Лекция 10Возникновение и развитие феодального государства и права
1. Становление феодализма и возникновение феодального государства и права. Падение Западной Римской империи - начало эпохи средних веков, которая продолжалась с V по XVII в. На смену рабовладельческому государству и праву пришло феодальное государство и право. Зачатки феодализма появились еще в позднеримском обществе и древневосточных государствах. Переход был постепенным и растянулся на 7-8 веков. Не все народы прошли через стадию феодализма (Африка, Австралия). Распространению феодализма и феодального государства и права способствовали феодальные войны, крестовые походы, позже - колониальные захваты. В ряде государств феодализм просуществовал вплоть до ХХ в., но в мировом масштабе переход к капиталистической системе произошел в период XVII - XVIII вв. благодаря буржуазным революциям. Переход к феодализму связан с развитием феодальной собственности на землю. Именно поземельные отношения определяли характер политического строя и сущность государства и права. Земля - основное условие производства - не была собственностью тех, кто на ней трудился, но феодально-зависимый крестьянин в отличие от раба располагал собственным хозяйством и орудиями труда. Для феодализма характерно сочетание частной и государственной собственности с мелким крестьянским хозяйством. Сущность феодализма: феодал владеет землей, а крестьянин в зависимости и платит за пользование землей ренту (виды: отработочная, продуктовая, денежная). Зависимость определялась внеэкономическим принуждением, которое осуществлялось с помощью правовых и политических средств. Два основных пути перехода к феодализму:
Для феодального строя характерно наличие различных социальных прослоек, но основные – феодалы, выступающие субъектами права частной или государственной собственности на землю и претендующие на получение соответствующей доли ренты-дохода; и феодально-зависимые крестьяне, ведущие мелкое хозяйство и вынужденные благодаря существующей системе внеэкономического принуждения отдавать значительную часть полученного ими продукта господствующему классу. Различия в праве, поэтому не просто классы, а классы-сословия. Сословный строй получил большое развитие в Европе; на Востоке в большей мере кастовые, племенные, национальные деления, которые тоже получили правовое закрепление. Правовое положение определялось по принципу иерархии. Иерархически-сословная структура оказывала воздействие на распределение ренты внутри класса феодалов и на саму политическую организацию и государственное устройство. 2. Развитие политической системы феодального общества. Политическая система феодализма определялась тем, что власть была непосредственно связана с земельной собственностью, выступала в качестве её атрибута. Например, поместная форма землевладения была связана с экономической децентрализацией и вызвала политическую раздробленность (Европа X-XI вв.). В политической системе феодализма были города, сельские общины, церковь. Города - это особые корпоративные единицы, в них существовали профессиональные и иные замкнутые ассоциации граждан. В Западной Европе у городов была политическая и правовая автономия, самоуправление. Сельская община в первоначальной форме (марка) просуществовала до X в., но затем она испытала второе рождение, как объединение крестьян, имеющих индивидуальное хозяйство, но выступающих за сохранение коллективной организации из-за необходимости коллективной защиты своих интересов перед сеньором. Община удержала лишь минимальные административно-хозяйственные функции и практически не принимала участия в осуществлении политической власти.
Главный институт в политической системе феодального общества - государство. Даже в периоды глубокой децентрализации и упадка оно – основная политическая организация феодалов и претендует на роль представителя общества в целом. Государство осуществляло и некоторые общесоциальные функции, как и ранее, но сущность в том, что оно являлось основным гарантом феодальной формы поземельной собственности и инструментом реализации политической власти феодалов. По формам правления, государственного устройства и методам политической власти феодальные государства отличались разнообразием, но явное преобладание было у монархической формы правления. Республика - редкое явление, представленное главным образом городскими республиками в Европе. Формы государственного устройства в эпоху феодализма как централизованные, так и децентрализованные. Наблюдались крайние степени политической децентрализации: "частный", а не "публичный" характер государственной власти особенно типичен для раннего и развитого феодального общества в странах Европы, где они нашли выражение в фактическом распаде феодальных монархий и в возникновении сложных отношений сюзеренитета-вассалитета. В странах Востока наблюдалась государственная централизация - как по традиции, так и в силу хозяйственной необходимости, хотя и здесь имели место центробежные тенденции. Методы и формы осуществления политической власти различны, но демократические методы управления не имели под собой при феодализме социальной почвы и получили крайне незначительное распространение (как пережитки военной демократии в раннефеодальных монархиях и на уровне общинного и городского самоуправления). Но даже городским республикам в период феодализма были свойственны не демократические, а автократические и олигархические формы политической жизни. Сама система внеэкономического принуждения, сословная иерархия, бесправие народа порождали такие черты феодального политического режима как произвол и жестокость государственной власти на всех уровнях. Это находило выражение в насилии по отношению к крестьянству и городским низам, в личной и имущественной незащищенности зарождающейся буржуазии. История государства в эпоху феодализма делится на ряд этапов:
3. Основные черты феодального права.
В странах Европы феодальное право исторически было первым правом и прошло через все простейшие ступени в процессе своего становления, начиная с т.н."варварского" права. В последующем его развитие носило замедленный характер, что способствовало консервации правовых обычаев, правового формализма и связанных с ним примитивных юридических процедур. Феодальное право прежде всего оформляло юридически строй поземельных отношений и будучи своего рода "принадлежностью" земельной собственности было важным средством принуждения крестьян к труду на отдельного сеньора или на феодальное государство в целом. Отсюда оно всегда несло на себе печать грубой силы, выступало как "кулачное" право. Особенность феодального права состояла в том, что оно в ряде случаев открыто признавало прямое и непосредственное насилие отдельных феодалов, в т.ч. и по отношению друг к другу, также правопорядок повсюду и всегда представлял собой организованное и систематическое насилие феодалов над народом, в первую очередь крестьянами. Специфической чертой феодального права была его раздробленность (партикуляризм). Правовые обычаи, которые в течение всего средневековья сохраняли свое значение одного из важнейших источников права, имели первостепенное значение на уровне общины, отдельной местности, города и придавали феодальному праву весьма пестрый характер. В большинстве стран Европы даже с утверждением абсолютизма и принятием крупных кодифицированных актов правовой партикуляризм до конца не был преодолен. Феодальное право испытало на себе огромное влияние религии. Т.к. переход к феодализму совпал с оформлением мировых религий - христианства и ислама, то параллельно с ними возникли своеобразные "мировые" системы феодального религиозного права - каноническое право и шариат (мусульманское право). Эти правовые системы не ограничивались рамками одного государства, а носили экстерриториальный и персональный характер. В Европе действие канонического права не исключало параллельного развития светского права, складывающегося и действовавшего в рамках отдельных государств. На Востоке религиозные и персональные правовые системы выступали в качестве всеобъемлющего религиозно-нравственного и правового регулятора всех сторон жизни общества. 4. Каноническое право. В эпоху средневековья каноническое право играло большую роль в Европе. Определенное значение оно сохраняло и в последующее время. Большое влияние на каноническое право оказало римское право. Каноническое право было выработано церковью и называлось так поскольку его руководящие правила и нормы именовались канонами и утверждались на церковных соборах. Источники канонического права: Священное писание, постановления церковных соборов, нормативные акты пап (конституции, буллы, энциклики). Каноническое право регулировало не только внутрицерковные отношения. Церковным судам подлежали дела о браке и семье, лжесвидетельстве, клевете, подделке монеты и т.п., так как эти проступки светских лиц считались связанными с "грехопадением". Таким ообразом, каноническое право являлось совокупностью религиозно-правовых предписаний, регулирующих отношения внутри церковной организации, а также между церковью и светскими лицами.
Каноническое право играло доминирующую роль в регулировании брачно-семейных отношений: им определялись условия заключения брака, возраст вступления в брак (с 14 лет мужчины и с 12 - женщины), запрещались разводы. Церковь относила к ведению своих судов все дела, связанные с заключением брака, имущественными и личными отношениями супругов, нарушением супружеской верности и т.п. После Реформации протестантские церковные судьи продолжали рассматривать многие светские дела, применяя с частичными изменениями каноническое право. Процесс изъятия светских дел из-под юрисдикции церковных судов завершился в основном только в XIX в. Каноническое право и судопроизводство в церковных судах оказали большое влияние на теорию и практику гражданского и уголовного процесса в феодальной Европе. Инквизиционный процесс проникал в королевские суды. Его характерными чертами были: соединение следственной и судебной стадий судопроизводства и отсутствие у обвиняемого элементарных процесссуальных прав. Основаниями для возбуждения дела (особенно ереси) являлись доносы, жалобы, слухи и показания подследственных, содержание которых оставалось неизвестным для обвиняемого. Достаточным основанием для ареста было подозрение. 5. Рецепция римского права. Потребности зарождающегося в недрах феодализма товарного производства не могли быть удовлетворены ни обычным правом, ни королевским законодательством в силу самой его феодальной природы. Это явилось причиной необычного в истории права явления - рецепции римского права, т.е. восстановления его действия в средневековой Европе, его второго рождения. В XIV-XV вв. потребности развивающейся промышленности и торговли сделали необходимой дальнейшую обработку римского права, которое к этому времени было признано как действующее право во всех западноевропейских государствах (кроме Англии). Новое поколение итальянских юристов - постглоссаторов - использовало иную технику: составляли комментарии к текстам римского права, за которыми следовали вопросы вместе с их обсуждением, где обстоятельно анализировался данный текст. Они стремились вывести т.н. общее мнение ученых, и обработанное таким образом римское право стало рассматриваться как писанный разум. Но главное в деятельности постглоссаторов - согласование римского права с нормами средневекового канонического, городского и даже обычного права. В таком виде римское право стало проникать и в королевское законодательство. В целом рецепция римского права способствовала развитию прогрессивных тенденций в феодальном обществе, ослабляла сословные перегородки в феодальном праве, способствовала ослаблению его партикуляризма и готовила почву для торжества буржуазной формы частной собственности. Однако в рамках феодальных государств оно так и не смогло привести к внутреннему согласованию разнородных правовых элементов и обеспечить создание единых общенациональных правовых систем, которые сложились только после победы буржуазных революций. Возникая на земле феодалов, города попадали под их юрисдикцию. Они считались их собственностью, "коллективным крепостным" и обязаны были нести повинности как крестьяне. Это вызвало борьбу между городами и феодальными сеньорами, которая определила основное направление развития средневековых городов и оказала влияние на право. Выделяют 2 этапа этой борьбы: XI-XIII вв. - борьба за освобождение из-под власти феодала, в результате которой многие города превратились в самостоятельных носителей политической власти; и XIV-XVI вв. - постепенная утрата городами завоеванных на первом этапе привилегий, а также обострение социально-политической борьбы внутри самих городов. В борьбе с феодалами города создали свое право, закреплявшее их статус и защищавшее права и интересы городского сословия. Городское право распространялось также на производство и торговлю. Таким образом, оно представляло совокупность норм, регулирующих отношения внутри городской общины, а также между городом и внешним миром. Источниками городского права являлись местные обычаи, законы (хартии сеньоров, дарующие привилегии, статуты городских советов), решения городских судов, а также рецепированное римское право. Городское право складывалось постепенно по мере утверждения особых правил ремесленно-торговой деятельности и приспособления обычаев сельских общин к городской жизни. Предпосылкой оформления городского права в самостоятельную систему было получение хартий сеньоров - иммунитетных грамот, закреплявших права и вольности города. Положения хартий конкретизировались в постановлениях городских советов, которые содержали нормы гражданского и уголовного права и судопроизводства. Большую роль в развитии городского права сыграла судебная практика, которая стала обобщаться и записываться. Сходство экономических и социальных условий развития европейских городов обусловило общность основных норм и институтов городского права. Нормы одних городов часто заимствовались другими городами (особенно в Германской империи, где возникли целые "семьи" городского права, которым руководствовались десятки городов.
Основной формой собственности постепенно стала корпоративная движимая собственность, но существовало и городское землевладение, имевшее особый правовой режим. Держание по городскому праву не было обусловлено военной службой сеньору, практически могло свободно отчуждаться и передаваться по наследству. Однако держатель уплачивал сеньору ренту. Развитие товарно-денежных отношений определило разработку обязательственного права и способствовало рецепции римского права. В городах с активной внешней торговлей с XII в. развивалось торговое право на основе морских обычаев. В т.н."морских судебниках" впервые появились такие нормы и институты как статус торговых домов, договоры страхования и перевозки, векселя, различные виды товариществ. Городской строй, безопасность торговли защищались в городском праве самыми суровыми мерами: правило "цехового принуждения" (под угрозой изгнания и конфискации - вступление в корпорацию), правило "заповедной мили" (запрет производить конкурирующие виды продукции вблизи городской черты) и т.п. Посягательство на личность нередко каралось по принципу талиона, но публично от имени всей общины. В некоторых городах издавались специальные законы против дворянства, запрещавшие занимать определенные должности. Городское право стало наиболее разработанной системой средневекового права. Быстрый отход от ряда традиционных и наиболее архаичных норм права и процесса. Но по сути городское право оставалось феодальным и сохранило основные его черты как "права-привилегии" замкнутой сословной верхушки. Дополнительная литература по теме:
|