ЛЕКЦИЯ 2БУДДИЗМ
1. Возникновение буддизма. Жизнь Будды. Буддизм возник на территории Индостана в VI в. до н.э. Происхождение "покрыто мраком" (Токарев). Причина - отсутствие синхронных письменных источников. Первые надписи датируются временем Ашоки (III в. до н.э.). Ранняя история прослеживается по поздним преданиям: палийский канон (на языке пали) - II-I вв. до н.э. Основной источник - Типитака (на языке пали "три корзины"). Типитака кодифицирована около III в. и ее тексты разделены на три части:
Возникновение буддизма связывается с жизнью и проповеднической деятельностью Сиддхартхи Гаутамы из рода Шакья (в предании эпитеты: Шакьямуни - мудрец, отшельник из племени Шакья; Татагата - возвышенный; Блаженный, Совершенный, Просветленный - Будда). Он родился около 563 г. до н.э. близ Гималаев на границе Непала. Отец Сиддхартхи был раджой полузависимого княжества. Мать Сиддхартхи умерла вскоре после его рождения. Раджа, безумно любивший ее, перенес свои чувства на сына, но его рано стал тревожить характер ребенка. Еще мальчиком Сиддхарта любил предаваться смутным грезам и мечтам; отдыхая в тени деревьев, он погружался в глубокие созерцания, переживая моменты необыкновенных просветлений. Однако он жил во дворце в роскоши, не видел ничего мрачного и не знал о теневых сторонах жизни. Женился на любимой женщине, у него родился сын. Легенда рассказывает, что однажды царевич, гуляя со своим возницей, неожиданно увидел дряхлого старика и, пораженный его видом, стал расспрашивать слугу о старости. Он был потрясен, узнав, что это общий удел всех людей. Потом состоялось еще 3 встречи: страдающий больной, похоронная процессия и нищий монах. После этих встреч Сиддхарта тайно покинул дворец и семью и стал аскетом отшельником: "И вот покинул я родной дом свой ради бесприютности и стал странником, взыскующим блага истинного на несравненном пути высшего мира".
Отныне он решил отказаться от бесплодного самоистязания. Счастливый случай помог ему. Дочь одного пастуха, сжалившись над аскетом, принесла ему рисовой похлебки. Гаутама принял ее подаяние и впервые за долгое время утолил свой голод. Весь день он отдыхал в тени цветущих деревьев на берегу реки, а когда солнце склонилось к западу, устроил себе ложе среди корней огромного баньяна и остался там на ночь.
У Будды сложилось убеждение, что обе крайности - жизнь, полная удовольствий, и жизнь, полная страданий, - далеки от истинного пути, который находится посередине. Это - путь самоуглубления для познания истины, путь, ведущий к покою и к просветлению духа. Открыв истинный путь, начал проповедовать. Знаменитой является его бенаресская проповедь, которая считается самым фундаментальным вероисповедным документом буддизма. К нему стали приходить ученики и последователи, которые разносили дальше новое учение. В таких проповеднических скитаниях Будда провел 40 лет. После физической смерти тело было сожжено. До сих пор идут споры о хронологии: от XXV в. до VI в. до н.э. Существует привязка к царю Ашоке, который жил через 118 лет после II-го Буддийского собора, который собрался через 100 лет после нирваны Будды, т.е. год смерти Будды датируется около 490 г. до н.э. 2. Вероучение. Буддизм - это не столько религия, сколько философско-этическая система. Основу ее составляют 4 благородные (возвышенные) истины: учение о страдании, о причинах страдания, о прекращении страдания и о пути к прекращению страдания. Первая из четырех "благородных истин" формулируется так: "В чем состоит благородная истина о страдании? Рождение - страдание; расстройство здоровья - страдание; смерть - страдание; скорбь, стенания, горе, несчастье и отчаяние - страдание; союз с нелюбимым - страдание; разлука с любимым - страдание; неполучение страстно желаемого - страдание; короче говоря, пять категорий существования, в которых проявляется привязанность (к земному) - страдание". Немало страниц буддийской литературы посвящено бренности всего земного. Отдельные элементы сознания сменяют друг друга с огромной быстротой. Можно лишь проследить достаточно длинные "цепи моментов", которые в своей совокупности и составляют "поток сознательной жизни" каждого индивидуума. Буддизм требует ухода от рассмотрения внешнего по отношению к сознанию человека мира. Рассматривать его, по мнению буддийских теологов, нет никакой необходимости, потому что сознание не отражает этот мир (он не существует), а порождает его своей творческой активностью. Сам мир страданий, по учению буддизма, только иллюзия, порождение "неведения", "заблудшего" сознания. Вторая "благородная истина" гласит, что источником страданий являются "жажда удовольствий, жажда бытия, жажда могущества". Третья истина: "Что же является благородной истиной о прекращении страдания? Это полное затухание и прекращение всех желаний и страстей, их отбрасывание и отказ от них, освобождение и отделение от них". В своем основном и главном значении палийское слово "ниббана" или санскритское "нирвана" означает "затухание", "угасание", "успокоение". Другими словами, это конечная цель религиозного спасения, то состояние "полного небытия", при котором "перерождения-страдания" кончаются. Весь дух буддизма заставляет сближать понятие нирваны с достижением состояния полного небытия. "Что же угасло и потухло в нирване? Угасла жажда жизни, страстное желание существования и наслаждения; угасли заблуждения и обольщения и их ощущения и желания; потух мерцающий свет низменного я, преходящей индивидуальности".
Следуя этим путем можно достигнуть совершениства: человек становится архатом-святым и погружается в нирвану. Нирвана - последнее, идеальное состояние, к которому должен стремиться мудрец. У нирваны разные трактовки: полное уничтожение, полное небытие и прекращение только доступного познанию бытия, переход в некое иное, непознаваемое бытие. Одни считают, что нирваны достигают при жизни, другие - после смерти тела. Нирвана - прекращение цепи перерождений, которое, по традиционным воззрениям, составляет удел всего живущего. Цепь перерождений (сансара) неотвратимо влечет всякое живое существо от одного перерождения к другому через сполшной ряд страданий. Смерть не избавляет, т.к. приводит к новому перерождению. Вырваться из этого круга может только тот, кто достигнет состояния архата, познавшего истину. Нирваны может достичь только человек, так как он является высшей формой перерождения. Достичь состояния архата, а через него нирваны можно через сознательные усилия и следование восьмеричному пути. Никто не поможет, если не сам. Надеяться на богов человек не должен: боги существуют, но не могут избавить человека от страданий, т.к. сами не избавлены от них, ибо тоже подчинены круговращению сансары. Будда сам прошел через перерождения и достиг просветления - он выше богов, и его смерть - переход в нирвану. Но сам Будда не спасает людей, он только возвестил истину, указал правильный путь, а каждый человек должен пройти свой путь самостоятельно. 3. Философия и этика. Философия.
Представление о круговороте дхарм ("колесо бытия") - учение о 12 нинданах (причинно-следственные звенья круговорота), где все звенья, начиная с 1-й ниданы (неведение) и кончая последней (старость и смерть) строго следуют одно за другим. Жизнь есть проявление безначального волнения дхарм. Успокоить свои дхармы - значит взять жизнь в свои руки и тем добиться цели, достичь состояния Будды, погрузиться в нирвану. Смерть - распад данного комплекса дхарм, рождение - восстановлекние, но уже в новой форме. Это - цикл бесконечных перерождений, определяемый кармой, которая трактуется в этическом аспекте. Карма (букв. с санскрита - действие, обязанность, действие) - особая мистическая сила, непреложный "закон возмездия" за поступки, намерения, стремления, определяющий судьбу живого существа в последующих перевоплощениях. Сумма добрых и злых поступков определяет, в какой форме человек возродится в следующем перерождении. Добродетельная жизнь - улучшение кармы и успокоение дхарм - шаг на пути к нирване. Ближе к этой цели стоят монахи, дальше - миряне. Согласно традиции, то, что принято считать личностью, состоит из:
В буддийских текстах указывается на то, что Будда не раз говорил, будто души нет. Она не существует как некая самостоятельная духовная сущность, временно обитающая в материальном теле человека и покидающая его после смерти, с тем, чтобы по закону переселения душ снова найти себе другую материальную темницу. Однако буддизм не отрицал и не отрицает индивидуального "сознания", которое "несет в себе" весь духовный мир человека, трансформируется в процессе личных перерождений и должно стремиться к успокоению в нирване. В соответствии с учением о дхармах "поток сознательной жизни" индивидуума в конечном счете является порождением "мировой души", непознаваемого сверхбытия. По мере своего развития буддизм все дальше отходил от первоначальных взглядов на душу, как на поток, как "непрерывность постоянно меняющихся индивидуальностей. Этика.
Главная заповедь - любовь и милосердие ко всем живым существам. Не следует делать различий между ними. Нужно относиться с равным доброжелательством к добрым и злым, людям и животным. Вместе с тем, осуждается особая привязанность к какому-либо отдельному человеку или животному. Идеал - пассивно-благожелательное настроение, непротивление злу, прощение обид. Последователь Будды не должен платить злом за зло, т.к. зло этим не уничтожается, но возрастает вражда и страдание. Нельзя защищать других от насилия, мстить за несправедливость, наказывать за убийство. Нужно спокойно, терпеливо и бесстрастно относиться ко злу, уклоняясь от участия в нем. Учение раннего буддизма называют "религией без бога" или даже "атеистической религией". Будда не отрицал богов, но считал, что они бессильны помочь человеку, который может спастись только собственными усилиями. Спасение - пассивный уход от жизни: спастись от страданий бытия можно только отрекаясь от самого бытия. 4. Ранние общины и монастыри и распространение буддизма.
В сангху могли вступать все желающие, независимо от касты, хотя существовали определенные ограничения: не принимали преступников, рабов, несовершеннолетних без согласия родителей. Вступавший должен был отказаться от всего, что связывало его с миром - семьи, касты, собственности. Вступавший принимал первые пять обетов, сбривал волосы и облачался в монашеские одежды. Членство в сангхе не было обязательным - в любой моментее можно было покинуть и вернуться в мирскую жизнь. Во многих странах (Цейлон, Таиланд, Бирма) через монастыри проходили все мужчины (от нескольких месяцев до двух лет) с целью приобщения к святыням и получения образования.
Кроме 10 основных обетов существовало до 250 более мелких. Если монах нарушал обеты и грешил, что открывалось на взаимных исповедях, проводимых два раза в месяц в новолуние и в полнолуние, то его подвергали наказанию, которое зависело от тяжести греха. Наиболее распространенным наказанием было добровольное покаяние. Женские сангхи создавались по образцу мужских, но главные церемонии (ординации, исповеди, проповеди) в них совершались специально назначаемыми монахами из ближайшей мужской сангхи. Их визиты строго регламентировались, и переступать порог кельи монахини им строго воспрещалось. Большинство буддистов предпочитало оставаться в миру. Их называли упасака (мужчина) и упасика (женщина), то есть "почитатели). Они соблюдали только пять минимальных запретов и делали пожертвования в пользу сангхи. Буддийское вероучение поощряло существование мирских последователей, так как монахи сами не работали. Проповедь буддизма имела широкий успех в Индии, так как она была направлена против кастовых привилегий и предлагала путь к спасению и прекращению страданий. Буддизм не требовал сложных и обременительных обрядов. Буддисты разговаривали с людьми на понятном и простом языке. Популярности буддизма способствовала хорошая организация монашеских общан, дисциплина, повиновение старшим. Брахманы выступали против, но их отповедь должного успеха не имела, хотя в борьбе с брахманизмом изменялся и сам буддизм. В III в. до н.э. в государстве Магадха (империя Маурьев) буддизм стал господствующей религией, а третий царь династии Маурьев Ашока (268-232 гг. до н.э.) объявил буддизм государственной религией. Учение Будды распространилось по всей Индии, а также стало проникать в другие страны. Еще больший подъем буддизм испытал во время правления Кушанов (I-II вв. н.э.), которые были иноземной династией и нашли опору в религии, не связанной с местными культами и традициями. Повсюду в Индии стали распространяться буддийские общины, монастыри и храмы. В это время буддизм проникает в Китай и Среднюю Азию. 5. Изменения в буддистском вероучении: хинаяна и махаяна. Превращение буддизма в господствующую религию в Индии и широкая экспансия за ее пределами способствовали изменениям в содержании самой религии. Частью это происходило стихийно, частью - организованно. Изменения происходили в двух направлениях: усложнение и развитие философской системы и приспособление к местным традициям. После смерти Будды был организован первый буддийский собор. Уже через 100 лет на втором буддийском соборе разгорелись споры о строгости устава и образовались две секты, а затем еще свыше 30 сект. Наиболее глубокий раскол произошел в I в. н.э., когда образовалось два течения: хинаяна (малая колесница, узкий путь) и махаяна (большая колесница, широкий путь). Этот раскол был закреплен на четвертом буддиском соборе при царе Канишке (78-123). Первое течение выступало за строгое соблюдение устава и придерживалось догматов первоначального буддизма, а второе течение предполагало отход от учения Будды. Махаяна. Нагарджуна исходил из того, что религия без бога народу недоступна, и Будда из учителя мудрости превращается в бога. Постпенно стал формироваться его культ. Затем было разработано представление о том, что Шакьямуни - лишь один из множества будд, среди которых есть и брахманские боги, и боги других стран, где распространялся буддизм, а также собственные святые - архаты. Так появилось 995 будд-мироправителей, 35 будд, очищающих от грехов и т.д. В некоторых монастырях содержатся изображения тысяч будд. Наиболее почитаемые - Шакьямуни, Майтрейя - будущий правитель мира и некоторые другие.
Еще одно важное новшество - допущение мирян в нирвану. Также было разработано учение о рае, который находится в блаженной стране Сукавати. Туда попадают души праведников, которым предстоит воплотиться на земле еще раз, прежде чем достичь нирваны. Наряду с раем появляется и ад, изобилующий картинами мучений грешников, нарушающих законы Будды. В целом махаяна представляла собой гибкую систему, способную к более широкому распространению. 6. Вариации буддизма: тантризм, ламаизм, дзен. Тантризм (санскр. tantra - хитросплетение - в значении: словесный арабеск, эзотерический текст) Тантризм, или система тантр представляет собой мистическое учение. Превыше всего оно Характерной чертой тантризма является поклонение некоему половому энергетическому началу, чаще женскому, реже мужскому. Щедрость природы вызывается или усиливается имитацией акта оплодотворения. Обряды тантризма в Индии связаны с йогической практикой. Ламаизм. Ламаизм признает все основные догматы буддизма, но отводит особую роль в спасении ламам (досл. - монах), без помощи которых нельзя попасть в рай и достигнуть нирваны и даже сносно прожить в данном перерождении. Лама - лицо, наделенное сверхъестественными свойствами и способностью общаться с божественным миром. Среди лам есть и женщины, но их меньше, чем мужчин. Каноническую основу ламаизма составляют сборники священных текстов: Ганджур (108 тт.) и Данджур (комментарии к нему в 225 тт.) Для ламаизма характерно пышное богослужение, священные пляски лам, Главная добродетель по ламаизму - беспрекословное повиновение ламам и светсвим властям. Добродетель состоит в воздержании от грехов, что дает "лучшее перерождение". К десяти черным грехам относятся: убийство, кража, неправильное совокупление, ложь, клевета, злословие, пустословие, жадность, злоба, ложные воззрения. Грешнику грозят страшные мучения в многочисленных горячих и холодных адах. С XVII в. ламаизм проник на территорию России. В 1741 г. указом императрицы Елизаветы Петровны разрешён к исповеданию среди бурят. В настоящее время имеет последователей главным образом в Бурятии, Калмыкии и Туве. Ламаистское духовенство объединено Центральным духовным управлением буддистов России во главе с хамбо-ламой (резиденция в Иволгинском дацане, Бурятия). Дзен-буддизм. Дзен означает "сосредоточенное созерцание" или медитацию и связывается с практикой "сатори" - "неожиданным просветлением, заключающимся во внезапном обнаружении мудрости Будды в индивидуальном преображенном сознании человека. В дзен-буддизме наблюдается тяготение к иррационализму и мистике. Основными особенностями дзен можно считать:
В современных модификациях дзен используется как разновидность психотерапии и психоанализа. Дополнительная литература по теме:
Тестовые вопросы на повторение материала |