ЛЕКЦИЯ 1.
ВВЕДНИЕ. РЕЛИГИЯ КАК ФОРМА ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ
- Предмет и задачи курса. Место дисциплины в системе гуманитарных наук.
- Определение религии. Религия как форма общественного сознания.
- Психологические факторы религии.
- Основные функции религии.
- Классификация и основные формы религий.
- Школы религиоведения.
- Религии мира в мире.
1. Предмет и задачи курса. Место дисциплины в системе гуманитарных наук.
Религиоведение изучает закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее строение и различные компоненты, ее многообразные феномены, как они представали в истории общества, взаимосвязь и взаимодействие религии и других сфер жизни.
Как самостоятельная отрасль знания эта наука складывалась с XIX в. на стыке философии, социологии, антропологии, психологии, истории, лингвистики, этнологии, этнографии и др. наук. Религиоведение выполняет методологическую функцию по отношению к конкретным наукам, когда они обращаются к анализу религии со своей частной точки зрения.
Основные разделы религиоведения:
Философия религии - совокупность философских понятий, принципов, концепций, дающих философское объяснение религии. Подходы: материализм, экзистенциализм, феноменология, прагматизм, позитивизм и др.
Социология религии изучает общественную сторону религии, общественные закономерности ее возникновения, развития и функционирования, место роль и функции в общественной системе, взаимовлияние религии и общественной системы.
Феноменология религии дает систематическое описание явлений религии, классифицирует их на основе сопоставления и сравнения.
Психология религии изучает психологические закономерности возникновения, развития и функционирования религиозных явлений общественной, групповой и индивидуальной психологии, содержание, структуру, направленность этих явлений, их место и роль в религиозном комплексе и влияние на нерелигиозные сферы жизнедеятельности общества, групп, личностей.
История религии изучает религию в историческом развитии и многообразии прошлого, воспроизводит прошлое религий в конкретности их форм, накапливает и сохраняет информацию о многочисленных существовавших и существующих религиях.
- Как самостоятельная дисциплина и наука существует теология, которая изучает вероучительные системы (и не только) отдельных конфессий, поэтому выделяют православную теологию, католическую теологию, протестантскую теологию, исламскую теологию.
Методы исследований связаны с тем, как изучается религия, в каком из перечисленных разделов, поэтому наряду с общенаучными методами (общефилософскими, теоретическими и эмпирическими методами (диалектика, анализ, синтез и т.д.) в соответствующих разделах - свои методы. К специальным методам относят: казуальный анализ - изучение причинно-следственных отношений; генетический - выведение последующих этапов из начальной фазы; актуализм - из современного состояния - модель, по которой явление рассматривается в его предшествующих фазах; сравнительно-исторический метод, типологический метод - расчленение и группировка по каким-либо признакам и т.д.
Среди учений о религии обычно выделяют конфессиональные и нерелигиозные. 1-е: в основе понимания религии должна лежать вера, присущая соответствующей конфессии; 2-е претендуют на объективность и стремятся восполнить отсутствие веры методами современной науки и фундаментальной образованностью.
Принципы изложения: строгая объективность, конкретно-историческое рассмотрение предмета, излагаются научно обоснованные положения, прочно установленные факты. Другой принцип - в контексте истории и культуры, как мировой, так и отдельных стран. Изложение на языке терпимости, диалога религиозных и нерелигиозных представлений. В основе: свобода совести. Принципы и подходы: Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".
2. Определение религии. Религия как форма общественного сознания.
Слово "религия" (religio) в переводе с латинского имеет 11 значений: совестливость, благочестие, набожность, богослужение, святость и святыня, сомнение, прегрешение, вина, суеверие, добросовестность, знамение.
Сейчас насчитывается, по некоторым оценкам, более 250 определений этого понятия, по другим оценкам — до 1000[
В философии религия это - мировоззрение, мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование одного или нескольких богов, "священного", т.е. той или иной разновидности сверхъестественного.
Теология определяет религию как отношение, связывающее человека с богом.
Wikipedia: определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, умма, сангха, религиозная община).
Сверхъестественное — мировоззренческая категория, которая определяет то, что находится «над» физическим миром измерений и действует вне влияния законов природы, выпадает из цепи причинных связей и зависимостей, нечто первичное по отношению к реальности и воздействующее на неё, что не может быть проявлено в материальном мире. В религиозном смысле сверхъестественное раскрывается через понятия сверхчувственного, нетелесного, непротяжного существования, которое невозможно обнаружить внешними органами чувств человека и приборами. В более узком смысле сверхъестественное также может рассматриваться как некое измерение иного, метафизического пространства — загробного мира, в котором душа, по мнению верующих, может обитать без физического тела.
Компоненты и структура религии:
1) Религиозное сознание.
Ему присущи: вера, чувственная наглядность, созданные воображением образы, а также соединение адекватного действительности содержания с иллюзиями, символичность, диалогичность, сильная эмоциональная насыщенность, функционирование с помощью особой лексики и специальных знаков.
Важнейший элемент религиозного сознания - вера. Это особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении события, в истинности идеи при условии дефицита точной информации о достижимости поставленной цели и конечном результате. Вера - ожидание осуществления желаемого. Если событие совершилось или стало ясно, что ожидаемое не может осуществиться, вера угасает.
Апостол Павел: "Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом". Религия предполагает веру:
- в объективное существование неких объектов, свойств, связей, превращений;
- в возможность общения с кажущимися объективными существами, воздействия на них и получения от них помощи;
- в действительное совершение каких-то мифологических событий, в их повторяемость, в наступление таких событий и свою причастность к ним;
- в истинность соответствующих взглядов, представлений, догматов, текстов и т.п.;
- в религиозные авторитеты (отцы, святые, пророки и т.д.).
Религиозное сознание имеет 2 уровня - обыденный и концептуальный. Обыденное сознание предстает в виде образов, представлений, стереотипов, установок, иллюзий, чувств, чаяний, направленности воли, привычек и традиций людей, которые являются непосредственным отражением условий бытия людей. Выступает во фрагментарном виде. Компоненты - консервативные и подвижные. На концептуальном уровне - специально разрабатываемая, систематизируемая совокупность понятий, идей, принципов, аргументаций. В составе: 1) упорядоченное учение о боге (богах), мире, природе, обществе, человеке, т.е. систематизированное вероучение: теология, религиозная философия; 2) интерпретация на основе религии экономики, политики, права, морали и т.п.
2) Религиозная деятельность - внекультовая и культовая.
3) Религиозные отношения - внекультовые и культовые.
4) Религиозные организации - внекультовые и культовые.
3. Психологические факторы религии.
Это - состояния, процессы, механизмы общественной, групповой и индивидуальной психологии, которые создают благоприятную психологическую почву для производства и усвоения религии. Различают общественно-психологические и индивидуально-психологические доминанты.
Общественно-психологические факторы: кризисные состояния общественно-психологической атмосферы, превратный характер общения, общественное и групповое мнение, механизмы внушения, подражания, психического заражения, традиции, обычаи и пр. Кризисные состояния могут проявляться в настроениях разочарования в прошлом и настоящем, тревожного ожидания будущего, в отягощенности исторической памяти, расшатывании общественных и групповых идеалов, падении общественных нравов, массовых и групповых страхах и страданиях и т.д. Превратный характер общения возникает в условиях отчуждения, опосредования вещными отношениями. Неосознанные явления общественной и групповой психологии проявляются в общественно-психологических механизмах сообщения, внушения, подражания, взаимовыражения, в общественном и групповом мнении, традиции, обычаях. Общественно-психологические процессы выступают как нечто сверхиндивидуально-человеческое, как то, что дается индивиду "свыше", что выводит его за пределы обычной, повседневной жизни.
Индивидуально-психологические факторы действуют в психологии индивида. Это переживание всесторонней зависимости от других людей, заданность механизмов психики и личных свойств, личное страдание и горе, страх смерти, духовный распад личности, чувства одиночества и заброшенности, ощущение безысходности кризисной ситуации, склонность к поклонению авторитетам, к делегированию воли и решимости, закостенелые стереотипы мышления. К ним также относится нужда в заботе окружающих и помощи в делах, которое сам человек выполнить не в состоянии, что вызывает потребность в утешении и переживания.
Психологическую почву религии составляет чувство страха перед разрушительными силами природы и общества. Страх ослабляет живую связь с действительностью, искажает ощущение и восприятие, возбуждает болезненную фантазию, сковывает мышление, рассеивает внимание. Особое значение имеет страх смерти. Глубокое отвращение к небытию, боязнь умирания оказывает сильное, гнетущее влияние на психику. Стремление освободиться от стараха, коррекция страха приводит к вере в бессмертие души.
Отношения бессилия, зависимости составляют психологический комплекс, который включает страх, отчаяние и в то же время ожидание лучшего, надежду на избавление от гнета чуждых сил. Невозможность действительного освобождения приводит к поискам духовного.
Также в индивидуальной психологии почву для религии составляют непроизвольные, неосознанные явления (интуиция, озарение, ясновидение).
4.Основные функции религии.
- Компенсирующая - в иллюзорно-мистической форме компенсирует бессилие человека, ограниченность его знаний, несовершенство социального, политического устройства и т.д., а также дает утешение, избавление от неустроенности, несправедливости, обид, преследований. Религия предлагает поиск путей спасения от несовершенства земного существования к избавлению от страданий, к бессмертию и т.п.
- Регулирующе-контролирующая - приспосабливает к своим потребностям (либо создает заново) соответствующие ее нормам системы духовных, морально-нравственных и этических ценностей, ритуалы и церемониал, праздники и обряды, стереотипы поведения и т.п.
- Мировоззренческая - дает религиозную картину мира.
- Экзистенциальная - стремится объяснить место человека во Вселенной, проблему бытия и небытия.
- Культурная - способствует сохранению и развитию социального и культурного наследия, сама при этом являясь неотъемлемой частью человеческой культуры.
- Политическая - осуществляет освящение власти, обожествление правителей и государственных институтов.
- Коммуникативная - устанавливает прочные связи и регулярное общение между единоверцами.
- Интегрирующая - объединяя людей в рамках единого мировоззрения и системы ценностей, содействует социальной, идейной и политической
интеграции.
- Сегрегирующая - отделяет единоверцев от приверженцев других религий.
5.Классификация и основные формы религий.
Главные подходы к классификации следующие:
- Нормативный подход - деление религий на «истинные» и «ложные».
- Эволюционный подход распределяет религии по ступеням развития.
- Географический подход учитывает исторические и генетические связи между религиями и предполагает выделение религий по регионам, например, "западные" и "восточные".
- Генеалогический подход основывается на языкознании и делит религии в соответствии с принадлежностью их к языковым семьям: индоевропейские, семитические и т.д.
- Исторический подход увязывает религию со стадией развития общества и этноса.
- Генетический подход учитывает характер происхождения религий, подразделяя их на естественные (народные) и религии откровения (личностные религии).
- Морфологический подход основан на оценке признаков и делит религии по содержанию, форме и характеру культа, отношению к нравственности и т.д.
- Организационный подход основан на разделении религий по уровню организации на жёстко централизованные, слабоцентрализованные и децентрализованные.
В соответствии с теми или иными подходами встречается деление религий также на:
- естественно возникшие и установленные;
- монотеистические и политеистические;
- мифологические и догматические;
- рационалистические, эстетические, этические (преобладают разум, чувство, воля);
- относящиеся к миру положительно или отрицательно (аскетические);
- религии одной страны и мировые религии;
- религии природы, религии нравственности и религии спасения.
6. Школы религиоведения.
- Мифологическая (Ш.Дюпуи): все древние боги - олицетворение небесных явлений (Христос - астрально-мифологический образ).
- Антропологическая (Фейербах): богов создает сила фантазии, воображения человека, а религия - это продукт деятельности, мышления и эмоций людей.
- Марксистская (Маркс - Энгельс - Ленин):
- "религиозное чувство - общественный продукт;
- "религиозные представления принимают различные формы не сами по себе, а под воздействием определенных социальных условий и достигнутого уровня жизни общества ("земные формы принимают форму неземных");
- "религия - средство угнетения человека власть имущими;
- "религия - надстройка над базисом, социально-экономическими отношениями.
- Теологическая: религия - "божественное откровение"; это - либо врожденное религиозное чувство, либо инстинктивное тяготение к Богу; религиозное чувство непостижимо для разума, приобщение к религии - это акт мистического озарения.
- Феноменологическая (Шелер) - феноменология религии предлагает изучать "сущность святого", формы, в которых "святое" открывается человеку, а также сам акт веры, с помощью которого человек воспринимает содержание божественного откровения.
- Социологическая (Дюркгейм): религия - коллективное представление, которое общественная среда навязывает сознанию людей. Религия будет существовать пока существует человечество, т.к. в ней общество обожествляет само себя.
В последние десятилетия стали популярными биологические и психологические концепции: ищут основу религии в биологических или биопсихических процессах человека. Основу религии составляет "религиозный инстинкт"; религиозное чувство, которое "примыкает к инстинкту сохранения индивидуума или группы" и выступает как оружие в борьбе за жизнь; "ген религиозности". Религия - это "психо-физиологическая функция организма"; представляет "кульминацию основной тенденции организма реагировать особым образом на те или иные положения, в которые его ставит жизнь".
Психологические объяснения выводят религию из индивидуальной или групповой психики. Поиски основы религии осуществляются в эмоциональной сфере (зависимость и страх, почитание и благоговение, любовь, переживание бесконечности, стыд, нравственные чувства, чувство возвышенного и т.п. Некоторые теории выводили религию из интеллектуальной или волевой сферы.
У.Джеймс (1842-1910) выражал идеи функционального направления в психологии и объяснял религию из индивидуальной психики: "Условимся под религией подразумевать совокупность чувств, действий и опыта отдельной личности, поскольку их содержанием устанавливается отношение к тому, что она почитает божеством". Прагматизм: "гипотеза о Боге истинна, если она служит удовлетворению"; каждый индивид ищет свой путь к спасению; религиозный опыт человека имеет биологическую и практическую ценность.
Л.Леви-Брюль (1857-1939) интерпретировал религию на базе коллективной психологии. Различным социально-историческим типам общества соответствуют различные формы мышления. Верования - коллективные представления, которые служат основанием религиозных институтов в силу следующих свойств: они носят императивный характер, передаются из поколения в поколение, навязываются отдельным личностям, пробуждая в них чувства уважения, страха, поклонения в отношении своих объектов, не зависят от отдельной личности...
З.Фрейд (1856-1939) (психоаналитическая школа) считал, что религия - следствие сознательного подавления бессознательных инстинктов, прежде всего полового. Религиозные представления - это иллюзии, выступающие как исполнение древнейших, сильнейших, навязчивых желаний человека. Чувство страха и вины и вытеснение влечений влекут невроз, который есть индивидуальная религиозность, а религия - это универсальный коллективный невроз.
Э.Фромм (1900-1980) (гуманистический психоанализ) предлагал широкое толкование религии: светские системы тоже религиозны (тоталитаризм). Религия - "любая система взглядов и действий, которой придерживается какая-то группа людей и которая дает индивиду систему ориентации и объект поклонения". Любой человек является религиозным. Различал авторитарную и гуманистическую религии.
7.Религии мира в мире (статистика).
По данным англоязычной Википедии на 2020 год распределение населения Земли по религиозному признаку следующее:
- христиане — 2,382 млрд - 31,11%
- мусульмане — 1,907 млрд - 24,9%
- нерелигиозные/атеисты - 1,193 - 15,58%
- индуизм — 1,161 млрд - 15,16%
- буддизм — 506 млн - 5,06%
- традиционная китайская религия — 394 млн - 5%
- этнические религии - 300 млн - 3%
- африканские традиционные религии - 100 млн - 1,2%
Меньше одного процента населения Земли составляют сикхи, иудеи, бахаи, синтоисты, неоязычники и др.
Людей, не исповедующих никакую религию, нельзя механически относить к атеистам. Вне-религиозные люди могут и не находиться за пределами сферы религиозного. В эту группу входят люди, которые в силу разных причин не относят себя к членам какой-либо конфессии и не могут точно определить и сформулировать своё религиозное мировоззрение и свои религиозные переживания. В эту же группу могут входить люди, находящиеся как вне религии, так и вне сферы религиозного в целом. Для них религия отсутствует, потому что отсутствует и религиозность.
Данные ЦРУ. Religions:
Russia: Russian Orthodox 15-20%, Muslim 10-15%, other Christian 2% (2006 est.)
note: estimates are of practicing worshipers; Russia has large populations of non-practicing believers and non-believers, a legacy of over seven decades of official atheism under Soviet rule; Russia officially recognizes Orthodox Christianity, Islam, Judaism, and Buddhism as the country's traditional religions
Список стран по доминирующей религии
Тестовые вопросы на
повторение материала
|