ЛЕКЦИЯ 10
Проблема ересей и
формирование классической патристики
- Проблема ересей в IV в.
- Арий
- Арианство.
1. Проблема ересей в IV в.
В IV в. в связи с христианизацией усиливалась внутрицерковная борьба,
и проблема церковного единства становится одной из центральных в жизни христианского мира.
Наличие прочной материальной базы в отдельных церковных округах, распространение церковной власти епископов
на значительные территории, большое количество членов клира, находящихся
в подчинении у епископа и заинтересованных в усилении его влияния, новое
положение церковной власти по отношению к светской власти - все это создавало
почву для появления церковно-политических группировок, стремящихся к
увеличению своего влияния и претендующих на лидерство в христианском мире и отдельных его частях.
Ввиду того, что процесс христианизации протекал постепенно,
в IV в. еще сохранялись значительные территории в Римской империи, находившиеся
вне влияния церкви. Это создавало реальную основу для соперничества между
важнейшими церковными престолами за подчинение населения этих территорий своему
влиянию. Победа в такого рода соперничестве сулила главной церкви и всему
клиру новые доходы и материальные блага, власть, авторитет и влияние.
Борьба между церковно-политическими группировками велась
различными методами, основными из которых являлись:
- Прямое соперничество путем заявлений, писем, взаимоисключающих решений
соперничающих церковных престолов.
- Привлечение на свою сторону государственных чиновников, членов императорского
двора и самих императоров, и использование государственной власти и
государственных структур для поддержки своего приоритета.
- Использование церковно-политическими группировками народных движений,
как социальных, так и национально-освободительных, для достижения своих
целей.
- Взаимное обвинение в отходе от церковных догматов в мягких или жестких
формах, что привело к расцвету в IV в. различных еретических движений.
Результатами этой борьбы нередко являлись схизмы и ереси, порой становившиеся очень опасными и для Церкви, и для государства.
Происхождение и сущность ересей становится едва ли не главной темой
в христианской литературе, и к этой теме постоянно обращаются как отцы церкви, так и
многочисленные христианские писатели, в том числе и относящиеся к направлениям, признанным впоследствии
Церковью еретическими. Некоторые из них исходили из того, что источником ересей является античная философия,
другие считали ересь "отростком" от ортодоксии, а ересиархов - "недостаточными кафоликами", третьи полагали,
что ересь появляется из ослабления ортодоксии языческой мифологией. Однако наиболее широко было распространено
убеждение в том, что Церковь получила свой статус и учение непосредственно
от Господа Бога, поэтому отсутствие ересей могло бы заставить усомниться в истинности Священного
Писания, а их существование только служит установлению того, что они отрицают. Так, например,
св. Амвросий Медиоланский писал, что к заблуждению людей ведет не то, что человеческое знание
заходит в тупик в отношениях со сверхъестественными вещами, но то, что оно не подчинилось авторитету
Писания (Amb.DF,IV,1).
Следует иметь в виду, что христианство, как мировая религия,
развивалось в борьбе многочисленных религиозных течений, направлений, групп и сект, многие из которых были впоследствии объявлены ересями, хотя каждая из таких группировок и богословских школ в ходе этой борьбы
претендовала на истинность и на то, что только она показывает единственный
путь к спасению. В ходе этой борьбы происходила эволюция социальной и политической доктрины
христианства, а также становление самой церквной организации.
В процессе христианизации и в ходе
борьбы между различными религиозными течениями внутри христианства происходило
формирование христианской догмы. Между догмой и церковной иерархией существовала
глубокая взаимосвязь. Для существования церковной иерархии было необходимо
наличие строгой религиозной системы, незыблемость которой позволяла уверовать
в эту догму, как в абсолютную истину, ниспосланную свыше, и подчиниться
церкви, как посреднице между богом и "миром" и хранительнице этой истины.
С другой стороны, только наличие церковной иерархии и строгой дисциплины
в церковной организации гарантировало создание догмы и ее незыблемость.
Важно иметь в виду, что в IV веке христианская догматика еще находилась в процессе формирования, а Священное писание ввиду его особого языка, образности и глубины создавало широкие возможности для спекуляций, к которым без всякого стеснения прибегали лидеры религиозных групп. В источниках есть, например, упоминания о том, что лидеры арианства не останавливались даже перед исправлением и фальсификацией текста Священного писания (Amb.DSS,III,59-60). Следует отметить, что во внутрицерковной борьбе отступления от христианских догм порой были весьма незначительными и касались, как правило, частных вопросов или обрядности.
В литературе выделяют и другой немаловажный аспект религиозно-политической борьбы внутри христианства - это борьба консервативной тенденции, направленной
на сохранение существующих устоев гибнущей античности, и прогрессивной
(в известном смысле) тенденции, формирующей новую философию, культуру
и политику.
Наконец, социальная борьба и борьба против
римского господства в IV в. часто принимала форму религиозно-политического
соперничества и выливалась в противостояние ортодоксов с еретиками. Распространение
христианства в римских провинциях приводило к образованию местных сект
и сепаратистских церквей, а это способствовало повышению активности и
самосознания народов, находившихся под властью Римской империи. В IV в.
в Египте, Сирии, Африке и Армении ереси и схизмы стали идейным выражением
такого самосознания и стремлением народов этих провинций освободиться
от римского господства. С другой стороны, ереси были средством реализации
социальной активности самых различных слоев населения Римской империи,
в том числе и самых низших (например, донатизм), хотя далеко не всегда
еретические течения имели социальную подоплеку. Но очевидно, что такие
ереси были наиболее радикальными и порой резко противоречили догматам христианства.
Изучение религиозно-догматических учений
и ересей и выявление их нерелигиозной основы представляет весьма сложную
задачу. В богословском содержании ересей и религиозных учений, как правило,
нет ничего, что могло бы дать хотя бы намек на самую элементарную социально-политическую
программу. Вместе с тем источники свидетельствуют, что при всей пестроте
социального состава еретических движений в них почти неизменно участвуют
низы общества. Связь догматических течений с социальными
группами чаще всего осуществлялась через личность лидера церковной группировки
и была очень нетвердой и непрямой в силу удаленности догматических проблем
от реальной жизни. Подтверждение этого интересного вывода дают источники,
которые свидетельствуют, что обычно народ становился на сторону гонимых,
преследуемых императорской властью независимо от того, к какой религиозной
группировке они принадлежали.
Так, Созомен, рассказывая об отлучении Ария
от церкви, пишет, что к нему и его сторонникам в Александрии "присоединилась
также немалая часть народа, одни думая, что так и должно мыслить о боге,
а другие - сожалея о них, как о людях обиженных и без суда отлученных
от церкви" (Sоz.I,14). На случайность связи указывает и Феодорит: "Когда
же богохульство таким образом распространилось..., в каждом городе и селении
стали открываться споры и ссоры за божественные догматы. А простой народ
был зрителем событий и судьей речей, присоединяясь либо к одной стороне,
либо к другой..." (Theod.I,6).
Наличие разногласий в христианстве не могло
удовлетворить ни господствующий класс Римской империи, ни императорскую
власть, ни саму Церковь. Разногласия внутри церкви были одной из самых
трудных проблем в христианизации Римской империи.
Догматические споры играли для Церкви пагубную
роль, ибо она претендовала на знание абсолютной истины, которая могла
оставаться таковой только в случае ее незыблемости. Но главное состояло
в том, что Церкви в период христианизации жизненно необходимо было единство,
которого можно было достичь только через единомыслие. Именно на достижение
единомыслия и внутреннюю консолидацию были направлены Вселенские соборы,
на это работали выдающиеся лидеры церкви - основатели классической патристики, достижению
единства была подчинена вся программа формирования церковной иерархии.
В единстве Церкви было заинтересовано христианизирующееся
римское государство, которое стремилось найти в ней свою опору. Императорская
власть в IV в. часто пыталась брать на себя роль верховного арбитра в
религиозно-догматических спорах, при этом она иногда лавировала между
религиозно-политическими группировками, иногда становилась на точку зрения
большинства, но всегда старалась занять в этих спорах политически выгодную
позицию. Именно поэтому среди императоров IV в. можно встретить и "ортодоксов",
и "еретиков". Однако общей тенденцией было то, что государственный аппарат
со времени Константина способствовал уничтожению возникших вне церкви
или откалывавшихся от нее идейных течений, помогая установлению и поддержанию
ее идейной и духовной монополии.
Немалую трудность для изучения ересей представляет
их огромное количество и отсутствие четких дефиниций. В IV в. Епифаний
перечислил 60 ересей, Филастрий Брешианский небольшое время спустя - 128,
Августин в начале V в., использовав эти данные, привел цифру 87, а Феодорит
в середине V в. насчитывал 56 ересей. Наиболее полным официальным списком ересей
является список императора Феодосия II, в который включено 22 еретических учения (CTh ХVI,5,65).
Уже из этих крайне противоречивых цифр ясно, что общее число ересей в IV-V вв. никогда
не оставалось неизменным, и часто даже отцы церкви затруднялись в возможности отнесения того или
иного религиозно-догматического учения к разряду ереси.
Первые дефиниции ересей появились еще во
II в. Так, Ириней считал еретическим любое мнение, которое противоречило
либо разрушало апостольскую веру, под которой он понимал Писание (Септуагинту
и писания Апостолов) и правило веры. После того как первые Вселенские соборы
сформулировали символ веры и догматическое понимание Троицы в начале 380-х гг.
появились более четкие и полные дефиниции ересей.
На Константинопольском соборе 381 г. было
дано определение принадлежности к ереси: "Еретиками мы называем тех, кто издавна
отчуждены от церкви, и тех, которые после того нами преданы анафеме,
а равно как и тех, которые показывают вид, будто исповедуют истинную веру, однако,
отделившись от наших, законно поставленных епископов, и составляют свои собрания" (Канон VI).
На западе существовал свой "определитель" ереси - пространное письмо папы Дамаса, приводимое Феодоритом,
в котором перечислялись наиболее серьезные ереси и то, в чем они отступали от Никейской веры.
С помощью таких определений церковь в союзе с государством
пресекала всякое свободомыслие в своих рядах и стремилась достичь единства
через осуждение всех, кто отступал от установленных иерархией правил поведения
и образа мыслей. Такого рода дефиниции ересей позволяли, с одной стороны,
государству подводить под эти определения с помощью церкви практически
любые общественно-политические течения, а с другой стороны, церковь, опираясь
на карательную силу государства, могла сравнительно легко уничтожать своих
противников. Вместе с тем, процесс слияния церкви с государственным аппаратом
приводил к тому, что противники государства становились противниками церкви
и наоборот. К последней четверти IV в. преступления против религии вошли
в систему политических преступлений до оскорбления величества включительно.
К числу таких преступлений были отнесены и ереси, ибо таинственность,
которой окружали себя некоторые секты, давала основания предполагать наличие
заговора против особы императора и целостности империи. Случалось, что
обвинение в ереси являлось только предлогом для осуществления акций государства
против неугодных лиц. Как писал Чернявский, "еретики представляли очень
удобный предмет для эксплуатации, и было бы странно, если бы правительство
с пустой казной не воспользовалось таким выгодным предприятием"
Борьба с ересями занимала центральное место
в деятельности отцов церкви - Афанасия и Василия Великих, Григориев Назианзина
и Нисского, Илария и Амвросия, Иеронима и Августина, которые действовали
против еретиков и на теоретическом, и на практическом поприще. Полемика
с ересями пронизывает большинство их произведений, а борьба с еретиками
является постоянной темой в их жизнеописаниях. Среди обличаемых в IV в.
еретиков можно встретить ариан, манихеев, аполлинаристов, маркионитов,
валентиниан, сабеллиан, фотиниан, иовиниан, новациан, люцифериан, евномиан
и других. Обычно в своих произведениях отцы церкви осуждают их в очень
резкой форме, сопровождая свои обличения либо предостережением, либо призывом
борьбы с ересью, порой остро полемизируют с ними, отстаивая ортодоксальные
догматы.
2. Арий.
Арий родился около 260 г. в Ливии и получил
христианское образование в Антиохийской школе пресвитера и мученика Лукиана.
В начале IV в., находясь уже в зрелом возрасте и будучи искренним ревнителем
христианской веры, он появляется в Александрии и включается в церковную
борьбу, которую вели между собой Мелетий, епископ Ликопольский и Петр,
епископ Александрийский. Эта борьба, несмотря на гонение Галерия, приняла
довольно острые формы, и Арий в ходе ее переходил от одной стороны к другой,
протестуя против решений, с которыми он сам был не согласен (по аналогии
с современностью Р.Даниельс называет Ария "Троцкий христианства"). Самостоятельность
его позиции и непредвзятость мышления уже тогда обратили на себя внимание
церковных лидеров, и он сначала был поставлен в диаконы Петром (тот же
Петр отлучил Ария от церкви, когда тот восстал против суровых мер, принятых
Петром в отношении приверженцев Мелетия), а затем - в пресвитеры следующим
александрийским епископом Ахилой или Александром в 311 или 313 г.
Как сообщает Феодорит, Арию было поручено
заниматься толкованием Священного Писания (Theod.I,2). Кто бы мог тогда
подумать, что это скромное поручение приведет к появлению самой крупной
ереси в истории христианства, с одной стороны, и к формированию классической патристики,
с другой.
Арий быстро завоевал высокий
авторитет и среди клира, и среди мирян. Причем, как отмечают, особенно
почитаем Арий был со стороны "благочестивых женщин". Видимо, этот зрелый
священник, обладал определенным очарованием, которое скрывалось за внешней
аскетической худобой, подчеркиваемой его высоким ростом, и подобающей
его рангу серьезностью. Он был приятен в общении, благодаря дару красноречия,
привлекателен как собеседник, благодаря искусству диалектики (Soc.I,5),
превосходен как оратор и проповедник, благодаря искренней вере, христианской
образованности, но, главным образом, из-за нестандартного мышления, что
явно выделяло его среди других, как и его мятущаяся душа, жаждущая познания
и истины. Слава Ария как проповедника определялась его высокой техникой
интерпретации Писания, в которой он умело сочетал силу логики и высоту
догматической спекуляции.
Разумеется, в источниках среди черт его характера
фигурируют хитрость и честолюбие, а также многие другие человеческие пороки,
которыми щедро наделяли Ария его многочисленные противники. Ввиду того,
что противники Ария в общем итоге оказались победителями, последующие
христианские авторы ортодоксальной ориентации не жалели мрачных красок
для придания его облику самого неприглядного вида. Однако нет сомнения,
что Арий был богато одаренной и незаурядной личностью, способной стать
во главе мощного течения и повести за собой массы людей.
Выступление Ария около 318 г. с самостоятельной
и оригинальной трактовкой фундаментальной христианской формулы триединства,
основанной на его глубоком знании диалектики, аристотелевской логики и,
разумеется, самого Священного Писания в совокупности с его личным обаянием
и ораторскими способностями сразу обеспечило новому учению популярность.
По сообщению Епифания, на сторону Ария сразу стали 7 пресвитеров и 12
диаконов, а несколько позже его поддержали 2 епископа и 700 (!) девственниц
(Epiph.LXIX,3) (по мнению М.Поснова, Арий увлек за собой треть всего египетского
клира и половину клира александрийского). Таким образом, учение Ария оказалось
популярным не только в силу самого его содержания, но и благодаря личности
его основателя и проповедника.
В последующих бурных событиях церковной истории
Арий проявляет себя как стойкий борец за свои убеждения и использует свои
организаторские качества для создания по сути автономной церковной организации.
Церковь оказалась расколотой, в орбиту борьбы оказалась вовлеченной и
сама императорская власть, а Арий оказался самым выдающимся церковным
лидером своего времени. Не случайно на протяжении борьбы с Арием и противостоящие
ему церковные иерархи, и императорские чиновники неоднократно предлагали
ему вернуться в лоно церкви.
Значение Ария в истории христианства и в
христианизации Римской империи оказалось гораздо большим, чем основание
религиозного учения, отличного от линии церковного большинства. Арий оказался
своеобразным катализатором развития церкви во многих направлениях - в
организационном, в догматическом, в соборном. Благодаря Арию церковь получила
мощный импульс для своего развития, и хотя этот импульс оказался на первых
порах очень болезненным, он оказался подобен прививке, которая привела
к оздоровлению и укреплению в конечном итоге всего церковного организма,
что способствовало общему успеху христианизации.
Наконец, во многом благодаря Арию, IV век
оказался временем формирования классической патристики, без которой
победа христианства и превращение его в мировую религию также были бы
немыслимы.
Им написан целый ряд произведений, подвергавшихся
всестороннему анализу многими христианскими авторами и являвшихся предметом
бесчисленных церковных дискуссий, как при его жизни, так и впоследствии.
Однако все его произведения были уничтожены (в основном при жизни по распоряжению
Константина), и только части их сохранились в работах христианских авторов,
особенно у Афанасия и церковных историков. Интерес представляет его памфлет
Thalia («Пиршество»), который был написан им и в прозе, и в стихах с тем,
чтобы достичь более широкой аудитории. Также известны письма Ария: к Александру
Александрийскому (отрывки у Афанасия, Епифания, Илария), к Евсевию Никомедийскому
(у Епифания и Феодорита) и к императору Константину (у Сократа и Созомена).
В этих письмах излагаются не только основы его учения, но и описываются
многие перипетии внутрицерковной борьбы. Сохранилось и несколько писем,
адресованных Арию, в которых оппоненты цитируют его, хотя точность этих
цитат вызывает сомнения.
3. Арианский спор.
Арианство оказалось самой значительной ересью IV в.
Борьба с этой ересью занимает центральное место в истории христианства
эпохи первых вселенских соборов. Эта борьба вышла далеко за рамки чисто
догматических споров, играла значительную роль в государственной политике
Римской империи и охватила большие массы людей. О широком распространении
догматических споров в конце IV в. ярко свидетельствует Григорий Назпанзин
(эта цитата часто встречается в литературе): "Этот город (Константинополь)
наполнен мастеровыми и рабами, из которых каждый обладает глубокими богословскими
познаниями и занимается проповедью и в лавке, и на улицах. Если вы попросите
одного из них разменять серебряную монету, он расскажет вам, чем отличается
Сын от Отца, если вы спросите о цене хлеба, вам на это ответят, что Сын
ниже Отца, а когда вы спросите, готова ли баня, вам ответят, что Сын создан
из ничего". Однако история борьбы с арианством в IV в. остается слабо
разработанной в отечественной историографии, и до сих пор на эту ересь
существуют различные взгляды, порой прямо противоречащие друг другу. Так,
Н.Розенталь называл арианство "знаменем сепаратистских стремлений, враждебных
единству христианской церкви"; М.Сюзюмов классовой основой арианства признавал
борьбу "плебейских масс Александрии против аристократии, а не сепаратизм";
А.Каждан пришел к выводу, что арианство апеллировало "главным образом
к муниципальным кругам"; С.Аверинцев называет арианство более этатистским
и, следовательно, более удобным для уже христианизировавшегося цезаризма
вариантом христианства.
Различные точки зрения на арианство встречаются
и в зарубежной историографии. Широкое распространение имеет мнение о якобы
большей "рациональности" арианства по сравнению с ортодоксией. В связи
с этим к сторонникам этой ереси причисляют всех здравомыслящих людей,
воспитанных на лучших образцах античной философии (Gwatkin). Другая распространенная
в зарубежной историографии интерпретация арианства объясняет успех этой
ереси якобы большей зависимостью арианского епископата от императорской
власти. Но источники свидетельствуют, что и ортодоксы, и ариане в соответствии
с политической ситуацией "регулировали" эту зависимость и, "никогда не
колеблясь, прибегали к сотрудничеству с властью самодержцев и с органами
принуждения, когда считали его полезным" (Донини). Да и сами императоры
часто меняли свою религиозную ориентацию, независимо от степени подчиненности
им той или иной церковной группировки. В зарубежной историографии встречаются
и другие точки зрения на арианство: эту ересь описывают как перевод в
теологические термины попытки секуляризировать и национализировать церковь
(Paredi A.), как шаг назад к язычеству (Gwatkin), как вспышку императорской
тирании против невинной ортодоксальной церкви (Gwatkin) и т.п.
Возникновение в начале IV в. арианства вызвало
самый первый по времени и самый крупный по масштабам догматический спор
- тринитарный, который явился и первым по значению с точки зрения христианского
вероучения. Вся полемика вращалась вокруг одного вопроса - какое положение
в небесной иерархии должен занимать Иисус Христос, и от решения этого
вопроса зависела дальнейшая судьба христианства как религии. По мнению отцов церкви,
стоявших у истоков ортодоксии, основоположник христианства не мог быть ни человеком,
ни второстепенным божеством; он должен быть таким же изначальным, как и Бог-Отец, ибо
"любой меньший статус унизил бы его авторитет и, следовательно, подорвал бы авторитет
епископов и церкви" (Данэм, с.114). Последователи Ария, избегая скрытого
тритеизма (один бог в трех сущностях), пытались сохранить единство божества
путем полного разделения этих сущностей, подчиняя их друг другу и считая
богом в абсолютном смысле одного Бога-Отца (Самуилов, с.26). При этом
в самом арианстве не было единства относительно связи Бог-Отец - Бог-Сын
- Мир. В зависимости от положения Бога-Сына в этой триаде существовали
разновидности арианства: аномии, омии, омиусиане.
В догматическом содержании тринитарного спора нет ни
малейшего намека на политическую, социальную или какую-либо другую программу.
С точки зрения здравого смысла и та, и другая сторона могла претендовать
(и в действительности претендовали!) на освящение власти императора в том смысле,
в каком этого требовала взявшая себе в союзники христианство система домината. Так,
Амвросий, полемизируя с арианами, убеждает Грациана в том, что царство
Троицы является неразделенным и поэтому непобедимым (Amb.DF I,1,11), то
есть неразделенная власть на небе означала, по мнению епископа, единоличную
власть императора на земле. Ариане, со своей стороны, видели отражение
единоличной земной власти в абсолютном приоритете Бога-Отца и подчинении
ему остальных лиц Троицы. И у той, и у другой стороны абстрактные теологические
идеи, оторванные от всякой действительности, давали широким слоям населения
возможность верить, будто различные интерпретации догматики в какой-то
степени объясняют им их судьбу, и усматривать в них отображение их земной
жизни.
В отношении политической основы ересей стоит упомянуть
об одном эпизоде, сообщаемом церковными историками и подвигнувшем Феодосия
к никейской вере. Когда старший сын императора Аркадий в 383 г. был провозглашен
августом и соправителем, во дворце был устроен торжественный прием, во
время которого подданные должны были изъявить покорность и преданность
восседавшим на троне монархам. Во время церемонии епископ небольшого города
Икония Амфилохий отдал должные почести Феодосию, а с Аркадием обошелся
так же фамильярно, как это было принято в обращении с простолюдинами.
Феодосий посчитал себя оскорбленным таким неподобающим отношением к его
царственному сыну и приказал немедленно выгнать дерзкого епископа. Когда
стража уже схватила его, он успел выкрикнуть, осуществляя ранее задуманный
план: "Таково, император, обхождение, предназначенное Царем Небесным для
тех нечестивых людей, которые поклоняются Отцу, но не хотят признавать
такого же величия в его Божественном Сыне". Феодосий, по словам историков,
сразу понял антиарианский смысл дерзкого поступка Амфилохия, по-христиански
обнял его, и с тех пор не забывал этого урока (Soz.VII,6; Theod.V,16).
Победа православных на Никейском соборе 325 г., осудившем
арианство, означала только начало борьбы. В течение последующего полувека
христианскую церковь раздирали непрекращающиеся распри, выливавшиеся в
обвинения и изгнания епископов, волнения прихожан, конфликтовавших между
собой и с властями. Борьба затронула и высшие сферы Римской империи и
не оставила в стороне самих императоров, в ориентации которых перевешивали
то религиозные, то политические мотивы, иногда сливавшиеся в одно целое.
Расцвет арианства пришелся на время правления Констанция
II. Именно при этом императоре арианство стало господствующим вероисповеданием
(Гарнак пишет, что даже в 381 г., может быть, 9/10 христианского востока
были арианскими (Гарнак, с.339), но, как нам кажется, это явное преувеличение,
так как совершенно необъяснимым предстает обращение к никейству Феодосия
и невероятной победа никейцев на Константинопольском соборе) и орудием
его политики, и во время его правления противоречия в христианстве обострились
до крайности. После смерти Констанция арианство было вынуждено перейти
к обороне, "и его траектория стала клониться к закату со всеми ее взлетами
и снижениями" (Донини, с.255), хотя на востоке арианство осталось господствующим
, благодаря императору Валенту, который в рвении мало в чем уступал Констанцию.
На западе вплоть до середины IV в. большинство епископов
не имело об арианстве никакого понятия (Самуилов, с.1). Проарианская политика
Констанция не только способствовала знакомству запада с арианской доктриной,
но и привела к изгнанию целого ряда ортодоксальных епископов, в том числе
римского епископа Либерия. Насильственные меры при насаждении арианства
на западе не могли не привести к тому, что это учение с самого начала
стало непопулярным и не нашло широкой поддержки, хотя это вовсе не означает,
что запад не воспринял арианство совсем. Благодаря активной деятельности
арианских епископов Урсакия и Валента арианство распространилось в придунайских
провинциях, Ульфила энергично проповедовал эту веру среди варваров (Кинг
называет Ульфилу человеком "почти достойным имени "Апостол"), большим
авторитетом пользовались Авксентий в Медиолане и Герминий в Сирмиуме.
Борьба с арианством была одной из главных задач патристики
середины и второй половины IV в. Именно в этой борьбе формировалась христианская догма
и достигла наивысшего расцвета христианская мысль, именно это время оказалось тем,
что впоследствии назвали "золотым веком" патристики.
Дополнительная литература по теме:
- Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви: Репринт.изд.В 4 т. М.,1994.
- Казаков М.М. Христианизация Римской империи в IV веке. Смоленск, 2002.
- Карташев А.В. Вселенские соборы. М, 1994.
- Поснов М.Э. История христианской церкви. Киев, 1991.
- Спасский А. История догматических движений в эпоху Вселенских соборов. Сергиев Посад, 1914.
|