ЛЕКЦИЯ 8ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ИСЛАМА
1. Распространение ислама, расколы и секты.
В покоренных арабами странах повинности крестьянского населения были значительно облегчены, особенно для тех, кто принимал ислам; и это содействовало переходу широких масс населения разных национальностей в новую религию. Ислам, зародившись как национальная религия арабов, скоро начал превращаться в наднациональную, "мировую" религию. Уже в VIII-IX вв. ислам сделался господствующей и почти единственной религией в странах халифата, охватившего огромные пространства - от Испании до Средней Азии и границ Индии. В XI-XVIII вв. он широко распространился в Северной Индии, опять-таки путем завоеваний. В Индонезии ислам получил распространение в XIV- XVI вв., главным образом через арабских и индийских купцов, и почти начисто вытеснил индуизм и буддизм (кроме острова Бали). В XIV в. ислам проник также в Золотую Орду, к булгарам и другим народам Причерноморья, несколько позже - к народам Северного Кавказа и Западной Сибири. Хотя ислам в какой-то степени и сплачивал людей на основе общности религии, но ни национальные, ни социальные противоречия в странах ислама отнюдь не исчезли, напротив, они постепенно все обострялись. Это нашло отражение в разных течениях в мусульманской религии, в расколах и сектах. Шиизм. Самый крупный (и один из самых ранних) раскол был вызван появлением шиизма ("шия" - партия, секта, схизма). Началось это с внутренней борьбы за власть между преемниками Мухаммеда. Четвертый халиф - Али был кровным родственником пророка - его двоюродным братом и зятем; приверженцы Али (шия-Али, то есть партия Али) не признавали законности предыдущих халифов, так как они были не из рода пророка, а были "избраны" религиозной общиной, то есть попросту узурпировали власть. Борьба за власть приняла форму спора о преемственности власти в халифате. Партия Али - Алидов - потерпела поражение, Али был убит, но сторонники его в дальнейшем укрепились в Иране и Ираке, и там шиизм широко распространился. По шиитскому преданию, Али и его сыновья Хасан и Хусейн пали мучениками за веру. В память этого шииты ежегодно справляют траурный праздник шахсей-вахсей, при котором доведенные до экстаза фанатики наносят себе раны острым оружием или иными столь же дикими способами выражают свою религиозную преданность памяти мучеников. Главная черта шиизма - вера в то, что законными преемниками пророка Мухаммеда - имамами - могут быть только его сородичи-потомки, а "избранные" общиной (в действительности захватившие в ней власть) халифы незаконны. В связи с этим шииты отвергают ту часть сунны, которая была составлена при первых "незаконных" халифах. Шииты имеют и своё, отличное от суннитского, священное предание. В шиизме большую, чем в суннизме, роль играет культ "святых мучеников". Шиизм не остался единым и постепенно распался на множество сект; все они признают Али ибн абу-Талиба и его потомков законными руководителями мусульманской общины. Алидам так и не удалось прийти к власти, однако сунниты считают Али одной из основных фигур ислама, а его потомков от Фатимы, дочери Мухаммада, почтительно называют «сеидами» или «шарифами». Шииты считают, что верховная власть имеет божественную природу: это некая «благодать», переданная пророком Мухаммадом своему ближайшему родственнику Али. Самой крупной шиитской сектой считается Имамия (или Исна Ашария – Секта Двенадцати), которая признает двенадцать претендентов на престол из рода Алидов (включая самого Али); их называют имамами. Из них - одиннадцать законных имамов - потомков Али; двенадцатый имам будто бы еще в IX в. таинственно скрылся и где-то пребывает невидимо, однако должен в конце времен объявиться как спаситель и правитель мира - махди. Это наиболее распространенное в шиизме течение особенно укрепилось в Иране и с начала XVI в. стало там официальной государственной религией.
Еще в ранее средневековье в шиизме выделилось «крайнее» крыло, из которого возникло движение исмаилитов, в значительной степени отошедшее от изначального учения ислама. Секта исмаилитов (по имени Исмаила, ее основателя; VIII в.), распространена ныне в горных районах Афганистана. Исмаилиты верят в то, что в их имамов последовательно воплощается "мировая душа". Эти имамы образуют наследственную династию "Агаханов", ведущих светскую, роскошную жизнь и собирающих отовсюду дань с членов секты. В учение исмаилитов влилось много идей из домусульманских религиозно-философских систем Азии и из местных народных верований. В конце 20 в. шииты составляли 1/10 всех мусульман. Шиизм является преобладающей религией в Иране, Ираке и, возможно, в Йемене; шииты живут также в Сирии, Ливане, Восточной Африке, Индии и Пакистане. От исмаилизма в средние века отпочковалась и секта хашишиунов (ассассинов), соединявшая мистицизм с фанатической борьбой за веру против немусульман. В годы крестовых походов ассассины были самыми ярыми врагами крестоносцев (кстати, от названия секты происходит французское слово "assassin" - убийца). В XI в. от того же корня отделилась группа последователей халифа Хакима. По имени видного главаря секты Исмаила ад Дарази последователи секты до сих пор известны как друзы (в Ливане). В отличие от шиитского направления, ортодоксальный ислам, охвативший большинство мусульман мира, называется суннизмом,: считается ортодоксальным, "правоверным". Слово "суннизм" происходит от арабского "ас-сунна" - обычай, образец, пример. Его приверженцы именуют себя ахль-сунна (люди сунны), исходят из убеждения, что придерживаются неискаженной традиции пророка Мухаммада, признают законность сунн. Прагматические сунниты согласны признать любого халифа, исполняющего волю Аллаха. Священными городами суннитов являются Мекка и Медина. Суннизм тоже не остался вполне единым. В VIII-IX вв. в нем возникло мутазилитское течение. Мутазилиты старались истолковать мусульманское вероучение в рациональном духе, доказывали "справедливость" бога, наличие свободной воли у человека, признавали Коран книгой, написанной людьми, а не созданной богом). Мутазилитов поддерживали некоторые халифы (IX в.), искавшие в этой секте опору для своей слабеющей власти. Но вскоре (конец IX в.) реакционное фанатическое духовенство взяло верх в халифате, мутазилитов стали преследовать. Укрепилось учение о вечности, "несотворенности" Корана. Однако идеи мутазилитов оставили след на дальнейшем развитии мусульманского богословия. В VIII-X вв. в исламе возникло мистическое, полумонашеское течение суфизма (от слова "суфи" - грубая шерстяная ткань, сермяга). Оно зародилось в недрах шиизма, но проникло и в среду суннитов. В суфийском вероучении сказалось влияние идей маздаизма, может быть, буддизма и даже неоплатонизма. Суфии не придавали большого значения внешней обрядности, а искали истинного богопознания, мистического слияния с божеством. Некоторые суфии доходили до пантеистического мировоззрения (бог - во всем мире, весь мир - проявление или эманация бога) и тем самым удалялись от грубо антропоморфного представления об Аллахе, какое дано в Коране. Суфии придавали особое мистическое значение именам божьим, встречаемым в Коране. Мистико-пантеистическое течение суфизма сначала подверглось гонениям со стороны мусульманских фанатиков-ортодоксов, но постепенно обе стороны пошли на уступки. Последователи суфийского учения стали образовывать ордена странствующих монахов - дервишей - во главе с шейхами, или ишанами. Эти ордена были признаны законными и у суннитов, и у шиитов. Некоторые дервишские ордена применяют в своих молебствиях так называемые зикры - экстатические пляски и другие чисто шаманские способы общения с божеством. Суфийская традиция разделяет Путь самосовершенствования на три основных этапа. Первый этап - шариат, т.е. буквальное выполнение закона, запечатленного в Коране. Этот этап является подготовительным. Второй и третий этапы называются тарикат и хакикат. Три этапа соответствуют трем ступеням познания. Первая ступень - это уверенное знание, которое объясняется таким сравнением: "Я твердо знаю, что яд отравляет, огонь - жжет". Вторая ступень - полная уверенность: "Я сам своими глазами видел, что яд отравляет, огонь сжигает". Это опытное знание. И, наконец, последняя ступень - истинная уверенность: "Я сам принял яд, испытал его отравляющее действие; я сам горел в огне и таким образом убедился в его способности жечь". Все три ступени лаконично передаются триадой глаголов: "знать, видеть, быть". Совершенный человек, по мнению суфиев, овладев знаниями, должен привести в соответствие с ними свой нравственный и житейский опыт. Более того, знание, отделенное от личной нравственности познавшего, не только бесполезно, но и губительно. Оно ведет к тому самому лицемерию, в котором погрязло казенное богословие. Не отрицая значения логического познания, суфии утверждают, что оно ограничено, ибо ему доступны лишь признаки, свойства, качества, иначе говоря, атрибуты, а не субстанция, не суть. При этом, если первые два этапа обозначают опосредованную языком или чувствами передачу знания, то третья - непосредственное знание, основанное на собственном опыте и переживании этого опыта. Такого рода знание приводит к полноте веры и обладает наивысшим достоинством верности, то есть истиной достоверности (хакк ал-йакин). Первой стоянкой в начале пути считается покаяние. Далее следует осмотрительность, выражающаяся в строжайшем различении между дозволенным и запретным. Эта осмотрительность касается прежде всего пищи. Из осмотрительности вытекает переход к третьей стоянке - воздержанности. Воздержанности от всего, что удаляет помыслы от Истины. Далее следует стоянка нищеты, как отказа от обладания. Поскольку нищета и воздержание связаны с неприятными переживаниями, за ними следует стоянка терпения. Со стоянки терпения путник движется к стоянке упования. Здесь представление о жизни связывается с единым днем, единым мигом и отбрасывается всякая забота о завтрашнем дне. Последние две стоянки подводят путника к концу пути, называемого приятием или покорностью, то есть спокойствием сердца в отношении предопределения. Личная судьба и вся окружающая действительность перестают иметь какое-либо значение. Здесь начинается последняя стадия совершенствования. т.е. реальное, подлинное бытие. Достигнув ее, суфий именуется ариф - познавший. Он постигает интуитивно самую суть Истины. С суфизмом было исторически связано движение тариката. Это понятие первоначально означало благочестивый путь жизни для общения с богом (слово "тарикат" по-арабски путь). Но впоследствии тарикатом стали называть учение фанатиков, проповедовавших "священную войну" против христиан и других неверных. Под знаменем тариката вели, например, войну имамы на Кавказе (Кази-Мулла, Шамиль) против русских. Боевую силу тариката составляли мюриды - послушники, слепо повинующиеся своему мюршиду - духовному наставнику. Отсюда движение Шамиля иногда называли мюридизмом. Среди бедуинов Аравии в XVIII в. возникло течение ваххабитов - последователей Мухаммеда ибн Абдэль Ваххаба (1703-1792). Аль-Ваххаб рос в глубоко религиозной семье мусульманского судьи и уже в десятилетнем возрасте знал наизусть Коран. В длительных путешествиях и дискуссиях с богословами различных школ он выработал собственное учение. По мнению аль-Ваххаба, в условиях османского господства арабы забыли истинную веру, поэтому необходимо очистить ислам от искажений, привнесенных турками (Саудовская Аравия входила тогда в состав Османской (Турецкой) империи). Долг каждого мусульманина заключается в борьбе, в том числе и вооруженной, за чистоту своей религии и против всех отступников от нее. Основополагающими принципами ваххабизма стали: отказ от поклонения святым и отказ от паломничества по святым местам, отказ от заимствования новшеств, скромность в быту, одежде и формах соблюдения религиозных обрядов. Ваххабиты требовали возвращения к патриархальной простоте жизни первых веков ислама, строгого исполнения предписанных обрядов и запретов, уничтожения роскоши, боролись с европейскими культурными влияниями, не признавали культа святых, поклонялись только одному богу. Аль-Ваххаб заключил союз с эмиром Мохаммадом ибн-Саудом. На основе этого политического соглашения они повели борьбу за объединение Аравийского полуострова и за его освобождение от турецкого господства. Ваххабитам в основном удалось выполнить эту задачу, но после смерти самого вероучителя туркам с помощью египтян удалось восстановить контроль над Аравийским полуостровом. После развала Османской империи традиционно связанный с ваххабитами клан Саудитов вновь постепенно объединил территории, на которых находятся святые места ислама, и в 1932 г. создал новое государство - Королевство Саудовскую Аравию, где стал правящей династией, а ваххабитизм сделался господствующей религией. В настоящее время ваххабизм стал религиозно-политическим течением фундаменталистского толка, тесно связанным с современным исламским терроризмом. Ваххабизм считается официальной версией мусульманской религии. Из-за крайнего консерватизма вероучения ваххабиты долго сопротивлялись любым техническим и бытовым новшествам. Вплоть до Второй мировой войны они запрещали использовать телефон, радио, кинематограф и граммофонные пластинки. Ваххабиты всячески противились появлению автомобилей и самолетов. Огромный поток нефтедолларов, пролившийся на Саудовскую Аравию, радикально изменил жизнь ее населения и заставил ваххабитов постепенно смириться с достижениями западной цивилизации. Но по вопросам социально-политического и общественно-культурного характера позиции сторонников ваххабизма по-прежнему непреклонны. Они выступают против всего, что, по их мнению, подрывает устои традиционного исламского общества. Поэтому В. стал духовно-идеологической основой деятельности целого ряда антизападных террористических групп и организаций. С ваххабизмом тесно связано возникновение и последующая деятельность "Аль-Каиды", афганского движения "Талибан" и чеченских террористов. Религиозную оболочку приняло и массовое недовольство городской бедноты и крестьян Персии в середине XIX в. Их идейным вождем выступил Мухаммед Али, принявший прозвище "Баб" ("врата", в смысле посредника между людьми и богом). Движение получило название бабистского. Баб проповедовал равенство и братство всех людей, но, конечно, только верующих мусульман. Баб объявил себя преемником пророка, который призван возвестить людям новый закон. Учение Баба было полно мистических представлений и близко к пантеизму. Движение бабистов, широко распространившееся в народных массах, было жестоко подавлено власть имущими; главари подверглись свирепой казни (1850 г.). Однако движение имело своих продолжателей. Один из бывших последователей Баба - Мирза Хусейн Али, принявший прозвище "Беха-Улла", существенным образом изменил бабистское учение. Он, правда, тоже проповедовал равенство всех людей, право всех людей на плоды земли и пр. Но он не признавал насилия, открытой борьбы, провозглашал любовь, прощение, непротивление злу; в этом, может быть, сказалось влияние христианских идей. Мусульманские догматы и правовые нормы у Беха-Уллы подверглись смягчению. По имени проповедника новое учение стало называться бехаизмом. Бехаизм, как утонченная, реформированная, модернизированная редакция ислама, нашел себе последователей даже в Западной Европе и в Америке. Современный ислам многолик. В последние десятилетия во многих мусульманских странах проводились реформы, проходили демократические движения. Характер произошедших перемен оказался различен. В некоторых странах наблюдается смягчение или отмена старых запретов, модернизируется религиозный культ, изменяется культурно-бытовой уклад (например, Турция), в других, напротив, происходит усиление строгости религиозных норм и усиление влияния религии на все сферы жизни (например, Иран). Основу современного ислама во многом составляет панисламизм — религиозно-политическая идеология, в основе которой лежат представления: о духовном единстве мусульман всего мира вне зависимости от социальной, национальной или государственной принадлежности; и о необходимости их политического объединения под властью высшего духовного главы (халифа). В то время, как панарабизм пропагандирует единство и независимость арабов вне независимости от их религии, панисламизм сосредотачивается на исламском мире. Движение панисламизма имеет исторические корни в ранние годы ислама, когда пророк Мухаммед объединил в едином государстве все племена арабского полуострова, а, вскоре после этого, Умар объединил Северную Африку и большую часть Ближнего Востока. Во время колониального периода в арабском мире политику панисламизма проводил Джамаль Аль-Шума Аль-Афгани. Известно, что социальная политика Аль-Афгани была очень прогрессивной по тем временам. Между Первой и Второй мировой войной, Амин аль-Хусейни, муфтий Иерусалима, пытался получить поддержку нацистов для объединения мусульман в новом халифате. Амин аль-Хусейни стремился изгнать британцев и французов из британской части Палестины. Поскольку страны-колонизаторы в XX-ом столетии утратили контроль над многими территориями, арабские и мусульманские националисты были обнадежены. В противовес этому, европейские власти разделили Ближний Восток на этнические государства, возглавляемые государственными чиновниками, через которых они пытались внедрять модернизацию, атеизм и социальные реформы.
Объединительные тенденции проявляются и в других отношениях. Так, в 1926 г. в Мекке состоялся Всемирный исламский конгресс. После второй мировой войны он стал собираться регулярно с периодичностью в несколько лет. В 1962 г. была образована Всемирная Исламская Лига, а в 1969 г. - Организация исламской конференции, которая получила официальный статус при ООН. При Лиге действует Международный валютный исламский фонд, Исламский банк торговли и развития и т.п. У многих мусульман находит отклик идеология панисламизма и идея создания Соединенных Штатов Ислама наподобие Арабского халифата. В целом, ислам завоевывает все более прочные позиции, и число сторонников этой религии продолжает увеличиваться, причем более быстрыми темпами по сравнению с другими религиями. Причинами "мусульманского возрождения" можно считать следующее:
Дополнительная литература по теме:
|