ЛЕКЦИЯ 7
РЕЛИГИОЗНАЯ СИСТЕМА ИСЛАМА
- Вероучение ислама.
- Этика и право в исламе.
- Ислам и другие сферы жизни.
1. Вероучение ислама.
Само
слово означает «покорность [воле Бога]». Это - строго монотеистическая
религия, признающая Мухаммада пророком, посланником Аллаха для всего человечества.
Приверженцы ислама называются мусульманами (от араб. муслимуна,
«покорные»).
Основные положения вероучения изложены в Коране, некоторое
развитие они получили в трудах мусульманских богословов. Вероучительные
аспекты Исламской религии называются акидой. Сюда входят такие
теоретические положения Ислама как вера в Бога, в ангелов, в пророков,
в писания. доктрину об абсолютном Единобожии и т.д. Все эти положения
являются основным теоретическим фундаментом Исламской религии. Каждый
мусульманин обязан знать хотя бы основные положения Исламской акиды.
Ислам включает основные догматы, признание которых за
истину и беспрекословное выполнение считается обязательным для каждого
мусульманина. Иман, или вера, включает:
- Веру в Единого Бога Аллаха (таухид, или монотеизм). " Бог сотворил
все существующее. Он является всемогущим, всеведущим и вездесущим, абсолютным
владыкой мира, который управляет природой и обществом. В Коране указывается,
что благочестие перед Богом есть покорность. В противовес христианскому
учению о божественной Троице ислам утверждает, что Бог един. В исламе
принцип монотеизма проведен более последовательно, чем в других религиях.
Аллах в исламе - существо с чисто человеческими моральными качествами,
но в превосходной степени. Одних людей он предназначил к праведной жизни
и будущему блаженству, других - к беззакониям и загробным мучениям.
Но в то же время Аллах - милостив и наделен способностью прощать. Важнейшее
качество Аллаха - бесконечное могущество и величие, что требует полной
и безоговорочной покорности человека его воле.
- Веру в Ангелов и демонов. В представлении мусульман это бестелесные
существа, выполняющие волю Аллаха. К ним относятся Джабраил, Микаил,
Асфраил, Азраил. Мусульмане также верят в существование ангелов смерти
- Накира и Мункара, стража рая - Ридвана, стража ада - Малика. Согласно
исламскому веручению каждый мусульманин при жизни имеет двух ангелов,
которые фиксируют его добрые и злые (греховные) дела, определяющие его
загробную жизнь в раю и аду. Злые духи (джинны) не всегда злы, так как
они тоже находятся во власти бога.
- Веру в Книги (Святые Писания) и в святость Корана, который считается
словом божьим, божественным откровением, которое передавал Аллах в виде
видений Мухаммеду в течение 22 лет, т.е. до конца его жизни. Поэтому
в мусульманском богословии принят догмат о несотворенности, вечности
Корана.
- Веру в Пророков и в посланничество Мухаммеда. В Коране встречается
множество библейских персонажей от Адама до Иисуса Христа. Приводятся
имена пророков: Ибрахим (Авраам), Муса (Моисей), Иса (Иисус), Нух (Ной)
и др. Среди всех пророков предпочтение отдается "посланнику Аллаха",
"печати пророков" Мухаммеду.
- Веру в рай и ад и в Судный день. Мусульманам, неукоснительно выполняющим
все религиозные предписания и требования, ислам обещает вечное блаженство
в раю, в неверным и отклонившимся от принципов вероучения - мучения
в аду. Мусульмане представляли рай в виде чудесного места, где все в
изобилии: прекрасная еда, чистая прохладная вода, реки из молока, меда
и вина, всевозможные наслаждения и т.д. В аду - бесконечные пытки и
муки.
- Веру в божественное Предопределение (кадар). Это один из важнейших
догматов, согласно которому не существует ничего не зависящего от воли
Аллаха. Все в общественной и личной жизни происходит по предначертанию
бога.
- Вера в бессмертие души, покидающей тело в момент смерти, а воскресение
из мертвых в день Страшного суда. Душа человека бессмертна. В последний
день мира мертвые восреснут и все получат воздаяние за свои дела: праведники
попадут в рай, а грешники - в геенну огненную.
Обрядовые заповеди мусульман называют "пять столпов
веры":
- Исповедание веры - Шахада (свидетельство): Нет иного
божества, кроме Аллаха (Единого и Единственного Творца Вселенной) (Ля
иляhа илля Ллаhу) и Мухаммад посланник Его [ко всему человечеству] (ва
Мухаммадун расуль уль-Ллаhи). Краткое изложение символа: "Аллах
акбар" - "велик Аллах". Шахада произносится вслух,
обязательно понимание смысла этой формулы вероучения, искреннее убеждение
в ее истине.
- Салят, намаз - обязательная пятикратная
молитва каждый день в установленные часы, обязательное ритуальное омовение
перед молитвой, а также в случае какого-либо загрязнения. Молитва мусульман
состоит из ряда поклонов, сопровождаемых произнесением различных религиозных
формул. Совершать молитвы можно и дома, и в мечети, и в поле. Пятница
является днем всеобщей молитвы, когда все мусульмане должны собираться
на коллективную молитву в главную мечеть города, села, округа. Мечеть
(масджид) - и место моления, и помещения для религиозных школ,
и центр религиозных проповедей и диспутов.
- Саум - пост. Мусульманский пост заключается в воздержании
от пищи, питья и развлечений. Все время должно быть в принципе посвящено
человеком Аллаху, занято молитвами, чтением Корана и религиозных сочинений,
благочестивыми размышлениями. Главным и обязательным для всех, кроме
больных, путешествующих и т. д., является пост в месяц рамадан; кроме
того, существует еще дата, в которой поститься желательно. Конец месяца
рамадан и соответственно месячного поста отмечается праздником разговенья,
вторым по значению праздником в исламе. Ураза-байрам (или ид аль-фитр)
- праздник разговенья, окончания поста - справляется в первый день следующего
за рамаданом месяца шавваля. Во время этого праздника верующий должен,
согласно установлениям ислама, отчитаться за прошедший пост, начать
отбывать наказание за его нарушение и уплатить так называемое "очищение
праздника перерыва" - фитр-садака. В дни курбан байрам (справляется
через 70 дней после окончания уразы курбан-байрам на жертвоприношение
истребляется лучший скот. В этот праздник, по шариату, овца или коза
могут быть заколоты за грехи одного человека, корова или бык - за семерых,
а верблюд - за десятерых, причем жертва должна быть однолеткой. Приносить
жертвы, согласно исламу, нужно затем, чтобы попасть в рай. По мусульманскому
учению, попасть туда можно, лишь миновав Сират на принесенных в жертву
животных. А Сират - это в мусульманском мифе мост, перекинутый над адом;
от тоньше женского волоса, острее лезвия меча и горячее пламени. У входа
на Сират будут находиться верблюды, коровы, бараны, заколотые верующими
на курбан-байрам. На них-де они и переедут через Сират. Тот же, кто
не закалывал жертв, не имея на чем переехать по этому мосту, не удержится
на нем и упадет в ад! Кроме ограничений, связанных с постом, в исламе
существует большое количество запретов, регулирующих различные стороны
жизни мусульманина. Мусульманину запрещено пить алкогольные напитки,
есть свинину, играть в азартные игры.
- Закят - обязательный налог на имущество и доходы, который
идет в теории на нужды общины и распределяется среди бедных и малоимущих.
В девятой суре ("Покаяние") указывается, среди кого распределяются средства,
собранные в качестве закята: бедные, нищие, сборщики закята, посвятившие
свое сердце Аллаху, мукатабы (рабы, заключившие договор с хозяином о
самовыкупе), несостоятельные должники, не имеющие достаточных средств
путники. Помощь из закята получали также гази (участники священной
войны с неверными). В настоящее время обязательная уплата закята мусульманами
введена в ряде исламских государств и составляет 5% доходов. Установлен
также уровень доходов, начиная с которого уплачивается закят. Если у
мусульманина доходы ниже установленного уровня, он освобождается от
внесения закята. Наряду с закятом существует и добровольно раздаваемая
милостыня садака. Правда, в современной мусульманской терминологии
термины "закят" и "садака" в некоторых случаях используются как синонимы.
- Хадж - паломничество в священный город Мекку, прежде
всего к Каабе, главной святыне ислама. Кааба - небольшое здание, в юго-западной
угол которого вмурован "черный камень" (издревле хранящийся тут метеорит)
- по преданию, посланный Аллахом с неба людям как знак своего могущества
и благоволения. Хадж должен совершить каждый мусульманин хотя бы раз
в жизни. Паломничество совершается в месяце зуль - хиджжа, который,
как рамадан, является месяцем лунного календаря и потому приходится
на разное время года. Паломники, надев специальные белые одежды, и пройдя
церемонию ритуального очищения, совершают торжественный обход вокруг
Каабы, пьют воду из близлежащего священного источника Замзам. Далее
следуют торжественные процессии и моления у холмов и долин вокруг Мекки,
связанных с легендой о пребывании в тех местах праотца Ибрахима, первого
проповедника единобожия. Хаджж завершается праздником ид аль - адха,
во время которого в память о жертве, принесенной Ибрахимом Аллаху, режут
жертвенных животных. Окончание хаджжа является главным мусульманским
праздником, который отмечается молитвами и жертвоприношениями по всему
мусульманскому миру. Люди, совершившие хаджж, носят почетное прозвище
хаджж или хаджжи и пользуются уважением родных в своих родных местах.
Каждое из этих предписаний может быть смягчено: например,
вода для омовения может заменяться пылью или песком, строгое соблюдение
поста не обязательно для больных и путешественников (могут совершить пост
позже), мусульманский пост, в отличие от христианского, состоит в полном
воздержании от всякой пищи и питья от восхода до захода солнца, но зато
в остальное время суток можно есть и пить что угодно и предаваться любым
удовольствиям, паломничество в Мекку совершается при условии наличия физической
и финансовой возможности и т.д.
Иногда
к "столпам ислама" причисляют джихад. Слово это означает полную
отдачу мусульманином своих сил, возможностей, времени и, если надо, жизни
для торжества своей религии. В большинстве случаев в средние века это
сводилось к участию в вооруженной борьбе с "неверными", а значение термина
- соответственно к понятию "священная война", и такое его понимание стало
традиционным для европейцев. На самом деле понятие джихад значительно
шире, и именно в таком широком значении оно употребляется сейчас в мусульманском
мире, в частности резолюциях и постановлениях различных общемусульманских
конференциях.
Есть целый ряд обрядов, общих с иудаистами: обязательное
обрезание мальчиков, запрет есть свинину, запрет делать изображения бога
и вообще изображать живые существа, запрет на употребление спиртного.
Основными мусульманскими праздниками являются праздник
"ид аль-адха" - великий праздник жертвоприношения (тюрк. "курбан-байрам")
и "ид аль-фитра" - малый праздник разговения (тюрк. "ураза-байрам"). Отмечаются
также мавлюд (день рождения Мухаммеда), мирадж (вознесение Мухаммеда на
небо) и пятница (день общественной молитвы). Кроме того, у каждого народа
в регионе традиционного распространения ислама существуют и переходят
из поколения в поколение специфические обряды и ритуалы, а также доисламские
обряды и праздники.
2. Этика и право.
Особенностью ислама является то, что в сознании мусульманина
неразрывно сосуществуют мораль и право, этика и религия.
Мусульманская этико-правовая система (шариат)
возникла и развивалась как конфессиональное право, органически слитое
с теологией ислама, пропитанное его религиозно-мистическими представлениями.
По исламу правовые установления - это частицы божественного закона и порядка,
которым управляется мир. Отсюда шариат и его нормативная часть (фикх)
включал не только правовые установления, но и религиозную догматику, мусульманскую
мораль, а также нормы, определяющие отношения мусульман с Аллахом (ибадат).
Тесная связь права и религии была выражена в нормативных
предписаниях. Предусматривалось 5 видов действий, которым придавался и
правовой смысл: харам (запрещенные и подлежащие наказанию наказанию),
кабих (дурные, но не наказуемые), мубах (дозволенные), манбуд
(рекомендуемые) и фард (обязательные и подлежащие строгому выполнению).
По существу вся жизнь правоверного мусульманина была сведена к этим действиям.
Каждый поступок должен был согласовываться с религиозными велениями ислама,
а с другой стороны, каждый его шаг приобретал характер юридического акта.
Согласно
Корану, вся жизнь человека должна быть посвящена служению Богу. Только
в этом человек может обрести подлинный смысл своего земного существования.
В связи с этим все поступки человека, а также его личная жизнь и взаимоотношения
с обществом должны быть приведены в соответствие с Божьими повелениями,
изложенными в Коране и Сунне.
Идеальным примером совершенной морали является пророк
Мухаммад. Его жизнь известна в самых мельчайших подробностях. В связи
с этим, действия, поступки, манеры и речи пророка являются примером для
подражания всем поколениям мусульман вплоть до Судного Дня. Мусульманин,
говорится в шариатских книгах, должен делать все лишь "во имя Аллаха".
В пример верующим ставят, в частности, главу одного из шариатских толков
(мазхабов) Ахмеда ибн-Ханбаля, который будто бы не ел арбуза лишь потому,
что не нашел в Коране и священном придании (сунне) сведений, ел ли когда-
нибудь арбуз пророк Мухаммед.
Этика ислама довольно проста: быть справедливым,
воздавать за добро добром, за зло злом, быть щедрым, помогать бедным и
т.п. Невыполнимых моральных предписаний нет. Социально-этические принципы
основываются на равенстве всех людей перед богом, но имущественные различия
признаются как естественный факт (от Аллаха). Торговая прибыль рассматривается
как законная, но ростовщичество осуждается.
В семейной морали господствует патриархально-родовой
уклад. Мужчина становится мусульманином после того, как над ним в раннем
возрасте совершается обряд обрезания. Безбрачие считается у мусульман
нежелательным состоянием, а брак рассматривается как религиозная обязанность.
Заключение брака совершается в присутствии духовных лиц, ими фиксируется
и закрепляется чтением священных текстов Корана. Коран разрешает мужчине
иметь одновременно до 4-х жен, а также неограниченное число наложниц из
рабынь. Но муж обязывался предоставить каждой жене имущество, жилище и
одежду. Поэтому гаремы могут себе позволить только представители верхушки.
Женщина находилась в приниженном и зависимом положении. Ее обязанностью
было вести домашнее хозяйство и воспитывать детей. Ее право управлять
имуществом было сильно ограничено. Коран разрешал мужу применять наказания
по отношению к жене, в том числе телесные. Женщина рассматривается как
подчиненное существо, созданное Аллахом для услаждения мужчины.
Похоронный обряд также предполагает чтение определенных
сур Корана. Хоронят обычно в день кончины; тело кладут в могилу завернутым
в саван, без гроба, головой к Мекке. Согласно мусульманским представлениям,
все мертвые в День Суда воскреснут, чтобы предстать перед Аллахом и ответить
за свои дела и намерения.
Мужчины - мусульмане должны ходить с покрытой головой.
Для этого служат разные шапочки типа тюбетейки, а также различные виды
чалмы - шарфа. особо повязанного вокруг головы. Женщины должны закрывать
лицо и тело от взглядов посторонних мужчин. Традиционная одежда мусульман
широкая и удобная для носки в тех странах, в основном южных, где живет
большинство мусульман. Обычным атрибутом благочестивого мусульманина являются
четки из 99 или 33 бусин, служащие для счета славословий Аллаху. В исламе
многократное восхваление Аллаха и повторение его девяносто девяти "прекрасных
имен" считается благочестивой обязанностью.
В
шариате, например, говорится, как нужно вставать с постели и молиться,
умываться, есть, держать себя с другими членами семьи, заключать сделки,
убивать дичь на охоте. К этому же направлены разные "Приличия мудрых"
(или благочестивых: "Адаб ас-салихин") и иные религиозные сочинения, пытающиеся
определять поведение верующих. В этих сочинениях не забыта ни одна интимная
сторона жизни человека, указывается даже, как надо выполнять супружеские
обязанности, как отправлять естественные потребности и т.п.
Культам старых "языческих" богов в исламе были даны новые
толкования; эти боги стали постепенно заменяться мусульманскими святыми.
Усвоение культов доисламских богов и богинь началось еще в раннем исламе,
испытавшем влияние более древних, иудейского и христианского, учений о
пророках. В Средней Азии и Казахстане, например, исламом было усвоено
от предшествовавших ему местных культов почитание не только некоторых
возвышенностей, источников, деревьев, камней и тому подобных фетишей,
но также ряда старых божеств-покровителей.
Появились в исламе и святые - покровители шелководства
(шейх Мухтар в Хорезме), рыболовства (Токмак-ата в устье Аму-Дарьи и на
островах Аральского моря), земледелия (Бобо-дехкан), коневодства (Камбар-ата)
и др. Сохранилась в пережиточных формах и вера в духов, как добрых, так
и злых. "Священные" камни, как и кости, рога, знамена с хвостом яка и
пр., зачастую являются одной из главных реликвий почитаемых гробниц, мазаров.
Так, еще несколько лет назад подобный "чудодейственный" камень у мазара
при мечети ходжи Абди-Даруна в Самарканде использовался с ритуальными
целями. Верили, что мусульманка, поднявшая и обнесшая вокруг себя тяжелый
камень, получит способность к деторождению.
Среди чеченцев и ингушей, у которых долгое время большую
силу имели патриархально-родовые отношения, сохранялась вера, будто кости
предков, оказавшись на поверхности земли, могут вызвать дождь. Моления
о ниспослании дождя проводились и в других местах, причем, как правило,
их существенной стороной являлись магические обряды и вера в особое значение
культа предков.
Почитание святых издавна служило целям сковывания инициативы
женщин. Еще Коран выдавал за божественное установление ношение женщинами
ритуальных покрывал и женское затворничество. Существовал обычай, по которому
мусульманка не могла даже участвовать в погребальной процессии, чтобы
не осквернить могилу. Но в числе святых ислама уже давно возникли особые
культы женщин-покровительниц. Например, культы Фатимы и Биби-Сешанбе,
связываемые с ткачеством и обработкой хлопковой пряжи, культ Биби-Мушкиль-
кушо ("Госпожи разрушительницы затруднений"). Приведенные примеры показывают,
что культ мусульманских святых, как и вообще ислам, унаследовал многое
от древних верований. В культе святых ислама столь же много нарочитого
искусственного, как в подобных культах других религий.
Нравственные нормы, предписываемые исламом, весьма многочисленны. Ниже приводится перечень некоторых норм нравственности, которые мусульманину надлежит блюсти:
- Правдивость (ас-сидк).
- Надёжность и верность (аль-амана).
- Искренность (аль-ихлас).
- Вежливость, корректность и другие правила ведения беседы и спора (адаб аль-хадис).
- Изгнание злобы, ненависти, зависти и других пороков из сердца (салямат ас-садр).
- Сила нравственная и физическая (аль-кувва).
- Терпимость и умение прощать (аль-хильм и ас-сафх).
- Скромность (аль-хайя).
- Достоинство и самоуважение (аль-изза).
- Поиск мудрости и знаний, стремление к самообразованию и интеллектуальному самосовершенствованию (аль-ильм).
- Желание посвятить всё свое время и свою жизнь добрым делам (аль-хирс аля аль-вакт).
- Щедрость (аль-джуд валь-карам).
- Терпение (ас-сабр).
- Разумное управление своими средствами (аль-иктисад).
- Общительность, доброе отношение к окружающим (ат-тааруф).
- Пристрастие к чистоте и красоте (ан-назафа ваттаджммуль).
- Отвращение к злу и греху (таджаннуб аль-аатам валь шубухат).
Каждое из перечисленных выше достоинств описано в Коране и Сунне либо прямо, либо посредством примеров, притч и изречений пророков.
3. Ислам и другие сферы жизни.
Характерной особенностью мусульманской религии состоит
в том, что она энергично вмешивается во все стороны жизни людей. И личная,
и семейная жизнь верующих мусульман, и вся общественная жизнь, политика,
правовые отношения, суд, культурный уклад - все это должно быть подчинено
целиком религиозным законам.
Так, уже в первых мусульманских странах наблюдалось сращивание
светской власти (эмират) с духовной (имамат) в руках преемника
пророка - халифа. Высшее духовенство выступало в роли его советников.
Суд также находился в руках духовных лиц - специальных судей кади.
Духовенство отправляло и светские и духовные функции.
И сейчас в мусульманских государствах духовные лица нередко занимают светские
должности: мулла - учитель, кади - судья, муфтий
- главный авторитет в шариате, улем - ученый-богослов и преподаватель
в высшей школе и т.д.
Образование в мусульманских странах тоже носит религиозный
характер. при мечетях существуют религиозные школы - мектебе, распространены
духовные академии - медресе.
Война и мир в Исламе
Проблема войны и мира, жестокости и миролюбия, насилия и его предотвращения
в разные исторические периоды были предметом обсуждения в качестве важнейших
вопросов права и политики. Проблема мира в Исламе является вопросом принципиальным
и глубинным, и имеет неразрывную связь с происхождением Ислама и его общей
концепцией окружающего мира и жизни человека. Ислам является религией
объединения, единства и единой общности во всем огромном мире. Учение
о единстве, об объединении всего сущего под единым и мудрым божественным
началом, о связи людей с одним отцом и одной матерью и об их семейной
общности, о движении всего мира и человека к наивысшему божественному
единению, о наличии у всех людей одинакового богоискательского начала,
об их стремлении к совершенству является самой незыблемой концепцией мира
и мирового объединения. Провозвестником и пионером всех этих идей является
Ислам. Поэтому, если мыслить логически, учение Ислама о будущем не содержит
ничего другого, кроме призыва к миру на всей планете, мирному сосуществованию
на основе справедливости и чести. Можно сказать, что мир в Исламе является
вечной, незыблемой догмой, тогда как война - состояние исключительное,
возникающее в результате выхода из большого единения, как вынужденная
реакция на агрессию, угнетение или злоупотребление, анархию и разложение
людей. (С сайта Ислам.Ру)
Дополнительная литература по теме:
- А. А. Али-заде (Абдулла Али) ОСНОВНЫЕ
ГРЕХИ В ИСЛАМЕ.
- М. аль-Газали. ИСЛАМСКАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ.
- Гайнутдин Равиль, Муфтий. Ислам в современной России. - М.: Фаир-Пресс,
2004.
- Ислам в истории народов Востока. - М., 1981.
- Максуд Рукайя. Религии мира: Ислам. - М.: Фаир-Пресс, 2003.
- Ратвен М. Ислам. Краткое введение. - М.: АСТ, Астрель, 2005.
- Степанянц М.Т. Ислам в философской и общественной мысли зарубежного
Востока (XIX-XX вв.). - М.,1974.
- Сурдель Доминик. Ислам. Серия: Cogito, ergo sum: "Университетская
библиотека". - М.: АСТ, Астрель, 2004.
- Сюкияйнен Л. Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. - М.: Институт
государства и права РАН, 1997.
|