Лекция 3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА И ЕГО РАННЯЯ ИСТОРИЯ

Предыдущая лекция

На главную

Следующая лекция

ЛЕКЦИЯ 3

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА И ЕГО РАННЯЯ ИСТОРИЯ

  1. Источники:
    • классификация
    • Новый Завет
    • раннехристианская литература.
  2. Возникновение христианства:
    • комплекс причин и предпосылок;
    • Кумранская община;
    • Иисус Христос и первохристианская община
  3. Основные этапы истории раннего христианства
    • Апостольский век
    • Становление христианской церкви во II-III вв. и гонения
    • Христианизация Римской империи в IV в.
    • Эпоха Вселенских соборов.
    • Великая схизма.

1. Источники: классификация, Новый Завет, раннехристианская литература.

Обилие источников по истории античного христианства заставляет в первую очередь попытаться их классифицировать. Устоявшийся в источниковедении подход делит все источники на монументальные и письменные памятники.

Монументальные памятники, или памятники материальной культуры, по истории возникновения христианства включают 4 группы:

  1. Данные археологии.
  2. Произведения христианского искусства.
  3. Христианская эпиграфика.
  4. Данные нумизматики.

Письменные памятники по проблеме христианизации Римской империи можно поделить на три класса, каждый из которых подразделяется на несколько групп:

  1. Христианские письменные памятники включают:
    • 1) канонические источники;
    • 2) неканонические источники;
    • 3) официальные церковные источники;
    • 4) литургии, предписания культа, молитвы и гимны;
    • 5) агиографические источники (жития святых);
    • 6) произведения отцов и учителей церкви и христианских писателей I-V вв.
    • 7) церковные историки IV-V вв.
  2. Нехристианские письменные памятники включают:
    • 1) "атеистические" источники;
    • 2) источники, написанные авторами, придерживавшимися традиционной римской языческой религии;
    • 3) иудейские источники;
    • 4) источники, написанные авторами, исповедовавшими восточные религии и культы.
  3. Юридические и официальные документы.

К каноническим текстам относится Новый Завет, который является Священным Писанием и основой христианской веры. Его состав сложился в IV веке. В Новый Завет входят:

  • 4 евангелия (от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна) - жизнеописания Иисуса Христа.
  • Деяния апостолов - история христианских общин от казни Иисуса Христа до 63 г.
  • 21 послание апостолов (1 - Иакова, 2 - Петра, 3 - Иоанна, 1 - Иуды, 14 - Павла).
  • Апокалипсис Иоанна - пророчество о Втором пришествии, страшном суде и торжестве Спасителя над силами зла.

2. Возникновение христианства.

Комплекс причин и предпосылок.

Проблема возникновения  христианства складывается из целого ряда аспектов, главными из которых можно считать:

  1. Социально-экономический и политический фон: история Римской империи.
  2. Религиозно-философский фон: духовная жизнь Римской империи.
  3. Время и место: Палестина на рубеже эпох и цивилизаций. 
  4. Предтечи: религиозно-общественные течения в Палестине и Кумранская община.
  5. Иисус Христос: жизнь, миссия, учение.

Исторические причины и предпосылки.

На пути к христианству античный мир прошел длительный и насыщенный путь развития, в котором линии развития Востока, Греции и Рима некоторое время проходили параллельно, но потом начали неуклонное сближение, усиливавшееся по мере установления контактов между различными цивилизациями и достигнув апогея в эпоху эллинизма (Греция + Восток) и в эпоху Римской империи (Эллинизм + Рим). Схематически  этот путь трех цивилизаций можно представить следующим образом:

Таким образом от первых контактов во II тыс.до н.э. между древневосточными цивилизациями и крито-микенской цивилизацией через общение греков с внешним миром во время Великой греческой колонизации (VIII-VI вв. до н.э.), через греко-персидские войны и контакты с Востоком в ходе последующих событий начала кризиса полиса (V в.- первая половина IV в. до н.э.) Греция и Восток объединились в системе эллинистических государств, а, начиная со II в. до н.э. на это объединение стала наслаиваться третья сила - Рим. I в. до н.э. был временем наиболее интенсивного синтеза  всех  сторон  жизни древнего мира в единую эллинистически-римскую цивилизацию, а формирование Римской империи было внешней политической формой этого процесса.

Главной исторической причиной возникновения христианства был кризис полиса на западе и общинного уклада жизни на востоке. Это приводило к сильнейшей ломке общественного и индивидуального сознания, и в новых исторических условиях синтеза трех цивилизаций привело к возникновению уникальной религиозной системы, каковой явилось христианство. К  сказанному следует  добавить, что в самой Римской империи содержались и все необходимые условия для превращения христианства в мировую религию, так как сама империя носила мировой характер.

Религиозные причины и предпосылки.

Бог сотворил мир по любви и создал человека, как венец творения, наделив его свободой воли. Бог ждал ответной любви, но человек уклонился от предназначенного ему пути и впал в грех. С грехом в мир пришли смерть и тление.

Бог промышлял о своем творении, но на людях лежала печать первородного греха и они продолжали грешить. Тогда Бог решил заключить договор (завет) с избранным им народом и дал ему заповеди, следование которым должно было избавить человечество от греха, так как за богоизбранным народом должны были последовать и другие народы. Однако последующая история показала, что человек сам не в состоянии избавиться от греха, и люди продолжади нарушать заповеди.

И тогда Бог решил спасти человечество и послал на землю своего возлюбленного Сына, который принял всю полноту человеческой природы и сделал тем самым нас, людей, причастными к Нему. Но при этом Сын, как Второе Лицо Троицы, сохранил всю полноту божественной природы. Это являлось необходимым условием Спасения, так как такого могущественного врага как Смерть можно было победить только Смертью всемогущего Бога.

Смерть Христа стала искупительной жертвой для всего человечества, но не только - смерть Христа была победой над Смертью и открытием для людей пути в жизнь вечную через соединение с Богом.

Таким образом, Бог заключил новый договор (Новый Завет) с человечеством через искупительную жертву своего Сына. Тем самым люди обрели вечную жизнь после смерти и надежду на полное воскресение в конце времен.

Иисус Христос (жизнь, миссия, учение) и первохристианская община (самостоятельно)

3. Основные этапы истории раннего христианства.

Развитие христианства в I-III вв. представляет собой поражающий воображение и уникальный в мировой истории процесс превращения небольшой общины в могучую организацию и учения бродячего проповедника в мировую религию. И хотя завершение этого процесса приходится на IV в., когда христианство оказалось в иных исторических условиях, нежели ранее, I-III вв. были как бы генетической фазой христианизации, подготовившей триумф христианства в следующем столетии.

История первых  трех  веков  христианства с известной условностью может быть разделена на три периода, каждый из которых имел свои особенности и свое значение для последующих судеб этой религии.

ГолгофаПервый период продолжался со времени казни Иисуса Христа до начала II в., и обычно обозначается в литературе как Апостольский век. В этот период жизненно важное значение имело преодоление последователями Иисуса узких рамок иудаизма и самоопределение христианства как самостоятельной религии. Первостепенную роль в этом сыграл апостол Павел, адресовавший христианскую проповедь к язычникам-неиудеям и много сделавший для распространения первохристианства за пределами Палестины.

После гибели Иисуса Христа часть его учеников удалилась в Галилею, затем к границам Сирии и оттуда в Дамаск и Антиохию. Именно там появилось само название "христиане". В начале второй половины I в. христиане появляются также в городах Малой Азии и в Египте. На западе распространение христиан происходило медленнее, исключая Рим, где было много иудеев.

Важное значение для развития христианства в этот период имела Иудейская война (66-72 гг.), в ходе которой были физически уничтожены сторонники борьбы с Римом, был разрушен Иерусалимский храм - центр ортодоксального иудаизма, и в связи с упразднением остатков самостоятельности иудейского государства иудаизм лишился политической основы. Однако для распространения первохристианства по римскому миру особое значение имело рассеяние иудеев, среди которых было немало и иудеохристиан, по всей Римской империи. Иудейская война оказалась своеобразным рубежом, отделившим христианство от иудеохристианства и создавшим условия для широкого распространения нового учения.

Еще одной очень важной чертой этого периода была запись христианского учения,  существовавшего первоначально только в устной традиции. Формирование священного канона происходило на протяжении длительного периода, и окончательно состав Нового Завета был сформирован только в IV в. Однако почти вся первоначальная христианская литература, как каноническая, так и значительная часть апокрифической, оформилась именно в Апостольский век.

В этот период происходит формирование первохристианских общин, распространение их учения в римском мире. Проповедовали в основном в городах - в синагогах. Иногда против христиан выступали правоверные иудеи. Некоторые проповедники (особенно Павел) скоро стали ориентироваться в проповедях на неиудеев.

Второй период охватывает большую часть II в. и первую половину III в., и его главное содержание составляет процесс формирования христианской церкви. В это время происходит трансформация небольших и разрозненных первохристианских общин в достаточно четкую и стройную организацию - церковь,  во главе каждого из подразделений которой  находится облеченный особыми полномочиями глава общины - епископ. Происходит разделение  христиан на клир и мирян, начинает складываться территориальная структура церкви, собираются первые соборы епископов, пока еще поместные, оформляется христианская обрядность и основы литургии, возводятся первые христианские храмы.

От процесса формирования церкви был неотделим процесс оформления христианской догматики. За первой волной полуанонимных и анонимных авторов Апостольского века,  о которых мы знаем очень мало и которые заложили основы  христианской теологии, последовала волна христианских теологов, философов и апологетов, о которых мы знаем больше и от которых до нас дошли многие сочинения.  На вторую половину II в. и первую половину III в. приходится деятельность таких выдающихся христианских мыслителей как Ириней, Тертуллиан, Климент Александрийский, Киприан и Ориген. В их трудах были намечены основные направления дальнейшего развития  христианского вероучения, сформулированы многие теологические принципы христианства, выдвинуты идеи, ставшие впоследствии фундаментом христианской философии. Эти мыслители подготовили условия для расцвета христианской патристики в следующем столетии.

Наконец, в это время происходит распространение христианства по всей территории Римской империи и во всех социальных слоях римского общества, хотя доля христиан среди низших прослоек оставалась значительно большей, чем среди высших прослоек.

Важными чертами этого периода была борьба христиан и формирующейся церкви как с внутренними, так и с внешними противниками. Внутри главную опасность представляли гностики и другие, появлявшиеся одна за другой ереси (докетизм,  монтанизм, маркионизм и др.). Борьба с возникавшими ересями  оказалась испытанием на прочность как основ оформлявшегося христианского вероучения, так и формирующихся организационных структур церкви. Впрочем, без поддержки со стороны государства борьба с внутренними противниками была недостаточно эффективной.

Извне новая  религия  подверглась яростным атакам со стороны языческих мыслителей (Лукиана, Цецилия, Цельса и др.), что вызвало ответную волну полемики со стороны христианских писателей и привело к появлению апологетического направления в христианской литературе. Апологетам приходилось отвечать не только на доводы своих прямых оппонентов, но и доказывать полезность христианства для государства, а также опровергать мнения о зловредности христианства, бытовавшие среди простых обывателей.

Ввиду растущего числа христиан и оформления церковных структур христианство уже к началу III в. стало достаточно реальной силой,  на которую не могло не обращать внимания государство. Третий период - с середины III в. до начала IV в. можно назвать эпохой гонений, так как именно отношения церкви и государства приобретают в это время первостепенное значение для христианства. Новые исторические условия - всеобщий кризис Римской империи - не только ставят перед христианством новые задачи, но политика гонений, проводимая императорской властью в это время, ставит на повестку дня вопрос о выживании новой религии и формирующейся церкви. Удары, нанесенные христианству в этот период, были самым суровым испытанием за все время его существования.  Христианство не только выстояло в эту жестокую эпоху, не только сохранило церковную организацию и основные ценности вероучения, но и выросло, окрепло и приумножило количество своих сторонников.

Император КонстантинЧетвертый период в истории христианства охватывает почти весь IV век, начиная с Миланского эдикта императоров Константина и Лициния 313 г., когда христианству был предоставлен легальный статус в Римской империи и заканчивая правлением Феодосия Великого, который сделал христианство единственной официальной религией в государстве. Этот период называют временем христианизации Римской империи.

Христианизация представляет собой процесс взаимодействия и взаимовлияния всех структур позднеантичной цивилизации (экономики, социальной сферы, государства, идеологии и культуры) и христианской религии со всеми ее институтами (церкви, как политического и экономического организма, христианской идеологии и культуры). По сути, христианизация, как процесс взаимодействия христианства с различными светскими структурами в разные исторические эпохи, является главным содержанием всей истории христианства. Никейский (1-й Вселенский) собор 325 г.Как всякий исторический процесс христианизация имела не только религиозную сторону, но и социальную, политическую, экономическую и культурную стороны.

Пятый период - с IV по VIII в. был временем Вселенских соборов, семь из которых приняты в качестве таковых и в православии, и в католичестве. Эти соборы были направлены на укрепление церковного единства и борьбу с ересями, формирование канонических правил, определение праздников и обрядов, укрепление основ вероучения.

Разногласия между восточными и западными церквами и Великая Схизма

Дивергенция западного и восточного христианства была предопределена несовпадением социально-исторических и культурно-идеологических условий и ускорялась такими политическими событиями, как первый раздел империи после Константина и окончательный ее раздел после Феодосия. И хотя этот мир оказался объединенным в рамках единой Римской империи, что было важнейшей предпосылкой превращения христианства в мировую религию, Рим же и сам ускорял процесс разделения этого мира после кризиса III в., когда стала очевидной невозможность сохранения единства огромного государства. С III в. и в течение всего IV в. разделение Римской империи осуществлялось почти непрерывно с приходом на императорский трон каждого нового правителя. С 285 г. (начало создания Диоклетианом системы тетрархии) до 395 г. (смерть Феодосия и окончательное разделение Римской империи между его сыновьями), то есть за 110 лет, Римская империя насчитывала лишь около 20 лет относительного единства.

В период христитанизации по своей административно-территориальной и даже внутренней структуре христианская церковная организация подстраивалась к структуре государственной и стремилась органично вписаться в Римскую империю. Разумеется, в условиях отсутствия политического единства крайне сложно было добиться единства религиозного. Тем более что христианизация сопровождалась острейшей религиозно-политической борьбой, и поэтому споры о приоритете епископских престолов берут свое начало именно в IV в. Значение епископов и возглавляемых ими епископий определялось политическим и экономическим значением центров Римской империи, в которых они осуществляли свою деятельность. Такими центрами на западе в IV в. были Рим и Медиолан, а на востоке - Константинополь, Антиохия и Александрия. Эти центры церковной организации были вовлечены в жесткое соперничество за приоритет.

Римский церковный престол рассматривался как главный еще с апостольских времен в силу, прежде всего, значимости самого Рима, как центра всего Средиземноморского мира. По мере роста и укрепления других епископий в ходе христианизации, римская церковь стремилась сохранить свои ведущие позиции и неоднократно заявляла претензии на приоритет в IV в. Тем не менее, восточные церкви сумели доказать свою жизнеспособность и самостоятельность. Собравшийся в 381 г. Константинопольский собор по своему составу был исключительно восточным. Несмотря на обычные для церковных соборов разногласия, одним из главных итогов этого собора в тот исторический момент явилось достижение определенного единства в восточных церквах. 3-й канон Константинопольского собора 381 г. определял Константинополю второе место в церковном мире после Рима, хотя до этого первой кафедрой на Востоке считалась Александрийская.

Летом 382 г. состоялся собор западных в Риме. Вопреки решению и письму восточных Римский собор не изменил прежней позиции запада и провозгласил, что Римская церковь не зависит от решений восточного собора и что 2-е место Рим предоставляет Александрии, а 3-е - Антиохии. Эти решения означали не что иное, как разрыв "западных" с "восточными".

После победы Константинопольского архиепископа над Александрийским папой на IV-ом Вселенском Соборе в 451 г. он и канонически и фактически стал первым епископом на Востоке. Права его закреплены 28 каноном Халкидонского Собора. Не довольствуясь этим, Константинопольский архиепископ вступил в соперничество с Римом. Опираясь на Византийского императора, он не хотел признавать канонического первенства Римского папы. Натянутые отношения между Римом и Константинополем были при Юстиниане и папе Вигилии, и в конце VI-го века по поводу наименования Константинопольского патриарха Иоанна II "вселенским патриархом," и во время монофелитских споров и иконоборческих смут.

Папы, пользуясь своим географически-политическим положением, держались независимо от Византийских императоров. Они не только, подобно восточным патриархам, не подчинялись императорским эдиктам по делам веры и Церкви, но открыто протестовали против них. Это стоило смерти папе Мартину I, а менее чем чрез 100 лет спустя, папы поплатились за это целым Иллириком. Последнее обстоятельство побудило их к героическому шагу: папы окончательно разорвали отношения с Византийскими императорами и признали Франкских королей наследниками Римских кесарей. Это произошло в день Рождества Христова 800 г., когда Карл Великий был коронован Папой Львом III в качестве Римского императора.

Император Никифор (802-811 г.) запретил Византийской Церкви сноситься с Римскою, потому что, как сказано в письме патриарха Никифора (806-815 г.) к папе: "Вы (римляне) сами отделились от Церкви". В факте коронования папой Карла, восточные увидели посягательство на их права, как единственых правомочных ромейских владетелей - Римских кесарей. Поэтому и последующие Византийские императоры не могли, ни забыть, ни простить папам, указанного факта. На Константинтинопольском Соборе 869-870 г. на домогательство папских легатов, чтобы Болгария осталась под юрисдикцией папы, последовал определенный отказ, ясно обоснованный: "это совсем непристойно, чтобы вы, которые отказались от греческой империи и связали себя союзом с франками, сохраняли бы свои права на управление в нашем царстве".

Взаимоотношения между Римом и Константинополем продолжались и в Х-ом в., хотя нельзя сказать, чтобы они имели вполне нормальный характер. К папе обращались лишь в делах сомнительного характера - в спорных случаях, или в таких, когда надеялись получить от него какие-либо права. Нить связывающая греческий Восток и латинский Запад, то до крайности натягивалась, то немного ослаблялась; разрыв её был вопросом только времени.

Главными действующими лицами церковного раскола были Константинопольский Патриарх Михаил Керулларий, Римский Папа Лев IХ и его легаты (послы) во главе с кардиналом Гумбертом, которые прибыли в Константинополь.

Михаил КерулларийПатриарх Михаил был энергичной и очень честолюбивой личностью и, став Патриархом, решил добиться того, чего не смогли сделать его предшественники. А именно - полной независимости своей церкви от исторически доминирующей Римской кафедры. Для этого он хотел добиться от Рима признания Константинопольского Патриарха "Вселенским Патриархом" ("Восточным Папой"), а не одним из четырех восточных патриархов. На эти претензии тогдашний Римский Папа Лев IХ ответил полным и не очень уважительным отказом. Тогда в Константинополе составили документ "Разоблачения латинян", где перечислили все "грехи" латинян, все их отклонения от "истинной" веры.

Взаимоотношения между двумя кафедрами опасно обострились. Непосредственно перед фатальным разделением церквей возникла еще одна проблема, связанная с итальянскими колониями Византии. Византийские греки имели в Италии свои церкви и правили там литургию по византийскому обряду, который тогда уже значительно отличался от латинского. В ХI веке эти византийские владения частично перешли к Риму, и в них была введена западная литургия. Возмутившись, Патриарх Михаил нанес встречный удар - позакрывал все латинские церкви и монастыри в Константинополе.

Для переговоров, а также чтобы поставить на место "дерзкого" патриарха Михаила, в начале 1054 года в Константинополь прибыли упомянутые выше легаты Папы. В Константинополе послы вели деловые переговоры с императором Константином, но их взаимоотношения с Патриархом Михаилом сразу сложились неприязненно. Патриарх отказался встречаться с легатами. Что, конечно, настроило легатов на воинственной дух.

Во время литургии в Святой Софии, переполненной православным народом, папские легаты прошли к алтарю храма и обратились к верующим с жесткой критикой их Патриарха. А потом торжественно и сурово положили на алтарь буллу экскоммуникации, в которой подвергли анафеме Патриарха Михаила и его сторонников - за склонность, якобы, к ереси (которых в булле было приведено 10). Потом легаты вышли из Большой Церкви, стряхивая пыль со своих ног и повторяя: "Видит Бог и судит". Через день послы покинули Константинополь. Патриарх немедленно созвал Поместный Собор своей церкви, который осудил папских легатов и, в свою очередь, подверг их анафеме. Папская булла была прилюдно сожжена.

Таким образом началась Великая Схизма, которая оказалась концом почти тысячелетнего единства христианского сообщества, началом тысячелетней вражды. Взаимоотношения между церквями почти полностью прекратились. Только в 1964 году в Иерусалиме состоялась встреча между патриархом Афинагором, предстоятелем Константинопольской православной церкви, и папой римским Павлом VI, в результате которой в декабре 1965 года были сняты взаимные анафемы и подписана совместная декларация

Дополнительная литература по теме:

  1. Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви: Репринт.изд.В 4 т. - М.,1994.
  2. Казаков М.М. Христианизация Римской империи в IV веке. - Смоленск, 2002.
  3. Карташев А.В. Вселенские соборы.- М,1994.
  4. Косидовский З. Сказания евангелистов. - М., 1977.
  5. Поснов М.Э. История христианской церкви. - Киев, 1991.
  6. Ренан Э. Жизнь Иисуса. - М., 1991.
  7. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. - М., 1989.
  8. Штраус Д.Ф. Жизнь Иисуса. - М., 1992.

Тестовые вопросы на повторение материала

Предыдущая лекция

На главную

Следующая лекция