ЛЕКЦИЯ 7ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСЛАМА. КОРАН
Ислам является третьей мировой религией и число его приверженцев, которое постоянно растет, составляет около 20% населения земного шара. В трех десятках государств ислам является государственной религией и еще в четырех десятках государств мира мусульмане составляют большинство. 1. Источники ислама.
В исламской традиции эти откровения воспринимаются как речь самого Аллаха, избравшего Мухаммеда для пророческой миссии. Собранные воедино, сведенные в один список, в период правления халифа Османа (644-656 гг.), эти откровения составили канонический текст Корана, который дошел до наших дней в неизменном виде. (Первый полный такой список датируется 651-м годом). Не вошедшие в Коран записи были уничтожены. Коран состоит из 114 глав-сур, которые делятся на 6219 стихов (аятов). В каждой суре от 286 до 3 аятов. Всего в Коране 77934 слова. В аятах от 1 до 68 слов. Суры расположены без всякого смыслового порядка по размерам: более длинные в начале, короткие - в конце. Одно и тоже повторяется многословно в разных сурах. Каждая сура, кроме девятой, начинается со слов: "Во имя Аллаха милостивого, милосердного..." Где бы ни жил мусульманин, на каком бы языке ни говорил, он обязательно произносит их несколько раз в день по-арабски, как они звучат в Коране: "Бисми-ллахи-р-рахмани-р-рахим…"; во всяком случае - первые два: "Бисмилла". Основное содержание Корана составляют восклицания и прославления величия и могущества Аллаха, предписания, запреты, угрозы "неверным". В Коране пересказываются истории многих персонажей и события христианских и иудейских религиозных книг (Библия, Тора), хотя детали часто отличаются. Такие известные библейские фигуры, как Адам, Ной, Авраам, Моисей, Иисус упомянуты в Коране, как Пророки Ислама. В тексте нет следов редакционно-литературной отделки. Хотя суры расположены не в хронологическом порядке, их делят на "мекканские" (до хиджры) и "мединские" (после хиджры) соответственно периодам пребывания Мухаммеда в Мекке и Медине. В "мекканских" частях Корана Мухаммед говорит о будущем воскресении из мертвых и существовании единого Бога, осуждает языческий обряд погребения заживо новорожденных девочек; на первых порах ведущей мыслью Мухаммеда было не единобожие, а близящийся Cтрашный суд. Суры "мекканских" откровений делятся на три группы. В сурах первой группы содержатся наставления и призывы поразмыслить о спасении; эти откровения соответствуют начальным четырем годам деятельности Мухаммеда и древнейшей считается 96-я сура. Во вторую группу входят суры пятого и шестого года деятельности Мухаммеда, предсказание о Страшном суде как бы отступает на задний план перед провозглашением единобожия. Содержатся и сказания о предшествующих пророках. В третьей группе откровений (шестой год до хиджры) таких сказаний становится больше. Аллах упоминается как Рахман (Милостивый), но в позднейших сурах это слово исчезает. Суры "мединского" периода содержат множество культовых, юридических и этических предписаний, намеки на некоторые происходившие события, призывы уважать пророка и его семью, восхваление тех, кто умирает "на пути Божьем", выпады против лицемеров, фарисеев ислама, и против христианской Троицы; встречаются также выпады против евреев. Деятельность Авраама (Ибрахима) Мухаммед стал связывать только с арабами и, согласно Корану, он со своим сыном Исмаилом создал не только мекканское святилище, но и чистую первоначальную религию, ту самую, которую стремится восстановить Мухаммед и которую исказили евреи и христиане. В "мединских" сурах нет какого-либо специального кодекса законов, и мусульмане не ведут судопроизводства по Корану, однако более 500 стихов (суры 2, 4, 5) содержат предписания по религиозным, гражданским и уголовным делам и ясно излагают обязанности образцового мусульманина (например, 2: 172). Большинство сур составлены из отрывков различных откровений, часто не связанных тематически и произнесенных в разное время. Большая часть Корана - полемика в форме диалога между Аллахом, говорящим то в первом, то в третьем лице, то через посредников ("дух", архангел Джабраил), но всегда устами Мухаммеда, и противниками Пророка, или же обращение Аллаха с увещеваниями и предписаниями к его последователям. Своеобразие языка Корана, неоднородность его формы и стиля обусловлены длительностью создания Корана, разнообразием содержания, поисками Мухаммедом точных средств выражения для идей и социальных реалий, находивших свое осмысление в процессе его пророческой деятельности. Значительная часть Корана представляет собой рифмованную прозу. Своеобразие Корана как историко-кульурного памятника и как исторического источника заключается в двойственности его идеологической основы. Коран закрепил божественной санкцией результаты длительного процесса перестройки социальной действительности, доминирующее положение уже существовавших, как правило, оседлых центров Внутренней Аравии, институтов и норм. Мировоззрение, отраженное Кораном, является новой ступенью в развитии общественного сознания общества Аравии, а не спонтанный творческий акт Пророка.
Для миллионов мусульман Коран - священная книга. Но это также и уникальный культурный памятник, принадлежащий к культурному наследию арабского мира. Трудно переоценить масштабы воздействия его на духовное и общественное развитие народов Востока. Выдающиеся художественные достоинства Корана безусловно признаны всеми знатоками арабской словесности. Однако многие из них теряются при буквальном переводе. По шариату, мусульманин несет следующие обязанности перед Кораном: Верить в то, что Благородный Коран является Словом Всевышнего Аллаха и учиться читать его в соответствии с правилами произношения (таджвида). Брать Коран в руки лишь в состоянии омовения и перед чтением произносить: А'узу би-л-Лахи мин аш-шайтани-р-раджими! Би-сми л-Лахи р-Рахмани р-Рахим! При чтении Корана надо по возможности обратиться в сторону Каабы и выказывать предельное уважение и при чтении, и при слушании его текстов. Коран необходимо читать в чистых местах. Нельзя читать Коран возле людей, занятых другими делами или рядом с прохожими. Держать Коран следует на высоких (полках) и чистых местах. Нельзя держать Коран на низких полках и нельзя класть на пол. Строго следовать (насколько хватает сил) всем Предписаниям, указанным в Коране. Всю свою жизнь строить в соответствии с нравственными принципами Священного Корана. Первые инициативы по научному изучению, переводу и распространению Корана в России принадлежат Петру I. По его приказу в 1716 г. в Петербурге был напечатан первый перевод Корана на русский язык, выполненный неизвестным переводчиком (неоднократно приписывался Дмитрию Кантемиру или Петру Посникову) с французского перевода, принадлежавшего дипломату и востоковеду Андре дю Рие (1580?-1660?). Опубликованный русский перевод назывался "Алкоран о Магомете, или Закон турецкий". Новый период в истории Коран в России связан с правлением Екатерины II, по указу которой в 1787 г. в типографии Академии наук в Петербурге впервые в России был напечатан полный арабский текст Корана для бесплатной раздачи "киргизцам". Кроме Корана, мусульмане признают и другие священные книги. Сунна - (арабск. "путь, пример, образец; поведение") - Священное Предание ислама о жизни, суждениях и поступках пророка Мухаммеда, изложенное в рассказах, которые называются хадисы (у суннитов); у шиитов состав рассказов иной; шиитские сборники называются ахбары (ед. ч. хабар). Сунна содержит много противоречивых положений, и ее признают в качестве священной книги не все мусульмане. Рассказы о жизни Мухаммада призваны служить образцом
для каждого мусульманина и всего мусульманского сообщества в социально-религиозной
организации жизни, при разрешении семейных, межличностных и групповых
конфликтов и практических вопросов всякого рода. Сунна суннитов насчитывает
6 главных сборников, множество второстепенных и несколько недостаточно
достоверных (последние - своего рода мусульманские апокрифы). Главные
сборники Сунны были записаны в период с конца 7 до конца 9 в.; содержит
комментарий и дополнения к Корану. Каждый рассказ Сунны (хадис) содержит, во-первых, собственно информационный компонент (рассказ о случае из жизни Мухаммада, его пророчество или суждение об историческом событии, о разных арабских племенах и т. п.); во-вторых, в качестве свидетельства надежности сообщения, компонент, называемый иснад - перечень людей, которые передавали данный рассказ из поколения в поколение. Сунна составляет важную часть мусульманского религиозного образования; это второй по значимости (после Корана) источник правовых и религиозно-этических норм, а также мусульманских мировоззренческих представлений. Выражение "соблюдать Сунну" означает подражать Мухаммаду, вести правильную мусульманскую жизнь. Сложилась также устойчивая формула "Во имя Книги Аллаха и Сунны его пророка" - своего рода начинательная молитва у мусульман. В знак почитания Сунны правоверные мусульмане стали называть себя ахль ас-сунна, т. е. "люди Сунны, или сунниты". Соотношение Священного Писания и Священного Предания в исламе, как и в христианстве, по-разному трактуется фундаменталистами и сторонниками более умеренных направлений. Как и в христианстве, фундаменталисты склонны к более высоким оценкам Предания, чем либералы. Определенную роль играют различные произведения мусульманских богословов, например, иджма - "общее согласие мусульманской общины". Этот источник складывался из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммеда и наиболее влиятельными теологами-правоведами. Правомерность иджмы как одного из источников выводят из указания Мухаммеда: "Если вы сами не знаете, спросите тех, кто знает". 2. Проповедь Мухаммеда и возникновение новой религии. Исторические условия и происхождение ислама прослеживаются яснее, чем во многих других религиях, так как сохранилось множество письменных исторических источников.
В VI в. происходит упадок караванной торговли из-за перемещения торговых путей, что привело к нарушению экономического и социального равновесия. Многие кочевники стали переходить к оседлому образу жизни и к земледелию, что резко повысило потребность в земле и привело к столкновениям между племенами. В связи с этими обстоятельствами возникла потребность в объединении и прекращении межплеменной розни. Объединение требовало единой идеологии, которую могла дать новая религия, причем религия монотеистическая, которая позволила бы объединить различные племенные культы благодаря вере в единого верховного бога. Политическое и религиозное движение возглавил
пророк Мухаммед (570-632). Он был мекканским
торговцем и имел интересную судьбу и яркие способности (см.
биографию Мухаммеда в статье из словаря Брокгауза и Ефрона). Движение Мухаммеда получило и политическую окраску: главой арабов должен был стать пророк - посланник аллаха на земле. Часть мекканцев Мухаммед смог привлечь, но верхушка племени корейшитов была против нового пророка, поэтому Мухаммед был вынужден переселиться с группой своих сторонников из Мекки в Ясриб (позднее - Медина), где из гонимого религиозного реформатора-бунтаря он стал главой сплоченной общины верующих. Это переселение в 622 г. (хиджра) стало началом мусульманского летоисчисления. В конечном счете Мухаммеду удалось заручиться поддержкой самых различных социальных групп. В 20-30 гг. VII в. было завершено оформление мусульманской общины Мухаммеда в Медине. Была создана религиозная и надплеменная организация - ядро складывающегося государства. Сам Мухаммед выступал в роли пророка, вождя, военного предводителя и судьи. С помощью ислама и военных отрядов постепенно преодолевался племенной сепаратизм. Ближайшие родственники и сподвижники Мухаммеда постепенно вошли в привилегированную группу, из которой после смерти пророка в 632 г. выделялись новые единоличные вожди мусульман - халифы (заместители пророка). Дополнительная литература по теме:
|