ЛЕКЦИЯ 16Св. Афанасий Александрийский
Св. Афанасий родился в христианской семье и получил довольно скромное общее образование, уделив главное внимание изучению Священного Писания. На изучение светских наук, на общее образование он, по выражению св. Григория Богослова, употребил "не много времени". Однако, он был достаточно знаком с античной философией и прежде всего с неоплатонизмом. Наставником Афанасия в христианском воспитании был Александр, епископ Александрийский, который сделал его своим секретарем и рукоположил в сан диакона (Soc.I,15). Именно в таком качестве Св. Афанасий участвовал в Никейском соборе 325 г., на котором он сразу обратил на себя внимание непримиримой позицией против арианства - "с дерзновением восстал против нечестия apиан" (Soc.I,8; Soz.I,17). Через год после собора Александр умер, и Афанасий стал его преемником, по всей видимости, по указанию своего учителя и при единодушной поддержке паствы: И "все множество жителей, все, принадлежащие к Кафолической Церкви, собравшиеся вместе и единодушно, как бы в одном теле вопияли, взывали, требуя во епископы Церкви Афанасия, и всенародно молили о сем Христа в продолжение многих дней и многих ночей " (Свидетельство Александрийского собора 339 г). 8-го июля 326 года многочисленными епископами св. Афанасий был посвящен во епископа Александрийского. Заняв пост епископа, св. Афанасий посвятил всю свою жизнь защите никейского символа веры, и оказался столь стойким его последователем, что не отступал от него ни при каких обстоятельствах. Позиция Афанасия, была, пожалуй, самым ярким примером для всех, кто желал добиться единства церкви через единомыслие. Св. Афанасий 5 раз изгонялся императорами со своего поста и треть времени своего епископства провел вдали от своей епархии - 15 с лишним лет из 47. Ариане, мелетиане, евсевиане и другие группировки, не признавшие никейского символа и не согласные с формулой единосущия видели в Афанасии своего главного врага. Св. Афанасия не могла сломить даже императорская власть. Пережив гонение Диоклетиана, он, по всей вероятности, отнюдь не думал, что христианские императоры или их христианизирующееся окружение смогут подвергнуть его физическому наказанию или казни, так как он не давал никому повода хоть на мгновение усомниться в его приверженности христианской вере и в готовности пострадать за нее. Поэтому самое большое, в чем его могли обвинить, так это в организации внутрицерковных смут, и именно за это его и отправляли в ссылку, не решаясь подвергнуть более суровому наказанию. Св. Афанасий являет собой также пример не подчинения решениям соборов - Тирского 335 г., Антиохийского 340 г., соборов в Арле 353 г. и в Медиолане 355 г. Он с непреклонным упорством игнорировал все низложения и отлучения, и всякий раз возвращался из своих ссылок в родную Александрию как епископ, и, что весьма показательно, именно в таком качестве он воспринимался жителями Александрии. Впрочем, кроме официальных ссылок св. Афанасий и сам не раз добровольно покидал свою епархию, отправляясь в пустыню, укрываясь среди отшельников и набираясь от них аскетизма и проникновения в христианские истины, обретаемые через изнурение плоти. Именно эти истины были положены в основу лучших догматических произведений Афанасия, в которых он убедительно раскрывал и развивал формулу единосущия и других положений, принятых никейскими отцами. Именно эти труды послужили основой восточной патристики, которая явилась фундаментом православия. Наконец, "Жизнь Св. Антония", написанная Афанасием также под ярким впечатлением от его пустынного опыта стала настоящей Библией отшельничества и монашества, на которой воспитывались многие последующие поколения христиан. Еще одна заслуга св. Афанасия состояла в том, что он был творцом компромисса между церковной иерархией и зарождавшимся монашеством, которое в то время было своеобразным выражением протеста против формирующейся церковной иерархии и подчеркивало несостоятельность клира, представителем которого являлся он сам. Св. Афанасий сумел блестяще разрешить это противоречие: с одной стороны, он пользовался поддержкой монахов во время бедствий и лишений, сам был аскетом и проводил много времени среди отшельников, с другой стороны, их главных лидеров - Антония и Пахомия - он первый возвел в епископы. Этой клерикализацией монашества он укрощает его и тем подготавливает путь к мирному сожительству с иерархией (ХЭС, т.1, с.140). Окончательно вернувшись в Александрию в 365 г. (по настоянию народа), св. Афанасий остаток дней своих провел в литературных и пастырских трудах. Он умер 3 мая 373 г., незадолго до своей кончины рукоположив своего преемника епископа Петра.
Так, интерес представляют его ранние работы "Слово против язычников" и "Слово о воплощении Слова". Они связаны по темам и по содержанию. Блаж. Иероним соединяет их под общим именем: "Два слова против язычников " В первом доказывается ложь и ничтожество язычества и намечается путь восхождения к истинному познанию Бога и Слова от самонаблюдения и от созерцания внешнего мира в его гармонии и красоте; в этом рассуждении очень сильны эллинистические, в частности, неоплатонические мотивы (в критике идолопоклонства, в изображении пути падения и возвращения души...). Во втором слове раскрывается истина и смысл воплощения и доказывается доводами от исполнения пророчеств и от нравственного обновления, совершаемого в христианском мире. В заключение св. Афанасий отсылает за подробностями к Писанию и прибавляет, что "без чистого ума и без подражания жизни святых никто не может уразумевать словеса святых". В древности было известно много экзегетических творений св. Афанасия. До настоящего времени сохранились только отрывки из толкования на псалмы, на Евангелие Матфея и Луки. Комментарий св. Афанасия имеет александрийский характер с преобладанием нравственных мотивов. В письме к Марцеллину "Об истолковании псалмов" Афанасий устанавливает общий взгляд на ветхозаветное Писание. Оно писано единым Духом и писано о Спасителе. Псалмы имеют некую особую и преимущественную благодать, в них совмещаются закон и пророки. И вместе с тем они написаны о каждом из нас - в пример и назидание. Свое богословское исповедание св. Афанасий излагал полемически, в борьбе с apиaнством. Большинство догматико-полемических творений написано во время третьего изгнания (356 - 362 г.). На первом месте нужно поставить три слова против apиaн (присоединяемое к ним четвертое вряд ли принадлежит Афанасию). В первом опровергаются рациональные и экзегетические доводы ариан; св. Афанасий приводит и разбирает здесь ряд выдержек из "Талии" Ария. Второе слово посвящено главным образом истолкованию Притч. 8:22 - текста, служившего одним из главных доводов арианствующих в доказательство тварности Сына - Премудрости. В третьем слове объясняется смысл Божественного единосущия и значение уничижительных речений Священного Писания о Христе. В то же время написаны четыре послания в Серапиону, епископу Тмуитскому, - о Божестве и единосущии Духа Святого. К более раннему времени относится слово на слова: "Вся Мне предана суть Отцем Моим" (343). Подлинность книг "О Троице и о Духе Святом" (сохранилась только в латинском переводе) и "О явлении Бога Слова во плоти и против apиaн" оспаривается. Догматическое содержание имеют некоторые его послания, среди них - к Епиктету, епископу Коринфскому, к Адельфию исповеднику, к Максиму философу, посвященные христологическим темам. Св. Афанасию не раз приходилось защищаться от клеветы. В оправдание себя он составил три апологии: Апологию против apиан, в которой собраны все документы по делу Афанасия за время первых двух изгнаний (350), Апологию к императору Констанцию (356) и Апологию о своем бегстве при нападении Сириана (357 или 358). Тем же апологетическим целям служат и историко-полемические сочинения св. Афанасия: "История apиан к монахам" (358), "О постановлениях Никейского собора "О мнениях Дионисия Александрийского" и в особенности "О соборах в Аримине и Селевкии" где рассказана документально вся история противоникейской борьбы (359). Сюда же примыкают соборные послания от имени Александрийских соборов: "Свиток к антиохийцам" (362), "Письмо к африканским епископам" (369) и окружные послания.
Особое место среди творений св. Афанасия занимают его пасхальные письма. От греческого подлинника сохранились только незначительные отрывки. В сирйском переводе сохранилось большое их собрание. Эти письма важны для хронологии и для истории эпохи, а также особенно интересно содержащимися в них описаниями церковных обычаев. В отрывке из 39-го послания (367) содержится список канонических книг Священного Писания и к нему присоединен перечень книг, в канон не внесенных, но одобренный отцами для чтения оглашаемых: Премудрость Соломонова, Премудрость Сирахова, Эсфирь, Юдифь, Товия, так называемое учение Апостолов (Дидахе) и Пастырь. Здесь впервые перечисляются 27 книг Нового Завета, как единое целое. 3. Богословское учение св. Афанасия. Учение о сотворении мира
Св. Афанасий в корне отвергает такой подход. В основе его учения лежит различие между божественной природой (ф`исис) и божественной волей (т`елима). По природе Бог - Отец. Он рождает Сына; по природе же Он посылает Св. Духа. Но сотворение мира происходит не по природе, но по воле Бога: Благочестно же будет сказать, что существа созданные пришли в бытие по благоволению и хотению, а Сын - не привзошедшее, подобно твари, создание воли, но собственное по естеству рождение сущности, ибо будучи собственным Отчим Словом, не позволяет думать о каком-либо предшествовавшем Ему хотении, потому что сам Он есть Отчий совет, Отчая сила и Зиждитель угодного Отцу... Итак, если создания произошли по хотению и благоволению... все же получило бытие Словом, то Слово состоит вне получивших бытие по хотению. ("На ариан". Слово 3:63, 66) Таким образом, Богу было совсем не обязательно творить мир. Он мог «обойтись» (если можно так выразиться) и без него. В этом различие между природой и волей: Бог не мог не родить Сына, ибо Он - родитель по природе; мир Он не должен был творить, но сотворил - такова Его божественная и всеблагая воля. Можно представить себе, по крайней мере теоретически, в потенциальном смысле, что было время, когда Бог не творил и мира не существовало. Мир, сотворенный по божественной воле, существенно отличается от оригеновского мира, являющегося как бы продолжением божественной природы, а потому лишенного истинной независимости от Творца. В системе Афанасия творение существует по воле Бога, но само по себе. Бог и тварь имеют различную природу. Бог сотворил мир из ничего движением своей свободной воли, и хотя после этого Он продолжает править миром, «промышляет» о нем, этот свободный автономный мир противостоит Богу. Причина этого состоит в следующем. Бог сотворил мир с определенной целью. Всякая тварь и весь мир были изначально предназначены к союзу, к единству с Творцом. Ибо Бог творил по любви и ожидал ответной любви. Центром и венцом творения является человек, который был призван объединить своей деятельностью все творение и через себя осуществить союз любви между Богом и миром. Это свободное устремление твари к своему Творцу в какой-то момент отклонилось с прямого пути. Выражаясь библейским языком, произошло грехопадение. Говоря о грехопадении и последовавшей за ним смерти, св. Афанасий пользуется термином тление, которое он понимает как в физическом, так и в духовном смысле. Св. Афанасий, как и все отцы Церкви, считает, что смерть и тленность не были сотворены Богом, но пришли в мир вследствие грехопадения. Бог сотворил все «хорошим» (как говорит Библия, «благим»), но наделенным свободной волей и способным к восстанию против Него. Результатом восстания явилась смерть - мощная космическая реальность, захватившая власть и поистине воцарившаяся в «этом мире». Учение о спасении
В отличие от неоплатоников, понимавших спасение, как достижение видения Бога, св. Афанасий говорит об обожении, т.е. о достижении нетленного состояния. Обожение возможно только благодаря воплощению Бога-Слова, который воспринял плоть, дабы мы могли стать носителями Духа. Христология Учение св. Афанасия о Христе явно отражает александрийскую традицию, представители которой, обсуждая Воплощение, опирались на текст из четвертого евангелия: «И Слово стало плотью». Соперничавшая с александрийской антиохийская традиция предпочитала говорить о вочеловечившемся Слове. По-гречески слово «плоть» (саркс) имеет оттенок, указывающий на материальный аспект человеческого существования. Выражение «Слово стало плотью» можно истолковать как «Слово восприняло человеческое тело». Именно так понимал Воплощение Аполлинарий Лаодикийский (основатель ереси аполинаризма), кстати сказать, бывший другом св. Афанасия. Аполлинарий учил, что во Христе Бог Слово заменил душу человека Иисуса. Такое понимание в конце концов привело к монофизитской ереси, ибо оно явно умаляло реальность человечества в Христе, отрицало его полноту, поскольку полнота человечества включает и человеческую душу. С другой стороны, антиохийское учение о Христе, как о вочеловечившемся Слове, могло привести к противоположному недоразумению, а именно, к пониманию Воплощения как соединения Бога-Слова, сохранившего при этом свою божественную природу, с конкретным человеком, Иисусом. Такое богословие видит в Христе две личности - божественную и человеческую - и в конечном итоге ведет к несторианству. Обе традиции, антиохийская и александрийская, имели в виду одну и ту же реальность. Евангелист Иоанн писал по-гречески, но образ мысли у него был семитский. Поэтому, употребляя греческое слово «плоть», имеющее столь материальный оттенок для греческого слушателя, он, конечно, имел в виду еврейское значение этого слова (басар), обнимающее всю живую реальность человеческого существования, как материальную, так и духовную. Именно в этом смысле пользовался словом «плоть» и св. Афанасий. Он видел в Христе одно Лицо - Божественное Слово, воспринявшее не отдельную человеческую личность, а человеческую природу. Задолго до Эфесского собора, утвердившего догмат о Богородице, Афанасий называл деву Марию Божией Матерью. Все действия Спасителя он приписывал Богу-Слову, как единой личности. Но утверждая единство Христа как воплощенного Слова, Афанасий, как и все александрийцы, не всегда чувствовал, что его терминология открывает возможность умаления человеческой природы Спасителя - опасность, которой не избежал Аполлинарий. Учение о Троице
Афанасий не вдавался в богословские тонкости. Сражаясь с арианством за единосущие, он отстаивал самый смысл, самое существо христианства. Воплощение, смерть и Воскресение Христа принесли миру спасение. Отрицая единосущие Христа Отцу, арианство угрожало разрушить самое сущность и основание христианской веры: человечество нуждается в спасении, но спасение возможно только от Бога, поэтому Христос - и человек, и Бог, а иначе мы не спасены. Св. Афанасий твердо знал, что, только отстояв единосущие, можно сохранить чистоту православной веры. Его не смущало, что для этого приходится вводить в употребление непривычное слово, не нравившееся большинству богословов. Всякие философские рассуждения по поводу реального смысла этого слова он считал ненужными и даже опасными: "Не должно же доискиваться, почему Слово Божие не таково, как наше, потому что, как сказано уже, и Бог не таков, как мы. Неприлично также доискиваться: как Слово от Бога, или как Оно - Божие сияние, или как рождает Бог и какой образ Божия рождения. Кто отваживается на подобные исследования, тот безумствует, потому что желает истолковать словами, что неизреченно свойственно Божию естеству и ведомо одному Богу и Сыну Его. Это то же самое, что и доискиваться: где Бог, почему Он - Бог и каков Отец. Но как предлагать подобные вопросы - нечестиво и свойственно неведущим Бога, так и непозволительно отваживаться на подобные исследования о рождении Божия Сына, и Бога и Премудрость Его измерять своим естеством и своею немощью. Поэтому же и не следует представлять о сем вопреки истине; и если кто при этих исследованиях приходит в недоумение, то не должен не верить и написанному. Лучше недоумевающим молчать и веровать, нежели не верить по причине недоумения". ("Против ариан", 2, 36) О Духе Святом Афанасий говорит в своих письмах к Серапиону. Его рассуждения следуют той же логике, что и его учение о Христе. Есть один Бог - единосущная Троица: Отец, Сын и Дух. Как и Сын, Дух Святой - тоже Бог, а иначе мы не спасены. Через Духа Святого происходит общение человека с Богом и обожение. В то же время Дух принадлежит Сыну, являясь Его «собственным» (идиос) Духом. Выражение «а паче Сам подает Его всем» часто и неправильно толковали как аргумент в пользу Filioque: будто бы в данном случае св. Афанасий утверждает, что Святой Дух исходит от Сына. Такое понимание упускает из виду контекст высказывания, в котором вовсе не обсуждается вечное исхождение Духа. Афанасию был чужд философский подход к бытию Божию, который как раз и породил учение о Filioque, в своих писаниях он вообще никогда не говорит о св. Троице в абстрактных терминах. Мысль Афанасия всегда сосредоточена на идее спасения человека от рабства смерти и тлению. Спасение принес в мир Христос, и Он же посылает нам Духа Святого, через которого мы приобщаемся божественной жизни. В целом можно сказать, что св. Афанасий Великий был чрезвычайно привлекательным человеком, мужественным и неутомимым, настоящим христианским героем. Он был не понят многими современными ему восточными богословами, воспитанными на учениях неоплатоников и Оригена. Афанасий же совершенно освободился от приверженности неоплатонической мысли, особенно в своем учении о сотворении мира. На Западе его учение было воспринято более благосклонно, так как западное богословие никогда не сражалось с модализмом и поэтому не видело никакой опасности в термине единосущие. Однако, окончательную победу над арианством одержал не св. Афанасий, а его младшие современники - отцы-каппадокийцы, которым удалось разработать правильную терминологию, устранившую противоречие между понятием единосущия и троичной природой Бога, и которые очистили никейскую веру от подозрений в модализме. Дополнительная литература по теме:
|