ЛЕКЦИЯ 6ПРОТЕСТАНТИЗМ
1. Реформация и протестантизм. РЕФОРМАЦИЯ - мощное религиозное движение, направленное на реформирование учения и организации христианской церкви, которое возникло в Германии в начале 16 в., быстро распространилось на большой части Европы и привело к отделению от Рима и образованию новой формы христианства. После того как большая группа германских государей и представителей вольных городов, примкнувших к Реформации, выступили с протестом против решения имперского рейхстага в Шпейере (1529), запрещавшего дальнейшее распространение реформ, последователи их стали называться протестантами, а новая форма христианства - протестантизмом. Таким образом, протестантизм - совокупность религиозных организаций и вероучений, возникших в результате Реформации католицизма, начиная с XVI в. Протестантизм вырос из религиозных конфликтов, которые были формой обнаружения ключевых проблем социального развития и их разрешения. Протестантизм выдвинул новые представления о личности и нравственности, о месте религии в обществе, предугадал ведущую тенденцию развития теологической, философской, правовой мысли нового времени. С католической точки зрения, протестантизм представлял собой ересь, самовольный отход от богооткровенных учений и установлений церкви, ведущий к отступничеству от истинной веры и попранию моральных норм христианской жизни. Он принес в мир новое семя порчи и другого зла. Традиционный католический взгляд на Реформацию изложен папой Пием X в энциклике Editae saepe (1910). Основатели Реформации были "…людьми, одержимыми духом гордости и мятежа: враги Креста Христова, ищущие земного… чей бог - их чрево. Не исправление нравов замышляли они, но отрицание фундаментальных догматов веры, породившее великую смуту и открывшее им и другим дорогу к беспутной жизни. Отвергая авторитет и руководство церкви и надевая на себя ярмо произвола самых испорченных князей и людей, они пытаются разрушить учение, устроение и порядок церкви. И после этого… они смеют называть свой бунт и свое разрушение веры и морали "реставрацией" и величают себя "реставраторами" древнего порядка. В действительности они - истребители его, и ослабляя силу Европы конфликтами и войнами, они взрастили отступничество Нового времени". С протестантской точки зрения, напротив, именно Римско-католическая церковь уклонилась от богооткровенного учения и порядка первоначального христианства и тем самым отделила себя от живого мистического тела Христа. Гипертрофированное разрастание организационной машины средневековой церкви парализовало жизнь Духа. Спасение выродилось в своего рода массовое производство с пышными церковными обрядами и псевдоаскетическим образом жизни. Сверх того, она узурпировала дары Св.Духа в пользу касты клириков и таким образом открыла дверь всевозможным злоупотреблениям и эксплуатации христиан испорченной клерикальной бюрократией, центр которой - папский Рим, чья развращенность стала притчей во языцех для всего христианства. Протестантская Реформация, далекая от еретизма, служила полному восстановлению вероучительных и нравственных идеалов подлинного христианства. Начало XVI в. в Европе - великая эпоха радикального перелома в европейской культуре, время благородных порывов, увлечения античной культурой. Появляется мироощущение, возвещающее начало буржуазной эры. Но католическая церковь выступала ярой защитницей средневековых порядков. Папство, по выражению Гоббса, - "привидение умершей Римской империи, сидящее в короне на ее гробу". У церкви была огромная власть, поддерживаемая светскими правителям, иинквизиция. Протест привел к возникновению антицерковных движений. Их социальная база была очень пестрой: правители добивались независимости от Рима, промышленники и торговцы выступали против феодальных порядков, дворянство и рыцарство - против конкуренции по обиранию подданных, деятели науки и культуры - против догмы и духовной монополии, крестьяне и городские низы - против гнета и поборов. Для объединения всех этих сил требовалась программа. 2. Проповедь М.Лютера и начало Реформации.
Рим ответил угрозой отлучения и физической расправы. Лютер отказался подчиниться, что привело к конфликту: 10 октября 1520 г. Лютер публично сжег папскую буллу, отлучавшую его от церкви. Реформатор опубликовал один за другим три памфлета, в которых смело изложил программу реформирования церкви - ее учения и организации. В первом из них, К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства, он призывал германских князей и государей реформировать германскую церковь, придав ей национальный характер и преобразовав ее в церковь, свободную от господства церковной иерархии, от суеверной внешней обрядности и от законов, допускающих монашескую жизнь, безбрачие священников и другие обычаи, в которых он видел извращение подлинно христианской традиции. В трактате О вавилонском пленении церкви Лютер обрушился на всю систему церковных таинств, в которой церковь рассматривалась как официальная и единственная посредница между Богом и человеческой душой. В третьем памфлете - О свободе христианина - он изложил свое основополагающее учение об оправдании только верой, которое стало краеугольным камнем в теологической системе протестантизма. Церковь как социальный институт феодализма нельзя было победить, не разрушив догматический фундамент, на котором она основывала свое господство в обществе - учение о том, что спасение людей невозможно без помощи Церкви, без благодати, которая содержится только в ней. В тех условиях земной ограниченности Церкви можно было противопоставить только всемогущество самого Бога: свободу людей от католицизма можно было обосновать, подчеркивая полную, абсолютную зависимость человека от создателя, неспособность грешника своим поведением повлиять на высшую божественную волю. Поэтому Лютер и реформаторы решительно отвергали священное предание, что Церковь - особый божественный институт, и объявляли единственным источником веры Библию. Католическая церковь проповедовала различие между священной деятельностью клира и мирской - прихожан. Первая - угодная Богу и обеспечивающая спасение. Вторая - безразличная для загробной жизни и зависящая исключительно от заслуг перед Церковью. Определяющее - подчинение церковным регламентациям, требующим денег, которые приближали грешника к вратам рая. Претензии церкви на небесное представительство подверглись яростной атаке Лютера. Между богом и человеком не должно быть никаких посредников; Бог дает спасение по собственной свободной воле, а вовсе не принуждаемый домогательствами грешника. Судьба человека определяется не Церковью, а милостью божьей, и верующий добиться ее своими силами не способен. Он обретает ее, осознавая себя греховным существом, обретая личную веру в Бога, в искупительную жертву Христа. Учение о "личной вере", как основном и единственном условии спасения - фундамент протестантской догматики и переосмысление традиционного вероучения. Личная спасающая вера существует под воздействием Святого Духа, свидетельствующего о его предопределении к спасению. Лютер: "Я убежден, что не собственной силой и разумом могу верить в Иисуса Христа, моего господина, или прийти к нему, но что Дух Святой призвал меня посредством Евангелия, просветил своими дарами, освятил и сохранил меня в истинной вере". В результате меняется представление о месте религии в жизни верующего: священной признается вся повседневная деятельность безотносительно к церковным регламентациям. Важно не то, что делает человек, а осознание им своего долга перед Богом, важен не результат деятельности, а внутреннее состояние, цель, которую человек ставит перед собой. Выдвигается новая этика - этика мотивов. Личная вера, по Лютеру, вызывает радикальный переворот в душе человека, делает его внутренне свободным. Поэтому лозунг любви к ближнему приравнивался к службе ближнему: человек не должен бежать от мира как монахи, а жить в мире, добросовестно исполнять земное призвание, помня о безграничном и пока не заслуженном милосердии Бога. "Служить Богу есть не что иное, как служить ближнему, будь то ребенок, слуга, жена - любому, кто телесно или душевно в тебе нуждается, и это и есть богослужение". Если в католицизме и православии человек надеется получить спасение, то в протестантизме он должен верить в то, что он уже спасен. Тем самым верующий осознает себя как слугу Бога, внутренне свободного от земной власти, как доверенное лицо небесного господина. Но воля Бога - это, по сути, социально-психологическая ориентация, которая формируется реальной социальной практикой как ее побудительный мотив и высшая духовная ценность. Протестантизм выступает против средневековых отношений личной зависимости, уравнивает людей, наделяет их надеждой на возможный успех. 3. Мюнцер и Кальвин. Завершение Реформации и возникновение протестантских религиозных сект. Из-за социальных, религиозных и других противоречий Реформация с самого начала стала распадаться на отдельные течения.
После разгрома Крестьянской войны последователи Мюнцера впали в эскапизм и непротивление. В дальнейшем они стали основателями различных протестантских сект, например меннонитов, анабаптистов и др.
Кальвин разработал концепцию республиканского теократизма: структуры церкви и светской власти должны быть независимы. Кальвин планировал организацию своей церкви, руководствуясь Библией и намереваясь воспроизвести строй первоначальной церкви в том виде, в каком его можно представить на основе Нового Завета. Он извлек из Библии принципы и нормы светского правления и ввел их в Женеве. Лучшая форма правления - республика, в которой власть распределена между отдельными магистратами. Но их авторитет идет от бога. Долг магистратов - практически воплощать "закон бога", запечатленный в сердцах истинных христиан и разъясненный в Библии. Гражданам предписывается регулярное посещение богослужений, контролировался ввоз и издание книг, вводилась жесткая регламентация всей жизни. Под строгий запрет попадали танцы и массовые развлечения. Члены правящей консистории должны были осуществлять регулярное посещение домов с целью контроля образа жизни и мыслей их обитателей. Предполагалось подавление всякого протеста и инакомыслия. Таким образом кальвинисты пытались противопоставить Контрреформации монолитную организацию. В Англии протестанты выступали с отрицанием папской власти и догматов католицизма, но выступали за сохранение учения о церкви как о посреднике в спасении, епископальное устройство и сохранение церковной иерархии. Протест против этого привел к появлению еще одного протестантского течения - пуританизма. Лютеранская Реформация была введена в скандинавских странах по воле их монархов. Согласно королевским указам, Швеция (1527) и Норвегия (1537) стали протестантскими державами. Но во многих других европейских странах, где государи сохранили верность Римско-католической церкви (Польша, Чехия, Венгрия, Шотландия, Нидерланды, Франция), Реформация широко распространялась среди всех классов населения благодаря деятельности миссионеров и несмотря на репрессивные меры правительства. Так, во Франции протестантизм вылился в движение гугенотов, которое использовалось в политической борьбе и в основном завершилось 24 августа 1572 г. (Варфоломеевская ночь), когда гугеноты были физически истреблены католиками. В новое время протестантизм постепенно теряет свою антицерковную направленность. Одновременно усиливается плюралистичность. К началу XIX в. происходит дробление основных протестантских течений на многочисленные секты, появляются новые деноминации. Одним из значимых течений становится социальное христианство, призывающее к идеалам первохристиан, полному нравственному перерождению, "извлечению зла из сердца". Различные церкви, возникшие в результате разногласий внутри главных ветвей Реформации, все же остались верны, по крайней мере в существенных вещах, трем теологическим доктринам. Эти ответвления от лютеранства, а в большей мере - от кальвинизма отличаются друг от друга главным образом в вопросах институциональных, а не вероисповедных. Англиканская церковь, наиболее консервативная из них, сохранила епископальную иерархию и обряд ординации, а вместе с ними следы харизматического понимания священства. Скандинавские лютеранские церкви также построены по епископальному принципу. Пресвитерианская церковь с ее жестким кальвинизмом в своей организационной структуре сохраняет благодаря своим синодам некоторую долю централизации церковной власти. Анабаптисты вскоре утратили революционность и способствовали появлению баптистов, не имеющих жесткой церковной организации. В отличие от них, конгрегационалисты, или индепенденты, признают в каждой общине высшего арбитра для своих членов в вопросах веры и богослужения. Острые вероисповедные полемики между теологами различных церквей и групп продолжались, не ослабевая, на протяжении 16 - 17 вв. 4. Теология протестантизма Теологическая структура протестантизма, созданная реформаторами, опирается на пять фундаментальных принципов (Пять «только»):
Sola Scriptura - Библия является единственным боговдохновенным и аутентичным словом Господа, единственным источником христианских доктрин, ясным и самоинтерпретируемым. Писание содержит Слово Бога, которое обращается непосредственно к душе и совести христианина и является высшим авторитетом в вопросах веры и церковного богослужения, вне зависимости от церковного Предания и любой церковной иерархии. Эта доктрина послужила причиной отказа от таких традиций в христианстве, которые противоречат букве и духу Библии или не имеют чёткого подтверждения в Священном Писании. Кальвинисты зашли дальше в неприятии старых традиций, чем лютеране или англикане, но все они едины в отрицании авторитета Папы, спасения за добрые дела, индульгенций, почитании Девы Марии, святых, мощей, таинств (кроме крещения и евхаристии), чистилища, молитвы за умерших, обета безбрачия духовенства, монашеской системы и использования латинского языка в богослужениях. Эту доктрину иногда называют формальным принципом Реформации, так как она является источником и основой принципа sola fide. Sola fide — прощение можно получить только верой, безотносительно к добрым делам и поступкам. Это не обесценивает добрые дела, но этим отрицается их значение в качестве источника или условия спасения души. Вместе с тем, они являются неизбежными плодами веры и свидетельством прощения. Протестанты: «Вера приносит прощение и добрые дела»; Римо-католики: «Вера и добрые дела приносят прощение». Эту доктрину иногда называют материальным принципом Реформации, потому что эта доктрина была центральным богословским вопросом для Мартина Лютера и других реформаторов. Лютер называл её «статьей, на которой стоит или падает Церковь». Эта доктрина утверждала отсутствие других возможностей для прощения грешника кроме как вера в искупительную жертву Христа. Sola gratia — спасение приходит только как Божья благодать, как незаслуженная милость, а не как что-то заслуженное грешником. Это значит что спасение — незаслуженный дар от Бога ради Иисуса. Бог является единственным субъектом благодати (другими словами благодать всегда действительна, без каких-либо действий со стороны человека), при этом человек не может какими-либо своими действиями заслужить благодать для себя. Solus Christus — Христос является единственным посредником между Богом и человеком, и спасение возможно только через веру в Него. Несмотря на отрицание других посредников между Богом и человеком, традиционное Лютеранство чтит память Девы Марии и других святых. Каждый христианин, будучи избранным и крещённым, получает «посвящение» на общение с Богом, право проповедовать и совершать богослужение без посредников (церкви и духовенства). В протестантизме таким образом снимается догматическое различие между священником и мирянином, упраздняется церковная иерархия. Поэтому в протестантизме не обязательна исповедь перед священнослужителем и отсутствует отпущение грехов последним. При этом очень важным является покаяние непосредственно перед Богом. Также протестантизм отверг авторитет папы римского, упразднил монастыри и монашество. Soli Deo gloria — человек должен поклоняться только Богу, так как спасение даруется только и единственно через Его волю и действия — не только дар Искупления Иисуса на кресте, но также дар веры в это Искупление, созданной в сердцах верующих Святым Духом. Реформисты верят, что человеческое существо — даже святой, канонизированный Римско-католической церковью, Папы или священники не достойны славы и почтения, которая была им воздана. Церковь, которая образует мистическое тело Христа, представляет собой невидимое сообщество избранных христиан, предопределенных к спасению. Реформаторы утверждали, что эти учения содержатся в Писании и что они представляют собой истинное божественное откровение, искаженное и забытое в процессе догматического и институционального вырождения, которое привело к римско-католической системе. Согласно пониманию учения Павла, присущему латинской патристической традиции начиная по крайней мере с Августина, человек, утративший в результате грехопадения Адама возможность творить добро и даже желать этого, не может самостоятельно достичь спасения. Спасение человека есть всецело действие Бога. Вера - первый шаг в этом процессе, и сама эта вера в искупительный подвиг Христа есть дар Бога. Вера в Христа означает не просто доверие ко Христу, но доверие, сопровождаемое упованием на Христа и любовью к нему, или, другими словами, это активная, а не пассивная вера. Вера, которой человек оправдывается, т.е. с помощью которой прощаются грехи человека и он делается оправданным в глазах Бога, есть активная вера. Оправдание верой в Христа означает, что в человеческой душе произошло изменение, человеческая воля с помощью божественной благодати приобрела способность хотеть добра и творить его, а потому продвигаться по пути праведности при помощи добрых дел. Начав с Павлова различения между духовным, или внутренним человеком (homo interior) и материальным, внешним человеком (homo exterior), Лютер пришел к выводу, что духовный, внутренний человек возрождается в вере и, будучи соединен со Христом, освобождается от любого рабства и земных цепей. Вера в Христа дарует ему свободу. Для обретения праведности ему нужно только одно: святое слово Бога, Евангелие (благовестие) Христа. Для описания этого единства внутреннего человека со Христом Лютер использует два сравнения: духовного брака и раскаленного утюга с огнем внутри. В духовном браке душа и Христос обмениваются своим имуществом. Душа приносит свои грехи, Христос - свои бесконечные заслуги, которыми частично владеет теперь и душа; грехи при этом уничтожаются. Внутренний человек, благодаря вменению заслуг Христа душе, утверждается в своей праведности в очах Бога. Тогда становится очевидным, что дела, которые влияют на внешнего человека и связаны с ним, не имеют никакого отношения к спасению. Не делами, а верой мы славим и исповедуем истинного Бога. Логически из этого учения как будто вытекает следующее: если для спасения нет нужды в добрых делах и грехи вместе с наказанием за них уничтожены актом веры в Христа, то уже нет никакой необходимости в уважении ко всему нравственному порядку христианского общества, в самом существовании нравственности. Избежать такого вывода помогает Лютерово различение внутреннего и внешнего человека. Внешний человек, живущий в материальном мире и принадлежащий к человеческому сообществу, связан строгим обязательством творить добрые дела, причем не потому, что он может вывести из них какую-нибудь заслугу, которую можно вменить внутреннему человеку, но потому, что он должен способствовать росту и улучшению жизни сообщества в новом христианском царстве божественной благодати. Человек обязан посвятить себя благу сообщества, чтобы спасительная вера могла распространяться. Христос освобождает нас не от обязанности творить добрые дела, но только от тщетной и пустой уверенности в их пользе для спасения. Исключительно пассивная роль, которая отводится человеку в процессе спасения, привела Лютера и к более жесткому пониманию предопределения. Его взгляд на спасение отличается более строгим детерминизмом, чем взгляд Августина. Причиной всего является верховная и абсолютная воля Бога, а к ней мы не можем применять моральные или логические критерии ограниченного разума и опыта человека. Согласно интерпретации библейских текстов, данной отцами и учителями церкви (т.е. согласно Преданию) и официальным учительством (magisterium) церкви, только активная вера, проявляющаяся в добрых делах, оправдывает и спасает человека. Лютер же утверждал, что единственным истолкователем Писания является Дух; иными словами, индивидуальное суждение каждого верующего христианина является свободным благодаря его единению с Христом через веру. Лютеровский принцип оправдания только верой, сводивший тайну спасения к душевному переживанию внутреннего человека и упразднявший необходимость добрых дел, имел далеко идущие последствия в отношении природы и устройства церкви. Прежде всего он аннулировал духовное содержание и значение всей системы таинств. Далее, тем же ударом Лютер лишил священство его главной функции - совершения таинств. Еще одной функцией священства (sacerdotium, буквально, жречества) была функция учительства, и она также была упразднена, поскольку реформатор отрицал авторитет церковного Предания и учительства церкви. В результате ничто уже не оправдывало наличие института священства. В католичестве священник благодаря своей духовной власти, полученной во время ординации (посвящения в сан), обладает монополией на некоторые таинства, которые являются каналами божественной благодати и как таковые необходимы для спасения. Эта сакраментальная власть возвышает священника над мирянами и делает его священной персоной, посредником между Богом и человеком. В лютеровской системе такой сакраментальной власти не существует. В тайне оправдания и спасения каждый христианин непосредственно имеет дело с Богом и мистического единения с Христом достигает благодаря своей вере. Каждый христианин делается священником через свою веру. Лишенная сакраментальных полномочий - своего учительства и своего священства, вся институциональная структура церкви рассыпается. Самым значительным трудом, созданным в ходе Реформации, стало Наставление в христианской вере (Institutio religionis christianae) Кальвина. В первом издании этой книги содержалось подробное изложение нового учения о спасении. В основном это было учение Лютера с незначительными изменениями. В дальнейших изданиях (последнее вышло в 1559) объем книги возрастал, и в результате получился компендиум, содержавший полное и систематическое изложение теологии протестантизма. Во многих ключевых пунктах отклоняясь от системы Лютера, система Кальвина, характерными чертами которой являются логическая последовательность и поразительная изобретательность в истолковании Писания, привела к созданию новой независимой Реформатской церкви, отличавшейся и в своих учениях, и в организационном плане от Лютеранской церкви. Кальвин сохранил основополагающее учение Лютера об оправдании только верой, но если Лютер подчинил этому учению все остальные теологические выводы ценой непоследовательностей и компромиссов, то Кальвин, напротив, подчинил свою сотериологическую доктрину (учение о спасении) более высокому объединяющему принципу и вписал его в логическую структуру вероучения и религиозной практики. В своем изложении Кальвин начинает с проблемы авторитета, которую Лютер "запутал" своим различением между словом Бога и Писанием и произвольным применением этого различения. Согласно Кальвину, у человека имеется врожденное "чувство божества" (sensus divinitatis), но знание Бога и его воли открывается полностью в Писании, которое поэтому является от начала до конца безошибочной "нормой вечной истины" и источником веры. Вместе с Лютером Кальвин считал, что, совершая добрые дела, человек не приобретает заслуги, наградой за которые является спасение. Оправдание есть "принятие, в соответствии с которым Бог, принявший нас в благодать, рассматривает нас как оправданных", и это влечет за собой прощение грехов вменением праведности Христа. Но, как и Павел, он считал, что вера, которая оправдывает, становится действенной через любовь. Это означает, что оправдание неотделимо от освящения и что Христос не оправдывает никого, кого бы он не освятил. Таким образом, оправдание предполагает две ступени: во-первых, акт, в котором Бог принимает верующего как оправданного, и, во-вторых, процесс, в котором благодаря действию Духа Божьего в нем, человек освящается. Иными словами, добрые дела не вносят никакого вклада в оправдание, которое спасает, но они необходимо следуют из оправдания. Чтобы уберечь систему морали от разложения в результате выведения добрых дел из тайны спасения, Лютер апеллирует к обязательствам, связанным с жизнью в общине, к чисто человеческому мотиву удобства. Кальвин же видит в добрых делах необходимое следствие оправдания и безошибочный знак того, что оно достигнуто. Это учение, а также связанное с ним учение о предопределении следует рассматривать в контексте понятия Кальвина об универсальном плане Бога в отношении Вселенной. Высший атрибут Бога - его всемогущество. У всех сотворенных вещей есть только одна причина существования - Бог, только одна функция - умножать его славу. Все события предустановлены им и его славой; сотворение мира, грехопадение Адама, искупление Христом, спасение и вечная погибель - все это части его божественного плана. Августин, а с ним и вся католическая традиция признают предопределение ко спасению, но отвергают его противоположность - предопределение к вечной погибели. Принять его равносильно утверждению, что Бог - причина зла. Согласно католическому учению, Бог безошибочно предвидит и непреложно предопределяет все грядущие события, но человек свободен принять благодать и избрать добро, или же отвергнуть благодать и сотворить зло. Бог хочет, чтобы все без исключения сподобились вечного блаженства; никто окончательно не предопределен ни к погибели, ни ко греху. От вечности Бог предвидел непрекращающиеся муки нечестивцев и предустановил наказание адом за их грехи, но при этом он неустанно предлагает грешникам благодатную милость обращения и не обходит тех, кто не предопределен к спасению. Кальвина, однако, не смущал теологический детерминизм, который подразумевался в его концепции абсолютного всемогущества Бога. Предопределение - это "вечные декреты Бога, посредством которых он решает для себя, что должно статься с каждым отдельным человеком". Спасение и погибель суть две интегральные части божественного плана, к которому не применимы человеческие понятия добра и зла. Для одних предопределена вечная жизнь на небе, так что они становятся свидетелями божественной милости; для других - вечная погибель в аду, так что они становятся свидетелями непостижимой справедливости Бога. И небо и ад являют славу Бога и способствуют ей. Теологи Реформации не подвергали сомнению все догматы первых пяти вселенских соборов в отношении тринитарного и христологического учений. Новшества, которые они внесли, касаются в первую очередь областей сотериологии и экклесиологии (учении о церкви). Исключение составляли радикалы левого крыла реформаторского движения - антитринитарии (Сервет и социниане). 5. Современный протестантизм. Протестантские секты. Современный протестантизм испытывает процессы дробления и слияния, разделения и соединения, поисков единственно верного вероучения, выраженного в теологических формулах.
Лютеране признают авторитет никео-константинопольского символа веры, но отрицают сословие духовенства, как наделенного благодатью посредника между богом и человеком. Спасает только личная вера в бога, а не сверхдолжные дела святых и добрые дела в пользу церкви. Источник вероучения - Библия, а также произведения Лютера. Таинства - крещение и причащение. Брак, рукоположение, собрование и конфирмация рассматриваются как простые обряды, отрицается безбрачие духовенства. Богослужение проводится на национальных языках, и его проводит пастор в особом облачении. У лютеран существует четкое разграничение сферы евангелия (религии) и закона (государства). Кальвинизм делится на три основных течения: реформатство, пресвитерианство и конгрегационизм. Единственным авторитетом кальвинисты считают Священное писание и отрицают церковную иерархию. Выступают за удешевление церкви и повышение авторитета мирян. Отстаивают демократическое управление церковью, которая делится на независимые общины-конгрегрегации и управляется консисториями, в которые входят пастор, диакон и избираемые старейшины-пресвитеры из мирян. Высшим органом является синод из делегатов провинциальных консисторий. Вместе с тем, стремятся найти опору в сильной светской власти. Решения кальвинистской церкви для всех ее членов имеют силу закона. Кальвинисты придерживаются строгих нравственных принципов, в первом числе которых суровость, простота и аскетизм. Придерживаются мелочной регламентации и строго наказывают нарушителей. В настоящее время кальвинисты имеют сильные позиции в Нидерландах, США, Германии, Франции, ЮАР.
Основная масса баптистов придерживается большинства положений протестантизма. Баптисты верят в Святую Троицу. Священное Писание есть единственный источник богопознания и единственное наставление и правило веры и жизни. Помимо сознательного крещения (сначала окроплением водой, а затем погружением в воду), составляющего главную особенность баптизма, другим основным обрядом (не таинством) является причащение, т.е. совершаемое раз в месяц хлебопреломление. Но молитва остается душою всех этих средств и действия благодати вообще, поэтому молитвенные собрания проводятся 2-3 раза в неделю. Крещение совершается только над теми, которые через Евангелие и благодать Божию обратились ко Христу и веруют в Него от всего сердца как в своего Спасителя. Крещение имеет ту особенность, что оно должно совершаться только однажды, между тем как другие средства благодати в течение жизни христианина повторяются и возобновляются. Баптисты веруют во второе пришествие Христа и воскресение мертвых. Одну из отличительных особенностей религиозной жизни у баптистов составляет настойчивое требование деятельной любви к ближнему. Верующий должен заботиться не только о душевном спасении, но и о телесном благе всех. Благотворительность задана в баптистских общинах очень строго. Также и распространение христианства является обязанностью каждого верующего. Главный принцип жизни: "жить в мире, но быть не от мира сего". Церковь рассматривается как община "видимых святых", которая независима от светской власти и вышестоящих баптистских организаций. Богослужение в баптизме не носит литургического характера. Убранство баптистских церквей простое. До 19 в. в них не отмечались Рождество и Пасха (позднее стали праздноваться). Есть свои праздники, например, День Единства. Назначаемые в баптизме лица на пасторское или иное служение не считаются носителями священной или церковной власти. У баптистов не существует резкой грани между священнослужителями и мирянами. Баптисты встречаются почти во всех странах мира. Помимо этих основных течений существует огромное количество протестантских сект, наиболее значимыми из которых являются следующие. Адвентизм. Центральным догматом этой секты является второе пришествие. Библия - единственный источник веры. По представлениям адвентистов, мир будет уничтожен огнем, и для верующих откроется новая земля. Второе пришествие приведет к воскрешению праведников. Установится тысячелетнее царствование Христа. Но чтобы заслужить царство божие необходимо вести праведную жизнь в соответствии с библейскими нравственными нормами. Из обрядов наиболее распространено водное крещение. Адвентисты в процессе своего развития раскололись на несколько сект, крупнейшая из которых - адвентисты седьмого дня (существуют с 1863 г.). Они соблюдают субботу и рассматривают ее как печать, которой отмечены избранные. В этот день нельзя не только работать, но и готовить пищу. В пользу церкви адвентисты отчисляют 1/10 доходов. Адвентисты отрицают бессмертие души, считая, что душа умирает и воскресает вместе с телом, также не верят в рай и ад. Христос трактуется как личный спаситель. Для адвентистов характерна строгая библейская мораль и аскетизм (не одобряется даже чтение художественной литературы). Адвентисты отличаются высокой миссионерской активностью. На рубеже веков насчитывали около 5 млн. адвентистов в мире, свыше 22 тыс.церквей в 184 странах. Пятидесятники - секта, возникшая в США в конце 19 - начале 20 вв. В России появилась в начале 20 в. Название связано с мифом о сошествии Святого Духа на апостолов в 50-й день после вознесения Христа. Дары Святого Духа обретаются через крещение и доступны лишь истинным последователям Сына Божьего в качестве служения ему. Внешний признак крещения - разговор с Богом на незнакомом языке (глоссалия), и под этим понимается третье благословение (1-е - обращение, 2-е - освящение, 3-е - крещение Святым Духом). Пятидесятники не признают официальных церковных обрядов, икон, креста, проводят экстатические моления.
Дополнительная литература по теме:
Тестовые вопросы на повторение материала |