Лекция 7. РЕЛИГИОЗНАЯ СИСТЕМА ИСЛАМА

Предыдущая лекция

На главную

Следующая лекция

ЛЕКЦИЯ 7

РЕЛИГИОЗНАЯ СИСТЕМА ИСЛАМА

  1. Вероучение ислама.
  2. Этика и право в исламе.
  3. Ислам и другие сферы жизни.

1. Вероучение ислама.

Внутренний двор и минарет (с наружной лестницей) каирской мечети ибн Тулуна (построена в 876—879)Само слово означает «покорность [воле Бога]». Это - строго монотеистическая религия, признающая Мухаммада пророком, посланником Аллаха для всего человечества. Приверженцы ислама называются мусульманами (от араб. муслимуна, «покорные»).

Основные положения вероучения изложены в Коране, некоторое развитие они получили в трудах мусульманских богословов. Вероучительные аспекты Исламской религии называются акидой. Сюда входят такие теоретические положения Ислама как вера в Бога, в ангелов, в пророков, в писания. доктрину об абсолютном Единобожии и т.д. Все эти положения являются основным теоретическим фундаментом Исламской религии. Каждый мусульманин обязан знать хотя бы основные положения Исламской акиды.

Ислам включает основные догматы, признание которых за истину и беспрекословное выполнение считается обязательным для каждого мусульманина. Иман, или вера, включает:

  • Веру в Единого Бога Аллаха (таухид, или монотеизм). " Бог сотворил все существующее. Он является всемогущим, всеведущим и вездесущим, абсолютным владыкой мира, который управляет природой и обществом. В Коране указывается, что благочестие перед Богом есть покорность. В противовес христианскому учению о божественной Троице ислам утверждает, что Бог един. В исламе принцип монотеизма проведен более последовательно, чем в других религиях. Аллах в исламе - существо с чисто человеческими моральными качествами, но в превосходной степени. Одних людей он предназначил к праведной жизни и будущему блаженству, других - к беззакониям и загробным мучениям. Но в то же время Аллах - милостив и наделен способностью прощать. Важнейшее качество Аллаха - бесконечное могущество и величие, что требует полной и безоговорочной покорности человека его воле.
  • Веру в Ангелов и демонов. В представлении мусульман это бестелесные существа, выполняющие волю Аллаха. К ним относятся Джабраил, Микаил, Асфраил, Азраил. Мусульмане также верят в существование ангелов смерти - Накира и Мункара, стража рая - Ридвана, стража ада - Малика. Согласно исламскому веручению каждый мусульманин при жизни имеет двух ангелов, которые фиксируют его добрые и злые (греховные) дела, определяющие его загробную жизнь в раю и аду. Злые духи (джинны) не всегда злы, так как они тоже находятся во власти бога.
  • Веру в Книги (Святые Писания) и в святость Корана, который считается словом божьим, божественным откровением, которое передавал Аллах в виде видений Мухаммеду в течение 22 лет, т.е. до конца его жизни. Поэтому в мусульманском богословии принят догмат о несотворенности, вечности Корана.
  • Веру в Пророков и в посланничество Мухаммеда. В Коране встречается множество библейских персонажей от Адама до Иисуса Христа. Приводятся имена пророков: Ибрахим (Авраам), Муса (Моисей), Иса (Иисус), Нух (Ной) и др. Среди всех пророков предпочтение отдается "посланнику Аллаха", "печати пророков" Мухаммеду.
  • Веру в рай и ад и в Судный день. Мусульманам, неукоснительно выполняющим все религиозные предписания и требования, ислам обещает вечное блаженство в раю, в неверным и отклонившимся от принципов вероучения - мучения в аду. Мусульмане представляли рай в виде чудесного места, где все в изобилии: прекрасная еда, чистая прохладная вода, реки из молока, меда и вина, всевозможные наслаждения и т.д. В аду - бесконечные пытки и муки.
  • Веру в божественное Предопределение (кадар). Это один из важнейших догматов, согласно которому не существует ничего не зависящего от воли Аллаха. Все в общественной и личной жизни происходит по предначертанию бога.
  • Вера в бессмертие души, покидающей тело в момент смерти, а воскресение из мертвых в день Страшного суда. Душа человека бессмертна. В последний день мира мертвые восреснут и все получат воздаяние за свои дела: праведники попадут в рай, а грешники - в геенну огненную.

Обрядовые заповеди мусульман называют "пять столпов веры":

  1. Исповедание веры - Шахада (свидетельство): Нет иного божества, кроме Аллаха (Единого и Единственного Творца Вселенной) (Ля иляhа илля Ллаhу) и Мухаммад посланник Его [ко всему человечеству] (ва Мухаммадун расуль уль-Ллаhи). Краткое изложение символа: "Аллах акбар" - "велик Аллах". Шахада произносится вслух, обязательно понимание смысла этой формулы вероучения, искреннее убеждение в ее истине.
  2. Салят, намаз - обязательная пятикратная молитва каждый день в установленные часы, обязательное ритуальное омовение перед молитвой, а также в случае какого-либо загрязнения. Молитва мусульман состоит из ряда поклонов, сопровождаемых произнесением различных религиозных формул. Совершать молитвы можно и дома, и в мечети, и в поле. Пятница является днем всеобщей молитвы, когда все мусульмане должны собираться на коллективную молитву в главную мечеть города, села, округа. Мечеть (масджид) - и место моления, и помещения для религиозных школ, и центр религиозных проповедей и диспутов.
  3. Саум - пост. Мусульманский пост заключается в воздержании от пищи, питья и развлечений. Все время должно быть в принципе посвящено человеком Аллаху, занято молитвами, чтением Корана и религиозных сочинений, благочестивыми размышлениями. Главным и обязательным для всех, кроме больных, путешествующих и т. д., является пост в месяц рамадан; кроме того, существует еще дата, в которой поститься желательно. Конец месяца рамадан и соответственно месячного поста отмечается праздником разговенья, вторым по значению праздником в исламе. Ураза-байрам (или ид аль-фитр) - праздник разговенья, окончания поста - справляется в первый день следующего за рамаданом месяца шавваля. Во время этого праздника верующий должен, согласно установлениям ислама, отчитаться за прошедший пост, начать отбывать наказание за его нарушение и уплатить так называемое "очищение праздника перерыва" - фитр-садака. В дни курбан байрам (справляется через 70 дней после окончания уразы курбан-байрам на жертвоприношение истребляется лучший скот. В этот праздник, по шариату, овца или коза могут быть заколоты за грехи одного человека, корова или бык - за семерых, а верблюд - за десятерых, причем жертва должна быть однолеткой. Приносить жертвы, согласно исламу, нужно затем, чтобы попасть в рай. По мусульманскому учению, попасть туда можно, лишь миновав Сират на принесенных в жертву животных. А Сират - это в мусульманском мифе мост, перекинутый над адом; от тоньше женского волоса, острее лезвия меча и горячее пламени. У входа на Сират будут находиться верблюды, коровы, бараны, заколотые верующими на курбан-байрам. На них-де они и переедут через Сират. Тот же, кто не закалывал жертв, не имея на чем переехать по этому мосту, не удержится на нем и упадет в ад! Кроме ограничений, связанных с постом, в исламе существует большое количество запретов, регулирующих различные стороны жизни мусульманина. Мусульманину запрещено пить алкогольные напитки, есть свинину, играть в азартные игры.
  4. Закят - обязательный налог на имущество и доходы, который идет в теории на нужды общины и распределяется среди бедных и малоимущих. В девятой суре ("Покаяние") указывается, среди кого распределяются средства, собранные в качестве закята: бедные, нищие, сборщики закята, посвятившие свое сердце Аллаху, мукатабы (рабы, заключившие договор с хозяином о самовыкупе), несостоятельные должники, не имеющие достаточных средств путники. Помощь из закята получали также гази (участники священной войны с неверными). В настоящее время обязательная уплата закята мусульманами введена в ряде исламских государств и составляет 5% доходов. Установлен также уровень доходов, начиная с которого уплачивается закят. Если у мусульманина доходы ниже установленного уровня, он освобождается от внесения закята. Наряду с закятом существует и добровольно раздаваемая милостыня садака. Правда, в современной мусульманской терминологии термины "закят" и "садака" в некоторых случаях используются как синонимы.
  5. Хадж - паломничество в священный город Мекку, прежде всего к Каабе, главной святыне ислама. Кааба - небольшое здание, в юго-западной угол которого вмурован "черный камень" (издревле хранящийся тут метеорит) - по преданию, посланный Аллахом с неба людям как знак своего могущества и благоволения. Хадж должен совершить каждый мусульманин хотя бы раз в жизни. Паломничество совершается в месяце зуль - хиджжа, который, как рамадан, является месяцем лунного календаря и потому приходится на разное время года. Паломники, надев специальные белые одежды, и пройдя церемонию ритуального очищения, совершают торжественный обход вокруг Каабы, пьют воду из близлежащего священного источника Замзам. Далее следуют торжественные процессии и моления у холмов и долин вокруг Мекки, связанных с легендой о пребывании в тех местах праотца Ибрахима, первого проповедника единобожия. Хаджж завершается праздником ид аль - адха, во время которого в память о жертве, принесенной Ибрахимом Аллаху, режут жертвенных животных. Окончание хаджжа является главным мусульманским праздником, который отмечается молитвами и жертвоприношениями по всему мусульманскому миру. Люди, совершившие хаджж, носят почетное прозвище хаджж или хаджжи и пользуются уважением родных в своих родных местах.

Каждое из этих предписаний может быть смягчено: например, вода для омовения может заменяться пылью или песком, строгое соблюдение поста не обязательно для больных и путешественников (могут совершить пост позже), мусульманский пост, в отличие от христианского, состоит в полном воздержании от всякой пищи и питья от восхода до захода солнца, но зато в остальное время суток можно есть и пить что угодно и предаваться любым удовольствиям, паломничество в Мекку совершается при условии наличия физической и финансовой возможности и т.д.

Али, зять и соратник пророка, которого шииты считают своим духовным родоначальником, в бою поражает врага (иранская гравюра XIX в.)Иногда к "столпам ислама" причисляют джихад. Слово это означает полную отдачу мусульманином своих сил, возможностей, времени и, если надо, жизни для торжества своей религии. В большинстве случаев в средние века это сводилось к участию в вооруженной борьбе с "неверными", а значение термина - соответственно к понятию "священная война", и такое его понимание стало традиционным для европейцев. На самом деле понятие джихад значительно шире, и именно в таком широком значении оно употребляется сейчас в мусульманском мире, в частности резолюциях и постановлениях различных общемусульманских конференциях.

Есть целый ряд обрядов, общих с иудаистами: обязательное обрезание мальчиков, запрет есть свинину, запрет делать изображения бога и вообще изображать живые существа, запрет на употребление спиртного.

Основными мусульманскими праздниками являются праздник "ид аль-адха" - великий праздник жертвоприношения (тюрк. "курбан-байрам") и "ид аль-фитра" - малый праздник разговения (тюрк. "ураза-байрам"). Отмечаются также мавлюд (день рождения Мухаммеда), мирадж (вознесение Мухаммеда на небо) и пятница (день общественной молитвы). Кроме того, у каждого народа в регионе традиционного распространения ислама существуют и переходят из поколения в поколение специфические обряды и ритуалы, а также доисламские обряды и праздники.

2. Этика и право.

Особенностью ислама является то, что в сознании мусульманина неразрывно сосуществуют мораль и право, этика и религия.

Мусульманская этико-правовая система (шариат) возникла и развивалась как конфессиональное право, органически слитое с теологией ислама, пропитанное его религиозно-мистическими представлениями. По исламу правовые установления - это частицы божественного закона и порядка, которым управляется мир. Отсюда шариат и его нормативная часть (фикх) включал не только правовые установления, но и религиозную догматику, мусульманскую мораль, а также нормы, определяющие отношения мусульман с Аллахом (ибадат).

Тесная связь права и религии была выражена в нормативных предписаниях. Предусматривалось 5 видов действий, которым придавался и правовой смысл: харам (запрещенные и подлежащие наказанию наказанию), кабих (дурные, но не наказуемые), мубах (дозволенные), манбуд (рекомендуемые) и фард (обязательные и подлежащие строгому выполнению). По существу вся жизнь правоверного мусульманина была сведена к этим действиям. Каждый поступок должен был согласовываться с религиозными велениями ислама, а с другой стороны, каждый его шаг приобретал характер юридического акта.

Чтение Корана в школеСогласно Корану, вся жизнь человека должна быть посвящена служению Богу. Только в этом человек может обрести подлинный смысл своего земного существования. В связи с этим все поступки человека, а также его личная жизнь и взаимоотношения с обществом должны быть приведены в соответствие с Божьими повелениями, изложенными в Коране и Сунне.

Идеальным примером совершенной морали является пророк Мухаммад. Его жизнь известна в самых мельчайших подробностях. В связи с этим, действия, поступки, манеры и речи пророка являются примером для подражания всем поколениям мусульман вплоть до Судного Дня. Мусульманин, говорится в шариатских книгах, должен делать все лишь "во имя Аллаха". В пример верующим ставят, в частности, главу одного из шариатских толков (мазхабов) Ахмеда ибн-Ханбаля, который будто бы не ел арбуза лишь потому, что не нашел в Коране и священном придании (сунне) сведений, ел ли когда- нибудь арбуз пророк Мухаммед.

Этика ислама довольно проста: быть справедливым, воздавать за добро добром, за зло злом, быть щедрым, помогать бедным и т.п. Невыполнимых моральных предписаний нет. Социально-этические принципы основываются на равенстве всех людей перед богом, но имущественные различия признаются как естественный факт (от Аллаха). Торговая прибыль рассматривается как законная, но ростовщичество осуждается.

В семейной морали господствует патриархально-родовой уклад. Мужчина становится мусульманином после того, как над ним в раннем возрасте совершается обряд обрезания. Безбрачие считается у мусульман нежелательным состоянием, а брак рассматривается как религиозная обязанность. Заключение брака совершается в присутствии духовных лиц, ими фиксируется и закрепляется чтением священных текстов Корана. Коран разрешает мужчине иметь одновременно до 4-х жен, а также неограниченное число наложниц из рабынь. Но муж обязывался предоставить каждой жене имущество, жилище и одежду. Поэтому гаремы могут себе позволить только представители верхушки. Женщина находилась в приниженном и зависимом положении. Ее обязанностью было вести домашнее хозяйство и воспитывать детей. Ее право управлять имуществом было сильно ограничено. Коран разрешал мужу применять наказания по отношению к жене, в том числе телесные. Женщина рассматривается как подчиненное существо, созданное Аллахом для услаждения мужчины.

Похоронный обряд также предполагает чтение определенных сур Корана. Хоронят обычно в день кончины; тело кладут в могилу завернутым в саван, без гроба, головой к Мекке. Согласно мусульманским представлениям, все мертвые в День Суда воскреснут, чтобы предстать перед Аллахом и ответить за свои дела и намерения.

Мужчины - мусульмане должны ходить с покрытой головой. Для этого служат разные шапочки типа тюбетейки, а также различные виды чалмы - шарфа. особо повязанного вокруг головы. Женщины должны закрывать лицо и тело от взглядов посторонних мужчин. Традиционная одежда мусульман широкая и удобная для носки в тех странах, в основном южных, где живет большинство мусульман. Обычным атрибутом благочестивого мусульманина являются четки из 99 или 33 бусин, служащие для счета славословий Аллаху. В исламе многократное восхваление Аллаха и повторение его девяносто девяти "прекрасных имен" считается благочестивой обязанностью.

ФотоВ шариате, например, говорится, как нужно вставать с постели и молиться, умываться, есть, держать себя с другими членами семьи, заключать сделки, убивать дичь на охоте. К этому же направлены разные "Приличия мудрых" (или благочестивых: "Адаб ас-салихин") и иные религиозные сочинения, пытающиеся определять поведение верующих. В этих сочинениях не забыта ни одна интимная сторона жизни человека, указывается даже, как надо выполнять супружеские обязанности, как отправлять естественные потребности и т.п.

Культам старых "языческих" богов в исламе были даны новые толкования; эти боги стали постепенно заменяться мусульманскими святыми. Усвоение культов доисламских богов и богинь началось еще в раннем исламе, испытавшем влияние более древних, иудейского и христианского, учений о пророках. В Средней Азии и Казахстане, например, исламом было усвоено от предшествовавших ему местных культов почитание не только некоторых возвышенностей, источников, деревьев, камней и тому подобных фетишей, но также ряда старых божеств-покровителей.

Появились в исламе и святые - покровители шелководства (шейх Мухтар в Хорезме), рыболовства (Токмак-ата в устье Аму-Дарьи и на островах Аральского моря), земледелия (Бобо-дехкан), коневодства (Камбар-ата) и др. Сохранилась в пережиточных формах и вера в духов, как добрых, так и злых. "Священные" камни, как и кости, рога, знамена с хвостом яка и пр., зачастую являются одной из главных реликвий почитаемых гробниц, мазаров. Так, еще несколько лет назад подобный "чудодейственный" камень у мазара при мечети ходжи Абди-Даруна в Самарканде использовался с ритуальными целями. Верили, что мусульманка, поднявшая и обнесшая вокруг себя тяжелый камень, получит способность к деторождению.

Среди чеченцев и ингушей, у которых долгое время большую силу имели патриархально-родовые отношения, сохранялась вера, будто кости предков, оказавшись на поверхности земли, могут вызвать дождь. Моления о ниспослании дождя проводились и в других местах, причем, как правило, их существенной стороной являлись магические обряды и вера в особое значение культа предков.

Почитание святых издавна служило целям сковывания инициативы женщин. Еще Коран выдавал за божественное установление ношение женщинами ритуальных покрывал и женское затворничество. Существовал обычай, по которому мусульманка не могла даже участвовать в погребальной процессии, чтобы не осквернить могилу. Но в числе святых ислама уже давно возникли особые культы женщин-покровительниц. Например, культы Фатимы и Биби-Сешанбе, связываемые с ткачеством и обработкой хлопковой пряжи, культ Биби-Мушкиль- кушо ("Госпожи разрушительницы затруднений"). Приведенные примеры показывают, что культ мусульманских святых, как и вообще ислам, унаследовал многое от древних верований. В культе святых ислама столь же много нарочитого искусственного, как в подобных культах других религий.

Нравственные нормы, предписываемые исламом, весьма многочисленны. Ниже приводится перечень некоторых норм нравственности, которые мусульманину надлежит блюсти:

  • Правдивость (ас-сидк).
  • Надёжность и верность (аль-амана).
  • Искренность (аль-ихлас).
  • Вежливость, корректность и другие правила ведения беседы и спора (адаб аль-хадис).
  • Изгнание злобы, ненависти, зависти и других пороков из сердца (салямат ас-садр).
  • Сила нравственная и физическая (аль-кувва).
  • Терпимость и умение прощать (аль-хильм и ас-сафх).
  • Скромность (аль-хайя).
  • Достоинство и самоуважение (аль-изза).
  • Поиск мудрости и знаний, стремление к самообразованию и интеллектуальному самосовершенствованию (аль-ильм).
  • Желание посвятить всё свое время и свою жизнь добрым делам (аль-хирс аля аль-вакт).
  • Щедрость (аль-джуд валь-карам).
  • Терпение (ас-сабр).
  • Разумное управление своими средствами (аль-иктисад).
  • Общительность, доброе отношение к окружающим (ат-тааруф).
  • Пристрастие к чистоте и красоте (ан-назафа ваттаджммуль).
  • Отвращение к злу и греху (таджаннуб аль-аатам валь шубухат).

Каждое из перечисленных выше достоинств описано в Коране и Сунне либо прямо, либо посредством примеров, притч и изречений пророков.

 

3. Ислам и другие сферы жизни.

Характерной особенностью мусульманской религии состоит в том, что она энергично вмешивается во все стороны жизни людей. И личная, и семейная жизнь верующих мусульман, и вся общественная жизнь, политика, правовые отношения, суд, культурный уклад - все это должно быть подчинено целиком религиозным законам.

Так, уже в первых мусульманских странах наблюдалось сращивание светской власти (эмират) с духовной (имамат) в руках преемника пророка - халифа. Высшее духовенство выступало в роли его советников. Суд также находился в руках духовных лиц - специальных судей кади.

Духовенство отправляло и светские и духовные функции. И сейчас в мусульманских государствах духовные лица нередко занимают светские должности: мулла - учитель, кади - судья, муфтий - главный авторитет в шариате, улем - ученый-богослов и преподаватель в высшей школе и т.д.

Образование в мусульманских странах тоже носит религиозный характер. при мечетях существуют религиозные школы - мектебе, распространены духовные академии - медресе.

Война и мир в Исламе
Проблема войны и мира, жестокости и миролюбия, насилия и его предотвращения в разные исторические периоды были предметом обсуждения в качестве важнейших вопросов права и политики. Проблема мира в Исламе является вопросом принципиальным и глубинным, и имеет неразрывную связь с происхождением Ислама и его общей концепцией окружающего мира и жизни человека. Ислам является религией объединения, единства и единой общности во всем огромном мире. Учение о единстве, об объединении всего сущего под единым и мудрым божественным началом, о связи людей с одним отцом и одной матерью и об их семейной общности, о движении всего мира и человека к наивысшему божественному единению, о наличии у всех людей одинакового богоискательского начала, об их стремлении к совершенству является самой незыблемой концепцией мира и мирового объединения. Провозвестником и пионером всех этих идей является Ислам. Поэтому, если мыслить логически, учение Ислама о будущем не содержит ничего другого, кроме призыва к миру на всей планете, мирному сосуществованию на основе справедливости и чести. Можно сказать, что мир в Исламе является вечной, незыблемой догмой, тогда как война - состояние исключительное, возникающее в результате выхода из большого единения, как вынужденная реакция на агрессию, угнетение или злоупотребление, анархию и разложение людей. (С сайта Ислам.Ру)

Дополнительная литература по теме:

  1. А. А. Али-заде (Абдулла Али) ОСНОВНЫЕ ГРЕХИ В ИСЛАМЕ.
  2. М. аль-Газали. ИСЛАМСКАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ.
  3. Гайнутдин Равиль, Муфтий. Ислам в современной России. - М.: Фаир-Пресс, 2004.
  4. Ислам в истории народов Востока. - М., 1981.
  5. Максуд Рукайя. Религии мира: Ислам. - М.: Фаир-Пресс, 2003.
  6. Ратвен М. Ислам. Краткое введение. - М.: АСТ, Астрель, 2005.
  7. Степанянц М.Т. Ислам в философской и общественной мысли зарубежного Востока (XIX-XX вв.). - М.,1974.
  8. Сурдель Доминик. Ислам. Серия: Cogito, ergo sum: "Университетская библиотека". - М.: АСТ, Астрель, 2004.
  9. Сюкияйнен Л. Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. - М.: Институт государства и права РАН, 1997.

Предыдущая лекция

На главную

Следующая лекция