принцип равных возможностей для граждан, гарантированных государством. При этом государство должно предотвращать все, что может привести к разделению, несогласию в обществе или угрозе национальному единству.

Важнейший социальный принцип - забота о семье. В соответствии с нормами конституций арабских стран семья провозглашается главной ячейкой или основой общества. Закон должен регулировать способы защиты семьи, сохранение ее законной структуры, усиление семейных ценностей и уз, обеспечивая заботу о ее членах и создавая благоприятные условия для развития ее возможностей и способностей. Государство гарантирует помощь гражданину и его семье в чрезвычайных ситуациях, болезни, нетрудоспособности и старости в соответствии с системой социальной защиты. Государство заботится об общественном здравоохранении, принимая меры по предотвращению и лечению болезней и эпидемий. Оно предпринимает меры для обеспечения заботы о здоровье каждого гражданина и поощряет открытие частных больниц, клиник и других медицинских учреждений под наблюдением государства и в соответствии с нормами закона.

Принципы в области развития культуры обычно менее освещены в основных законах государства. Но объясняется это скорее тем обстоятельством, что наиболее насущными проблемами современного арабского общества являются проблемы социально-экономического характера. Основной принцип связан с ролью и значением образования. Образование признается существенным элементом прогресса общества, а государство поддерживает и поощряет его, чтобы сделать доступным для всех. При этом образование должно быть направлено на подъем и развитие всеобщего культурного уровня, обеспечение научного мышления, способного отвечать потребностям экономических и социальных планов, готовить "здоровое в моральном и физическом плане поколение, гордящееся своей страной, ее духом и ее народом и способное защищать ее завоевания". Государство заботится о системе государственного образования, борется с неграмотностью и поощряет создание частных школ и институтов под надзором государства и в соответствии с положениями закона. Оно гарантирует свободу научных исследований, развитие литературы и других областей культуры в соответствии с духом и целями конституции страны.

Ряд арабских стран (Оман, Йемен и др.) специально выделяют в конституциях принципы безопасности государства и указывают роль вооруженных сил. При этом основной целью государства провозглашается мир, а защита безопасности государства является долгом каждого гражданина. Многие конституции устанавливают при главе государства специальный орган - Совет обороны или Совет обороны и безопасности, основной задачей которого является поддержание режима безопасности и контроль за состоянием вооруженных сил и готовностью страны к обороне. Данные органы изучают состояние дел в этих областях и докладывают свои рекомендации главе государства. В конституциях установлено, что только государство может создавать вооруженные силы, организации общественной безопасности и другие силовые структуры. Они принадлежат народу, и их задачей является защита государства, охрана его территориальной целостности, обеспечение безопасности и спокойствия ее граждан.

Разумеется, конституционные принципы, зафиксированные в основных законах государства, в различных странах могут отличаться друг от друга. Однако большинство принципов политического, социально-экономического и культурного характера повторяется с различными вариациями, уточнениями и детализацией.

В силу ряда причин объективного и субъективного характера не все конституционные принципы осуществляются на практике. Многие из них так и остаются обычными конституционными декларациями, хотя и имеют ранг конституционных норм. Практическая реализация конституционных принципов в арабских странах зависит от расстановки внутриполитических сил, общего уровня социально-экономического развития, характера взаимоотношений светских и религиозных институтов, степени реальной демократизации общества. И очень многое зависит, конечно, от политической направленности правящих арабских элит, их способности, возможности и желания строго следовать конституционным предписаниям.

Что касается видов арабских конституций, то их можно подразделить по следующим основаниям.

  • По форме существования самой конституции в странах Арабского Востока встречаются прежде всего писаные конституции, т. е. тексты которых существуют в установленной форме в виде единого документа, разработанного и принятого в особо усложненном порядке в отличие от обычных законов. В абсолютном большинстве арабских стран основной закон представляет собой единый документ, озаглавленный "Конституция" (в Катаре - Исправленный временный Основной закон Катара). На практике действие конституций дополняется целым рядом других важнейших нормативных актов: действующих законов, указов главы государства, решений правительства, высших судебных органов. Значительная часть общественных отношений регулируется обычаями и нормами ислама, которые существуют как бы вне поля действия конституции, хотя ислам и провозглашается государственной религией. И в этом смысле реальную конституцию можно представить в виде совокупности нормативных актов, обычаев и норм ислама.
  • Конституции арабских стран можно классифицировать по закрепляемой ими форме правления: монархические (Оман, Катар, ОАЭ, Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн, Иордания и Марокко) и республиканские (все остальные страны).
  • По способу принятия конституции можно разделить на дарованные, т. е. представленные монархом своему народу (Саудовская Аравия), и народные, т. е. разработанные специально избранным для этой цели конституционным собранием или учредительной ассамблеей, иногда после этого утвержденной на общенациональном референдуме.
  • По характеру внесения поправок и изменений арабские конституции относятся к разряду "жестких" конституций, т. е. изменяемых в особо усложненном порядке. А по времени действия их следует отнести к постоянным конституциям, т. е. таким, в которых срок их действия не устанавливается, и они отменяются только в результате принятия новой конституции или неконституционным способом - в результате совершения государственного переворота. При этом, как правило, определенная преемственность конституционных текстов сохраняется.
  • По степени детализации текстов конституций в арабских странах их можно разделить на конституции суммарные, т. е. довольно незначительные по объему, и развернутые, содержащие большое количество статей, множество разделов, глав и т. д. К конституциям суммарного характера можно отнести основные законы Омана - 71 статья, Марокко -- 75, Ливии - 37 статей. Конституциями развернутого вида являются основные законы Мавритании -- 103 статьи, Кувейта -- 183, Египта - 211 статей.
  • И наконец, с точки зрения их реального осуществления на практике конституции иногда разделяют на реальные и фиктивные, содержание которых не соответствует тем отношениям, ко-торые складываются на практике. В современной политической системе арабских стран трудно определить абсолютно реальные или абсолютно фиктивные конституции. Скорее всего, и тех и других в чистом виде просто нет. Ведь степень реальности и фиктивности конституционных норм зависит от множества объективных и субъективных факторов. А политическая и государственно-правовая действительность арабских стран такова, что она может кардинально изменяться, вызывая непредсказуемые изменения в степени реальности или фиктивности самих конституций.

 

Предыдущая лекция

На главную

Hosted by uCoz