Предыдущая лекция

На главную

Следующая лекция

ЛЕКЦИЯ 4-5

ПРАВОСЛАВИЕ И КАТОЛИЦИЗМ

  1. Вероучение и этическая система христианства.
  2. Догматические, обрядовые и канонические отличия католической религии от Православия.
  3. Богослужение, храм, таинства.
  4. Управление православной и католической церковью.
  5. Православие и Католицизм в России и в мире.

Христианство (от греч. Χριστός — «помазанник», «мессия») — авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Христиане верят, что Иисус из Назарета есть Мессия, Сын Божий и Спаситель человечества. В основе вероучения Священное писание: Ветхий и Новый Завет.

1. Вероучение и этическая система христианства.

Символ веры.

Иисус ХристосСамый ранний символ был простым исповеданием веры, что Иисус есть Христос, т.е. Мессия, и что Христос есть Господь. Первоначально применялся во время крещения, когда человек заявлял, во что он верит. С течением времени в разных местах возникли расхождения, что стало источником ересей. В IV в. возникла полемика, и символ веры был утвержден Вселенскими соборами 325 г. в Никее и 381 г. в Константинополе. Полный текст принят всей церковью и получил Никео-Константинопольский (Царьградский). Формула произносится от первого лица и используется во время крещения, а также символ стал частью литургии: повторяя символ веры каждый христианин принимает и обновляет своё крещение и членство в церкви.

Формула веры в символе веры изложена следующим образом: "Веруем во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божьего, Единородродного, рожденного от Отца прежде всякого времени: Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, через которого всё произошло. Ради нас людей и ради нашего спасения сошедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Девы Марии, и вочеловечившегося. Распятого за нас при Понтии Пилате и страдавшего, и погребенного. И воскресшего в 3-й день как было предсказано в Писании. И восшедшего на небеса, и сидящего рядом с Отцом. Который опять придет во славе, чтобы судить живых и мертвых. Его же Царствию не будет конца. (Дополнение II Вселенского Собора): И в Духа Святого, Господа животворящего, которому поклоняемся и которого славим вместе с Отцом и Сыном, который говорил через пророков. В единую святую соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую единое крещение во оставление грехов. Жду воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь."

Бог в христианстве обладает абсолютной святостью. Он совершенно отличен и непохож ни на что существующее ("святой" - буквально означает "совершенно отделенный, "иной"). Бог настолько уникален и совершенен, что его существование не может быть сравнимо ни с чьим другим. Он - "превыше существования", "превыше бытия". Церковь на основании живого опыта богообщения святых провозглашает: Бог существует совершенно и абсолютно, будучи совершенной и абсолютной Жизнью, Добром, Истиной, Любовью, Премудростью, Знанием, Единством, Чистотой, Радостью, Простотой, Совершенством и Сверхсовершенством всего того, что присуще человеку как святое, истинное и доброе. Бог есть Любовь и во всех действиях Он через Иисуса Христа и Святого Духа являет своё существо как Любовь. Будучи этой Любовью, Бог совершает всё возможное и невозможное для жизни и спасения человека и мира.

ТроицаОсновы вероучения.

  • Единобожие, углублённое учением о троичности Ипостасей (Лиц) в существе одного Бога.
  • Понятие о Боге как абсолютном совершенстве, абсолютной благости и любви (Бог есть любовь).
  • Учение об абсолютной ценности человеческой личности как бессмертного, духовного существа, созданного Богом по своему образу и подобию, и учение о равенстве всех людей в их отношениях к Богу: все равно возлюблены Отцом Небесным, как Его дети, все предназначены к вечному блаженному бытию в соединении с Богом, всем подаются средства к достижению этого предназначения — свободная воля и божественная благодать.
  • Учение о полном господстве духовного начала над материей: Бог — безусловный владыка материи, как её творец: человеку Им вручено господство над материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире осуществить своё идеальное назначение.
  • Зло считается коренящимся не в материи, а в извращённой свободной воле духовных существ (ангелов и людей), от которых оно переходит на материю.
  • Учение о воскресении и о блаженстве воскресшей плоти праведников вместе с их душами в просветлённом, вечном мире.
  • Учение о Богочеловеке — воплотившемся и вочеловечившемся для спасения людей от греха, проклятия и смерти Предвечном Сыне Божием, отождествляемом христианской церковью с её основателем — Иисусом Христом.
  • Учение о непогрешимости Церкви в вопросах догмата, в силу действующего в Ней во все времена Духа Святого.

Этика.

Нравственное учение христианства определяет моральные ориентиры человеческого поведения. Поведение человека основывается на христианском представлении о природе и предназначении человека, его отношении с Богом. Выражается этика христианства в определённом стиле жизни, многообразном по своим проявлениям и присущим как индивидуумам, так и большим социальным группам христиан.

Источники христианской этики: 10 ветхозаветных заповедей, жизнь Христа, заповеди Нагорной Проповеди, жизнь и проповедь Его учеников, апостолов, Отцов Церкви, а также примеры нравственной жизни, явленные в жизни современной Церкви. Христианская этика проявляет себя не столько в истории моральных идей, сколько в конкретной жизни Церкви.

Главное отличие христианской этики от других этических систем вытекает из факта, определяющего все главные особенности христианского мировоззрения: Бог спустился с небес, страдал за людей, был распят и воскрес. Именно действия и поведение Христа, как и сам Его образ жизни, является примером для Его последователей.

  • христианская этика — не столько система теоретических принципов, сколько определенный способ жизни, подобающий христианам;
  • все нравственные требования основываются на спасительных действиях Бога, а потому могут быть поняты лишь в контексте истории спасения;
  • все проявления нравственной жизни неотделимы от религии в её культовом и благочестивом аспектах (это средства, с помощью которых нравственная жизнь выражает себя).

Христианские этические принципы основываются на учении Библии, выражающей волю Бога по отношению к человеку. Человеческая воля поражена грехом, то есть противлением воле Бога. Воля Божия заключается в том, чтобы «Любить Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим, и любить ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22:36—40). Благодать Божия изменяет человека и позволяет ему делать правильный выбор и поступать по воле Божией. Как грех может быть и индивидуальным, и социальным явлением, так и благодать может проявляться в индивидууме и в обществе. У христианской этики есть богословский аспект — она ориентирована на идеал общества, Царствие Божие, где все будут жить в согласии с Богом и природой.

2. Догматические, обрядовые и канонические отличия католической религии от Православия.

Ватикан. Собор Св.ПетраПапа Сикст V (XVI в.) сравнивал католицизм с куполом св.Петра в Риме, который "устремляясь к небу, никогда не покидает землю". Эта фраза отражает духовные цели и земные проблемы католической религии. Европейская цивилизация немыслима без католицизма, также как и мировая. Католицизм - крупнейшая по числу приверженцев (более 1 млрд - 17% населения мира) ветвь христианства. Девиз католицизма: «Quod ubique, quod semper, quod ad omnibus creditum est» («Что признаётся повсюду, всегда и всеми»).

Католики утверждают, что европейская цивилизация родилась в силу того, что ранее враждебные и разделенные народы и царства приходят в силу единства религиозной веры к одной и той же шкале ценностей. Основанная на признании главенства Бога над историей, духа над материей, эта цивилизация, в который мирское благо направлено на духовное развитие человека, а этические и юридические нормы основываются в конечном счете на Боге и от него получают универсальный и абсолютный характер, эта цивилизация рождается как духовное единство, и христианство становится её душой.

МолитваИсточником вероучения католики признают Священное писание (Библию) и Священное Предание, которое в католицизме (в отличие от Православия) включает в себя, кроме постановлений вселенских соборов католической церкви, целый ряд нововведений. Самоназвание католической церкви буквально означает по-гречески "соборная", однако в интерпретации католических теологов понятие соборности, столь важное в православной традиции, заменяется понятием "вселенскости" то есть количественной широты влияния.

Сохранив, особенно в первое время, многие черты древней неразделенной Церкви, римско-католическая церковь приобрела с момента раскола ясно обозначившиеся особенности в догматах, обрядах, устройстве церковного управления, дисциплине и канонах. В отличие от Восточной Церкви, римско-католическая допускает возможность развития догматического учения своей церкви и дополнения его путем провозглашения новых догматов.

Основные догматические расхождения православия и католицизма (после раскола 1054 г.) сводятся к следующему:

  1. Учение об абсолютной, единоличной власти Римского епископа (папы) над Церковью и догмат о непогрешимости папы (сформулирован в 1870 г.).

Папа Франциск, избранный в 2013 г.Полный титул папы: "Епископ Рима, заместитель (викарий) Христа, преемник князя апостолов (имеется в виду Петр), верховный первосвященник Вселенской Церкви, Патриарх Запада, Примас (первенствующий из епископов) Италии, архиепископ и митрополит провинции Романии, суверен (независимый светский правитель) государства-города Ватикан, раб рабов Божих".

Папе принадлежит первенство юрисдикции, право законодательства, право управления культом, высшее управление всеми прочими делами - учреждение должностей, их замещение, право надзора за Церковью всего мира, высшая судебная власть, право посольства. Сам папа не подлежит церковному суду и независим в своих действиях и определениях ни от епископата, ни от Вселенского Собора, ни от Церкви в целом, которая должна безоговорочно подчиняться предписаниям и определениям папы.

Догмат о непогрешимости папы в делах веры переносит функции Церкви на ее высшего иерарха. Папские определения не нуждаются ни в чьем утверждении, не допускают никакой аппеляции к чьему бы то ни было суждению. Римскому первосвященнику как верховному учителю Вселенской Церкви единолично присуща харизма непогрешимости самой Церкви.

  1. Учение об исхождении Святого Духа от Бога-Отца и Бога-Сына (доктрина filioque). Символ веры, принятый на соборах в Никее (325 г.) и в Константинополе (381 г.), гласит, что Святой Дух исходит от Бога-Отца. Начиная с VI в. некоторые богословы добавляли, что Святой Дух исходит и от Бога-Сына. Тем самым подчеркивалось равенство Бога-Отца и Бога-Сына. Это добавление и получило название филиокве. Оно было впервые сформулировано на Толедском соборе в 589 г. и стало одним из формальных поводов разделения Церкви в XI в. на Восточную и Западную. Император Карл Великий в IX в. навязал эту формулу всей Западной Церкви, несмотря на то что вплоть до XI в. папы оставались противниками ее литургического применения. Восточные христиане восприняли добавление как ересь. Дело усложнилось тем, что значение глагола "исходить" в латинском переводе Символа веры, используемом на Западе, несколько отличается от того, которое имеет соответствующий глагол греческого оригинала. Сегодня эта дискуссия официально еще не завершена, но существуют промежуточные формулы.
  2. Учение о спасении, включающее учение о первородном грехе и об удовлетворении Богу за грехи и связанные с ним учения о чистилище, сокровищнице заслуг и индульгенциях. Чистилище (Purgatorium) - по учению католической церкви промежуточное между адом и раем место, где души праведников, проходя разные мытарства, окончательно очищаются от грехов, чтобы затем перейти в сонм блаженных. Понятие чистилища не встречается ни в Новом Завете, ни среди первых христианских писаний. Эта теологическая конструкция постепенно разрабатывалась на основе молитвы за умерших. Теологи исходили из простого рассуждения: если умершие попадают непосредственно к Богу, то зачем нужно молиться за них? Итак, необходимость этой молитвы издавна вызывала разногласия. Однако христиане знали по личному опыту, что пока человек жив, его душа непрестанно нуждается в очищении. Из этого они делали вывод, что и после смерти необходимо очищать и углублять свою любовь перед тем, как получить доступ к Богу и целиком наслаждаться его лицезрением. Догмат о чистилище, таким образом, применяется к процессу очищения, которое позволяет человеку всецело и во всех измерениях приблизиться к святости Бога, приготовиться к встрече с Ним. Догмат о чистилище был принят Флорентийским собором в 1439 г.
  3. Догмат о непорочном зачатии Девы Марии (1854 г.) и Ее телесном вознесении на небо (1950 г.). Догмат о непорочном зачатии Девы Марии ее матерью Анной был провозглашен лишь в 1854 г. папой Пием IX, но основывается на древней традиции. Матерь Божию всегда называли в христианской литургии Пресвятой и Пречистой. Правда, здесь возникает богословская проблема. Иисус - Спаситель человечества - был сыном Марии, но если Она была Пресвятой, то как Иисус может быть ее Спасителем? По этому вопросу существуют серьезные разногласия.

Канонические отличия в основном сводятся к следующему:

  • безбрачие всего духовенства (целибат) у католиков и только монахов у православных;
  • недопущение выхода из церковного звания у католиков;
  • признание 21 Вселенского собора (православные признают только 7 первых, происходивших еще до разделения церквей);
  • запрещение мирянам читать и толковать Библию (до II Ватиканского собора - 1962-1965 гг.);
  • нерасторжимость брака и недопустимость абортов.

Обрядовые отличия:

  • крещение обливанием (у православных - погружением в купель);
  • миропомазание (конфирмация) не над младенцем, как у православных, а над совершеннолетним человеком;
  • причащение (евхаристия) у католиков мирян одним хлебом, а духовных лиц - хлебом и вином;
  • использование пресного хлеба (облатки) для причастия;
  • отличия в крестном знамении;
  • богослужение вначале только на латинском языке, в последние годы - на национальных языках.

3. Богослужение, храм, таинства.

Св.Петр и ПавелОдно из центральных мест в христианской религии занимает ЦЕРКОВЬ, которая представляет собой собрание избранных Богом людей, призванных хранить его волю и совершать Его дело. Церковь едина, как един Бог. Единство Церкви приносится и устрояется только Богом. Люди же - члены Его Церкви до той степени, до какой они пребывают в Его истине и любви. Православные христиане верят, что полнота участия в Церкви есть только в исторической православной Церкви, что в других вероисповеданиях существуют препятствия к полному единению с Богом. Препятствия эти различны и их значение зависит от того, как глубоко их воспринимают люди и насколько придерживаются их. Православные христиане веруют в Церковь также как в Бога, что среди падшего и грешного мира полное и совершенное общение с Богом невозможно найти без Церкви - без божественной, мистической и духовной жизни, без таинств.

ХРАМ - средоточие христианской жизни и культа, а средоточием всего храма является престол, на котором приносится бескровная жертва Христа Богу Отцу. Обычно он изготовлен из камня или дерева и покрыт парчовой тканью. Находится в центре алтаря, чтобы его можно было обойти со всех сторон. На престоле всегда находится четвероевангелие и Антиминс - икона положения Христа во гроб. Иногда в Антимисе хранятся мощи святых, символизируя, что церковь стоит на крови мучеников. На престоле ещё находится дарохранительница в виде маленькой церковки: в ней - частицы причастия, сберегаемые для больных и умирающих. За престолом - семисвечник - символ ветхозаветной традиции иерусалимского храма.

КРЕСТ - главный символ христиан: орудие всемирного спасения и постоянное напоминание христианам о том, что они должны принять его в основу своей жизни. Крестное знамение у православных совершается большим, средним и указательным пальцами, собранными в щепотку, а два других - прижаты к ладони (символ триединства и божественной и человеческой природы Христа). Крестятся от лба к груди и от правого плеча к левому: символ того, что крест является вдохновением, силой и действительным содержанием жизни, что ум и сердце отданы любви к Богу и человеку.

Особое место в православии занимают ИКОНЫ. В иконе соединяется вместе проповедь Евангелия, богословия и благодатное вдохновение в цвете и линии. Традиционная православная икона выражает вечную и божественную действительность и глубинный смысл вещей. Мир иконы - человеческий, но в то же время наполненный Богом, физический и духовный, несущий свой крест, но и исполненный благодати, мира и радости. Иконостас в церкви символизирует единство верующих с Богом.

Св.отцыЗа Царскими Вратами иконостаса между иконой Божьей Матери и Иисуса Христа помещается престол. На Царских вратах - евангелисты и Благовещение. Над вратами - икона Тайной Вечери - главного таинства христианской веры и единства церкви в мире. На боковых дьяконских дверях - иконы святых дьяконов или ангелов. В первом ярусе - икона святого или праздника, которому посвящен данный храм. На высоких ярусах - иконы апостолов, праздников, пророков, отцов церкви и святых. Всё это увенчивается крестом Христовым. В большинстве православных храмов иконостасы усложнились настолько, что отделили верующих от алтаря. В новых западных православных церквах иконостас заменен подставками для икон. Кроме иконостаса в храмах находятся иконы или фрески на стенах и потолке.

МОЛИТВЫ - обязательная составляющая православной веры: тот, кто не молится Богу, не может быть последователем Христа. Основные виды: прошение, благодарение и хвала, а также плач. Молитва - диалог с Богом, но признается и диалог молчания (в сердце). Цель молитвы - приобщение к Богу и достижение готовности и способности исполнять его волю. В православной Церкви для молитв отводится определенное время: утром и вечером, перед едой и после, а также краткие молитвы в продолжении всего дня. В православной Церкви литургический день начинается с захода солнца.

ЛИТУРГИЯ - "совместная работа" или "общее дело" - действие церкви, собранной Богом, чтобы служить ему, молиться и петь, слушать слово божье и быть наставляемым в заповедях Божьих, отдавать себя в благодарение Богу и обретать живой опыт Его царства через причастие Его Сыну, который св.Духом уже присутствует в нас. Совершается по воскресеньям и праздничным дням, а в монастырях ежедневно кроме будних дней Великого Поста. Служится только один раз в день. На нее должны собираться все члены общины. Рассматривается как единое общее таинство самой сущности жизни церкви, как на земле, так и на небе. Две литургии в православии носят имена Св.Василия Великого и Иоанна Златоуста (нынешнюю форму обрели после IX в.). Литургия делится на литургию оглашенных и литургию верующих: на первой присутствуют все, даже нехристиане, на второй - только православные (содержит причащение).

Подобно большинству христианских конфессий, Католическая Церковь отводит важное место порядку и форме богослужения. Признавая, что властью, данной самим Христом, Церковь может посредством видимых культовых действий преподавать верующим невидимую благодать Божию, католики придают особое значение таинствам. Когда говорят о католическом богослужении, обычно имеют в виду богослужение латинского (или римского) обряда, т.н. литургическую практику именно Латинской Церкви, к которой принадлежит большая часть католиков мира.

Однако не вся богослужебная жизнь Католической Церкви сводится к латинскому обряду. Существует несколько обрядов восточных католических церквей, возникших в результате уний: византийский (почти во всем сходный с богослужением Православной Церкви), армянский, эфиопский, халдейский (в Ираке), малабарский (в Индии) и ряд других. На Западе действуют русские католические приходы и монастыри византийского обряда, в которых богослужение отличается от принятого в Русской православной церкви лишь тем, что вместо патриарха всея Руси поминается папа. Даже в Западной Европе латинский обряд не полностью вытеснил все другие богослужебные традиции: существует амвросианский обряд (в Милане), мозарабский (в Испании) и др.

Современное католическое богослужение довольно сильно отличается не только от средневекового, но даже от того, которое совершалось полвека назад. В середине ХХ столетия во многих католических странах развернулось движение за возрождение в Церкви духа подлинного апостольского благовестия и живой христианской веры. Важнейшим событием в деле обновления церковной жизни стал II Ватиканский собор (1962-1965 гг.), который способствовал проведению существенной реформы богослужения. Одним ее направлением стало создание благоприятных условий для сознательного и активного участия в богослужении всех верующих. Часто Католической Церкви приписывают особую гибкость, способность приспосабливаться к веяниям времени. Однако в действительности она проводит довольно четкую грань между тем, что подлежит изменениям, и вечными, неизменными ценностями. Внешние формы литургии менялись, вбирая в себя все лучшее, что возникало в культуре разных народов, поэтому католики не видят ничего предосудительного в том, что во время молодежного богослужения церковные тексты перекладывают на современные мелодии и поют под гитару. Одновременно Католическая Церковь проявляет немалую твердость и не идет на уступки светскому обществу в таких вопросах, как защита жизни (проблема абортов), семьи (разводы) и т. п., поскольку основы христианской веры и нравственности, по мнению католиков, не могут быть изменены.

Основным местом богослужения у католиков является ХРАМ: это может быть и кафедральный собор, и приходская или монастырская церковь, и небольшая часовня. В России, где католичество в прежние времена было распространено в основном среди поляков-переселенцев, вошло в обиход польское слово "костел". Однако называть любой католический храм костелом неверно.

В католическом мире существует великое многообразие форм храмовой архитектуры. Однако при всем различии стилей каждый католический храм имеет некоторые обязательные элементы. Пространство основного помещения храма разделено на две части: одна предназначена для прихожан. Другая (так называемый пресвитерий) для духовенства, совершающего богослужение.

Главными смысловыми элементами храма и самыми священными его местами являются находящиеся в пресвитерии алтарь и дарохранительница, или табернакула (от лат. tabernaculum - "сень", "шатер", т. е. Святая Святых, где находился Ковчег Завета во время исхода из Египта). Алтарь (от лат. altus - "возвышенный") соответствует престолу (а не алтарю) православного храма: это накрытый покрывалом стол, на котором стоит богослужебная утварь и лежат богослужебные книги. У алтаря совершаются основные священнодействия. В средние века священнослужители совершали литургию, стоя спиной к народу и лицом к алтарю, символически представляя народ перед Богом, вознося ему молитвы от лица верующих. В недавнее время в Католической Церкви возрождена богослужебная практика первых веков христианства, когда все верующие (включая духовенство) собирались вокруг алтаря, подобно тому как Христос и апостолы совершали Тайную Вечерю, сидя вокруг стола. Поэтому сегодня в большинстве католических храмов алтарь находится между духовенством и прихожанами, так что священник совершает богослужение перед алтарем, но лицом к народу.

Дарохранительница почитается живым сердцем каждого храма, т. к. в ней всегда находится Тело Христово под видом пресуществленного хлеба. Таким образом, согласно учению Церкви, в храме пребывает сам Христос. Дарохранительница представляет собой небольшой шкафчик или закрывающуюся дверцей нишу либо на алтаре, либо рядом с ним (традиционно она увенчивалась кивотом в виде навеса на четырех столбах и в таком виде сохранилась во многих старых храмах). Здесь всегда горит маленькая лампадка в знак постоянного присутствия Святого Духа.

Основное пространство храма предназначено для прихожан. Здесь находятся скамьи или стулья для молящихся. Однако обычай сидеть во время богослужения сложился лишь несколько столетий назад. В средние века это пространство было свободным, и народ молился стоя, как и в православных храмах (правда, у стен располагались сиденья для немощных). И в наши дни, хотя католики имеют возможность сидеть во время богослужения, в определенные моменты службы они молятся стоя или на коленях.

Важным элементом больших католических храмов всегда была кафедра, с которой епископ или священник произносил проповедь. Акустика храмовых зданий настолько тщательно продумана, что проповедника хорошо слышали во всех частях храма. В каждом храме обязательно отводится место для исповеди, которое называется исповедальней или конфессионалом.

Католическая Церковь, как и Православная, признает догмат об иконопочитании, но в католичестве поклоняются священному изображению как таковому, а не только иконе как особому виду церковной живописи. В католических храмах есть живописные изображения (включая иконы в узком смысле слова, интерес к которым в последнее время возрос), мозаики и скульптуры, витражи и рельефы. В большинстве католических храмов можно увидеть изображения Христа, Богоматери, святых. Католики особенно чтут изображения распятого Христа, поскольку крест - главный символ победы Иисуса над смертью, ибо эта победа дарована его спасительными страданиями.

Центром литургической жизни Церкви является [Святая] МЕССА, или Божественная Литургия, - полное евхаристическое богослужение, т.е. такое богослужение, во время которого совершается пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Иисуса Христа, а также Причащение. Именно мессой освящается каждый воскресный или праздничный день. Слово "месса" представляет собой несколько видоизмененное латинское слово missa, первоначально обозначавшее последний момент службы, когда священник отпускает народ с миром (соответствует православному понятию "отпуст"); со временем значение этого термина расширилось.

Месса латинского обряда по смыслу и основным структурным элементам соответствует божественной литургии Православной Церкви (католики используют слово "литургия" и в более широком смысле, в значении богослужения вообще). Первая часть мессы называется литургией Слова (она соответствует православной литургии оглашенных); за ней следует литургия евхаристии (соответствует литургии верных в соединении с проскомидией). Литургия Слова предваряется обрядом покаяния, а в праздничные дни - пением ангельского славословия "Слава в вышних Богу" (Gloria). Литургия Слова состоит из чтения фрагментов Священного Писания. К ним нередко добавляются проповедь священника и молитвы о нуждах Церкви и всего мира.

Евхаристическая литургия открывается офферторием - принесением Даров (хлеба и вина) на алтарь. Основную ее часть составляет евхаристическая молитва (или евхаристический канон), во время которой происходит пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. Важнейшее звено этой молитвы - воспоминание спасительных страданий, смерти и воскресения Христа, а также предшествовавшей страстям Иисуса Тайной Вечери, на которой было установлено таинство евхаристии. Центральное место в евхаристической молитве занимают слова, которые Христос произнес на Тайной Вечере над хлебом и вином. Согласно вероучению Католической Церкви, когда священник повторяет их во время мессы - на алтаре находятся уже не просто хлеб и вино, а истинное Тело и истинная Кровь воскресшего Христа, сокрытое под видом хлеба и вина. Завершается евхаристическая литургия причащением духовенства и мирян. Освященное во время мессы Тело Христово может использоваться не только для причащения на самой мессе, но также для причащения вне ее (особенно больных или людей, не способных прийти в храм) и для особого поклонения.

Во все времена Католическая Церковь заботилась о красоте богослужения. В прежние века католическое богослужение нередко отличалось особой пышностью, однако в последние десятилетия ХХ в. наметилось сознательное стремление к простоте, способствующей лучшему восприятию смысла. Тем не менее верующие заботятся о том, чтобы при всей простоте католический культ обладал эстетическими достоинствами.

Подробнее о католическом богослужении >>>

Таинства.

В христианстве 7 ТАИНСТВ: крещение, миропомазание, причащение, покаяние, брак, священство и елеосвящение. Традиция: всё существующее в церкви и принадлежащее ей - суть благодатно и таинственно - частица Таинства Царства Божия.

Крещение - не просто символ моральной перемены и духовного перерождения, оно претворяется в действо смерти человека и его воскресения во Христе, становится новым рождением водой и Святым Духом в Царство Божие. Таинство включает: отрицание Сатаны и принятие Иисуса Христа, произнесение символа веры, троекратное погружение в воду, надевание белых одежд и троекратный обход вокруг купели. Обычно обряд совершается перед Пасхой.

Миропомазание - "печать дара Духа Святого." Если крещение воспринимается как личное участие в Пасхе, то миропомазание - личное участие в пятидесятнице (сошествии Святого Духа). Обряд совершается путем помазания всех частей тела миром. В миропомазании человеку дается сила свыше для новой полученной в крещении жизни. Совершается перед обходом вокруг купели. После крещения и миропозания священник постригает новообращенного, выстригая на голове крест. Вместе с крещением и миропомазанием человек воцерковляется. Обычно это происходит около 40-го дня жизни младенца. Таинства крещения и миропомазания завершаются участием в Причащении Святых Таин.

Кубок для причащенияПричащение или таинство евхаристии - "таинство таинств", сердце церковной жизни, источник и цель всех церковных учений и учреждений. Евхаристия означает "благодарение" и включает священную трапезу (приобщение Тела и Крови Христа), чтение молитв и Писания. Смысл - в приобщении, причастии людей к Богу, друг другу, всему человечеству и всему, что существует через Христа в Святом Духе. Причастие дается всем членам Церкви в 2х видах: в хлебе и вине и понимается как подлинное присутствие Христа.

Покаяние - примирение с Богом после того как общение с ним было нарушено грехами. Рассматривается как обновление крещения. Покаяние необходимо как в случае тяжкого греха, так и долгого времени без причащения, так и для всех христиан для смирения себя перед Богом и получения руководства от пастыря в христианской жизни. 3 главных элемента: 1) печаль из-за грехов и разрыва общения с Богом; 2) исповедь; 3) разрешительная молитва, через которую дается прощение. После покаяния происходит причастие.

Елеосвящение или соборование - таинство помазания больных и молитва за исцеление. Таинство соборное - совершается в присутствии верующих, для службы требуется 7 священиков, в ходе службы совершается 7 апостольских и евангельских чтений, 7 молитв и 7 помазаний елеем. Цель - исцеление и прощение грехов. Страдания больного освящаются и соединяются со страданиями Христа. Больному дается духовная сила. Исцеление - знак божей милости. В противном случае совершаются молитвы на исход души. Таинство не зависит от тяжести болезни.

Венчание происходит по образцу крещения: исповедуют веру и любовь к Богу. Над ними молятся и благославляют, венчают венцами славы божьей как наследников вечной жизни его царства. Завершается совместным принятием Святого Причастия.

Священство - священики не действуют за Христа или вместо; их задача - свидетельствовать о действенном присутствии Христа в мире. Христос - единственный священик и через избранных служителей он осуществляет свое священство. Таинство священства обеспечивает единство и преемственность церкви.

4. Управление католической и православной Церковью.

Римский папаГлавой католической Церкви является папа. Термин "папа" происходит от греческого papas - наставник, воспитатель; в латинском языке употреблялось и как "отец" применительно к епископам.

Папство - религиозно-политический центр католической церкви. В настоящее время папство является одной из самых мощных в мире организациий - религиозной, политической и общественной. Католическая церковь строго централизована, имеет единый всемирный центр - Ватикан, единого главу - папу Римского. Папа исполняет тройную функцию: епископа Рима, пастыря Вселенской Церкви и главы Государства Ватикан. Осуществлять каждую из этих функций помогает соответствующая организация.

Епископ Рима.
Папа как епископ участвует в епископской коллегии и председательствует в ней. Как и все другие епископы, папа несет полную ответственность за диоцез (епархию), который ему поручен. Выполнять заботы о диоцезе, насчитывающем более 3 млн. жителей, папе помогает кардинал - викарий Рима (от лат. Vikarius - "наместник", "заместитель"), у которого в свою очередь есть многочисленные помощники.

Пастырь Вселенской Церкви.
Папа как наследник св. Петра и носитель первосвященства в епископской коллегии обладает верховной властью и главенствует над всей Церковью, поскольку на него возложены обязанности Вселенского пастыря. Папа и епископская коллегия располагают целым рядом органов, действующих в Риме под управлением папы. Папа обязан созывать соборы и синоды и председательствовать на них; рукополагать кардиналов и епископов, провозглашать догмы. Его проповеди могут принимать различные формы. Одни бывают будничными, другие - торжественными. Наиболее распространенной формой является обычный магистрат, т. е. речь, с которой папа обращается каждую неделю к паломникам, прибывающим в Рим, во время общей аудиенции по средам. Другой формой, используемой реже, но имеющей большой вес, является энциклика, т. е. письмо, адресованное всем епископам мира или же в случае необходимости епископам определенной страны, а через них - всем верующим. Как правило, энциклика сообщает о том, как папа решает те или иные вопросы, касающиеся всех католиков.

Глава Государства Ватикан.
Папа обладает монархической властью. Ватикан - крошечное автономное государство, самое маленькое в мире. Центром является базилика св. Петра. Рядом был воздвигнут Ватиканский собор - резиденция папы. Здания дворцового комплекса включают библиотеку, богатейший музей религиозного и светского искусства, издательство и типографию, Папскую Академию наук, правительство Государства Ватикан, различные службы и личные покои папы. На территории Ватикана папа обладает всей полнотой законодательной, исполнительной и юридической власти. Он управляет Государством Ватикан при помощи администрации, составляющей правительство.

Кардиналы
Кардиналы - советники папы. В ранней Церкви епископы избирались духовенством и верующими. Первоначально организации выборов епископа Рима поручена кюре (лат. cura animaru - "душепопечитель") главных приходов и диаконам, которые помогали папе во время богослужения. Эти священники стали называться кардиналами (лат. сardo - "дверная петля", "крюк"), потому что они были опорой в общинной жизни. Еще 1150 г. при папе Евгении III кардиналы образовали священную коллегию под председательством декана и камергера для выборов папы. В соответствии с Кодексом канонического права 1983 года, в функции кардиналов и сейчас входит избрание папы римского на конклаве и помощь в руководстве Римско-католической церкви, которую они оказывают коллегиально, исполняя совещательные функции при папе римском, и индивидуально, возглавляя ведомства и другие постоянные службы Римской курии и государства Ватикана.

Католический священник

По данным на 2021 г. насчитывается 215 кардиналов, хотя согласно правилам, установленным Павлом VI, право голоса на конклаве имеют не более 120 человек. Кардиналы-священники и кардиналы-дьяконы носят титулы по именам римских церквей и капелл, при которых они числятся. В своих и подчинённых им церквях кардиналы имеют епископскую юрисдикцию и, кроме того, много других привилегий. Кардиналы назначаются папой сначала в тайном, а потом в торжественном заседании консистории, с соблюдением известных обрядов. Папа может назначить кардиналов, но некоторое время не объявлять их имён, хранить их «у себя в груди». Многие кардиналы происходят не из римского духовенства. В 75 лет кардиналы, служащие в римских конгрегациях (учреждениях, курирующих разные направления деятельности Католической Церкви) или в других постоянно действующих органах Святого престола, должны сложить с себя полномочия, и только папа властен продлить их.

Коллегиальность католической Церкви.
Апостольская коллегия - это 12 апостолов, которым Христос доверил управление Своей Церковью. Главой коллегии был св. Петр. Епископы - это наследники апостолов, а епископ Рима - преемник самого Петра. Объединение епископов образует епископскую коллегию, продолжающую дело коллегии апостольской. В каждом диоцезе, в каждой отдельной церкви епископ обладает всей полнотой власти как наследник апостолов, которому поручена забота о части народа Божия. Одновременно он вместе со всеми другими епископами ответствен за миссию Церкви в целом и за единство веры в ее лоне.

Коллегиальность, таким образом, это не поиск более эффективной организации для управления Церковью, а выражение единства Церкви и универсального характера ее миссии. Епископская коллегиальность выражается в деятельности Вселенских соборов, объединяющих епископов всего мира. В период между соборами папа может проводить консультации со всеми епископами или с некоторыми из них. Они могут принимать форму синода епископов - консультативного собрания, созывающегося по инициативе папы для обсуждения частных проблем: евангелизации (1974 г.), семьи (1980 г.), монашеской жизни (1994 г.) и т. д. Другие формы консультаций - священная коллегия, собирающая всех кардиналов для избрания папы, пленарные (национальные) или провинциальные епископские конференции.

Римская курия
Римская курия представляет собой орган, призванный помогать папе в управлении Вселенской Церковью. Она основана на конгрегациях, или дикоктериях, действующих под управлением кардинала - государственного секретаря. Основными конгрегациями являются следующие:

  • Конгрегация доктрины веры (состоит из двух комиссий: международной теологической комиссии и библейской комиссии).
  • Конгрегация по делам епископов.
  • Конгрегация восточных церквей (осуществляет взаимодействие с диоцезами восточного обряда).
  • Конгрегация божественного культа и дисциплины таинств.
  • Конгрегация евангелизации народов (миссионерская деятельность).
  • В ведении Конгрегации католического воспитания (руководит образовательными учреждениями).
  • Конгрегация по делам канонизации
  • Конгрегация монашеских орденов.

Структура Церкви
Католическая (Вселенская) Церковь состоит из партикулярных церквей, каждая из которых представляет собой сообщество католиков той или иной территории. Границы отдельных церквей, как правило, совпадают с границами стран или различных административных единиц внутри государств. Самая большая в мире современная отдельная церковь охватывает всю азиатскую часть России, в то время как в Западной Европе сравнительно небольшой город с прилегающими к нему предместьями может также составлять территорию отдельной церкви.

Подавляющее большинство отдельных церквей именуется диоцезами (или епархиями). Каждый диоцез возглавляет епископ. Некоторые диоцезы, имеющие особые исторические заслуги и важное значение, возводятся в ранг архидиоцезов. Управляющий таким диоцезом епископ носит сан архиепископа. Однако партикулярные церкви некоторых регионов в силу тех или иных причин не обладают статусом диоцеза; они называются апостольскими администратурами. Так, например, исторически Россия является территорией Русской православной церкви, поэтому католический епископ, стоящий во главе католиков европейской части России и имеющий резиденцию в Москве, не может называться епископом Московским. Этот титул принадлежит православному патриарху Московскому и всея Руси, а потому католический епископ именуется апостольским администратором для католиков латинского обряда европейской части России.

Несколько епархий составляют митрополию, ее центром является диоцез, епископ которого является митрополитом. Отдельные церкви какой-либо страны в совокупности называются поместной церковью. В большинстве государств католические епископы образуют епископскую конференцию, такие конференции наделены правом решать многие вопросы, возникающие в жизни поместной церкви.

Особую разновидность поместных церквей представляют собой восточные католические церкви, возникшие в результате уний тех или иных православных и древневосточных церквей с Римом: например, Яковитская и Мелхитская на Ближнем Востоке, Армянская (среди армянской диаспоры), Рутенская (возникшая на Западной Украине в конце XVI в.) и др. Эти церкви, почти полностью сохраняющие обрядовые особенности и уклад тех восточных церквей, к которым они исторически восходят, подчинены тем не менее папе, хотя имеют свою иерархическую структуру и многие из них управляются своим первоиерархом в сане патриарха или митрополита. Численно восточные католические церкви сравнительно невелики.

Основную массу католиков составляют представители латинского обряда, и эта часть Церкви условно называется Латинской Церковью. Назначением епископов ведает папа, кроме тех особых случаев, когда он временно передает полномочия другим церковным властям.

Приход
Каноническое право определяет приход как сообщество верующих, составляющих основу партикулярной церкви. Пастырская забота о прихожанах поручена кюре (священнику), который в свою очередь подчиняется епископу диоцеза. Чаще всего приход строится по территориальному признаку, т. е. собирает верующих определенной местности. Но епископ может основывать приходы и для верующих, объединенных, например, общим языком, национальностью и т. д. Кюре, исходя из важности прихода, может иметь одного или нескольких викариев, т. е. помощников.

В большинстве приходов сегодня миряне участвуют не только в решении материальных или административных вопросов, но и в деле пастырского служения. Это особенно характерно для таких сфер, как катехизис (основы вероучения), а также и для литургии, совместной молитвы, подготовки к крещению и венчанию, к религиозному обучению взрослых, к духовной помощи больным и престарелым людям и т. д. Миряне активно работают и в пастырском совете, который состоит из приходского духовенства и избранных представителей от мирян.

Епископам и священникам помогают диаконы, которые произносят проповеди, могут самостоятельно совершать некоторые богослужения и причащать верующих в отсутствие священника. Следуя древней традиции, диаконы также занимаются делами благотворительности и миссионерства. Их деятельность особенно важна там, где недостает священников.

Еще с первых веков существования Церкви на Западе христианского мира сложился обычай не допускать женатых мужчин до степеней священства. Требование целибата (безбрачия) священников соблюдается в Латинской Церкви до настоящего времени. На восточные католические церкви это требование не распространяется: в них только епископы должны быть целибатными, а священниками могут быть как женатые, так и принявшие обет безбрачия. Для диаконов Латинской Церкви целибат также необязателен.

Монашество и ордены.

Монашество (от греч, monachos - одинокий) - форма воплощения аскетического идеала, исторически сложившаяся в христианстве в кон. III - нач. IV в. в Египте и Сирии и являющаяся отражением христианского дуалистического миропонимания, противопоставляющего дух и плоть, добро и зло. В складывающихся на этих принципах религиозных, объединениях задачи личного спасения сливались с задачами общецерковными и социальными. Уход монахов от мира и отказ от жизненных ценностей посредством принятия временных или постоянных обетов целомудрия, бедности и послушания сочетались со стремлением воздействовать на мир своим примером и проповедью.

В католицизме монашество существует в форме орденов - объединений монахов, руководствующихся в своей жизни особым уставом, утвержденным папой римским. Торжественные обеты, которые принимаются после окончания периода послушания (новициата), подразумевают полную и безвозвратную отдачу себя ордену, а через него Богу. Они лишают члена ордена прав обладания и распоряжения имуществом, заключения брака и освобождают его от всех общественных обязательств. В некоторых орденах (как, например, в ордене иезуитов) к трем общепринятым обетам добавляется четвертый, который обязывает вступающего следовать особым целям, стоящим перед орденом.

Характерным признаком монашеского ордена является обязательное проживание его членов в монастыре (clausura, stabilitas loci). В традиции францисканцев и доминиканцев это правило заменяет stabilitas provinciae - требование проживания члена ордена в пределах определенной територии.

Все монашеские ордена отличаются по образу жизни, целям и направлениям деятельности, а внешне - по монашеским одеяниям, характерным для каждого ордена. Управление орденом строго централизовано: его возглавляет генерал ордена, избираемый генеральным капитулом (capitulum generalis) - коллегиальным органом, в состав которого входят провинциалы (ministri provinciales) - главы региональных (провинциальных) объединений ордена. Во главе отдельных монашеских общин (конвентов) стоят избираемые полноправными членами данной общины настоятели (аббаты, приоры или гвардианы), собрание которых называется капитулом, или собором. Общины или группы общин ряда орденов объединены в структурные подразделения, называемыми конгрегациями (так, орден бенедиктинцев состоит из 18 конгрегаций). Женская ветвь ордена иногда называется "вторым орденом". При некоторых орденах (францисканцев, доминиканцев, кармелитов) существуют особые братства мирян, которые получили название терциарии ("третьи ордена"). Терциарии не имеют самостоятельного статуса и их задача заключается в оказании активной помощи ордену во всей его деятельности.

Управление Православной Церковью.

Не имеет единого центра управления и делится на самостоятельные церкви. В настоящее время в мире существует 15 автокефальных (самостоятельных) церквей: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Болгарская, Кипрская, Греческая, Албанская, Польская, Румынская, Чешских земель и Словакии, Американская плюс 2 автономные - Финская и Японская. В диптихе Русской православной церкви существуют 10 общепризнанных церквей и одна частично признанная церковь. Константинопольский патриархат в диптихе Московского патриархата отсутствует с 14 сентября 2018 года, когда Священный синод РПЦ принял решение приостановить поминовение патриарха Константинопольского за богослужениями, а также сослужение с иерархами Константинопольского патриархата. В ответ на признание ПЦУ, Московский патриархат исключил из своего диптиха Элладскую церковь (3 ноября 2019 года), Александрийскую церковь (8 ноября 2019 года) и Кипрскую церковь (20 ноября 2020).

Православный клирДля всех церквей признано общие вероучение и культ, но они сохраняют каноническую самостоятельность. Константинопольский патриарх считается вселенским, но у него нет права вмешиваться в деятельность других православных церквей. Пределы самостоятельности определяются соглашением с той церковью, которая предоставила автономию.

Автокефальные церкви возглавляются патриархами (архиепископами, митрополитами), избираемыми Поместными соборами пожизненно. При патриархах действуют синоды, которые собираются на сессии. Каждая из них на Поместных соборах утверждает канонические правила, пересматривает и дополняет списки святых, определяет формы отношения к ересям и расколам. Для всех православных церквей характерен иерархический принцип управления - подчинение низшего духовенства высшему. Православной духовенство подразделяется на черное (монашеское) и белое (женатое). Структура управления Поместных православных церквей сходна со структурой управления Поместных католических церквей. В административном отношении автокефальные церкви подразделяются на экзархаты, епархии, викариаты, благочиния и приходы.

Епископ управляет епархией - церквами на определенной географической территории. Епископ обычно находится в центре большой области с несколькими епархиями и имеет сан митрополита или архиепископа. Титул патриарха присваивается епископу столичного города на большой территории, содержащей другие митрополии и епархии. Для епископата обязательно безбрачие и по крайней мере первая степень монашества. Низшие должности представляют иереи, пресвитеры, диаконы и т.д. Назначаются епископами и принадлежат приходам, в которых служат.

Русская православная церковь - самая крупная автокефальная поместная православная церковь в мире. Канонические подразделения, находящиеся на территории иных, нежели Российская Федерация, государств, могут быть зарегистрированы в качестве самостоятельных юридических лиц под иными названиями в соответствии с действующим в каждой стране законодательством. Согласно Уставу Русской православной церкви, высшими органами церковной власти и управления являются Поместный собор, Архиерейский собор и Священный синод во главе с патриархом, обладающие законодательными, исполнительными и судебными полномочиями — каждый в своей компетенции.

Поместный собор решает вопросы, касающиеся избрания патриарха и его ухода на покой, предоставления частям Русской православной церкви автокефалии, автономии и самоуправления. Созывается в составе архиереев, клириков, монашествующих и мирян. Последний собор был созван в январе 2009 года.

Архиерейский собор — поместный собор, в котором участвуют исключительно епископы. Является высшим органом иерархического управления Русской православной церкви. В его состав входят все правящие епископы Церкви, а также викарные епископы, возглавляющие синодальные учреждения и духовные академии; по Уставу, созывается не реже одного раза в четыре года.

Священный синод, согласно действующему Уставу РПЦ, является высшим «органом управления Русской православной церкви в период между Архиерейскими соборами». Состоит из председателя — патриарха (или местоблюстителя), девяти постоянных и пяти временных членов — епархиальных архиереев.

Патриарх — предстоятель Церкви, имеет титул «Святейший Патриарх Московский и всея Руси». Ему принадлежит «первенство чести» среди епископата Русской православной церкви. Имя патриарха возносится во время богослужения во всех храмах Русской православной церкви.

Высший церковный совет — постоянный исполнительный орган, действующий с марта 2011 года при патриархе Московском и всея Руси и Священном синоде Русской православной церкви. Возглавляется патриархом и состоит из руководителей синодальных учреждений Русской православной церкви.

Входящие в Русскую православную церковь автономные и самоуправляемые церкви, экзархаты, митрополичьи округа, епархии, синодальные учреждения, благочиния, приходы, монастыри, братства, сестричества, духовные учебные заведения, представительства и подворья канонически составляют Московский патриархат.

В состав РПЦ входят:

  • две автономные церкви: Японская православная церковь и Китайская православная церковь (последняя фактически прекратила своё существование в конце 1960-х годов);
  • одна самоуправляемая церковь с правами широкой автономии — Украинская православная церковь;
  • четыре самоуправляемые церкви: Православная церковь Молдовы, Латвийская православная церковь, Эстонская православная церковь, Русская православная церковь заграницей;
  • три экзархата: Белорусская православная церковь, Патриарший экзархат в Юго-Восточной Азии, Патриарший экзархат в Западной Европе;
  • два митрополичьих округа: Казахстанский митрополичий округ (Православная церковь Казахстана), Среднеазиатский митрополичий округ (Православная церковь Средней Азии);
  • одна архиепископия — Архиепископия западноевропейских приходов русской традиции.

С 17 мая 2007 года вследствие подписания патриархом Московским Алексием II и первоиерархом Русской православной церкви заграницей митрополитом Лавром Акта о каноническом общении Русская православная церковь заграницей «пребывает неотъемлемой самоуправляемой частью Поместной Русской православной церкви».

Основная территориальная единица — епархия, возглавляемая епархиальным архиереем (епископом, архиепископом или митрополитом) и объединяющая находящиеся на данной территории приходы (приходские общины), объединённые в благочиния, и монастыри. Границы епархий определяются Священным синодом с учётом административно-территориального деления областей, краёв, республик или государств. Органами епархиального управления являются епархиальное собрание и епархиальный совет, при содействии которых архиерей управляет епархией.

Православные церкви не проводят Вселенских соборов с VIII в. В июне 2016 года была предпринята попытка созыва Всеправославного собора на Крите, в котором приняли участие предстоятели и представители десяти из 14 общепризнанных поместных Православных церквей (отказались участвовать Антиохийская, Грузинская, Болгарская, Русская). Существуют официально озвученные противоречия между Церквями в оценке статуса Собора.

Православное монашество.
Монашество у православных не объединяется в ордены, и монастыри подчиняются в каноническом отношении епископам. Среди поступающих в монастыри различаются:

  • послушники, находящиеся на попечении какого-либо старшего монаха;
  • монахи малой схимы;
  • схимники, которые по уставу они никогда не оставляют монастыря.

5. Католицизм и Православие в мире и в России.

Римско-католическая церковь — крупнейшая (по числу верующих) ветвь христианства. Католицизм является государственной религией в Аргентине, Боливии, Коста-Рике, Доминиканской республике, Мальте, Парагвае, Перу. Во многих странах, в том числе и в США католицизм исповедует очень значительная часть населения. Католицизм является господствующей конфессией в Италии, Испании, Португалии, Франции, Бельгии, Австрии, во всех латиноамериканских странах. Католики преобладают среди верующей части населения в Польше, Венгрии, Чехии, Словакии, Кубе, Литве, западных областях Белоруссии и Украины.

До 1917 года в Российской империи, по официальным сведениям, проживало более 10 млн католиков (в основном в Царстве Польском). В 1983 г. католицизм был представлен двумя епархиями в Прибалтике и отдельными приходами в западных областях Украины и Белоруссии. В самой России к началу 90-х гг. оставалось только шесть приходов. С 1990 г. впервые в истории России в Москве находится апостолический нунций - постоянный дипломатический представитель Ватикана. В 1991 г. в России были восстановлены две апостольские администратуры для католиков латинского обряда: в Европейской части России с центром в Москве, руководитель - апостольский администратор архиепископ Паоло Пецци Паоло Пецци; в Азиатской части России с центром в Новосибирске, руководитель - апостольский администратор епископ-иезуит Иосиф Верт. В настоящее время католицизм в России представлен 4 епархиями:

  • Архиепархия Божией Матери в Москве
  • Епархия Святого Климента в Саратове
  • Преображенская епархия в Новосибирске
  • Епархия Святого Иосифа в Иркутске.

Канонически они подчинены юрисдикции Ватикана и входят в структуру римско-католической Церкви. В документах Ватикана территория России именуется "церковной провинцией". В настоящее время действуют несколько католических учебных заведений. Издается много литературы, в том числе периодики, прозелитического и экуменического направления. Католическая епархия с центром в Москве охватывает западно-европейскую часть России от Калининграда и Санкт -Петербурга до Нижнего Новгорода. Оценка числа католиков в России может носить только приблизительный характер. Справочник catholic-hierarchy приводит цифру в 789 тысяч. В России служат 120 епархиальных священников, 184 иеромонаха, 19 монахов без священнического сана и 338 монахинь. Действуют структуры францисканцев и иезуитов.

ВстречаВстреча патриарха Московского и всея Руси Кирилла и папы римского Франциска состоялась 12 февраля 2016 года в здании международного аэропорта имени Хосе Марти столицы Кубы — Гаваны. Встреча такого уровня стала первой за всю историю Русской православной и Католической церквей.

Среди 15 автокефальных церквей самая многочисленная и влиятельная - Русская Православная Церковь. Занимает пятое место в диптихе автокефальных поместных церквей мира. Крупнейшая религиозная организация в России, на Украине, в Белоруссии, Молдавии.Рассматривает себя и признана другими поместными церквами в качестве канонически легитимной православной административно-независимой церкви на территории бывшего Советского Союза, исключая Грузию и Армению, признанные канонической территорией Грузинской православной церкви, а также в Японии, Китае и с февраля 2016 года в Монголии; считает себя единственной законной преемницей Поместной Российской Православной Церкви, синодальной российской Церкви и Киевской митрополии в составе Константинопольского патриархата. Кроме того, согласно её Уставу, юрисдикция РПЦ «простирается на добровольно входящих в неё православных, проживающих в других странах».

РПЦ, как централизованная организация, до 1991 года не имела статуса юридического лица, который обрела в полном объёме на территории РСФСР 30 мая 1991 года при регистрации Министерством юстиции. Канонические подразделения, находящиеся на территории иных, нежели Российская Федерация, государств, могут быть зарегистрированы в качестве самостоятельных юридических лиц под иными названиями в соответствии с действующим в каждой стране законодательством.

Религиозно-правовым основанием своего устройства и деятельности полагает Священное Писание, а также Священное Предание. Последнее включает в себя каноны, авторизованные Церковью богослужебные тексты, творения святых отцов, жития Святых, а также обычаи Церкви.

Православие распространено среди ряда народов на Балканах — греков, болгар,сербов, черногорцев, македонцев, румын и части албанцев; в восточной Европе — среди восточнославянских народов, а также грузин, гагаузов, абхазов, осетин,молдаван и, наряду с русскими, среди ряда иных народов Российской Федерации: чувашей, марийцев, удмуртов, коми, карел, мордвы, якутов и некоторых других.

Численность приверженцев точно установить невозможно, так как в ряде стран традиционного распространения православия государственные и церковные органы не ведут учёта членов Церкви. Численность верующих канонических православных церквей оценивается в 225 млн (2007 г.) и 227 млн (2013 г.). Вместе с древневосточными церквами, число православных составляет 260 — 270 млн человек. Вселенский Патриарх Варфоломей и другие источники дают оценку общей численности православных порядка 250—300 млн.

В современном мире к странам с большинством православного населения, по данным переписей и опросов, можно отнести: Белоруссию, Болгарию, Грецию, Грузию, Кипр, Македонию, Молдавию, Россию,Румынию, Сербию, Украину, Черногорию. Православие также заметно присутствует в Боснии и Герцеговине, Финляндии, Казахстане, и на Алеутских островах американского штата Аляска. Кроме того, православие исповедует часть населения Эстонии, Латвии, Киргизии, Албании, и Японии. С конца XX векаодной из зон сравнительно быстрого распространения православия становятся Африка южнее Сахары, а также Юго-Восточная Азия и Южная Корея.

Согласно сведениям, приведённым в докладе Патриарха Кирилла на Архиерейском Соборе 2 февраля 2013 года, в начале 2011 года в Русской Православной Церкви было 30 675 приходов; по текущим данным на время доклада, в Русской Православной Церкви имелось 247 епархий, несло служение 290 епархиальных и викарных епископов, из них — 225 правящих; служило 30 430 священников и 3765 диаконов, из них на приходах — 29 183 священника и 3073 диакона, остальные клирики относились к монастырскому духовенству. При этом, в 57 странах дальнего зарубежья имелось 829 приходов и 52 монастыря Московского Патриархата, в том числе 409 приходов и 39 монастырей в составе Русской Зарубежной Церкви.

Дополнительная литература по теме:

  1. http://catholic-russia.ru/— Официальный сайт Католической Церкви в России
  2. http://http://www.patriarchia.ru/- Официальный сайт Русской Православной Церкви
  3. Католическая Энциклопедия. - Издательство Францисканцев. - Том 1. А - З (2002). Том 2. И - Л (2005).
  4. Ковальский Я.В. Папы и папство. - М., 1991.
  5. Печников Б.А. "Рыцари церкви". Кто они? Очерки об истории и современной деятельности католических орденов. - М., 1991.
  6. Цимбаева Е. Н. Русский католицизм. Забытое прошлое российского либерализма. - М., 1999. - 184 с.
  7. Огицкий Д.П. Православие и западное христианство. - М., 1995.
  8. Поснов М.Э. История христианской церкви. - Киев, 1991.
  9. Православие в современном мире. - СПб.: Алетейя, 2005. - 204 с.
  10. Чумакова Т. Православие. - СПб.: Питер, 2006. - 208 с.
  11. Шмеман А. Исторический путь православия. - М., 1993.

Предыдущая лекция

На главную

Следующая лекция